МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 341
DOI: 10.18522/2313-6138-2023-10-1-10
Тарасова Анна Евгеньевна,
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой международного права,
юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88,
e-mail: aet@bk.ru
Tarasova, Anna E.,
PhD in Law, Head of the Department of International Law, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, e-mail: aet@bk.ru
Лысова Яна Владимировна,
студент 4 курса юридического факультета, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, e-mail: yana-lysova5@yandex.ru
Lysova, Yana V.,
Fourth-Year Student of the Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, e-mail: yana-lysova5@yandex.ru
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
♦
DIGITAL RIGHTS AS A NEW GENERATION
OF HUMAN RIGHTS IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS LAW
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблемам международного-правового регулирования статуса личности в информационном пространстве, которое сегодня занимает одно из центральных мест в политике большинства государств. В работе рассмотрена деятельность международных организаций, также обративших свое внимание на определение цифровых прав человека для недопущения создания дискриминирующих режимов их регулирования на национальном уровне. В связи с увеличивающейся ролью цифровых технологий представляется необходимым определить понятие цифровых прав человека, их содержание, отличие от частноправового понятия «цифровые права».
Важным аспектом настоящей статьи является вопрос о возможности выделения цифровых прав в качестве нового поколения прав человека, ведь мнения теоретиков разделились. Одни авторы видят в цифровых правах лишь оболочку уже существующих прав на свободу (в том числе и права на выражение мнения), неприкосновенность, равенство, признание правосубъектности и других прав. Другие исследователи придер-
ABSTRACT. The article deals with the problems associated with international legal regulation of the individual
status in the information space, which is one of the central
policies of the most countries nowadays. The paper considers the activities of international organizations, which have also turned their attention to the definition of the digital human rights in order to prevent the creation of discriminatory regimes for their regulation at the national level. In view of the increasing role of digital technologies there is a need to define the concept of the digital human rights, their content, as opposed to the private law concept of 'the digital rights.
An important aspect of the study is the issue of the possibility of singling out digital rights as a new generation of human rights, as theorists are divided in their opinions. Some authors see digital rights as just a shell of already existing rights to freedom (including the right to expression), integrity, equality, recognition of legal personality and other rights. Other researchers take the position that the digital human rights are unique and can be separated into a different generation as the evidence for the development of human rights and freedoms.
© А. Е. Тарасова, Я. В. Лысова, 2023
живаются позиции уникальности цифровых прав человека и возможности их выделения в отдельное поколение как доказательство развития прав и свобод человека.
Перед авторами стояла задача не только выявить особенности цифровых прав для выделения их в отдельное поколение, но и проследить основную тенденцию международно-правового регулирования цифровых прав человека.
По итогам исследования сделаны выводы о закономерностях становления и развития поколений прав человека в международном праве, влиянии на данный процесс научно-технического прогресса. Авторы приходят к мнению об обоснованности рассмотрения цифровых прав человека в качестве прав пятого поколения, формирование и развитие которых продолжается.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поколения прав человека, цифровые права человека; международное право в сфере прав человека; право на Интернет; право на информацию; право на забвение.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:
Тарасова, А. Е. Цифровые права как новое поколение прав человека в системе международного права в сфере прав человека [Текст] / А. Е. Тарасова, Я. В. Лысова // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2023. - Т. 10, № 1. - С. 87-95. - Б01: 10.18522/2313-6138-2023-10-1-10.
In this paper, the authors aimed not only to identify the specific features of digital rights to distinguish them into a separate generation, but also to trace the main trend of international legal regulation of the digital human rights.
The study leads to conclusions on the regularities of the formation and development of generations of human rights in international law and the influence of scientific and technological progress on this process. The authors conclude that the digital human rights are reasonably considered to be the fifth generation of rights which formation and development is in progress.
KEYWORDS: generations of human rights, digital human rights; international human rights law; right to the Internet; right to information; right to oblivion.
