Научная статья на тему 'Права человека и история их развития'

Права человека и история их развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3517
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / CONCEPT OF HUMAN RIGHTS / РАЗВИТИЕ ПРАВА В РАЗНЫХ ЭПОХАХ / СОВЕТСКОЕ ПРАВО / THE DEVELOPMENT OF LAW IN DIFFERENT EPOCHS OF THE SOVIET RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саалаев Оскон Балталиевич

В статье рассматриваются права человека, значение и история развития прав древнего мира, средних веков и нового времени. Также рассматриваются принятие Конституций СССР после установления советской власти и их особенности. Возникновение кыргызского права адат и его распространение среди народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права человека и история их развития»

межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса; принятие иной культуры и утверждение культурных различий. В целях развития поликультурного воспитания в училище ежегодно проводится конференция молодых исследователей «Умение жить в мире непохожих людей», а также фестиваль национальных культур.

Первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении - это не сопротивление культурному многообразию. В нашем училище отсутствует агрессивность и раздражительность по отношению к различным национальностям. В процессе познания окружающих культур, суворовцы осознают объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.

Литература

1. Зубков А. Ю. Готовность к интеграции в поликультурное пространство как педагогическая категория / Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология», 2013. Вып. 2, №. 12. С. 84-89.

2. Зубков А. Ю. Педагогическое обеспечение готовности воспитанников суворовских военных училищ к интеграции в поликультурное пространство / Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология», 2013.Вып. 1, № 11. С. 118-122.

3. Юдакина С. И. Поликультурное воспитание учащихся / Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии 1 августа 2011 г.».

Human rights and the history of their development Saalaev O. Права человека и история их развития Саалаев О. Б.

Саалаев Оскон Балталиевич /Saalaev Oskon — учитель истории, кафедра педагогики, психологии и социально-гуманитарной дисциплины, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются права человека, значение и история развития прав древнего мира, средних веков и нового времени. Также рассматриваются принятие Конституций СССР после установления советской власти и их особенности. Возникновение кыргызского права адат и его распространение среди народа.

Abstract: the article discusses human rights, the meaning and history of the development rights of the ancient world, middle ages and new time. Also, consider the adoption of the Constitutions of the USSR after the establishment of Soviet power and their features. The emergence of Kyrgyz ADAT law and its distribution among the people.

Ключевые слова: понятие прав человека, развитие права в разных эпохах, советское право. Keywords: the Concept of human rights, the development of law in different epochs of the Soviet right.

Значение выражения «права человека» отличается от того понимания «прав», которое придаем мы этим словам. Права человеку не даются со стороны кого-либо или чего-либо. Все люди в равной степени располагают правами человека, права человека - это неотъемлемые основные права и свободы, принадлежащие каждому человеку.

Права человека - это принципы и нормы отношений между человеком и государством [1]. Государство не дает нам права как таковые, но является их гарантом и обязан обеспечить соблюдение и защиту основных прав и свобод человека.

Каждый человек во всем мире обладает правами и, в независимости от места проживания, гражданства, национальности, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, в равной со всеми степени располагает правами, исключая всякого рода дискриминацию. Существуют три основных правила Конвенции прав человека [2]: 1. Каждая власть ограничена.

2. Каждая личность обладает автономной, другими словами, самоуправляемой (независимой) территорией. Никакая власть не имеет права вмешиваться в эту территорию.

3. Каждый человек, защищая свои права, может обвинить правительство и, в каком бы государстве ни проживал, обладает равными правами в равной степени.

Права, свободы и обязанности людей и граждан составляют правовой статус личности и считаются основной частью прав.

Слово «право» используется в жизни также вне юридического значения. Тогда оно означает личные возможности, не оговоренные законом [3]. Например: право уважать старших, иметь свою точку зрения, право уважения младшего старшим.

