Научная статья на тему 'Опыт юридических клиник высших учебных заведений по защите конституционных прав граждан как возможность повышения практикоориентированности образовательного процесса'

Опыт юридических клиник высших учебных заведений по защите конституционных прав граждан как возможность повышения практикоориентированности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONSTITUTION / PROTECTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS / LEGAL CLINIC / PRACTICE OF LAW ENFORCEMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Н.В.

Действующее законодательство предусматривает необходимость создания юридических клиник во всех юридических вузах, не возлагая таковой обязанности на вузы педагогические. Однако, в ряде российских вузов, осуществляющих подготовку кадров педагогических направлений, юридические клиники существуют уже длительное время, в их числе и Шадринский государственный педагогический университет. Деятельность юридических клиник предоставляет большие возможности студентам в формировании навыков использования различных нормативно-правовых актов в защите конституционных прав граждан. В статье рассматриваются проблемы эффективности практикоориентированного обучения на основе казусов, разрешавшихся студентами-стажёрами Юридической клиники ШГПУ. Автором исследованы результаты внедрения в образовательный процесс педагогического вуза практикоориентированного курса «Решение правовых казусов», содержащего правовые ситуации, связанные с нарушением конституционных прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of legal clinics of higher educational establishments for the protection of the constitutional rights of citizens as the possibility of increasing the practical orientation of the educational process

The current legislation provides for the need to create legal clinics in all legal institutions of higher learning, without imposing such a duty on educational institutions. However, in a number of Russian universities that train pedagogical personnel, legal clinics have existed for a long time, including Shadrin State Pedagogical University. The activities of legal clinics provide great opportunities for students in the formation of skills in the use of various legal acts in the protection of constitutional rights of citizens. The article deals with the problems of the effectiveness of practical-oriented instruction on the basis of incidents, solved by students-trainees of the Legal Clinic of the ShGPU. The author studies the results of introducing a practical course "The solution of legal incidents" in educational process of a pedagogical university, containing legal situations connected with violation of the constitutional rights of citizens.

Текст научной работы на тему «Опыт юридических клиник высших учебных заведений по защите конституционных прав граждан как возможность повышения практикоориентированности образовательного процесса»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 55-62.

УДК 342.7

ОПЫТ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Соколова Н. В.

Шадринский государственный педагогический университет

Действующее законодательство предусматривает необходимость создания юридических клиник во всех юридических вузах, не возлагая таковой обязанности на вузы педагогические. Однако, в ряде российских вузов, осуществляющих подготовку кадров педагогических направлений, юридические клиники существуют уже длительное время, в их числе и Шадринский государственный педагогический университет. Деятельность юридических клиник предоставляет большие возможности студентам в формировании навыков использования различных нормативно--правовых актов в защите конституционных прав граждан. В статье рассматриваются проблемы эффективности практикоориентированного обучения на основе казусов, разрешавшихся студентами-стажёрами Юридической клиники ШГПУ. Автором исследованы результаты внедрения в образовательный процесс педагогического вуза практикоориентированного курса «Решение правовых казусов», содержащего правовые ситуации, связанные с нарушением конституционных прав граждан.

Ключевые слова: Конституция, защита конституционных прав граждан, юридическая клиника, практика правоприменения, образовательный процесс.

Как отмечается в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» подчёркивается, что «в условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства» [2, п. 10]. При этом, направлениями государственной политики в этой сфере являются «развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права», а также «совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права» [2, п. 15].

В разделе VII Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы предусматривается, что целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала [1].

Конкурентоспособность выпускников вузов означает, что они по окончании вузов способны успешно конкурировать на рынке труда с другими претендентами.

Конкурентоспособными специалистами в области юридических направлений обучения становятся те выпускники вузов, которые получили в процессе обучения не только глубокие теоретические познаний в изучаемой области, но и навыки ре-

55

ального применения необходимых для защиты конституционных прав граждан нормативно-правовых актов, применительно к конкретной ситуации.

