УДК: 349.3 ГРНТИ: 10.67.01
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П. А.Чернова
Петрозаводский государственный университет Россия, 185000, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Н Чернова Полина Андреевна - [email protected]
В статье исследуются вопросы правового статуса детей инвалидов в контексте международных норм и российского законодательства. Приводятся статистические данные, свидетельствующие о росте инвалидности среди российских детей. Ставится вопрос о необходимости исследования современного положения детей-инвалидов и механизма защиты и реализации их прав. Приводится свод законодательства, в котором содержатся права и гарантии таких детей, а также их родителей, опекунов и попечителей. Делается вывод о том, что в целом российское законодательство отвечает международным нормам. Поднимается проблема нарушения прав, вытекающая из несовершенства правового механизма их реализации. Обобщается практика судебной защиты нарушенных прав детей-инвалидов. Исследуется структура и содержание механизма, обеспечивающего защиту и реализацию прав детей-инвалидов. Определяются проблемы во взаимодействии его частей. Предлагаются меры по его совершенствованию.
Ключевые слова: дети-инвалиды, права ребенка, механизм правовой защиты, социальная защита, нарушение прав.
THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATION OF DISABLED CHILDREN PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
P. A. Chernova
Petrozavodsk State University
33 Lenin Ave., 185000 Petrozavodsk, Russia
El Chernova Polina - [email protected]
The article considers the legal position of disabled children in the context of international norms and Russian legislation. The statistical data testifying to increase of disability among children in Russia are given. The question of the need to study the current situation of children with disabilities and the mechanism of protection and realization of their rights is raised. The author lists the laws that contain the rights and guarantees of children, parents, guardians and Trustees. It is concluded that Russian legislation corresponds to the international standards. The problem of violation of rights caused by imperfection of the legal mechanism is raised. The practice of judicial protection of the violated rights of disabled children is summarized. The structure and content of the mechanism providing protection and realization of the rights of disabled children are investigated. There is statement that the Problem is the interaction of its parts. Measures for its improvement are offered.
Keywords: disabled children, child rights, legal protection mechanism, social protection, violation of rights.
Российское общество, впрочем, как и любой другой страны, состоит из различных социальных групп. Особое внимание, поддержку и защиту со стороны общества и государства вызывают граждане, имеющие различные ограничения по здоровью, инвалиды. И, к сожалению, среди них есть дети. Долгое время в истории инвалиды считались самым низшим слоем населения, обузой для здоровой его части. В современном обществе отношение к инвалидам кардинально изменилось. Государства разрабатывают законы, реализуют различные меры социальной защиты, создают доступную для них среду. Это дает возможность многим из них получить образование, трудоустроиться, поддерживать свой уровень жизни и чувствовать себя полноценными членами общества. Если же речь идет о детях, то дети - это будущее государства, и даже основа его национальной безопасности. Поэтому внимание к детям, а тем более к детям-инвалидам должно быть особым, всесторонним и комплексным.
Сегодня механизм реализации и защиты прав детей-инвалидов еще далек от совершенства. Как показывает практика, права детей-инвалидов нарушаются во всем мире [1], [9]. А для России эта проблема стоит особо остро. И сегодня перед нашим государством стоит задача развития и совершенствования системы правовой защиты детей-инвалидов,
в том числе с учетом общепринятых международных норм.
По данным Федеральной службы государственной статистики на 1.01.17 г. в Российской Федерации официально инвалидами считаются 12.3 млн. человек или 8.4% от общей численности населения, из них детей-инвалидов до 18 лет - 628 тыс. человек или 5,1% от общего числа инвалидов. В Республике Карелия детей-инвалидов насчитывается 2298 человек. Ежегодно статус инвалида при первичном обращении получают около 70 тыс. детей [10]. И, к сожалению, как показывает статистика, эта цифра растет (см. таблицу 1).
В настоящее время существует большой перечень международных документов, регулирующих права инвалидов, в том числе детей. Так, Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети «имеют право на особую заботу и помощь». В Декларации прав ребенка (1959) содержится 10 принципов, реализация которых обеспечивает благополучие и защиту прав детей. В ней сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» [7].
