Научная статья на тему 'Права человека на чистые воздух, воду и продукты питания сквозь призму Киотского протокола и Копенгагенского соглашения'

Права человека на чистые воздух, воду и продукты питания сквозь призму Киотского протокола и Копенгагенского соглашения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЧИСТЫЕ ВОЗДУХ / ВОДУ И ПИЩУ / ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОТРАВЛЕНИЕ / ОПУСТЫНИВАНИЕ / ОБЕЗЛЕСЕНИЕ / ДЕКЛАРАЦИИ СТОКГОЛЬМА И РИО / КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ / КВОТЫ НА ВЫБРОСЫ ГАЗОВ В АТМОСФЕРУ / ЙОХАННЕСБУРГСКИЙ САММИТ / КОПЕНГАГЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мутагиров Джамал Зейнутдинович

Среди жизненных проблем человека и человечества важнейшее место занимают проблемы чистоты воздуха, воды и пищи, т. е. проблемы охраны окружающей его среды. С ними неразрывно связано и реальное состояние осуществления прав человека на жизнь, здоровье и счастье. К пониманию этого человечество приходит постепенно и не без влияния тяжких последствий своего не всегда разумного отношения к среде обитания, и оно как бы постфактум пытается хоть как-то исправить или смягчить положение, не доводить дело до катастрофы. К числу таких попыток относятся Рамочная конвенция ООН об изменении климата, конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро, Киото и в Копенгагене, анализ решений которых дается в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права человека на чистые воздух, воду и продукты питания сквозь призму Киотского протокола и Копенгагенского соглашения»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЧИСТЫЕ ВОЗДУХ, ВОДУ И ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КИОТСКОГО

ПРОТОКОЛА И КОПЕНГАГЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

Среди жизненных проблем человека и человечества важнейшее место занимают проблемы чистоты воздуха, воды и пищи, т. е. проблемы охраны окружающей его среды. С ними неразрывно связано и реальное состояние осуществления прав человека на жизнь, здоровье и счастье. К пониманию этого человечество приходит постепенно и не без влияния тяжких последствий своего не всегда разумного отношения к среде обитания, и оно как бы постфактум пытается хоть как-то исправить или смягчить положение, не доводить дело до катастрофы.

К числу таких попыток относятся Рамочная конвенция ООН об изменении климата, конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро, Киото и в Копенгагене, анализ решений которых дается в настоящей статье.

Ключевые слова: права человека на чистые воздух, воду и пищу, экология, окружающая среда, биологическое разнообразие, загрязнение и отравление, опустынивание, обезлесение, Декларации Стокгольма и Рио, Киотский протокол, квоты на выбросы газов в атмосферу, Йоханнесбургский саммит, Копенгагенское соглашение.

Стремление к здоровью и счастью является одним из главных регуляторов жизнедеятельности человека. Многие из жизненных проблем решаются им самостоятельно, но есть и такие проблемы, успешное решение которых возможно только совместными усилиями сообществ людей и человечества в целом. К числу таких относятся проблемы состояния здоровья людей, климата и экологической безопасности планеты Земля. Но и здесь важно помнить, что этот успех складывается из усилий миллиардов индивидуумов на планете. Это при условии, если руководством в повседневной жизни как каждого индивида в отдельности, так и социумов и народов в целом станут сложившиеся на протяжении десятков тысяч лет жизни нормы и принципы отношений человека к природе и к другим людям, жизненность и справедливость которых доказаны временем. Это, прежде всего, чувство высочайшей ответственности за общую среду обитания человечества, забота о сохранении ее в чистоте. В природе все взаимосвязано, деятельность каждого землянина прямо или косвенно влияет на общую среду обитания, а соответственно и на жизнь всех остальных людей. Нпример, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. лесные массивы мира сокращались по 14,6 млн гектаров в год (Johannesburg Summit-2002).

© Д. З. Мутагиров, 2010

Индустриальная революция сопровождается загрязнением окружающей среды в результате выброса в воздух продуктов «созидательной» деятельности человека, наиболее опасными из которых считаются угарный газ и двуокись азота. А это, в свою очередь, способствует: постепенному изменению климата, истощению озонового слоя атмосферы, таянию льдов с возможной угрозой повышения уровня морей и океанов, затоплению низменных районов проживания человека, повышению уровня влажности воздуха. В некоторых районах земного шара последствиями становятся засыхание рек и озер (Аральское море — самый наглядный по своей трагичности и поучительный для всех пример!), трудности в ведении сельского хозяйства, дефицит чистой питьевой воды. Так, к середине 1990-х годов около 66% территории Африканского континента составляли пустыни и засушливые земли, причем около 73% сельскохозяйственных угодий уже считались деградированными.

Бурное строительство фабрик и заводов, спуск неочищенных продуктов человеческой деятельности в реки и моря, как и попадание их туда в результате различных катастроф, привели к тому, что многие водные бассейны мира превратились в клоаки (Рейн, Великие озера, морские порты в крупных городах). Опасную угрозу среде обитания человека создали многолетняя практика милитаризации производства и применения ядерного, химического и бактериологического оружия, попытки определенных кругов воздействовать на природу в военных целях, как это имело место во время войн во Вьетнаме и в других странах, а также программы использования космоса в военных целях.

Все имеет свой предел, переступать который без опаснейших последствий для всего человечества нельзя. Осознав это, мировое сообщество пытается как-то ограничить вмешательство человека в природную среду. Одна из первых деклараций об отношении человека к окружающей среде была принята на конференции ООН в Стокгольме 16 июня 1972 г. Предполагалось, что использование методов модификации окружающей среды в мирных целях поможет улучшить взаимосвязь человека и природы, внесет вклад в сохранение и усовершенствование окружающей среды для нынешних и будущих поколений, сформирует понимание людьми необходимости отказа от ее милитаризации и загрязнения. Эти идеи почти в тех же формулировках были повторены в международной конвенции «О запрещении военных или любых других враждебных природе методов модификации окружающей среды».

