Научная статья на тему 'Практикоориентированный подход к организации образовательного процесса юридического вуза'

Практикоориентированный подход к организации образовательного процесса юридического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / SUBJECT PROFESSIONAL EXPERIENCE / LEGAL CLINIC / LEGISLATION / COUNSELING / LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна, Родионов Леонид Александрович

Предмет статьи: практикоориентированный подход в образовательном процессе юридического вуза. Объект статьи: образовательный процесс юридического вуза. Цель проекта: выявить проблемы преобразований образовательного процесса юридического вуза и найти пути их решения. Методология работы: компетентностный подход позволил выявить проблемы в образовательном процессе юридического вуза, связанные с изменением парадигмы образования; практикоориентированный подход и интеграция правового и морального феноменов способствовали определению путей решения проблем посредством активизации и совершенствования практики юридических клиник. Результаты работы: рассмотрение института юридических клиник в качестве средства решения проблем образовательного процесса вуза позволило определить факторы, влияющие на качество юридического образования и формирующие профессиональные компетенции будущих юристов. Область применения результатов: исследование юридических клиник в качестве эффективного средства подготовки юридических кадров способствует совершенствованию и повышению качества юридического образования. Включение работы студентов в юридической клинике в производственную практику, как одной из ее форм, помогает студенту практиковаться непосредственно в аспекте юридического консультирования, что формирует у них навыки грамотного построения отношений с клиентом и выступает важным фактором профилактики эмоционального выгорания. Немаловажную роль работа студентов в юридической клинике играет и с точки зрения социологии, так как студенты могут получить информацию относительно статистики обращений клиентов, что позволит им использовать эти данные в социологических исследованиях. Осмысление эмпирического материала, полученного в ходе юридического консультирования может быть использовано для написания магистерских и кандидатских диссертаций. То есть диапазон применения результатов работы студентов в юридической клинике достаточно широкий и может быть использован как в одной сфере, но по вертикали (на разных образовательных ступенях); так и в разных профессиональных отраслях по горизонтали (в юриспруденции, правоохранительной деятельности, социологии, психологии и т.д.). Вывод: научная новизна исследования состоит в комплексном анализе материалов, накопленных в практике юридических клиник и переосмысленных в аспекте их представления в качестве формы производственной практики. Описанный в статье положительный опыт работы студентов СФ МГПУ в юридической клинике демонстрирует результативность данного направления и доказывает эффективность включения института юридической клиники в образовательный процесс юридического вуза в качестве формы производственной практики.Subject of the article: practice-oriented approach in the educational process of a law University. The object of the article: the educational process of a law University. The purpose of the project: to identify the problems of transformation of the educational process of the law University and find ways to solve them. Methodology: the competence approach has allowed to identify problems in the educational process of law schools related to changes in the educational paradigm; the practice-oriented approach and integration of legal and moral phenomena helped to identify ways to solve problems by activating and improving the practice of legal clinics. Results: considering the Institute of legal clinics as a means of solving the problems of the educational process of the University allowed us to determine the factors that affect the quality of legal education and form the professional competence of future lawyers. Scope of the results: the study of legal clinics as an effective means of training legal personnel contributes to the improvement and improvement of the quality of legal education. The inclusion of students ‘ work in the legal clinic in the production practice, as one of its forms, helps the student to practice directly in the aspect of legal counseling, which forms their skills of competent building relationships with the client and is an important factor in preventing emotional burnout. The work of students in the legal clinic also plays an important role from the point of view of sociology, since students can get information about the statistics of client requests, which will allow them to use this data in sociological research. Understanding the empirical material obtained in the course of legal consulting can be used for writing master’s and PhD theses. That is, the range of application of the results of students ‘ work in the legal clinic is quite wide and can be used both in one area, but vertically (at different educational levels); and in different professional branches horizontally (in law, law enforcement, sociology, psychology, etc.). Conclusion: the scientific novelty of the study consists in a comprehensive analysis of materials accumulated in the practice of legal clinics and reinterpreted in the aspect of their representation as a form of industrial practice. The positive experience of students of SF MSPU in the legal clinic described in the article demonstrates the effectiveness of this direction and proves the effectiveness of including the Institute of the legal clinic in the educational process of the law University as a form of industrial practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практикоориентированный подход к организации образовательного процесса юридического вуза»

УДК 378 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение)

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2020 С.В. Иванова, Л.А. Родионов

Иванова Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС. E-mail:karb-svetlana@yandex.ru

Самарский юридический институт. Самара, Россия

доцент кафедры педагогической и прикладной психологии

Самарский филиал Московского городского педагогического университета.

