УДК 442.7
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 2
Д. З. Мутагиров
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Степень прогресса человечества определяется не только уровнем развития производительных сил и способами общественного производства, но и степенью его способности систематизировать общие для него проблемы и находить оптимальные пути их решения во благо всех. Такими проблемами являются сохранение чистоты окружающей живой мир среды, а соответственно, и жизни человечества, а также понимание экологии как совокупности условий, гарантирующих жизнеспособное развитие на планете Земля. Сама природа заставляет людей относиться с все нарастающим вниманием к окружающей их среде, о чем свидетельствуют десятки международных встреч, обсуждений и соглашений о нормах и правилах отношения к ней. В статье прослеживается эволюция отношения народов к окружающей среде и рассматриваются факторы, вынудившие государства разработать новую Рамочную конвенцию по климату с обязательствами стран на сроки до 2030 и 2100 гг., призванными заменить ныне действующую конвенцию и Киотский протокол к нему. Библиогр. 28 назв.
Ключевые слова: человек, окружающая среда, загрязнение, разрушение среды обитания, права человека, здоровье, устойчивое развитие, конвенции, конференции по климату, обязательства сторон.
D. Z. Mutagirov
THE RIGHTS OF MAN AS A CENTRAL POINT IN THE PROTECTION OF THE ENVIRONMENT
The degree of human progress is determined not only by the level of development of the productive forces and modes of social production, but also by the degree of humanity's ability to systematise fundamental problems of life and find the best way to address them for the benefit of all humankind. Some of these problems are to maintain the purity of the surrounding living world environment, and consequently the life of humankind, as well as an understanding of ecology as a set of conditions, guaranteeing sustainable development on the planet Earth. Nature itself leads people to treat the environment with increasing attention. Evidence of this can be found in the dozens of international meetings, discussions and agreements on norms and rules of a relationship to nature. The strict rule "do not soil where you live" applies equally well to the common home of humankind. The article traces the evolution of people's relationship to the environment, and examines the factors that led states to develop a new Framework Convention on climate with commitments of the countries for periods up to 2030 and 2100, designed to replace the current Convention and the Kyoto Protocol to it. Refs 28.
Keywords: people, environment, pollution, habitat, human rights, health, sustainable development, Convention, Conference on climate, obligations of the parties.
Как мудро заметил в свое время Махатма Ганди, природа обладает всем необходимым, чтобы удовлетворить нужды жителей планеты, но не способна удовлетворять жадность всех. Три четверти всех людей, страдающих от голода, отсутствия санитарии и других элементарных условий жизни, это представители коренных народов и сельского населения, в районах проживания которых сосредоточены
Мутагиров Джамал Зейнутдинович — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; dezamy@mail.ru
Mutagirov Djamal Z. — Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Saint Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; dezamy@mail.ru
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
почти все ресурсы природы и выращивается почти все необходимое для жизни людей [1, p. 3]. Они же становятся основными жертвами природных стихий, последствия которых усиливаются под воздействием неразумного обращения человека с природой. Тревога по поводу усиливающегося разрушения среды обитания живого мира продолжает нарастать.
После первой конференции по окружающей среде в Стокгольме (1972) и принятия одного из первых международных соглашений о защите окружающей среды
[2] этот процесс стал в какой-то степени управляемым, особенно после проведения конференции в Рио-де-Жанейро двадцать лет спустя (1992). Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро 1992 г. [3], сформулировав парадигму «жизнеспособного развития», провозгласила, что в его центре находится человек. «Жизнеспособное развитие» понимается в этой парадигме как поддержка дальнейшего социально-экономического прогресса без ухудшения окружающей среды, улучшение качества жизни всех жителей нашей планеты без увеличения объема используемых ими природных ресурсов, сохранение окружающей среды и природных ресурсов для будущих поколений, а также использование экономных методов развития, чтобы сократить ресурс потребления, остановить процессы загрязнения окружающей среды и сохранить естественную среду обитания человека [3].
Каждое поколение людей, удовлетворяя собственные потребности1, обязано заботиться о том, чтобы сохранить такую же возможность и будущим поколениям. В мире утверждается понимание того, что человеческое достоинство неотделимо от возможности реализации его естественных прав на здоровье, определяемое степенью чистоты того, что он потребляет, — воды, воздуха, продуктов питания и т. д. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (9 мая 1992 г.) согласовала основы отношений стран и народов к среде своего обитания, чтобы избежать «опасное антропогенное воздействие на климатическую систему» [5, ст. 2]2. «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой»
[3] — это первый принцип отношения обществ к окружающей среде. Государства имеют суверенное право эксплуатировать их собственные ресурсы, но не должны нанести вреда экологии человечества в целом. Ликвидация бедности и сокращение различий в уровнях жизни народов разных стран мира признаются непременными условиями жизнеспособного развития. Все страны должны приложить усилия к «озеленению мира» путем сохранения имеющихся на их территориях лесов и посадки новых [6].
С 1995 г. проводятся ежегодные конференции участников Рамочной конвенции по изменению климата, на которых анализируется проведенная работа и намечаются пути ее улучшения. В декабре 1997 г. на третьей конференции представителями более 160 государств — участников Конвенции в Киото (Япония) был
1 В начале третьего тысячелетия на 15 % всемирного населения, живущего в странах с высоким доходом («золотой миллиард»), приходились 56 % всемирного потребления, в то время как на беднейшие 40 % населения в развивающихся странах — только 11 % [4]. В 2014 г. 85 богатейших людей мира обладали таким же богатством, что и 3,5 млрд беднейших людей [1, p. 21].
