Научная статья на тему 'ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ - ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ - ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ / МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕФЛЕКСИЯ / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / MORAL CULTURE / MORAL DUTY / SELF-EDUCATION / SELF-KNOWLEDGE / PERSONAL SELF-REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

В статье развернуты проблемы морального, эстетического, религиозного воспитания современной личности как аспекты психологии воспитания. Данные вопросы адресованы студенческой аудитории в рамках продолжения исследования «Нравственность как психологический феномен».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practicum on educational psychology - ethical, philosophical and pedagogical aspects

The article explores the problems of moral, aesthetic, religious education of a modern personality as aspects of the psychology of education. These questions are addressed to the student audience as part of the continuation of the study «Morality as a psychological phenomenon.»

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ - ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

ПРАКТИКУМ по психологии ВОСПИТАНИЯ -ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИй И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Суслова Ия Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет, (г.Сочи), e-mail: suslova.iya@yandex.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10075

Аннотация: в статье развернуты проблемы морального, эстетического, религиозного воспитания современной личности как аспекты психологии воспитания. Данные вопросы адресованы студенческой аудитории в рамках продолжения исследования «Нравственность как психологический феномен».

Ключевые слова: психология воспитания, моральная культура, моральный долг, самовоспитание, самопознание, личностная саморефлексия.

PRACTICUM ON EDUCATIONAL PSYCHOLOGY -ETHICAL, PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Suslova Iya Borisovna

Doctor of Pedagagics, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: suslova.iya@yandex.ru

Abstract: The article explores the problems of moral, aesthetic, religious education of a modern personality as aspects of the psychology of education. These questions are addressed to the student audience as part of the continuation of the study «Morality as a psychological phenomenon.»

Keywords: educational psychology, moral culture, moral duty, self-education, self-knowledge, personal self-reflection

введение

в психологии воспитания сегодня актуальность обретают аспекты морально-этической, этико-философской проблематики: возможность морального самовоспитания личности в образовательном пространстве, необходимость осознания обучающимися таких концептов, как моральная культура, моральный долг, ценность человека как носителя гуманистической традиции, моральная ответственность автора за результат своего творчества и др. в результате прослушивания курса «этическое самовоспитание обучающихся в образовательном пространстве вуза», содержащего богатый материал культурфилософской гуманистической традиции, представленной идеями известных мыслителей, психологов, педагогов, а также прохождения его тестовой части, автор ожидает от студентов не только расширения профессионального и личностного кругозора, но и духовного обогащения и морально-этического совершенствования.

материалы и методы. в статье использовались материалы научных исследований по педагогической психологии, психологии воспитания, философии образования, а также труды известных отечественных и зарубежных мыслителей прошлых эпох таких, как и. Кант, и.А. ильин, Н.А. Бердяев. также автор опирался на труды психологов и педагогов современности: м.Н Берулава, г.А. Берулава, А.в.Петровский, м.г. Ярошевский.

методы исследования: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, метод систематизации и обобщения психолого-педагогических, этико-философских материалов, источников и научной литературы.

в соответствии с авторским замыслом, студенты должны дать развернутые ответы на следующие вопросы:

1. согласны ли вы с утверждением великого немецкого философа и. Канта: «Благодаря моральному образованию» человек «приобретает ценность с общечеловеческой точки зрения»? Поясните свою точку зрения.

2. Как вы понимаете мысль и. Канта: «во всякой нравственности заключена религия»? Аргументируйте свою позицию.

- обучающиеся должны обратить внимание на такие аспекты, как: мораль

как вид религии, подлинная сущность религии, истинная и показная религиозность, мораль и нравственность в отношении между людьми, в социальном взаимодействии.

3. Актуален ли сейчас философский посыл И. Канта о необходимости служения дела воспитания идее всеобщего блага? Обоснуйте свою точку зрения.

- предлагается привести рассуждения на тему: что такое благо, достижимо ли благо всеобщее? Какими идеалами при воспитании ребенка, гражданина следует руководствоваться в настоящее время?

4. Почему философ подчеркивал: воспитывать личность значит воспитывать существо, которое имеет внутреннюю ценность (Wert) в своих собственных глазах?

