и.в. гончаров,
заместитель начальника, доктор юридических наук, профессор
(Академия управления МВД России)
i.V. goncharov,
Deputy Chief, Doctor of Law Sciences, Professor (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 341.231.14
международные стандарты в области прав человека и их реализация в деятельности российской полиции
international standards in reference to Human Rights and their implementation in Activity of russian police
В данной статье рассматриваются международные стандарты прав человека применительно к деятельности полиции, проведен сравнительный анализ норм в области защиты прав человека, закрепленных в международных источниках права и российском законодательстве. Определяется, что российское законодательство, регламентирующее деятельность сотрудников полиции, в большинстве своем соответствует требованиям международного права, однако встречаются нарушения международных стандартов в ведомственных правовых актах или вовсе во внутреннем законодательстве, отсутствует правовая регламентация закрепленных на международном уровне положений.
Международные стандарты прав человека, полномочия сотрудников правоохранительных органов, законодательство.
The article examines international standards in reference to human rights and their implementation in activity of police. The comparative analysis of norms relative to protection of human rights stipulated by international legal sources and the Russian legislation is carried out. The author comes to conclusion that the legislation regulating activity of Russian police forces for most part is suited for the requirements of international law; however there are violations of the international standards in departmental legal acts or there is no legal regulation of the provisions fixed at the international level in the domestic legislation.
International standards of human rights, authorities of law enforcement officers, legislation.
Устав Организации Объединенных Наций (далее — ООН), Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод [7, 10, 13] и иные международные акты учитываются государствами — субъектами международных правоотношений — при формировании внутреннего законодательства в области прав человека и их реализации.
Права, закрепленные в таких источниках международного права, принято называть международными стандартами прав человека.
В науке в настоящее время сложился достаточно определенный подход к пониманию сущности «международных стандартов прав человека».
Так, Р.Г. Вагизов указывает, что под международно-правовыми стандартами в области прав человека следует понимать «общепризнанные нормы поведения государств, осуществляемые последними в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией» [17].
Между тем, ООН в Минимальных стандартных Правилах обращения с заключенными [12] указывает, что в связи с «разнообразием юридических, социальных, экономических и географических условий» невозможно применять повсеместно и одновременно все закрепленные международные стандарты в области прав че-
S H
и о X
л
<
и
H
к
s
:|S
о X
л
<
и
H
s
X
<
а
X о о
са <
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к s
а
О и
H
27
S н и
0
1
л
<
и н к
:|S
0
1
л
<
и н S
I
<
а
X о о
м
<
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
28
ловека. Однако данные стандартах должны «вызывать к жизни постоянное стремление (государств) к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми».
С учетом изложенного, представляется целесообразным под международными стандартами прав человека понимать такие нормы современного международного права, которые предусматривают обязанность государств по закреплению в своем законодательстве общепризнанных норм по защите прав человека с учетом их географических, политических, национальных особенностей страны.
Конституция Российской Федерации принималась в то время, когда мировым сообществом большинство международных стандартов в области прав и свобод человека были уже разработаны и утверждены [1]. Поэтому статьи Основного закона содержат в себе компиляцию положений основных международных стандартов в области прав и свобод человека.
Так, в ст.ст. 2 и 55 Конституции Российской Федерации провозглашено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, они являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственной власти».
В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает «законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью». Таким образом, Правительство посредством органов исполнительной власти обеспечивает права и свободы человека и гражданина в России.
Особое место среди государственных органов власти, в чьи непосредственные обязанности входит защита прав и свобод человека, безусловно, занимают правоохранительные, что прямо отражено в большом количестве законодательных актов (например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.) [4, 5, 6].
Как известно, в нашей стране функции по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности возложены на полицию.
Сотрудники полиции сталкиваются с правовым казусом, когда, с одной стороны, целью их деятельности является охрана основополагающих прав и свобод человека и гражданина, с другой —
именно сотрудникам правоохранительных органов государство представляет законные полномочия по ограничению их прав, с третьей — они должны в своей профессиональной деятельности руководствоваться международными стандартами, предусматривающими соответствующие правила поведения для должностных лиц, принятые с целью защиты интересов прав человека.
То, что полиция создана с целью охраны и защиты прав и свобод личности, закрепленных в международных стандартах в области прав человека, следует из ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [4]. Там закреплено, что предназначение полиции заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры [1]. Таким образом, данное положение в системном взаимодействии с иными законодательными актами позволяет прийти к выводу, что полиция создана для защиты прав и свобод человека.
В практической деятельности возникают ситуации, когда с целью защиты интересов всего общества или государства приходится ограничивать права отдельных людей. В этом случае на международном уровне были прописаны «рамки» данных ограничений во избежание злоупотребления правом со стороны должностных лиц.
Возможность ограничения прав и свобод человека, в частности, закреплена в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые устанавливаются законодателем с целью должного обеспечения признания и уважения прав и свобод других [7]. Также Декларация провозглашает, что права человека могут быть ограничены законодательно с целью «удовлетворения требований общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Иные международные акты раскрывают содержание подобных ограничений и основания их применения. Например, п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [10] устанавливает запрет со стороны публичных властей на вмешательство в осуществление личной и семейной жизни человека, его жилища и его корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны
здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В Российской Федерации основания ограничений сотрудниками полиции основных прав и свобод человека закреплены на уровне федеральных законов. В частности, подобные ограничения содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе, Уголовно-исполнительном кодексе, федеральных законах от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2, 3, 4, 6].
