Научная статья на тему 'Этико-педагогические аспекты нравственного учения В. С. Соловьева'

Этико-педагогические аспекты нравственного учения В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / МОРАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ / MORAL DIGNITY OF THE INDIVIDUAL / МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / MORAL LAW / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

В статье рассматриваются актуальные для этико-педагогической мысли современности идеи нравственной философии известного русского мыслителя Вл. Соловьева в их соотнесении с аспектами этики великого немецкого философа И. Канта. В рамках смыслового поля этики и философии образования автор акцентирует свое внимание на концептах, близких отечественной духовной традиции любовь как способ преодоления личностного эгоизма, человек как орган всеединой жизни, нравственный разум и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF V.S. SOLOVYOV’S MORAL TEACHING

The article considers the ideas of the ethical philosophy of the well-known Russian thinker Vl. Solovyov in their correlation with the aspects of ethics of the great German philosopher I. Kant. In the framework of the semantic field of ethics and philosophy of education, the author focuses his attention on concepts that are close to the national spiritual tradition love as a way of overcoming personal egoism, man as an organ of universal life, moral reason and others.

Текст научной работы на тему «Этико-педагогические аспекты нравственного учения В. С. Соловьева»

спорта. Многие студенты университета стали чемпионами мира, Европы, России.

Приоритетной целью образовательного процесса в университете является формирование у обучающихся механизмов самообучения, самовоспитания и саморазвития, для чего в процессе тренингов формируются продуктивные, поведенческие, коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные паттерны психической активности.

Подводя итоги прошедших 20 лет плодотворной работы, МИУ с уверенностью смотрит в завтрашний день. Программа развития Международного инновационного университета на период до 2020 года направлена на строительство и развитие университета нового типа в системе высшего образования Российской Федерации. В течение обозначенного периода университету предстоит достичь передового уровня преподавания и научных исследований в гуманитарной сфере, стать интеллектуальным центром экономического и социального развития России, способствовать повышению конкурентоспособности экономики и образования страны в целом.

Суслова И.Б.

этико-педагогические аспекты

нравственного учения в.с. Соловьева

Современное человеческое сообщество переживает кризис этики, общественной морали, руководствуясь идеалами индивидуализма, прагматизма, частной материальной выгоды и личного преуспеяния. Данный кризис поразил все сферы современного общества - от морали отдельных индивидуумов и малых социальных групп до политической сферы жизни всего планетарного социума. Подтверждение тому - непрерывные жестокие войны и срежиссированные региональные революции последних лет, активно проводящаяся политика двойных стандартов, ставшее нормой западной жизни извращение морали, небывалый уровень подверженности сознания масс и целых наций манипулированию с заданными игроками мировой политики целями, далекими не только от какой-либо этики и морали, но и противоречащими разуму и историческому опыту человечества.

В нашей стране национальная идея только зарождается и обретает различимые очертания. Это, прежде всего - идея сплочения нации вокруг идеалов добра и справедливости, любви и созидательного отношения к своей стране, миролюбивой и созидательной внешней политики на основаниях подлинного партнерства и творческого взаимодействия. В условиях, когда мы наблюдаем несомненное оживление молодежной инициативы в сферах общественной жиз-

ни, науки, культуры, политики, важно осуществить педагогическую поддержку обучающимся, укрепив в них пробуждающиеся основы духовно-нравственного и гражданского самосознания.

По мере осмысления процесса потери современным обществом нравственных ориентиров, разрастания идеологического и духовного вакуума, в котором оказались поколения молодежи нашей страны 90-х-начала 2000-х гг., все более возрастает убеждение в неумении представителей интеллектуальной сферы и педагогического сообщества правильно использовать огромный гуманистический мировоззренческий потенциал, заложенный в отечественной философии, педагогической мысли и культуре в целом. Мы можем говорить сегодня даже о забвении национальной философской гуманистической традиции. Пласты оригинального, подлинно национального философского наследия остаются нетронутыми, оставаясь по-прежнему достоянием библиотек и книгохранилищ. Все приобщение к этой сокровищнице знаний сводится к спецкурсам узкого круга студентов философских факультетов. Остальным обучающимся данный раздел либо не освещается вовсе, либо освещается бегло в курсе общей философии.