2 По подсчетам астрофизиков, в 1990 г. в атмосферу Земли было выброшено газов, эквивалентных 18 551,5 млн тонн углерода, что составляло более трех тонн на каждого жителя планеты. Только в ХХ в. их объем увеличился в атмосфере примерно на 30 %. Было подсчитано, что при сохранении таких объемов выбросов он мог увеличиться еще на 75 % в период между 1997 и 2020 годами [4].
принят Протокол, который установил количественные обязательства стран по ограничению поступления парниковых газов в атмосферу (Киотский протокол). Для каждой из стран-участниц была установлена определенная квота выброса. Наиболее загрязняющими атмосферу странами тогда являлись США (6 103 млн т из 18 600 млн т всех выбросов), Китай и Россия (2 975 млн т). Протокол предусматривал такое сокращение выбросов парниковых газов, чтобы в среднем за 20082012 гг. они были на 7,6 и 8 % ниже уровня 1990 г. Он вступал в силу только после ратификации его 55 странами, в том числе и теми, которые были ответственны за 55 % выбросов С02 развитыми странами и странами с переходной экономикой в 1990 г. Поскольку 35 % общих выбросов приходились на США и около 17 % — на Россию, без ратификации Протокола этими двумя странами он не мог вступить в силу. США сразу же заявили о своем отказе от участия в Киотском протоколе. Россия подписала его в марте 1999 г., но ратифицировала только 18 ноября 2004 г., и в соответствии с нормой Протокола он вступил в силу 90 дней спустя, т. е. 16 февраля 2005 г.
По подсчетам экологов, за последующие после конференции в Рио-де-Жанейро 15 лет общие ежегодные выбросы вредных веществ в атмосферу возросли с 28,7 млрд тонн до 49,0 млрд тонн в год [7, р. 46]. Правда, в странах-участницах Протокола в 2004 г. выбросы сократились на 3,3 % по сравнению с 1990 г., но это произошло главным образом благодаря их резкому сокращению в странах переходного периода (бывшие социалистические страны) в результате закрытия там десятков тысяч промышленных предприятий. Значительно уменьшились выбросы газов в атмосферу также из Великобритании и Германии. Зато в США выбросы угарного газа возросли на 15,8 % (до 7 065 млн т), а всех газов — на 21,1 %, в Испании — на 49 %, в Греции и Канаде — по 26,6 %, в Австралии — на 25,1 % и т. д. [8, р. 16]. На 15-й конференции по климату в Копенгагене (2009) были предприняты попытки продлить действие Киотского протокола с новыми обязательствами. Но они не увенчались успехом из-за позиций крупнейших загрязнителей окружающей среды [9]. На конференции в Доха (Катар) в 2012 г. была принята «Поправка В» к Ки-отскому протоколу, которая продлила его действие до 2020 г. с уточнением обязательств некоторых государств. Страны-участницы рамочной конвенции договорились представить свои обязательства на последующее после прекращения действия Киотского протокола десятилетие к 30 октября 2015 г., чтобы учесть их в новом соглашении об охране окружающей среды на 21-й конференции по климату. Чтобы не допустить повышения температуры к 2100 г. более чем на два градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой, по мнению специалистов, необходимо сократить выбросы парниковых газов на 40-70 % к 2050 г. и полностью прекратить их к 2100 г. [9; 10]. Основными производителями С02 к концу 2015 г. считались Китай (30 %), США (15 %), Евросоюз (10 %), Индия (6 %), Россия (5 %) и Япония (4 %) [11].
21-я конференция по климату (СОР21) проходила с 30 ноября по 12 декабря 2015 г. в Париже. Правомерность названия подобных встреч вызывает серьезные сомнения [11]. Оно предполагает, что в результате загрязнения окружающей среды происходит потепление с тяжкими для человечества последствиями: таяние многовековых льдов в Антарктиде, Арктике, на Гренландии и на горных вершинах, повышение уровня Мирового океана, затопление низинных районов с исчезновением ряда островных государств, наводнения, засухи, пожары и т. д. Считают,
что увеличение выбросов парниковых газов в 2014 г. было выше, чем когда-либо за последние 800 тыс. лет [12, р. 4]. Нарастает также частота стихийных бедствий: если за десятилетие с 1901-1910 гг. было зарегистрировано 82 бедствия, то между 2003 и 2012 гг. их было уже более 4000. Частота и тяжесть жары, засухи, осадков и наводнений были связаны с изменением климата, а последнее — с деятельностью человека [1, р. 49]. К последствиям засухи относят и нестабильность в мире. Так, одной из причин событий в Сирии называли засуху в стране в 2006 г. [13].
