Научная статья на тему 'Развитие субъектности обучаемых в современном образовательном пространстве'

Развитие субъектности обучаемых в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ТЕОРИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY OF HUMANIZATION OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL MEANS AND METHODS / ДОБРОДЕТЕЛЬ / VIRTUE / ЭТИЧЕСКАЯ САМОРЕФЛЕКСИЯ / ETHICAL SELF-REFLECTION / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / PäDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова И. Б.

В статье освещаются некоторые идеи педагогической антропологии Иммануила Канта, осмысленные с позиций теории гуманизации образования. Идеи философа о высшем благе, о достоинстве личности как носителе морали, о самостоятельности в воспитании и обучении и другие легли в основу педагогических технологий морально-нравственного воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of moral education of student on the basis of the principles of humanization of education

The article reviews some ideas of pädagogical anthropology of Immanuil Kant, comprehended from positions of theory of humanization of education. Ideas of the philosopher about the highest weal, about the dignity of the personality as the moral bearer, about independence in education and training, and others, laid down in a basis of pädagogical technologies of moral education of students.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности обучаемых в современном образовательном пространстве»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Суслова И.Б.

ТЕХНОЛОГИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Современному молодому поколению присущ запрос на поиск истоков нравственности и морально-этических оснований личности, социальной группы, общества в целом. В этой связи актуальными становятся педагогические технологии, способные инициализировать процесс формирования моральной аргументации и личностной мотивации на нравственно-оценочном уровне сознания.

Известно, что с позиций теории гуманизация образования учебно-воспитательный процесс в гуманистической системе ценностей должен способствовать формированию «трансцендентных мотивов жизнедеятельности», в частности, посредством ориентации образования на смыслопорождающие структуры [1, С.165]. Значимые с этико-философской и этико-педагогической точек зрения смыслообразующие структуры содержит педагогическая антропология И. Канта, способная стать сегодня средством гуманизации целей воспитания и образования. Так, философ полагал, что воспитывать детей следует, имея ввиду идею всеобщего блага и того совершенства, «к которому предназначено человечество и к которому оно имеет все данные» [7, C.452]. В своем варианте трансцендентального обоснования условий познания, принципов определения реального мира и знания о нем философ предлагает качественно новую методику - «выделение личностного начала, наделенного опытом саморефлексии и понимания, чувством вкуса, способностью критического осмысления и аргументации» [8, C.19].

Человек в философии Канта - это «цель самое по себе», именно причастность к ноуменальному, сверхчувственному миру духовных истоков разума и морали снабжает человека достоинством, возвышающим его над всеми прочими существами. Личностное есть то, что возвышает человека над самим собой, делает его существом свободным, нравственным, суверенным. «Человек может свободно располагать своим состоянием (Zustand), но не своей личностью (Person), - пишет он, - ибо он сам есть цель, а не средство» [4, C.123]. «У нас есть причина для небольшого мнения о своей личности, но в отношении нашей человечности нам следует быть высокого мнения» [4, C.127].

Человеческая личность имеет абсолютную ценность в связи с наличием у нее самосознания (трансцендентальное единство апперцепции), выделяющего человека из мира вещей и неразумных животных, а также вследствие своей принадлежности, причастности к человеческому роду, к всеобщности, к «идее человечности». Именно эта причастность к человечеству и выводит личность на принципы категорического императива. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеческому и в своем лице и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству», - гласит знаменитая максима И. Канта [К. том 4.6, C.104]. Эта возвышенная идея личности показывает, по мысли философа, сущностное назначение человека.

28

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №1/2013

Так же и от педагогики Кант потребовал, по выражению Б.М. Бим-Бада, «обеспечения прироста высших человеческих достоинств» [2]. И, действительно, задачами педагогической науки становятся у немецкого мыслителя разработки таких способов формирования личности, которые позволили бы каждому новому поколению превзойти своим совершенством предшествующее, то есть, педагогика должна служить обеспечению духовно-нравственного прогресса человечества.

