7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологии, 2006. Т. 1. 816 с.
8. Чжао Юйцзян. Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования: на примере китайских учащихся : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Чжао Юйцзян ; Рос. ун-т дружбы народов. М., 2008.20 с.
Multicultural education in the motivational sphere of the Suvorov Military School
Serduykova A. Поликультурное образование в мотивационной среде суворовского военного училища Сердюкова А. В.
Сердюкова Ангелина Викторовна / Serduykova Angelina — преподаватель
цикла гуманитарных и математических дисциплин, Астраханское суворовское военное училище МВД России, г. Астрахань
Аннотация: в статье анализируется роль поликультурного образования, приводятся результаты исследования по определению уровня готовности обучающихся к интеграции в поликультурное общество, предлагается метод проектов для повышения уровня интеграции.
Abstract: in the article is analyzed the multicultural education, cited the results of researches on the defining the level of preparedness of the students to integrate them in the multicultural society, the method of projects to improve the level of integration.
Ключевые слова: процесс интеграции, поликультурное пространство, поликультурное воспитание, проект.
Keywords: the process of integration, multicultural field, multicultural education, project.
Образование сегодня становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
На современном этапе развития общества появляются тенденции взаимопроникновения этнических общностей, это проявляется объективными социально-экономическими и геополитическими причинами. Такими как рост миграционных потоков, приводящих к увеличению интеграционных процессов, а это в свою очередь к формированию принципиально новых социокультурных общностей, которые обладают значительным потенциалом к развитию. В связи с этим возникает интерес к поликультурному пространству, которое характеризуется усилением процессов интеграции и дифференциации этнических общностей. Воспитание человека как носителя обычаев, ценностей, идеалов, традиций, верований конкретного народа должно осуществляться в пределах подготовки индивида к конструктивному включению в систему социальных отношений поликультурного пространства [1].
Для Астраханской области с ее традиционно многонациональным составом населения всегда актуальными являются сохранение этнических традиций и воспитание поликультурности среди подрастающего поколения. В области действуют этнические общественные объединения, православные, буддистские и мусульманские религиозные общины. Но подрастающее поколение не всегда готово к процессам интеграции в новую для него, динамично меняющуюся поликультурную реальность, и, как следствие, межэтнические взаимодействия сопровождаются ростом социальной напряженности, террористическими актами и другими фактами межнационального противостояния.
Поликультурное воспитание должно касаться, в первую очередь, обучающихся общеобразовательных организаций, особенно организаций закрытого типа, оно направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих общению их и развитию и установлению между ними гуманных отношений.
Организационно-содержательные особенности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях закрытого типа позволяют эффективно решать задачи воспитания военной и гражданской элиты общества. В свою очередь отсутствие поликультурного воспитания сказывается на том, что
суворовцы данных учебных заведений в большей степени испытывают затруднения при интеграции в социальные отношения быстро меняющегося поликультурного пространства.
Задачи поликультурного воспитания заключаются в индивидуально-личностном развитии и становлении суворовца, его социализации и адаптации в социальной и образовательной среде, умении идентифицировать собственную этнокультуру в условиях поликультурного социума, формировании актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды. Поликультурное воспитание способствует формированию доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым других национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям, формированию эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию нашей страны.
Поликультурное воспитание - одна из приоритетных педагогических проблем настоящего времени. Одним из важнейших условий результативности педагогического обеспечения готовности суворовца к интеграции в поликультурную среду является создание предпосылок для развития его этнической идентичности посредством формирования опыта освоения национально-культурных и воинских традиций собственного народа.
Данная проблема актуальна в образовательных целях и задачах, поставленных в суворовских военных училищах, учебно-воспитательный процесс которых имеет ряд принципиальных особенностей:
1) суворовцы обучаются в условиях жестких требований к дисциплине и соблюдению внутреннего распорядка;
2) обучающиеся являются представителями военной субкультуры, значительно отличающейся от других молодежных субкультур;
3) взводы (классы) суворовцев характеризуются сплоченностью и постоянной совместной деятельностью;
4) особые традиции и условия суворовского военного училища позволяют создавать атмосферу, в которой получают ценности патриотического отношения [2].
Для определения уровня готовности обучающихся к интеграции в поликультурное общество, проведено исследование на базе Астраханского суворовского военного училища. Исследование проходило в виде: анкетирования; анализа эссе на данную тему; наблюдения за поведением суворовцев в реальных и смоделированных во время занятий ситуациях межкультурных контактов. В результате можно сделать вывод о том, что демонстрируется средний уровень толерантного отношения к другим этносам, эмоционально-положительное принятие иных культурно-этнических ценностей и их проявлений без критического анализа и в ущерб своей личной социокультурной идентичности.