FOR CITATION:
Tarasova, A. E. Digital Rights as a New Generation of Human Rights in the System of International Human Rights Law [Text] / A. E. Tarasova, Ya. V. Lysova. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2023. - Vol. 10, No. 1. -P. 87-95 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-6138-202310-1-10.
Поколения прав человека представляют собой совокупность этапов развития права и доктрины о правах человека. Несмотря на использующийся термин «поколения», нельзя безоговорочно утверждать, что одни права человека сменяют другие, скорее он показывает поступательное появление и закрепление тех или иных прав человека в процессе эволюции общественных отношений.
Таким образом, появление новых правоотношений создает особенности регулирования, а определяющее их влияние на статус личности приводит к необходимости выделения нового поколения прав человека. На сегодняшний день дискуссионным вопросом является выделение именно цифрового поколения прав человека.
Цифровые права - новая категория прав, которые определяют положение субъекта в цифровом, киберпространстве. В научной литературе цифровые права рассматриваются с учетом следующих двух подходов, которые нам представляется необходимым выделить [4]:
1) цифровые права - это «цифровая оболочка» всех существующих прав и свобод человека, форма реализации прав человека, а не новая категория прав и, тем более, не поколение прав человека;
2) цифровые права - специфическая категория прав, которые необходимо выделять в самостоятельную разновидность и даже определять как новое поколение прав человека.
Первый подход обоснован тем, что, выходя в цифровое пространство, человек не утрачивает все имеющиеся у него права: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные, коллективные, соматические. Данные права лишь приобретают цифровую форму и реализуются в цифровой среде с учетом особенностей технического характера.
По нашему мнению, данный подход является узким, поскольку цифровые права имеют специфическое наполнение и регулирование -право на доступ в Интернет; право на доступ к информационным технологиям в общем; право на конфиденциальность (шифрование) в цифровом пространстве, с которым на сегодняшний день конкурирует право свободного доступа к информации, размещенной в цифровой среде; право на забвение. Кроме того, не все права предыдущих поколений могут быть реализованы в цифровой среде или как цифровые права.
Некоторые авторы также выделяют право на участие в цифровом имущественном обороте
[22], и в связи с этим необходимо разграничить понятие цифровых прав в частном и публичном праве, потому что на данный момент в российской доктрине понятие «цифровые права» употребляется в разных контекстах с различным наполнением прав.
В частноправовом смысле цифровые права означают обязательственные и иные права, содержание и условия, определенные через информационные системы (п. 1 ст. 141.1 ГК РФ [26]). В данном случае в содержании цифрового права находится цифровой код, который признается государством в качестве такового. В связи с этим, в частно-правовом смысле цифровые права связаны с имущественной составляющей и введены для удобства и актуализации гражданского оборота.
В публично-правовом же смысле цифровые права представляют собой систему прав человека, определяющую его положение в информационной среде, Интернете и позволяющую безопасно и комфортно пользоваться новыми технологиями.
Безусловно, в международном праве прав человека, относящемся к международному публичному праву, можно выделить и частноправовую, и публично-правовую природу прав человека, поскольку все эти права тесно связаны с личностью человека. И многие частные права обеспечиваются защитой не только способами, предназначенными для защиты частных прав в соответствующих отраслях национального права, но и через призму прав человека в международном праве прав человека (право на уважение частной, семейной жизни, право на достаточное жилище, в компоненте которого также можно выделить цифровые права, включая права на Интернет, что особенно проявилось в период пандемии и локдауна в 20192021 гг.).
При этом в теории права и в доктрине международного права представлен разный подход к пониманию поколений прав человека.
Как отмечает А. И. Ковлер, в политико-правовом дискурсе и в науке принято условное деление прав человека на три поколения - естественные права, гражданские и политические, социальные права [14]. Ученый считает логичным отнести цифровые права к правам четвертого поколения, приводя в подтверждение мнение Э. В. Талапиной, которая
относит цифровые права к сфере публичных, а не частноправовых отношений [24]. А. И. Ковлер соглашается с позицией другого ученого Н. В. Варламовой по вопросу условности деления прав человека по поколениям и выделяет ее мнение о «базовым» праве, которым является только право доступа к Интернету, в то время как остальные цифровые права - производные от этого права [3].
