Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_16 УДК 342
ПРАВА ДЕТЕЙ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА CHILDREN'S RIGHTS AS A NATIONAL PRIORITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY
ДАНИЛОВА Валерия Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины»,
Пензенский государственный университет.
440026, Россия, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, 40.
E-mail: v_danilova@list.ru;
DANILOVA Valeria Alexandrovna,
associate professor, candidate of jurisprudence of the department of state and legal disciplines, the Penza state university.
40 Krasnaya str., Penza, Penza region, 440026, Russia. E-mail: v_danilova@list.ru
Краткая аннотация: рассматривается проблема обеспечения прав детей в условиях цифровой трансформации всех общественных институтов и сфер жизнедеятельности, процесса внедрения и применения информационных и коммуникационных технологий. Приведены сведения о том, что современные технологии оказали существенное влияние не только на способы коммуникации, но и процесс социализации молодого поколения. Увеличение социальных сетей, скорости межличностного взаимодействия отразилось на формировании и степени дифференциации личного и публичного пространства, на рост угроз правам и свободам человека.
Abstract: the use of the problem of the use of children's rights in the context of changing the scale of the use of all institutions and areas of use, process and application of information and communication technologies. Information is given that modern technologies significantly affect not only communication, but also the process of socialization of the younger generation. The increase in social networks, the speed of interpersonal interaction is reflected in the frequency and degree of differentiation of personal and public space, in the growth of the severity and freedom of a person.
Ключевые слова: права детей, обеспечение прав несовершеннолетних, коммуникационные технологии, цифровое пространство, общество.
Keywords: children's rights, ensuring the rights of minors, communication technologies, digital space, society.
Для цитирования: Данилова В.А. Права детей как национальный приоритет Российской Федерации в условиях цифровой трансформации общества // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 16-20. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_16.
For citation: Danilova V.A. Children's rights as a national priority of the Russian Federation in the context of the digital transformation of society // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 16-20. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_16.
Статья поступила в редакцию: 05.04.2022
Внесенные в Конституцию Российской Федерации поправки, провозгласили детей важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство взяло на себя обязательства по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, обеспечению приоритета семейного воспитания, а также выполнению обязанностей родителей в отношении детей, оставшихся без попечения [1]. Следует отметить, что внесённые изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации определили вектор развития государственной политики в сфере защиты детства, подчеркнув, что одной из главных конституционных обязанностей государства является обеспечение гарантий реализации прав и свобод несовершеннолетних.
Обеспечение прав детей - главная задача современного общества, которая не может быть поставлена в зависимость от этнической принадлежности, возраста, языка, религии или любого другого статуса. Права детей носят универсальный и эгалитарный характер. Однако, защита прав детей, степень их гарантирования зависит от способности всех звеньев правовой системы развиваться, отражать и реагировать на современные угрозы и вызовы правам человека.
Определив глобальные вопросы повестки дня, Детский фонд ООН отмечает, право детей на защиту от насилия закреплено в Конвенции о правах ребенка, и все же один миллиард детей каждый год сталкивается с той или иной формой морального, физического или сексуального насилия, и каждые семь минут в результате насилия погибает ребенок. Насилие в отношении детей происходит повсеместно, такие действия не имеют классовых границ, и насилие над детьми совершают люди с
самым разным уровнем образования, дохода, социального статуса. Акты насилия совершаются в школах и в семье. Насилие со стороны сверстников также вызывает обеспокоенность, равно как и рост киберзапугивания [4].
Современные технологии оказали существенное влияние не только на способы коммуникации, но и процесс социализации молодого поколения. Увеличение социальных сетей, скорости межличностного взаимодействия отразилось на формировании и степени дифференциации личного и публичного пространства, на рост угроз правам и свободам человека.
На рисунке 1 представлено мировое цифровое население по состоянию на январь 2021 года [8].
Рисунок 1 - Мировое цифровое население по состоянию на январь 2021 г. (в миллиардах).
Распространение Интернета предопределило инфлюацию социальных сетей во все регионы мира, обусловив лидерство социальных сетей среди цифровых видов деятельности. На рисунке 2 представлен прогноз использования социальных сетей к 2025 году [7].
3,6
Рисунок 2 - Количество пользователей социальных сетей по всему миру (в миллиардах)
Однако рост уровня проникновения Интернета оказывает влияние не только на степень цифровизации общества, но и несет повышенные риски в сфере обеспечения прав человека, в том числе детей. Так, на рисунке 3 представлены данные о киберпреступлениях в отношении интернет-пользователей в разных странах мира.
Индия США Франция
Рисунок 3 - Процент интернет-пользователей в отдельных странах, которые когда-либо подвергались киберпреступ-лениям, по состоянию на декабрь 2019г. (в %).
Особое место среди киберпреступлений занимает киберзапугивание, что обусловлено ростом уровня виктимизации
киберзапугивания среди несовершеннолетних. Следует отметить, что киберзапугивание — это форма преследования в цифровых коммуникационных средствах, таких как социальные сети, чаты, сообщества, осуществляемое в форме оскорбительных комментарий, в том числе с сексуальным подтекстом, слухов, угроз, фото и видео, носящих унизительный характер, порочащих честь и достоинство личности. Отличительной особенностью данного вида запугивания является моментальное распространение порочащей информации среди огромного количества людей, наносящее невосполнимый урон психологическому, а зачастую и физическому здоровью объекта кибертравли.
На рисунке 4 представлены данные, характеризующие глобальную осведомленность о киберзапугивании в отдельных
странах.
