Научная статья на тему 'Обучающая функция юридической клиники'

Обучающая функция юридической клиники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАКОН О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / TRAINING / INTERNSHIP / CLINICAL TECHNOLOGY / LAW ABOUT FREE LEGAL AID / TRAINING OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Ксения Олеговна, Котряхов Николай Васильевич

Актуальность проводимого исследования объясняется тем, что на этапе активного распространения юридических клиник в системе юридического образования они не имели единого статуса и организовывались в разных, зачастую взаимоисключающих, форматах. Противоречие между социально ориентированными (юридическая помощь малоимущим гражданам) и сугубо обучающими целями (практическая составляющая образовательных программ) деятельности юридических клиник обострилось в период вступления в силу Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и сохраняется по сей день. Проводимое исследование ставит задачу обосновать обучающую функцию юридической клиники как ключевую. В формате настоящей статьи освещены отдельные положения проводимого исследования. Цель статьи – показать основания к разрешению противоречия между тенденциями функционирования юридической клиники в системе бесплатной юридической помощи населению и потребностью вузов реализовывать на базе юридических клиник сугубо обучающие программы, не связанные доминантой социального заказа. При проведении исследования были использованы такие методы, как метод теоретического анализа, метод синтеза и абстрагирования; системно структурный метод; аксиоматический метод; метод моделирования. В результате проведенного исследования была уточнена категория «функция» и спроецирована на задачи деятельности юридических клиник. Понятие «обучающая функция» определено как ожидаемая внешними потребителями услуг юридического вуза область деятельности юридической клиники по оптимизации практической подготовки будущих юристов. Также в актуальном для современной системы юридического образования контексте употреблены термины «программа практики», «программа клинического обучения». В рамках исследования предпринято комплексное изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; проведен анализ нормативных документов. Сущность юридической клиники рассмотрена в единстве правозащитного и обучающего компонентов. Показано, что доминирование учебного компонента отличает юридическую клинику от прочих организаций и структур в системе бесплатной юридической помощи населению. Статья может представлять интерес для соискателей ученых степеней в сфере теории и практики профессионального образования; для профессорско-преподавательского состава юридических вузов, занимающегося развитием систем практической подготовки будущих юристов; а также для социальных инвесторов, заинтересованных в продвижении актуальных технологий подготовки высококомпетентных специалистов юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающая функция юридической клиники»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 170221 2017, № 12 (декабрь) УДК 378.147

Обучающая функция юридической клиники

Ситникова Ксения Олеговна1

Вятский государственный университет, Киров, Россия novikova_k.o@mail.ru

Котряхов Николай Васильевич2

Вятский государственный университет, Киров, Россия n248kirov@gmail.com

Аннотация. Актуальность проводимого исследования объясняется тем, что на этапе активного распространения юридических клиник в системе юридического образования они не имели единого статуса и организовывались в разных, зачастую взаимоисключающих, форматах. Противоречие между социально ориентированными (юридическая помощь малоимущим гражданам) и сугубо обучающими целями (практическая составляющая образовательных программ) деятельности юридических клиник обострилось в период вступления в силу Федерального закона № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и сохраняется по сей день. Проводимое исследование ставит задачу обосновать обучающую функцию юридической клиники как ключевую. В формате настоящей статьи освещены отдельные положения проводимого исследования. Цель статьи - показать основания к разрешению противоречия между тенденциями функционирования юридической клиники в системе бесплатной юридической помощи населению и потребностью вузов реализовывать на базе юридических клиник сугубо обучающие программы, не связанные доминантой социального заказа. При проведении исследования были использованы такие методы, как метод теоретического анализа, метод синтеза и абстрагирования; системно-структурный метод; аксиоматический метод; метод моделирования. В результате проведенного исследования была уточнена категория «функция» и спроецирована на задачи деятельности юридических клиник. Понятие «обучающая функция» определено как ожидаемая внешними потребителями услуг юридического вуза область деятельности юридической клиники по оптимизации практической подготовки будущих юристов. Также в актуальном для современной системы юридического образования контексте употреблены термины «программа практики», «программа клинического обучения». В рамках исследования предпринято комплексное изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; проведен анализ нормативных документов. Сущность юридической клиники рассмотрена в единстве правозащитного и обучающего компонентов. Показано, что доминирование учебного компонента отличает юридическую клинику от прочих организаций и структур в системе бесплатной юридической помощи населению. Статья может представлять интерес для соискателей ученых степеней в сфере теории и практики профессионального образования; для профессорско-преподавательского состава юридических вузов, занимающегося развитием систем практической подготовки будущих юристов; а также для социальных инвесторов, заинтересованных в продвижении актуальных технологий подготовки высококомпетентных специалистов юридического профиля.