Ниже представлен список Международных документов, регулирующих права инвалидов, в том числе детей-инвалидов и дата ратификации РФ:
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резо-
*Составлено и рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 1
Детская инвалидность в России и Республике Карелия*
Российская Федерация на 01.01.2014 на 01.01.2015 на 01.01.2016 на 01.01.2017
тыс. чел доля, % тыс. чел доля, % тыс. чел доля, % тыс. чел доля, %
Численность населения РФ из них: 143667 - 146267 - 146545 - 146804 -
инвалиды 12813 8,9 12656 8,7 12538 8,6 12314 8,4
в том числе: дети - инвалиды в возрасте до 18 лет 582 4,5 590 4,7 613 4,9 628 5,1
из них: в Республике Карелия: дети - инвалиды в возрасте до 18 лет 2,464 - 2,451 - 2,404 - 2,298 -
дети, впервые признаны инвалидами в РФ 70,7 12,2 72.8 12,3 69,8 11,4 73,1 11,6
люцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Ратифицирована РФ 05 мая 1998 года;
2. Декларация прав ребенка: (Принципы 5, 7, 10). Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года. Не ратифицирована РФ;
3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. (ст.1.1, пп. а, d; ст.3, пп. а, d; ст.4, п. с; ст. 9). принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г. Ратифицирована 2 июля 1962 года;
4. Международные пакты о правах человека: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Приняты резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 26 июля 1966 года. Ратифицированы СССР 8 сентября 1973 года;
5. Декларация социального прогресса и развития. Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря 1969 года. Не ратифицирована РФ;
6. Декларация о правах умственно отсталых лиц (пп. 1-4). Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН 20 декабря 1971 года. Не ратифицирована РФ;
7. Декларация о правах инвалидов (пп. 2-4, 6, 10). Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 года. Не ратифицирована РФ;
8. Конвенция о правах ребенка (ст.2, п. 1; ст.23, пп. 1-3; ст.28, пп. 1 а, 2; ст.29, п. 1 а, d, п.2; ст.31, пп. 1, 2; ст. 39). Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года. Ратифицирована РФ 13 июня 1990 года;
9. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи. Приняты резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи 17 декабря 1991 года. Не ратифицирована РФ;
10. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи. Не ратифицирована РФ;
11. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года. Ратифицирована РФ 3 мая 2012 года.
Конвенция о правах ребенка (1989) основным принципом признает принцип приоритета интересов ребенка, признает его самостоятельным субъектом права, отмечает важность заботы о детях, которые нуждаются в помощи, со стороны государства. В Конвенции ставится задача подготовки ребенка «к самостоятельной жизни в обществе», воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности». В ст. 23 Конвенции
«государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенность в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [7].
Термин «инвалид» (invalidus) переводится с латинского как «слабый», «немощный». Впервые это понятие появилось в международном праве в 1975 году с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах инвалидов. Согласно этому документу «инвалид» - это «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной, социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических, или умственных способностей». Позже в 2006 году была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая уточнила понятие «инвалид». Инвалиды - это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Цель Конвенции заключается в «поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления инвалидами прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» [7].
Международные нормы вводят следующие принципы: запрет дискриминации детей по признаку инвалидности; признание их права на полноценную жизнь, помощь и особую защиту; равенство возможностей; полное вовлечение и включения в общество; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов. Эти нормы определяют состав прав и гарантий детей-инвалидов как равноправных членов общества и подходят к рассмотрению инвалидности скорее как социальной проблеме, а не медицинскому факту [8]. Россия идет этим же путем. Однако неправильное и неполное понимание такого подхода в России может привести к серьезным проблемам инвалидов всех категорий. Поэтому этот вопрос требует серьезного рассмотрения и отдельного исследования.
