Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как перспектива социального развития общества'

Инклюзивное образование как перспектива социального развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3029
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА РЕБЕНКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ГОСУДАРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛЬ / ОБЩЕСТВО / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / INTEGRATION / A STATE POLICY / THE RIGHTS OF THE CHILD / AN EDUCATION SYSTEM / REQUIREMENTS / THE STATE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EMPLOYMENT / THE EMPLOYER / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишмеева А.С., Герасимова Д.И., Сафина Е.А.

В статье обосновывается право на образование как одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России, исследуются проблемы инклюзивного образования. Впервые предпринята попытка условно выделить периоды в истории организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в системе образования в соответствии с отношением к этому явлению общества. Еще в начале XVI века в странах Западной Европы издаются первые пособия по обучению детей-инвалидов и практически с середины XVII века открываются специальные школы. Далее фактически до середины XX века дети с психофизическими нарушениями обучались в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, то есть они были изолированы от нормальных детей. За этот период авторы выделяют три модели образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): с середины XVII века по 60-е годы XX века работала сегрегационная модель; с середины 60-х по 80-е интеграционная модель как начало организации процесса обучения здоровых детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья; с 80-х годов по настоящее время действие инклюзивной модели. В статье анализируются различные образовательные программы и методы обучения в эти периоды, дается зарубежный опыт организации обучения инвалидов и проблемы, возникшие в этой области в настоящее время. Необходимо отметить, что государство предоставляет инвалидам право на получение образования, однако на практике большинство из них сталкивается с различного рода трудностями. В статье сделан вывод о том, что доступность и повышение уровня профессионального образования инвалида станет фактором успешного трудоустройства, социального включения, материальной самостоятельности и психологического комфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education as prospects of social development of society

The article explains the right to education as a fundamental and inalienable constitutional rights of citizens of Russia, examines the challenges of inclusive education. First attempt be divided into periods in the history of the organization of the educational process of children with special educational needs in the education system in line with the attitude to this phenomenon of society. In the early 16th century in Western Europe published the first Handbook on teaching children with disabilities and almost since the mid 17th century opened special schools. Further in fact, until the mid-20th century children with mental and physical disabilities enrolled in mainstream educational institutions, i. e. they were isolated from the normal children. During this period, the authors identify three models of education of disabled persons and persons with disabilities: from the mid-17th century to the 60s years of the 20th century worked segregation model; since the mid 60’s to the 80 integration model, as the beginning of a process of education of healthy children together with children with disabilities; in the 80-ies till the present time the action of the inclusive model. The article analyzes various educational programs and teaching methods during these periods, given the international experience of organization of education of persons with disabilities and the problems encountered in the field currently. It should be noted that the state provides persons with disabilities the right to education, but in practice most of them facing various kinds of difficulties. The article concludes that the availability and increasing the level of professional education of the disabled will be a factor in successful employment, social inclusion, financial independence and psychological comfort.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как перспектива социального развития общества»

6. Order of the Ministry of labour of Russia dated 18/11/2013 № 681n «On approval of profes-sional standard «Specialist in rehabilitation work in the social sphere» (Registered in Ministry of justice of Russia 19.12.2013 № 30658) [Electronic resource]. - URL: base.consultant.ru (date accessed 12 April 2015).

7. Order of the Ministry of education and science from 19.12.2014 № 1598 «On approval of Federal state educational standard of primary General education students with disabilities health» (Registered in Ministry of justice of Russia 03.02.2015 № 35847) [Electronic resource]. -URL: base.consultant.ru (date accessed 12 April 2015).