Ключевые слова: клиническая технология, обучение, учебная практика, закон о бесплатной юридической помощи, подготовка юристов.

Поступила в редакцию Received 28.09.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.10.2017

Принята к публикации Accepted for publication 05.12.2017 Опубликована Published 08.12.2017

1 Ситникова Ксения Олеговна, аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

2 Котряхов Николай Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

Введение

Юридические клиники относительно новое явление в современной системе юридического образования, которое возникло на стыке социально ориентированной политики государства и задач развития практического компонента подготовки юристов в вузах. Изначальная разнородность возложенных на юридические клиники функций привела к тому, что на сегодняшний день нет единых подходов к пониманию сущности юридических клиник, определению их ключевых функций и их роли в реализации основных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки.

Достаточно остро указанная проблема обозначилась в период вступления в силу Федерального закона от № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1], в рамках которого юридические клиники стали частью негосударственной системы бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения.

На первое место стали выдвигаться такие задачи деятельности юридических клиник, как консультирование граждан на безвозмездной основе; разъяснение обратившимся гражданам порядка защиты их прав и законных интересов; осуществление правовой просветительской работы; выступление по отдельным юридическим вопросам в средствах массовой информации; распространение положительного опыта правовой социально полезной деятельности молодежи [2]. Те же задачи юридических клиник, которые вытекали из ее обучающих функций: содействие адаптации студентов к дальнейшей профессиональной деятельности; развитие профессионально значимых компетенций, ушли на второй план.

Противоречие между ролью юридической клиники в реализации социальной политики государства и несформированностью единой (общепринятой) организационной модели юридической клиники как функционального звена процесса прак-тико-ориентированной подготовки будущих юристов усилилось. Остро встали вопросы уточнения сущности термина «юридическая клиника», систематизации и обоснования ее базовых функций.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Одни ученые, например О. М. Алехина [3], А. Н. Беликов [4], Г. Н. Комкова [5], видели в юридической клинике инструмент социальной политики государства, полагая ее главной целью осуществление на безвозмездной основе консультирования граждан и ведение правовой просветительской работы. Другие, к примеру Е. Н. Абрамова [6], утверждали, что функции бесплатной юридической помощи населению могут осуществлять субъекты, не связанные с образовательными программами вузов, а юридические клиники должны сконцентрироваться на обучении студентов профессиональным навыкам.

В аспекте согласования разнородных функций юридической клиники названную проблему осветил С. А. Балашенко [7], показав, что неоправданное доминирование обучающей функции приводит к «отсроченной корректировке социальной реальности» профессионального опыта студентов-клиницистов, когда они станут практикующими юристами в полном смысле слова. Аналогичной точки зрения придерживается Т. Н. Ильина [8], считая, что деятельность юридической клиники должна «складываться из двух направлений: образовательного и социального», комбинация которых различна в каждой конкретной клинике. Отсутствие универсальной модели юридической клиники

ученые полагают закономерным и допускают существование ее различных организационных форм: начиная от комплексной учебной программы и особой методики обучения, заканчивая самостоятельным структурным подразделением вуза, специализирующимся на оказании консультационных юридических услуг населению.

Характерны обращения ученых к мировому опыту функционирования юридических клиник, к примеру, опыту американских вузов, где работа студента в юридической клинике заменяет производственную практику. Для этого создаются специальные учебные программы, ориентированные на получение студентами опыта ведения дел в суде, работы с клиентами, составления юридических документов [9]. В Германии модернизация юридического образования привела к большей практической направленности профессиональной подготовки студентов, средством организации их индивидуального профессионального опыта стали новые подходы к оценке результатов обучения. Сформирована многоступенчатая система оценивания: промежуточные и итоговые тесты, письменные творческие работы (например, составление комментированного проекта договора), письменные аудиторные и домашние зачетные работы, подготовка письменной или устной речи для выступления в учебном судебном процессе. Такая система оценивания имеет четко сформулированные критерии выставления баллов. Акцент делается не на механическом запоминании и исполнении заученного, как в российских вузах, а на анализе и творческой интерпретации судебных прецедентов [10].

