Научная статья на тему 'Права детей с ОВЗ: международные, российские инициативы и опыт психологического исследования представлений подростков'

Права детей с ОВЗ: международные, российские инициативы и опыт психологического исследования представлений подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1042
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОВЗ / ПРАВА РЕБЕНКА С ОВЗ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ПРАВА РЕБЕНКА / RIGHTS OF THE CHILD / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / THE RIGHTS OF THE CHILD WITH SPECIAL NEEDS / THE REPRESENTATION OF ADOLESCENTS ABOUT THE RIGHTS OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черная Анна Викторовна, Гришина Людмила Николаевна

В статье представлены анализ понятийного аппарата исследования международных инициатив в области прав детей с ОВЗ, деятельности в сфере обеспечения и защиты прав детей с ОВЗ в Российской Федерации; результаты психологического исследования представлений подростков о правах ребенка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rights of Children with Special Needs: International, Russian Initiatives and Experience of Psychological Research of Adolescents’ Representations

The article presents analysis of the conceptual research apparatus; international initiatives in the field of children's rights with special needs; activities in the field of ensuring and protecting the rights of children with special needs in the Russian Federation; the results of psychological research representations of adolescents' about the rights of children with special needs.

Текст научной работы на тему «Права детей с ОВЗ: международные, российские инициативы и опыт психологического исследования представлений подростков»

для дошкольных образовательных учреждений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. -№ 2. - С. 120-126.

7. Мануйлова В. В. Возможности реализации практикоориентированной модели обучения студентов педагогического колледжа посредством учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - № 5. -С. 75-78.

8. Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Де-дюхина Г. В. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. - М.: МГПУ, 2012. - 64 с.

9. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. -2016. - № 10. - С. 46-52.

10. Рожков А. И., Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А. Деятельность Федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 11. -С. 34-38.

А. В. Черная, Л. Н. Гришина

УДК 159.99

ПРАВА ДЕТЕЙ С ОВЗ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ, РОССИЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ОПЫТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

> настоящее время перед обществом стоят проблемы детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социальной интеграции, обеспечения равных условий в получении образования, услуг, создании доступной среды. Принятие Организацией Объединенных Наций Декларации о правах инвалидов (1975), а затем принятие и ратифицирование государствами мира Конвенции о правах инвалидов (2006) ознаменовали признание правового статуса данных категорий людей, смену парадигмы отношения и подходов к инвалидам и лицам с ОВЗ на национальном и государственном уровнях.

Положительная динамика в направлении изменения отношения общества к инвалидам и лицам с ОВЗ связана с реализуемой в Российской Федерации государственной политикой по социальной интеграции и адаптации -повышением информированности общества о людях с ОВЗ и их проблемах; развитием новейших технологий в сфере распространения информации и социальных отношений, позволяющих наиболее полно раскрывать интеллектуальный, физический и личностный потенциал инвалидов и лиц с ОВЗ [4].

Согласно статистическим данным ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, инвалидизация детей и подростков связана с рисками и угрозами для жизни, их психологического и физического благополучия. Каждый десятый ребе-

20/7/2

нок в мире имеет инвалидность или ОВЗ; дети-инвалиды в 1,7 раз чаще, по сравнению со сверстниками, становятся жертвами насилия и в меньшей степени получают защиту, правовую или профилактическую помощь; 30% бездомных детей являются инвалидами или имеют ОВЗ; из 20% детской смертности 60% приходится на детей-инвалидов; 90% детей-инвалидов в развивающихся странах не посещают школу [9].

Ряд проблем связаны с соблюдением и защитой прав детей-инвалидов, детей с ОВЗ, обеспечение которых становится одним из приоритетных направлений деятельности ответственных за охрану жизни и здоровья данной категории детей специалистов. Масштабные инициативы и мировые тренды в сфере поддержки детей с ОВЗ освещены во Всемирном докладе об инвалидности ВОЗ (2011) и Докладе ЮНИСЕФ «Положение детей в мире, 2013 год: Дети с ограниченными возможностями» (2013). Анализ статистических данных о данной категории детей; определение барьеров, возникающих вследствие инвалидности; рекомендации по устранению дискриминации; программы создания инклюзии детей и подростков с инвалидностью и ОВЗ; современные методы диагностики инвалидности; меры реагирования на нарушение прав данной категории детей являются значимым ориентиром в деятельности специалистов, работающих с детьми и подростками с ОВЗ.

Понятийный аппарат исследования

В Декларации о правах инвалидов понятие «инвалид» акцентирует социальную составляющую и определяет как инвалида лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей [5].