Однако высказываются и не менее аргументированные противоположные суждения [14]. Во время пресс-конференции в Вашингтоне перед началом очередной конференции по изменению климата (2 июня 2009 г.) был представлен доклад международной неправительственной группы экспертов по климату. «Не существует убедительных научных доказательств того, что выбросы двуокиси углерода, метана и других парниковых газов вызывают или в обозримом будущем вызовут катастрофические нагрев атмосферы Земли и нарушение ее климата» [15], — писали 35 авторов и рецензентов этого документа из 14 стран со ссылкой на более чем 31 тыс. американских ученых. Доказывали также, что ледовый покров Антарктиды не уменьшается, а, напротив, нарастает. Так, согласно данным со спутников, в период с 1992 по 2001 г. он пополнялся ежегодно по 112 млрд т льда. В период между 2003 и 2008 гг. рост несколько замедлился, составив 82 млрд т льда в год. Авторы анализа делали вывод о том, что с 1990 г. в этом регионе накопилось самое большое количество снега за все время наблюдения над Антарктидой. В период между 1900 и 2010 гг. его запасы возросли здесь на 30 %. Рекордно высокой оставалась скорость увеличения слоя льда и в Гренландии [16].
Кто здесь прав? Ответить на вопрос однозначно, видимо, невозможно. В природе наблюдаются многообразные явления, которые говорят в пользу обеих точек зрения. В одних частях мира наблюдаются ливневые дожди, бури и наводнения, а в других в это же время — продолжительные засухи и пожары в огромных лесных массивах [1, р. 3].
Само отношение к изменениям климата на Земле не может быть одинаковым у всех народов. Есть страны с суровыми климатическими условиями, малопригодными для сельского хозяйства и удорожающими все другие виды деятельности. К ним относятся почти все регионы планеты севернее средней полосы, в том числе и более половины территории России. Потепление на несколько градусов, продление теплого сезона способны значительно изменить их экономическое положение и жизненный настрой населения в лучшую сторону. Оптимально, если бы это происходило только в пределах регионов и континентов. Потепление же на несколько градусов на всей Земле, будучи благом для народов, живущих в холодных странах, обернется бедой для жарких стран. Но даже в этом случае потери одних стран и народов компенсируются приобретениями других, и в мире в целом сохраняется равновесие. Это уже случалось неоднократно, и люди переселялись из ставших малопригодными для проживания районов в более пригодные. Раньше это происходило стихийно, теперь, в эпоху просвещения и почти всеобщей грамотности населения, можно управлять подобными процессами более организованно и разумно.
Одним из важных достижений человечества в ХХ в. стало признание прав человека, в том числе и на здоровье. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) провозглашает одним из основных прав каждого человека обладание
наивысшим достижимым уровнем здоровья. Всеобщая декларация прав человека рассматривает его как важный момент реализации права на достойный уровень жизни и провозглашает права, реализация которых поддерживает здоровье и благосостояние человека. «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи...» — провозглашает она [17, ст. 25, п. 1]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «эффективно осваивать и использовать природные ресурсы» [18, ст. 11, п. 2а]. Он провозглашает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для полного осуществления которого необходимо улучшение всех аспектов гигиены внешней среды (18, ст. 12; п. 1, 2). Право на здоровье закреплено также в ст. 11 Европейской социальной хартии 1961 г. [19].
На Международной конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. было признано право человека на «свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде». Право на здоровую окружающую среду, гласит Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/94 от 14 декабря 1990 г. о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей, означает право «жить в окружающей среде, адекватной здоровью и благополучию людей». Важно также отметить, что защита прав человека признана заботой всего международного сообщества. В первую очередь это относится к тем правам, полная и на качественном уровне реализация которых (на чистые воду, воздух, экологически чистые продукты питания) зависит от международного порядка и степени сотрудничества всех народов мира.
Здоровье человека — основа его счастья и благополучия. Оно — закономерный результат взаимодействия индивида с окружающей его средой, естественная реакция его организма на это взаимодействие. Человек — часть природы, и всякие изменения в природе неизбежно сказываются и на нем. Для здоровой жизни требуются вода, воздух, пища одной чистоты, а в реальности степень их чистоты может быть ниже необходимой. Любое отклонение от естественной нормы порождает определенную «проблему» — дискомфорт, болезни, слабое здоровье, сокращение продолжительности жизни и т. д.
Поэтому здоровье занимает особое среди других ценностей жизни. Так, среди восьми важнейших проблем человечества, намеченных «Форумом тысячелетия» в 2000 г., и 17 задач, которые человечеству предстоит решить до 2030 г., семь непосредственно связаны с реализацией права человека на здоровье. Это — недостаток чистой питьевой воды, голод среди детей до пятилетнего возраста, материнская и детская смертность, невысокая продолжительность жизни, заболеваемость малярией и смертность от нее и проблемы обеспечения людей адекватным жилищем [20].
Взгляд на экологию как на совокупность всех условий жизни на планете сделает более заинтересованным совместный поиск путей их улучшения всеми без исключения народами мира. Это рациональное использование ресурсов природы для решения задач искоренения нищеты, обеспечения продовольственной безопасности и питания, всеобщего доступа к образованию и здравоохранению, водоснабжения и санитарии, энергетики, жизнеспособной урбанизации и т. д. [21]. Близким
образом трактуется проблема и в преамбуле проекта Парижского соглашения по климату 12 декабря 2015 г. Определяя меры по решению проблем изменения климата, говорится в нем, стороны соглашения должны принимать во внимание их обязательства по всем правам человека: праву на охрану здоровья и праву коренных народов, местных общин, мигрантов, детей, инвалидов и людей, находящихся в уязвимом положении и в условиях оккупации, и праву на развитие и поощрение гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин [22, р. 4Ыз].