Анализируя зарубежный опыт осмысления практик подготовки юристов надо отметить то внимание, которое ученые уделяют самому феномену права, единству его либертарных и регламентирующих аспектов. Так, в теории немецкого административного права частное и публичное право разграничены по видам субъектов [11]; венгерские правоведы считают, что, когда источники права еще не были закреплены формально, уже существовал особый установленный порядок поведения, который был действительным [12]; американский правовед Лон Фуллер указывает на непротиворечивость и общий характер правовых норм [13], что обязывает обучать юристов как проводников высшей морали, а не только трансляторов права.

Несмотря на разность подходов к пониманию сущности и ключевых функций юридической клиники, отечественные и зарубежные ученые однозначны в констатации ее роли как ресурса формирования у будущих юристов профессиональных компетенций. В целом ряде публикаций по этому вопросу (И. С. Андреечев [14], Е. В. Коржуева [15], М. В. Немытина [16] и др.) подчеркивается, что юридическая клиника обеспечивает студентам опыт осознания себя в реальном взаимодействии с клиентом, в адресной работе с правовой информацией по составлению юридических документов и принятию решений.

На уровне диссертационных исследований вопрос функционирования юридических клиник изучен менее глубоко, хотя отдельные работы заслуживают внимания. Например, исследование Л. Х. Гайтовой по практико-ориентированному обучению студентов-юристов в условиях юридической клиники [17]; исследование Л. В. Моки-ной по использованию ситуационных заданий как средства формирования социальной ответственности у будущих юристов [18]; исследование А. А. Таовы по формированию коммуникативной компетентности будущих юристов в образовательном процессе современного вуза [19]; исследование А. Л. Теймуразяна по формированию профессионально значимых личностных качеств будущих юристов [20].

В практической плоскости проблемы функционирования юридических клиник основное внимание уделено освещению проблемы регулирования юридических клиник

законом о бесплатной юридической помощи и вытекающей отсюда проблемы приоритетности образовательных целей создания юридических клиник как участников системы бесплатной юридической помощи населению. К примеру, Е. Н. Абрамова указывает на то, что сферы деятельности центров бесплатной юридической помощи, создаваемых при органах исполнительной власти, и юридических клиник не могут совпадать, как это устанавливает п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 24 Закона № 324-Ф3. Сфера деятельности центра бесплатной юридической помощи, - пишет Е. Н. Абрамова, - определяется исходя из общих требований к оказанию юридических услуг, а сфера деятельности юридической клиники - из требований к организации высшего образования [21].

Суммарный взгляд на рассматриваемую проблему позволяет заключить, что между тенденцией к закреплению юридической клиники в системе бесплатной юридической помощи населению и потребностью вузов реализовывать на базе юридической клиники сугубо обучающие программы, не связанные доминантой социального заказа, существует достаточно сильное противоречие. Именно это противоречие подтверждает актуальность нашего исследования и выдвигает в качестве первоочередной задачи определение сущности юридической клиники в единстве правозащитного и обучающего компонентов и обоснование обучающей функции юридической клиники как ключевой.

Методологическая база исследования

В исследовании функций юридической клиники мы основывались на комплексе научно-теоретических положений и взглядов, а именно:

- философском и социологическом понимании категории права (А. Ф. Закомли-стов [22], С. В. Нарутто [23], И. И. Фихте [24] и др.);

- освещенных в науке вопросах профессионального юридического образования (Ю. А. Дмитриев [25], А. М. Столяренко [26] и др.);

- исследованиях по проблеме подготовки будущих юристов в вузе (Э. Ф. Жалин-ский [27] и др.);

- теории деятельностного подхода в образовании (Е. А. Климов [28], Н. В. Котря-хов [29] и др.);

- дидактике высшей школы (В. А. Сластенин [30], В. Д. Шадриков [31] и др.).

