СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Суслова И.Б.
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Поколения современной молодежи самой историей поставлены в условия самоопределения в вопросах формирования нравственных оснований деятельности и мотивации поступков. Это обусловлено как расширением пространства личностной свободы (в сравнении с поколениями советской молодежи), так и - с ослаблением воспитательных функций государства и его институтов. В результате сфера нравственного сознания личности формируется во многом самопроизвольно и стихийно, не имея базовых этических ориентиров. «Все усиливающийся рационализм и индивидуалистичность современного общества, - отмечает М.Н. Берулава, - приводит к росту у молодежи неверия в высшие ценности жизни...» [1, С.4]. Признавая трудность коррекции данного процесса в масштабах государства, мы, в то же время, убеждены в возможности действенного влияния на нравственно-оценочную сферу сознания обучающихся средствами педагогического сообщества образовательных учреждений. Примером тому может послужить состоявшийся в апреле 2014 г. в стенах Международного инновационного университета (г. Сочи) круглый стол, посвященный актуальной проблематике формирования этических основ самовоспитания современной личности. Ниже представлена проблематика, которая была предложена к обсуждению, а также освещены отдельные идеи и этические постулаты, вызвавшие наибольший интерес студентов. В качестве базовых этических парадигм были рассмотрены идеи великого немецкого мыслителя И. Канта, не утратившие свою актуальность и в наши дни.
Категорический императив или нравственный закон
Кантовское понимание и отображение личностного начала в человеке стало весомым вкладом в развитие идей философской, а вслед за ней - педагогической антропологии. Личностное, согласно представлениям философа, есть то, что возвышает человека над самим собой, делает его существом свободным, нравственным, суверенным. «Человек может свободно располагать своим состоянием (Zustand), но не своей личностью (Person), - пишет он, - ибо он сам есть цель, а не средство» [2, C.123]. «У нас есть причина для небольшого мнения о своей личности, но в отношении нашей человечности нам следует быть высокого мнения» [2, C.127]. Человеческая личность имеет абсолютную ценность в связи наличием у нее самосознания (трансцендентальное единство апперцепции), выделяющего человека из мира вещей и неразумных животных, а также вследствие своей принадлежности, причастности человеческому роду, к всеобщности, к «идее человечности». Именно идея причастности человечеству позволяет философу сформулировать принципы категорического императива. «Поступай так, чтобы ты всег-
41
ISSN 1029-3388
да относился к человеческому и в своем лице и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству», - гласит знаменитый тезис И. Канта [3, C.104]. Осмысленное таким образом личностное начало человека - определяющий этап на пути раскрытия содержания философемы «сущности человека» в его этике и философии.
О нравственном сознании
«Доброе воспитание есть как раз то, из чего возникает все добро на свете, - пишет философ, - следует лишь постоянно развивать лежащие в человеке задатки, так как злых начал в природе человека нет» [5, C.452]. Кант настаивает - оценить добродетель, как и другие этические категории, нравственную составляющую поступка либо мотива личности мы не можем, руководствуясь одним лишь моральным чувством - приоритетное значение имеет разум человека, уровень развития нравственно-оценочной сферы его сознания.
Нравственное сознание личности определяется в научных источниках как:
- многоуровневая область сознания, включающая в себя рациональную, эмоционально-чувственную, волевую сферы. Данный уровень сознания проявляется в поведении и деятельности человека, в его повседневной коммуникации (Братусь, Леонтьев, Клочко);
- часть культуры общества, этноса, зависящая от культурно-исторических традиций (Вебер, Лурье, Лотман);
- система психологических механизмов (эмпатия, идентификация, самооценка и проч.) (Дробницкий, Франкл, Фрейд, Фромм).
Нравственное сознание является необходимым фактором становления морального поведения, нравственного роста человека. Нравственная позиция формируется через индивидуальный выбор ценностей, в связи с чем особую значимость приобретает этическое образование, предполагающее как теоретический уровень осмысления, так и нравственное самосовершенствование личности. Актуальными остаются сегодня требования Канта о необходимости этического просвещения воспитанников, начиная с самого раннего возраста (при этом, не перегружая разум ребенка «не свойственными ему понятиями»).
О задатках человеческой природы
По мнению философа, человеку изначально свойственны три вида задатков: «задатки животности человека как живого существа», «задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного» и «задатки его личности как существа разумного и вместе с тем способного отвечать за свои поступки».