Самара, Россия

Родионов Леонид Александрович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. E-mail: rodionovla@mail.ru

Самарский филиал Московского городского педагогического университета.

Самара, Россия

доцент, старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин

Самарский юридический институт. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 13.03.2020

Предмет статьи: практикоориентированный подход в образовательном процессе юридического вуза. Объект статьи: образовательный процесс юридического вуза. Цель проекта: выявить проблемы преобразований образовательного процесса юридического вуза и найти пути их решения. Методология работы: компетентностный подход позволил выявить проблемы в образовательном процессе юридического вуза, связанные с изменением парадигмы образования; практикоориентированный подход и интеграция правового и морального феноменов способствовали определению путей решения проблем посредством активизации и совершенствования практики юридических клиник. Результаты работы: рассмотрение института юридических клиник в качестве средства решения проблем образовательного процесса вуза позволило определить факторы, влияющие на качество юридического образования и формирующие профессиональные компетенции будущих юристов. Область применения результатов: исследование юридических клиник в качестве эффективного средства подготовки юридических кадров способствует совершенствованию и повышению качества юридического образования. Включение работы студентов в юридической клинике в производственную практику, как одной из ее форм, помогает студенту практиковаться непосредственно в аспекте юридического консультирования, что формирует у них навыки грамотного построения отношений с клиентом и выступает важным фактором профилактики эмоционального выгорания. Немаловажную роль работа студентов в юридической клинике играет и с точки зрения социологии, так как студенты могут получить информацию относительно статистики обращений клиентов, что позволит им использовать эти данные в социологических исследованиях. Осмысление эмпирического материала, полученного в ходе юридического консультирования может быть использовано для написания магистерских и кандидатских диссертаций. То есть диапазон применения результатов работы студентов в юридической клинике достаточно широкий и может быть использован как в одной сфере, но по вертикали (на разных образовательных ступенях); так и в разных профессиональных отраслях по горизонтали (в юриспруденции, правоохранительной деятельности, социологии, психологии и т.д.). Вывод: научная новизна исследования состоит в комплексном анализе материалов, накопленных в практике юридических клиник и переосмысленных в аспекте их представления в качестве формы производственной практики. Описанный в статье положительный опыт работы студентов СФ МГПУ в юридической клинике демонстрирует результативность данного направления и доказывает эффективность включения института юридической клиники в образовательный процесс юридического вуза в качестве формы производственной практики.

Ключевые слова: образовательный процесс, практикоориентированный подход, субъектный профессиональный опыт, юридическая клиника, законодательство, консультирование, правовая помощь. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-29-33

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 71, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 71, 2020

Следствием изменения парадигмы современного профессионального образования и его ориентира на формирование профессиональных компетенций (Б.С. Есенькин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Д.А. Махотин, Ю.В. Фролов, А. Хуторской, А.В. Шнягин) и субъекта профессиональной деятельности выступает необходимость существенных преобразований организации образовательного процесса профессиональных образовательных организаций. Одним из приоритетных направлений высшего образования становится формирование субъектного профессионального опыта будущего специалиста (А.К. Осницкий, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), что определяет характер общей стратегии профессионального образования - практикоориентированность.

Сужая диапазон наших научных изысканий до юридических вузов, в ходе эмпирического исследования, в частности, стороннего наблюдения, объектом которого стал процесс формирования субъектного профессионального опыта будущего юриста, мы обнаружили, что, безусловно, прохождение студентами (курсантами) учебной и производственной практики способствует накоплению ими практического опыта осуществления профессиональной деятельности. Однако, наделить его статусом субъектного не представляется возможным. Доказательством наших выводов выступают исследования М.В. Клименко. Автор, опираясь на труды И.С. Якиманской, доказал, что одним из результатов формирования субъектного опыта студента является изменение его психических свойств и поведения, находящееся «в прямой зависимости от результатов собственной самостоятельной деятельности» [2].

Как вариант таких практикоориентиро-ванных изменений образовательного процесса юридического вуза мы рассмотрели организацию и активное использование в образовательном процессе юридических клиник. Ещё в начале прошлого века российский деятель А.И. Люблинский обосновал позицию важности клиник в получении образования юристами.

Ниже мы приводим факты целесообразности использования юридических клиник в процессе формирования субъектного опыта.

Юридические клиники, созданные при вузах, довольно активно участвуют в фактическом практикоориентированном образовательном процессе, который достаточно хорошо структурирован и формализован.

