Отдельные вопросы деятельности юридических клиник в России
ник материалов семинара по обмену опытом / под общ. ред. А.Ю. Некрасова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - С. 43-53
5. Киричков И. Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в органах ФСКН России // Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов семинара по обмену опытом: [в 2 ч.] / под общ. ред. С.В. Иванова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - Ч. 1. - С. 92-98.
6. КурдюковА.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений в сере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: лекция. - М.: Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. - 40 с.
7. Шибков В.Г., Бородулин Д.В. О практике прокурорского надзора за исполнением законов при раскрытии преступлении и расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Следственная практика: научно-практический сборник. - М., 2012. - № 186. - С. 152-158.
УДК 347
Артюшина Ольга Николаевна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ
На основе изучения и анализа правовых основ деятельности юридических клиник и практики их реализации в статье рассматривается значение юридического клинического образования как основы формирования будущего юриста-профессионала. С каждым годом количество пунктов оказания бесплатной юридической помощи посредством деятельности юридических клиник возрастает. При этом различны условия деятельности таких клиник, качество оказываемых консультаций, а также заинтересованность руководства ВУЗов в обеспечении необходимых условий для достижения основных целей столь значимого направления. На сегодняшний день сложно переоценить значимость практики в юридической клинике для будущих юристов. При этом до сих пор существуют определённые проблемы реализации целей клинического образования, определённых законом.
Ключевые слова: юридическая клиника, практика, бесплатная помощь, консультация, образование.
В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8] законодатель отдельную норму посвящает юридическим клиникам. В том числе законодателем определены цели юридических клиник, а именно:
- правовое просвещение населения;
- формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи;
- оказание бесплатной юридической помощи.
Отметим, что в дореволюционной России основой деятельности подобных клиник выступала именно образовательная цель. Представляется, что данная цель должна быть основной среди прочих и на сегодняшний день.
Кроме того, основным отличием деятельности юридических клиник от деятельности различного рода общественных приёмных выступает именно цель, направленная на обучение студентов навыкам практической деятельности. Поэтому и используется название «клиника» вслед за медицинскими клиниками, в которых студенты-медики приобретают практические навыки оказания медицинской помощи [4].
В.А. Дёмин, В.В. Гущин и В.С. Никольский справедливо отмечают, что одной из основных проблем качества юридического образования выступает неготовность выпускников юридических вузов и факультетов к практической работе. Зачастую они не умеют составлять юридические
документы, не владеют навыками опроса, выступления в суде и т.д. При этом, довольно часто владея хорошими знаниями законов, теоретических положений, не могут проанализировать, сопоставить и применить их. Учебная и производственная практика, особенно в последнее время, не позволяет в полной мере применить полученные знания в период её прохождения и носит скорее «наблюдательный» характер [2].
И.Н. Лукьянова отмечает, что большинство современных российских юридических клиник выдвигает в качестве основной цели социально значимую деятельность - оказание бесплатной юридической помощи. При этом для полноценной образовательной работы по развитию у студентов умений и практических навыков у клиник, как правило, недостаточно ни преподавательских, ни методических, ни финансовых ресурсов. Во многих клиниках отсутствует учебный курс, предваряющий работу с реальными посетителями. Для контролирующих деятельность клиник органов в большинстве своём единственным критерием работы является количество проконсультированных посетителей. В рамках практики в клиниках, как правило, не подвергается оценке качество образовательной деятельности [4].
С.В. Нарутто верно отмечает, что клиническое образование хорошо вписывается в концепцию модернизации высшего профессионального юридического образования, которая предполагает компетентностный подход к обучению и воспита-
© Артюшина О.Н., 2016
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016
249
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нию, понимаемый как формирование у студентов профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств специалиста, среди которых культура системного профессионального мышления, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, стремление к самообразованию и саморазвитию, ответственность, организаторские и лидерские качества, гибкость мышления, оптимальный стиль профессионального поведения, умение представлять свои личностные и профессиональные качества. При этом именно приобретение студентами основ профессиональных умений и навыков является самым ценным в клиническом образовании [5].
Действующие Приказы Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 [6] и от 14.12.2010 № 1763 [7] не предусматривают обязанность вуза создавать юридические клиники. При этом отметим, что одним из критериев оценки вуза при общественной аккредитации Ассоциацией юридического образования является участие вуза в оказании бесплатной юридической помощи, наличие и эффективность деятельности юридической клиники [3].
Представляется, что практика в юридической клинике для студентов служит не только базой для получения практических навыков, но и определённым стимулирующим критерием для получения теоретических знаний.
По справедливому замечанию М. Бочаровой, клиника впервые даёт студенту представление о том, что проблемы, возникающие в жизни людей, в своем генезисе и развитии не подчиняются законам формирования и функционирования права, чем совсем не похожи на задачи на практических занятиях по отраслевым дисциплинам. Проблема «из жизни» в каждом случае возникает как многоаспектная задача, требующая юридического оформления, либо запутанный конфликт, в котором не усматриваются наборы юридических фактов из гипотезы той или иной конкретной юридической нормы. Проблему или конфликт сначала надо структурировать, а уж затем квалифицировать при помощи инструментария, как правило, более чем из одной отрасли права [1].