Юридические знания, в том или ином объёме, включены в образовательный процесс практически по всем профилям обучения в Российской Федерации. По каждому профилю обучения объём правовых знаний основан на требованиях конкретной сферы будущего действия конкретных профессионалов. Наиболее глубоко изучаются правовые дисциплины по направлению «юриспруденция», но, несомненно, глубокие правовые знания и навыки их применения важны и для подготовки профессиональных преподавателей правовых дисциплин, поскольку «сухие» теоретические выкладки без умения правоприменения, в том числе и для защиты конституционных прав граждан, сводят к нулю результаты правового обучения. Именно поэтому автор обратился к изучению проблематики формирования навыков применения норм права для восстановления нарушенных конституционных прав граждан при обучении по правовым направлениям, что чрезвычайно важно в условиях правового государства.

Целью данного материала является анализ влияния деятельности юридических клиник высших учебных заведений на формирование компетенций у обучающихся, позволяющих грамотно пользуясь нормами права, защищать конституционные права как самих обучающихся, так и в процессе работы по окончании вуза - будущих учеников преподавателей правовых дисциплин. Автором анализируется эффективность обучения по экспериментальному курсу «Решение правовых казусов», основанному на казусах, разрешённых стажёрами юридической клиники ШГПУ, включённому в учебные планы образовательного процесса гуманитарного факультета Шадринского государственного педагогического университета при обучении по педагогическим направлениям (профили «История и право», «Право», «Правоведение и правоохранительная деятельность»).

Одной из целей, оговорённых в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» не только создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных законом, но и создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию [4]. Для реализации этой цели, в соответствии со ст. 23 этого же федерального закона, образовательные организации высшего образования наделены полномочиями по созданию студенческих юридических клиник, на которые, помимо оказания бесплатной юридической помощи, вправе также заниматься правовым просвещением населения и формированием у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи через правовое консультирование в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования [4].

Аналогичные положения содержатся и в п. 5 «Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бес-

платной юридической помощи, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. N994, дополнительно подчёркивается необходимость создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию [3].

К реальной работе в юридических клиниках по оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты, проявившие личную заинтересованность в осуществлении этой деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ [3].

Вынуждена констатировать, что вышеуказанные законодательные положения всё же более применимы к вузам, занимающимся подготовкой кадров юристов, но, исходя из «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» важное значение в образовании рекомендуется обратить на подготовку педагогических кадров [1].

Поскольку в Шадринском государственном педагогическом университете с 2008 года работает в качестве структурного подразделения вуза юридическая клиника, то за десятилетний период практического оказания бесплатной юридической помощи накопился огромный запас правовых ситуаций, связанных с защитой конституционных прав и законных интересов граждан, который, вне всяких сомнений, необходимо использовать в практической подготовке будущих учителей права.

Обобщение опыта деятельности Юридической клиники позволило подготовить Практикумы «Правовые казусы и способы их решения», а также «Живое право» (для подготовки стажёров юридических клиник Курганской области) [5, 6].

В 2016-2017 году в учебный процесс отделения истории и права гуманитарного факультета ШГПУ для направления «Педагогическое образование», профили «Правоведение и правоохранительная деятельность», «История и право», а также по специальности «История» включена дисциплина «Решение правовых казусов», нацеленный на формирование у каждого студента навыков реальной защиты конституционных прав граждан, в случае возникновения конкретной правовой проблемы. Поскольку практикоориентированный курс рассчитан на изучение его в течение 4 семестров, то это позволяет расширить горизонт познаний студентов даже по тем отраслям права, которые не включены в образовательный процесс по конкретному профилю обучения.

Исследование эффективности образовательного процесса позволяет сделать вывод о том, что даже, казалось бы, достаточно далёкие от правового обучения студенты, изучающие, в основном, исторические дисциплины, достаточно эффективно разрешают правовые казусы, в том числе и по тем отраслям права, которые не включены в образовательный процесс по их направлению. Разработанный автором алгоритм разрешения правовых ситуаций [7], позволяет научить каждого студента логическому построению цепочки последовательных правоприменительных действия, которые позволяют грамотно подойти к разрешению казуса и найти эффективный и единственно правильный способ защиты конституционных прав и законных интересов участников конкретного правоотношения.

Для выявления степени эффективности использования в образовательном процессе данного практикоориентированного курса проведён хронометраж принятия

57

решений студентами, получающими навыки применения норм различных отраслей права для защиты законных интересов граждан. В процессе данного исследования студентам 3 и 4 курсов с применением методики интерактивной игры (технология «Своя игра») были предложены правовые казусы различной сложности по пяти отраслям права: административное, жилищное, налоговое, образовательное и трудовое право. Первые два вопроса в каждом разделе предполагали знание терминологии разных отраслей права, кроме того, студентами разрешались по три правовых ситуации в каждом разделе игры.