В ходе исследования применялись следующие методы: метод теоретического анализа, метод синтеза и абстрагирования; системно-структурный метод; аксиоматический метод; метод моделирования.

Результаты исследования

Согласно полученным научно-теоретическим данным, мы пришли к заключению, что сущность юридической клиники не имеет завершенного понимания из-за неоднородности присваиваемых ею функций и отсутствия централизованных требований к содержанию и регламенту деятельности. С учетом этого мы охарактеризовали юридическую клинику как специализированное структурное подразделение вуза, организующее практическую подготовку будущих юристов в условиях привлечения их к реальной юридической деятельности, и выдвинули ключевой функцией юридической клиники функцию обучения.

Мы показали, что внешние, социально обусловленные функции должны считаться обслуживающими (сервисными), необходимыми для полноценной реализа-

ции программ клинического обучения. В зависимости от потенциала вуза и региональной политики юридическая клиника может быть клиникой общей практики или специализироваться на каком-то отдельном направлении права.

Одним из ведущих аргументов выделения обучающей функции юридических клиник как ключевой мы сочли опыт отдельных профилированных юридических вузов по закреплению юридических клиник в плоскости учебной практики студентов.

В качестве примера приведем приказ руководителя Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) от 11.01.2016 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения практики студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования». Данным документом устанавливаются различия между учебной и производственной практиками. Учебная практика определяется как «вид учебной деятельности, непосредственно ориентированный на практическую подготовку обучающихся и приобретение ими опыта профессиональной деятельности по образовательной программе; имеет своей целью закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для основных видов будущей профессиональной деятельности» [32].

В обозначенном документе аналогичным образом определяется и производственная практика, т. е. указывается на ее задачу закреплять профессиональные компетенции и готовить будущего юриста к осуществлению профессиональной деятельности. При этом, однако, юридические клиники исключены из мест организации производственной практики.

Сам факт того, что юридические клиники предусматриваются названным документом исключительно в рамках учебной практики и не распространяются на организацию практики производственной, подчеркивает обучающие функции юридических клиник. Учитывая, что такое решение предлагается одним из ведущих юридических вузов России, политика которого авторитетна и может рассматриваться как выражение приоритетных тенденций в развитии высшего юридического образования, мы вправе сделать вывод о целесообразности выделять ключевой функцией юридической клиники обучающую и на этой основе характеризовать оптимальный состав практико-ориентированной подготовки будущих юристов.

Если принять как исходное положение о том, что практика имеет сильнейший обучающий потенциал, то мы должны будем раскрыть, каким образом в процессе практики субъект активизирует наличный уровень знаний и умений и опосредует глубоко индивидуальные мотивы формирования и развития практических умений и навыков.

Необходимо учитывать, что в современной науке понятие умений и навыков близко понятию «компетенция». На это обращает внимание А. М. Новиков, подчеркивая, что из-за отсутствия в английском языке эквивалента слову «умения» западная наука в 70-х годах прошлого века в рамках проблемы деятельностной направленности образования воспользовалась именно понятием «компетенция» [33].

В компетентностном формате умения определяются как сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Очевидно, что проекция ком-петентностного формата умений на сущность учебной практики студентов значима настолько, насколько мы понимаем умение как основанный на совокупности знаний и освоенный человеком способ выполнения действий, овладение способами и приемами применения усвоенных знаний на практике.

Умения, доведенные до автоматизма, принято считать навыком. По мысли С. Л. Рубинштейна [34], именно в процессе практического использования умение приобретает операциональные характеристики. Если на начальном этапе умение выражается в виде усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), то в ходе опосредования на практике оно приобретает характер правильно выполняемого действия, т. е. навыка. Практика в этом ключе есть универсальная основа достижения компетент-ностного формата образовательных результатов обучающихся на любом уровне образования. Однако только применительно к высшему образованию статус практики имеет нормативно-правовое закрепление, вызванное последовательным внедрением в систему высшего образования компетентностной модели обучения.