Российское законодательство связывает инвалидность, в первую очередь, с нарушениями здоровья человека. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусло-

вленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [10]. При этом в понятии «инвалид» фиксируется результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека.

В международной практике понятие «инвалид», категорично разделяющее людей по состоянию их здоровья, нарушающее равноправие в системе социальных отношений, заменяется понятием «человек с ограниченными возможностями здоровья», не ущемляющим права человека, а отражающим его проблему [6]. Наряду с этим в науке используется термин «дети с особыми образовательными потребностями», подразумевающий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [7]. Данные понятия, хотя и констатируют некоторую изначальную ограниченность человека по состоянию его здоровья по сравнению с условно здоровыми людьми, но в целом в меньшей степени нарушают его социальные права.

Введение в науке более широкого понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, снижает более категоричное понятие «лицо с отклонениями в развитии» [11]. Вместе с тем отсутствие строгой нормативной регламентации понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в российском законодательстве зачастую приводит к идентификации понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Таким образом, существующие разночтения и различия в трактовке понятий, раскрывающих статус детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создают риски их социальной и психологической стигматизации.

Международные инициативы в области прав детей с ОВЗ

Права детей с ОВЗ являются предметом деятельности ООН, ЕС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Совокупность международых нормативно-правовых документов, касающихся прав

детей с ОВЗ, обеспечивает признание прав детей с ОВЗ без каких бы то ни было исключений, различий и дискриминации; правовую основу формирования механизмов международной защиты прав детей с ОВЗ; призыв к предупреждению детской инвалидности и вовлечению детей с ОВЗ в жизнь общества (Декларация прав ребенка (1959), Декларация о правах инвалидов (1975), Санбергская Декларация (1981), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Декларация об образовании и подготовке в области прав человека (2011).

Признание государствами важности обеспечения, соблюдения и защиты прав детей с ОВЗ обеспечиваются просветительско-воспи-тательной работой, направленной на повышение осведомленности общества в вопросах инвалидности; укреплением уважения прав инвалидов; разрушением негативных стереотипов в их отношении; пропагандой потенциала инвалидов; включением детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательную среду на основе обеспечения равных возможностей (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), Конвенция о правах ребенка (1989), Конвенция о правах инвалидов (2006)).

Признание необходимости содействия эффективным мерам по предупреждению инвалидности, восстановления трудоспособности обеспечивает реализацию целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни и развитии (Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)).

Реальная практика обеспечения правовой защиты прав детей с ОВЗ осуществляется международными организациями посредством реализации программ и проектов: «Между народная сеть женщин (девочек) - инвалидов» (программа ООН); «Содействие интеграции детей-инвалидов в школы», «Поддержка социальной интеграции детей-инвалидов» (программы ЕС); «Борьба с дискриминацией»,

«Все дети равны» (программы ЮНИСЕФ). Данные программы и проекты содержательно направлены на обеспечение прав детей-инвалидов, детей с ОВЗ; содействие их социальной интеграции и самореализации без какой-либо дискриминации.

Нормативно-правовые аспекты обеспечения и защиты прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ способствуют расширению прав данной категории детей, их возможности в получении образования, социальной интеграции, инклюзивного обучения, социализации и воспитания.

Обеспечение и защита прав детей с ОВЗ в Российской Федерации

Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию ООН о правах ребенка (1989) и Конвенцию ООН о правах инвалидов (2006), приняла на себя обязательства по приведению в соответствии с международными стандартами национальной политики в области прав детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Нормативно-правовые акты по социальной, семейной и образовательной поддержке детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями направлены на обеспечение их полноценного воспитания, обучения, интеграции.

Особым шагом осуществления государственной поддержки данной категории детей в Российской Федерации является принятие Национальной стратегии действий в интересах детей (2012), определяющей проблему социальной исключенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подчеркивающей необходимость обеспечения им равных возможностей, реабилитации и полноценной интеграции в общество [8].

Социально-психологические аспекты сопровождения и помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в целях обеспечения равенства, участия, недискриминации, доступной среды включены в федеральные целевые программы (ФЦП): «Доступная среда», «Дети-инвалиды», «Культура России», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие образования».

20/7/2

Учитывая важность признания прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ, сопряженной с ней социальной стратегии отношения общества к их правам, стратегии психологической поддержки прав данной категории детей ориентированы на снижение негативных стереотипов восприятия физических и психических недугов, снижения стигматизации, а также просвещения в области прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их статуса.

