спорта. Многие студенты университета стали чемпионами мира, Европы, России.
Приоритетной целью образовательного процесса в университете является формирование у обучающихся механизмов самообучения, самовоспитания и саморазвития, для чего в процессе тренингов формируются продуктивные, поведенческие, коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные паттерны психической активности.
Подводя итоги прошедших 20 лет плодотворной работы, МИУ с уверенностью смотрит в завтрашний день. Программа развития Международного инновационного университета на период до 2020 года направлена на строительство и развитие университета нового типа в системе высшего образования Российской Федерации. В течение обозначенного периода университету предстоит достичь передового уровня преподавания и научных исследований в гуманитарной сфере, стать интеллектуальным центром экономического и социального развития России, способствовать повышению конкурентоспособности экономики и образования страны в целом.
Суслова И.Б.
этико-педагогические аспекты
нравственного учения в.с. Соловьева
Современное человеческое сообщество переживает кризис этики, общественной морали, руководствуясь идеалами индивидуализма, прагматизма, частной материальной выгоды и личного преуспеяния. Данный кризис поразил все сферы современного общества - от морали отдельных индивидуумов и малых социальных групп до политической сферы жизни всего планетарного социума. Подтверждение тому - непрерывные жестокие войны и срежиссированные региональные революции последних лет, активно проводящаяся политика двойных стандартов, ставшее нормой западной жизни извращение морали, небывалый уровень подверженности сознания масс и целых наций манипулированию с заданными игроками мировой политики целями, далекими не только от какой-либо этики и морали, но и противоречащими разуму и историческому опыту человечества.
В нашей стране национальная идея только зарождается и обретает различимые очертания. Это, прежде всего - идея сплочения нации вокруг идеалов добра и справедливости, любви и созидательного отношения к своей стране, миролюбивой и созидательной внешней политики на основаниях подлинного партнерства и творческого взаимодействия. В условиях, когда мы наблюдаем несомненное оживление молодежной инициативы в сферах общественной жиз-
ни, науки, культуры, политики, важно осуществить педагогическую поддержку обучающимся, укрепив в них пробуждающиеся основы духовно-нравственного и гражданского самосознания.
По мере осмысления процесса потери современным обществом нравственных ориентиров, разрастания идеологического и духовного вакуума, в котором оказались поколения молодежи нашей страны 90-х-начала 2000-х гг., все более возрастает убеждение в неумении представителей интеллектуальной сферы и педагогического сообщества правильно использовать огромный гуманистический мировоззренческий потенциал, заложенный в отечественной философии, педагогической мысли и культуре в целом. Мы можем говорить сегодня даже о забвении национальной философской гуманистической традиции. Пласты оригинального, подлинно национального философского наследия остаются нетронутыми, оставаясь по-прежнему достоянием библиотек и книгохранилищ. Все приобщение к этой сокровищнице знаний сводится к спецкурсам узкого круга студентов философских факультетов. Остальным обучающимся данный раздел либо не освещается вовсе, либо освещается бегло в курсе общей философии.
А между тем, оригинальное отечественное учение о сущности человека, его духовно-нравственной природе, природе его разума, о месте человека в космическом целом, о жизненной связи всех живых существ на Земле и о законах этого взаимодействия, разработанное русскими религиозными философами, такими, как Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, С. Франк, А. Ф. Лосев, П. Флоренский, русскими философами-космистами - Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др. - этот источник духовного знания, этического просвещения, должен быть не только досконально изучен - мы должны сегодня найти ему практическое применение в мировоззрении, способе познания, образцах и нормах не только индивидуально-личностной, но и общественной морали, педагогической рефлексии и нормотворчества.
В этой связи приобщение студентов к философской мысли великого русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева помогает осознать основы духовной природы человека как существа нравственного, ощутить свою связь не только с со своим родом, этносом, но и со всем человечеством, пробудить нравственные основания сознания личности. Глубина содержания идей мыслителя полнее раскрывается в соотнесении их с идеями моральной философии и этико-педагоги-ческого учения выдающегося немецкого философа Иммануила Канта - не только в силу их созвучности, но и - специфики отображения мыслителями отдельных разделов этики и философии. Данный духовный и научный потенциал, как видится нам, может и должен быть задействован в учебном процессе двояким образом - как материал для изучения, а также - в педагогической этике, гносеологии и методологии.