Критикуя современную систему высшего образования, отдельные граждане отмечают, что на современном этапе академическое образование в ВУЗе оторвано от практики, а дипломированные выпускники сталкиваются со своей будущей работой лишь на бумаге.

Обучающиеся Самарского юридического института ФСИН России проходят практики, предусмотренные учебным планом, что далеко не достаточно для владения навыками психологического общения с клиентами по правовым вопросам. В институте сделан шаг в сторону увеличения практического элемента в образовательном процессе, и теперь будущие юристы в период своего обучения обязательно принимают участие в работе юридической клиники, в которой они, под руководством преподавателей-консультантов оказывают бесплатную юридическую помощь. За время прохождения практики в юридической клинике каждый студент (курсант) оказывает юридическую помощь консультационного и практического характера. Таким образом, вовлечение обучающегося в практикоориентированный образовательный процесс в еще большей степени позволяет познакомить студента с особенностями его будущей практической деятельности.

Безусловно, что организация такого обучения требует изменений и от преподавателей, так как диапазон стоящих перед ним задач существенно расширяется. Помимо преподавания учебных дисциплин с использованием современных образовательных технологий, перед преподавателем стоят задачи:

- организации работы студентов на высоком профессиональном уровне, удовлетворяя запросы посетителей юридической клиники;

- формирования у студентов коммуникативных, интерактивных и перцептивных навыков общения с людьми, запросы которых они выполняют;

- распределения студентов-консультантов с учетом сложности заданного вопроса и уровнем подготовки студента ведущего прием;

- конкретизации источников для поиска и отбора правовых актов, которые необходимы студенту для разрешения правового казуса.

Е.С. Шутрина на основе анализа и обобщения российского опыта организации образовательных кластеров гуманитарного профиля на базе образовательных организаций высшего образования полагает, что с созданием Центра развития юридических клиник можно говорить о фактическом создании образовательного кластера в сфере деятельности юридических клиник [8].

Разделяя позицию Е.С. Шутриной, мы считаем целесообразным создание Центра развития юридических клиник под руководством Самарского отделения Ассоциации юристов России, так как клиническая работа с населением проводится при активном участии Ассоциации.

Авторы статьи также видят необходимость в осуществлении ряда косвенных шагов юри-

дического, психологического, педагогического характера, направленных на повышение уровня правосознания в обществе в целом, правовой культуры, а также на создание общественной мысли, направленной на защиту прав человека и гражданина.

Позиции Е.С. Шутриной придерживается В.П. Старостин, который, рассуждая о сострадании как моральном и правовом феномене, указывает, что «опыт функционирования юридических клиник при соответствующих факультетах высших учебных заведений и охват такого рода деятельностью как можно большего количества студентов и иных специальностей представляется наиболее ценным в воспитательном отношении. Ведь организация такого рода клиник, как неотъемлемой части образовательного процесса, воспитывает у будущих специалистов понимание социальной нравственной миссии профессиональной деятельности, влияет на повышение правовой и профессиональной культуры реализации и защиты прав граждан»[5].

Говоря о совершенствовании и развитии сети юридических клиник при высших учебных заведениях юридического профиля, заслуживает внимания позиция М.Ю. Осипова. Автор подчеркивает возможности и необходимость усиления научной составляющей в работе юридических клиник, которые оказывают правовую помощь не только населению, но и органам законодательной, исполнительной и судебной власти в сфере совершенствования законодательства и практики его применения [3].

В настоящее время в деятельности юридических клиник возникает ряд проблем, вызванных противоречием:

с одной стороны участие студентов в работе юридической клиники должно строиться на принципе их добровольности (ст. 22 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [6] и п. 10 Приказа Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. № 994[4]);

с другой - производственная практика демонстрирует более высокий уровень профессиональных компетенций у студентов, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи населению, по сравнению со студентами, не принимающими участие в работе клиники, поскольку профессиональные компетенции формируются в процессе осуществления практической профессиональной деятельности.

Как следствие, у С.В. Заварзин и Т.В. Завар-зина ставят под сомнение не происходит ли при этом нарушения требования обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации, а также единства требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения,

установленные ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»? Ответ очевиден, что такое нарушение имеет место, более того, оно неизбежно в данной ситуации [1].

Решение проблемы мы видим в обязательном включении работы студентов в юридической клинике в производственную практику, как одной из ее форм. Положительный опыт в этом направлении имеется на юридическом факультете Самарского филиала Московского городского педагогического университета. Юридическая клиника в данном университете действует как структурное подразделение ВУЗа.