Исследование представлений

подростков о правах ребенка с ОВЗ

Важную роль в формировании позитивного отношения к инвалидизации в среде сверстников выполняют представления о данной категории детей, об их правах. С целью изучения представлений подростков 13-16 лет о правах детей с ОВЗ нами было проведено исследование с использованием экспресс-опросника «Представления о правах ребенка» (модифицированный вариант телефонного опроса «Флеш-Евробарометр ЕС «Конвенция о правах ребенка» [1; 2] и анкеты ЮНИСЕФ «Детский игровой отчет по правам ребенка» [3]). Модификация методического инструментария имела целью включение в опрос и отчет вопросы об отношении подростков к категории сверстников-инвалидов и с ОВЗ.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 32 им. Молодой гвардии Октябрьского района города Ростова-на-Дону. В нем приняли участие 42 подростка в возрасте 13-16 лет. Выбор данной возрастной категории обусловлен сензитивностью подросткового возраста к формированию ценностных ориентиров, личностных позиций «Я и общество», конкретизированных в межличностных отношениях.

Анализ полученных в ходе исследования данных осуществлялся по четырем содержательным блокам экспресс-опросника: 1. Представления о ребенке с ОВЗ (вопрос № 1); 2. Представления о наличии прав у ребенка с ОВЗ, их значимости и важности (вопросы № 2-6); 3. Представления о необходимости ребенку с ОВЗ прав на защиту и заботу, сво-

бодное выражение своего мнения, отдых и досуг, образование, медицинское обслуживание, пользование всеми социальными благами (вопросы № 7-12); 4. Представления о важности деятельности государства по защите прав ребенка с ОВЗ и специального обучения и информирования в СМИ о правах ребенка (вопросы № 13-16).

Анализ данных по первому блоку вопросов позволяет сделать вывод о том, что у подростков недостаточно сформированы представления о детях с ОВЗ. 57 % опрошенных подростков затрудняются дать ответ на вопрос «Ребенок с ОВЗ - это...»; 43 % опрошенных подростков предполагают, что ребенок с ОВЗ -это ребенок с «врожденными заболеваниями, не позволяющими ему жить и развиваться полноценно, как здоровые дети»; «неправильным развитием организма»; «физическими или психическими отклонениями»; «получивший травмы»; «находящийся под регулярным наблюдением врачей».

Анализ данных по второму блоку вопросов свидетельствует о несформированности представлений подростков о правах детей с ОВЗ, их значимости и важности. Подростки имеют представления о правах ребенка (78 %) и обобщенные представления о правах ребенка с ОВЗ (38 %). Им представляется важным наличие особых прав у ребенка с ОВЗ (78 %); их соблюдение (81 %); невозможность их ограничения (50 %).

Анализ данных по третьему блоку вопросов показал, что подросткам представляется в первую очередь важным для детей с ОВЗ наличие прав на медицинское обслуживание (93 %). Не менее важными для подростков представляется наличие прав у ребенка с ОВЗ на отдых и досуг (90 %), образование (88 %), защиту и заботу (86 %), свободное выражение своего мнения (83 %), пользование всеми социальными благами (81 %).

Анализ данных по четвертому блоку вопросов показал сензитивность подростков к проблеме учета интересов детей с ОВЗ при принятии государственных законов (63 %) и противоположную позицию в вопросе необходимости специального обучения по пра-

вам ребенка и информирование о правах ребенка в СМИ. Подростки не уверены в том, что права детей с ОВЗ полностью защищены (36 %) и отмечают, что если ребенку с ОВЗ понадобится помощь по защите своих прав, он может столкнуться с проблемами (79 %). Подростки затрудняются ответить, важно ли для них наличие специального обучения по правам ребенка и информирование о правах ребенка в СМИ (48 %).

Данные, отражающие представления подростков по четырем содержательным блокам экспресс-опросника «Представления о правах ребенка», представлены в Таблице 1.

Анализ полученных в ходе исследования данных показал сензитивность подростков к данной категории сверстников, их правам. Мы предположили, что обобщенный характер представлений подростков о правах детей с ОВЗ и неопределенность в важности специального информирования о правах ребенка в СМИ обусловлены использованием случайных источников информации о правах ребенка, в том числе с ОВЗ, и недостаточно корректным толкованием этой информации.

Исследование представлений подростков о правах их сверстников - детей-инвалидов и детей с ОВЗ - прогнозирует возможности формирования у подростков «принимающей» позиции, когда «особый» сверстник может быть партнером по общению, одноклассником, другом [12].

Кроме того, полученные в ходе исследования результаты определяют перспективу практической деятельности в рамках данной проблемы, связанную с осуществлением психолого-педагогического сопровождения развития представлений о данной категории детей, их правах в подростковой среде с целью повышения готовности подростков к принятию сверстников с ОВЗ, осознанию необходимости интеграции и социализации данной категории детей [13].

