Научная статья на тему 'Практико-ориетированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы'

Практико-ориетированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ НАУКА / ВУЗОВСКАЯ СРЕДА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожбит Ольга Юрьевна, Кривошапов Вячеслав Геннадьевич

В публикации представлен обзор существующей практики отечественной вузовской науки, а так же рассмотрены исторически сложившиеся в ней типы высших учебных заведений. Дано авторское виденье развития вузовской среды в России с позиции внедрения практико-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожбит Ольга Юрьевна, Кривошапов Вячеслав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориетированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы»

Практико-ориетированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы. PRACTICE-FOCUSED APPROACH TO EDUCATION IN UNIVERSITIES AS A FACTOR OF THE NATIONAL INNOVATION

SYSTEM.

Ворожбит Ольга Юрьевна,

д.э.н., професор, зав.кафедрой «Финансы и налоги», ИМБЭ, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г.

Владивосток, E-mail: Olga.Vorozhbit@vvsu.ru Vorozhbit Olga Yurevna, Doctor of economic sience, professor, head of the chair "finances and taxes" Vladivostok state university of economy and servise, Vladivostok.

E-mail: Olga.Vorozhbit@vvsu.ru Кривошапов Вячеслав Геннадьевич,

Аспирант,

Кафедра «Финансы и налоги», ИМБЭ, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г.

Владивосток, E-mail: czu@mail.ru Krivoshapov Viatcheslav Gennadevich,

graduate student, Chair «Finance and taxes», Vladivostok state university of economy and servise, Vladivostok.

E-mail: czu@mail.ru

Аннотация: В публикации представлен обзор существующей практики отечественной вузовской науки, а так же рассмотрены исторически сложившиеся в ней типы высших учебных заведений. Дано авторское виденье развития вузовской среды в России с позиции внедрения практикоориентированного подхода.

Annotation: There are a reveiw of the national practice of university research, and also there are considered historically established types of educational institutions in this publication. There is the author's vision of development of the university enviroment in Russia from the possition of introduction practice-focused approach. The existing provision of practice-focused approach in foregn countries is considered too.

Ключевые слова: вузовская наука, вузовская среда, высшие учебные заведения, высшая школа, инновации, практико-ориентированный подход, национальная инновационная система.

Key Words: The High school sience, The High school enviroment, the High educational institutions, high school, innovations, practice-focused approach, national an innovative system.

Введение.

Важнейшим условием для достижения основных стратегических целей, таких как усиление нынешнего политического и экономического положения России на мировой арене, является рост и повышение конкурентоспособности вузовской науки. Вузовская наука, бесспорно, является ключевым звеном научного потенциала всей страны. Только она является тем плацдармом и звеном позволяющим создавать научноинновационные продукты с последующим их апробированием в учебном процессе и привлечением к такой научной работе занятых в обучении студентов, дает возможность воспитать высокоуровневого, квалифицированного, а так же практико-ориентированного специалиста. Что в дальнейшем определяет качество и степень подготовки высококвалифицированных кадров в системе высшей школы.

В Российской Федерации осуществляют свою деятельность около 690 высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Все они проводят исследования и разработки в области науки, которые являются плодотворной основой для создания и развития инфраструктуры научноисследовательской и инновационной деятельности.

Типы высших учебных заведений и аспекты вузовской науки

В ведущих индустриальных странах университеты, наряду с промышленными компаниями, играют лидирующую роль в развитии науки. На базе университетов выполняется значительная часть фундаментальных исследований. Новейшие тенденции в университетской науке связаны с ее растущим вкладом в инновационный и экономический потенциал в целом, увеличением объемов ее финансирования промышленностью, созданием в массовых масштабах малых исследовательских и технологических фирм. Институциональная структура российской науки, ее внутренние взаимосвязи, механизмы функционирования в основном сформировались задолго до начала радикальных политических и экономических реформ. Преобразования последних лет, несмотря на изменения в формах собственности, ликвидацию большинства отраслевых министерств, возникновение новых организационных структур и т.п., пока не затронули принципиальных основ сложившейся в советские времена институциональной модели науки. Основной формой организации науки в России по прежнему остаются юридически самостоятельные научно-исследовательские институты академического и отраслевого профиля, обособленные от вузов и предприятий реального сектора экономики [1].