При сравнении результатов, показанных студентами, обучающимися по одинаковым профилям, была выявлена следующая закономерность:

Таблица №1. Результаты хронометража времени разрешения правовых казусов

студентами, изучающими дисциплину «Решение правовых казусов».

Отрасль права Время 3 курс Время 4 курс Время 3 курс Время 4 курс Время 4 курс

Правоведение и правоохранительная деятельность История и право Право

Трудовое право 08:54:39 05:30:32 11:35:45 8:22:26 11:10:32

Жилищное право 04:27:08 12:20:60 3:18:16 11:33:22 13:22:26

Налоговое право 20:58:55 05:26:10 31:14:25 11:55:20 10:55:14

Образовательное право 14:23:06 02:09:13 18:37:33 17:14:20 09:01:25

Административно е право 04:30:27 02:57:23 21:27:15 04:58:25 04:30:27

Общее время разрешения всех казусов игры 48:58:12 28:22:14 1ч.26:11:13 54:02:11 48:58:12

Из данных приведённых в таблице, видно, что, в подавляющем большинстве случаев, время, затраченное студентами разных курсов и разных профилей обучения, более оперативно казусы решали студенты, имеющие больший опыт применения алгоритма разрешения казусов и использования для этого необходимых нормативно-правовых актов. Причём, время, в течение которого были разрешены все поставленные вопросы студентами 3 курса профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность» почти вдвое больше, чем студентами 4 курса (48 мин. 58,12 сек. против 28 мин. 22,14 сек.), чуть менее разница у студентов, обучающихся по профилю «История и право» (1 час 26 мин. 11,13 сек. против 54 мин. 02,11 сек.). В то же время, нельзя не подчеркнуть, что и студенты исключительно правового направления на 2 году изучения дисциплины «Решение правовых казусов», несмотря на отсутствие на занятиях сильных студентов, вполне результативно разрешают правовые казусы: при сравнении времени разрешения казусов, показанному студентами 4 курса разных профилей, правоведы разрешали казусы быстрее, чем студенты, обучающиеся по профилю «История и право» (48 мин. 58,12 сек.), но почти в два раза дольше, чем студенты профиля «Правоведение и правоохранительная дея-

тельность» (28 мин. 22,14 сек.), но опередили студентов профиля «История и право» (54 мин. 02,11 сек.) и студентов 3 курса того же профиля практически в 1,5 раза (1 час 26 мин. 11,13 сек.).

Но насколько правильные ответы давались студентами в процессе данной игры? За каждый полный правильный ответ начислялось по 1 баллу, в случае неполноты ответа балл снижался до 0,5. Представим результаты в таблице:

Таблица №2. Результативность игры (в баллах).

Отрасль права Набранные баллы 3 курс Набранные баллы 4 курс Набранные баллы 3 курс Набранные баллы 4 курс Набранные баллы 4 курс

Правоведение и правоохранительная деятельность История и право Право

Трудовое право 2,5 3 2 5 3

Жилищное право 4,5 4,5 4,5 4 4,5

Налоговое право 4 5 2,5 3,5 4

Образовательное право 5 4,5 3 2,5 3

Административное право 1,5 4,5 0,5 3 3

Общие баллы за разрешение всех казусов игры 17,5 21,5 12,5 18 17,5

Из данных таблицы усматривается, что точность сформулированных ответов студентов 4 курса заметно выше, чем обучающихся 3 курса. Кроме того, выявлена следующая закономерность: в зависимости от профиля обучения результативность повышается, что объясняется, вероятно, объёмом правовых дисциплин в учебных планах (так, результаты, продемонстрированные студентами 3 курса (профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность») оказались равны результатам, показанным студентами 4 курса (профиль «Право») и лишь на 0,5 балла ниже, чем результат, показанный студентами 4 курса (профиль «История и право»).

При проведении анализа вопросов, вызвавших затруднение у студентов, были выявлены следующие закономерности:

Таблица №3. Вопросы, вызвавшие трудности у студентов.