В.Ю. Кулакова, Т.Ю. Маркова и М.В. Самсо-нова в своей работе указывают на следующие различия в организации деятельности юридических клиник в ВУЗах:
1) наличие/отсутствие обязательного специального обучающего курса для подготовки студентов к практической деятельности в клинике;
2) наличие/отсутствие специальной подготовки преподавателей к работе в юридической клинике;
3) работа в юридической клинике учитывается/ не учитывается в учебной нагрузке преподавателей, соответственно, оплачивается/не оплачивается;
4) имеется/не имеется специальное помещение для ведения приема граждан;
5) стажировка в юридической клинике для студентов является добровольной/обязательной;
6) юридическая клиника включена/не включена в расписание занятий;
7) ВУЗ заинтересован/не заинтересован в развитии юридической клиники;
8) юридическая клиника взаимодействует/ не взаимодействует с региональным отделением АЮР, региональными органами власти, некоммерческими организациями;
9) юридическая клиника обеспечивает студентам только возможность консультирования граждан/осуществляет иные проекты, направленные на формирование у студентов практических навыков работы юриста [3].
Представляется, что практика в юридической клинике несёт в себе не только образовательные задачи, но позволяет сформировать у студентов такие высокие и значимые на сегодняшний день ценности, как гуманизм, справедливость, честность и бескорыстие. Поэтому на сегодняшний день особо значимым направлением для любого ВУЗа, в состав которого включается такое структурное подразделение как юридическая клиника, становится следовать по пути формирования достойной образовательной базы для возможной практической подготовки студентов, осуществляющих там свои первые профессиональные «шаги» на пути становления будущего юриста-профессионала.
Библиографический список
1. Бочарова М. Интервью с доцентом кафедры трудового права юридического факультета СПбГУ, директором Юридической клиники СПбГУ, кандидатом юридических наук, лауреатом юридической премии «Юрист года» в номинации «Правовое просвещение» Еленой Николаевной Доброхотовой // Юридический мир. - 2013. - № 3. - С. 4-8.
2. Дёмин В.А., Гущин В.В., Никольский В.С. Повышение качества юридического образования на основе различных форм интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности // Наука и образование и наука. - 2009. -№ 3. - С. 9-11.
3. Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсоно-ва М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 8-11.
4. Лукьянова И.Н. Современное юридическое клиническое образование в России: достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. - 2015. - № 2. - С. 9-11.
5. Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 7. - С. 907-916.
6. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова iij- № 2, 2016
К вопросу о разработке криминалистического обеспечения уголовного преследования..,
стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 26. - 28.06.2010.
7. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образова-
ния по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -№ 14. - 04.04.2011.
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.
УДК 347.4
Широков Андрей Михайлович
Костромской областной суд [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПРОКУРОРОМ ПО ДЕЛАМ О ПРИЧИНЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА ПУТЕМ ОБМАНА И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОВЕРИЕМ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье раскрывается значимость умелого применения криминалистики прокурором на практике при осуществлении уголовного преследования по делам о причинении имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Разработать эффективные способы противодействия преступности, методы предупреждения и расследования преступных посягательств, в том числе, определенного вида, призвана криминалистическая методика. Прокурор, как субъект уголовного преследования, в своей профессиональной деятельности не может быть в стороне от системы научных криминалистических рекомендаций, основанных на проверенных методах раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Имея значительный опыт в понимании криминалистической сущности противоправных деяний в сфере ЖКХ, прогнозируя перспективу дальнейшего развития следственной ситуации, располагая данными о судебно-следственной практике, и обладая познаниями в области эффективности доказывания, прокурор способен внести значительный вклад в основанную на принципах законности обвинительную деятельность. Используя криминалистические знания в сфере борьбы с преступностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, прокурор способен умело применить представленный ему законом процессуальный инструментарий; добиться исключения формального подхода в использовании своих полномочий; получить требуемый результат укрепления законности и правопорядка в рассматриваемой отрасли правоотношений. Для достижения указанной цели следует особое внимание уделять разработке криминалистического обеспечения уголовного преследования, осуществляемого прокурором.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, криминалистическое обеспечение, прокурор, причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием.
Предназначение жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) России, как одной из ведущих отраслей экономики страны, состоит в обеспечении граждан жизненно-необходимыми условиями, а предприятий - средствами производства.
Однако производство и развитие в сфере ЖКХ имеет и негативные аспекты, препятствующие нормальному функционированию отрасли.
В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что к наиболее значимым факторам, характеризующим деятельность жилищно-коммунального комплекса, относятся низкий уровень соблюдения законов в сочетании со сложной совокупностью производственных и управляющих структур, многочисленность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в названной сфере [3, с. 63].
Огромный стабильный объем обращающихся материальных ценностей обусловил многочисленные криминальные проявления в названной сфере. Так, по данным ГИАЦ МВД России, за 2012 г. было зарегистрировано 3211 преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым является обязательным, совершенных в сфере ЖКХ, ущерб от данных преступлений составил 1,2 млрд. рублей; в 2013 г. - 3156 таких преступлений, ущерб характеризовался уже 3,6 млрд. рублей; несмотря на то, что в 2014 году было выявлено 2033 указанных преступления, ущерб от преступных посягательств возрос до 4,6 млрд. рублей.
Указанные цифры свидетельствуют о неуклонном росте ущерба, причиняемого преступлениями в данной сфере экономики, увеличении объема денежных средств, являющихся предметом посягательства и, как следствие, повышении общественной опасности каждого такого преступления.
© Широков А.М., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
251