Государства-участники данной конвенции взяли на себя обяза-

тельства отказаться от воздействия на окружающую среду методами модификации1, способными ее разрушить и нанести ущерб другим странам, а также не помогать, не поощрять и не стимулировать любое другое государство, группу государств или международные организации в их разрушительных замыслах. Допускается применение методов модификации окружающей среды только в мирных целях и с соблюдением общепризнанных принципов и правил международного права. При этом информация о проводимой работе должна стать достоянием всех государств, а по вопросам применения модифицирующей техники в мирных целях государства обязаны консультироваться со всеми заинтересованными странами.

Как бы то ни было, проводя любую модификацию или осуществляя любое воздействие на природу, следовало бы помнить об участи героя М. Шелли Франкенштейна, безрассудно сотворившего некое чудовище, принесшее ему и его близким много горя. Этот «творец», как он сам полагал, выбрал самые красивые черты для своего «детища»: «Красивый! Большой Бог! Его желтая кожа едва закрывала работу мускулов и артерий; его волосы имели черный блеск, его зубы — жемчужную белизну». Но результат оказался совершенно неожиданным. Изобилие «прекрасных» черт оказалось в «неприятном контрасте с его водянистыми глазами, которые казались почти того же самого цвета, как и серовато-коричнево-белые гнезда, в которых они были установлены...» (Shelley, 1999, p. 43). Как бы человечеству в качестве своего «творчества» и наяву не пришлось созерцать «несчастного монстра», которого он на свою беду сотворил, а затем тщетно пытаться избавляться от него!

Значительная часть людей на земле не только осознает последствия своей, не согласующейся с требованиями природы, деятельности. Уразумев пагубность этих последствий, общественность некоторых, особо «продвинувшихся» в данном направлении, стран выступила в защиту окружающей среды, образовала экологические организации и движения, добилась строительства очистных сооружений, прекращения сброса грязных стоков в реки и моря. Результаты этой работы налицо: в недавнем прошлом мертвых бассейнах рек и заливов вновь плавает рыба, обитающая в чистой воде. Когда автор этих строк восторгался в начале 1990-х годов чистотой водой

1 Под «техникой модификации окружающей среды» Конвенция подразумевает «любую технику для изменения — путем преднамеренной манипуляции естественными процессами — динамику, композицию или структуру Земли, включая ее биоматерию, литосферу, гидросферу, атмосферу или космическую среду».

__________________________________________________________________ 257

ЛОЛИШЭКС. 2010. Том 6. № 1

Стокгольмского залива, ему показали снимки десятилетней давности места, где он стоял, имевшие неприглядный вид. Как рассказывали экологи Стокгольма, жители их города образовали одно из первых в Европе движений за охрану окружающей среды, добились прекращения сброса неочищенных вод в залив, и последний вновь ожил, доставляя радость жителям шведской столицы, да, пожалуй, не только им. Но не все, к сожалению, следуют этому прекрасному примеру.

По подсчетам астрофизиков, в 1990 г. в атмосферу Земли было выброшено газов, эквивалентных 18 551,5 млн тонн углерода, что составляло более трех тонн на каждого жителя планеты. Содержание этих газов, образующихся при сжигании угля, нефти и газа, только в ХХ в. увеличилось в атмосфере примерно на 30%. Было подсчитано, что при сохранении тогдашних объемов потребления и темпов его роста оно могло увеличиться еще на 75 % в период между 1997 и 2020 гг. (Johannesburg Summit-2002).

Для предотвращения экологического кризиса международное сообщество вынуждено было принять несколько деклараций и соглашений, призванных упорядочить отношение государств и обществ к среде своего обитания, а также организовать широкое обсуждение данной проблемы в мире. Главной целью всех этих актов было утверждение нового понимания развития как поддержки дальнейшего социально-экономического прогресса без ухудшения окружающей среды.

На конференции глав государств и правительств с участием представителей научной общественности в Рио-де-Жанейро2 (Бразилия, 1992 г.) была принята программа обеспечения гармонии между природой и человеком для жизнеспособного3 развития на планете. В декларации об окружающей среде и развитии провозглашались принципы, определяющие права и обязанности государств. Конференция приняла также заявление о принципах лесоводства, призванных обеспечить жизнеспособное управление лесными мас-

2 Она проходила с 3 по 14 июня 1992 г. с участием представителей 172 стран, из которых 108 являлись главами государств и правительств, а также 2400 делегатов международных неправительственных организаций. В проводимых там форумах приняли участие около 17 тыс. граждан различных стран мира.

3 Формулировка документа Рио-де-Жанейро «sustainable development», повторявшаяся затем и в других программах международного развития (Копенгаген, 1995 г., Нью-Йорк, 2000 г.), переведена на русский язык как «устойчивое развитие» («stable development») и закрепилась в нем. Но это совершенно разные понятия. «Устойчивыми» могут быть и негативные, разрушительные процессы, в то время как выражение «жизнеспособное» означает оздоровление, улучшение, охрану и заботу обо всем живом и среде его обитания.

258 _______________________________________________________________________

сивами во всем мире. Во всех документах «жизнеспособное развитие» понимается как улучшение качества жизни всех жителей нашей планеты без увеличения объема используемых ими природных ресурсов Земли, как сохранение окружающей среды и природных ресурсов для будущих поколений, а также использование экономных методов развития, чтобы сократить ресурс потребления, остановить процессы загрязнения окружающей среды и сохранить естественную среду обитания. Удовлетворяя свои собственные потребности4, каждое поколение должно заботиться и о том, чтобы сохранить такую же возможность будущим поколениям.

