Научная статья на тему 'Взаимодействие российских и иностранных студентов в рамках деятельности юридической клиники ШГПУ'

Взаимодействие российских и иностранных студентов в рамках деятельности юридической клиники ШГПУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / LEGAL CLINICS / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Надежда Викторовна

В статье обосновывается необходимость глубокого изучения российского законодательства иностранными студентами, обучающимися в российских вузах, как при изучении правовых дисциплин в рамках учебного процесса, так и дополнительно, в том числе и при работе в студенческих юридических клиниках, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, а также занимающихся правовым просвещением в различных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Russian and foreign students within Legal Clinic activities SHGPU

The article substantiates the need for in-depth study of the Russian legislation foreign students studying in Russian universities, as the study of legal disciplines in the instructional process, and further, including when working in student legal clinics, providing citizens with free legal aid as well as dealing with legal education in various forms.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие российских и иностранных студентов в рамках деятельности юридической клиники ШГПУ»

Профилактика правового нигилизма должна быть ориентирована на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно.

Важнейшим условием профилактики правового нигилизма в вузах служит формирование правовой культуры студентов. В связи с этим необходима организация правовоспитательной работы - юридического всеобуча как элемента единой программы, охватывающей всех студентов вуза, независимо от специальностей (направлений), на которых они обучаются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугаенко, Ю. Ю. Правовой нигилизм как социокультурный феномен в современном российском обществе [Текст] / Ю. Ю. Бугаенко // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 6. - С. 220-229.

2. Занданова, О.В. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 13.00.01 / О.В. Занданова. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-pravosozmmya-sШdentov-neyш^dicheskih-spetsialшstey-v-obrazovatelnom-pшtsesse-vuza#ixzz3u5tPrI6l. - 03.11.2015.

3. Ромашов, Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде [Текст] / Р. А. Ромашов // История государства и права. - 2006. - № 2. - С. 2-9.

4. Чухно, Н. А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры молодёжи в условиях современного российского общества [Текст] / Н. А. Чухно // Философия детства и социокультурное творчество : материалы X Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Культура и детство», 16-18 апр. 2003 г. - СПб. : СПбГПУ, 2003. - С. 452-454.

УДК 371.3

Н.В. Соколова, г. Шадринск

Взаимодействие российских и иностранных студентов в рамках деятельности Юридической клиники ШГПУ

В статье обосновывается необходимость глубокого изучения российского законодательства иностранными студентами, обучающимися в российских вузах, как при изучении правовых дисциплин в рамках учебного процесса, так и дополнительно, в том числе и при работе в студенческих юридических клиниках, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, а также занимающихся правовым просвещением в различных формах.

Юридические клиники, иностранные студенты, правовое просвещение.

N. V. Sokolova, Shadrinsk

Interaction of Russian and foreign students within Legal Clinic activities

SHGPU

The article substantiates the need for in-depth study of the Russian legislation foreign students studying in Russian universities, as the study of legal disciplines in the instructional process, and further, including when working in student legal clinics, providing citizens with free legal aid as well as dealing with legal education in various forms.

Key words: Legal clinics, foreign students, legal education.

В условиях, когда привлечение к образовательному процессу в высших учебных заведениях иностранных студентов стало одним из аккредитационных требований, в каждом уважаемом вузе появились студенты - граждане других государств. Думается, вряд ли кто не согласится с выводом, что иностранцу сложно сразу сориентироваться в существующем в другом государстве массиве законодательства, поэтому чрезвычайно важно, чтобы иностранные студенты, начиная с начала образовательного процесса, как можно глубже изучали правовые нормы, чтобы не допустить досадных ошибок, которые могут стать причиной негативных проблем в их жизни. А реальная действительность, зачастую, сильно отличается от тех условий и правовых норм, к которым они привыкли у себя на Родине.

Способов повышения уровня правовых знаний, причём как российских, так и зарубежных студентов высших учебных заведений несколько:

1) самообразование;

2) изучение норм права в рамках учебного процесса в вузе;

3) организация деятельности правовых факультативов;

4) иные способы повышения уровня правовых знаний и, соответственно, высокого уровня правосознания. Рассмотрим каждый из них.

