Право адат - традиционные нормы адата и свод правил поведения. Право адат относится к обществу, сложившемуся во времена после исчезновения первобытно - общинного строя и появления личной собственности, когда люди начали проживать племенами. Его нормы менялись в зависимости условий общества. Источниками права адат считались народные традиции (урп-адат), властное судопроизводство, решения собрания судей - бийев (курултай). Каада-салт (обычаи) - это стереотипные правила поведения в каком-либо обществе или социальной группе (понятия, сформированные на пережиточных нормах правовой жизни).
Нормы каада-салт нигде не фиксировались письменно, но передавались из уста в уста, из поколения в поколение в виде пословиц, поговорок и кратких, но содержательных крылатых фраз. Решения суда бийев распространялись среди народа акынами и старейшинами-аксакалами.
В XIX веке на территории нынешнего Кыргызстана, нормы права адат кыргызов и мусульманского права - шариат, работали наравне с системой русского права.
До второй половины XIX века решения суда бийев нигде не записывались. Но со второй половины века начали оформляться в виде книги с краткими записями, иногда в виде письменного документа. Постепенно письменное оформление решений суда начало подчиняться общим правилам. На документах стали ставить свои подписи все присутствовавшие на ближайшем созыве курултая бийи. По правилам в документе описывались работа судопроизводства, гражданское и уголовное права. Выработанный в 1893 году на Токмокском курултае свод правил состоял из 113 параграфов.
Лозунг свободы и равенства отражается как в политико-философских высказываниях прогрессивных мыслителей мира, так и в творчестве кыргызского народа. Про богатых и бедных, счастье и несчастье рассказывали летописцы-акыны. Среди них Калыгул Бай уулу (1789-1855), Арстанбек Буйлаш уулу (18241878), Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1868-1917). В своих произведениях они отражали феодальные распри и междоусобицы, жестокость баев, трудную жизнь простого народа. К этой теме обращались и акыны-демократы Т.Сатылганов, Т.Молдо, Б.Алыкулов. Установление Советской власти они встретили с огромным энтузиазмом и поддержкой. И в своем творчестве они говорили о жизни кыргызского народа, достигшего свободы и равенства. Кыргызское общество взрастило немало передовых мыслителей, возвещавших о правах и свободах простого человека.
Литература
1. Алагушев А., Арабаев Ч., Асанов У. Укук. Бишкек, 2004. С. 21,161 - 162.
2. Саалаев О. Мамлекет жана укук. Бишкек, 2012. С. 91 - 92,106 - 107.
3. Алишева А. Р., Зульпиев Б.Р., Школьный В. А. Личность и право. Бишкек, 1999, С. 24.
4. Фредерик Куинн. Права человека и ты. Издательство ОБСЕ/БДИПЧ. Варшава. Польша,1999. С. 18 - 20.
5. ШиповодМ. И., Петрухин А.С., КривошеевВ. Ф., Политика и право. М: Дрофа,2001. С. 37.
6. Акунов А., Ибраева В. С. Адам укуктары. Бишкек, 1998. С. 24 - 26, 34 - 40.
7. Никитин А. Ф., Соколов Я. В. Советтик укук. Фрунзе «Мектеп», 1991, С. 13 - 19.
The financial policy of the Chechen Republic to provide targeted programs
Yusupov M.1, Yusupova L.2 Финансовая политика Чеченской Республики по обеспечению
целевых программ Юсупов М. В.1, Юсупова Л. В.2
'Юсупов Магомед Вахаевич / YusupovMagomed — аспирант; 2Юсупова Лолита Вахаевна / Yusupova Lolita — студент, факультет экономики и финансов, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в статье рассмотрена финансовая политика Чеченской Республики, которая ориентирована на полную реализацию социальных программ, а также вопросы эффективности финансовой политики посредством увеличения внебюджетных средств региона, инвестиционных и налоговых вливаний.
Abstract: the paper proposes a model of financial support of social programs of the Chechen Republic, the effectiveness of which can be increased by increasing the budgetary resources of the region, investment and tax inflows.
Ключевые слова: финансовая политика, модель финансового обеспечения социальных программ, социальные функции финансовой политики.
Keywords: financial policy, the model of financial support of social programs, socialfunctions, financial policy.
DOI: 10.20861/2304-2338-2016-52-001
Чеченская республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ не обладает инвестиционной привлекательностью. Эти противоречия требуют разработки некоторой модели финансового обеспечения социальных программ региона.
Финансовая система Чеченской Республики находится в стадии формирования. Еще в полной мере не сформировались содержание и формы регулирования и финансовой поддержки малообеспеченных слоев населения. Уровень развития института социального страхования очень низкий. Чеченская Республика занимает одно из последних мест в регионе и в России в целом в сфере социального страхования [1].
В Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485 -р [3]), отмечено, что Чеченская Республика принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации.
Действительно, экономика Чеченской Республики носит дотационный характер и это обусловливает низкий уровень социального развития региона. Меры повышения уровня социального развития региона должны приниматься комплексно многими ведомствами региона [2].