Основания нравственной философии Вл. Соловьев, как и И. Кант, справедливо усматривает в разумной природе человека. «Безотносительное достоинство человека состоит в несомненно присущей ему абсолютной форме (образе) разумного сознания», - пишет Вл. Соловьев [6]. Не в обладании крупной суммой денег,
акций компании, брендовыми вещами или машинами дорогих марок, как часто ошибочно полагают многие современники. Это достоинство даже не является следствием обладания должностями, степенями и званиями, карьерными успехами, не вытекает из ловкости ума, посредством которой идивидууму удалось заполучить материальные блага или доступ к благосостоянию. И даже успехи личности в науке и творчестве являются лишь следствием этого присущего человеку достоинства, а именно - способности воспринимать и отображать самого себя как существа разумного, наделенного двойственной природой (животной и духовной, в терминологии В. Соловьева), способности к духовно-нравственной рефлексии и нравственно обусловленному поведению.
Это качество объединяет нас, по мысли И. Канта, с остальным человечеством. «У нас есть причина для небольшого мнения о своей личности, но в отношении нашей человечности нам следует быть высокого мнения», - замечает философ [2, С.127]. Итак, «безотносительное достоинство» (Вл. Соловьев) или «абсолютная ценность» (по И. Канту) человека коренятся в наличии у него самосознания, что выделяет его из мира природы и неживых вещей, и объединяет его со всем человеческим родом, говорит о принадлежности к всеобщности, к «идее человечности». Именно идея причастности человечеству позволяет философу сформулировать принципы категорического императива. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеческому и в своем лице и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2, С.104].
«В человечестве, напротив, чрез повышенное индивидуальное сознание, религиозное и научное, прогрессирует сознание всеобщее. Индивидуальный ум здесь есть не только орган личной жизни, но также орган воспоминания и гадания для всего человечества и даже для всей природы», - утверждает русский философ.
Как видно из исторического и современного геополитического процесса, все разобщающие и разъединяющие тенденции имеют целью создание «образа врага» и приводят к ужасающим негативным последствиям, в философии и религии характеризуемым как зло - войны, распри, терроризм, угнетение, истребление и проч. В то время как тенденции к поиску общих оснований для мирного взаимодействия - наоборот, приумножают мировое благо. Человек как орган всеединой жизни - этот постулат моральной философии Вл. Соловьева достоин того, чтобы быть воспринятым современниками, более того, он обретает сегодня особую актуальность ввиду усиления разобщающих интенций современного мира. «Вся истина - положительное единство всего, - пишет он, - изначала заложена в живом сознании человека и постепенно осуществляется в жизни человечества...», «... человек, оставаясь самим собою, может постигать и осуществлять всю беспредельную полноту бытия, стать «сознательным самостоятельным органом всемирной жизни», «живым отражением абсолютного целого» [6].
Прагматизм современных обучающихся - несомненно, положительное качество, однако, он не должен реализовываться, вытесняя собой все векторы саморазвития и духовного роста личности. Объективация в сознании универсальных, всеобщих связей, законов природы, философии и познания активизирует
процесс мышления, обогатит духовную сферу студентов. По нашим наблюдениям, современные обучающиеся стали более восприимчивыми и открытыми к информации, чем их сверстники 80-х или 90-х гг. Свою роль здесь сыграло, безусловно, и Интернет-пространство с его впечатляющим эмоционально-образным видеорядом и воздействие всего информационного потока в целом. Не прошли бесследно и популярные «реалити-шоу», где каждый может легко ощутить себя на месте участника событий. Сознание молодежи находится в «расторможенном» состоянии, как бы в предвкушении интересных, ярких впечатлений, эмоций и идей, оно готово мгновенно «примерить на себя» идеи, события и прочую информацию. Так, рассказывая о творчестве любого деятеля науки, можно обнаружить, что обучающиеся уже ощущают себя «внутри» этой информации, они готовы тут же выступить с критикой или одобрением излагаемых идей, как будто речь идет непосредственно об их повседневной жизни, и данный ученый 19-го, 18-го или более ранних эпох - лицо, с которым они лично знакомы и сталкиваются ежедневно. Эта способность к «снятию дистанции» между постигаемым умозрительным объектом и собственным разумом, личностью, живость и непосредственность восприятия имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, таких реципиентов легко можно «зажечь» и увлечь подлинными ценностями - будь то философия, наука или искусство, но с другой - они подвержены и увлечению «информационным мусором», дешевыми преходящими новомодными тенденциями (спинеры, реп-батлы, сленг и проч.), не говоря уже о рисках и опасных увлечениях молодежи.