Существует много международных документов, в которых отражены права человека. Наиболее важным среди них является Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1848 года. Этот документ-огромное достижение современной цивилизации [4].

Право Древнего мира

В 1792 - 1750 годах до нашей эры в Вавилоне правил царь Хаммурапи [1].. В начале ХХ века археологами была найдена монолитная стела черного базальта высотой в человеческий рост, на поверхности которой был нанесен клинописной записью свод законов царя Хаммурапи. Свод состоял из 282 статей и охватывал многочисленные правовые вопросы вавилонского общества. В вводной части кодекса описана процедура ведения судебного дела, свод законов, определявших наказание за разные виды преступления: за воровство, воровство детей и рабов, за сокрытие беглых рабов. Здесь же отражены права воинов и их обязанности, законы в области поливных работ, домоводства, семейного права и земель под строительство. А также, говорится о защите природы, о занятии в долг, даче взаймы и соглашениях о выплате долга. В самом конце речь идет о рабах.

Кодекс законов Хаммурапи является одним из наиболее выдающихся и значимых текстов, отражавших правовую мысль древнего восточного общества. Этот свод стал первым правовым актом, поставившим на уровень закона вопросы рабовладельческого строя, частной собственности и эксплуатации человека человеком.

Право Древней Греции и Рима называлось классическим или примерным. Со временем постепенно начали строиться и развиваться права свободного человека. Демократические и политические наследия Древней Греции и Афины (V в. до н.э.) берутся в качестве ценного опыта последующими цивилизациями и широко изучаются. На основе древнегреческого права развивается римское право. В Афинах, жители, обязанные быть гражданами того государства, чтобы обладать правами, по очереди бросали жребий и занимали государственные посты. Гражданин, достигнув 20 лет, получал право участвовать в законодательной работе народного собрания, являвшегося главным государственным органом. Гражданам, достигшим 30 лет, давалась возможность занять посты в управлении государством или судопроизводстве. Они имели право работать по очереди в органах внутренней и внешней политики, в суде и судопроизводстве. В Афинах рабы и вражеские сторонники никакими правами не могли обладать. Теоретиками по правам человека в Древней Греции и Афинах можем называть Аристотеля и Демосфена.

А в Древнем Риме законодательные права граждан были ограничены, так как законы выдвигались со стороны постоянного сената. Народное собрание принимало или отвергало эти законы. До настоящего дня юристы изучают римское право и обучаются на нем. Его основные разделы внесены в законы буржуазных государств.

Право Средних веков

Праву Феодального общества прямое влияние оказывали религия и уклад феодального общества. Право в средние века было достаточно жестким. Если обвиняемый не мог оправдать себя, то наказывали кулаками или оружием. В начале XIII века Папа организовал специальный церковный суд -«инквизицию», следственный и карательный орган для борьбы с еретиками [6].

В средние века Англия смогла достичь выдающихся результатов в законном изменении статуса личности. В XII - XIII века в государстве английский король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских феодалов, католической церковью, поддержанных общиной и городами. После нескольких лет сильного противостояния, 15 июня 1215 года этот конфликт завершился подписанием правового документа Великой Хартии Вольности (Мартин Карт). В 39-40-42-45 пунктах этого документа было написано, что ни один человек не будет заключен в тюрьму против воли, не будет лишен собственного имущества.

Право новой эпохи

Развитию права новой эпохи оказали влияние происходившие в те времена антиколониальные восстания и выступления против абсолютизма.

В результате восстания американских колоний против Англии была принята (4 июля 1776 года) Декларация независимости, что означало создание нового государства - Соединённых штатов Америки. В 1789 году 14 июля началась Великая французская буржуазная революция, и в том же году, 26 августа, Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». Статья 1-я Декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Революция 1794 года ознаменовалась победой.

В XVIII веке (1773г.) В России произошла крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Манифест Пугачева отражал идеи свободы как «волю». В нем отменялось крепостное право и слово «раб» заменялось словами «свободный человек».