«Люди находятся в центре заботы о жизнеспособном развитии, они имеют право на здоровую и производительную жизнь в гармонии с природой», — провозглашалось в Декларации Рио-де-Жанейро. Государства имеют суверенное право эксплуатировать собственные ресурсы, но нельзя наносить вред природной среде других стран. Ликвидация бедности и сокращение различий в уровнях жизни народов разных стран мира были объявлены непременным условием жизнеспособного развития. Все страны, особенно развитые, должны приложить усилия к «озеленению мира» путем сохранения имеющихся на их территориях лесов и посадки новых. Накануне конференции в Рио-де-Женейро ГА ООН одобрила два соглашения государств об отношении к окружающей среде — «Рамочную конвенцию об изменении климата» и «Конвенцию о биологическом разнообразии», которые были предложены для подписания. Первая Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 г. К декабрю 2009 г. она была ратифицирована всеми государствами мира, за исключением Андорры и Ватикана. Данная Конвенция исходит из признания того, что глобальный климат должен быть защищен для пользы ныне живущих и будущих поколений людей. На развитые страны возлагается обязанность предпринять все необходимые шаги для предотвращения негативного влияния на климат, поскольку большинство вредных для экологии газов поступает в атмосферу именно из них. Все государства должны содействовать обеспечению жизнеспособного развития на Земле и сотрудничать между собой во имя достижения этой цели.

4 В начале третьего тысячелетия на 15% всемирного населения, живущего в странах с высоким доходом (так называемый «золотой миллиард»), приходились 56% всемирного потребления, в то время как на беднейшие 40% населения в развивающихся странах — только 11% (Johannesburg Summit-2002).

_________________________________________________________________ 259

ЛОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 1

Вслед за Рио-де-Жанейро аналогичные конференции и форумы прошли почти во всех регионах мира с обсуждением острых экологических проблем в соответствующих регионах. На них было высказано много позитивных идей и принято множество обязательств, но, как всегда, большинство их позабывалось уже на второй день после конференций или оставалось лишь благим пожеланием.

Первое пятилетие реализации Рамочной конвенции об изменении климата показало ее неэффективность. Поэтому в декабре 1997 г. на третьей конференции представителей более 160 госу-дарств-участников Конвенции в Киото (Япония) был принят Протокол к ней (Киотский протокол), который установил количественные обязательства для каждой страны по ограничению поступления парниковых газов в атмосферу. Согласно этому Протоколу, страны, являющиеся его сторонами, должны были в целом к 2008-2012 гг. сократить свои выбросы парниковых газов в атмосферу не менее чем на 5% от уровня 1990 г. Для каждой из этих стран была установлена соответствующая квота выброса (табл. 1).

Таблица 1. Состояние реализации Рамочной конвенции ООН «Об изменении климата». Изменения в эмиссии парниковых газов с 1990 по 2004 г. (GNG

Date 2006)

Вся эмиссия парниковых газов (GHG), не считая эмиссии газов в процессе землепользования и лесоводства (нормы в млн тонн, эквивалентных Ш2) Изменения в эмиссии, % Сокращение норм эмиссии по Киотскому протоколу*

Страна 1990 2000 2004 1990-2004 2000-2004 в %

1 2 3 4 5 6 7

Австралия 423,1 504,2 529,2 25,1 5,0 -

Австрия 78,9 81,3 91,3 15,7 12,4 -8(-13)

Белоруссия 127,4 69,8 74,4 -41,6 6,6 Пока нет нормы

Бельгия 145,8 147,4 147,9 1,4 0,3 -8 (-7.5)

Болгария 132,3 64,3 67,5 -49,0 5,1 -8

Канада 598,9 725,0 758,1 26,6 4,6 -6

Хорватия 31,1 25,3 29,4 -5,4 16,5 -

Чехия 196,2 149,2 147,1 -25,0 -1,4 -8

Дания 70,4 69,6 69,6 -1,1 0,1 -8(-21)

Эстония 43,5 19,7 21,3 -51,0 8,4 -8

Европейское сообщество 4252,5 4129,3 4228,0 -0,6 2,4 -8

Финляндия 71,1 70,0 81,4 14,5 16,4 -8 (0)

Франция 567,1 561,4 562,6 -0,8 0,2 -8 (0)

Г ермания 1226,3 1022,8 1015,3 -17,2 -0,7 -8(-21)

Греция 108,7 131,8 137,6 26,6 4,5 -8 (+25)

Венгрия 123,1 81,9 83,9 -31,8 2,5 -6

Исландия 3,28 3,54 3,11 -5,0 -12,2 +10

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Ирландия 55,6 68,7 68,5 23,1 -0,4 -8(+13)

Италия 519,6 554,6 582,5 12,1 5,0 -8 (-6,5)

Япония 1272,1 1345,5 1355,2 6,5 0,7 -6

Латвия 25,9 9,9 10,7 -58,5 8,2 -8

Лихтенштейн 0,229 0,256 0,271 18,5 6,0 -8

Литва 50,9 20,8 20,2 -60,4 -3,1 -8

Люксембург 12,7 9,7 12,7 0,3 31,3 -8 (-28)

Монако 0,108 0,117 0,104 -3,1 -11,0 -8

Нидерланды 213,0 214,4 218,1 2,4 1,7 -8 (-6)

Новая Зеландия 61,9 70,3 75,1 21,3 6,8 0

Норвегия 49,8 53,5 54,9 10,3 2,7 +1

Польша 564,4 386,2 388,1 -31,2 0,5 -6

Португалия 60,0 82,2 84,5 41,0 2,9 -8 (+27)

Румыния 262,3 131,8 154,6 -41,0 17,3 -8

Российская Федерация 2974,9 1944,8 2024,2 -32,0 4,1 0

Словакия 73,4 49,4 51,0 -30,4 3,3 -8

Словения 20,2 18,8 20,1 -0,8 6,6 -8

Испания 287,2 384,2 427,9 49,0 11,4 -8(+15)

Швеция 72,4 68,4 69,9 -3,5 2,1 -8(+4)

Швейцария 52,8 51,7 53,0 0,4 2,6 -8

Турция 170,2 278,9 293,8 72,6 5,3 -

Украина 925,4 395,1 413,4 -55,3 4,6 0

Великобритания 776,1 672,2 665,3 -14,3 -1,0 -8 (-12,5)

США 6103,3 6975,9 7067,6 15,8 1,3 -

Нормы для участников Киотского прокола 11823,8 9730,3 10011,5 -15,3 2,9 -5

*

Нормы сокращения выбросов по соглашению Европейского сообщества показаны в скобках. Национальные нормы сокращения на первый период обязательств по Киотскому протоколу, охватывающему срок с 2008 по 2012 г.