Учитывая данные особенности развития сознания современных обучающихся, представляется целесообразным и необходимым ознакомить их с антропологией таких светил философии, как Вл. Соловьев и И. Кант., с этапами становления сознания человека, пробуждения и дальнейшего статуирования в нем нравственного чувства, оформления общественной этики и морали.
Когда мы говорим о деградации духовно-нравственной сферы современного общества, мы подразумеваем откат человечества к уровням животного и даже ниже этого. Ведь в своем первичном чувствовании человек не просветлен, и в этом он подобен животному, говорит нам Вл. Соловьев: «.. .первоначально и непосредственно индивидуальный человек, как и животное, не есть в истине: он находит себя как обособленную частицу всемирного целого, и это свое частичное бытие он утверждает в эгоизме как целое для себя, хочет быть всем в отдельности от всего - вне истины» [6].
К сожалению, российское общество продолжает сталкиваться с процессом «отката» общественной и индивидуальной личностной морали на позиции эгоизма. Это проявляется во все более укореняющейся философии индивидуализма, прагматизма, потребительства, материального обогащения, в разобщенности членов социума, нарушении баланса между коллективными, общими и личными ценностями в сторону ценностей индивидуальных. Этому способствовали объективные причины социально-политического, экономического, психологического, философского характера, но наша задача как педагогов-практиков - объективи-
ровать в сознании молодежи универсальные нравственные категории, укрепляя тем самым этический и духовный фундамент будущего общества. «Ложь и зло эгоизма .состоят в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность», - разъясняет Вл. Соловьев [6]. Он постулирует нравственные основы личности -стыд, жалость и религиозное чувство.
В то же время, научить человека отличать свою истинную индивидуальность от эгоизма - задача не из легких, поскольку, словами русского мыслителя, эгоизм - «сила непрерывно действующая во всех частностях и подробностях нашего существования». Однако это с успехом позволит сделать актуализация идей моральной философии Вл. Соловьева. Так, он поясняет, почему эгоизм означает крах индивидуальности личности: если человек «в своем внутреннем чувстве» ощущает, что «он сам по себе есть все, они сами по себе - ничто» по отношению ко всем окружающим, то, на самом деле, человек не может быть тем, «чем он себя утверждает».
«Человек (вообще и всякий индивидуальный человек в частности), будучи фактически только этим, а не другим, может становиться всем, лишь снимая в своем сознании и жизни ту внутреннюю грань, которая отделяет его от другого. «Этот» может быть «всем» только вместе с другими, лишь вместе с другими может он осуществить свое безусловное значение - стать нераздельною и незаменимою частью всеединого целого, самостоятельным живым и своеобразным органом абсолютной жизни», - размышляет философ [6]. Следовательно, встав на путь разобщения и потворства личностному эгоизму, российский социум неизбежно становится на путь духовно-нравственной и интеллектуальной деградации со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
И. Кант также различает в человеке разумное и животное начало. По его мнению, человеку изначально свойственны три вида задатков: во-первых, «задатки животности человека как живого существа», во-вторых, «задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного» и, в-третьих, «задатки его личности как существа разумного и вместе с тем способного отвечать за свои поступки» [3, С. 96]. Первые два вида задатков, по Канту, легко могут перерасти в пороки - животные - в грубость и «скотские» пороки, второй же вид задатков при чрезмерном развитии могут переродиться в пороки «тайной и открытой враждебности против всех» [2, С.119], проистекающей из духа ревности и соперничества. На этих уровнях мы имеем дело с эгоизмом личности, будь то погоня за низменными удовольствиями, или же - тщеславное и самолюбивое возвышение своей личности над другими в силу развития каких-то качеств и талантов.