В международном праве прав человека приводят несколько иную классификацию поколений прав человека: первое поколение прав человека - гражданские и политические права (находит закрепление в Международном пакте ООН о гражданских и политических правах 1966 г.); второе поколение прав человека - экономические, социальные и культурные права (находит закрепление в Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.); третье поколение прав человека - коллективные права или «права солидарности»1 (находит закрепление в ряде международных актов: оба Международных пакта ООН 1966 г., Декларация о праве на развитие 1986 г2., Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г.3, международные региональные акты - Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. [2], Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов 1988 г. [1] и др.); четвертое поколение прав человека - соматические права (нашли закрепление в Декларации ООН о клонировании человека 2005 г. 4;
1 Третье поколение прав человека, к которым относятся коллективные права или права «солидарности», рассматривается специалистами как вклад развивающихся стран в право на развитие, право на мир, право на самоопределение, территориальную целостность, право на здоровую окружающую среду, право на суверенитет [17, с. 313].
2 Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года.
3 Резолюция № 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» (Принята в г. Нью-Йорке 13.09.2007 на 107-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
4 Резолюция № 59/280 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация Организации Объединенных Наций о клонировании человека» (Принята в г. Нью-Йорке 08.03.2005 на 82-м пленарном заседании 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Конвенции о правах человека и биомедицине (региональная конвенция) 1997 г.1).
Как отметил А. А. Ковалев, международное право прав человека отличается своим динамизмом, поскольку в ходе исторического развития возникают новые виды прав человека, которые требуют международно-правовой защиты [13].
Поколения прав человека не исключают друг друга, а дополняют и иллюстрируют направление развития в системе прав человека с учетом изменений политического, социально-экономического, культурного характера, развития научно-технического прогресса. Поэтому если узко подходить к данному вопросу, можно незаслуженно нивелировать значение иных поколений прав, например, соматических прав как продолжения права на развитие, да и самих коллективных прав или «прав солидарности».
Важность выделения цифровых прав в качестве нового поколения продиктовано невозможностью полноценной защиты прав человека через уже известные права человека в цифровой среде, только в качестве новой формы их выражения, без выделения самостоятельности цифровых прав. Ведь существование человека в рамках интернет-технологий происходит через опосредованные каналы (программы, сайты, платформы социальных сетей, платформы инвестирования, виртуальные игровые сервисы), которые в большинстве случаев принадлежат частным компаниям или владелец которых неизвестен. Это создает дополнительные угрозы для комфортной и безопасной деятельности человека в информационной среде, трансформации обязательств государств по защите прав человека в цифровой сфере, вовлечения в числе обязанных субъектов частных компаний в широком трансграничном аспекте.
С каждым годом все более актуальным становится вопрос отдельного правового регулирования цифровых прав, как на национальном, так и на международном уровне, что подтверж-
1 Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (БТ8 N 164). (Заключена в г. Овьедо 04.04.1997) (с изм. от 27.11.2008). Документ вступил в силу 1 декабря 1999 года. Россия не участвует. Документ дополнен Дополнительными протоколами от 12.01.1998, от 24.01.2002, от 25.01.2005 и от 27.11.2008, в которых Россия не участвует.
дает невозможность их защиты привычными имеющимися средствами и способами, а также подчеркивает трансграничный характер и практическую важность цифровых прав для поддержания баланса в мировом сообществе.
Ряд международно-правовых актов регулирует основы или отдельные стороны цифровых прав, начиная от упоминания информационных прав или права на информацию.
Например, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах [18] закрепляет право на свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ (является частным случаем права на свободное выражение своего мнения).
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [16] в ст. 7 возлагает на государства обязанность принять меры, в том числе в информационной среде, для обеспечения исключения случаев расовой дискриминации. Однако в данном свете необходимо отметить, что в цифровом пространстве активизируется не только расовая, но и иные формы дискриминации (гендерная, возрастная, по религиозному признаку).
Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» [7] закрепляет основные характеристики информационного общества и принципы доступа к информации, включая вклад каждого человека в его развитие; наращивание потенциала в рамках внедрения информационно-телекоммуникационных технологий во все виды образования; укрепления доверия и безопасности при использовании информационных технологий; создание благоприятной международной среды для функционирования и поддержания информационного общества; использование ИКТ с учетом разнообразия культур.
Особое место, на наш взгляд, занимает регулирование взаимоотношений детей с цифровым пространством. Конвенция о правах ребенка [15] достаточно широко закрепляет информационные права детей, в частности в ст. ст. 13, 17 провозглашается право на свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других
средств по выбору ребенка; право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников. Помимо этого, Конвенция в ст. 31 закрепляет право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, культурной и творческой жизни.
Однако в статьях Конвенции о формах защиты ребенка предусмотрена только защита от экономической и сексуальной эксплуатации, в сфере образования, защита от незаконного употребления наркотических средств и при совершении преступления. Защита же в информационной среде регламентирована рекомендациями ЮНЕСКО, на региональном и национальном уровне, имеются руководящие указания для директивных органов по защите ребенка в онлайновой среде, 2020 г. [23], подготовленные Международным союзом электросвязи, но не конвенционные нормы.
Комитет по правам ребенка ООН, осуществляющий наблюдение за выполнением Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к ней, выпустил Замечания общего порядка № 25 (2021) о правах детей в связи с цифровой средой1. В замечаниях отмечается, что цифровая среда постоянно развивается и расширяется, охватывая информационно-коммуникационные технологии, в том числе цифровые сети, контент, услуги и приложения, подключенные устройства и среды, виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект, робототехнику, автоматизированные системы, алгоритмы и аналитику данных, биометрию и технологию имплантации. Цифровая среда становится все более важной в большинстве аспектов жизни детей, в том числе и в период кризиса, поскольку общественные функции, включая образование, государственные услуги и торговлю, всё больше опираются на цифровые технологии. Она открывает новые возможности для реализации прав детей, но в то же время создает опасность их нарушения или ущемления.
В замечаниях общего порядка Комитета по правам детей рассматривается практика госу-
1 CRC/C/GC/25 // URL: https://docstore.ohchr.org/ SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqh Kb7yhsqIkirKQZLK2M58RF%2F5F0vEG%2BcAAx34gC78 FwvnmZXGFqqJDO%2FyPTAfbgP6DgempEJedd4hilxMW P%2BlF88deb4%2Fr7POvYL9IBx7hRMGHXtF6
дарств по реализации и защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей, которые в отличие от прав взрослых не разъединены двумя Пактами о правах человека, а закреплены единым образом в Конвенции о правах ребенка. При этом в Конвенции отдельное внимание уделяется информационным правам ребенка, как таковым.
Необходимо отметить, что регулирование информационных прав в международных актах в основном осуществляется на рекомендательном и программном уровне. Как мы видим обязательных конвенционных источников не так много, те же которые имеются - приняты в период до наступления цифровой эпохи (Digital Age) и даже до появления Интернета либо только в начале его развития.
Формирование правового регулирования цифровых прав на международном уровне идет в ногу с основными источниками регулирования научно-технического прогресса (НТП).
Так, можно выделить принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году Декларацию об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества [6]. Данный акт провозгласил создание достижений науки и техники во имя Мира, для защиты прав и свобод человека.
Основой научно-технического прогресса является развитие. Развитие представляет собой процесс усовершенствования жизни общества, а с правовой точки зрения являет неотъемлемое право, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами, и которое определено в принятой Генеральной Ассамблеей в 1986 году Декларации о праве на развитие [5].