Изменение среды обитания происходит по многим причинам, как естественным, так и под влиянием деятельности человека по добыванию средств существования. Ухудшение и разрушение ее связано с нерациональной организацией производств, хищническими способами добывания природных ресурсов, ложным пониманием национальных интересов, во имя достижения которых якобы все средства хороши, психологией части населения, руководствующегося в жизни принципами «живи сегодняшним днем», «на мой век хватит», «после меня хоть потоп». Так, из 140 стран, по выбросам которых имеются данные, показатели по 82 странам значительно превышают среднемировые показатели загрязнения окружающей среды. Выбросы двуокиси углерода в 90 странах из 185 также превышают средние по миру, снижая возможность жизнеспособного развития [1, р. 45].
Следствием такого отношения становятся сокращение лесных массивов, опустынивание, загрязнение и отравление воздуха, воды, почвы, превращение огромных просторов земель в мертвые зоны. По данным ЮНЕП (экологическая программа ООН), ежегодно во всем мире производится около 280 млн т пластика, а перерабатывается только очень небольшой процент. Остальное попадает в окружающую среду, в том числе и в Мировой океан, распадаясь на частицы, причиняя непоправимый ущерб экосистемам. Плюс к этому, 80 % сточных вод из населенных пунктов попадают в реки и моря ежегодно, загрязняя питьевую и для хозяйственных нужд воду. Это примерно 330 куб. км воды, которой в очищенном виде можно было бы орошать миллионы гектаров пахотных земель [23, р. 5, 12].
При использовании загрязненной воды для орошения, патогены и химические вещества попадают в пищевую цепь и оказывают негативное воздействие на потребителей выращенного продукта. Опасные последствия такой практики могут быть трояки: вред для здоровья человека, экологические последствия и ущерб экономической деятельности. Первое — это прямое следствие снижения качества питьевой и для хозяйственных нужд воды, загрязнения вдыхаемого воздуха и потребляемых для поддержания жизни продуктов питания. Снижение трудоспособности в случае болезни ведет к снижению заработков и в то же время к росту расходов на восстановление здоровья. А это прямо сказывается на качестве жизни, в том числе и на здоровье несовершеннолетних членов семей заболевших и умерших от болезней людей. Экологические последствия связаны с деградацией водных объектов и экосистем, куда сбрасываются неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды. Повышение температуры ведет к засухе, гибели урожая, голоду и болезням. Примерно то же самое происходит и в результате наводнений.
Потенциальные последствия экономической деятельности также связаны с загрязненной водой, используемой для производства сельскохозяйственных культур, рыболовства и т. д. Это — снижение продуктивности сельского хозяйства, качества, а соответственно, и стоимости выпускаемой и производимой продукции,
увеличение расходов на рекреационные работы, снижение возможности для отдыха, а стало быть, и уменьшение количества туристов, также приносящих доход и многое другое.
В докладе ВОЗ, приуроченном к Международному дню воды (22 марта 2001 г.), отмечалось, что более миллиарда человек в мире пьют загрязненную воду, а около 3,4 млн жителей нашей планеты, главным образом дети, умирают ежегодно от связанных с некачественной питьевой водой заболеваний. Только за 10 лет, прошедших между конференциями в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге, от болезней, связанных с нехваткой чистой воды, умерло больше детей, чем погибло людей во всех войнах после Второй мировой войны [24]. Ситуация в данной области с тех пор изменилась незначительно.
В работе конференции в Париже кроме политиков и экспертов по климату из 195 стран участвовали также представители бизнеса, экологических и общественных организаций. Обсуждение велось по девяти основным темам: борьба с вырубкой лесов, с загрязнением окружающей среды, новые экологически чистые технологии и т. д. По каждой из этих тем организовывались дискуссии и круглые столы.
Намеченные в Париже пути призваны оздоровлять среду обитания живого мира путем снижения темпов ее загрязнения, что будет способствовать и укреплению здоровья человека. Основной документ конференции под названием «Рамочная конвенция об изменении климата» подчеркивает необходимость снижения ежегодных выбросов парниковых газов к 2020 г. для обеспечения повышения средней глобальной температуры не более чем на 2°, а желательно не более 1,5° от до-индустриального уровня [25, р. 3].
Как и на предыдущих конференциях, главным предметом споров между странами оказались обязательства государств, которые должны быть зафиксированы в итоговом документе. США вновь выступили против необходимости установления юридически обязательных норм. Накануне конференции в Париже госсекретарь Джон Керри заявил, что новое соглашение по климату «определенно не будет» юридически обязывающим документом. Однако большинство участников настояло на обязательности документа и создании специального органа с правом проверки исполнения странами договоренностей, а также правом наложения санкций в случае их невыполнения.
Парижская конвенция 2015 г., в отличие от Киотского протокола, не устанавливает нормы выбросов для отдельных стран, но почти все участники конференции взяли на себя добровольные обязательства еще до ее начала. США обещали добиться к 2025 г. сокращения выбросов парниковых газов на 26-28° % по сравнению с уровнем 2005 г.