Для реализации задатков животности, представляющих собой инстинкт самосохранения и влечение к противоположному полу, не требуется усилий разума: это принцип «физического и чисто механического себялюбия». Задатки человечности свойственны только людям, они выражаются в склонности «добиваться признания своей ценности во мнении других и... никому не позволять превосходства над собой» [5, C.97]. Обе эти разновидности задатков могут, по Канту, перерасти в пороки - первые - в грубость и «скотские» пороки, «беззаконие» по отношению к другим людям, вторые же задатки при чрезмерном развитии могут переродиться в пороки «тайной и открытой враждеб-
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014
ности против всех», проистекающей из духа ревности и соперничества. И только лишь третьей группе задатков, а именно, задаткам личности, не могут быть привиты злые наклонности, так как их реализация предполагает, по мнению философа, следованию принципам добра: ведь это есть способность личности «воспринимать уважение к моральному закону». Лишь эти задатки коренятся, согласно Канту, в практическом, то есть, «законодательном» разуме.
Развитие задатков человека может происходить двояким образом, рассуждает философ: во-первых, как развитие и совершенствование индивида, личности, во-вторых, как развитие и совершенствование общества и человечества. «В человечестве заключено много задатков, - пишет он, - и наша задача - пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. <...> Не отдельные люди, но род людской должен достичь этого» [2, C.121]. И именно в педагогике, как в науке и искусстве о воспитании, «кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». Моральное, или, практическое, воспитание призвано развивать в человеке задатки личности, то есть, моральные задатки на основе уважения к моральному закону.
Кант полагал воспитание причиной существования в человеческом обществе добра как такового, - «.. .следует лишь постоянно развивать лежащие в человеке задатки, так как злых начал в природе человека нет» » [5, C.484]. Из этих идей философа следует вывод о необходимости непрерывного совершенствования нравственной сферы сознания личности.
О совести
Безусловным предписанием разума становится у Канта требование возвысится над своей животной природой, «поднять культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей, когда закон становится также мотивом его сообразных с долгом поступков» [4, С.321], и тем самым достичь внутреннего «морально практического совершенства». Культура моральности в нас означает, согласно Канту, стремление к тому, чтобы «мысль о долге была самим по себе достаточным мотивом для всех сообразных с долгом поступков» [4, С.128].
«Вполне можно сказать: человеку вменяется в обязанность добродетель (как моральная твердость)» - делает вывод философ [4, С.333]. Бессовестный человек, с точки зрения философа, не тот, кто ее не имеет, а тот, кто склонен не прислушиваться к суждениям совести. «Поступать по совести даже не может быть долгом, ибо тогда должна была бы существовать вторая совесть, дабы осознавать действие первой», - логически безупречен Кант [4, С.336]. Следовательно, совесть, как практический разум, регулирует добродетельное поведение личности, и долгом человека, по убеждению философа, становится «культивация» своей совести, в целях чего следует «все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства» [4, С.337].
О моральной культуре
В отличие от свойств характера, физических, и интеллектуальных способностей, «моральная культура должна основываться на принципах, не на дисциплине» (выделено
43
ISSN 1029-3388
И. Кантом), - заявляет И. Кант, и формировать эту, наиважнейшую для человека культуру, также необходимо с раннего детства [4, C.183]. Философ делает важное заключение, призванное с нашей точки зрения, пополнить собой, научно-теоретические основания современной педагогической науки. Именно моральная культура, утверждает он, воспитывает способ мышления. В соответствии с этим, «следует стремиться к тому, - поясняет он, - чтобы ребенок привыкал действовать по принципам, а не по каким-нибудь влечениям» [5, C.484]. В данном случае Кант вновь апеллирует к индивидуальности ребенка, указывая, что принципы должны рождаться «в самом человеке». Это - многочисленные этические принципы добра, справедливости, долга и чести: «...когда другой находится в бедственном положении, я должен не только желать, чтобы произошло избавление, но и сам искать путь к избавлению его от беды», «я могу в той мере способствовать его счастью и разделить несчастье, в какой могу протянуть мою руку, чтобы помочь ему» [4, C.183]. «Друг мне требуется не ради выгоды, а для общения и для того, чтобы иметь возможность раскрывать себя, - высказывает философ очень существенное положение о дружбе, - вежливость же я требую от каждого» [4, C.182]. «.Там, где я вижу, что забота имеет всеобщий характер, я обязан ограничить свое потребление, полагая, что природа уготовила это всем», - эти вечные истины нуждаются сегодня, на наш взгляд, в особенно внимательном прочтении [4, C.177].