- в данном контексте затрагиваются такие этико-философские категории, как моральная ценность личности, личностное достоинство, измерение ценности личности в сфере экзистенциальной, морально-нравственной, социальной и др. Также поднимаются психолого-педагогические вопросы самовоспитания, личностной саморефлексии, самопознания, воспитания личностного достоинства. Чем личностное достоинство отличается от гордыни?

5. Как Вы понимаете идею И. Канта: воспитывать - это прежде всего означает воспитывать существо, которое «свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества» [6, C.459]?

- что такое подлинная свобода в понимании обучающихся, что значит в данном контексте «оберегать самого себя», почему философ увязывает эти два аспекта с социализацией личности - эти и другие вопросы интересуют автора в рамках данной тематики. в цепочке рассуждений студенты должны прийти к выводу о взаимосвязи нравственности и свободы личности.

6. Что, на ваш взгляд, есть воспитание: искусство, традиция, технология, методика, творчество, что-то другое?

7. И. Кант много говорил о тесной взаимосвязи чувств человека и его интеллектуальных способностей. «...Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума, - писал он [5, С.147]. Почему в этой связи человеку следует стремиться культивировать в себе благородные, возвышенные, утонченные чувства?

8. Считаете ли Вы, что многие молодежные субкультуры - результат утраты чувства меры в сфере эстетики? Аргументируйте свой ответ.

9. Как Вы оцените мысль философа: «.Например книги, со вкусом и скрупулезностью подобранные в длинные ряды, стоящие в книжных шкафах, и пустая голова, которая глядит на них и не нарадуется» [5, С.147]. О чем хочет предупредить И. Кант?

10. Можно ли подходить к прекрасному и возвышенному с меркой практической пользы? Что получилось бы из такого подхода? Как эту мысль иллюстрирует изречение философа: «В этом отношении курица, конечно, лучше попугая, печной горшок полезнее фарфоровой посуды, все проницательные умы мира ничего не стоят по сравнению с крестьянином, а что касается попытки определить

расстояние до неподвижных звезд, то с этим можно повременить, пока не придут к согласию, как лучше всего пахать плугом» [5, С.148]?

11. Почему деятель искусства и культуры обязан нести моральную ответственность за каждое свое творение?

12. Как Вы полагаете, если человек пользуется другой личностью как средством для достижения своих интересов, предоставляя соответственно, свою личность в том же качестве, что может получиться в результате такого взаимодействия? Можно ли такие отношения назвать дружбой?

13. Согласны ли Вы с утверждением И. Канта: «Религия - это закон, живущий в нас»? (Этот закон философ называет совестью).

14. «Религия, которая основывается только на богословии, не содержит ничего морального», - настаивал мыслитель [6, C.499]. Какие аргументы «за» и «против» Вы можете привести? Какова Ваша позиция по этому вопросу?

15. Что, на Ваш взгляд, важнее в деле почитания Бога: соблюдать его заповеди или возносить славословия?

16. Если человек исполняет Божьи заповеди из мотивов страха наказания за непослушание, становится ли он совершеннее и морально чище?

17. Как Вы относитесь к высказыванию философа: «Прежде, чем учреждать нормальные школы, следует учредить экспериментальные школы» (выделено И. Кантом) [6, C.455]. Согласны ли Вы с утверждением, что таким образом можно было бы избежать многих ошибок, перегибов и драм не только в образовании, но и в общественной жизни в целом?

18. По мнению И. Канта, «рабская дисциплина, которая ломает волю» и «праздность. беспрерывные ласки» - это две крайности при воспитании детей. Согласны ли Вы с данным утверждением и почему?

19. Приведите свои рассуждения по поводу тезиса И. Канта: «Школа есть принудительная культура» [6, C.476].

-обучающимся предлагается пояснить, почему общество должно принудительно «окультуривать» ребенка. Является ли такое принуждение насилием в буквальном смысле слова?

20. Почему философ полагал, что «возделывание (cultura) своих естественных сил» (духовных, душевных и телесных) есть долг человека перед самим собой»?

- в данном случае вниманию студентов предлагаются такие понятия, как долг самосовершенствования, самопознания, необходимость развития своих природных задатков.

21. Справедливо ли мыслитель связывает следование законам школы с нравственным воспитанием ребенка?

22. Кант называет моральную силу «движущей силой всеобщей любви к человеку» [7, C.183-184]. Как Вы могли бы прокомментировать данное изречение?

