Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой ориентации обучающихся - психолого-педагогический подход'

Особенности ценностно-смысловой ориентации обучающихся - психолого-педагогический подход Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ / МОРАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / VALUE AND SEMANTIC ORIENTATION / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / MORAL IMPERATIVE / MORAL DUTIES / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

В статье производится содержательный анализ определяющих категорий этики и философии морали как компонентов ценностно-смысловой сферы обучающихся. Категории нравственного долга, этические обязанности личности перед собой и окружающими рассмотрены с точки зрения их функционирования в образовательной парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of value-semantic orientation of students: psychological-pedagogical approach

The article gives the substantial analysis of the defining categories of moral ethics and philosophy as components of the value and semantic sphere of students. Such categories as a moral duty, ethical duties of the personality on himself and people around are considered in terms of their functioning in an educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой ориентации обучающихся - психолого-педагогический подход»

Пешкова. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 90 с.

6. Круглый стол «Марафон ДПО» // Аккредитация в образовании, 2016.

- №4 (88). - с. 86-88.

7. Круглый стол Марафон ДПО // Аккредитация в образовании, 2016. - №5 (89). - с. 62-63.

8. Образовательный марафон ДПО // Аккредитация в образовании, 2016.

- №8 (92). - с. 58-63.

9. Основой российского образования станет индивидуальное обучение URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=289 [Электронный ресурс] (Дата обращения 20.12.2018)

10. Шестак, Н.В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образо-вание/Шестак Н.В., Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В. - М.: Изд-во СГУ, 2008. - 201 с.

11. Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. - 6 thedition.

- London, NewYork, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. - 378p.

Суслова И.Б.

особенности цЕнностно-смысловой

ОРИЕНТАЦИИ обучающихся -психолого-педагогический Подход

В настоящее время выпускники вузов, овладев узкопрофессиональными компетенциями, не имеют достаточного представления о нравственно-этической сфере сознания человека, о духовных ценностях, лежащих, в том числе, в основе профессиональной этики. В результате такого подхода образовательная парадигма выпускает специалистов, имеющих расплывчатые представления об этике и духовно-нравственной культуре личности, об общедуховных ценностях социума, о нормах нравственного взаимодействия между людьми. Духовная культура современников скудеет, нравственная сфера обесценивается, отношения между людьми становятся более агрессивными и ожесточенными. Как следствие общество разобщается, распадаются корневые нравственные связи между его членами, что чревато общественными катаклизмами.

Ценности и смыслы являются наиболее значимыми составляющими Я-кон-цепта. От развития Я-концепта зависит, в свою очередь, успешность личности в профессиональной деятельности. Ценностно-смысловая сфера сознания личности предполагает постановку таких вопросов, как: «Кто я? Каковы мои основные жизненные цели, мотивы, потребности? В чем мои ценности, критерии оценки поведения и личностных качеств окружающих?».

Ценностные установки общества поменялись, что отразилось, в первую очередь, на образовательной и воспитательной среде. В самом деле - кого сейчас интересуют идеалы товарищества, моральные ценности коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи? Они не вписываются в категориальный ряд ценностей индивидуализма, характерных для рыночной экономики - ценностей личного успеха, свободы, идеологии потребительства и гедонизма.

Как в реалиях современного образовательного процесса придать должную направленность процессу духовно-нравственного саморазвития студентов, скорректировать их ценностно-смысловую ориентацию? В современной педагогической психологии не содержится четкого ответа на данные вопросы. Напротив, здесь зачастую встречаются упрощенные, клишированные подходы. Так, для успешной учебной и профессиональной деятельности предписывается формировать «оптимальный тип личности студента». Но на это была нацелена советская воспитательная программа. «Оптимальный» тип личности студента -это философски и этически недопустимое построение, в первую очередь, с точки зрения гуманистических ценностей, в реалиях строящегося демократического общества. Тем более никак не встраивается в данный ценностно-смысловой ряд предписание формирования такой личности. На наш взгляд, психолого-педагогическому сообществу в настоящее время следует не формировать «оптимальный» тип личности студента, а содержательно и методически оптимизировать процесс психолого-педагогического сопровождения этического саморазвития обучающихся, их ценностно-смысловой ориентации.