Наиболее развитые страны должны были добиться такого снижения уровня выбросов парниковых газов, чтобы в среднем за 2008-2012 гг. он был на 7, 6 и 8% ниже уровня 1990 г. Наиболее загрязняющими атмосферу странами в те годы являлись США (6103 млн т из 18 600 млн т всех выбросов углерода), Китай (около 6 млрд т) и Россия (2975 млн т). На развивающиеся страны, в число которых Китай включил себя, ограничения не устанавливались. Протокол мог вступить в силу только после ратификации его 55 странами, в том числе и теми, которые ответственны за 55% выбросов С02 развитых стран и стран с переходной экономикой. Поскольку 35% общих выбросов приходились на США, около 17% — на Россию, то без ратификации Протокола этими двумя странами он

_______________________________________________________ 261

ЛОЛИШЭКС. 2010. Том 6. № 1

не мог вступить в силу. США подписали Киотский протокол, но вскоре заявили о своем отказе от выполнения своих обязательств по нему. Россия подписала его в марте 1999 г., но затянула с ратификацией на несколько лет. Только 18 ноября 2004 г. Россия передала в ООН ратификационную грамоту, и в соответствии с нормой Протокола он вступил в силу 90 дней спустя, т. е. 16 февраля 2005 г.

Результат подобного пренебрежения к природе налицо — за последующие после конференции в Рио-де-Жанейро 15 лет общие ежегодные выбросы в атмосферу вредных веществ не только не сократились и даже не приостановились, а увеличились. Ежегодные выбросы углекислого газа возросли в период с 1970 по 2004 г. приблизительно на 80%, с 21 до 38 млрд т, и составили 77% от общего количества антропогенных выбросов парниковых газов в 2004 г. Объем выбросов всех парниковых газов возрос за этот период с 28,7 млрд т до 49,0 млрд т (Climate Change-2007, р. 46).

Правда, в странах-участницах Протокола выбросы сократились в 2004 г. на 3,3% по сравнению с 1990 г. Это произошло главным образом благодаря резкому сокращению выбросов газов в атмосферу (на 1,5 млрд т, или на 36,8%) из бывших социалистических стран в результате прекращения производственной деятельности и последующего закрытия здесь десятков тысяч промышленных предприятий. Значительно уменьшились выбросы газов в атмосферу из Великобритании (на 14, 3%), Германии (на 17,2%). Зато они резко возросли в США: выбросы угарного газа — на 15,8% (до 7 065 млн т), а всех газов — на 21,1%, в Испании — на 49%, по 26,6% — в Греции и Канаде, на 25,1% — в Австралии и т. д. (GNG Date-2006, р. 16).

Ученые-геофизики, собравшиеся в Шанхае в начале 2001 г. и в Найроби в ноябре 2006 г., констатировали продолжающееся возрастание накопления парниковых газов в атмосфере. Массовое производство хлорфторуглеродов для бытовых нужд приводило к тому, что, поступая в окружающую среду, они разрушали и озоновый слой земной атмосферы. КНР, как развивающаяся страна (напомним, что Протокол не устанавливал для этой группы стран конкретных обязательств по эмиссии газов), продолжала выбрасывать газы в атмосферу в 2007 г. в объеме, эквивалентном примерно

6 тоннам на душу своего населения (Where countries stand on Copenhagen, http://news.bbc.co.uk/ 2/hi/science/nature/8345343.stm). Россия, напротив, в результате коллапса ее промышленности в 1990-х годах стала выбрасывать в атмосферу на 34% меньше, чем в 1990 г. (Russia sets conditions, http://en.cop15.dk/news/view+news? newsid=2943). В итоге общая ситуация с эмиссией газов в мире в 2007 г. еще более ухудшилась, повысившись примерно до 6,5 т на

душу населения планеты. Данные по отдельным странам см. в табл. 2.

Оценить ситуацию с загрязнением окружающей среды трудно. По общему объему эмиссии газов КНР занимает первое место, затем идут США, Великобритания, Африка, Россия, Индия и Япония. А по выбросам ядовитых газов на душу населения впереди всех идут страны Персидского залива, за которыми следуют США, Россия, Япония, Великобритания, КНР, Африка с островными государствами и Индия. Но наибольший урон экологии планеты наносят США, КНР, Великобритания и Россия — постоянные члены Совета Безопасности ООН с особым статусом и крупнейшие страны современного мира, на которых лежит особая ответственность за сохранение чистоты окружающей человечество среды.

Таблица 2. Эмиссия газов в атмосферу из отдельных стран и групп стран в 2007 г. (Where countries stand on Copenhagen)

Страна или группа стран Общие выбросы (в млн тонн) Выбросы на душу населения (в тоннах) Доля страны в глобальных выбросах (в %)

КНР 8 106,0 6,0 20,7

США 6 087,0 20,0 15,5

Великобритания 4 641,0 9,0 11,8

Индия і 963,0 2,0 5,0

Российская Федерация 2 000,0 14,2 5,09

Япония і 293,0 10,0 3,3

Африканский Союз 3 164,0 4,0 8,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Персидского залива5 894,0 25,0 2,3

Страны АОЗИС6 246,0 4,0 0,6

Неразумная деятельность человека ставит под угрозу его существование и вследствие загрязнения питьевой воды. В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), приуроченном к Международному дню воды (22 марта 2001 г.), с тревогой отмечалось, что более миллиарда человек в мире пьют загрязненную воду, а около 3,4 миллиона жителей нашей планеты, главным образом детей, умирают ежегодно от связанных с некачественной питьевой водой заболеваний7.