Россия в 80-90 годах ратифицировала ряд международных документов, гарантирующих права детей с ограниченными возможностями, тем самым приняла на себя ответственность за выполнение международных норм. В Конституции РФ статье 17 сказано, что Россия признает и гарантирует «права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам междуна-
родного права». Статья 20 гласит о том, что «каждый имеет право на жизнь», а статья 39 гарантирует «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Введение этих и других норм Конституции РФ послужило толчком для развития и совершенствования российского законодательства в сфере защиты прав лиц, имеющих нарушения здоровья. Более того, международные документы являются авторитетными и создают основы для защиты прав ребенка в судах всех инстанций.
Понятие «инвалид» конкретизировано в российском законодательстве, определены их права и гарантии, механизм их реализации и защиты. В последнее время в официальных докладах, прессе этот термин заменяется на более корректный - «лицо, с ограниченными возможностями». В законодательстве РФ определен круг лиц, которые являются инвалидами. Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В этой же статье установлено, что «лицам, в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Статус инвалида устанавливает специальная комиссия, проводимая государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Этот орган в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и Приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан», которые в последнее время претерпевают кардинальные изменения. Именно на стадии получения пресловутой «розовой справки» об инвалидности решается судьба ребенка, имеющего ограничения по состоянию здоровья: будет ли у него статус инвалида или нет. Этот статус гарантирует реализацию большого перечня прав, как самих детей, так и их родителей, опекунов и попечителей.
Однако, как отмечают исследователи, на сегодня в России «отсутствует единый закон, интегрирующий права и законные интересы детей-инвалидов» [3, 8]. В Российской Федерации вопросы правовой и социальной защиты детей-инвалидов регулируются нормами права социального обеспечения, а также семейного, трудового, налогового права, в области образования, охраны здоровья, и даже уголовного права. Основные федеральные нормативно-правовые акты в области защиты прав детей-инвалидов приведены ниже. Они содержат нормы, раскрывающие права таких детей на жилье, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, получение информации, социальную реабилитацию и обслуживание, пенсионное обеспечение, полноценное участие в культурных мероприятиях, алиментное содержание, трудовую деятельность, достойное проживание и обеспечение.
Нормативно-правовые акты, определяющие механизм (или отдельные элементы) реализации прав и свобод детей-инвалидов в Российской Федерации [11].
1. Конституция Российской Федерации (принята все-
народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Ст. 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 35, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 53.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Помимо норм, определяющих гарантии инвалидов, закон содержит нормы конкретизирующие права детей-инвалидов:
- о понятии «инвалид», установлении категории «инвалид» лицам, в т.ч. детям. (ст. 1);
- об установлении единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в т.ч. детей-инвалидов (ст. 4);
- о ведении федерального реестра инвалидов, в. т.ч. детей-инвалидов (ст. 5.1)
- об обеспечении жильем инвалидов, в. т.ч. детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-инвалидов являющихся сиротами и проживающих в учреждениях социального обслуживания (ст. 17);
- о компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% семьям с детьми
- инвалидами, расходов на капитальный ремонт (ст. 17);
- о психолого-педагогической поддержке при получении инвалидами, детьми-инвалидами общего образования, в том числе на дому и в форме семейного образования (ст. 19);
- право на ежемесячную денежную выплату (ст. 28.1);
- об обеспечении мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 28.2).
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Помимо норм, определяющих гарантии прав детей, закон содержит нормы конкретизирующие права детей-инвалидов:
- Дети-инвалиды отнесены к категории детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. 2);
- К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ... детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (ст. 5).
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Гражданин (законный представитель) признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии инвалидности, либо при наличии в его семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, либо при отсутствии возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом (ст. 15). В этом случае на него распространяются все нормы закона, в том числе право на получение широкого перечня социальных услуг.;
- Поставщики социальных услуг не в праве помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ст. 12).