В зависимости от сферы специализации выделяют: универсальные юридические клиники, оказывающие юридическую помощь каждому, кто к ним обращается, и специализированные, оказывающие правовую помощь в рамках одной или нескольких отраслей права. Так юридическая клиника Самарского юридического института ФСИН России на ряду оказания социально-ориентированной правовой помощи проводят практическую деятельность с лицами находящимися в местах лишения свободы.

Особый интерес есть к работе научной юридической клинике, которая в отличие от обычной юридической клиники предполагает не просто оказание бесплатной юридической помощи населению, но и осуществление научного анализа вопросов, с которыми обращаются в юридическую клинику, а также выявление причин и условий возникновения той или иной правовой ситуации. Осуществление такого анализа предполагает особое акцентирование внимания не только на текущее состояние правового регулирования того вопроса, с которым гражданин обращается в юридическую клинику, но и на то, в чем состоят проблемы законодательства или практики его применения, заставившие граждан обратиться в юридическую клинику.

Работа научной юридической клиники, в том числе, предполагает:

а) социально-правовой анализ обращений граждан за помощью в юридическую клинику;

б) юридический анализ типичных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане, обращающиеся в юридическую клинику;

в) научно-теоретический анализ законодательства, подлежащего применению в конкретном деле в целях выявления в нем пробелов и противоречий;

г) научный анализ практики применения норм действующего законодательства;

д) подготовку рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства и практики его применения для органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 71, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 71, 2020

Полагаем, что в работе научной юридической клиники могли бы принимать участие не только студенты и отдельные преподаватели юридических вузов, но и профессорско-преподавательский состав вузов и научные работники, занимающиеся исследованием проблем права, а также магистранты и аспиранты юридических специальностей.

Особое внимание в научной юридической клинике должно уделяться научному анализу взаимоотношений клиента и консультанта, в том числе с привлечением к данной работе студентов-психологов, которые, не вмешиваясь в содержательную работу консультанта, могут после окончания консультации оказать помощь самому консультанту грамотно построить отношения с клиентом, что представляется очень важным для профилактики эмоционального выгорания. Студенты-социологи могут получить информацию относительно статистики обращений клиентов, что позволит им использовать

эти данные в социологических исследованиях. Магистры и аспиранты, специализирующиеся по правовым специальностям, получат прекрасный эмпирический материал для написания магистерских и кандидатских диссертаций. Все это делает работу в научной юридической клинике более привлекательной для студентов, интересующихся наукой, по сравнению с работой в обычной практико-ориентированной клинике.

В заключение отметим, что развитие института юридических клиник является одним из важнейших факторов, влияющих на качество юридического образования, поскольку участие студентов в работе юридической клиники позволяет сформировать у них навыки оказания юридической помощи. Предполагается, что наличие юридической клиники является наличием развития образовательной организации, наличием следующей ступени к полноценному и всеобъемлющему термину «высшее образование» в идеальном значении этого слова.

1. Заварзин, С. В., Заварзина Т. В. Основы содержания подготовки специалиста // Современные проблемы права, экономики и управления. Электронный журнал. - 2015. - № 1. - С. 200-203.

2. Клименко, М. В. Формирование субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов при дифференцированном подходе к процессу обучения в высшей школе // Педагогика. -URL: lib.herzen.spb.ru (дата обращения 23.12.2019).

3. Осипов, М. Ю. К вопросу о создании научных юридических клиник в России. // Журнал российского права. - М.: 2016. - № 10. - С.8.

4. Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».

5. Старостин, В. П. Сострадание как моральный и правовой феномен. / Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. - С. 227 - 230.

6. Федеральный Закон ФЗ-324 от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

7. Шнягин, А. В. О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 452-454. - URL: https://moluch.ru/archive/69/11872/ (дата обращения: 15.12.2019)

8. Шугрина, Е. С. Анализ и обобщение российского опыта организации образовательных кластеров гуманитарного профиля на базе образовательных организаций высшего образования. // Административное право и процесс. - М: 2015, № 5. - С-32.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF A LAW UNIVERSITY

© 2020 S.V. Ivanova, L.A. Rodionov

Svetlana Vladimirovna Ivanova, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of management and information and technical support for the activities of the UIS.

E-mail: karb-svetlana@yandex.ru

Samara law Institute. associate Professor of the Department of pedagogical and applied psychology

Samara branch of the Moscow city pedagogical University.