Несомненно, самообразование прекрасный инструмент приобретения правовых знаний, однако, не каждый студент, используя своё свободное время, пожелает затратить его на изучение норм права, в связи с чем очень важно заинтересовать студента в познании правовых норм. В качестве средств повышения заинтересованности можно рассматривать такие правовые проекты, проводимые факультетом истории и права ШГПУ, как квесты и дебаты по правовой тематике, модели деятельности различных органов (ООН, СПЧ ООН, суды), мастер - классы по защите прав человека, традиционные лекции по отраслям права, как включённые в образовательный процесс вуза, так и внеучебные.

В вузах неюридического профиля учебные нагрузки по праву очень малы и не позволяют получить глубокие знания права, но могут вызвать у студентов интерес к углублению самостоятельного изучения правовых дисциплин. Например, у студентов филологического направления обучения учебная нагрузка по праву мизерная - 10 часов лекций и 26 семинаров, чего, бесспорно, достаточно лишь для очень поверхностного понимания структуры российского законодательства, но не для глубокого познания правовых основ жизни государства и граждан. Даже на факультете истории и права, занимающемся подготовкой учителей права и истории, нагрузки по правовым предметам при переходе на систему двухуровневого образования, для бакалавров существенно снизились, что не может не сказаться на объёме знаний бакалавров.

Если увеличение учебной нагрузки невозможно, то необходимо найти другие пути решения рассматриваемой проблемы. Одним из таких направлений могла бы стать организация работы правовых факультативов, однако, если подобные занятия не предусмотрены в программе обучения, то остаётся лишь надеяться как на энтузиазм преподавателей - юристов, так и на активное стремление студентов к получению правовых знаний. Реальность такова, что, если какие-то занятия не являются обязательными, то студент, особенно, если он ещё в недостаточной степени владеет языком преподавания, стремится их избегать. Заставить же посещать занятия правового ликбеза иностранцев у вуза нет ни средств, ни возможностей.

Остаётся лишь одна возможность, которая, к величайшему сожалению, есть не во всех, даже профильных вузах. Согласно Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего

профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [1], решение о создании юридической клиники в качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимается в порядке, установленном уставом образовательного учреждения для принятия решения по созданию структурного подразделения образовательного учреждения. Но работа в юридической клинике -очень сложный и объёмный процесс, который возможен только на добровольных началах, что означает, что не каждый студент пожелает затрачивать своё свободное время на чужие проблемы...

Юридические клиники ведут свою работу в двух направлениях: оказывают бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера (ст. 6, ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), а также выполняют задачи правового информирования и правового просвещения (ч. 4 ст. 28 указанного закона) [1], причём, при работе юридических клиник какого-либо подразделения на своих и иностранных граждан, не делается. Помощь оказывается любому обратившемуся!

Согласно положений этого Федерального закона (ч. 5 ст. 23), «в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном организации высшего образования». Однако, если обратиться к реальной действительности, то юридические клиники ещё до принятия закона на федеральном уровне, уже действовали в вузах неюридического профиля, в том числе, в педагогических вузах, занимающихся подготовкой учителей права.

Вводные положения Приказа Минобрнауки РФ не предусматривают каких-либо ограничений в праве конкретного вуза на создание юридической клиники, но в п. 5 «Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [2], предусматривающей цели деятельности юридических клиник, установлено, что клиники создаются не только для обеспечения условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно, и для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию, но и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи [2]. Думается, что такое ограничение в рамках правового государства нарушает конституционный принцип равенства всех граждан, в том числе и в праве получения навыков правоприменения. Известная всем народная мудрость гласит: «Предупреждён, значит вооружён!» Думается, если человек не только знает нормы права, но и умеет ими пользоваться, то это может стать залогом формирования в стране грамотного, законопослушного, неравнодушного гражданского общества, без которого невозможно существование правового государства.

Организация работы юридических клиник в педагогических вузах имеет свою специфику. Именно в силу того, что учитель, особенно если учебное заведение расположено в удалённых от больших городов муниципальных образованиях, является представителем государства, ответственным за воспитание законопослушного

будущего поколения, поэтому крайне важно, чтобы этот человек имел познания не только в области тех наук, которые являются для него профильными, но и тех, которые представляют наиважнейшее значение для формирования гражданского общества. Для решения этого вопроса очень важны и навыки пользования законом.