- исходя из материала предыдущих лекций, обучающиеся могли ознакомиться с такими понятиями, как нравственный закон, моральное чувство, мо-

ральная культура и проч. в данной формулировке предлагается определить, что такое моральная сила и как она сопряжена с «силой любви к человеку»?

23. Ключевым понятием нравственной культуры личности, согласно И. Канту, является понятие «добродетель». Как бы Вы могли разъяснить позицию философа? Согласны ли Вы с данным утверждением?

24. Добродетель есть «твердость принципа при соблюдении морального долга» (И. Кант). В чем для Вас лично состоит новизна этой трактовки?

- предлагается разграничить благодеяния из разных побуждений (в том числе, корыстных мотивов, прекраснодушных настроений и проч.) и добрый поступок из чисто нравственных побуждений.

25. Как Вы расцениваете мысль философа: моральное воспитание - это самовоспитание?

- в данной теме обучающиеся должны обратить большее внимание на понятия: самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование и пояснить их значение.

26. Верно ли, что формирование моральной культуры личности имеет целью выработку характера, способного действовать в соответствии с нравственными принципами и нормами морали? Поясните свою точку зрения.

- обучающиеся уже выработали представление о понятии «моральная культура личности». Далее им предлагается задуматься над целями ее формирования. Как моральная культура соотносится с характером человека? Побуждает ли характер, воспитанный в нормах и принципах этики и морали, действовать в соответствии с ними? Данные вопросы углубляют представление студентов о понятии «моральная культура».

27. Важным звеном в формировании моральной культуры личности является осознание ей долга самосовершенствования. Поясните данную мысль И. Канта.

- понимание процесса самосовершенствования как личностного долга является во-многом эвристичным для студенческой аудитории. Поэтому привлечение внимание обучающихся к данной формулировке может послужить импульсом к дальнейшему изучению морально-этической проблематики.

28. Как Вы охарактеризуете изречение И. Канта: «Быть полезным звеном мира есть долг человека перед самим собой»?

- в данном случае обучающиеся продолжают знакомиться с тематикой личностного долга. Размышляя над вопросом, студенты получат представление о том, как личностная самореализация, осуществление своей миссии связаны с принесением действенной пользы обществу, а также - с нравственным долгом личности перед собой.

29. Как Вы понимаете высказывание философа - свобода человека заключается в самоуважении личности?

- как связаны понятия «свобода» и «самоуважение»? Обучающиеся должны раскрыть гносеологически парадоксальные грани проблематики.

30. Почему современной личности важно привить ответственность перед

собой, семьей, человечеством?

- в данном контексте значимым представляется вывести мысль обучающихся на глобальный, общечеловеческий уровень, предоставив им возможность порассуждать на такие темы, как экология, глобальные вызовы современности, падение общественной морали и проч.

31. Как вы поясните мысль и. Канта «Дикость человека необходимо смягчать из-за его влечения к свободе» [7, С.446 - 447]?

- какие способы «смягчения человеческой дикости» подразумевает философ? (социализация, обучение, саморазвитие, этическое самовоспитание и проч.).

32. Прокомментируйте высказывание философа: «в системе природы человек... — незначительное существо... Человечество в его лице есть объект уважения, которого он может требовать от каждого» (и. Кант).

33. Как вы понимаете психолого-педагогический посыл «самоосвобождение посредством знания»?

- почему, приобретая знания, личность становится свободнее и от чего? Освобождается ли она таким образом от норм морали и нравственности или наоборот, становится более ответственной с этической точки зрения? Данные аспекты проблематики должны раскрыть обучающиеся.

34. Как вы объясните тот факт, что развитое чувство возвышенного и прекрасного побуждает личность по назначению применить свои интеллектуальные качества?

- на базе ранее изученного материала обучающиеся могут привести рассуждения на тему взаимосвязи развитого чувства прекрасного и интеллектуальных качеств.

35. Как вы понимаете тезис и. Канта: «Если хотят воспитать хороший характер, то сначала нужно освободить его от страстей»?

- в чем заключается новизна мысли философа? Почему подверженность страстям и низменным побуждениям противоречит понятию «обладать хорошим характером»? Что вкладывает философ в это понятие? студенты должны прийти к умозаключению о категорическом императиве и. Канта.