С позиций теории гуманизация образования, опора на этико-философский потенциал наследия И. Канта позволяет разработать технологии морально-нравственного воспитания личности, основные принципы реализации которых заключаются в следующем:

- ключевым понятием нравственной культуры является понятие «добродетель», которую можно определить, вслед за И. Кантом, как твердость принципа при соблюдении морального долга;

- базовая этическая категория концепции морально-нравственного воспитания -категория долга, понимаемого как «необходимость [совершения] поступка из уважения к закону» (И. Кант) (моральному закону или категорическому императиву);

- моральное воспитание - это самовоспитание, задача педагогики - помощь личности в ее объективации морального чувства в себе, способствование ее самораскрытию и самопознанию. Личность, высшая форма организации индивидуума вслед за биологической и социальной, - это уважение к моральному закону, следование принципам добра. Моральное воспитание развивает в человеке моральные задатки;

- формирование моральной культуры личности имеет целью выработку характера, способного действовать в соответствии с нравственными принципами и нормами морали;

- моральная культура предполагает развитие 4-х аспектов - осознание морального долга, развитие правдивости, коммуникабельности, религиозное воспитание;

- смысл морального воспитания заключается в «культивации совести». Важным звеном в формировании моральной культуры личности является осуществление ею долга самосовершенствования, который можно трактовать как стремление к собственному совершенству и счастью других людей («Быть полезным звеном мира есть долг человека перед самим собой» (И. Кант));

- формирование нравственной сферы сознания обучаемых, способствующее обретению ими системы оценки морали, этических категорий и ценностей, нравственных поступков личности («понятие моральности» Канта) базируется на построении личностной «Я-концепции». Основные принципы построения этической «Я-концепции» - привить уважение к долгу, добиться осознания этических обязанностей перед собой. Добродетель мыслится «моральной способностью свободного самопринуждения» (И. Кант);

- исходный пункт обязанностей личности перед самой собой - осознание принципа - свобода человека заключается в самоуважении личности;

-важный принцип нравственного воспитания - воспитать в самой личности ответственность перед собой, семьей, человечеством- базируется на уважении к моральному долгу. Задача педагогики здесь - помочь человеку научиться господствовать над своей инстинктивно-чувственной сферой, помочь воспитуемому освободиться от страстей. «Дикость человека необходимо смягчать из-за его влечения к свободе» [7, C.446 - 447];

- воспитывать уважение к другим, принимая в расчет тот факт, что в основе коммуникативной культуры личности, как части ее нравственной культуры, лежит этическая

29

ISNN 1029-3388

составляющая. («В системе природы человек... — незначительное существо,... Человечество в его лице есть объект уважения, которого он может требовать от каждого» [6, С.373]);

- формировать навыки личностной рефлексии: а) интеллектуальное самовоспитание, самоосвобождение посредством знания - насущная педагогическая задача; b) развивать в ребенке «умение ценить поступки и дела, а не слова и эмоции»;

- способствовать формированию у обучающихся представления о любви и благорасположении как о нравственном долге (нравственная заповедь И. Канта «благотворения из чувства долга»);

- нравственное совершенствование личности становится возможным лишь при условии «окультуривания» человека, т.е., действенной, активной рецепции им культурных ценностей. (Развитое чувство возвышенного и прекрасного побуждает личность применять по назначению свои интеллектуальные качества);

- развивать творческое взаимодействие преподавателя с личностью обучаемого (педагогическая деятельность есть нравственная деятельность).

Методы и средства нравственного воспитания (общеметодические рекомендации).

Воспитание - это искусство, в процессе воспитания педагоги должны руководствоваться его конечной целью - «... развивать человеческую природу так, чтобы она достигала совершенства» (И. Кант); дети должны воспитываться для «идеи человечества».

Основа метода: 1. Постоянное развитие добрых задатков личности, их непрерывная культивация, начиная с самого раннего возраста (семейное воспитание).

2. Возрастная корреляция - каждому возрасту соответствует свой стиль воспитания.

3. Воспитание должно основываться на принципах и осуществляться по определенному плану, но в тоже время - содержать известный элемент спонтанности.

4. При воспитании характера первейшей задачей становится помощь воспитуемо-му в достижении духовного господства над аффектами и страстями («Если хотят воспитать хороший характер, то сначала нужно освободить его от страстей» [7, C.491]).

5.. Для воспитания морального образа мыслей и добродетельного поведения недостаточно одной теории - в целях самопознания и укрепления силы духа воспитаннику необходимо пройти практическую школу этики.