На сегодняшний день в России можно выделить три основных типа высших учебных заведений [2]:

1. научно-исследовательские университеты в лице столичных университетов либо это вузы, интегрированные с крупными научно исследовательскими структурами, а также ведущие университеты крупных регионов;

2. учебно-исследовательские вузы, как правило, это региональные университеты и академии. Именно на эти структуры приходится основной объем подготовки специалистов;

3. учебный комплекс высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение (колледжи, реализующие

модель непрерывного образования, берущиеся за освоение вузовских программ профессионального образования и привлекающие в значительной мере ресурсы других вузов).

На современном этапе в образовательной сфере важнейшее значение преобладают крупные университеты. Они представлены в виде университетских комплексов, включающих не только образовательные, но и исследовательские подразделения, а также структуры, обеспечивающие инновационную деятельность университетов и тесную кооперацию последних с промышленностью - совместные исследовательские центры университетов и промышленности, научные и технологические парки, инновационно-технологические центры, промышленные исследовательские консорциумы, центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и др. [3].

Вузовская наука в России имеет многогранное значение. Отметим только наиболее важные аспекты, из которых складывается ценность вузовской науки [4]:

Экономический аспект вузовской науки проявляется в том, что она: во-первых, является необходимым условием научно-технического прогресса, предпосылкой развития современных наукоемких производств и передовых технологий;

во-вторых, выступает в качестве основы подготовки квалифицированных практико-ориентированных кадров для всех отраслей народного хозяйства;

в-третьих, представляет собой одно из перспективных направлений предпринимательской деятельности (торговля патентами, лицензиями и т.д.).

Социальный аспект проявляется в том, что вузовская наука содействует повышению социальной активности и востребованности населения (прежде всего, интеллигенции, находящейся сейчас в наиболее уязвимом положении). Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на состояние общего уровня культуры и образования в обществе.

Политический аспект может быть интерпретирован следующим образом: повышение уровня образованности и культуры в обществе является важной гарантией демократического строя и основой для дальнейших прогрессивных политических преобразований в стране.

Все вышеизложенное (политический, социальный и экономический аспекты), а также военный аспект научных исследований и разработок, проводимых в системе образования, позволяют определить вузовскую науку в качестве важного фактора обеспечения национальной безопасности [50].

Зарубежные подходы практико-ориентированного образования как направление для развития отечественной вузовской науки.

Как представляется роль вузовского сектора науки довольно велика, а необходимость ее развития очевидна. В особенности это проявляется в деле обучения высоко квалифицированных кадров, которые в условиях практической деятельности были бы способны сразу проявить свои умения и навыки. Это вызвано тем, что в современных социально-экономических и культурно-правовых условиях развития вузовской науки существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки специалистов. Одним из важнейших актуальных требований на современном этапе представляется практико-ориентированный подход в обучении. Только выпускник, который во время своего обучения принимал участие в исследовании и разработке реальных проектов, по праву может считаться отлично подготовленным практико-ориентированным специалистом. Так же, благодаря научным работам, в которых прямое участие принимают обучающиеся студенты и аспиранты, значительно повышается степень их профессиональной подготовки. Более того, приобретенные в последствии практико-ориентированные умения, многократно возымеют цену после окончания вуза и дальнейшей работе по выбранной специальности.

На наш взгляд для дальнейшего и более детального рассмотрения процесса практико-ориентированности, а так же подтверждения приходящей

эффективности от его использования, стоит обратить внимание на опыт мирового сообщества. В частности это касается зарубежного стиля преподавания и ведения вузовской науки, направленных на подготовку практико-ориентированных специалистов.

Так в зарубежных странах, таких как Европа, Азия и Америка стили предоставления образовательных услуг отличаются, предоставляя возможность выбора образовательной системы и программы в соответствии с интересами, потребностями и предпочтениями абитуриентов. В Европе образование осуществляется по классической системе (бакалавр и магистр), и так же как и в российской образовательной системе имеет некоторые недостатки относительно практико-ориентированности молодых специалистов. Данные сходства вызваны тем, что с 2003 года Россия приняла активное участие в болонском процессе, призванным создать единое европейское пространство высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства.