И только лишь третьей группе задатков, а именно, задаткам личности, не могут быть привиты злые наклонности, так как их реализация предполагает, по мнению философа, следованию принципам добра: ведь это есть способность личности «воспринимать уважение к моральному закону». И именно в педагогике, как
в науке и искусстве о воспитании, «кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» [2, С.449]. Моральное, или, практическое, воспитание призвано развивать в человеке задатки личности, то есть, моральные задатки на основе уважения к моральному закону.
И если И. Кант намерен преодолевать природный эгоизм и «животные задатки» человеческой природы путем воспитания, то Вл. Соловьев уповает в этом на силу любви. «Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности», - констатирует он [6]. По мысли Соловьева, сила эгоизма до тех пор будет властвовать над человеческим существом, «пока не встретится в человеке с другою живою силою, ей противоположною», и до тех же пор осознание истины всеединства будет для него только «внешним освещением, отблеском чужого света». Любовь понимается философом как внутренняя спасительная сила, способная возвысить, а не упразднить индивидуальность. «.Жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его», - постулирует он нравственный закон [6].
Следует заметить, что русскому менталитету свойственна именно одухотворение и обожествление чувства любви, самым ярким философским отображением этого становятся идеи этики Вл. Соловьева: «Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу» [6]. Думается такое нравственное отношение к чувству любви необходимо прививать современной молодежи.
У И. Канта силой, способной преодолеть человеческий эгоизм, становится нравственный разум или моральный закон, который человек обнаруживает в себе и развивает далее в процессе социализации или воспитания. Сущность человека отображается им двумя онтологическими категориями - разумом и моралью, которые связывают отдельных индивидуумов со всем человеческим родом, с универсумом, с «идеей человечности». Именно добровольное, осознанное подчинение моральному закону, по мысли философа, отличает человека от других разумных существ. «Сознание свободного подчинения воли закону, связанного, однако, с неизбежным принуждением по отношению ко всем склонностям, но лишь со стороны собственного разума, и есть это уважение к закону. Закон, который требует этого уважения и внушает его, и есть, как это видно, моральный закон....», - определяет мыслитель [3, С.248].
Действенного отношения требует от человека также такое возвышенное чувство, как любовь: «.но затем уже дело за нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны», - утверждает Вл. Соловьев. Примечательно, что философ фактически первым в гносеологии, раскрывает смысл данного понятия:
«Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе» [6].
По сути, философы призывают человека к саморефлексии, воспитанию культуры своих чувств. Мы полагаем, что активная позиция по отношению к познанию этических понятий, категорий и ценностей особенно актуальна для современной молодежи, т.к. общество потребления, формируемое сегодня, лишенное одухотворяющих интенций, имеет своей целью не просвещение, окультуривание и духовное развитие его членов, а, напротив, как можно более эффективный сбыт многочисленных товаров, для чего необходим «идеальный потребитель». То есть, человек, погрязший в потреблении и зависящий от него, живущий по принципу «хлеба и зрелищ», не способен подняться над животными и низменными инстинктами.
Однако человек не может попирать свою духовную сущность, свою нравственную природу, т.к. тем самым он наносит ущерб не только себе, но и окружающим - ведь поступательное развитие - один из основополагающих законов мироздания. Этому учит нас не только отечественная культурная традиция, но и -моральная философия наших выдающихся мыслителей. «.Если стыдливость сама по себе есть добро, то разум требует от нас во всяком случае поступать сообразно с нею, именно воздерживаться от всех действий постыдных, т.е. выражающих преобладание низшей природы над высшею, и упражняться в действиях противу-положного характера, - читаем мы у Вл. Соловьева. - Сообразное этому правилу поведение в результате приводит к постоянному самообладанию, к свободе духа и к его власти над материальным бытием, т.е. к состоянию, дающему нам некоторое высшее удовлетворение, или представляющему собою нравственное благо» [7].
Нравственность представляет собой высшее благо и в учении великого немецкого мыслителя. И. Кант настаивает - оценить добродетель, как и другие этические категории, нравственную составляющую поступка либо мотива личности мы не можем, руководствуясь одним лишь моральным чувством - приоритетное значение имеет разум человека, уровень развития нравственно-оценочной сферы его сознания. Возможно, достижение высшего блага не осуществимо отдельной личностью, как на это указывал сам философ, но непрерывное движение всего человечества в направлении обладания им - главная задача морально заданной воли как ипостаси нашего разума. «Осуществление высшего блага в мире есть необходимый объект воли, определяемый моральным законом», - читаем мы [3, С.403]. Обрести высшее благо - конечная цель не только каждой конкретной личности, но и всего человечества в целом, полагал Кант, в этом заключается высший замысел Природы, Бога, Провидения. «Высшее благо есть необходимая высшая цель морально определенной воли, истинный объект практического разума; ...» - пишет И. Кант [3, С.404].