Соответствующая Декларация двойственно подходит к раскрытию категории развития: с одной стороны, она определяет человека как субъекта развития и провозглашает его права и свободы, закрепляет ответственность за коллегиальное и индивидуальное развитие; с другой стороны, Декларация возлагает на государства обязанность за благоприятное развитие в направлении, в том числе прав и свобод человека, предотвращения применения развития для со-
вершения противоправной деятельности (расизма, расовой дискриминации, колониализма, иностранного господства, оккупации, агрессии, иностранного вмешательства). Так, данная Декларация более широко трактует НТП и затрагивает и человека, и государство, что говорит о постепенном переходе к комплексному пониманию и регулированию развития науки и техники и, впоследствии, цифровых прав.
Исходя из перечисленных актов, можно утверждать, что права человека, объединенные в третье (коллективные права) и четвертое (соматические права) поколения прав, сформировались с учетом развития научно-технического прогресса и получили закрепление как право на Мир и развитие, достижения генетики, биомедицины и т. д.
Аналогично под влиянием научно-технического прогресса и благодаря праву на развитие, в его продолжение, формируются цифровые права человека, требующие самостоятельной регламентации и защиты, которые можно отнести к пятому поколению прав человека.
Уже в 2014 году докладом Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека [8] была поднята проблема защиты и поощрения права на неприкосновенность личной жизни в контексте экстерриториального слежения за цифровыми сообщениями или их перехвата и сбора личных данных, в том числе в массовом масштабе.
Тенденция высокого международного уровня защиты прав человека в цифровой среде продолжена в Докладе Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека [9]: «Право на неприкосновенность частной жизни в цифровой век», 2018 г. Кроме того, еще в июле 2015 года Совет по правам человека ООН назначил Специального докладчика по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни.
В Докладе 2018 г. отмечаются такие тенденции в сфере посягательств на неприкосновенность частной жизни, как усиление цифрового следа, сбор биометрических данных, укрепление аналитического потенциала, в т. ч. с помощью систем искусственного интеллекта, массовое слежение, попытки ослабления шифрования и анонимности, трансграничный доступ к данным, находящимся в распоряжении
компаний. Таким образом, с развитием научно-технической составляющей требуется выделение цифровых прав человека, а не просто выработка законодательства и консенсусных международных рамок по защите права человека на неприкосновенность личной жизни.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в п. 15, отмечается, что «распространение информационно-коммуникационных технологий и глобальное взаимное подключение сетей, как и научно-технические инновации в столь разных областях, как медицина и энергетика, открывают огромные возможности для ускорения человеческого прогресса, преодоления "цифрового разрыва" и формирования общества, основанного на знаниях, а также для развития» [20].
Канцелярией посланника Генерального секретаря по вопросам технологий и Международным союзом электросвязи (МСЭ) объявлено о новом комплексе целевых показателей ООН по обеспечению универсальной и реальной возможности установления цифровых соединений, которые должны быть достигнуты к 2030 году, разработана Дорожная карта по цифровому сотрудничеству [11]. Ключевыми направлениями для действий на международном уровне названы:
- достижение всеобщего подключения к 2030 году,
- продвижение цифровых общественных благ, чтобы достигнуть более справедливого мира,
- обеспечение цифрового подключения для всех, включая наиболее уязвимых,
- укрепление наращивания цифрового потенциала,
- обеспечение защиты прав человека в цифровую эпоху,
- обеспечение глобального управления искусственным интеллектом,
- продвижение доверия и безопасности в цифровой среде,
- построение более эффективной архитектуры по цифровому сотрудничеству.
Выделение цифровых прав из ряда существующих поколений прав человека прослеживается и в разработке международных региональных документов. Так, Еврокомиссией
подготовлена отдельная Декларация о цифровых правах и принципах цифрового десятилетия [27], которая подтверждает центральное положение цифровых прав для современного человека. Европейский Союз не единственная региональная организация, которая на данный момент обратилась к цифровой повестке.
Серьезные усилия в этом направлении предпринимает ЕАЭС, который формирует в перспективе единое цифровое пространство [21; 25]. Из Доклада о приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза [10] следует направленность деятельности стран-участниц на внутреннее развитие и внешнее взаимодействие по вопросам научно-технического развития с другими странами (например, у РФ есть действующие договоры в научно-технической сфере с каждым из государств-членов БРИКС, СНГ, с Великобританией, Италией и др.).