Практическая деятельность по разрешению реальных правовых казусов позволяет не только будущему юристу набраться так необходимого опыта, но и будущий педагог при этом получает навыки применения теоретических знаний на практике. В условиях болонской систему образования, направленной именно на получение компетенций, юридическая клиника - эффективнейший инструмент формирования компетенций комплексного правоприменения.

Юридическая клиника в Шадринском государственном педагогическом университете существует уже 8 - й год. В последние два года деятельностью клиники заинтересовались и иностранные студенты, причём не только в качестве лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, но и в качестве волонтёров -стажёров юридической клиники. Стоит отметить, что среди работающих в 2015 - 2016 учебном году стажёров клиники 18 % составляют студенты - иностранцы. При этом, справедливости ради, следует подчеркнуть, что это студенты, свободно владеющие русским языком. Практика показала, что привлечение иностранцев к работе в юридической клинике положительно сказывается не только на их знаниях права России, но и на появлении у них заинтересованности в познании права своей страны, что не может не повлиять и на глубину познания действительности, и на повышение уровня их правосознания.

Совместная правоприменительная работа студентов разных курсов помогает им выработать навыки коммуникации, в том числе и в сложных случаях. Причём, хочется отметить, что, естественно, для студента филологического направления доступны правовые ситуации небольшого уровня сложности, а студенты правового направления, имеющие более объёмное представление о нормах права, могут разрешать ситуации значительно более сложные. Следует подчеркнуть, что без серьёзного контроля и руководства правозащитной деятельностью стажёров клиники со стороны юриста -профессионала, деятельность стажёров невозможна, как в силу положений закона, так и по существу.

Привлечение к работе в юридической клинике студентов разных направлений обучения позволяет повысить эффективность правового просвещения, что серьёзно оптимизирует процесс получения правовых знаний каждого из клиницистов и одновременно в процессе правового просвещения, под руководством профессионального юриста оказывается реальная правовая помощь нуждающимся. Поэтому представляется разумным п.п 3 п. 5 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 изложить в следующей редакции:

«5. Юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:

3) правового просвещения населения и формирования у обучающихся навыков оказания юридической помощи».

Аналогичные положения следует внести и в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и, соответственно, в нормы регионального законодательства, что позволит не только расширить круг субъектов, привлекаемых к оказанию бесплатной помощи населению, но и повысить эффективность правового просвещения всех студентов, независимо от их гражданства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская Федерация. Законы. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.11.2011 г. № 324 - ФЗ (ред. от 28.11.2015). - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994. - Доступ из справ. -правовой системы "КонсультантПлюс".

УДК 37.035.6

Н.Ф. Чипинова, г. Шадринск

Реализация Программы воспитательно-образовательной работы (в рамках клуба межнациональной дружбы)

В данной статье рассмотрен опыт воспитательно-образовательной работы клуба межнациональной дружбы. Деятельность клуба направлена на национально-культурное развитие народов, проживающих на территории Курганской области, на содействие сохранению и развитию их культурного наследия.

Культура межнационального общения, клуб межнациональной дружбы, толерантность, адаптация иностранных студентов.

N.F. Chipinova Shadrinsk

Implementation of the Program of educational work (in the framework of the club of international friendship)

This article describes the experience of educational work of the club of international friendship. Activity of club is directed at national-cultural development of the peoples living on the territory of the Kurgan region, to promote the preservation and development of their cultural heritage.

Keywords: Culture of interethnic communication, club of international friendship, tolerance, adaptation for foreign students.

На современном этапе высшее образование в Российской Федерации претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране. Оптимизация высшего образования ориентирована на изменение и переосмысление содержания образования, основных форм и методов обучения. В области образования особое внимание уделяется изучению истории, культуры представителей различных национальностей, разработке образовательных программ, адекватных современным социальным и культурным условиям, изучению мигрантами родного языка.

Одним из подходов к решению проблем поликультурного образования является гражданское образование и воспитание, теория которого была разработана еще в начале двадцатого века немецким педагогом Г.Кершенштейнером. В педагогике проблемами гражданского воспитания и образования занимались А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов и др. В современной отечественной педагогике особенности менталитета, развития национального самосознания, воспитания гражданина были изучены в трудах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Т.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.