На необходимость духовно-нравственного просвещения молодежи указывали не только известные отечественные философы, педагоги, представители культуры, служители искусства, общественные деятели - традиция этического воспитания в идеалах гуманизма имеет давнюю историю и уходит корнями в глубокое прошлое российского государства и его этносов. Так, на необходимость нравственного воспитания указывал еще М.В. Ломоносов, например, в предписании «Об исправлении нравов и о большем народа просвещении». Он отмечал качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие, выделяя при этом нравственные пороки: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, «самохвальство» и др. И сегодня для нас бесспорным является утверждение - в процессе своего формирования и приобретения профессиональных компетенций личность нуждается в духовно-нравственном просвещении и этическом воспитании. В этих целях приведем определения ключевых составляющих духовно-нравственной парадигмы сознания личности.

Нравственность - это совокупность качеств, принципов и убеждений лично-

сти, влияющих на ее морально обусловленное поведение и образ мыслей, то есть, на поведение, которое соотносится с принятыми в обществе представлениями о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о добре и зле. В широком смысле нравственность - это этико-философская категория, подразумевающая морально обусловленное поведение индивидуума либо социальной группы.

Являются ли синонимами такие понятия, как нравственность и добро? По большей части, эти понятия имеют общий объем, но здесь присутствуют и содержательные различия. Так, нравственность предполагает, в первую очередь, исполнение нравственного долга, что не обязательно должно быть добрым само по себе (выполнение каких-либо обязательств, соблюдение договорных условий и проч.). Так, если кто-то вернул вовремя позаимствованную им книгу, то нельзя сказать, что он совершил добрый поступок, но то, что он поступил нравственно, в соответствии с нормами морали, не вызывает сомнения. Безусловно, понятие «добро» шире понятия «нравственность»: добро - это философская категория, указывающая на такие бытийственные характеристики и признаки явления, процесса или субъекта, как благо, созидание, приумножение, творчество и проч. Нравственность же как понятие выражает конкретику мыслительной и поведенческой активности человека. Однако добро - ключевой содержательный компонент в понятии нравственность: нравственно то, что, прежде всего, противоположно злу, злому поступку, побуждению, образу мыслей и т.д.

В классической этике со времен Аристотеля существует традиция разделения, часто - противопоставления разума и чувства. Однако сегодня представляется целесообразным избегать такого жесткого разграничения и выделять дух человека и его инстинктивные проявления, сопряженные также с эмоциональной сферой личности. В самом деле, в человеке настолько соединено воедино разумное и чувственно-эмоциональное начала, что отделить их друг от друга, даже чисто умозрительно, не представляется возможным. Так, если человек испытывает чувство просветленной радости от созерцания произведения искусства, от научного открытия, мы убеждены, что это духовное проявление и в данном случае «дух властвует» над чувствами и инстинктами человека. В случае же если человек предается низменной радости от факта удовлетворения своих инстинктивных или порочных наклонностей, правильнее считать, что его дух подпал под власть низких, инстинктивных, может даже темных начал. Однако же человек в этом случае не перестал существовать как homo sapiens, как носитель разумного, духовного начала. Разницу мы усматриваем в степени одухотворенности, духовной «пробужденности» личности.

В продолжение данного рассуждения стоит вспомнить русскую духовную традицию, где разум, разумное начало в человеке, то есть его дух ассоциирован с нравственностью, нравственными проявлениями личности. Поступать разумно здесь означает поступать в соответствии с нравственными принципами и предписаниями морали. Однако духовное начало имеет свою эмоциональную составляющую - просветленные, возвышенные, благородные чувства: чувство любви, благодарности, сострадательность, радость прозрения, открытия, чувство твор-

ческого вдохновения - перечень можно продолжить. Эмоции тесно переплетены с разумом человека, разделять их можно лишь формально и для практического удобства конкретных наук, когда речь идет, например, об эмоциональном интеллекте, аффективных проявлениях и т.д.

С другой стороны, допустимой нам представляется следующая оппозиция. Иммануил Кант разделял нравственное чувство (он называл его «чувством моего существования») и предписания разума следовать нравственному долгу (категорический императив). Нравственное или моральное чувство, соприсуще человеку с момента рождения как виду, однако оно по-разному развивается в каждом конкретном случае, в зависимости от условий жизни, воспитания, индивидуальных склонностей, духовного и практического опыта личности. Вследствие этого мы слышим столь различные суждения о людях: совестливый человек, «душа-человек», человек «большого сердца», человек с «ангельской душой», или же, наоборот, в случае, когда это чувство неразвито - бессовестный, непорядочный, низкий, подлый человек, «пройдоха» и проч. Знания о моральных ценностях, этических нормах, нравственных принципах, добродетелях необходимо современным обучающимся, т.к. они помогают не только объективировать и развить моральное чувство, изначально присущее личности человека, но и сформировать полноценную базу представлений об этике и морали, а следовательно - ценностно-смысловую ориентацию личности.