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
- органы государственной власти создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья. (ст. 7);
- нормы, принятые в отношении всех категорий граждан, действуют и в отношении детей-инвалидов. В том числе получение медицинской помощи, обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения;
6. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)
- неработающие трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами являются застрахованными лицами системе обязательного медицинского страхования (ст. 10). Дети также являются застрахованными неработающими лицами независимо от наличия инвалидности. На них распространяются все права и обязанности застрахованных лиц, установленные данным законом. Страхователем этих лиц выступает государство.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- право детей-инвалидов на социальную пенсию(ст. 11);
- размер социальной пенсии, назначаемой детям-инвалидам (ст. 18);
- срок, порядок назначения пенсии и т.д. общие для всех инвалидов.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
- право на государственную социальную стипендию студентов, являющихся детьми-инвалидами (ст. 36);
- право детей инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучаться на дому, а также в специально созданных образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, медицинских. Порядок организации определяет уполномоченный орган субъекта РФ. (ст. 41, 66);
- право бесплатного присмотра и ухода в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях (ст. 65);
- право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты (ст. 71);
- право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ст. 71).
9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
- право усыновителей ребенка-инвалида на единовременное пособие в размере 100 000 руб. на каждого усыновленного ребенка (ст. 12.2).
10. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от
28.12.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
- отнесение к дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей (ст. 2);
- распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (ст. 7);
- порядок направления средств материнского капитала на эти цели (ст. 8, 11.1).
11. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от
01.07.2017) «О государственной социальной помощи». Помимо норм, определяющих гарантии инвалидов, закон содержит нормы конкретизирующие права детей-инвалидов:
- право на государственную социальную помощь детей инвалидов (ст. 6.1);
- о наборе социальных услуг, в том числе лечебном питании для детей-инвалидов (ст. 6.2);
- право на получение второй путевки на санаторно-курортное обслуживание и проезд для сопровождающего лица (ст. 6.2);
- установление длительности санаторно-курортного лечения детей инвалидов - 21 день (ст. 6.2);
- право на социальную доплату к пенсии детям-инвалидам (ст. 12.1 п. 7).
12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 14.11.2017). Алиментные обязательства супругов (бывших супругов) (помимо алиментных обязательств родителей):
- право на алименты нуждающегося супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом, в браке и после расторжения (ст. 89, 90).
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017). Трудовые права и льготы родителей ребенка-инвалида, а также их опекунов, попечителей, лиц, осуществляющих уход:
- право на установление неполного рабочего времени (ст. 93);
- право на ограничение (отказ от) работы в ночное время (ст. 96);
- право на ограничение (отказ) при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст 259);
- гарантии при расторжении трудового договора (ст. 261);
- право на дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами (ст. 262);
- право на очередной отпуск по желанию к удобное время (ст. 263);
- право на дополнительные отпуска без сохранения заработной платы (ст. 262.1).
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017). Налоговые льготы организациям, физическим лицам:
- по налогу на добавленную стоимость (гл. 21 ст. 149);
- по налогу на доходы физических лиц (стандартные и социальные налоговые вычеты) (гл. 23 ст. 218, 219);
- по налогу на прибыль (гл. 25 ст. 264 п.38);
- но налогу на имущество организаций (гл 30. ст. 381);
- по земельному налогу (гл. 31 ст. 395).
15. Жилищный кодекс Российской Федерации от
29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017). Содержит нормы, касающиеся в целом прав инвалидов:
- обеспечение условий для осуществления права на жилище, беспрепятственный доступ к общему имуществу в многоквартирных домах (ст. 2);
- отнесение к полномочиям органов государственной власти РФ установление порядка обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов (ст. 12);
- понятие жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов (ст. 15).
16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017)
- о праве выезда за пределы исправительных учреждений осужденным гражданам, имеющим вне исправительной колонии несовершеннолетнего ребенка-инвалида (ст. 97)
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
- об ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 15.33).
Субъекты Российской Федерации также наделены рядом полномочий в этой области. Они принимают региональные нормативно-правовые акты, которые устанавливают и вводят в действие нормы, реализующие, а также расширяющие права детей - инвалидов, проживающих на территории субъекта. Так, например, в Республике Карелия к таким документам относят Закон РК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» от
16.12.2005 г. № 927-ЗРК и Закон РК «О государственной социальной помощи» № 270-ЗРК от 09.03.1998 года (в ред. от 15.05.2007 № 1078-ЗРК) и ряд других.