В проекте конвенции полностью обойден молчанием один из опаснейших источников разрушения окружающей среды — продолжающаяся милитаризация. Применение ядовитых (отравляющих) газов, бактериологического и ядерного оружия не проходит и не может пройти бесследно. Газы не только убивают людей, но и проникают в организмы живых существ через вдыхаемый воздух, впитываются в растения, почву, отдаются в последующем на урожай и отражаются на здоровье людей. Последствия бактериологического оружия еще более опасны, а ядерного — гибельны (прямо или опосредованно, через повысившийся фон
радиации) для миллионов людей. Трагические последствия Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля, Фукусимы с выбросами в атмосферу огромной массы радионуклидов всем известны. Суровыми предупреждениями для людей являются также «вьетнамский синдром» (следствие применения США химических средств воздействия на природу и людей), «болезнь легионеров» после войны в районе Персидского залива с применением оружия массового уничтожения, «балканский синдром» с лейкемией у участвовавших в боевых действиях солдат после военных операций стран НАТО в Косово в 1999 г. (следствие применения боеприпасов с обедненным ураном и разрушения многих промышленных предприятий, в том числе и нефтеперерабатывающих, в свою очередь сопровождавшихся выбросом в атмосферу сотен тысяч тон загрязняющих веществ). Безумным следует считать минирование полей, транспортных артерий, подходов к населенным пунктам, в результате которых не только выводятся из сельскохозяйственного оборота огромные массивы плодородных земель. На минах, остающихся в земле и после прекращения военных конфликтов, ежегодно погибают десятки тысяч людей, преимущественно детей.
В Париже был согласован только проект, в котором договорились лишь о наметках глобальных действий на период с 2020 г. В жизни не раз случалось, что государства торжественно брали на себя те или иные обязательства, фиксировали их в проектах соглашений, но поступали совершенно иначе при их подписании и ратификации. Вспомним опыт с обсуждением, подписанием и ратификацией международных пактов о правах человека, Римского договора о МУС и т. д. На процедуру подписания парижской Рамочной конвенции был отведен один год (с 22 апреля 2016 г. по 21 апреля 2017 г.), но в первый же день, 22 апреля 2016 г., в штаб-квартире ООН ее подписали 175 государств, 16 из которых в тот же день представили ратификационные грамоты [26]. Она, как в свое время и Киотский протокол, вступит в силу на 30-й день после того, как ее ратифицируют 55 стран, на которых в совокупности приходятся не менее 55 % глобальных выбросов парниковых газов [27, ст. 21].
Если государства-участники этой конвенции также дружно будут реализовы-вать взятые ими на себя обязательства по выбросам вредных веществ в окружающую среду, это станет большим благом для всего человечества.
По мнению многих стран, главным при решении проблем экологии для них является не столько сокращение объемов выбросов, сколько финансирование решения задачи. Говорится о необходимости выделения по 100 млрд долл. в год на эти цели. Некоторые страны уже заявили о готовности выделить свою долю. Это, видимо, не совсем верно; давно пора прекратить ходить с шапкой в руках каждый раз, когда человечество сталкивается с теми или иными проблемами и требуются расходы на их решение. Существует более рациональный способ решения проблемы, способный научить народы чувствовать и действовать как единый род человеческий. Необходимо иметь универсальный и постоянно пополняемый справедливым образом фонд. Естественным источником пополнения этого фонда должно стать «общее наследие человечества», то есть то, что находится за пределами границ существующих государств и принадлежит всему живому на планете Земля. Это Мировой океан, природные ресурсы в нем и воздушное пространство над ним, международный эфир, космическое пространство и многое другое.
Как ими пользоваться во благо всего человечества? Решений в этом плане предусмотрено много, в том числе в кодексах о морском праве, воздушном сообщении, пользовании электронными средствами связи и др., но приносящих реальные выгоды человечеству шагов и их практических результатов здесь пока еще не видно. Кто и сколько платит за добычу морепродуктов и плавание кораблей в международных водах, за полеты самолетов над международными водами и за их загрязнение, за пользование международным эфиром? Целесообразно установить налоги на их использование, так же как и налоги с транснациональных корпораций за использование ими национальных и международных рынков [28].
И в каких целях получаемые средства тратятся — на содержание самих институтов, устанавливающих нормы соответствующих отношений, или на решение глобальных проблем человечества, каких достаточно много? К сожалению, здесь пока еще доминирует правило «кто смел, тот и съел».
Между тем ответы на вопросы и их решения могут быть достаточно простыми. И действительно, как используются на протяжении столетий природные ресурсы в ареалах проживания конкретных народов? В некоторых странах право на выдачу лицензий приватизировано властями либо эта процедура крайне централизована. В относительно демократических странах желающие заниматься добычей и переработкой природных ресурсов обращаются в соответствующие институты общества и государства, получают на конкурсной основе лицензии, организуют производство и платят за это установленные законами обществ налоги с прибыли по прогрессивной шкале.
В случае с природными ресурсами в областях общего наследия человечества главным пользователем их, а следовательно, и распорядителем должно выступать все человечество вместе, универсальное гражданское общество, на общие нужды которого должны пойти и все отчисления от доходов, получаемых в результате эксплуатации этих ресурсов. Можно предусмотреть приоритетное право граждан примыкающих к району стран на получение лицензий.
Кого уполномочить на решение этих вопросов от имени универсума? Правильный ответ на этот вопрос можно сформулировать только исходя из презумпции, что природные ресурсы в соответствующих ареалах принадлежат живущим там народам и их обществам, но никоим образом не их политическим институтам в лице государств. Последние только уполномочиваются соответствующими обществами на регулирование их эксплуатации с тем, чтобы получаемые доходы перераспределялись в интересах всего общества.