Если мораль - это социальный институт норм взаимоотношений между людьми, закрепленный законодательно, то нравственность - комплексная характеристика духовных качеств личности, касающихся ее отношений к категориям добро-зло, хорошее-плохое. Под этикой вслед за традиционным научным толкованием данного понятия будем понимать здесь науку, изучающую сферу нравственности и морали.

Нравственность начинается с обязанностей личности перед собой, на что указывал еще И. Кант (по его словам, обязанности человека перед самим собой относятся к первейшим нравственным обязанностям человека). Конечно, мы можем сказать об одном из подобных проявлений личности, что это аморальный поступок либо помысел, но точно также его можно назвать и безнравственным -данные понятия часто выступают как синонимы.

Что же является нравственным долгом личности, каковы ее моральные обязанности по отношению к себе и к другим? Что такое добродетель и какие добродетели следует выделить и совершенствовать в процессе духовного саморазвития? Первостепенный моральный долг личности, на наш взгляд - долг бережного отношения к своей жизни. Данная истина зачастую скрыта от современных обучающихся - сегодня массовая культура, потребительский уклад жизни и ценности индивидуализма предлагают молодому человеку распять себя на страстях и пороках современного общества. В то время как советская идеология предписывала забыть себя в деле коллективизма, растворив личное в общественном, пожертвовать собой в пользу блага общественного. Однако сегодня нравственное учение в чистом виде, нравственность в ее первичной онтологической ипостаси

оказалась в стороне от духовных чаяний современников.

И. Кант говорил в этой связи о долге самосохранения (что, безусловно, отличается от одноименного инстинкта). Бережное отношение к себе правильно понимать как заботу о духовном и телесном, физическом началах человеческой природы. В силу известной кантовской максимы о тесной взаимоувязке отношения человека к себе и отношения мира к нему, бинарности нравственной жизни личности, бережное, заботливое отношение к себе экстраполируется ей во внешний мир (относись к другому так же, какое отношение ты хотел бы получить от него в свой адрес). Но в данном вопросе с самого начала следует разграничить два аспекта: внимание к себе как к разумному существу, носителю духовного начала означает проявить, развить и обогатить свой дух. И это предписание отнюдь не означает потакание личностному эгоизму, личностным недостаткам и порокам. Точно также забота о своем физическом здоровье не означает изнеживание и развращение тела, либо бездумное следование псевдооздоровительным практикам, экстремальным видам физической активности. Современный человек должен разобраться в обширном информационном потоке, касающемся правил здорового образа жизни.

Но обязанность бережного отношения к своей жизни не противоречит исполнению морального долга, связанного с риском для жизни. Образчики классической этики требуют от нас при совершении поступка руководствоваться более веским моральным основанием: так, если моральный, человеческий или профессиональный долг повелевает рисковать жизнью во имя благих целей (защита Отечества, работа спасателей в чрезвычайных ситуациях, помощь другим, связанная с риском для собственной жизни), то мы должны без раздумий исполнить его. Как видно, данное предписание напрямую связано с христианской этикой и логически выводится из заповедей вероучения.

Этика, в силу своей специфики, нередко имеет дело с видимыми логическими парадоксами, которые, по сути, таковыми не являются. Приведем примеры некоторых постулатов. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого (какая же это свобода, если она имеет ограничения и заканчивается?). Свобода есть следование моральному долгу (как можно совместить понятия «свобода» и «долг»?). Служение ближнему есть лучшая забота о себе, но: чтобы быть полезным другому, научись быть полезным себе. Солги человеку или сокрой от него правду, если это спасет ему жизнь. Отдай то, что принадлежит тебе, и будешь иметь гораздо больше. Мы не намереваемся здесь раскрывать религиозный смысл данных изречений, однако их этико-философское содержание раскрыто выдающимися философами-моралистами прошлого.