В ведущих странах Азии, таких как Япония, Китай, Республика Корея имеет место классическая структура образования бакалавр и магистр, и отсутствует конкретная практическая ориентация в образовательной структуре. К сожалению, Азиатская система по конкурентоспособности уступает Европейскому рынку образовательных услуг, однако стоит отметить, что сегодня Азия это динамично развивающееся многонациональное сообщество. Высшее образование этих стран в последнее время становится все более современным, качественным и привлекательным для иностранных студентов. Преимущества сводятся к тому, что экономика этих стран постоянно растет и предлагает много рабочих мест и отличные карьерные возможности. Другими словами, рынок труда пока что не испытывает жесткой потребности в практико-ориентированных работниках и молодой специалист владеющий только теоретическими аспектами деятельности становится в равной степени востребованным.

В США, благодаря огромному множеству различных образовательных

программ и частных специализированных образовательных учреждений, образование более практико-ориентированно. В США не существует четкого определения самого понятия высшее учебное заведение. Здесь любое учебное заведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, могут с равной степенью вероятности называться колледжем, школой, институтом или даже университетом.

Процедура приема и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения США зависит от их престижности. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, одни высшие учебные заведения осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования. Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении.

Планового приема и выпуска практико-ориентированных специалистов в масштабе страны не существует. Вузы могут существовать независимо, предлагая исключительно программы высшего образования, каждая из которых имеет свою специфику. Так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору, такого понятия как академическая группа не существует.

Частных вузов больше, чем государственных. Они предлагают практико-ориентированную подготовку в различных областях, таких как, управлении бизнесом, компьютерных технологиях, аграрная промышленность и многие другие. Такие вузы не имеют финансовой поддержки государства и осуществляют свою деятельность исключительно за счет инвестиционных средств различных фирм или организаций. Эти производственные объединения финансируют вузы с целью воспитать специалистов, которые в дальнейшем будут востребованы именно у них. Как следствие такие вузы создают исключительные практико-ориентированные

программы высшего образования. Это рыночно-ориентированные учебные заведения, помогающие молодым специалистам строить успешную карьеру.

Государственные же университеты США находятся в условиях довольно жесткой конкуренции, за источники финансирования. В целях повышение конкурентоспособности американские университеты уделяют равное внимание повышению качества образовательных услуг, как и в научно-исследовательских, так и в прикладных областях науки. Научноисследовательская область уделяет значительное внимание научноисследовательской, а также педагогической работе. Как правило, такая программа обучения в меньшей степени связана с прикладными исследованиями, и в большей с теоретическими исследованиями. Прошедшие данное обучение молодые специалисты имеют практикоориентированную возможность трудоустройства в качестве преподавателей или деятелей науки при университетах.

Прикладные области знаний делает особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология, машиностроение и многие другие. Молодой специалист, окончивший обучение, по какой либо из образовательных программ получает документ о высшем образовании государственного образца, который котируется во всем мире. К сожалению, такой специалист фактически не имеет практикоориентированного опыта, но имеет более широкий спектр выбора места работы в горизонтали трудоустройства.

Так же в США повсеместно распространена государственная поддержка практико-ориентированности в учебных заведениях. Государственной поддержкой практико-ориентированности в отношении высших учебных заведений являются:

- постоянная и щедрая поддержка научного потенциала группы наиболее сильных исследовательских университетов через систему грантов, предлагаемых молодым ученым с целью увеличения знаний и опыта в научно-исследовательской деятельности;

- помощь в организации и поощрение кооперации университетов и

промышленных фирм как оптимальной формы разработки важных для промышленности научных направлений и одновременно подготовки практико-ориентированных квалифицированных и хорошо

ориентирующихся в проблемах промышленности кадров.