Общий вывод о потенциальной доминанте обучающей функции юридических клиник обязывает нас подчеркнуть, что мы ведем речь именно об обучающей функции юридической клиники, а не о функции обучения как такового. При этом мы понимаем, что категория обучения выступает здесь ведущей и мы принимаем в расчет, что в педагогической литературе обучение трактуется как целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Изложенное понимание концепта «обучение» помогло нам адресно подойти к осмыслению различных функций юридической клиники:

- проведение разъяснительной работы и оповещение граждан о работе клиники;

- осуществление приема граждан и предоставление юридических заключений и правовых консультаций;

- осуществление правовой экспертизы документов, составление письменных справок, подбор нормативных актов по запросу клиента;

- подготовка писем, обращений, заявлений и т. д. от имени обратившихся граждан;

- предоставление иных услуг юридического характера, отвечающих целям и предмету деятельности юридической клиники;

- организация изучения и анализ юридической практики, в том числе документов судебных и правоохранительных органов;

- организация мероприятий по правовому информированию;

- ведение профориентационной, консультационной, методической и воспитательной работы; содействие в профессиональной адаптации студентов;

- сотрудничество и обмен опытом с аналогичными юридическими клиниками;

- сотрудничество с правоохранительными, судебными, государственными и муниципальными органами и правозащитными организациями [35].

Очевидно преобладание функций, имеющих вовне ориентированные цели. Последовательность перечисления функций и объем представленности в нем целей клинического обучения студентов говорят о преобладании задач, прямо не связанных с практико-ориентированной подготовкой будущих юристов.

Те задачи, которые должны были отражать обучающую функцию юридической клиники (содействие адаптации студентов к дальнейшей профессиональной деятельности; развитие профессионально значимых компетенций и т. п.), представлены вторым планом. В качестве основной цели деятельности юридической клиники заявлено:

- создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи,

оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Законом РФ о бесплатной юридической помощи, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;

- правовое просвещение и повышение уровня правовой культуры населения;

- формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи посредством их участия в решении социально значимых проблем общества путем проведения ими личного приема социально незащищенных (малоимущих) граждан и оказания им правовой помощи на безвозмездной основе [36].

Приведенный пример показывает, насколько существенным оказалось противоречие между ролью юридической клиники в реализации социальной политики государства и несформированностью единой (общепринятой) организационной модели юридической клиники как функционального звена процесса практико-ориентиро-ванной подготовки будущих юристов (последнее поставлено в документе далеко не на первое место).

На сегодняшний день указанное противоречие сохраняется, несмотря на то что ученые стали выражать убеждение в приоритетности образовательных целей создания юридических клиник.

Сущность обучения заключается в реализации процесса целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. В единстве деятельности «преподавание - учение» заключается основная функция обучения.

Показательно, что наука предлагает выводить определение обучения через социальный заказ как «общественную цель». Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы за оптимальный срок наилучшим образом научить молодое поколение тому содержанию социального опыта, которое необходимо для воспроизведения и развития общества. Обучение знаниям, регламентированным способам деятельности и творческой деятельности в совокупности обеспечивает умственное развитие. Содержание изучаемого, включающее и опыт создания нового, составляет содержание интеллектуального развития.

Отстаивая приоритетность обучающей функции юридической клиники, мы учитывали подход к обучению, при котором образование выступает результатом обучения, а обучение является основным путем образования [37]. Также мы отмечали интегрированную сущность обучения, которую подчеркивал В. А. Сластенин, анализируя тенденции развития профессионального образования на рубеже Х1Х-ХХ веков. По мнению ученого, цель обучения - саморазвитие, самосовершенствование; обучение должно основываться на осмыслении конкретных ситуаций, а знания о мире должны приобретаться в деятельности, имитирующей будущую профессиональную работу [38].

По отношению к образовательному процессу высшей школы понятие обучения используется как инструментальное, подчиняемое целям профессиональной подготовки студентов. В тексте Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам

бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры термин «обучение» прямо или косвенно используется в регламентации следующих составляющих высшего образования:

- формы обучения (п. 6);

- результаты обучения (п. 14);

- виды учебной деятельности (п. 16);

- учебные занятия (п. 18);

- учебно-методическое обеспечение (п. 18) [39].

Принимая во внимание, что предыдущий закон об образовании (от 10.07.1992 № 3266-1) не содержал определения обучения (равно как и образования, воспитания и др.), мы можем сделать вывод об институционализации обучения как базовой категории отечественной системы образования и рассматривать обучающую функцию как функцию, опосредующую цели практико-ориентированной подготовки будущих юристов в современном вузе.