О свободе и воспитании
В своем трактате «О педагогике» Кант пишет: «Дикость человека необходимо смягчать из-за его влечения к свободе», которое настолько сильно у человека, что «он все приносит ей в жертву» [5, C.446 - 447]. Вследствие этого философ выдвигает тезис: «Человек может стать человеком только путем воспитания», то есть, как он поясняет далее, «...человека следует заранее приучать подчиняться предписаниям разума» [5, C. 451]. Как известно, новизна кантовской формулировки этики заключается в том, что исток человеческой нравственности он усматривает именно в разуме, а не в чувстве. Именно чистый, или «практический» разум порождает, по Канту, «нравственное законодательство». Разумный человек, руководствующийся в практической жизни голосом этой верховной, по мнению философа, субстанции, не станет злоупотреблять своей свободой или оборачивать ее во зло себе и другим. В этой связи в своих педагогических изысканиях он много говорит о необходимости воспитания разума в человеке и дает нам конкретные рекомендации к этому.
И сама добродетель становится у мыслителя «моральной способностью свободного самопринуждения». Понимаемая таким образом свобода, как следование нравственному закону, порожденному в ноуменальной глубине сознания человека, иерархична. «Свобода произвола», проистекающая из эгоизма индивида, а также его «природной необходимости» и «дикости» - это низший уровень свободы, где она начинает перерождаться в свою противоположность. В то время как высший ее уровень - свободная воля человека, руководствующегося нравственным законом, велением долга.
О моральном самопознании и самосовершенствовании
«Моральное самопознание противодействует также самолюбивой оценке само-
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014
го себя, когда считают доказательством доброты сердца одни лишь желания (тем более если они выражены с большой страстью), так как они сами по себе не превращаются в действия и остаются бездейственными», - писал Кант [4, С.354]. (Примечательно, что молитву он тоже причислял всего лишь к разряду желаний, высказанных божеству, а не к действиям, пусть даже - духовного порядка.) Он требовал беспристрастной оценки личностью своего морального достоинства или «недостойности», это есть долг перед самим собой, утверждал философ, вытекающий из «первого веления», самопознания. Действительно, только трезвая оценка своего морально-этического уровня позволяет человеку продвинуться дальше, сделать следующий шаг в своем духовном, нравственном, личностном развитии.
К числу важнейших, с точки зрения Канта, помимо долга самопознания, относится также долг самосовершенствования. «Быть полезным звеном мира есть долг человека перед самим собой», - провозглашал он [4, С.384]. Этот принцип он справедливо относил к достоинству человека как личности, которое недопустимо унижать отсутствием подобных устремлений. В данном вопросе человек должен сориентироваться относительно своей склонности, - «например, будет ли это ремесло, торговое дело или наука», нам следует реально оценить требуемые для этого силы. Человек не имеет права позволять «ржаветь» своим природным задаткам, так как это есть нарушение принципа природной целесообразности мироздания.
О лжи
Этический долг человека перед самим собой закономерным образом переходит в его долг перед другими, первейшим из которых становится у Канта запрет на ложь или долг правдивости. Ложь, то есть, противоположность истине, мыслитель называет величайшим нарушением долга человека перед самим собой при условии рассмотрения человека как моральное (а не как физическое) существо. «Ложь, - пишет он, - есть унижение и как бы уничтожение человеческого достоинства в себе. .. .Бесчестность (что означает быть предметом морального презрения), которая сопутствует лжи, сопутствует лжецу так же, как его тень» [4, С.366]. Кант выделяет внутреннюю и внешнюю разновидности лжи, причем худшая из них, с точки зрения философа, есть ложь внутренняя, то есть, ложь самому себе. Во время лжи извращается сама естественная способность человека передавать свои мысли другому, человек в таком случае преднамеренно «отказывается от своей личности», предлагая для коммуникации лишь видимость себя, и это хуже, по мнению Канта, чем если бы он был просто вещью - ведь вещи еще можно найти достойное применение согласно ее предназначению в отличие от человека, «отказавшегося» от своей личности!
О моральном долге
Моральное достоинство присуще, по мнению философа, поведению человека, когда он сохраняет свою жизнь, находясь в сложном положении, испытав разочарования и трудности, «превратности судьбы», «желает смерти и все же сохраняет себе жизнь не по склонности или из страха, а из чувства долга».