Общий взгляд на состав российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что его в целом можно признать отвечающим нормам и принципам международного права, защищающим права детей-инвалидов, так и конституционным нормам. Однако требуется более детальный анализ подзаконных актов и судебной практики. Такой анализ вскроет большой пласт проблем, «нестыковок», неясностей формулировок, «неполных перечней», «пробелов» в работе системы, реализующей права детей-инвалидов, вплоть до бездействия исполнительной власти, игнорирующей законодательные нормы. Имеет место нарушения прав детей - инвалидов практически во всех сферах.
Так, анализ судебной практики судов общей юрисдикции [5] по спорам, связанным с защитой прав детей-инвалидов за 2014 - начало 2018 гг. выявил:
- нарушения прав при реализации индивидуальной программы реабилитации: необеспечение детей путевками на санаторно-курортное лечение, техническими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения, лечебным питанием;
- нарушения прав на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма;
- нарушения образовательными и другими социальными учреждениями законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей, антитеррористического законодательства, в том числе связанные с отсутствием условий для доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
- и др.
О чем говорят эти факты? По закону дети-инвалиды имеют права, но реализовать их либо не представляется возможным, либо очень сложно. Чтобы такие дети могли воспользоваться своими правами, государство должно создать эффективный механизм их реализации и обеспечить финансовую основу его функционирования.
Теоретический подход к понятию «правовой механизм», «механизм правового регулирования» раскрывается в правовой литературе и ряде научных публикаций [2, 6]. Это понятие означает «систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование» [2].
Механизм правового регулирования включает систему различных, но взаимосвязанных элементов.
Во-первых, это нормы и принципы, которые содержат права и гарантии определенных лиц и обеспечивают законодательную основу их защиты. Эти нормы определяют состав полномочий участников правового регулирования, материальные и процессуальные нормы реализации прав. Это система законодательства всех уровней. В теории - это «нормативная» структура правового механизма [4, 6]. Ее содержание раскрыто выше.
Во-вторых, это система институтов, реализующих эти права и гарантии, а также институтов, обеспечивающих их защиту. В теории она носит название «институциональная» структура правового механизма [4, 6].
В-третьих, это система материального обеспечения, которая включает в первую очередь государственные финансовые источники: бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также негосударственные финансовые источники.
Структура механизма реализации и защиты прав детей-инвалидов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизм реализации и защиты прав детей-инвалидов
На наш взгляд, институциональная структура механизма в свою очередь может быть разделена на две составные части. Первая непосредственно обеспечивает реализацию прав и гарантий детей-инвалидов. Понятие реализации права означает «осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций» [2]. Она предполагает создание системы уполномоченных
органов государственной власти, например, таких как органы социальной защиты, опеки и попечительства, органы по вопросам образования, здравоохранения, молодежной политики, службы занятости и другие, а также системы государственных и муниципальных учреждений в разных сферах общественной жизни, предоставляющих социальные и общественные услуги. К таким учреждениям относят центры социального обслуживания, реабилитации, образовательные, медицинские и другие учреждения социальной сферы.
Вторая часть институциональной структуры правового механизма - это система органов правовой защиты детей-инвалидов, а именно правоохранительных органов: полиции, прокуратуры, судов. Сюда следует отнести и институт детского омбудсмена. Эта система основывается на правоприменительной деятельности. Эта деятельность «встраивается» в механизм реализации права, если возникают препятствия к реализации прав детей-инвалидов, или их права реализуются в неполной мере, с нарушениями [2]. Устраняя эти нарушения и препятствия, правоприменение обеспечивает реализацию права субъекта в полной мере и до логического конца.
Очевидно, что в случае «несрабатывания» первой составляющей, в работу должна «включаться» вторая. Отсюда можно сделать вывод: чем совершеннее законодательство и эффективнее работает система органов, отвечающих за реализацию прав и гарантий и обеспечивающих «доставку услуг» до конечного адресата, тем меньше потребность в работе системы правоохранительных органов. Но, к сожалению, как показывают примеры выше, работа первой системы не совершенна. Возможно, что найдутся и проблемы в работе второй. Но можно с уверенностью заявить, что обе эти составные части должны функционировать в постоянном взаимодействии [4], чтобы избежать разночтений в законах, злоупотреблений и др. нарушений. В конечном итоге речь идет о том, чтобы обеспечить комфортное существование самых слабых во всех смыслах членов нашего общества - детей. Этот вопрос является крайне актуальным и требует серьезного внимания со стороны государства и общества.