8. Resolution of Chief state sanitary inspector of the RF dated 10.07.2015 № 26 «About the statement sanitary norms and rules 2.4.2.3286-15 «Sanitary-epidemiological require-ments to conditions and organization of training and education in organizations engaged in educational ac-

tivities on the basic General education adapted to programs for students with disabilities» (together with «SanPiN 2.4.2.3286-15. Sanitary-epidemiological rules and rule-revisions...») (Registered in Ministry of justice of Russia 14.08.2015 № 38528) [Electronic resource]. - URL: base. consultant.ru (date accessed 2 September 2015). 9. Letter of the Ministry of education and science of Russia dated 10.02.2015 № VK-268/07 «About Sauveur-im-prove the operation of the centres psihologo-pedagogical. medical and social assistance» (along with «The Recommendations of the Ministry of education and science of the Russian Federation to public authorities of subjects of the Russian Federation in the field of education for improvement of activity centres for psychological-pedagogical. medical and social assistance») [Electronic resource]. - URL: base.consultant.ru (date accessed 2 September 2015).

Ишмеева А.С.

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России», Россия, г. Уфа

Герасимова Д.И.

аспирант очного отделения ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Сафина Е.А.

аспирант очного отделения ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 37

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВA СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В статье обосновывается право на образование как одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России, исследуются проблемы инклюзивного образования. Впервые предпринята попытка условно выделить периоды в истории организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в системе образования в соответствии с отношением к этому явлению общества. Еще в начале XVI века в странах Западной Европы издаются первые пособия по обучению детей-инвалидов и практически с середины XVII века открываются специальные школы. Далее фактически до середины XX века дети с психофизическими нарушениями обучались в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, то есть они были изолированы от нормальных детей. За этот период авторы выделяют три модели образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): с середины XVII века по 60-е годы XX века работала сегрегационная модель; с середины 60-х по 80-е - интеграционная модель как начало организации процесса обучения здоровых детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья; с 80-х годов по настоящее время - действие инклюзивной модели.

В статье анализируются различные образовательные программы и методы обучения в эти периоды, дается зарубежный опыт организации обучения инвалидов и проблемы, возникшие в этой области в настоящее время.

Необходимо отметить, что государство предоставляет инвалидам право на получение образования, однако на практике большинство из них сталкивается с различного рода трудностями. В статье сделан вывод о том, что доступность и повышение уровня профессионального образования инвалида станет фактором успешного трудоустройства, социального включения, материальной самостоятельности и психологического комфорта.

Ключевые слова: инклюзивное образование, образовательные услуги для детей с особыми нуждами, интеграция, государственная политика, права ребенка, система образования, потребности, государство, образовательные учреждения, трудоустройство, работодатель, общество.

INCLUSIVE EDUCATION AS PROSPECTS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article explains the right to education as a fundamental and inalienable constitutional rights of citizens of Russia, examines the challenges of inclusive education. First attempt be divided into periods in the history of the organization of the educational process of children with special educational needs in the education system in line with the attitude to this phenomenon of society. In the early 16th century in Western Europe published the first Handbook on teaching children with disabilities and almost since the mid 17th century opened special schools. Further in fact, until the mid-20th century children with mental and physical disabilities enrolled in mainstream educational institutions, i. e. they were isolated from the normal children. During this period, the authors identify three models of education of disabled persons and persons with disabilities: from the mid-17th century to the 60s years of the 20th century worked segregation model; since the mid 60's to the 80 integration model, as the beginning of a process of education of healthy children together with children with disabilities; in the 80-ies till the present time the action of the inclusive model. The article analyzes various educational programs and teaching methods during these periods, given the international experience of organization of education of persons with disabilities and the problems encountered in the field currently.

It should be noted that the state provides persons with disabilities the right to education, but in practice most of them facing various kinds of difficulties. The article concludes that the availability and increasing the level of professional education of the disabled will be a factor in successful employment, social inclusion, financial independence and psychological comfort.

Key words: inclusive education, educational services for children with special needs, integration, a state policy, the rights of the child, an education system, requirements, the state, educational institutions, employment, the employer, society.