5 Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

6 Альянс 42 островных и прибрежных государств Тихого океана и Карибского бассейна.

7 На Конференции ООН по жизнеспособному развитию в Йоханнесбурге (26 августа -

__________________________________________________________________ 263

ЛОЛИШЭКС. 2010. Том 6. № 1

Серьезные риски связаны с воздействием человека на сельскохозяйственные культуры нитратов с целью ускорения их роста, созревания, увеличения веса и объема. Немало проблем порождают биотехнологии, кормление травоядных домашних животных добавками животного происхождения, следствием которого стали ранее неизвестные и такие опасные болезни, как «коровье бешенство», «свиной грипп», «козий грипп», и вынужденное истребление подозреваемых в болезнях коров, свиней, коз, птиц). Человек, питаясь продуктами такого происхождения, также подвергает себя и окружающую среду замедленной опасности. В частности, широко распространенное во всем мире применение антибиотиков в сельском хозяйстве может стать своего рода «бомбой замедленного действия». Как установлено наукой, практика назначения этих препаратов животным ускоряет появление устойчивых к антибактериальной терапии штаммов возбудителей болезней человека. И не только.

Милитаризация, применение новых видов оружия также опасны не только для солдат воюющих стран, но, в конце концов, и для всего человечества. Применение ядовитых (отравляющих) газов, бактериологического и ядерного оружия не проходит и не может пройти бесследно. Последствия бактериологического оружия еще более опасны, а ядерного оружия — гибельны (прямо или опосредованно, через повысившийся фон радиации) для миллионов людей. Последствия Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля с выбросами в атмосферу огромной массы радионуклидов всем известны. Суровыми предупреждениями для людей являются также «вьетнамский синдром» (следствие применения химических средств воздействия на природу и людей), «болезнь легионеров» после войны в районе Персидского залива с применением оружия массового уничтоже-ния8, «балканский синдром» с лейкемией у участвовавших в боевых действиях солдат после военных операций стран НАТО в Косово в

4 сентября 2002 г.) с тревогой отмечалось, что четверть населения планеты испытывает

нужду в чистой питьевой воде и что к 2025 г. такую нужду будет испытывать уже почти по-

ловина населения планеты. Только за 10 лет между конференциями в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге от болезней, связанных с нехваткой чистой воды, умерло больше детей,

чем погибло населения во всех войнах после Второй мировой войны (A Framework for Action..., 2006).

8 За 6 недель в январе-феврале 1991 г. на Ирак обрушили 141 921 т взрывчатых веществ, эквивалентных 7 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму в 1945 г. В войне были использованы 940 тыс. единиц боеприпасов с урановой начинкой, последствия чего легли на народ Ирака, смертность которого резко возросла после этого. Но во многих странах, особенно в мусульманских, где покойник должен быть предан земле в день смерти до захода солнца, причины смерти человека не устанавливаются.

264 ____________________________________________________________________________

1999 г. (следствие применения боеприпасов с обедненным ураном и разрушения многих промышленных предприятий, в том числе и нефтеперерабатывающих, в свою очередь сопровождавшихся выбросом в атмосферу сотен тысяч тон загрязняющих веществ). Безумными следует считать действия человека по минированию полей боев, транспортных артерий, подходов к населенным пунктам, в результате которых выводятся из сельскохозяйственного оборота огромные массивы плодородных земель. Кроме того, на минах, оставшихся в земле после прекращения военных конфликтов, ежегодно погибают десятки тысяч людей, преимущественно дети9.

Как смягчить воздействие человека на природу, и какие меры следует предпринимать для этого? Правда, многие исследователи продолжают считать эти опасения лишенными оснований, Киотский протокол — ошибкой, а ограничение поступления углекислого газа в атмосферу - акцией, способной снизить урожайность сельскохозяйственных культур, которые-де нуждаются в таком газе.

Накануне 15-й конференции по климату в средствах массовой информации появились сообщения о якобы имеющих место фальсификациях данных о состоянии климата планеты. Да, если с естественной эмиссией газов природа справляется сама, то искусственная эмиссия с нарастающими темпами способна создать ей серьезную угрозу. Поэтому речь должна идти не только и не столько о потеплении, сколько о загрязнении и отравлении окружающей среды, одним из последствий которых может стать и потепление. Прав был Папа Бенедикт XVI, обращая в своем послании по случаю дня мира 15 декабря внимание на такое последствие изменения климата, как опустынивание земель, которое обрекает людей на бедность, голод, конфликты и переселение. «Это — вопросы, оказывающие серьезное влияние на осуществление человеческих прав, таких как его права на жизнь, пищу, здоровье и развитие» (Pope calls for action, http://en.cop15.dk/news/view+news?newsid=3002). Жаль только, что Ватикан сам отказывается ратифицировать Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол к ней. Эти и другие, неразрывно связанные с ними, вопросы обсуждались на конференции в Бали в 2007 г. и должны были получить практическое решение на 15-й конференции ООН по климату, проходившей в Копенгагене с 7 по 18 декабря 2009 г. На этой конференции в конце прошлого года планировалось разработать новый сценарий дей-

9 По данным ООН, ежегодно 8-10 тыс. детей становятся жертвами минных полей (Promotion and protection. Para 2).

__________________________________________________________________________ 265

ствий государств и обществ для прекращения дальнейшего загрязнения окружающей среды и протокол к Рамочной конвенции об изменении климата, который стал бы логическим продолжением Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 г.

В работе конференции приняли участие более 15 тысяч представителей из 193 стран, в том числе и главы государств и правительств 119 стран, на которые приходились 89% ВВП мира, 82% населения мира и 86% всех выбросов вредных газов в атмосферу.