Помимо этого, интересным региональным (субрегиональным) актом является Модельный закон СНГ «Об основах регулирования Интернета» [19], который закрепляет обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета с учетом его развития и регулирования на международном уровне. Данный акт для стран СНГ являлся отправной точкой регулирования цифровых прав в рамках права доступа в Интернет, установления необходимости защиты данного права.
Таким образом, регулирование прав человека в цифровой среде является одним из важнейших аспектов правотворческой деятельности на международном уровне. А соответствующие особенности сущности и регулирования цифровых прав, их важность для правового статуса личности позволяют выделить их в новое поколение прав человека не только для активизации развития, но и для эффективной защиты личности в интернет-среде.
Среди прав пятого поколения предлагается рассматривать: право на доступ в Интернет; право на конфиденциальность (шифрование); право на забвение; право на защиту персональных данных, включая биометрические, в цифровой среде; право на создание, пользование и доступ к информационно-коммуникационным технологиям.
Литература
1. Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (принята в г. Нью-Дели 15.02.1988) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Кодекс». - URL: https://docs.cntd.ru/document/1900492
2. Африканская хартия прав человека и народов (Принята в г. Найроби 26.06.1981) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - URL: https://base.garant.ru/2559461
3. Варламова, Н. В. Цифровые права - новое поколение прав человека? [Электронный ресурс] / Н. В. Варламова // Труды Института государства и права РАН. -2019. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovye-prava-novoe-pokolenie-prav-cheloveka (дата обращения: 04.03.2023).
4. Глушкова, С. И. Развитие прав человека в условиях цифровизации общества: современные тенденции в цифровой реальности [Текст] / С. И. Глушкова, Е. Д. Летунов // Теории и проблемы политических исследований. - 2021.Т. 10. - № 5А. - С. 11-27. - DOI: 10.34670/AR.2021.23.96.002.
5. Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/right_to_development.shtml
6. Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества. Принята резолюцией 3384 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 10 ноября 1975 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/science.shtml
7. Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии». Принята резолюцией 56/183 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10-12 декабря 2003 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/ dec_wsis.pdf
8. Доклад A/HRC/27/37: Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век - доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека от 30 июня 2014 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.ohchr. org/sites/default/files/HRBodies/HRC/RegularSessions/ Session27/Documents/A.HRC.27.37_en.pdf
9. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Право на неприкосновенность частной жизни в цифровой век (Принят 10.09.2018-28.09.2018 на 39-й сессии Совета по правам человека ООН) [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=58296#kX9SOaTwmRk w8HP21
10. Доклад о приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза, 2022 г. [Электронный ресурс] // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf
11. Дорожная карта Генерального секретаря по цифровому сотрудничеству [Электронный ресурс] // Офи-
циальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/ content/digital-cooperation-roadmap
12. Дохинская программа действий для наименее развитых стран [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ldc5/ru?_gl=1*1ewx9ej*_ ga*Mzk0ODM1NDE0LjE2NzY2OTg2NTg.*_ga_TK9BQL5 X7Z*MTY3ODE3NTIzMS4zLjAuMTY3ODE3NTIzMS4wL jAuMA
13. Ковалев, А. А. Международная защита прав человека [Текст] : учебное пособие / А. А. Ковалев. - Москва : Статут, 2013. - 591 с.
14. Ковлер, А. И. Антропология прав человека в цифровую эпоху (опыт сравнительного анализа) [Текст] // Журнал российского права. - 2022. - № 12. - С. 5-29. -DOI: 10.12737/jrl.2022.125.
15. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml
16. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/raceconv.shtml
17. Международное право [Текст] : учебник / отв. ред. А. А. Ковалев, С. В. Черниченко. - Москва, 2008.
18. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
19. Модельный закон «Об основах регулирования Интернета» Межпарламентская Ассамблея государств -участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Приложение к постановлению МПА СНГ от 16.05.2011 г. № 36-9.
20. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [без передачи в главные комитеты (A/70/L.1)] 70/1. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // URL: https://unctad. org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf
21. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ Pages/DisplayDocument.aspx?s=%7Be1f13d1d-5914-465c-835f2aa3762eddda%7D&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=%7B8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91%7D&EntityID=15213
22. Рожкова, М. А. Цифровые права: публично-правовая концепция и понятие в российском гражданском праве [Текст] / М. А. Рожкова // Хозяйство и право: ежемесячный юридический журнал. - 2020. - № 10. - С. 3-12.
23. Руководящие указания для директивных органов по защите ребенка в онлайновой среде 2020
[Электронный ресурс] // URL: https://www.itu.int/en/ ITU-D/Cybersecurity/Documents/COP/Guidelines/2020-translations/S-GEN-COP.POL_MAKERS-2020-PDF-R.pdf
24. Талапина, Э. В. Эволюция прав человека в цифровую эпоху [Текст] // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. - 2019. - Т. 14. - № 3. - С. 122-146. - DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3-talapina
25. Тарасова, А. Е. Методология исследования правового регулирования предпринимательской деятельности в Евразийском экономическом союзе [Текст] / А. Е. Тарасова, Д. В. Козлов, А. В. Шиянов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 102-125. - DOI 10.12737/ jflcl.2021.011. - EDN JGWRCS.
26. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ [Текст] // Российская газета. - 8 декабря 1994 г. - № 238-23.
27. European Declaration on Digital Rights and Principles for the Digital Decade Brussels, 26.1.2022 COM (2022) 28 final [Text] // URL: https://clck.ru/33gyu3
References
1. Asia-Pacific Declaration of Human Rights of Individuals and Peoples (adopted in New Delhi on 15.02.1988) [Electronic resource] // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents "Code". - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1900492 [in Russian].
2. The African Charter on Human and Peoples' Rights (Adopted in Nairobi on 26.06.1981) [Electronic resource] // Legal Reference System "Garant". - URL: https://base.garant. ru/2559461 [in Russian].
3. Varlamova, N. V. Digital rights - a new generation of human rights? [Electronic resource] / N. V. Varlamova // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2019. - No. 4. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-prava-novoe-pokolenie-prav-cheloveka (date of application: 04.03.2023) [in Russian].
4. Glushkova, S. I. Development of human rights in the conditions of digitalization of society: modern trends in digital reality [Text] / S. I. Glushkova, E. D. Letunov // Theories and problems political research. - 2021.- Vol. 10. - No. 5A. -P. 11-27. - DOI: 10.34670/AR.2021.23.96.002 [in Russian].
5. Declaration on the Right to Development. Adopted by General Assembly resolution 41/128 of December 4, 1986 [Electronic resource] // Official UN website. - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/right_ to_development.shtml
6. Declaration on the Use of Scientific and Technological Progress in the Interests of Peace and for the Benefit of Humanity. Adopted by General Assembly resolution 3384 (XXX) of November 10, 1975 [Electronic resource] // UN Official website. - URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/science.shtml [in Russian].
7. Declaration of Principles "Building an Information Society is a global challenge in the new Millennium". Adopted by resolution 56/183 of the United Nations General Assembly on December 10-12, 2003 [Electronic resource] //
Official UN website. - URL: https://www.un.org/ru/events/ pastevents/pdf/dec_wsis.pdf [in Russian].
8. Report A/HRC/27/37: The right to privacy in the digital age - report of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights dated June 30, 2014 [Electronic resource] // URL: https://www.ohchr.org/sites/ default/files/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session27/ Documents/A.HRC.27.37_en.pdf [in Russian].
9. Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights. The right to privacy in the Digital age (Adopted 10.09.2018-28.09.2018 at the 39th session of the UN Human Rights Council) [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus". - URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=58296#kX9SOaTwm Rkw8HP21 [in Russian].