Первое документированное свидетельство успешного индивидуального обучения глухих детей относится к 1578 году. Испанский монах Педро Понсе де Леон представлял родителям глухих учеников письменный отчет о результатах специального обучения. С начала XVI века в странах Западной Европы появляются первые пособия по обучению детей-инвалидов, и с середины XVII века начинают открываться специальные школы. Фактически до середины XX века дети с психофизическими нарушениями обучались изолированно от нормально развивающихся детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. В подавляющем большинстве стран Европы и Америки государственные системы получения образования детьми с особыми образовательными потребностями могут быть представлены тремя моделями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная, и история их развития может быть условно разделена на три периода: середина XVII века - 60-е годы

XX века - сегрегационная («медицинская») модель; середина 60-х-80-е годы - интеграционная («модель нормализации»); 80-е годы по настоящее время - инклюзивная («модель включения»).

Создание сегрегационной, или медицинской, модели организации процесса обучения детей с психофизическими нарушениями развития было обусловлено заботой о ребенке, которому для успешного обучения необходимы особые условия: специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля для незрячих детей; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха); наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей и т. д.); специальные программы, учитывающие возможности ребенка; медицинское сопровождение; предпрофес-сиональная и профессиональная подготовка. Эти условия, на определенном этапе развития государства, можно было создать только в специальном учреждении.

Все вышеперечисленное, несомненно, относится к плюсам сегрегационной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Но есть и минусы. Прежде всего, эта система предусматривала изоляцию ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, так как часто специальные (коррекционные) учреждения находятся далеко от места проживания ребенка, общение с детьми одного уровня отнюдь не способствует полноценному развитию речи и социализации ребенка в общество.

За рубежом сегрегационная модель в полном объеме была представлена примерно до конца 60-х годов прошлого века. Необходимо отметить, что после окончания Второй мировой войны нарастало стремление общества к гуманизации как движение за гражданские права любого человека, независимо от его национальности, пола, возраста и состояния здоровья. Одним из средств формирования общемировых тенденций развития государств было создание Организации Объединенных Наций (ООН) и разработка и подписание ряда международных конвенций и соглашений, в частности, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Декларации прав ребенка (1959 г.).

Концепция нормализации (интеграции) делала упор на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором он живет. Это понятие было принято в США и Канаде и стало катализатором формирования так называемых «паттернов культурно-нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества. Вначале речь шла о пациентах психиатрических больниц и домов-интернатов, в том числе и детских домов системы социальной защиты населения. Параллельно развивался процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Само понятие «нормализации» (интеграции) появилось в Норвегии. Интеграция в этом контексте обычно рассматривалась как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы, характерные для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении. Для модели интеграции основополагающими являются следующие принципы:

- ребенок с особенностями развития - человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

- общество должно обеспечивать ребенку условия жизни, максимально приближенные к нормальным (отсюда и название модели).

Развитие модели «нормализации» приводит:

- к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств;

- к изменению позиции самого человека с ОВЗ в части ответственности и права на самостоятельную жизнь.

Постепенно эта концепция стала тоже представляться не вполне совершенной, так как она по существу предполагала, что ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом. Однако меняться быстро общество не способно, и при таких условиях можно говорить только о физической составляющей интеграции и отсутствии социальной составляющей. Кроме того, как подчеркивают некоторые исследователи, нормализация не предполагала учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе [1, с. 12]. К тому же неизбежно возникает вопрос, что есть «норма» и кто, по каким критериям ее будет определять.

Конец 80-х годов прошлого столетия ознаменовался принятием ряда международных документов, способствующих изменению отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка, которую, на сегодняшний день, подписали 193 страны, в том числе и Россия. Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая в марте 1990 года в Джомтьене (Тайланд), положила начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. К ключевым аспектам и принципам Джомтьенской конвенции относят: всеобщий доступ к обучению; содействие обеспечению равенства; привлечение внимания к учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и укрепления партнерских связей. Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 году, провозгласившей, что каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей; обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы

с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования, и предложившей тактику по влиянию на политику и практику обучения, для того чтобы принципы инклюзивного образования действительно соответствовали этим декларациям.

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, и 24 сентября 2008 года Российская Федерация ее подписала. Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество. Статья 24 прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обеспечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях: «При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности...»