Как и любая другая система, система практико-ориентированного предоставления образовательных услуг, в США имеет свои проблемы. Предъявляемые сегодня к системе образования США претензии сводятся к следующим моментам:

- обучение в университетах и, особенно, послевузовская учеба в виде аспирантуры, докторантуры и постдокторантуры, нацелены на подготовку практико-ориентированных специалистов узкого профиля, направленных только на академическую карьеру университетского профессора. С этой задачей университеты справляются очень хорошо и готовят высококлассных ученых. Однако рабочих мест, которые дали бы возможность сделать карьеру профессора, недостаточно. Большинству выпускников приходится работать не по своему узкому профилю и даже вне науки, так как во многих областях, таких как бизнес, коммерция, журналистика, юриспруденция есть стремительно растущий спрос на специалистов с естественнонаучной подготовкой;

- постуниверситетское образование занимает чрезвычайно много времени, нередко до десяти лет, на протяжении которых обучающиеся получают стипендии, близкие к минимальному заработку, и лишены ряда важных социальных льгот. В результате число американцев, стремящихся получить такое образование, неуклонно и довольно быстро сокращается. Эта тенденция, потенциально опасная для национальной науки, маскируется широким притоком в американские университеты докторантов и постдокторантов из зарубежных стран, равно как и иммиграцией ученых, особенно из Европы и Азии в США.

На сегодняшний день в зарубежной системе высшего

профессионального образования можно обозначить несколько существующих положений и основных тенденций развития практикоориентированного обучения студентов. Сегодня среди основных тенденций развития существующих практико-ориентированных подходов, в зарубежной науки, можно выделить:

Во-первых, расширение профиля практико-ориентированной подготовки выпускников университетов с учетом возможности их трудоустройства не в соответствии со специализацией, в том числе и вне сферы науки;

Во-вторых, пересмотр программ обучения в прикладных областях знаний с целью значительного повышения практико-ориентированной ценности предоставляемых образовательных услуг;

В-третьих, увеличение стипендии для получающих послевузовское образование с тем, чтобы наиболее способные выпускники могли продолжать свое практико-ориентированное образование, и в дальнейшем получить рабочее место в виде преподавателей или научных деятелей при университете.

Исходя из перечисленного выше видно, что в российской образовательной системе большое внимание уделяется теоретическому обучению квалифицированных специалистов, но недостаточно исследуется аспект практико-ориентированного обучения, тогда как зарубежная высшая школа, такая как в США, за счет своего частного характера, имеет более практико-ориентированную направленность.

Развитие российского образования, как никогда, требует кардинального изменения в подготовки будущих специалистов. Движение науки должно быть направленно на необходимость, в процессе обучения, выработать у студентов кроме теоретических знаний, еще навыки и умения, требуемые в современной практической среде. На рынке труда наиболее конкурентоспособными будут являться выпускники, способные сразу выполнять поставленные перед ними работодателем, производственные цели

и задачи, минуя стадию адаптации и вырабатывания необходимых навыков непосредственно в работе. Работа вузовской среды должна строиться, прежде всего, по принципу оказания помощи студентам в индивидуальном самовыражении, поэтому задачей обучения должно являться предоставление определенных возможностей для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов студентов через систему создания более тесного сотрудничество вузов с работодателями.

Сравнительная характеристика подходов в обучении специалистов за рубежом и в Российской Федерации.

Изложенные выше моменты, можно представить в виде сравнительной характеристики практико-ориентированных подходов России и зарубежных стран, в обучении молодых специалистов в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика подходов в обучении специалистов за рубежом и в Российской Федерации.

Зарубежный опыт Российская Федерация

1.Цель практикоориентированного обучения Овладение студентами учебных заведений, знаниями относительно конкретной области науки или сферы деятельности через финансирование вузов организациями реального сектора экономики с целью трудоустройства выпускников. Получение студентами высших учебных заведений, в процессе обучения, знаний относительно конкретной области или сферы деятельности общества с целью применения данных знаний на практике.

2.Задачи практико- ориентированного обучения - обеспечить увеличения знаний и опыта в деятельности; - обучение специалиста широкого профиля с целью предоставить возможность обширного выбора места дальнейшего трудоустройства; -обучение практикоориентированных специалистов через дальнейшее развитие частного - воспитать в молодых специалистах, окончивших вуз, отличное владение, как теоретическими знаниями, так и практическими навыками деятельности; - расширение тесного сотрудничества работодателей с высшими учебными

финансирования вузов и активного сотрудничества с работодателями. заведениями, для гарантированного обеспечения выпускников рабочими местами по полученной специальности; - повышение эффективности проходимой студентами, в процессе обучения, производственной практики, с дальнейшей ориентацией обучающихся на развитие профессиональных умений.