Точно так же природные ресурсы в ареалах общего наследия человечества принадлежат всем народам мира, человечеству в целом, универсальному гражданскому обществу. Оно должно учредить специальный институт или институты с полномочиями максимально рационально организовать освоение находящихся под его суверенитетом природных ресурсов и использовать доходы от них во благо всего человечества. Или оно может поручить эту миссию нескольким из существующих глобальных институтов — таким, как Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, прежде всего Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международный союз электросвязи и др. Но здесь есть один аспект, который следует обязательно учитывать при принятии решения. Все перечисленные организации являются
межгосударственными и межправительственными, и активное участие государства в экономической жизни не всегда оправданно, поскольку чревато негативными последствиями.
Решать эти проблемы успешно и демократично можно только при активном участии и даже доминировании институтов универсального общества. Из ныне функционирующих в мире институтов таким является Международный парламентский союз, объединяющий выборных представителей почти всех народов мира. Он де-факто является высшим представительным органом универсального гражданского общества, уполномоченным устанавливать размеры налогов и отчислений и распределять полученные доходы на нужды всего человечества. Следует с точностью определить и статьи расходов. Доминирующими среди них должны стать предоставление дешевых или даже беспроцентных кредитов оказавшимся в кризисном положении обществам, немедленная помощь народам в преодолении последствий постигших их природных катаклизмов, а также расходы на решение проблем, связанных с сохранением баланса ресурсов Мирового океана. Исполнять же законы, принимаемые Межпарламентским союзом, мог бы Экономический и социальный совет ООН. А разрешительные и контрольные функции можно возлагать на упоминавшиеся выше специализированные учреждения ООН.
Неотъемлемыми правами человечества являются право контроля над реализацией совместно выработанных и принятых к исполнению обязательств отдельными его отрядами, право спрашивать с нарушителей общепризнанных норм и правил жизни, накладывать на них санкции, требовать компенсации ущерба, нанесенного действиями нарушителей.
Планета Земля — своеобразный корабль, а человечество — его экипаж и пассажиры, несущиеся по бескрайним просторам Вселенной. Здесь каждый должен знать, что он может делать и чего не может, обязан придерживаться норм, обеспечивающих стабильность функционирования и безопасность полета корабля. Никто не вправе осуществлять на его борту действий, угрожающих жизни и безопасности его обитателей, а если кто попытается сделать это, его следует усмирять общими усилиями.
Литература
1. Human Development Report 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. UNDP, New York. URL: http://hdrundp.org/sites/default/files/hdr14-report-en-1.pdf (accessed 30.11.2015).
2. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment (Stockholm Declaration). URL: http://www.unep.org/Documents.multilingual/Default.asp?DocumentID=97&Article ID=1503 (accessed 25.11.2015).
3. Rio Declaration on Environment and Development URL: http://www.unep.org/Documents. Multilingual/Default.asp?DocumentID=78&ArticleID=1163&l (accessed 30.11.2015).
4. United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC); UN 1992. URL: http://un-fccc.int/essential_background/convention/items/6036.php (accessed 30.11.2015).
5. Johannesburg Summit 2002. New Report from UN Secretary-General Outlines Vision for Building a Secure Future at Next Year's Johannesburg Summit on Sustainable Development. URL: http://www.gnda. no/news/press/2228.aspx (accessed 30.11.2015).
6. United Nations Convention to Combat Desertification in those Countries Experiencing Serious Drought and/or Desertification, Particularly in Africa. A/AC. 241/27 12 September 1994. URL: http://www. unccd.int/Lists/SiteDocumentLibrary/conventionText/conv-eng.pdf (accessed 30.11.2015).
7. Climate Change 2007: Synthesis Report. An Assessment of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Valencia, Spain, 12-17 November 2007. URL: http://ccsl.iccip.net/ar4_syr.pdf (accessed 30.11.2015).
8. Highlights from Greenhous Gas (GHG). Emissions Date for 1990 — 2004. Submitted under the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). URL: http://unfccc.int/files/essen-tial_background/background_publications_htmlpdf/application/pdf/ghg_booklet_06. pdf (accessed 04.12. 2010).
9. Кадочников А. Н. В (не)согласии с окружающей средой, или Почему мы вынуждены защищать что-то от кого-то // Северо-Западный правовой центр «Человек и закон». 05.06.2014. URL: http:// chelovek-zakon.ru/ (дата обращения: 04.12. 2010).
10. Climate Change 2014 Synthesis Report Intergovernmental Panel on Climate Change, 2015. URL: http://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar5/wg1/WGIAR5_SPM_brochure_en.pdf (accessed 05.12.2015).
11. Мутагиров Д. З. Права человека на чистые воду, воздух и продукты питания сквозь призму Киотского протокола и Копенгагенского соглашения // Политэкс: Политическая экспертиза. 2010. Т. 6, № 1. С. 255-273.
12. МИД Франции: проект Парижского соглашения по климату готов (France: draft of the Paris agreement on climate is ready). URL: https://news.mail.ru/politics/24255872/?frommail (дата обращения:
12.12.2015).