36. согласны ли вы с идеей философа: любовь человека к «правилам» есть «признак характера» [6, С.485]? Аргументируйте свое мнение.

37. Поясните, как вы понимаете мысль известного отечественного философа Н.А. Бердяева (1874-1948 гг.): «Но высшая задача человека - творчество новой жизни».

- предполагается углубить знания обучающихся в тематическом разделе «феномен творчества».

38. Прокомментируйте идею Бердяева, касающуюся его концепции личности: «Человек раздроблен. Но личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием». в чем, на ваш взгляд, заключается польза этой идеи для психологии воспитания сегодня?

39. Выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин (1883 - 1954 гг.) утверждал: «Воспитать человека значит, прежде всего, пробудить в нем» ... «духовные переживания и открыть ему доступ к этому духовному опыту» [4, С.25]. Как Вы понимаете данное изречение? Актуальна ли мысль философа для настоящего времени?

40. Как Вы понимаете высказывание И.А. Ильина: «.дух есть сила самоопределения к лучшему» [4, С.48].

41. Порассуждайте на тему: что собой представляет понятие «духовная культура»? Тождественно ли оно понятию «культурный человек», «образованный, начитанный человек»?

результаты исследования. Вследствие осмысления данного блока морально-этических категорий обучающиеся не только актуализируют нравственную сферу своего сознания, но и научатся рассуждать об этике и морали в теоретическом и практическом измерениях. Прослушивание курса «Этическое самовоспитание обучающихся в образовательном пространстве вуза» в совокупности с данными разработками способствует, согласно нашему убеждению, духовному развитию студентов, приросту их морально-нравственных качеств. Данные результаты, согласно авторскому замыслу, должны быть подтверждены в процессе дальнейших семинарских занятий, бесед и анкетирования обучающихся.

обсуждение и заключение. размышляя над такими понятиями и философемами, как моральный долг, долг человека перед самим собой, «религия - это закон, живущий в нас», «высшая задача человека - творчество новой жизни» и многими другими из приведенной выше проблематики, обучающиеся получают возможность углубить и конкретизировать свои представления в сфере этики, морали, философии, психологии воспитания. таким образом, в рамках психологии воспитания актуализируются понятия: добродетель, категорический императив, моральная культура, личностное достоинство, «культивации совести», интеллектуальное самовоспитание и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Самопознание. М. «АСТ» «Neoclassic». 2017 г.

2. Берулава М.Н. Направления развития современного образования. Education Sciences and Psychology. 2017. № 3 (45). С. 58-62.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М. Изд-во «Даръ». 2017 г.

4. Кант И. Лекции по этике. - М.: Республика, 2000

5. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6 - М.: ЧОРО, 1994

6. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980

7. Кант и. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4: Основоположения метафизики нравов. - М.: ЧОРО, 1994

8. Суслова и.Б. Развитие духовной культуры личности средствами образования. Учебное пособие. Сочи, 2019 г.

REFERENCES

1. Berdyaev N.A. Samopoznanie [Self-knowledge]. Moscow. «AST» «Neoclassic» Publ. . 2017.

2. Berulava M.N. Napravleniya razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Directions for the development of modern education]. Education Sciences and Psychology. 2017. No 3 (45). P. 58-62.

3. Il'in I.A. Put' dukhovnogo obnovleniya [The path of spiritual renewal]. Moscow: Publ. «Dar»». 2017.

4. Kant I. Lektsii po etike [Lectures on ethics]. Moscow: Respublika Publ., 2000.

5. Kant I. Sobranie sochinenii v 8 tomakh. T.6 [Collected works in 8 volumes. V.6] - Moscow: ChORO Publ., 1994.

6. Kant I. Traktaty i pis'ma [Treatises and letters]. Moscow: Nauka Publ., 1980.

7. Kant I. Sobranie sochinenii v 8 tomakh. T.4: Osnovopolozheniya metafiziki nravov [Collected works in 8 volumes. V.4: Foundations of the metaphysics of morals]. Moscow: ChORO Publ., 1994.

8. Suslova I.B. Razvitie dukhovnoi kul'tury lichnosti sredstvami obrazovaniya. Uchebnoe posobie [The development of the spiritual culture of personality by means of education. Textbook]. Sochi, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.