Действительно, в законах трудно встретить нормы, противоречащие международным стандартам. В то же время в подзаконных нормативных правовых актах имеются подобные нарушения.
В частности, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, позволяют содержать в камерах более 2 заключенных, в то время как Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными в п. 9.1 говорят о необходимости предоставления каждому заключенному отдельной камеры или комнаты [16, 12].
Таким образом, формально в России порядок ограничения права человека в связи с его осуждением к отбыванию наказания в местах лишения свободы противоречит нормам международных стандартов. Фактически же содержание заключенных в одиночных камерах не распространено нигде в мире.
Встречаются в российском законодательстве и вовсе не отрегулированные внутренним законодательством вопросы реализации ограничений прав человека, гарантируемые на уровне международных стандартов. Так, например, Постановлением Европейского суда по правам человека от 6 февраля 2014 г. по делу Семих-востова против Российской Федерации было установлено нарушение требований ст.ст. 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [15, 10]. Основанием для вынесения данного Постановления послужило отсутствие в Российской Федерации должного порядка ограничения прав инвалидов, связанного с их осуждением к отбыванию наказания в местах лишения свободы, в то время как подобные гарантии предусматриваются Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией 25 сентября 2012 г. [11].
Кроме того, многие международно-правовые акты содержат стандарты поведения сотрудников правоохранительных органов, принятые с целью защиты людей от злоупотребления правом со стороны должностных лиц.
Анализируя российское законодательство, стоит отметить, что гл. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. З-ФЗ «О полиции» [4], со-
держащая принципы деятельности полиции, по сути, включает в себя положения множества международных актов, представляющих собой стандарты деятельности должностных лиц. В частности, данные стандарты содержатся в Каракасской декларации, Декларации о полиции, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [9, 8, 14] и иных международно-правовых актах.
Данные стандарты закрепляют, что:
— деятельность полиции основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности;
— ограничения на осуществление прав и свобод необходимы лишь для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе;
— должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам;
— права и особый статус женщин и несовершеннолетних должны уважаться;
— к жертвам и свидетелям преступлений следует относиться с состраданием и уважением их достоинства;
— применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия должно осуществляться при надлежащем уважении прав человека и др.
В вопросах регламентации деятельности сотрудников российской полиции по соблюдению международных стандартов стоит отметить ту же проблему, что и в вопросах ограничения прав человека. Российское законодательство во многих вопросах дублирует положения международных актов, однако в документах, конкретизирующих реализацию международных положений внутри страны, существуют или достаточно широкие трактовки общепризнанных стандартов, или вовсе отсутствуют внутренние нормы, позволяющие реализовать международные стандарты на практике.
Хотелось бы отметить, что в своей деятельности сотрудники полиции руководствуются международными стандартами в области прав человека, поскольку данные стандарты, с одной стороны, являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) [1], с другой — в большинстве своем закреплены в законодательных актах РФ.
Основополагающей целью деятельности полиции является охрана и обеспечение прав человека, закрепленных в международных стандартах и нормативно-правовых актах. Между тем,
S н и о X
л
<
и н к
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
29
S н и о X
л
<
и н к
:|S
0
1
л
<
и н S
I
<
а
X о о
м
<
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
30
для реализации своих функций полиция наделена законодателем правом на ограничение прав человека с целью защиты интересов общества и государства. При анализе российского законодательства было выявлено, что в целом Российская Федерация имеет современное законодательство, соответствующее международным требованиям. Однако в правовой регламентации вопросов ограничения прав человека, предусмотренных международными стандартами, были выявлены пробелы, поскольку нормы российского права не всегда содержат эффективные средства реализации международных стандартов. Аналогичная ситуация складывается и в сфере реализации международных стандартов, которыми должны руководствоваться полицейские в своей деятельности. С одной стороны, большинство норм международного права поведения сотрудников полиции прописаны и в российских законах, с другой — не все закрепленные в законах нормы права возможно реализовать на практике.
Список литературы
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
Конституция Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. 14 февр. № 7. Ст. 900; 2015. 20 июля. № 29. Ч. I. Ст. 4374.
О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СПС Гарант.
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС Гарант. Всеобщая декларация прав человека: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек. Декларация о полиции: принята в г. Страсбурге Парламентской Асамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г. // Сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. Каракасская декларация: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1980 г. URL: http://docs.cntd. ru/document/901747215 (дата обращения: 18.09.2015).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СПС Гарант.
С учетом изложенного представляется целесообразным при принятии ведомственных актов более тщательно проводить правовую экспертизу на соответствие подзаконных актов федеральным законам и международным стандартам, являющимися составной частью правовой системы государства. Кроме того, законодателю необходимо провести тщательный анализ международных стандартов прав человека в области деятельности сотрудников полиции с целью разработки нормативно-правовых актов, позволяющих реа-лизовывать указанные стандарты в жизнь.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что государство, осознавая наличие пробелов в правовой регламентации деятельности сотрудников полиции, принимает меры по совершенствованию российского законодательства в сфере деятельности правоохранительных органов, стараясь максимально полно и эффективно обеспечить и защитить права и свободы человека и гражданина.
11. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Асамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. // СПС Гарант.
12. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: приняты в г. Женеве 30 августа 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.
13. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС Гарант.
14. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.
15. Дело «Семихвостов (Semikhvostov) против Российской Федерации»: постановление Европейского суда по правам человека от 6 февраля 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.
16. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 // СПС Гарант.
17. Вагизов Р.Г. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека: нормативно-правовая основа международной системы защиты прав человека // Российская юстиция. 2008. № 5.
Тел.: 8 (499) 150-28-78