Научная статья на тему 'Практико-ориентированный центр безопасности дорожного движения как ресурс формирования компетенций безопасного поведения учащихся'

Практико-ориентированный центр безопасности дорожного движения как ресурс формирования компетенций безопасного поведения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна, Лалетина Ольга Витальевна

В статье представлен опыт формирования компетенций безопасного поведения учащихся в дорожно-транспортной среде, организация деятельности с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна, Лалетина Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный центр безопасности дорожного движения как ресурс формирования компетенций безопасного поведения учащихся»

УДК 379.831

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Милинис О.А., докт. пед. наук, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новоузнецк, Кемеровская область

Лалетина О.В., муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион», г. Новоузнецк, Кемеровская область

В статье представлен опыт формирования компетенций безопасного поведения учащихся в дорожно-транспортной среде, организация деятельности с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: дополнительное образование, безопасность дорожного движения учащихся, практико-ориентированный центр

Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, приведших к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. В этой связи в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в актуальных нормативных документах [3,4].

Прямо или косвенно реформы затрагивают систему дополнительного образования детей, что актуализирует его роль на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации, что и объясняет научный интерес к данной проблематике [1].

Приоритетным направлением

деятельности Центра безопасности дорожного движения является личностное самоопределение и самореализация ребенка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,

укрепление физического и социального здоровья учащихся.

Центр является единственной

муниципальной площадкой города Новокузнецка для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми и молодежью, где предоставлена возможность на бесплатной основе обучаться правилам дорожного движения и закреплять их на практике в условиях города на территории учебного автогородка. Практико -ориентированный центр безопасности дорожного движения включает в себя: учебную зону (4 учебных оборудованных техническими средствами кабинета) и учебный автогородок, который представляет собой город в «миниатюре». Автогородок - это сеть дорог, которые объединены в единую инфраструктуру, имитирующую реальные городские условия дорожного движения, в нем имеется автопарк с велосипедами и веломобилями, действующие транспортные и пешеходные светофоры, дорожные знаки и разметка.

Проведение практических занятий в автогородке дает возможность обучать детей основам безопасности на дорогах максимально наглядным способом без риска для здоровья обучающихся. Моделируя реальные дорожные ситуации «в миниатюре» на территории автогородка, педагог формирует у детей непосредственно психомоторные навыки поведения на дорогах и тротуарах города. Имитация дорог и элементов городской инфраструктуры, настоящее светофорное оборудование, дорожная разметка и дорожные знаки, дают возможность почувствовать себя «взрослыми» участниками дорожного движения -пешеходами, водителями автомобилей или инспекторами дорожной полиции, что делают автогородки интересными и привлекательными для детей, максимально упрощая учебно-методические задачи педагогов и родителей.

В образовательных учреждениях города занятия по правилам дорожного движения проводят педагоги, которые часто не имеют специального образования, многие из которых даже не имеют водительских удостоверений. Обучающие материалы для школьных занятий, посвященных правилам дорожного движения, в основном включают в себя учебные пособия по правилам дорожного движения в школе и детском саду, а также плакаты и стенды, иллюстрирующие правила дорожного движения для детей. Однако если не отрабатывать усвоенные знания на практике, изучение правил поведения на дороге может оказаться не

достаточно эффективным. Заниматься практикой для детей непосредственно в городе не представляется возможным, но, использование автогородка, позволяет смоделировать условия, максимально приближенные к реальным.

На базе центра создана специальная группа по реабилитации детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Центр безопасности дорожного движения служит базовой площадкой для проведения областных семинаров, мастер-классов по обмену опытом среди педагогов образовательных учреждений Юга Кузбасса в области формирования современной транспортной культуры

школьников. На базе центра безопасности дорожного движения ежемесячно проводятся занятия для учащихся 104 образовательных учреждений города и для воспитанников 172 дошкольных образовательных учреждений, детских домов №№ 3, 5 и воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берег надежды».

В образовательном процессе учащиеся знакомятся с улицами родного города, их историей и достопримечательностями, осуществляя патрулирование, рейды и экскурсии, выполняя разнообразные задания по исследовательской и проектной деятельности. Данные задания основываются на поиске, систематизации, сравнении и анализе информации, связанной с дорожно-транспортной средой города Новокузнецка и Кемеровской области.