Долг человека заключается также в «оказании благодеяний», где это только воз-
45
ISSN 1029-3388
можно, что понимается нами как необходимость для человека благосклонно относиться к окружающим и совершать добрые, благие поступки. Однако и здесь Кант уточняет свои определения. Не всякое благодеяние обладает нравственной ценностью - ведь есть такие «участливо настроенные души», которым составляет удовольствие распространять вокруг себя радость и видеть удовлетворенность других. Философ сравнивает подобное поведение с действиями из какой-нибудь иной «склонности», например, тщеславия. Поведение подобных человеколюбцев может резко измениться по причине собственной неудачи или печали, и тогда они останутся равнодушными к проблемам и страданиям других. Лишь в случае, когда человек совершает поступок «исключительно из чувства долга,— вот тогда только этот поступок приобретает свою настоящую моральную ценность», утверждает Кант. Трудно не согласиться со столь глубокой оценкой мотивов благодеяний - ведь в данном случае философ преследует одну цель - показать чистую, беспримесную идею этической категории долга.
О чувствах возвышенного и прекрасного
Чувства возвышенного и прекрасного относятся к категории более тонких чувств, нежели, например, чувство удовольствия от сытного обеда, охоты, получения прибыли и проч. и предполагают «некоторую возбудимость души, делающую ее способной к добродетельным порывам; или же ... свидетельствуют о талантах и превосходстве духа, тогда как названные выше чувства бывают и при полном отсутствии мыслей»[4, С.127]. Очевидно, что чем чаще человек испытывает подобные высокие чувства, тем более чувствительным, а следовательно, способным к «добродетельным порывам», он становится, тем более, следуя мысли Канта, развиваются в нем таланты, тем в большей степени укрепляется в нем истинное «превосходство духа».
Оба чувства, относясь к разряду высоких, отличны друг от друга своим объектом, а также характером: «Высокие дубы и уединенные тени священной рощи возвышенны, цветочные клумбы, низкая изгородь и затейливо подстриженные деревья прекрасны. Ночь возвышенна, день прекрасен» [4, С.128]. Чувство возвышенного связано с ощущением душевного волнения, изумления, грусти, иногда даже - страха, в тот время как чувство прекрасного - с чувством умиротворения, радости, подчас - веселья. «Возвышенное всегда должно быть значительным, прекрасное может быть и малым. Возвышенное должно быть простым, прекрасное может быть нарядным и изысканным» [4, С.128]. Иллюстративными примерами философ воспитывает в нас культуру этих чувств. Церковь св. Петра в Риме великолепна, утверждает он, но элементы декора так искусно распределены в ее убранстве, что чувство возвышенного при созерцании церкви преобладает над чувством прекрасного. Это достигается посредством воссоздания образа величественно -сти и простоты - золото и мозаика идеологически работают на главную идею церковного устройства. «.Замок правителя — великолепен, загородный дворец — красив и наряден», - пишет он, - в соответствии с чем они и вызывают у нас различные чувства[4, С.130]. Приобщение к миру искусства - это всегда также и очищение и совершенствование эмоционально-чувсвтенной сферы более благородными и возвышенными внутренними переживаниями. «Трагедия, на мой взгляд, отличается от комедии главным образом тем, что первая возбуждает чувство возвышенного, а вторая — чувство прекрасно-
46
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014
го, - замечает И. Кант, - .. .зритель тронут и ощущает благородство своей собственной натуры» [4, С.131].
Итак, развитое чувство возвышенного и прекрасного побуждает личность по назначению применить свои интеллектуальные качества - следовательно, развивая одно, мы способствуем развитию другого качества, а именно, умственных способностей.
О культуре чувств
Культура эстетического вкуса не уходит от внимания философа, здесь также наблюдается разная степень приближения к двум полюсам или удаления от них посредством перебора, неумелой попытки уподобления высокому и прекрасному. На основании некоторых вкусовых предпочтений личности можно сделать вывод о других ее свойствах и чертах характера, замечает Кант: «Тот, кто скучает, слушая прекрасную музыку, дает немало оснований предполагать, что красоты стиля и нежные очарования любви будут невластны над ним» [4, С.132]. Есть разновидность вкуса к сложным безделушкам, пишет он, как то «стихи, которые можно читать слева направо и наоборот, загадки, часы в кольцах, очень тонкие цепочки», которые представляют собой противоположность возвышенному, соответственно, характер человека, склонного к таким увлечениям, вряд ли будет содержать много благородных черт. Педантичная, преувеличенная любовь к порядку, по мнению Канта, зачастую говорит о личностной бессодержательности и духовной пустоте человека: «.Например книги, со вкусом и скрупулезностью подобранные в длинные ряды, стоящие в книжных шкафах, и пустая голова, которая глядит на них и не нарадуется» [4, С.134].