В 1818 году был создана тайная революционная организация будущих декабристов «Союз благоденствия». В их уставе было сказано: «Союз будет прилагать усилия в разъяснении того, что каждый человек должен уметь использовать свои права». В 1820 году ими было принято решение утвердить в России республиканский строй.

Также, в 1821-1822 гг. были написаны проекты конституции со стороны П.И.Пестеля, возглавлявшего Южное общество в Киеве, и Н.М.Муравьева, возглавлявшего Северное общество в Петербурге, организованные вместо «Союза благоденствия». Конституция П.И.Пестеля «Русская правда», которая впоследствии получила название «Права человека», отличалась демократичностью. Она провозгласила отмену крепостного права и раздачу помещичьих земель желающим работать на ней. П.И.Пестель предложил ввести избирательские права свободной части населения. В конституции Н.М.Муравьева предлагалось, наряду с отменой крепостного права, оставить помещичьи земли у прежних владельцев. Он давал право на землевладение, на право быть избранным в исполнительную, законодательную и судебную власти. В 1825 году 14 декабря в Петербурге произошло восстание декабристов. Они попытались изменить общественный и политический строй российского общества на основе признания прав человека.

Право при советской эпохе

После установления Советской власти в 1918 году 10 января на третьем съезде Советов, была принята декларация прав трудящихся и угнетенного народа, разработанная В.И.Лениным. В нем было провозглашено равенство прав независимо от расового и национального признака. В 1918 году 10 июля V съезд Советов принял первую советскую Конституцию. [7]. Согласно этой Конституции, граждане нового государства не получали равные права. Торговцы, религиозные работники, наемные работники, прежние работники полиции и члены их семей были отделены от избирательного права. Никаких гарантий защиты собственных прав человека не давалось. В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Здесь была закреплена законность права наций на государственность, в 1936 году в Конституции отмечается об искоренении эксплуататорского класса и построении основ социализма. Раздел Конституции о правах советского гражданина был разработан Николаем Ивановичем Бухариным. Этот раздел стал лучшим в Конституции. В нем Бухарин охарактеризовал будущее Советского общества, построенное без влияния и искажения сталинизма. Была введена новая избирательная система: анонимная, общая и прямая. Расширены права и свободы граждан, объявлены свобода слова и печати, собраний, личная неприкосновенность человека, отмена наказаний без судебного разбирательства. Но на деле эта Конституция встретилась с массой противоречий и, как оказалось, совершенно не имела отношения к реальной жизни. В 1977 году 7 октября принята Конституция СССР, где была показана властная роль Коммунистической партии. Шестая статья ее представляет Компартию как руководящую и направляющую силу советского общества. В Конституции была формально провозглашена основная демократическая свобода -свобода слова, печати, собраний и митингов. Основными особенностями советского права стали постановка интересов государства выше интересов человека, гражданина, служение в качестве идеологического инструмента в руках власти.

Право во времена перестройки

В 1985 году в Пленуме были всесторонне рассмотрены вопросы перестройки. Туда включались экономические и политические права. Например: в отрасли экономики начали заменяться старые административно-следовательские методы (принуждение, приказ, наказание). Вместо них начали внедряться методы материальной заинтересованности, поддержка инициативности работников и т.д. Также, народу были предоставлены несколько расширенные политические права. В течение политических реформ рассматривались задачи обновления избирательной системы в высшие органы власти.

Традиционные права «адат» кыргызов

Адат (с арабского языка - традиции, привычный уклад) - привычный или традиционный кодекс поведения, сложившийся в обществе или в определенной социальной группе в результате практики в течение продолжительного времени. Адат являлся основным инструментом управления поведенческой сферой человека во времена родо-племенных отношений.