А между тем, оригинальное отечественное учение о сущности человека, его духовно-нравственной природе, природе его разума, о месте человека в космическом целом, о жизненной связи всех живых существ на Земле и о законах этого взаимодействия, разработанное русскими религиозными философами, такими, как Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, С. Франк, А. Ф. Лосев, П. Флоренский, русскими философами-космистами - Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др. - этот источник духовного знания, этического просвещения, должен быть не только досконально изучен - мы должны сегодня найти ему практическое применение в мировоззрении, способе познания, образцах и нормах не только индивидуально-личностной, но и общественной морали, педагогической рефлексии и нормотворчества.

В этой связи приобщение студентов к философской мысли великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева помогает осознать основы духовной природы человека как существа нравственного, ощутить свою связь не только с со своим родом, этносом, но и со всем человечеством, пробудить нравственные основания сознания личности. Глубина содержания идей мыслителя полнее раскрывается в соотнесении их с идеями моральной философии и этико-педагоги-ческого учения выдающегося немецкого философа Иммануила Канта - не только в силу их созвучности, но и - специфики отображения мыслителями отдельных разделов этики и философии. Данный духовный и научный потенциал, как видится нам, может и должен быть задействован в учебном процессе двояким образом - как материал для изучения, а также - в педагогической этике, гносеологии и методологии.

Основания нравственной философии Вл. Соловьев, как и И. Кант, справедливо усматривает в разумной природе человека. «Безотносительное достоинство человека состоит в несомненно присущей ему абсолютной форме (образе) разумного сознания», - пишет Вл. Соловьев [6]. Не в обладании крупной суммой денег,

акций компании, брендовыми вещами или машинами дорогих марок, как часто ошибочно полагают многие современники. Это достоинство даже не является следствием обладания должностями, степенями и званиями, карьерными успехами, не вытекает из ловкости ума, посредством которой идивидууму удалось заполучить материальные блага или доступ к благосостоянию. И даже успехи личности в науке и творчестве являются лишь следствием этого присущего человеку достоинства, а именно - способности воспринимать и отображать самого себя как существа разумного, наделенного двойственной природой (животной и духовной, в терминологии В. Соловьева), способности к духовно-нравственной рефлексии и нравственно обусловленному поведению.

Это качество объединяет нас, по мысли И. Канта, с остальным человечеством. «У нас есть причина для небольшого мнения о своей личности, но в отношении нашей человечности нам следует быть высокого мнения», - замечает философ [2, С.127]. Итак, «безотносительное достоинство» (Вл. Соловьев) или «абсолютная ценность» (по И. Канту) человека коренятся в наличии у него самосознания, что выделяет его из мира природы и неживых вещей, и объединяет его со всем человеческим родом, говорит о принадлежности к всеобщности, к «идее человечности». Именно идея причастности человечеству позволяет философу сформулировать принципы категорического императива. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеческому и в своем лице и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2, С.104].

«В человечестве, напротив, чрез повышенное индивидуальное сознание, религиозное и научное, прогрессирует сознание всеобщее. Индивидуальный ум здесь есть не только орган личной жизни, но также орган воспоминания и гадания для всего человечества и даже для всей природы», - утверждает русский философ.

Как видно из исторического и современного геополитического процесса, все разобщающие и разъединяющие тенденции имеют целью создание «образа врага» и приводят к ужасающим негативным последствиям, в философии и религии характеризуемым как зло - войны, распри, терроризм, угнетение, истребление и проч. В то время как тенденции к поиску общих оснований для мирного взаимодействия - наоборот, приумножают мировое благо. Человек как орган всеединой жизни - этот постулат моральной философии Вл. Соловьева достоин того, чтобы быть воспринятым современниками, более того, он обретает сегодня особую актуальность ввиду усиления разобщающих интенций современного мира. «Вся истина - положительное единство всего, - пишет он, - изначала заложена в живом сознании человека и постепенно осуществляется в жизни человечества...», «... человек, оставаясь самим собою, может постигать и осуществлять всю беспредельную полноту бытия, стать «сознательным самостоятельным органом всемирной жизни», «живым отражением абсолютного целого» [6].