Философ учит нас никогда не подходить к прекрасному и возвышенному с меркой практической пользы и «своекорыстия», поскольку это путь в никуда: «В этом отношении курица, конечно, лучше попугая, печной горшок полезнее фарфоровой посуды, все проницательные умы мира ничего не стоят по сравнению с крестьянином, а что касается попытки определить расстояние до неподвижных звезд, то с этим можно повременить, пока не придут к согласию, как лучше всего пахать плугом» [4, С.133]. Независимо от характера своей духовной организации (будь это человек «более грубого чувства», как говорит Кант, или утонченные натуры), каждый понимает, что нравственный поступок, совершенный другим, «тем больше волнует, чем дальше он от своекорыстия и чем больше выступают в нем упомянутые благородные побуждения» [4, С.135]. Человеческой природе свойственно стремление к прекрасному и возвышенному, и мы наблюдаем, как утонченность натуры, «тонкость чувства» ставят человеку в заслугу в отличие от его физиологических свойств и особенностей (когда например кто-то «великолепно спит», имеет «хороший желудок» и проч.). Способствуя сегодня совершенствованию духовной, личностной культуры обучающихся, развивая их эстетический вкус, культуру мышления и чувства, помогая своей просветительской деятельностью углублять представление о возвышенном и прекрасном, мы вносим вклад в дело сохранности и развития национальной культуры, закладываем основы культуры будущего.
О религии
Нравственно-этическая проблематика закономерно выводит философа на теоло-
47
ISSN 1029-3388
гическую, «.. .понятие моральности само собой приводит к вере в Бога», - пишет Кант [2, C.93]. «Религия - это закон, живущий в нас, - пишет он, - .У ребенка нужно начать с того закона, который живет в нем» [5, C.499]. И далее: «Закон, живущий в нас, называется совестью» [5, C.499]. Детей следует приобщать к религии c раннего возраста, однако не все понятия им под силу, поэтому начинать здесь необходимо с разъяснений, что люди должны поступать в соответствии с совестью, ибо она и есть божья воля, резюмирует философ.
Но при разъяснении религиозных истин не следует начинать с богословия, глубокомысленно замечает он - ведь «религия, которая основывается только на богословии, не содержит ничего морального» [5, C.499]. Любая религия, не следующая за внутренним законом совести (или «совестливости»), становится недейственной.
И. Кант напоминает, что «почитать Бога - это охотно соблюдать его заповеди, а не возносить славословия» [5, C.66]. Естественная религиозность - это также добровольное совершение благих дел, ибо это «благоугодно перед Богом», провозглашает философ. По его глубокомысленному заключению, сердце человека не становится лучше от исполнения Божьих заповедей из мотивов страха наказания за непослушание. В своем анализе данной проблематики Кант идет дальше, подчас ниспровергая устоявшиеся теологические принципы: услужливость, пишет он, не есть благочестие (она также проистекает из страха перед Творцом), «но моральная нравственность есть добродетель; если же она совершается согласно Божественной, добродетельной воле, то нравственность становится благочестием» [5, C.66].
«Религия, которая основывается только на богословии, не может содержать ничего морального, - пишет он, - .нравственность должна предшествовать, богословие - следовать за ней. Это и будет религией» [5, C.499].
Таким образом, педагогическое сопровождение самосовершенствующейся личности становится у Канта неотъемлемой частью, условием общественного развития, и задача педагогического сообщества сегодня - своевременно воспринять и задействовать в педагогическом процессе данные этические постулаты.
Библиографический список
1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М., Гелиос АРВ.
2000 г.
2. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика. 2000
3. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4: Основоположения метафизики нравов. М.: ЧОРО. 1994
4. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6: Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО. 1994
5. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. 1980
6. Суслова И.Б. Педагогическая антропология И. Канта - современные проекции: моногр. Сочи: «Дория». 2011
48