6. В деле морально-нравственного воспитания важны образ и пример учителя, который Кант называл «экспериментальным (техническим) средством воспитания добродетели», т.к. в подражании вырабатывается «механизм образа чувствования» обучающегося.

7. «Дело цивилизовании» или «окультуривания» человека в историческом измерении должен завершить не один человек, а весь человеческий род, только всемирная цепь рефлексий выведет его на высокие морально-этические рубежи.

Средства воспитания

1. Языковое воспитание - активизация вербального компонента в воспитании ребенка, в том числе - путем приобщения ребенка к словесному народному творчеству и языковой культуре.

2. Трудовое воспитание. Приобщение ребенка к труду в период школьного обучения является мощным импульсом для саморазвития.

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №1/2013

3. Использование игры как средства построения коллективных отношений и коллективного воспитания; необходимо требовать от содержания детских игр также развития разума ребенка, его общих способностей, физической и эмоциональной сфер.

4. Приобщение обучающегося к национальной культуре и национальным традициям как важное воспитательное средство. (Данными средствами достигается позитивный эмоционально-психологический настрой, личностная стабильность («жизнерадостность и незлобивость, ровное расположение духа» (И. Кант)).

Остановимся подробнее на некоторых положениях. Один из постулатов гуманизации образования сконцентрирован вокруг принципа самостоятельности обучаемого: «Технологии обучения должны быть переориентированы с технологии обучения на технологии самообучения и самовоспитания», - справедливо указывает М.Н. Берулава [1, С. 180].

В трактате «О педагогике» И. Кант настойчиво проводит мысль о значимости для развития детей принципа самостоятельности, который актуален уже в раннем детском возрасте. «Так, например, было бы вполне возможно, чтобы ребенок сам учился писать» [7, C.466]. Как это возможно? Вот что в этой связи предлагает философ: если ребенок попросит хлеб, можно спросить его: «А можешь ты нарисовать хлеб?». Ребенок, по всей вероятности, нарисует овальную фигуру, размышляет он. Далее следует указать ему на то, что «все-таки еще неизвестно», что эта фигура изображает, на что ребенок попробует «начертить букву «В» и т.д.» (Brot) (русскую «X»), «таким путем со временем ребенок изобретет свой собственный алфавит, который потом ему придется только переменить на другие знаки» [7, C.466-467]. С нашей точки зрения, подобные эксперименты оправдывают себя -именно так воспитанник начинает понимать себя субъектом жизненно важного процесса творчества.

В области этики и морали Кант также устанавливает очень существенное, с педагогической точки зрения, положение: «Следует стремиться, - пишет он, - чтобы питомец поступал хорошо, исходя из собственных принципов», а принципы, убежден философ, должны рождаться в самом человеке [7, C.479]. Кант, как уникальный в своем роде педагог-практик, постоянно акцентирует наше внимание на значениях: «сам», «самостоятельно», «делает сам», настаивая, что именно путем создания педагогических условий для саморазвития личности, мы сможем добиться прироста ее духовно-нравственной культуры.

На принцип самостоятельности в познании следует опираться, согласно Канту, стремясь развить также интеллектуальную сферу обучаемых. Анализируя его педагогическую деятельность, мы приходим к выводу, что на занятиях философ учил студентов не мыслям, но мыслить: сначала помогал укрепиться рассудку, ведя его от опыта к суждениям, через них - к понятиям, затем - к исследованию причин и следствий с помощью разума. Свою задачу И. Кант, как университетский преподаватель, видел прежде всего в том, чтобы научить студентов мыслить. «Его лекции носили характер приятной беседы, - вспоминал о своем учителе один из самых талантливых учеников Канта, И.Г. Гердер. -Он говорил о каком-нибудь авторе, но думал за него сам, развивая дальше его мысли.. Его философия пробуждала самостоятельную мысль, и я не могу себе представить более действенного средства для этого, чем его лекции; его мысли рождались на ваших глазах, и нужно было развивать их дальше; он не признавал никаких назиданий, диктовки, догм» [3, C.57]. Как видно, философ пользуется методом сократического диалога, его собственные мысли выступают в качестве побуждения аудитории к размышлению, они активи-

31

ISNN 1029-3388

зируют мысль обучаемых, направляя ее на поиски истины. Сам Кант любил повторять, что он учит не философии, а философствовать, свидетельствует Гулыга [3, C.85].