Рисунок 4 - Осведомленность о киберзапугивании по странам по состоянию на 2021 г.
Киберзапугивание включает в себя нежелательный контакт с угрозами или оскорблениями респондента с помощью цифровых коммуникаций, а также обмен личной информацией в Интернете. Следует особо подчеркнуть, что в подростковой и молодежной среде кибертравля имеет особо яркий характер, обусловленный раним доступом к средствам цифровой коммуникации.
Так, ЮНИСЕФ выступил с предупреждением об опасностях онлайн насилия, киберзапугивания и преследований в сети, которым подвергаются 70,6 процента молодых пользователей интернета в возрасте от 15 до 24 лет [5].
На рисунке 5 отражены наиболее распространенные виды киберзапугивания в молодежной среде.
Рисунок 5 - Наиболее распространенные виды киберзапугивания по состоянию на 2021 г.
На рисунке 6 охарактеризована степень осведомленности родителей о том, что их ребенок стал жертвой киберзапу-
Рисунок 6 - Уровень осведомленности родителей о том, что их ребенок стал жертвой киберзапугивания
Приведенные данные свидетельствуют о том, что, столкнувшись с киберзапугиванием, дети предпочитают не делиться своей проблемой с родителями, замалчивают о нарушении одного из основополагающего права человека - права на достоинство личности, что, в свою очередь, ставит под угрозу обеспечение права на жизнь. Так, каждая третья жертва травли в результате начинала наносить себе увечья, а каждая десятая — предпринимала попытку самоубийства [6].
Представляется, что решение столь острой проблемы современного социума, связанной с необходимостью надлежащего обеспечения прав такой важной социально-демографической категории, как несовершеннолетние, можно найти в консолидации усилий дифференцированных механизмов защиты прав и свобод человека.
Так, Конституция Российской Федерации закрепляет, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления [1]. Отдельные проявления нарушения данного конституционного права в форме кибер-запугивания подпадают под ряд составов, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, например оскорбление, клевета, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений и т.д.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Среди целей государственной политики, проводимой в интересах детей указанный закон выделяет осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие [2].
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет особенности обеспечения прав и свобод человека и гражданина при распространении информации в социальных сетях, обязывая владельцев социальных сетей не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями; соблюдать права и законные интересы граждан, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан. Так же владельцы социальных сетей обязаны осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления: материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприя-
тиях порнографического характера; информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц; информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность и т.д. [3].
Однако, представляется, что, находясь в условиях цифровой трансформация всех общественных институтов и сфер жизнедеятельности, тотального процесса внедрения и применения информационных и коммуникационных технологий, отсутствие дефиниции «киберзапугивание» в современном законодательстве ставит под угрозу гарантирование высокого уровня обеспечения прав и свобод человека и гражданина в цифровом обществе, а также обеспечение национальных интересов в цифровом пространстве.
Таким образом, право детей на достоинство и личную неприкосновенность является фундаментальным правом, тесно связанным с реализацией других прав и свобод человека и гражданина. Возводя в ранг государственного приоритета защиту прав детей, государство определило вектор развития государственной политики в сфере обеспечения реализации прав и свобод несовершеннолетних граждан, подчеркивая важность нравственных ценностей, лежащих в основе современного социального, правового государства.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 30.03.2022).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08. 1998, N 31, ст. 3802. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558(дата обращения: 30.03.2022).
3. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
4. Доклад UNICEF: «Глобальные вопросы повестки дня: дети» // Официальный сайт United Nations Children's Fund (UNICEF) (Детский фонд ООН) - Режим доступа: https://www.un.org/ru/global-issues/children(дата обращения: 30.03.2022).
5. Доклад UNICEF: «День безопасного интернета» // Официальный сайт United Nations Children's Fund (UNICEF) (Детский фонд ООН) - Режим доступа: https://www.unicef.org/eca/ru (дата обращения: 30.03.2022).
6. Киберзапугивание и его воздействие на права человека // https://www.un.org/ru/chronicle/article/21893(дата обращения: 30.03.2022).
7. Количество пользователей социальных сетей по всему миру с 2017 по 2025 год // https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/(дата обращения: 30.03.2022).
8. Мировое цифровое население // https://www.statista.com/statistics/617136/digital-population-worldwide(дата обращения: 30.03.2022).
References:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (date of appeal: 30.03.2022).
2. Federal Law No. 124-FZ of July 24, 1998 "On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation" // SZ RF, 03.08. 1998, N 31, article 3802. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (accessed: 30.03.2022).
3. Federal Law "On Information, Information technologies and information protection" dated 27.07.2006 N 149-FZ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 /.
4. UNICEF Report: "Global Issues on the Agenda: Children" // Official website of the United Nations Children's Fund (UNICEF) (UN Children's Fund) - Access mode: https://www.un.org/ru/global-issues/children (accessed: 30.03.2022).
5. UNICEF Report: "Safe Internet Day" // Official website of the United Nations Children's Fund (UNICEF) (UN Children's Fund) - Access mode: https://www.unicef.org/eca/ru (accessed: 30.03.2022).
6. Cyberbullying and its impact on human rights // https://www.un.org/ru/chronicle/article/21893 (accessed: 30.03.2022).
7. Number of social network users worldwide from 2017 to 2025 // https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/(accessed: 30.03.2022).
8. The global digital population // https://www.statista.com/statistics/617136/digital-population-worldwide (accessed: 30.03.2022).