13. Климатические изменения могут привести к тому, что мир не увидит кофе. URL: //http://an-crimea.ru/page/news/132460/ (дата обращения: 11.12.2015).
14. Prince Charles points to link between climate change and Syrian conflict. URL: http://www. climateactionprogramme.org/news/prince_charles_calls_for_cop21_success/ (accessed 10.12.2015).
15. Why Scientists Disagree about Global Warming: The NIPCC Report on Consensus. URL: http:// climatechangereconsidered.org/wp-content/uploads/2013/08/scientists-disagree.png (accessed 11.12.2015).
16. Responses to Good Hearts, Fooled Minds: Top 4 Fallacies ofthe Hijacked Environmental Movements. URL: http://www. earth-policy.org/date highlights/2011/highlights13 (accessed 10.12.2015).
17. Всеобщая декларация прав человека. URL: http://un.org/ru/documents/udhr (дата обращения:
24.04.2016).
18. International Covenant on Civil and Political Rights Adopted by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966 entry into force 23 March 1976. URL: http://www.ohchr.org/en/ professionalinterest/pages/ccpr.aspx (accessed 24.04.2016).
19. European Social Charter. URL: http://www.crin.org/en/library/legal-database/european-social-charter-revised (accessed 20.01.2016).
20. A/54/959. Декларация и Программа действия Форума тысячелетия «Мы, народы: Укрепление ООН в XXI веке». D. Права человека; A/S-24/8/Rev.1. Annex II. 5. URL: http://www.undp.org/content/ undp/en/home/mdgoverview (дата обращения: 10.12.2015).
21. На пути к устойчивому развитию в России. № 61 (2012) // Итоги конференции «Рио + 20»: новые возможности. URL: http://ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_61.pdf (дата обращения:
11.12.2015).
22. India's intended nationally determined contribution: working towards climate justice, р. 4. URL: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/south_asia/7481259.stm (accessed 10.12.2015).
23. Biodegradable Plastics Are Not the Answer to Reducing Marine Litter, Says UN. URL: http://www. unep.org/NewsCentre/default.aspx?DocumentID=26854&ArticleID=35564&l=en sthash.Gi4pwTwm. dpuft (accessed 15.12.2015).
24. Economic Valuation of Wastewater — The cost of action and the cost of no action. United Nations University. Tokyo: United Nations University, 2015. 72 p.
25. DRAFT TEXT on COP 21 agenda item 4 (b) Durban Platform for Enhanced Action decision 1/ CP. 17) Adoption of a protocol, another legal instrument, or an agreed outcome with legal force under the Convention applicable to all Parties Version 2 of 10 December 2015 at 21:00. URL: http://cdn.inquisitr.com/ wp-content/uploads/2015/12/da02.pdf (accessed 12.12.2015).
26. List of 175 Signatories to Paris Agreement 15 States Deposit Instruments of Ratification. URL: http://newsroom.unfccc.int/media/632121/list-of-representatives-to-high-level-signature-ceremony.pdf (accessed 24.04.2016).
27. Paris Agreement. URL: http://unfccc.int/meetings/paris_nov_2015/items/9445.php (accessed
24.04.2016).
28. Mutagirov D. The common heritage of humankind should serve all humanity // Journal of Social Sciences. July 2014. Vol. 3, N 3. P. 417-425.
Для цитирования: Мутагиров Д. З. Права человека как центральный пункт проблемы охраны окружающей среды // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2016. Вып. 2. С. 42-54. DOI: 10.21638/11701^рЬи06.2016.204
References
1. Human Development Report 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. UNDP, New York. Available at: http://hdrundp.org/sites/default/files/hdr14-report-en-1.pdf (accessed 30.11.2015).
2. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment (Stockholm Declaration). Available at: http://www.unep.org/Documents.multilingual/Default.asp?DocumentID=97&ArticleID=1503 (accessed 25.11.2015).
3. Rio Declaration on Environment and Development. Available at: http://www.unep.org/Documents. Multilingual/Default.asp?DocumentID=78&ArticleID=1163&l (accessed 30.11.2015).
4. United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC); UN 1992. Available at: http:// unfccc.int/essential_background/convention/items/6036.php (accessed 30.11.2015).
5. Johannesburg Summit 2002. New Report from UN Secretary-General Outlines Vision for Building a Secure Future at Next Year's Johannesburg Summit on Sustainable Development. Available at: http://www. grida.no/news/press/2228.aspx (accessed 30.11.2015).
6. United Nations Convention to Combat Desertification in those Countries Experiencing Serious Drought and/or Desertification, Particularly in Africa. A/AC. 241/27 12 September 1994. Available at: http://www. unccd.int/Lists/SiteDocumentLibrary/conventionText/conv-eng.pdf (accessed 30.11.2015).
7. Climate Change 2007: Synthesis Report. An Assessment of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Valencia, Spain, 12-17 November 2007. Available at: http://ccsl.iccip.net/ar4_syr.pdf (accessed 30.11.2015).
8. Highlights from Greenhous Gas (GHG). Emissions Date for 1990-2004. Submitted under the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). Available at: http://unfccc.int/files/essential_ background/background_publications_htmlpdf/application/pdf/ghg_booklet_06. pdf (accessed 04.12. 2010).