Для повышения уровня интеграции в поликультурное общество среди суворовцев был выбран метод проектов, который будет выполнен обучающимися на уроке обществознания и во внеурочной деятельности. Основная цель организации проектной деятельности заключается в том, чтобы создать условия в училище для поддержки детской инициативы. Проекты дают возможность свободно принимать решения, делать самостоятельный выбор деятельности, которая позволила бы достичь наибольшего успеха, общения с разными людьми, проживания различных ролей в обществе. Занимаясь социальным проектированием, обучающиеся выполняют социально значимую деятельность, у которой высокий социальный эффект. В результате появляется конкретный «продукт», имеющий для суворовца практическое значение в его личном опыте.
Выбрана тема и начата работа над проектом «Мы разные, но мы вместе». В данный момент идет сбор информации, с помощью которой планируется подготовка альбома национальных костюмов, сборника национальных рецептов, оформление календаря по национальным праздникам, с указанием истории их происхождения. В рамках проекта, к Дню Победы суворовцы собрали материалы о земляках и родственниках - представителях разных национальностей Астраханской области, которые были участниками войны и тружениками тыла.
По результатам исследования можно сделать вывод, что процесс культурной социализации суворовцев должен начинаться с вхождения в культуру своего народа. Средством такого воспитания обучающихся являются: общение с представителями разных национальностей, изучение устного народного творчества разных народов и их художественной литературы и народных игр, искусства, музыки, живописи, создание этнографических уголков.
Формами работы в данном направлении являются как индивидуальная, так и групповая под руководством преподавателей. Это могут быть конкурсы, выставки творческих работ, уроки толерантности, конференции, факультативная работа по изучению национальных языков и многое другое [3].
У суворовцев по результатам работы в направлении поликультурного воспитания должно появиться: понимание необходимости знания и уважения иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения с людьми разных национальностей; осознание не только прав, но и обязанностей в отношении социальных и национальных групп; понимание необходимости
межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса; принятие иной культуры и утверждение культурных различий. В целях развития поликультурного воспитания в училище ежегодно проводится конференция молодых исследователей «Умение жить в мире непохожих людей», а также фестиваль национальных культур.
Первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении - это не сопротивление культурному многообразию. В нашем училище отсутствует агрессивность и раздражительность по отношению к различным национальностям. В процессе познания окружающих культур, суворовцы осознают объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Литература
1. Зубков А. Ю. Готовность к интеграции в поликультурное пространство как педагогическая категория / Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология», 2013. Вып. 2, №. 12. С. 84-89.
2. Зубков А. Ю. Педагогическое обеспечение готовности воспитанников суворовских военных училищ к интеграции в поликультурное пространство / Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология», 2013.Вып. 1, № 11. С. 118-122.
3. Юдакина С. И. Поликультурное воспитание учащихся / Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии 1 августа 2011 г.».
Human rights and the history of their development Saalaev O. Права человека и история их развития Саалаев О. Б.
Саалаев Оскон Балталиевич /Saalaev Oskon — учитель истории, кафедра педагогики, психологии и социально-гуманитарной дисциплины, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются права человека, значение и история развития прав древнего мира, средних веков и нового времени. Также рассматриваются принятие Конституций СССР после установления советской власти и их особенности. Возникновение кыргызского права адат и его распространение среди народа.
Abstract: the article discusses human rights, the meaning and history of the development rights of the ancient world, middle ages and new time. Also, consider the adoption of the Constitutions of the USSR after the establishment of Soviet power and their features. The emergence of Kyrgyz ADAT law and its distribution among the people.
Ключевые слова: понятие прав человека, развитие права в разных эпохах, советское право. Keywords: the Concept of human rights, the development of law in different epochs of the Soviet right.
Значение выражения «права человека» отличается от того понимания «прав», которое придаем мы этим словам. Права человеку не даются со стороны кого-либо или чего-либо. Все люди в равной степени располагают правами человека, права человека - это неотъемлемые основные права и свободы, принадлежащие каждому человеку.
Права человека - это принципы и нормы отношений между человеком и государством [1]. Государство не дает нам права как таковые, но является их гарантом и обязан обеспечить соблюдение и защиту основных прав и свобод человека.
Каждый человек во всем мире обладает правами и, в независимости от места проживания, гражданства, национальности, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, в равной со всеми степени располагает правами, исключая всякого рода дискриминацию. Существуют три основных правила Конвенции прав человека [2]: 1. Каждая власть ограничена.