Прагматизм современных обучающихся - несомненно, положительное качество, однако, он не должен реализовываться, вытесняя собой все векторы саморазвития и духовного роста личности. Объективация в сознании универсальных, всеобщих связей, законов природы, философии и познания активизирует

процесс мышления, обогатит духовную сферу студентов. По нашим наблюдениям, современные обучающиеся стали более восприимчивыми и открытыми к информации, чем их сверстники 80-х или 90-х гг. Свою роль здесь сыграло, безусловно, и Интернет-пространство с его впечатляющим эмоционально-образным видеорядом и воздействие всего информационного потока в целом. Не прошли бесследно и популярные «реалити-шоу», где каждый может легко ощутить себя на месте участника событий. Сознание молодежи находится в «расторможенном» состоянии, как бы в предвкушении интересных, ярких впечатлений, эмоций и идей, оно готово мгновенно «примерить на себя» идеи, события и прочую информацию. Так, рассказывая о творчестве любого деятеля науки, можно обнаружить, что обучающиеся уже ощущают себя «внутри» этой информации, они готовы тут же выступить с критикой или одобрением излагаемых идей, как будто речь идет непосредственно об их повседневной жизни, и данный ученый 19-го, 18-го или более ранних эпох - лицо, с которым они лично знакомы и сталкиваются ежедневно. Эта способность к «снятию дистанции» между постигаемым умозрительным объектом и собственным разумом, личностью, живость и непосредственность восприятия имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, таких реципиентов легко можно «зажечь» и увлечь подлинными ценностями - будь то философия, наука или искусство, но с другой - они подвержены и увлечению «информационным мусором», дешевыми преходящими новомодными тенденциями (спинеры, реп-батлы, сленг и проч.), не говоря уже о рисках и опасных увлечениях молодежи.

Учитывая данные особенности развития сознания современных обучающихся, представляется целесообразным и необходимым ознакомить их с антропологией таких светил философии, как Вл. Соловьев и И. Кант., с этапами становления сознания человека, пробуждения и дальнейшего статуирования в нем нравственного чувства, оформления общественной этики и морали.

Когда мы говорим о деградации духовно-нравственной сферы современного общества, мы подразумеваем откат человечества к уровням животного и даже ниже этого. Ведь в своем первичном чувствовании человек не просветлен, и в этом он подобен животному, говорит нам Вл. Соловьев: «.. .первоначально и непосредственно индивидуальный человек, как и животное, не есть в истине: он находит себя как обособленную частицу всемирного целого, и это свое частичное бытие он утверждает в эгоизме как целое для себя, хочет быть всем в отдельности от всего - вне истины» [6].

К сожалению, российское общество продолжает сталкиваться с процессом «отката» общественной и индивидуальной личностной морали на позиции эгоизма. Это проявляется во все более укореняющейся философии индивидуализма, прагматизма, потребительства, материального обогащения, в разобщенности членов социума, нарушении баланса между коллективными, общими и личными ценностями в сторону ценностей индивидуальных. Этому способствовали объективные причины социально-политического, экономического, психологического, философского характера, но наша задача как педагогов-практиков - объективи-

ровать в сознании молодежи универсальные нравственные категории, укрепляя тем самым этический и духовный фундамент будущего общества. «Ложь и зло эгоизма .состоят в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность», - разъясняет Вл. Соловьев [6]. Он постулирует нравственные основы личности -стыд, жалость и религиозное чувство.

В то же время, научить человека отличать свою истинную индивидуальность от эгоизма - задача не из легких, поскольку, словами русского мыслителя, эгоизм - «сила непрерывно действующая во всех частностях и подробностях нашего существования». Однако это с успехом позволит сделать актуализация идей моральной философии Вл. Соловьева. Так, он поясняет, почему эгоизм означает крах индивидуальности личности: если человек «в своем внутреннем чувстве» ощущает, что «он сам по себе есть все, они сами по себе - ничто» по отношению ко всем окружающим, то, на самом деле, человек не может быть тем, «чем он себя утверждает».

«Человек (вообще и всякий индивидуальный человек в частности), будучи фактически только этим, а не другим, может становиться всем, лишь снимая в своем сознании и жизни ту внутреннюю грань, которая отделяет его от другого. «Этот» может быть «всем» только вместе с другими, лишь вместе с другими может он осуществить свое безусловное значение - стать нераздельною и незаменимою частью всеединого целого, самостоятельным живым и своеобразным органом абсолютной жизни», - размышляет философ [6]. Следовательно, встав на путь разобщения и потворства личностному эгоизму, российский социум неизбежно становится на путь духовно-нравственной и интеллектуальной деградации со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

И. Кант также различает в человеке разумное и животное начало. По его мнению, человеку изначально свойственны три вида задатков: во-первых, «задатки животности человека как живого существа», во-вторых, «задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного» и, в-третьих, «задатки его личности как существа разумного и вместе с тем способного отвечать за свои поступки» [3, С. 96]. Первые два вида задатков, по Канту, легко могут перерасти в пороки - животные - в грубость и «скотские» пороки, второй же вид задатков при чрезмерном развитии могут переродиться в пороки «тайной и открытой враждебности против всех» [2, С.119], проистекающей из духа ревности и соперничества. На этих уровнях мы имеем дело с эгоизмом личности, будь то погоня за низменными удовольствиями, или же - тщеславное и самолюбивое возвышение своей личности над другими в силу развития каких-то качеств и талантов.