Вл. Соловьев дает нам действенный рецепт обретения Бога и постижения гармонии всеединства. Любовь выступает у философа как средство познания высшего и приобщения к нему: «Этот образ Божий теоретически и отвлеченно
познается нами в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно». Мы должны признать за любовью значение «...видимого восстановления образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности» [6].
Но мысль философа движется дальше - от любви между мужчиной и женщиной к любви христианской, и далее, к своему апофеозу, наивысшему проявлению этого чувства - к любви божественной или - снисканию божественной благодати. Только в религии, на подлинно нравственном основании, возможно объединение всех людей - справедливо замечает он: «.по природе люди чужды и враждебны друг другу, природное человечество никак не представляет собою братства. Если, таким образом, осуществление правды невозможно на почве данных природных условий - в царстве природы, то оно возможно лишь в царстве благодати, то есть на основании нравственного начала как безусловного или божественного» [7].
Данные постулаты Вл. Соловьева чрезвычайно значимы и актуальны в наше время, однако не как призыв к религиозной вере, но как метод самопознания, направление саморазвития человека. Ведь для того, чтобы восторжествовала гармония всеединства, чтобы произошло добровольное объединение всех людей на духовно-нравственных началах, люди должны научиться преодолевать свой природный эгоизм, «сами должны отказаться от своей исключительности, от своего самоутверждения или эгоизма» (Вл. Соловьев).
Подобные в идеи мы находим и у И. Канта - он также пишет о любви как о долге, утверждая понятие нравственного долга на вершине иерархии этических ценностей. (Так, если даже человек нам неприятен внешне, мы должны выказывать к нему благорасположение и проникнуться чувством симпатии). «Самопознание помогает личности искоренить пороки самолюбия» (И. Кант).
Таким образом, этико-философские воззрения Вл. Соловьева и И. Канта вызывают к жизни личностную рефлексию субъекта, активизируют этико-вос-питательную рефлексию педагогов. В рамках этики и философии образования актуально осмысление таких освещенных философами этических категорий, как «всеединство», нравственный разум, моральный долг и др. Особую ценность обретает сегодня этико-философский концепт Вл. Соловьева «человек как орган всеединой жизни», поскольку он позволяет участникам образовательного процесса встать на путь самопознания и обретения подлинных духовно-нравственных ценностей, внести свой вклад в дело гармонизации отношений между людьми, по-новому осмыслить духовные, культурные явления и общественно-политические процессы современности.
Аксиологизации содержания этического образования могут послужить идеи Вл. Соловьева о смысле любви, о чувстве любви как средстве преодоления эгоизма и обретения всеединства. Использование этических постулатов, аспектов его философского наследия позволят включить в содержание современного образования глобально-нравственные ориентиры, которые духовно близки и понятны отечественному реципиенту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. 2013. №4
2. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика. 2000
3. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. 1980
4. Соловьев В.С. Смысл любви. М. Изд-во «Азбука». 2016 г.
5. Соловьев В.С. Оправдание добра. М. Академический проект. 2010 г.
6. Суслова И.Б. Этическое самовоспитание личности в современном образовательном процессе. Монография. Сочи. 2016 г.
7. http://www.vehi.net/soloviev/smysl_lubvi.html
8. http://www.vehi.net/soloviev/chteniya/01.html
Тамочкина О.А.
теоретические и технологические аспекты развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза
Согласно современной парадигме образования обществу необходим компетентный творческий специалист [9, 10]. Это актуализирует проблему развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза. Несмотря на свою безусловную значимость, данная проблема всё же продолжает оставаться недостаточно разработанной.
Практика работы в высшей школе показывает, что часто считается, что вуз обязан оснастить студента необходимыми компетенциями, а развитие творческого потенциала и последующий выход на творческую самореализацию будут происходить сами по себе, за пределами института, в период непосредственной профессиональной деятельности. Позволим себе с этим не согласиться, посколь-