9. Kadochnikov A. N. V (ne)soglasii s okruzhaiushchei sredoi ili pochemu my vynuzhdeny zashchishchat' chto-to ot kogo-to [In (not) harmony with the environment or why we are compelled to protect something from someone]. Severo-Zapadnyi pravovoi tsentr «Chelovek i zakon», 05.06.2014 [Northwest Law Centre "Human beighn and Law", 05.06.2014]. Available at: http://chelovek-zakon.ru/ (accessed 04.12. 2010). (In Russian)
10. Climate Change 2014 Synthesis Report Intergovernmental Panel on Climate Change, 2015. Available at: http://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar5/wg1/WGIAR5_SPM_brochure_en.pdf(accessed 05.12.2015).
11. Mutagirov D. Z. Prava cheloveka na chistye vodu, vozdukh i produkty pitaniia skvoz' prizmu Kiotskogo protokola i Kopengagenskogo soglasheniia [Human rights to clean water, air and food through the prism of the Kyoto Protocol and the Copenhagen accord]. POLITEKS: Politicheskaia ekspertiza [POLITEKS: Political expertise], 2010, vol. 6, no. 1, pp. 255-273. (In Russian)
12. MID Frantsii: proekt Parizhskogo soglasheniia po klimatu gotov [France: draft of the Paris agreement on climate is ready]. Available at: https://news.mail.ru/politics/24255872/?frommail (accessed 12.12.2015).
13. Klimaticheskie izmeneniia mogut privesti k tomu, chto mir ne uvidit kofe [Climate change may cause that the world will not see the coffee]. Available at: //http://an-crimea.ru/page/news/132460/ (accessed 11.12.2015).
14. Prince Charles points to link between climate change and Syrian conflict. Available at: http://www. climateactionprogramme.org/news/prince_charles_calls_for_cop21_success/ (accessed 10.12.2015).
15. Why Scientists Disagree about Global Warming: The NIPCC Report on Consensus. Available at: http:// climatechangereconsidered.org/wp-content/uploads/2013/08/scientists-disagree.png (accessed 11.12.2015).
16. Responses to Good Hearts, Fooled Minds: Top 4 Fallacies of the Hijacked Environmental Movements. Available at: http://www. earth-policy.org/date highlights/2011/highlights13 (accessed 10.12.2015).
17. Vseobshchaia deklaratsiia prav cheloveka [Universal Declaration of Human Rights]. Available at: http://un.org/ru/documents/udhr (accessed 24.04.2016).
18. International Covenant on Civil and Political Rights Adopted by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966 entry into force 23 March 1976. Available at: http://www.ohchr.org/en/ professionalinterest/pages/ccpr.aspx (accessed 24.04.2016).
19. European Social Charter. Available at: http://www.crin.org/en/library/legal-database/european-social-charter-revised (accessed 20.01.2016).
20. A/54/959. Deklaratsiia i Programma deistviia Foruma tysiacheletiia «My, Narody: Ukreplenie OON v XXI veke». D. Prava cheloveka [Declaration and Programme of action of the Millennium Forum, "We the peoples: the strengthening of the United Nations in the twenty-first century". D. human rights]; A/S-24/8/Rev.1. Annex II. 5. Available at: http://www.undp.org/content/undp/en/home/mdgoverview (accessed 10.12.2015).
21. Na puti k ustoichivomu razvitiiu v Rossii. № 61 (2012) [On the road to sustainable development in Russia. N 61 (2012)]. Itogi konferentsii «Rio + 20»: novye vozmozhnosti [results Rio + 20 Conference: new opportunities]. Available at: http://ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_61.pdf (accessed 11.12.2015).
22. India's intended nationally determined contribution: working towards climate justice, r. 4. Available at: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/south_asia/7481259.stm (accessed 10.12.2015).
23. Biodegradable Plastics Are Not the Answer to Reducing Marine Litter, Says UN. Available at: http://www.unep.org/NewsCentre/default.aspx?DocumentID=26854&ArticleID=35564&l=en sthash. Gi4pwTwm.dpuft (accessed 15.12.2015).
24. Economic Valuation of Wastewater — The cost of action and the cost of no action. Tokyo, United Nations University Publ., 2015. 72 p.
25. DRAFT TEXT on COP 21 agenda item 4 (b) Durban Platform for Enhanced Action decision 1/CP. 17) Adoption of a protocol, another legal instrument, or an agreed outcome with legal force under the Convention applicable to all Parties Version 2 of 10 December 2015 at 21:00. Available at: http://cdn.inquisitr.com/wp-content/uploads/2015/12/da02.pdf (accessed 12.12.2015).
26. List of 175 Signatories to Paris Agreement 15 States Deposit Instruments of Ratification. Available at: http://newsroom.unfccc.int/media/632121/list-of-representatives-to-high-level-signature-ceremony.pdf (accessed 24.04.2016).
27. Paris Agreement. Available at: http://unfccc.int/meetings/paris_nov_2015/items/9445.php (accessed 24.04.2016).
28. Mutagirov D. The common heritage of humankind should serve all humanity. Journal of Social Sciences, 2014, vol. 3, no. 3, pp. 417-425.
For citation: Mutagirov D. Z. Human rights as central point of the problem of environmental protection. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6. Political science. International relations, 2016, issue 2, pp. 42-54. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.204
Статья поступила в редакцию 29 декабря 2015 г., рекомендована в печать 11 февраля 2016 г.