Государственная политика Российской Федерации является социально-ориентированной как в целом, так и по отношению к инвалидам. С экранов телевизоров мы слышим о «безбарьерной» среде, адаптации, социальной интеграции и прочих мерах социальной поддержки. В последнее время в законодательстве в связи с реформами, проводимыми в нашей стране, вносится множество поправок, которые затрагивают интересы маленьких граждан. Одним из примеров может Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". Делается действительно многое. Это говорит о том, что сам правовой механизм находится в постоянном развитии и совершенствовании. И в этих условиях встает вопрос повышения правовой грамотности граждан, в чьих семьях есть дети-инвалиды. Ведь зачастую граждане не знают, что им положено по закону [8]. Правовая неграмотность и отсутствие доступной и понятной информации о правах детей-инвалидов дает повод отдельным «звеньям« механизма бездействовать. А в конечном итоге дети не получают необходимой помощи.
Подводя итог, необходимо сформулировать ряд мер, направленных на усовершенствование механизма реализации и защиты прав детей-инвалидов в Российской Федерации:
- провести правовую экспертизу имеющихся законов, подзаконных актов, гарантирующих права детей-инвалидов
на предмет их соответствия, устранить выявленные противоречия;
- усилить государственный контроль над деятельностью органов исполнительной власти и учреждений, отвечающих за реализацию прав детей-инвалидов, а также усилить ответственность должностных лиц за нарушение этих прав;
- обеспечить доступность системы учреждений образования, социальной и медицинской реабилитации, создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разных типов;
- в бюджетной политике ежегодно предусматривать меры и выделять финансовые средства, необходимые для реализации прав детей-инвалидов на обеспечение жильем, средствами технической реабилитации, санаторно-курортным лечением, лекарствами, расходными материалами, а также всем спектром необходимых социальных, медицинских, образовательных услуг в полном объеме с учетом реально обоснованных потребностей;
- усилить финансовую поддержку семей детей-инвалидов с целью обеспечить в полной мере их право жить и воспитываться в родных семьях, а не в интернатах;
И последнее, хотелось бы обратить особое внимание Президента, депутатов, Кабинет Министров РФ на то, что внесение каких-либо изменений в нормы социальной защиты детей-инвалидов обязательно должны получить одобрение у тех, кого эти изменения коснутся в первую очередь. Должна быть налажена система обратной связи с общественностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Международно-правовые основы защиты прав инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №1. С. 32
2. Алексеев С.С. Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. проф. С.С. Алексеева, 3-е издание, М., 2005. 458 с.
3. Ахмеева А.Р. Законодательное обеспечение прав детей-инвалидов в России: историко-правовой аспект // ВЭПС. 2017. №1. С. 41-44
4. Гадыльшина З.И., Ахмеева А.Р. Механизм защиты прав детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №4-6. С. 40-42.
5. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» [Электронный ресурс], URL: https://sudrf.ru
6. Двуреченская О.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних в субъектах РФ // Теория и практика общественного развития. 2011. №8. С. 246-250.
7. Декларации и конвенции и другие правовые документы [Электронный ресурс], Сайт Организации Объединенных Наций, URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv.
8. Кручкова Я.А. Основы нормативно-правового регулирования прав детей инвалидов // Молодой ученый, 2017. №24. С. 331-334.
9. Ларикова И.В. Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс], URL:http://aupam.narod.ru/pages/deti/integraciya_deteyj_ invalidov_rossii/oglavlenie.html.
10. Положение инвалидов [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. 1999-2017 гг. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#.
11. Сайт «Консультант Плюс» [Электронный ресурс], 1997-2018 гг. URL: http://www.consultant.ru.
Поступила в редакцию 21.02.2018