Международное движение «Образование для всех» основано на идее, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Это ведет к необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды, которая позволяет детям получать знания и способствует этому [2, с. 106]. Такая среда должна быть инклюзивной по отношению к детям, эффективной и дружественной, здоровой и безопасной. Создание такой дружественной для обучения детей среды является важной частью стремлений разных стран мира увеличить доступ и улучшить качество работы школ. Таким образом, в англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция». Такая замена, по-видимому, кажется естественной жителям этих стран, если понимать этимологический смысл слов integrate как объединять в единое целое и include - как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Тогда слово inclusion представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе. Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Исландию, Индию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ЮАР, Испанию, Швецию, Уганду, США и Великобританию.

Проблемы соблюдения прав граждан с ограниченными возможностями вызваны продолжающимся ростом их числа во всех странах мира. Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны различных российских и международных организаций. Существует множество нормативно-правовых актов, в которых отражена государственная политика в области защиты прав инвалидов, а именно устанавливается право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на обеспечение такого положения, при котором лица, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. Иными словами, государство взяло на себя серьезные моральные, политические и экономические обязательства в отношении обеспечения равенства возможностей для граждан с ограничениями по здоровью.

Однако в действительности, инвалиды не могут вести полноценный образ жизни из-за объективно существующих в общественном устройстве социальных, физических, психологических и иных барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. Инвалиды также имеют свои «особые» потребности, без удовлетворения которых даже не имеет смысла говорить об их интеграции в социум. Поэтому государственная политика, проводимая в отношении инвалидов, должна обеспечивать право инвалидов на полноценное участие в жизни общества через особые меры политического и социального характера.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Конституция РФ, в соответствии с международными нормами, признает в ст. 43, что «каждый имеет право на образование» [3]. Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» [4] одними из основных принципов государственной политики в области образования является обеспечение права каждого человека на образование, а также недопустимость дискриминации в сфере образования. Также право на образование гарантировано ст. 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки». Также в ст. 71 Закона РФ «Об образовании» указано, что «право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях». Порядок приема и обучения инвалидов конкретизирован в Письме

Минобразования РФ от 25.03.1999 г. № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования».

Таким образом, можно сделать вывод, что государство предоставляет инвалидам право на получение образования, однако на практике большинство из них сталкивается с различного рода трудностями.

Актуальной является проблема обучения детей, не посещающих образовательные учреждения в связи с инвалидностью. Мы все понимаем, что инвалиды испытывают трудности с получением профессионального образования. Основная проблема заключается в недостаточном финансирования обучения инвалидов. На организацию процесса обучения инвалидов требуется больше затрат: приобретение специальных технических средств для обучения инвалидов по зрению или по слуху; подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы именно с инвалидами. С этими же вопросами, естественно, связан и вопрос качества обучения инвалидов. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

Нельзя не отметить, что возможность получения образования способствует решению проблемы трудоустройства, что в свою очередь положительно влияет на социальную адаптацию инвалидов в обществе. И совершенно очевидна связь проблемы образования инвалидов с проблемой их занятости.

Общепризнано, что инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права в области занятости. Однако многие инвалиды лишены возможности трудоустройства или принимаются на второстепенную и низкооплачиваемую работу. В периоды безработицы, нестабильности и экономических спадов инвалиды, как правило, увольняются в первую очередь, а принимаются на работу - в последнюю. Дело обстоит именно таким образом, хотя можно с полной уверенностью сказать о том, что при надлежащей оценке, подготовке и трудоустройстве большинство инвалидов могут выполнять широкий круг задач в соответствии с существующими трудовыми нормами.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Если проанализировать статьи 20-22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5], то можно выделить следующие предоставленные гарантии трудовой занятости инвалидов в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда:

- осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;

- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

- организация обучения инвалидов новым профессиям.

Дополнительные гарантии занятости инвалидам предоставлены ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» [6]. Согласно ст. 13 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профориентации и т. п.