И только лишь третьей группе задатков, а именно, задаткам личности, не могут быть привиты злые наклонности, так как их реализация предполагает, по мнению философа, следованию принципам добра: ведь это есть способность личности «воспринимать уважение к моральному закону». И именно в педагогике, как

в науке и искусстве о воспитании, «кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» [2, С.449]. Моральное, или, практическое, воспитание призвано развивать в человеке задатки личности, то есть, моральные задатки на основе уважения к моральному закону.

И если И. Кант намерен преодолевать природный эгоизм и «животные задатки» человеческой природы путем воспитания, то Вл. Соловьев уповает в этом на силу любви. «Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности», - констатирует он [6]. По мысли Соловьева, сила эгоизма до тех пор будет властвовать над человеческим существом, «пока не встретится в человеке с другою живою силою, ей противоположною», и до тех же пор осознание истины всеединства будет для него только «внешним освещением, отблеском чужого света». Любовь понимается философом как внутренняя спасительная сила, способная возвысить, а не упразднить индивидуальность. «.Жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его», - постулирует он нравственный закон [6].

Следует заметить, что русскому менталитету свойственна именно одухотворение и обожествление чувства любви, самым ярким философским отображением этого становятся идеи этики Вл. Соловьева: «Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу» [6]. Думается такое нравственное отношение к чувству любви необходимо прививать современной молодежи.

У И. Канта силой, способной преодолеть человеческий эгоизм, становится нравственный разум или моральный закон, который человек обнаруживает в себе и развивает далее в процессе социализации или воспитания. Сущность человека отображается им двумя онтологическими категориями - разумом и моралью, которые связывают отдельных индивидуумов со всем человеческим родом, с универсумом, с «идеей человечности». Именно добровольное, осознанное подчинение моральному закону, по мысли философа, отличает человека от других разумных существ. «Сознание свободного подчинения воли закону, связанного, однако, с неизбежным принуждением по отношению ко всем склонностям, но лишь со стороны собственного разума, и есть это уважение к закону. Закон, который требует этого уважения и внушает его, и есть, как это видно, моральный закон....», - определяет мыслитель [3, С.248].

Действенного отношения требует от человека также такое возвышенное чувство, как любовь: «.но затем уже дело за нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны», - утверждает Вл. Соловьев. Примечательно, что философ фактически первым в гносеологии, раскрывает смысл данного понятия:

«Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе» [6].

По сути, философы призывают человека к саморефлексии, воспитанию культуры своих чувств. Мы полагаем, что активная позиция по отношению к познанию этических понятий, категорий и ценностей особенно актуальна для современной молодежи, т.к. общество потребления, формируемое сегодня, лишенное одухотворяющих интенций, имеет своей целью не просвещение, окультуривание и духовное развитие его членов, а, напротив, как можно более эффективный сбыт многочисленных товаров, для чего необходим «идеальный потребитель». То есть, человек, погрязший в потреблении и зависящий от него, живущий по принципу «хлеба и зрелищ», не способен подняться над животными и низменными инстинктами.

Однако человек не может попирать свою духовную сущность, свою нравственную природу, т.к. тем самым он наносит ущерб не только себе, но и окружающим - ведь поступательное развитие - один из основополагающих законов мироздания. Этому учит нас не только отечественная культурная традиция, но и -моральная философия наших выдающихся мыслителей. «.Если стыдливость сама по себе есть добро, то разум требует от нас во всяком случае поступать сообразно с нею, именно воздерживаться от всех действий постыдных, т.е. выражающих преобладание низшей природы над высшею, и упражняться в действиях противу-положного характера, - читаем мы у Вл. Соловьева. - Сообразное этому правилу поведение в результате приводит к постоянному самообладанию, к свободе духа и к его власти над материальным бытием, т.е. к состоянию, дающему нам некоторое высшее удовлетворение, или представляющему собою нравственное благо» [7].