З.Подходы в обучении - расширение профиля практикоориентированной подготовки выпускников университетов с учетом возможности их трудоустройства не только в соответствии со специализацией; - пересмотр программ обучения в прикладных областях знаний с целью значительного повышения практико-ориентированной ценности предоставляемых образовательных услуг; - Материальное стимулирование наиболее способных выпускников с целью продолжения ими практикоориентированного образования, с дальнейшим трудоустройством. - направление на организацию учебной, производственной и преддипломной практик студента, с целью его погружения в профессиональную среду; - внедрение профессиональноориентированных технологий, осуществляющих формирование у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков; - непрерывность практики, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали;

4.Достоинства - тесное сотрудничество работодателей с учебными заведениями; - уверенность в дальнейшей востребованности на конкретном - расширенный профиль специалистов увеличивает спектр возможного выбора места работы; - отличное знание теоретических

производстве; - за счет частного характера учебных заведений, обучающая программа имеет свою конкретную практикоориентированную специфику. основ деятельности изучаемой области науки; - участие в системе образования болонского процесса дает выпускникам возможность трудоустройства за рубежом.

5.Недостатки - ограниченность при выборе места трудоустройства; - узкий профиль получаемого образования; - сильная конкуренция среди учебных заведений за государственное финансирование из-за чего большинство вузов имеет частный характер. - отсутствие практических умений и навыков у выпускников; - низкая степень сотрудничества с работодателями; - востребованность на рынке труда специалистов с практическими умениями в противовес теоретическим знаниям.

Источник: составлено автором

Из таблицы следует, что в зарубежных странах, таких как США, практико-ориентированный подход имеет широкое применение и вместе с тем является неотъемлемой частью образовательной программы государства. Однако помимо положительной характеристики использования практикоориентированного подхода, так же просматривается наличие ряда недостатков. В России на данном этапе, по-прежнему упор стоит на совершенствование интеллектуального потенциала страны, в то время как практико-ориентированный подход слаб и только получает предпосылки к дальнейшему развитию.

Квалификация, компетентность кадров и их высокая гражданская ответственность во многом определяет масштабы и темпы развития интеллектуального потенциала России. Это актуализирует проблему реформирования высшей школы, поскольку наряду с положительным опытом подготовки специалистов с высшим образованием, в последний период обострились многие ранее не решаемые проблемы. Современные требования производства по отношению к специалистам предполагают не

13

только прочные знания, но и умение оперативно решать разнообразные производственные задачи, в том числе и нестандартные. Необходимо не только сообщение студентам определенного объема знаний и умений, но и формирование у них способности самостоятельно действовать при решении различных производственных задач, используя приобретенные знания, умения, навыки.

Заключение.

Из выше изложенного нами видится, что основная задача вузовской науки России сводится к обеспечению достойной подготовки высококвалифицированных, а так же практико-ориентированных кадров, с целью дальнейшего эффективного использования, существующего научноисследовательского и инновационного потенциала, которым владеет Россия, для решения ее социальных и экономических проблем.

Таким образом, на наш взгляд, для дальнейшего совершенствования вузовской науки, и как видится повышения уровня подготовки квалифицированных и практико-ориентированных специалистов, в Российской Федерации необходимо использовать и внедрять передовой зарубежный опыт. Неоспоримые достижения мирового сообщества в области науки и образования могли бы послужить отечеству достойным примером.

Библиографический список.

1. Гохберг Л., Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития / Л. Гохберг, И. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 108

2. Смольянова Е.Л., Кузнецов А.В., Ананьева Л.Н. Механизмы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему / Е. Л. Смольянова, А. В. Кузнецов, Л. Н. Ананьева // ФЭС: Финансы. Эконоика. Стратегия. - 2010. - № 10. - С. 29

3. Инновационный менеджмент [Текст] / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.Н. Чернышева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 254 с.

4. Дарбишев Г. М. Методические основы оценки и повышения эффективности управления вузовской наукой : дис. канд. экон. наук : 08.00.05/ Дарбишев Гаджияв Магомедович ; С.-Махачкала. Гос. ун-т. - СПб., 2010. - 141 л. - 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.