Делегации государств приехали в Копенгаген, имея при себе заранее согласованные проекты решения проблем, в которых каждая из них пыталась отстаивать сиюминутные интересы экономик своих стран. Конгресс США еще в июне 2009 г. определил обязательства США уменьшить к 2020 г. свои выбросы газов в атмосферу на 17% по сравнению с 2005 г., что будет примерно на 3-4% меньше, чем в 1990 г. Сенаторы Дж. Керри и Б. Боксер внесли 15 декабря 2009 г. новый проект обязательств США об уменьшении выбросов США в атмосферу на 20% по сравнению с 2005 г.

Промышленно развитые и быстро развивающиеся страны предложили установить такие квоты выбросов, которые допускали бы повышение температуры до двух градусов. Европейский союз изъявил готовность сократить свои выбросы в атмосферу в 2025 г. на 18-30% по сравнению с 2005 г., а также выделить около 7,2 млрд евро (10,6 млрд долл.) на период 2010-2012 гг. для оказания помощи развивающимся странам в деле снижения выбросов из этих стран (EU agrees climate pledge, http://news.bbc.co.Uk/2/hi/europe/ 8407112.stm).

По прогнозам науки, при повышении температуры на два градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой (1751 г.) уровень Мирового океана может подняться на 40 см, угрожая затоплением многих районов земной суши и исчезновением многих островов. Чтобы этого не допустить, необходимо снизить общую эмиссию газов в атмосферу не менее чем на 4% ежегодно и на 50% к 2020 г. Согласно опубликованному накануне докладу лорда Стерна английскому правительству, повышение температуры на 3-4° приведет к повышению уровня Мирового океана и затоплению территорий, на которых живут сотни миллионов людей. «Могут быть серьезные риски ... для побережья в Юго-Восточной Азии (Бангладеш и Вьетнам), маленьких островов Тихого океана и Карибского бассейна, а также крупных прибрежных городов, таких как Токио, Нью-Йорк, Каир и Лондон», — говорилось в докладе (Stern Review, http://www.hm-treasury.gov.uk/d/Executive_Summary.pdf).

Островные и прибрежные государства Тихого океана и Карибского бассейна, над которыми нависла угроза затопления в результате

прогнозируемого повышения температуры, при поддержке беднейших государств Африки и Латинской Америки настаивали на разработке юридически обязывающего документа, который должен был прийти на смену Киотскому протоколу. Они требовали урегулировать процесс выброса в атмосферу вредных газов таким образом, чтобы не допустить повышения температуры более чем на 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой. «Для развитых стран вопрос о допустимости повышения температуры до 2 или 2,5% является вопросом выгоды, а для нас это вопрос выживания, — говорил представитель островного государства Кирибати. — Мы крайне разочарованы позицией крупных держав, заявил в своем выступлении представитель государства на атолле Тувалу шириной в несколько сотен метров. У меня такое впечатление, что мы находимся на "Титанике” и быстро тонем. Настало время спустить спасательные лодки» (Climate talks deadlocked, http://en.cop15.dk/news/ view+news?newsid=3019).

Российская Федерация выразила готовность снизить объем эмиссии со своей территории на 20-25%, но с учетом своих сэкономленных в киотский период объемов (более 6000 млн т). Соглашение по вопросам эмиссии, по мнению руководства России, должно «базироваться на принципах справедливости и дифференцированной ответственности — в зависимости от уровня развития страны». Примерно на такое же снижение уровня своей эмиссии согласилась Япония, но только при условии, если будет не просто объявлено о продолжении действия Киотского протокола до конца его срока, но и принят новый Протокол, предусматривающий значительное сокращение эмиссии газов в атмосферу, прежде всего США и Китая.

Особую позицию на конференции заняла группа быстро развивающихся стран-гигантов BASIC (Бразилия, ЮАР, Индия и Китай)10. Они предложили свой проект, требующий от развитых стран сокращения их эмиссии в период с 2012 по 2020 г. не менее чем на 40%, или по 5% в год. Покупка ими предусмотренных Киотским протоколом квот неиспользованных выбросов у развивающихся стран при этом не должна учитываться. Но для себя как развивающиеся стран они требовали и дальше не устанавливать каких-либо ограничений по эмиссии газов. Правда, позже позиции некоторых из этих стран

10 Как заявил министр по окружающей среде Индии в Копенгагене, эти страны находятся в одной лодке, но, занимая разные места по загрязнению окружающей среды, преследуют разные цели (India: No to peaking year, http://en.cop15.dk/news/view+news?newsid=2952).

________________________________________________________________________ 267

несколько смягчились. Желая содействовать процессу продвижения переговорного процесса, президент Бразилии заявил о готовности своей страны участвовать не только в деле снижения эмиссии газов, но и в финансировании процесса адаптации развивающихся стран к этому процессу. Он предложил учитывать уровень развития стран при установлении квот. «Для многих людей в Бразилии, Африке, Китае, Индии и других развивающихся странах трехразовое питание является нечто отдаленно будущим», — сказал он. Премьер-министр КНР также заявил о желании своей страны уменьшить к 2020 г. ее эмиссию на единицу ВНП на 40-45% по сравнению с 2005 г., сократить потребление твердых видов топлива на 15%, а также увеличить площадь под леса на 40 млн гектаров, но высказался против международного контроля над эмиссией. Он решительно возразил тем, кто называл Китай главным загрязнителем окружающей среды. Оценку места стран в эмиссии газов нужно давать с учетом численности их населения. Выбросы в атмосферу с территории КНР в расчете на душу населения в три с лишним раза ниже, чем с территории США, и в полтора раза ниже, чем с территории Великобритании, сказал он.