Нравственность представляет собой высшее благо и в учении великого немецкого мыслителя. И. Кант настаивает - оценить добродетель, как и другие этические категории, нравственную составляющую поступка либо мотива личности мы не можем, руководствуясь одним лишь моральным чувством - приоритетное значение имеет разум человека, уровень развития нравственно-оценочной сферы его сознания. Возможно, достижение высшего блага не осуществимо отдельной личностью, как на это указывал сам философ, но непрерывное движение всего человечества в направлении обладания им - главная задача морально заданной воли как ипостаси нашего разума. «Осуществление высшего блага в мире есть необходимый объект воли, определяемый моральным законом», - читаем мы [3, С.403]. Обрести высшее благо - конечная цель не только каждой конкретной личности, но и всего человечества в целом, полагал Кант, в этом заключается высший замысел Природы, Бога, Провидения. «Высшее благо есть необходимая высшая цель морально определенной воли, истинный объект практического разума; ...» - пишет И. Кант [3, С.404].

Вл. Соловьев дает нам действенный рецепт обретения Бога и постижения гармонии всеединства. Любовь выступает у философа как средство познания высшего и приобщения к нему: «Этот образ Божий теоретически и отвлеченно

познается нами в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно». Мы должны признать за любовью значение «...видимого восстановления образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности» [6].

Но мысль философа движется дальше - от любви между мужчиной и женщиной к любви христианской, и далее, к своему апофеозу, наивысшему проявлению этого чувства - к любви божественной или - снисканию божественной благодати. Только в религии, на подлинно нравственном основании, возможно объединение всех людей - справедливо замечает он: «.по природе люди чужды и враждебны друг другу, природное человечество никак не представляет собою братства. Если, таким образом, осуществление правды невозможно на почве данных природных условий - в царстве природы, то оно возможно лишь в царстве благодати, то есть на основании нравственного начала как безусловного или божественного» [7].

Данные постулаты Вл. Соловьева чрезвычайно значимы и актуальны в наше время, однако не как призыв к религиозной вере, но как метод самопознания, направление саморазвития человека. Ведь для того, чтобы восторжествовала гармония всеединства, чтобы произошло добровольное объединение всех людей на духовно-нравственных началах, люди должны научиться преодолевать свой природный эгоизм, «сами должны отказаться от своей исключительности, от своего самоутверждения или эгоизма» (Вл. Соловьев).

Подобные в идеи мы находим и у И. Канта - он также пишет о любви как о долге, утверждая понятие нравственного долга на вершине иерархии этических ценностей. (Так, если даже человек нам неприятен внешне, мы должны выказывать к нему благорасположение и проникнуться чувством симпатии). «Самопознание помогает личности искоренить пороки самолюбия» (И. Кант).

Таким образом, этико-философские воззрения Вл. Соловьева и И. Канта вызывают к жизни личностную рефлексию субъекта, активизируют этико-вос-питательную рефлексию педагогов. В рамках этики и философии образования актуально осмысление таких освещенных философами этических категорий, как «всеединство», нравственный разум, моральный долг и др. Особую ценность обретает сегодня этико-философский концепт Вл. Соловьева «человек как орган всеединой жизни», поскольку он позволяет участникам образовательного процесса встать на путь самопознания и обретения подлинных духовно-нравственных ценностей, внести свой вклад в дело гармонизации отношений между людьми, по-новому осмыслить духовные, культурные явления и общественно-политические процессы современности.

Аксиологизации содержания этического образования могут послужить идеи Вл. Соловьева о смысле любви, о чувстве любви как средстве преодоления эгоизма и обретения всеединства. Использование этических постулатов, аспектов его философского наследия позволят включить в содержание современного образования глобально-нравственные ориентиры, которые духовно близки и понятны отечественному реципиенту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. 2013. №4

2. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика. 2000

3. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. 1980

4. Соловьев В.С. Смысл любви. М. Изд-во «Азбука». 2016 г.

5. Соловьев В.С. Оправдание добра. М. Академический проект. 2010 г.

6. Суслова И.Б. Этическое самовоспитание личности в современном образовательном процессе. Монография. Сочи. 2016 г.

7. http://www.vehi.net/soloviev/smysl_lubvi.html

8. http://www.vehi.net/soloviev/chteniya/01.html

Тамочкина О.А.

теоретические и технологические аспекты развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза

Согласно современной парадигме образования обществу необходим компетентный творческий специалист [9, 10]. Это актуализирует проблему развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза. Несмотря на свою безусловную значимость, данная проблема всё же продолжает оставаться недостаточно разработанной.

Практика работы в высшей школе показывает, что часто считается, что вуз обязан оснастить студента необходимыми компетенциями, а развитие творческого потенциала и последующий выход на творческую самореализацию будут происходить сами по себе, за пределами института, в период непосредственной профессиональной деятельности. Позволим себе с этим не согласиться, посколь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.