Заключение

Таким образом, мы приходим к заключению, что эффективность практико-ори-ентированной подготовки будущих юристов на базе юридической клиники необходимо связывать не только с организационно-правовым статусом юридической клиники в образовательной среде вуза, но и с механизмами интеграции клинического обучения в основную образовательную программу по направлению подготовки. С учетом специфики задач клинического обучения и их непосредственной связи с социальным заказом на юридическую помощь гражданам обучающая функция юридической клиники является ключевой.

Обязательной составляющей клинического обучения должен стать компетент-ностный формат планирования и оценки результатов освоения программы, а также индивидуализация требований к выполнению практических заданий, включая выполняемые в ходе клинической подготовки выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации.

Предпринятое нами исследование имеет перспективы быть развернутым в таких плоскостях юридического образования, как социальное партнерство и межинституциональная кооперация субъектов юридической деятельности; совершенствование этической подготовки будущих юристов и обеспечение наставничества как условия индивидуализации практической подготовки будущих юристов.

Ссылки на источники

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации - Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8.

2. Алехина О. М. Проблемы становления механизма оказания бесплатной юридической помощи в субъектах РФ // Механизм оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Тамбов, 20 июня 2013 г. - Тамбов, 2014. -С. 52-58.

3. Там же.

4. Правовые основы деятельности Юридической клиники РГСУ и практика оказания юридической помощи гражданам / Юридическая клиника «Центр правовой помощи населению»; [авт.-сост. А. Н. Беликов, А.Ф. Корса-ненкова]. - М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2015. - 99 с.

5. Комкова Г. Н. Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, преподавателей, практических работников (29-30 сентября 2015 г.) / Саратовская обл. Дума. - Саратов: Саратовский источник, 2015. - 147 с.

6. Абрамова E. H. О некоторых проблемах эффективности регулирования юридических клиник законом о бесплатной юридической помощи II Всероссийская научно-практическая конференция «Юридические клиники в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» | под общ. ред. А. H. Mячина. - СПб.: Санкт-Петербургский университет им. В. Б. Бобкова, 2013. - 242 с.

7. Обучение в юридической клинике (правовые основы, методики, юридическая техника и практикум) I С. А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С. А. Балашенко. - Mинск: ГИУСТ БГУ, 2008. - 408 с.

8. Ильина Т. H., Артемьева И. В. Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние II Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 3. - С. 107-113.

9. Сравнительно-педагогический анализ профессиональной подготовки юристов в России и за рубежом. - URL: studopedia.ru >4_145306...analiz...podgotovki-yuristov.

10. Там же.

11. Maurer H. Allgemeines Verwaltungsrecht. 13. Aufl. - München: Beck, 2000. - S. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Varga C. Validity || Acta Juridica Hungarica. - 2000. - 41 Nos 3 4. - Р. 15б.

13. Фуллер Л. Л. Mораль права. - M.: Ирисэн, 2007.

14. Андреечев И. С. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России: учеб. пособие I Амер. ассоц. юристов. - M.: Дело, 2003. - 302 с.

15. Коржуева E. В. Бесплатная юридическая помощь: взаимодействие H^, юридических клиник и органов власти Калужской области: сб. материалов Mежрегион. круглого стола (г. Калуга, 22 апреля 2014 года) | Уполномоченный по правам человека в Калужской обл., Калужский фил. Федерации. - Калуга: Эйдос, 2014.

16. Hемытина M. В. Программы клинического юридического обучения = The Programs of clinical legal education: учеб.-метод. пособие | Регион. обществ. орг. «Центр содействия проекту правовой реформы Сарат. обл.»; под ред. M. В. Hемытиной. - Саратов: Hауч. кн., 2004. - 290 с.

17. Гайтова Л. Х. Практико-ориентированное обучение студентов-юристов в условиях юридической клиники в традициях наставничества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Владикавказ, 2014. - 209 с.

18. Mокина Л. В. Ситуационные задания как средство формирования представлений о социальной ответственности у будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Eкатеринбург, 2007. - 2015 с.

19. Таова А. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов в образовательном процессе современного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Владикавказ, 2011. - 173 с.

20. Теймуразян А. Л. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти, 2014. - 258 с.