Следующий по значимости моральный долг человека перед самим собой -долг саморазвития и самосовершенствования, развития своих интеллектуальных способностей, раскрытие творческого потенциала. Человек должен с вниманием относиться к своим интеллектуальным качествам и иным способностям, развивать их посредством обучения, познания, овладения профессиональными знаниями и навыками, творческими видами деятельности. Самопознание помогает личности

искоренить пороки самолюбия, полагал И. Кант. В логике рассуждений философа человек не имеет права позволять «ржаветь» своим природным задаткам, так как это есть нарушение принципа природной целесообразности мироздания. Самореализацию можно считать в этой связи способом осуществления человеком его миссии.

Тесным образом долг саморазвития связан с долгом обеспечения своего счастья. Человек не должен быть пассивным и бездейственным в отношении обстоятельств своей жизни и ее содержательного наполнения - напротив, необходимо выбирать те виды деятельности и тот образ жизни, которые приносят личности наибольшее удовлетворение.

На наш взгляд, знание о моральных заповедях выступает сегодня в качестве духовно-нравственной ценности образовательной парадигмы, и активизация их на уровне философии и содержания образования имеет большую социальную значимость. Так, обучающимся следует иметь представление не только о моральных обязанностях личности по отношению к себе, но и о ее обязанностях по отношению к окружающим. Отправная точка обязанностей человека перед другими людьми - это осознание факта наличия таких обязанностей. Знание о том, какими мы должны быть по отношению к окружающим этически и социально значимо, оно является ориентиром нашего существования в обществе.

Все добродетели индивида, исходящие из внутренней, морально обусловленной воли, представляют собой духовно-нравственные ценности, призванные лечь в основу ценностно-смысловой ориентации обучающихся. В качестве таковой выступает воля внутреннего благорасположения к людям. И поскольку принцип благосклонного, доброго отношения к окружающим, милосердия, любви и сострадания, имеет силу всеобщего закона природы (недаром он прописан во всех мировых религиях), мы должны соотносить наши чувства с этим постулатом. Моральный катехизис запрещает человеку пестовать в своей душе злобу и ненависть к другим, предписывает ему бороться с недобрыми побуждениями в адрес окружающих посредством размышления, саморефлексии, религиозных мер (молитва, пост, покаяние и проч.). Подобные устремления означают преодоление эгоизма, выход на новый, более совершенный уровень личностного развития, содействие своему личному моральному и духовному благу.

логическим продолжением данного принципа является содействие благополучию и счастью других: забота о себе должна сочетаться с заботой об окружающих, эти два подхода должны гармонировать между собой. Исходя из постулатов классической этики, мы должны содействовать моральному благополучию других в той степени, в которым определяем возможным для себя. В противоположном случае человек впадает в крайность индивидуализма, либо - пренебрегает своими интересами, служа другому, что также нарушает гармонию принципов этики. Долг человека заключается также в «оказании благодеяний», где это только возможно, совершать добрые, благие поступки.

Современный вуз сейчас - это динамичное многопрофильное, многоуровневое заведение, предоставляющее разнообразные образовательные услуги, кото-

рое не преследует целью привить студентам такие ценности и идеалы, как быть начитанным, культурным, высоконравственным человеком. Оно освобождено от этой функции, но наш взгляд - ошибочно: на смену идейному воспитанию советского общества в духе строителей коммунизма пришло отсутствие какого-либо воспитания и идеологии как таковой. Для того, чтобы обогатить и развить ценностно-смысловую сферу студентов, необходимо активизировать в их сознании этические концепты и категории, заповеди классической этики, постулаты философии морали. Современные обучающиеся должны иметь четкие представления о парадигме духовно-нравственных ценностей, осмысленно относиться к понятиям и определениям данного контента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Ю. Н. Типы личности студентов в современных условиях высшего образования России. Автореф. дисс. канд. психол. Наук. Ярославль. 2007.

2. Берулава М. Н. Тенденции развития современного образования (методологический аспект). В сб.: Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов. Международный инновационный университет. Сочи. 2016. С. 22-27.

3. Жупник О. Н. Тренды ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Симферополь. 2018.

4. Суслова И.Б. Аксиологический аспект философии современного образования. В сб.: Современные научные достижения в гуманитарной и технической сферах Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Яковлевой-Чернышевой. Сочи. 2018. С. 20-26.

5. Шнуренко Т. И. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Курск. 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.