10. Report on priorities and long-term forecast of scientific and technical development of the Eurasian Economic Union, 2022 [Electronic resource] // URL: https://eec.eaeunion.org/ upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf [in Russian].
11. The Secretary - General's Roadmap for Digital Cooperation [Electronic resource] // UN official Website. -URL: https://www.un.org/ru/content/digital-cooperation-roadmap [in Russian].
12. Doha Programme of Action for the Least Developed Countries [Electronic resource] // UN official Website. -URL: https://www.un.org/ldc5/ru ?_gl=1*1ewx9ej*_ga*Mzk 0ODM1NDE0LjE2NzY2OTg2NTg.*_ga_TK9BQL5X7Z*M TY3ODE3NTIzMS4zLjAuMTY3ODE3NTIzMS4wLjAuMA [in Russian].
13. Kovalev, A. A. International protection of human rights [Text] : textbook / A. A. Kovalev. - Moscow : Statute, 2013. - 591 p. [in Russian].
14. Kovler, A. I. Anthropology of human rights in the digital age (experience of comparative analysis) [Text] // Journal of Russian Law. - 2022. - No. 12. - P. 5-29. - DOI: 10.12737/jrl.2022.125 [in Russian].
15. Convention on the Rights of the Child. Adopted by General Assembly resolution 44/25 of November 20, 1989 [Electronic resource] // Official UN website. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml [in Russian].
16. International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination. Adopted by General Assembly resolution 2106 (XX) of December 21, 1965 [Electronic resource] // UN official website. - URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml [in Russian].
17. International law [Text] : textbook / ed. by A. A. Kovalev, S. V. Chernichenko. - Moscow, 2008 [in Russian].
18. International Covenant on Civil and Political Rights. Adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of December 16, 1966 [Electronic resource] // Official UN website. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/pactpol.shtml [in Russian].
19. Model Law "On the basics of Internet regulation" Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States [Electronic resource] // Appendix to the Resolution of the IPA CIS dated 16.05.2011 No. 36-9 [in Russian].
20. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015 [without reference to the Main Committees (A/70/L.1)] 70/1. "Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development" [Electronic resource] // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ ru.pdf [in Russian].
21. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of October 11, 2017 No. 12 "On the main directions of implementation of the digital agenda of the Eurasian Economic Union until 2025" // URL: https://docs.eaeunion. org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=%7Be1f13d1d-5914-465c-835f2aa3762eddda%7D&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=%7B8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91%7D&EntityID=15213 [in Russian].
22. Rozhkova, M. A. Digital Rights: Public law concept and concept in Russian Civil Law [Text] / M. A. Rozhkova // Economy and Law: monthly Legal journal. - 2020. -No. 10. - P. 3-12 [in Russian].
23. Guidelines for policy makers on child protection in the online environment 2020 [Electronic resource] // URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/ COP/Guidelines/2020-translations/S-GEN-COP.POL_ MAKERS-2020-PDF-R.pdf [in Russian].
24. Talapina, E. V. Evolution of human rights in the digital age [Text] // Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. - 2019. - Vol. 14. - No. 3. - P. 122-146. - DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3-talapina [in Russian].
25. Tarasova, A. E. Methodology of research of legal regulation of entrepreneurial activity in the Eurasian Economic Union [Text] / A. E. Tarasova, D. V Kozlov, A. V Shiyanov // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. - 2021. - Vol. 17. - No. 1. - P. 102-125. - DOI 10.12737/jflcl.2021.011. - EDN JGWRCS [in Russian].
26. Part One of the Civil Code of the Russian Federation November 30, 1994 N 51-FZ [Text] // Rossiyskaya Gazeta. -December 8, 1994 - No. 238-23 [in Russian].
27. European Declaration on Digital Rights and Principles for the Digital Decade Brussels, 26.1.2022 COM (2022) 28 final [Text] // URL: https://clck.ru/33gyu3 [in English].
Поступила в редакцию 08.03.2023 Received March 08, 2023