21. Абрамова E. H. Указ. соч. - С. 5.

22. Закомлистов А. Ф. Юридическая философия. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 548 с.

23. Hезнамова З. А. Роль государственных стандартов юридического образования в подготовке юристов II Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2001. - № 1. - С. 217-221.

24. Фихте И. И. Сочинения: в 2 т. Т. 1. - СПб.: Mифрил, 1993. - 798 с.

25. Дмитриев Ю. А. Юридическая педагогика. - M.: Деловой двор, 2008. - 205 с.

26. Столяренко А. M. Юридическая педагогика: курс лекций. - M.: Ассоциация авторов и издателей «ТАHДEM» : Изд-во «ЭШОС», 2000. - 496 с.

27. Жалинский А. Э. Основы профессиональной деятельности юриста. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та, 1995.

28. Климов E. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. - M.: Академия, 2004. - 304 с.

29. Котряхов H. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу: история и современность. - Киров: MИУ, 2005. - 182 с.

30. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов E. H. Педагогика: учеб. пособие для вузов. - M.: Академия, 2002. - 567 с

31. Шадриков В. Д. Hовая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентность^ подход II Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

32. О внесении изменений в Положение о порядке проведения практики студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования: приказ руководителя MГЮА Университет им. О. E. Кутафина от 11.01.2015.

33. Hовиков А. M. Mетодология учебной деятельности. - M.: Эгвес, 2005. - 176 с.

34. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - M.: Hаука, 1997. - 191 с.

35. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России I И. С. Андреечев, H. А. Баиева, Л. А. Воскобитова; Американская ассоциация юристов. Программа правовых инициатив для стран Центральной Eвропы и Eвразии (ABA CEELI). - M.: Дело, 2003. - 304 с.

36. Там же.

37. Краевский В. И., Бережнова E. В. Mетодология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд., стер. - M.: Изд. центр «Академия», 2008. - С. 57.

38. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Указ. соч. - С. 129.

39. Об утверждении и введении в действие Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367.

Ksenia O. Sitnikova,

Post-graduate Student, Vyatka State University, Kirov, Russia

novikova_k.o@mail.ru

Nikolai V. Kotrykhov,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogics Chair, Vyatka State University, Kirov, Russia

n248kirov@gmail.com

Educational function of juridical clinic

Abstract. The relevance of the study is due to the fact that at the stage of juridical clinics active proliferation in legal education, they have not had a unified status and were organized in different, often mutually exclusive, formats. The contradiction between the social (legal assistance to citizens with low-income) and purely educational purposes (practical component of educational programs) of legal clinics activities has escalated in the period of the Federal Law № 324 "About free legal aid in the Russian Federation" entering into force and it still persists. This research tries to justify the educational function of juridical clinic as a key one. The format of this article highlights some provisions of ongoing research. The purpose of this article is to show reasons to the resolution of the contradiction between the tendencies of juridical clinics functioning in the system of free legal aid to the population and the need for universities to implement on the basis of juridical clinics purely educational programs with non-dominant social function. The study used such methods as a method of theoretical analysis, a method of synthesis and abstraction, a systemic structural method; an axiomatic method; a modeling method. In the result of the study the category "function" was better specified and projected on juridical clinics activities purposes. The concept of "educational function" is defined as the expected by external consumers of law school services area of juridical clinic activity for the optimization of future lawyers practical training. Also, the terms " practice program ", "clinical learning program" are used in the context relevant to modern system of legal education. Within the study framework, thorough examination of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature on the research problem and analysis of the normative documents were made. The essence of the juridical clinic is considered in the unity of human rights defense and educational components. It is shown that the dominance of the educational component distinguishes juridical clinic from other organizations and institutions in the system of free legal aid to the population. The article may be interesting for scientific degrees competitors in the field of the theory and practice of professional education; for the teaching staff of law schools engaged in the development of future lawyers practical training system; and for social investors interested in the promotion of relevant technologies for the preparation of highly qualified specialists of juridical professions.

Key words: clinical technology, training, internship, law about free legal aid, training of lawyers.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Ситникова К. О., Котряхов Н. В. Обучающая функция юридической клиники //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - С. 236245. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170221.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ситникова К. О., Котряхов Н. В., 2017

977230412017312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.