Деятельность финансовых управлений и других органов управления финансами в городах и районах Чеченской Республики направлена на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансированием производственной и социально-культурной сфер, созданием финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий занимается Министерство финансов. Также Министерство финансов обеспечивает единую государственную финансовую политику и дает указания по вопросам организации работы финансовых органов и осуществления ими своих функций. Одним из основных направлений работы министерства финансов является организация исполнения республиканского бюджета Чеченской Республики, финансовое обеспечение всех запланированных мероприятий.
Проведенный анализ социально-экономического положения, финансовой политики Чеченской республики позволил сделать вывод о том, что финансовая политика в регионе проводится достаточно эффективно.
Максимальное финансирование приходится на сферу образования, социальной политики и здравоохранения, а связано это с тем, что Чеченская республика - это самый молодой регион России: по данным переписи 2010 года, средний возраст жителей республики - 23 года. Больших объемов финансирования требуют сферы социальной поддержки населения: образование, физическая культура и спорт, программы социальной поддержки молодежи [2].
Для развития социальных функций финансовой политики дотационного региона требуется переход к рыночной экономике и актуализация социальной политики. Финансовая политика Чеченской Республики должна решить следующие задачи:
- сформировать предпосылки устойчивого социально-экономического развития на основе рыночной экономики и социального устройства. Для этого требуется определить взаимную роль и ответственность государства и региона;
- разработать модель развития финансовой политики, приводящей к росту благосостояния всех социальных групп;
- создать финансовые условия для удовлетворения жилищных потребностей и создания рынка квалифицированного труда [4].
Финансовая политика Чеченской Республики для своего нормального функционирования требует создания адекватной модели налогового механизма, тогда социальные функции финансовой политики и финансовое обеспечение социальных программ будут осуществляться более полно.
Чеченская Республика обладает значительными конкурентными преимуществами для инвестиционной привлекательности, в числе которых выгодное географическое расположение, богатая сырьевая база, высококвалифицированные кадры и другие. Становление страховых компаний и социально-экономическая стабильность региона будут благотворно влиять на инвестиционную привлекательность региона. Об эффективности инвестиционной политики конкретного дотационного региона, на примере Чеченской республики, стоит говорить в случае малого и среднего бизнеса,
которые являются быстро окупаемыми. Вложений в долгосрочные проекты можно ожидать только от государственных инвесторов.
Финансовая политика Чеченской Республики будет эффективной, если увеличить внебюджетные средства региона за счет инвестиционных и налоговых вливаний.
Необходимость определения оптимальной формы налога на доходы физических лиц и имущественных налогов является актуальным вопросом в России в целом. Формирование налога на доходы населения, уплачиваемого по прогрессивной шкале, имущественный налог с физических лиц должны учитывать все возможности данных налоговых платежей и международный опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также отвечать социально-экономической ситуации в регионе, координироваться с макроэкономической финансовой политикой и стратегией социально-ориентированного экономического роста.
В настоящее время проводится исследование в целях разработки модели финансового обеспечения социальных программ Чеченской республики на основе преимуществ финансово-экономического состояния, географического положения республики. В этой модели необходимо максимальное использование факторов повышения инвестиционной привлекательности региона, что является одним из ключевых факторов позитивного имиджа любого региона, наличие которого может значительно увеличить приток внешних финансовых ресурсов в регион.
В целях совершенствования социальной функции финансовой политики Чеченской Республики, в соответствии с разрабатываемой моделью, необходима реформа дифференцированной инвестиционной, страховой и налоговой политики. Подобный подход практикуется во всех развитых странах, и сегодня, в условиях поляризации населения Чеченской Республики с различным уровнем дохода, инвестиционная и налоговая реформы станут инструментом развития социальной функции финансовой политики региона.
Литература
1. Программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2013-2017 годы».
2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 19 декабря 2012 года // kremlin.ra.
3. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года / Проект / Официальный сайт пресс службы Президента и Правительства Чеченской Республики.
4. Юсупов М. В., Юсупова Л. В. Основные инструменты обеспечения взаимосвязи расходов бюджета с целями и результатами государственной политики / II Междунар. мультидисц. конф. «Актуальные проблемы науки XXI века». Издательство: ООО «Cognitio» ISSN: 3684-8976. г. Москва. 2015. С. 133-138.
Children with disabilities and the Internet Lyashok D.1, Sukhacheva A.2 Дети с ограниченными возможностями и сеть Интернет Ляшок Д. Р.1, Сухачева А. В.2
'Ляшок Диана Ринатовна /Lyashok Diana — бакалавр дефектологии, магистрант; 2Сухачева Александра Валериевна /Sukhacheva Aleksandra - бакалавр дефектологии, магистрант, кафедра специальной педагогики, факультет начального, дошкольного и специального образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Аннотация: в статье анализируется роль сети Интернет в обучении детей с ограниченными возможностями, рассматриваются плюсы и минусы ее влияния на развитие данной категории детей. Abstract: the role of the Internet in teaching children with disabilities has been analyzed in the article, and the pros and cons of its influence on the development of this category of children has been considered in it.
Ключевые слова: ограниченные возможности, нарушение, образование, развитие, сеть Интернет, информационные технологии.
Keywords: limited capacity, breach, education, development of the Internet and information technology.
21 век принес человечеству бум научно-технического прогресса: Интернет является одним из наиболее существенных демократических достижений технологического процесса. Именно с появлением сети