Право адат - традиционные нормы адата и свод правил поведения. Право адат относится к обществу, сложившемуся во времена после исчезновения первобытно - общинного строя и появления личной собственности, когда люди начали проживать племенами. Его нормы менялись в зависимости условий общества. Источниками права адат считались народные традиции (урп-адат), властное судопроизводство, решения собрания судей - бийев (курултай). Каада-салт (обычаи) - это стереотипные правила поведения в каком-либо обществе или социальной группе (понятия, сформированные на пережиточных нормах правовой жизни).

Нормы каада-салт нигде не фиксировались письменно, но передавались из уста в уста, из поколения в поколение в виде пословиц, поговорок и кратких, но содержательных крылатых фраз. Решения суда бийев распространялись среди народа акынами и старейшинами-аксакалами.

В XIX веке на территории нынешнего Кыргызстана, нормы права адат кыргызов и мусульманского права - шариат, работали наравне с системой русского права.

До второй половины XIX века решения суда бийев нигде не записывались. Но со второй половины века начали оформляться в виде книги с краткими записями, иногда в виде письменного документа. Постепенно письменное оформление решений суда начало подчиняться общим правилам. На документах стали ставить свои подписи все присутствовавшие на ближайшем созыве курултая бийи. По правилам в документе описывались работа судопроизводства, гражданское и уголовное права. Выработанный в 1893 году на Токмокском курултае свод правил состоял из 113 параграфов.

Лозунг свободы и равенства отражается как в политико-философских высказываниях прогрессивных мыслителей мира, так и в творчестве кыргызского народа. Про богатых и бедных, счастье и несчастье рассказывали летописцы-акыны. Среди них Калыгул Бай уулу (1789-1855), Арстанбек Буйлаш уулу (18241878), Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1868-1917). В своих произведениях они отражали феодальные распри и междоусобицы, жестокость баев, трудную жизнь простого народа. К этой теме обращались и акыны-демократы Т.Сатылганов, Т.Молдо, Б.Алыкулов. Установление Советской власти они встретили с огромным энтузиазмом и поддержкой. И в своем творчестве они говорили о жизни кыргызского народа, достигшего свободы и равенства. Кыргызское общество взрастило немало передовых мыслителей, возвещавших о правах и свободах простого человека.

Литература

1. Алагушев А., Арабаев Ч., Асанов У. Укук. Бишкек, 2004. С. 21,161 - 162.

2. Саалаев О. Мамлекет жана укук. Бишкек, 2012. С. 91 - 92,106 - 107.

3. Алишева А. Р., Зульпиев Б.Р., Школьный В. А. Личность и право. Бишкек, 1999, С. 24.

4. Фредерик Куинн. Права человека и ты. Издательство ОБСЕ/БДИПЧ. Варшава. Польша,1999. С. 18 - 20.

5. ШиповодМ. И., Петрухин А.С., КривошеевВ. Ф., Политика и право. М: Дрофа,2001. С. 37.

6. Акунов А., Ибраева В. С. Адам укуктары. Бишкек, 1998. С. 24 - 26, 34 - 40.

7. Никитин А. Ф., Соколов Я. В. Советтик укук. Фрунзе «Мектеп», 1991, С. 13 - 19.

The financial policy of the Chechen Republic to provide targeted programs

Yusupov M.1, Yusupova L.2 Финансовая политика Чеченской Республики по обеспечению

целевых программ Юсупов М. В.1, Юсупова Л. В.2

'Юсупов Магомед Вахаевич / YusupovMagomed — аспирант; 2Юсупова Лолита Вахаевна / Yusupova Lolita — студент, факультет экономики и финансов, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье рассмотрена финансовая политика Чеченской Республики, которая ориентирована на полную реализацию социальных программ, а также вопросы эффективности финансовой политики посредством увеличения внебюджетных средств региона, инвестиционных и налоговых вливаний.

Abstract: the paper proposes a model of financial support of social programs of the Chechen Republic, the effectiveness of which can be increased by increasing the budgetary resources of the region, investment and tax inflows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.