Таким образом, здесь можно выделить следующие основные проблемы:

- недостаточное квотирование мест для инвалидов;

- отсутствие механизма взимания платы в государственный фонд занятости населения;

- недостаточно развита сфера надомного труда инвалидов с высокой степенью потери трудоспособности;

- государственные предприятия и коммерческие организации не принимают на работу инвалидов.

Нельзя упускать из виду нормативный фактор. Ранее в сфере содействия занятости лиц с ограниченными возможностями существовал баланс «кнута и пряника». В роли первого выступало квотирование рабочих мест, в качестве второго - налоговые льготы. Работодатель, трудоустроивший работника-инвалида, еще несколько лет назад получал возможность уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль, мог также получить льготы по страховым взносам на травматизм. Однако в настоящее время у работодателя нет особой заинтересованности в трудоустройстве инвалидов, ведь при этом не уменьшается налоговое бремя, как это было ранее. Результаты такой политики налицо: в РФ работает не более 10 % инвалидов, тогда как в США - 30 %, в Великобритании - 40 %, в Китае - 80 %. Правительства развитых стран давно подсчитали, что выгоднее вложить средства в реабилитацию, адаптацию и трудоустройство льготников, нежели пожизненно содержать их за счет пособий. Между тем влияние на работодателей они

оказывают в основном за счет экономических методов. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в большинстве государств не применяется и считается пережитком.

При реализации политики доступности высшего образования для инвалидов необходимо считать основным приоритетом концепцию независимой жизни: разработать меры по более широкой вовлеченности инвалидов в получение высшего образования, включить показатели их обучения в систему рейтинговых оценок вузов; усилить требования к выполнению контрольных нормативов по созданию безбарьерной среды в вузах, развитию транспортных услуг студентам-инвалидам; содействовать трудоустройству и анализировать карьеру вузовских выпускников-инвалидов; предупреждать и устранять элементы дискриминационной институциональной политики в учреждениях; осуществлять распространение позитивных образов инвалидов на уровне вуза; привлекать средства массовой информации по созданию положительного имиджа высшего образования для инвалидов.

Важно развивать опыт интегрированного образования, добиваться обеспечения условий и программ обучения, учитывающих индивидуальные возможности лиц с нарушением здоровья, и принципа «нормализации», то есть предоставление возможностей для обучения таких категорий лиц в обычных учебных заведениях.

Государство и общество должны создавать такую структуру образования, такие условия жизни, чтобы инвалид не чувствовал ущербности и смог удовлетворить свои потребности. Повышение уровня профессионального образования инвалида станет фактором успешного трудоустройства, социального включения, материальной самостоятельности, психологического комфорта.

Список литературы: 1. Бикбулатова А.А., Галиуллина С.Д. Инновационная политика вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов для оказания услуг в сфере сервиса лицам с ограниченными возможностями здо-

ровья // Социальная политика и социология. - 2014. № 4 (105). - С. 7-21.

2. Галиуллина С.Д., Коган О.С. Проблемы социальной адаптации и доступного туризма для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 4 (10). - С. 104-108.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации».

List of literature:

1. Bikbulatova A.A., Galiullina S.D. Innovative policy of higher education institution on training of highly qualified specialists for rendering services in the sphere of service to persons with limited opportunities of health/Social policy and sociology. - 2014. - №. 4 (105). - P. 7-21.

2. Galiullina S.D., Kogan O.S. Problems of social adaptation and available tourism for disabled children and persons with limited opportunities of health in the Republic of Bashkortostan // The UGUES Bulletin. Science, education, economy. Series: Economy. - 2014. - № 4 (10). - P. 104-108.

3. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993).

4. The federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (an edition of 13.07.2015) «About education in the Russian Federation».

5. The act of the Russian Federation of 19.04.1991 № 1032-1 (an edition of 22.12.2014) «About employment of the population in the Russian Federation».

6. The Law of the Russian Federation of 19.04.1991 № 1032-1 (Ed. By 12.22.2014) «On employment in the Russian Federation».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.