Нелегко решался в Копенгагене и вопрос о финансовом обеспечении процесса реализации новых задач. По мнению экспертов африканских стран, главным при решении проблем экологии для них является не столько сокращение объемов выбросов, сколько финансирование данных процессов. Первоначально они заявили, что для выполнения своей миссии по сокращению выбросов вредных газов без ущерба их экономике им потребуется около 30 млрд долл. ежегодно на период до 2015 г. и по 50-100 млрд долл. ежегодно в период с 2015 по 2020 г. (Africa downplays chances, http://en.cop15. dk/news/view+news?newsid=2945). В проекте документа, обнародованном 11 декабря от имени 50 стран Африки, ими выдвигалось уже новое условие: развитые страны должны выделять 5% своего внутреннего валового продукта для оказания помощи развивающимся странам в их борьбе против потепления (Africa considering tough demands, http://en.cop15.dk/news/view+news?newsid=2955).

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предложил разработать юридически обязывающий документ, призванный стать продолжением Киотского протокола после 2012 г., и создать для реализации поставленных в нем задач особый фонд в 10 млрд долл. ежегодно. Проект основного документа, составленного рабочей группой Рамочной конвенции об изменениях климата и предложенного от имени ООН на пятый день конференции (он вызвал немедленную критику со стороны развитых стран), предусматривал сокращение выбросов газов в атмосферу к 2050 г., по меньшей мере,

на 50% от уровня 1990 г., а в качестве оптимальных назывались цифры в 80 и даже 95%. Наряду с конечной ориентировочной датой в 2050 г. проект предлагал установить и промежуточный ориентир — 2020 г. — с уменьшением выбросов газов из развитых стран не менее чем на 75%. К 2050 г. максимум выбросов должен составить 2,67 т углерода на душу населения развитых стран и 1,44 т — на душу населения развивающихся стран.

В заключительный день конференции, 18 декабря, состоялся Саммит глав государств и правительств, которому предшествовали продолжавшиеся всю ночь дискуссии о базовых моментах предстоящего соглашения. Саммит определил лишь предварительные контуры политического решения проблем и поручил соответствующим инстанциям подготовить окончательный вариант практического решения проблем экологии в плане усиления ее жизнеспособного развития. «Как самая большая экономика мира и как второй крупный эмитант в мире, США осознают свою ответственность в отношении изменений климата, и мы намерены встретить эту ответственность», — заявил президент США Б. Обама, сообщив конференции, что его страна готова выделить для адаптации развивающихся стран к новым задачам 100 млрд долл. на период до 2020 г. Он предложил программу борьбы с загрязнением окружающей среды, состоявшую из трех пунктов:

1. Все крупные экономики мира должны предпринять решительные действия с целью сокращения своей эмиссии в атмосферу и сделать изменение климата краеугольным камнем своей политики. США берут на себя обязательства сократить объем эмиссии на 17% к 2020 г. и на более 80% — к 2050 г.

2. Необходимо создать механизм контроля над тем, как государства выполняют свои обязательства, а также обмениваться информацией в прозрачной манере, не нарушающей суверенитет государств. Без такой ответственности любое соглашение может оставаться всего лишь буквой на бумаге.

3. Обеспечить финансирование, необходимое для оказания помощи развивающимся странам, наименее развитым странам и особенно уязвимым к изменениям климата. США готовы выделить на эти цели по 10 млрд долл. на период до 2012 г. и 100 млрд долл. к 2020 г., но только если это станет частью глобальных усилий.

В день Саммита стало известно о новом проекте основного документа конференции под названием «Копенгагенское соглашение». В нем говорилось о необходимости общего сокращения выделения парниковых газов в атмосферу к 2050 г. наполовину от уровня эмиссии в 1990 г., в том числе на 80% из развитых стран. В

качестве уступки развивающимся и особенно уязвимым островным государствам говорилось о стремлении добиться в конечном итоге повышения температуры не более чем на 1,5 градуса (New draft for Copenhagen deal, http://en.cop15.dk/news/view+news? newsid=3062). Поскольку только единогласие всех участников конференции могло обеспечить ее итоговому документу статус легитимного соглашения ООН, а позиции разных групп государств разнились радикально, принятие документа обязывающего характера оказалось невозможным. Делегации 125 государств уехали из Копенгагена, не дожидаясь принятия основного документа конференции. Президент США и премьер КНР провели две продолжительные встречи в заключительный день конференции по согласованию своих позиций. Такие же встречи состоялись между руководителями США, Бразилии, Индии и ЮАР, на которых был согласован проект соглашения, к которому без воодушевления присоединились страны Евросоюза, Япония, а также некоторые из африканских и островных государств. Таким образом, Копенгагенское соглашение поддержала только группа ведущих государств, на долю которых приходится более половины мировых выбросов парниковых газов. Оно предусматривает ограничение повышения температуры на планете двумя градусами, а также намечает создание механизма проверки выполнения обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Конкретные уровни сокращения выбросов каждой страной должны определиться в январе 2010 г. К этому времени все страны должны письменно подтвердить свои планы по сокращению выбросов углерода в атмосферу.

Что касается финансирования, то декларация предусматривает оказание развивающимся странам финансовой помощи в размере 30 млрд долл. ежегодно до 2012 г. и до 100 млрд долл. ежегодно к 2020 г. и после (A Copenhagen Accord it is, http://en.cop15.dk/news/ view+news?newsid=3070). Решено было продолжить обсуждение нерешенных проблем на международных конференциях по вопросам глобального потепления климата, которые пройдут в немецком городе Бонн в июне 2010 г. и в столице Мексики в конце 2010 г.