Samara, Russia

Leonid Alexandrovich Rodionov, candidate of law, associate Professor, head of the Department of theory and history of state and law. E-mail: rodionovla@mail.ru

Samara branch of the Moscow city pedagogical University. Samara, Russia

associate Professor, senior lecturer of the Department of professional disciplines

Samara law Institute. Samara, Russia

Subject of the article: practice-oriented approach in the educational process of a law University. The object of the article: the educational process of a law University. The purpose of the project: to identify the problems of transformation of the educational process of the law University and find ways to solve them. Methodology: the competence approach has allowed to identify problems in the educational process of law schools related to changes in the educational paradigm; the practice-oriented approach and integration of legal and moral phenomena helped to identify ways to solve problems by activating and improving the practice of legal clinics. Results: considering the Institute of legal clinics as a means of solving the problems of the educational process of the University allowed us to determine the factors that affect the quality of legal education and form the professional competence of future lawyers. Scope of the results: the study of legal clinics as an effective means of training legal personnel contributes to the improvement and improvement of the quality of legal education. The inclusion of students ' work in the legal clinic in the production practice, as one of its forms, helps the student to practice directly in the aspect of legal counseling, which forms their skills of competent building relationships with the client and is an important factor in preventing emotional burnout. The work of students in the legal clinic also plays an important role from the point of view of sociology, since students can get information about the statistics of client requests, which will allow them to use this data in sociological research. Understanding the empirical material obtained in the course of legal consulting can be used for writing master's and PhD theses. That is, the range of application of the results of students ' work in the legal clinic is quite wide and can be used both in one area, but vertically (at different educational levels); and in different professional branches horizontally (in law, law enforcement, sociology, psychology, etc.). Conclusion: the scientific novelty of the study consists in a comprehensive analysis of materials accumulated in the practice of legal clinics and reinterpreted in the aspect of their representation as a form of industrial practice. The positive experience of students of SF MSPU in the legal clinic described in the article demonstrates the effectiveness of this direction and proves the effectiveness of including the Institute of the legal clinic in the educational process of the law University as a form of industrial practice. Key words: educational process, practice-oriented approach, subject professional experience, legal clinic, legislation, counseling, legal assistance.

DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-29-33

1. Zavarzin, S. V., Zavarzina T. V. Osnovy soderzhanija podgotovki spetsialista (Basic content of specialist training) // Modern problems of law, Economics and management. - Electronic journal. - 2015. - № 1. - P. 200 - 203.

2. Klimenko, M. V. Formirovanie sub»ektnogo opyta uchebno-professional'noj dejatel'nosti buduschih spetsialistov pri differentsirovannom podhode k protsessu obuchenija v vysshej shkole (Formation of subjective experience of educational and professional activities of future specialists with a differentiated approach to the process of higher education) // Pedagogy. - URL: lib.herzen.spb.ru (date of request 23.12.2019).

3. Osipov, M. Yu K voprosu o sozdanii nauchnyh juridicheskih klinik v Rossii (On the issue of creating scientific legal clinics in Russia) // Journal of Russian law. - M.: 2016. - № 10. - C.8.

4 Prikaz Minobrnauki Rossii ot 28.11.2012 № 994 «Ob utverzhdenii Porjadka sozdanija obrazovatel'nymi uchrezhdenijami vysshego professional'nogo obrazovanija juridicheskih klinik i porjadka ih dejatel'nosti v ramkah negosudarstvennoj sistemy okazanija besplatnoj juridicheskoj pomoschi»( The Ministry of education of Russia dated 28.11.2012 No. 994 «About approval of the Procedure of creating educational institutions of higher professional education legal clinics and their activities in the non-state system of rendering free legal aid»).

5. Starostin, V. P. Sostradanie kak moral'nyj i pravovoj fenomen (Compassion as a moral and legal phenomenon) / Ufa: RITS BashGU, 2010. - P. 227 - 230.

6. Federal'nyj Zakon FZ-324 ot 21.11.2011 «O besplatnoj juridicheskoj pomoschi v Rossijskoj Federatsii» (Federal Law FZ-324 of 21.11.2011 « on free legal aid in the Russian Federation»).

7. Snagin A.V. O problemah professional'noj podgotovki buduschih juristov v vysshej shkole (About the problems of professional training of future lawyers in higher education) // Young scientist, 2014. №10. P. 452-454. URL https:// moluch.ru/ date of request : 15.12.2019)

8. Shugrina E. S. Analiz i obobschenie rossijskogo opyta organizatsii obrazovatel'nyh klasterov gumanitarnogo profilja na baze obrazovatel'nyh organizatsij vysshego obrazovanija (Analysis and generalization of the Russian experience in organizing humanitarian educational clusters based on higher education institutions.) // Administrative law and process, M: 2015, № 5. P. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.