Отрасль права Набранные баллы 3 курс Набранные баллы 4 курс Набранные баллы 3 курс Набранные баллы 4 курс Набранные баллы 4 курс

Правоведение и правоохранительная деятельность История и право История

Трудовое право 2 и 5 2 и 4 2, 3 и 4 2 и 4

Жилищное право -

59

Налоговое право 5 2 и 3 4

Образовательное право 1 3 и 5 5

Административно е право 2 и 3 2 - 5 2 и 4 2 и 5

5 вопросов 2 вопроса 10 вопросов 5 вопросов 5 вопросов

Причём, если учесть, что первые 2 вопроса включали в себя понятия различных отраслей права, то для профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность» у 3 курса возникли сложности с 5 вопросами (2 понятиями трудового и административного права, а также в разрешении казуса средней сложности по административному праву и 2 самых сложных казусов по трудовому и налоговому праву); у 4 курса - не разрешены правильно лишь 2 вопроса из общего числа поставленных 20 (1 понятие и 1 казус средней сложности по трудовому праву). Студенты, обучающиеся по профилям «История» и «Право», допустили в два раза больше ошибок, нежели предыдущие группы, в частности, 3 курс допустили 10 ошибок (4 понятия по трудовому, налоговому, образовательному и административному праву, а также неправильно были разрешены 5 казусов средней сложности по трудовому, налоговому, административному праву и 1 сложный казус по административному праву); студенты 4 курса допустили неправильные ответы по 5 вопросам (лишь 1 ошибку в понятиях административного права, 3 ошибки в решении казусов средней сложности по налоговому, образовательному и административному праву, 1 - в сложном казусе по образовательному праву). Правоведы 4 курса дали неправильные ответы на 5 вопросов (2 ошибки в понятиях трудового и административного права и в решении казуса средней сложности по трудовому праву и в 2 сложных казусах по административному и образовательному праву).

Таблица №4. Объём освоения учебных планов по правовым дисциплинам студентами, участвовавшими в хронометраже по дисциплине «Решение правовых казусов».

Отрасль права Набранные баллы 3 курс Набранные баллы 4 курс Набранные баллы 3 курс Набранные баллы 4 курс Набранные баллы 4 курс

Правоведение и правоохранительная деятельность История и право Право

Правоведение + + + + +

Трудовое право + + - + +

Жилищное право Начали изучать + - - +

Налоговое право - - - - -

Образовательное право - Начали изучать - Начали изучать Начали изучать

Административное Начали изу- + Начали изу- + +

право чать чать

Таким образом, сведения, приведённые в таблице, позволяют сделать вывод о том, что умение применять правовые нормы на практике сформировано в процессе изучения дисциплины «Решение правовых казусов» в разной степени у студентов как 3, так и 4 курсов, независимо от профиля обучения и объёма изученных ими правовых дисциплин, поскольку, имея общие познания в области права, студенты получили компетенции правоприменения, т.е. поиска и нахождения нормы права, необходимой для разрешения конкретного правового казуса, что в условиях доступности справочных правовых систем позволяет даже студентам, обучающимся не по профессии юриста, разрешать возникающие у них проблемы с нарушениями конституционных прав с применением норм права.

Следует также отметить, что подобные выводы применимы и в отношении студентов заочного отделения истории и права, обучавшихся по этой дисциплине, а, кроме того, действенность этого практикоориентированного курса изучалась и при использовании отдельных разделов курса при проведении учебных занятий на факультете математики, информатики и физики, а также по направлениям изучения иностранных языков гуманитарного факультета вуза. Несмотря на то, что будущие педагоги других профилей обучения изучают лишь один предмет правового цикла «Правоведение», тем не менее, пользуясь алгоритмом разрешения казусов, разработанным автором данной статьи, студенты вполне успешно разрешают правовые казусы. Причём, около 80 % студентов отметили, что, в случае возникновения в их жизни проблем, связанных с применением норм права, первоначально постараются разобраться в ситуации самостоятельно.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» подчёркивается, что «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов» [2]. Данные результаты позволяют сделать вывод, что включение в учебный процесс высших учебных заведений дисциплины «Решение правовых казусов» позволит существенно повлиять на формирование у студентов разных профилей обучения компетенции практического применения правовых знаний для защиты нарушенных конституционных прав и их законных интересов. И, если уж данная дисциплина доказала свою эффективность в образовательном процессе педагогического вуза, то, представляется рациональным её использование в образовательном процессе как юридических вузов, так и вузов других направлений подготовки, поскольку правильное комплексное решение правовых казусов в процессе изучения правовых дисциплин позволяет сформировать уверенность студента в своих силах, а также преодолеть психологический барьер использования полученных знаний в жизни, т.е. практико-ориентированный характер правового обучения - залог эффективности образовательного процесса.