Задачу интеллектуального самовоспитания И. Кант тесным образом увязывает с самовоспитанием морально-нравственным. Так, развитие способности к логическому мышлению (грамотные операции с понятиями, суждениями, умозаключениями, анализ причин и следствий) формируется, во-многом, параллельно с совершенствованием нравственно-оценочной сферы сознания и самим процессом своего формирования влияет на развитие творческих способностей обучаемых, интеллектуальное самовоспитание осуществляется более активно.

Из логики теории познания И. Канта, а также этико-философской части его наследия следует, что три уровня разума человека (как и человечества в целом), критический, практический и универсальный, должны развиваться и параллельно, и пропорционально. При этом, определяющим принципом уровня критического разума, соответствующего, в логике рассуждений Канта, развитию индивидуального интеллекта личности, становится принцип - «думать самому». Развитие способности к анализу причин и следствий закономерным образом выводит индивидуума на уровень практического разума (он же - моральный разум), где главенствует требование «мыслить себя на месте другого». На данном этапе личность не только познает истину, осмысляет универсальные этические категории, но и развивает свои творческие способности. На уровне универсального разума, что соответствует в теории обоснования морали Канта этапу абсолютной нравственности, личность, реализуя свой природный потенциал, руководствуется принципом «мыслить в согласии с самим собой». Это - этап формирования личностных ценностей, установок, идеалов, обретения критерия для измерения качества и значимости знаний, интеллектуального самовоспитания.

Данная схема во многом определяет теоретические основы педагогической технологии морально-нравственного воспитания обучаемых. В педагогическом процессе, таким образом, данные компоненты теории и практики обучения и воспитания должны быть неразрывно связаны.

Личность, совершенствующая навыки самостоятельного познания и творчества, по мысли Канта, оказывается на более высоком уровне развития - морального самопознания и этической саморефлексии. Создание педагогических условий для формирования у обучающегося «внутреннего локуса контроля», ориентации в поведении на «собственные этические нормы и установки» становится сегодня одной из педагогических целей в рамках процесса гуманизации образования [1, C. 181].

С нашей точки зрения, одной из важнейших педагогических задач становится сегодня побуждение обучаемых к рефлексивным самопознанию, самоанализу и саморегуляции с конструктивной направленностью, содействие в развитии этической рефлексии индивидуума. Данные меры будут способствовать выработке продуктивной стратегии личностной активности, совершенствованию нравственно-ценностной сферы сознания обучаемых. Этика Канта может выступить в этой связи ценностью, порождающей личностные смыслы и формирующей мотивы деятельности участников образовательного процесса, в то время как его педагогические взгляды призваны активизировать, прежде всего, этико-еоспитателънуюрефлексию учителей и педагогов.

Педагогическая технология морально-нравственного воспитания обучаемых, базирующаяся на этико-педагогических и этико-философских воззрениях И. Канта, скон-

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №1/2013

центрирована вокруг принципов самостоятельности в обучении и воспитании, параллельного и взаимоопределяющего развития способностей, интеллектуальных качеств обучающихся и нравственной сферы их сознания, вбирает в себя педагогические установки философа: саморазвитие и самореализация индивидуума, пробуждение, активизация и совершенствование конструктивной личностной и педагогической рефлексии. Смысловая соотнесенность этапов и стилей учебной деятельности со звеньями логической триады И. Канта - «критический разум - практический разум - универсальный разум» - открывает перспективы построения новых педагогических технологий, основанных на балансе воспитательного воздействия и векторов рациональности в рамках системы гуманизации образования.

Библиографический список

1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования - М., Гелиос, 2000.

2. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.

3. Гулыга А.В. Кант. М.: «Молодая гвардия», 2005.

4. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000.

5. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4, 6. М.: ЧОРО, 1994.

6. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6: Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО, 1994.

7. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.

8. Тетюев Л.И. Иммануил Кант и проблемы современной педагогики: трансцендентально-философское обоснование принципов образования и обучения / Л.И. Тетюев // Философия и проблемы современности. Саратов, 2003.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.