Хотя результаты конференции оказались скромнее, чем ожидалось, и многие государственные и общественные деятели, в том числе из развитых стран, выражали свое сожаление по этому поводу, она стала важным шагом в деле защиты чистоты окружающей человечество среды. Не только США, но и Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, Саудовская Аравия, которые до сих пор не были связаны определенными квотами выбросов газов в атмосферу, взяли на себя конкретные обязательства по снижению объема выбросов газов своих стран в атмосферу. Надо полагать, что и государства, кото-

рые остались недовольны Копенгагенским соглашением, постараются придерживаться объявленных ими на конференции норм выбросов, поскольку это отвечает их насущным интересам. Практическим результатом всего этого будет значительное сокращение, а не увеличение выбросов, как это продолжалось даже после принятия Киотского протокола. Важнейшим достижением является также и беспрецедентное решение об астрономических суммах финансовой помощи развивающимся странам на периоды до 2012, 2020 и 2050 гг. Все это само по себе является свидетельством осознания важности сохранения чистоты окружающей среды.

Раковые болезни, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)11, «бешенства» всякого рода, многие умственные и другие болезни, несомненно, являются следствием нарушения человеком законов природы. Под угрозу поставлено существование также растительного и животного мира12. Гибнут леса. Под угрозой полного исчезновения оказались 25% от 4630 разновидностей млекопитающих и 11% от 9675 видов птиц, обитающих на Земле. 800 видов животного мира уже исчезли с лица земли (Johannesburg Summit 2002). В начале третьего тысячелетия в результате деятельности человека и разрушения экосистемы ежегодно выводились из-под сельскохозяйственного оборота свыше 100 млн га земли. Более чем 31000 видам животных и растительности угрожало исчезновение (Biosafety and the environment, р. 5). Конечно, абсолютное большинство человечества не несет за это прямой ответственности. Загрязняют окружающую среду владельцы предприятий, объявляют войны и решают применять химическое, бактериологическое, ядерное и иное оружие не народы и страны, а их правители.

Таким образом, в современном мире параллельно происходит несколько противоречивых процессов. С одной стороны, получают признание новые права человека, реализация которых требует коллективных усилий всех народов и государств мира. Это предполагает выработку ими соответствующей экологической политики и строгое следование ей. С другой стороны, промышленные пред-

11 В конце 1999 г. число больных СПИДом оценивалось в мире в 34,3 млн человек, 13,2 млн из них — дети. 18,8 млн людей умерли в начале этой болезни. По данным агентства ООН по СПИДу, только в 1999 г. этой болезнью заразились еще 5,4 млн человек (A/55/1. Para 207). В декабре 2002 г. число ВИЧ-инфицированных в мире составляло уже 42,25 млн человек.

12 По данным ВОЗ, в начале 2002 г. плохое качество окружающей среды являлось причиной 25% всех предотвратимых болезней в мире, в том числе 80% — в развивающихся странах (см.: Johannesburg Summit-2002).

_________________________________________________________________ 271

приятия и компании, преследуя узкоэгоистические и сиюминутные интересы, подрывают эту политику, а государства нередко им попустительствуют. Движение за действительные права и свободы человека и движение за чистоту окружающей среды все более соединяются воедино и становятся неразрывно связанными друг с другом частями единого целого.

Литература

1. Международная конвенция «Бороться с опустыниванием стран, испытывающих серьезную засуху» (подписана в октябре 1994 г., вступила в силу в декабре 1996 г.).

2. A Copenhagen Accord it is. http://en.cop15.dk/news/view+news?newsid=3070

3. A Framework for Action on Water and Sanitation. Water and Sanitation: Key Issues and Challenges. Biosafety and the environment. An Introduction to the Cartagena Protocol on Biosafety. Montreal, 2006.

4. Africa considering tough demands. http://en.cop15.dk/news/view+news?newsid=2955

5. Africa downplays chances of a deal // http://en.cop15.dk/news/view+ news?newsid=2945

6. Climate Change 2007: Synthesis Report. An Assessment of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Valencia, Spain. 2007. 12-17 November.

7. Climate talks deadlocked as clashes erupt outside // http://en.cop15.dk/news/ view+news?newsid=3019

8. Convention on Access to Information, Public Participation in Decision-Making and Access to Justice in Environmental Matters (Aarhus, 25.06.1998). UN/ECE. 1999.

9. Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context (Espoo, 25.02.1991). UN/ECE. 1991.

10. Convention on the Prohibition of Military or any Other Hostile Use of Environmental Modification Techniques, 1108 U. N. T. S. 151. Signed in Geneva May 18, 1977. Entered into force October 5, 1978.

11. Convention on the Protection and Use of Transboundary Watercourses and International Lakes (Helsinki, 17.03.1992). UN/ECE. 1994.

12. Convention on the Transboundary Effects of Industrial Accidents (Helsinki, 17.03.1992). UN/ECE. 1994.

13. EU agrees climate pledge to boost Copenhagen // http://news.bbc.co.uk/ 2/hi/europe/8407112.stm

14. Fordyce D. The elements of moral philosophy. Indianapolis, 2003.

15. General Assembly Fifty-fifth session. Promotion and protection of the rights of children.

16. GNG Date 2006. Highlights from Greenhous Gas (GHG). Emissions Date for

1990-2004 for Annex I Parties. Submitted under the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). P. 8, 18 // http://unfccc.int/

files/essential_background/background_publications_htmlpdf/application/pdf/ghg_bookle t_06. pdf

17. India: No to peaking year // http://en.cop15.dk/news/view+news?newsid=2952

18. Johannesburg Summit-2002. New Report from UN Secretary-General Outlines Vision for Building a Secure Future at Next Year's Johannesburg Summit on Sustainable Development.

19. New draft for Copenhagen deal // http://en.cop15.dk/news/view+news? newsid=3062

20. Pope calls for action on climate change // http://en.cop15.dk/news/view+ news?newsid=3002

21. Russia sets conditions for climate deal // http://en.cop15.dk/news/view+ news?newsid=2943

22. Shelley M. W. Frankenstein. University of Virginia, 1999.

23. Stern review: The Economics of Climate Change // http://www.hm-treasury.gov. uk/d/Executive_Summary.pdf

24. Where countries stand on Copenhagen // http://news.bbc.co.uk/2/hi/ sci-ence/nature/8345343.stm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.