Список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1011918/koncepciya-fcp-razvitiya-obrazovaniya-2016-2020. (дата обращения 17.04.20l8).

61

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 // Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/osnovv-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (дата обращения 17.04.2018).

3. Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи ГЭлектронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. N 994) // Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70288754/paragraph/15:0 (дата обращения 17.04.2018).

4. Российская Федерация. Законы. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 (ред. от 28.11.2015) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ (дата обращения 17.04.2018)

5. Соколова Н. В. Живое право: учебно-методический комплекс для подготовки стажёров юридических клиник Курганской области (в 2 частях) : Шадринск: Изд-во ОГУП, Шадринский Дом Печати», 2016.

6. Соколова Н. В. Правовые казусы и способы их решения : практикум. В 2 ч. - Шадринск: ШГПУ, 2016.

7. Соколова Н. В. Формирование компетенции правоприменения у будущих учителей при изучении правовых дисциплин на основе практикума Правовые казусы и способы их решения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - С. 28-34. [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458889 (дата обращения 17.04.2018).

Sokolova N. V. The experience of legal clinics of higher educational establishments for the protection of the constitutional rights of citizens as the possibility of increasing the practical orientation of the educational process // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. -2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 55-62.

The current legislation provides for the need to create legal clinics in all legal institutions of higher learning, without imposing such a duty on educational institutions. However, in a number of Russian universities that train pedagogical personnel, legal clinics have existed for a long time, including Shadrin State Pedagogical University. The activities of legal clinics provide great opportunities for students in the formation of skills in the use of various legal acts in the protection of constitutional rights of citizens. The article deals with the problems of the effectiveness of practical-oriented instruction on the basis of incidents, solved by students-trainees of the Legal Clinic of the ShGPU. The author studies the results of introducing a practical course "The solution of legal incidents" in educational process of a pedagogical university, containing legal situations connected with violation of the constitutional rights of citizens.

Keywords: Constitution, protection of constitutional rights of citizens, legal clinic, practice of law enforcement, educational process.

Spisok literatury

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [EHlektronnyj resurs]: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r // Rezhim dostupa: http://www.docme.ru/doc/1011918/koncepciva-fcp-razvitiva-obrazovaniva-2016-2020. (data obrash-cheniya 17.04.2018).

2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoz-naniya grazhdan [EHlektronnyj resurs]: utv. Prezidentom RF 28.04.2011 N Pr-1168 // Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (data obrashcheniya 17.04.2018).

3. Poryadok sozdaniya obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami vysshego professional'nogo obrazovaniya yuridicheskih klinik i poryadok ih deyatel'nosti v ramkah negosudarstvennoj sistemy okazaniya besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi [EHlektronnyj resurs]: utv. prikazomMinisterstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 noyabrya 2012 g. N 994) // Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/70288754/paragraph/15:0 (data obrashcheniya 17.04.2018).

4. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 324-FZ (red. ot 28.11.2015) // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ (data obrashcheniya 17.04.2018)

5. Sokolova N. V. ZHivoe pravo: uchebno-metodicheskij kompleks dlya podgotovki stazhyorov yuridicheskih klinik Kurganskoj oblasti (v 2 chastyah) : SHadrinsk: Izd-vo OGUP, SHadrinskij Dom Pechati», 2016.

6. Sokolova N. V. Pravovye kazusy i sposoby ih resheniya : praktikum. V 2 ch. - SHadrinsk: SHGPU, 2016.

7. Sokolova N. V. Formirovanie kompetencii pravoprimeneniya u budushchih uchitelej pri izuchenii pravovyh disciplin na osnove praktikuma Pravovye kazusy i sposoby ih resheniya // Uchenye zapiski Krymskogo feder-al'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. - 2016. - T. 2 (68). № 4. - S. 28-34. [EHlektronnyj resurs] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458889 (data obrashcheniya 17.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.