АННОТАЦИЯ

В статье представлены анализ понятийного аппарата исследования международных инициатив в области прав детей с ОВЗ, деятельности в сфере обеспечения и защиты

Таблица 1. Данные, отражающие представления подростков по четырем содержательным блокам экспресс-опросника «Представления о правах ребенка»

я Варианты ответов

и о а

С о в Да Нет с = ¡3 а 8

& о 5 £ И щ

£ ^ я РО

Вопрос 43% 57%

№1 (N=18) (N=24)

Вопрос 76% 7% 17%

№2 (N=32) (N=3) (N=7)

Вопрос 38% 31% 31%

№3 (N=16) (N=13) (N=13)

Вопрос 78% 5% 17%

№4 (N=33) (N=2) (N=7)

Вопрос 81% 9% 10%

№5 (N=34) (N=4) (N=4)

Вопрос 26% 50% 24%

№6 (N=11) (N=21) (N=10)

Вопрос 86% 7% 7% (N=3)

№7 (N=36) (N=3)

Вопрос 83% 5% 12%

№8 (N=35) (N=2) (N=5)

Вопрос 90% - 10%

№9 (N=38) (N=4)

Вопрос 88% 5% 7% (N=3)

№10 (N=37) (N=2)

Вопрос 93% 2% 5% (N=2)

№11 (N=39) (N=1)

Вопрос 81% 2% 17%

№12 (N=34) (N=1) (N=7)

Вопрос 63% 10% 27%

№13 (N=26) (N=4) (N=11)

Вопрос 38% 26% 36%

№14 (N=16) (N=11) (N=15)

Вопрос 79% 2% 19%

№15 (N=33) (N=1) (N=8)

Вопрос 45% 7% 48%

№16 (N=19) (N=3) (N=20)

прав детей с ОВЗ в Российской Федерации; результаты психологического исследования представлений подростков о правах ребенка с ОВЗ.

20/7/2

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ОВЗ, права ребенка, права ребенка с ОВЗ, представления подростков о правах ребенка.

SUMMARY

The article presents analysis of the conceptual research apparatus; international initiatives in the field of children's rights with special needs; activities in the field of ensuring and protecting the rights of children with special needs in the Russian Federation; the results of psychological research representations of adolescents' about the rights of children with special needs.

Key words: children with disabilities, children with special needs, the rights of the child, the rights of the child with special needs, the representation of adolescents about the rights of the child.

ЛИТЕРАТУРА

1. Analytical report Flash EB № 235 // The Rights of the Child, European Commission. -

2008. - p. 77.

2. Analytical report Flash EB № 273 // The Rights of the Child, European Commission. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009. - p. 76.

3. Children's report on child rights and children's issues. United Nations Committee on the Rights of the Child. - UNICEF Office for Thailand, 2003. - p. 51.

4. Гладилина Л. С. Особенности социальной дистанции и толерантности учащихся ССУЗов, реализующих программу инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psy-edu.ru. - 2014. - Т. 6. - № 3. - С. 264-276. -URL: http://psyjournals.ru/ ru/2014/n3/71406.sh tml (дата обращения: 30.03.2017).

5. Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН, 1975 [Электронный ресурс] // Декларации, конвенции и другие нормативные документы. - URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/index. shtml (дата обращения: 30.03.2017).

6. Егупова М. А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Право и образование. - 2010. - № 2. - С. 34-40.

7. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче: матер. сообщений III Всероссийской науч.-практич. конф. по экзистенциальной психологии. - М.: Смысл, 2010.

8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201206040004 (дата обращения: 31.03.2017).

9. Фактологический бюллетень ООН по вопросам инвалидов // URL: http://www.un. org/ru/rights/disabilities/background_7.shtml (дата обращения: 30.03.2017).

10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: http://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/ (дата обращения: 30.03.2017).

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья: федеральный закон от 30.06.2007 № 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: http://legalacts.ru/ doc/federalnyi-zakon-ot-30062007-n-120-fz-o/ (дата обращения: 30.03.2017).

12. Черная А. В. Эффекты влияния ки-берпространства на детей с ограниченными возможностями здоровья: матер. международ. образоват. форума // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сб. материалов. - 2015. - С. 146-150.

13. Черная А. В., Гришина Л. Н. Права ребенка в представлениях подростков: опыт психологического исследования и проектирования просветительских программ: матер. IV ежегодн. науч.-практич. конф. преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета // Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности: сб. науч. трудов. - 2016. - С. 86-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.