Содержание программы обучения формируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Выбор содержания, форм и методов проведения учебных занятий обусловлен

возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Важнейшим аспектом программы является обучение навыкам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации. Специальные этапы занятий направлены на то, чтобы ребенок не боялся исследовать возможности безопасной среды, совершать ошибки, делать выбор. Обучение выполнению заданий основано на строгом алгоритме - планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Работа над заданием ведется по определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, выбор наиболее подходящих вариантов и инструментов, творчество и дополнительные возможности.

В основу заданий и проектов включены тематические элементы местного сообщества, окружающего ребенка жизненного пространства - школы, двора, микрорайона, города. Содержание итоговых проектов учащихся носит социальный характер, в которых они учатся видеть и помогать решать проблемы местного сообщества.

Проблемное обучение в современном педагогическом процессе является приоритетным направлением. Ребенок, вовлекаясь в активную познавательную деятельность по разрешению тех или иных проблемных ситуаций более глубоко, осознанно и прочно усваивает знания и умения. Причина очевидна: он не получает их в готовом виде, а добывает и использует самостоятельно. Тем более это важно при овладении знаниями и навыками поведения на дороге, в которых излишнее теоретизирование неуместно. Главное -понимание здравого поведения, обеспечивающего безопасность [2].

Под проблемной ситуацией в педагогике принято понимать явно или смутно осознанное ребенком затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний и новых способов решения. Методов его реализации немало, основным из которых являться - исследовательский. Остановимся отдельно на этом методе и его практической реализации.

Прежде всего, перед ребенком надо сформулировать проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный свет переходить дорогу запрещено. Но зачастую это не осознанный штамп, который впитывает каждый из нас еще с детского сада. А наша задача - добиться осознанности поведения. Поэтому при изучении сигналов регулирования, можно поставить вопрос

не репродуктивного плана: На какой сигнал светофора вам разрешено переходить дорогу, а сформулировать перед детьми проблему: почему на улице N где стоит светофор (лучше ближайший к школе), люди часто перебегают дорогу на красный сигнал.

После постановки проблемы, обозначьте основные исследовательские этапы:

1. Наблюдение. Не бойтесь выходить с детьми на улицу с ручкой и блокнотом. Пусть они посмотрят, действительно ли люди нарушают здесь ПДД, как часто это происходит.

2. Выяснение непонятных явлений. А почему именно здесь возникла необходимость постановки светофора? Есть ли в нем необходимость? Удобен ли режим работы светофора?

3. Выдвижение гипотез. Гипотез должно быть несколько.

4. Доказательная база. Поиск доказательств под каждую гипотезу.

5. Формулировка решения. Выдвижение главной версии.

6. Практические выводы. То, что, по мнению ребят, надо сделать для того, чтобы люди соблюдали светофорный режим на данном участке дороги.

Пройдя целый исследовательский путь, учащиеся приходят самостоятельно к выводу, что в процессе овладения знаниями, умениями и навыками поведения на дороге позволяет лучше подготовить учеников к реальной жизни, которая складывается из осознания проблемы и ее решения.

Необходимость включения детей с ОВЗ в образовательный процесс обусловлена дефицитом образовательных услуг для детей данной категории. В ходе образовательной деятельности происходит социализация «особых детей», формирование компетенций в области безопасного поведения на дорогах в условиях

дорожно-транспортной среды, устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, включение их в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих способностях и возможностях, личностное, общекультурное и социально развитие.

При освоении программы педагоги дополнительного образования учитывают такие особенности учащихся с ОВЗ, как быстрая утомляемость, плохая память, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений.

Разработанная и реализованная программа «Безопасные дороги детям» объединяет специально организованные групповые, индивидуальные занятия педагога с детьми ОВЗ и их родителями (законными представителями).

Особое внимание при обучении уделяется организации практических видов деятельности, проектной технологии,

проблемному обучению, которые развивают умения пользоваться печатной литературой, электронными ресурсами, анализировать полученные данные, объяснять результаты наблюдений с правильным употреблением соответствующей терминологии. Практические работы упрощены или проводятся с помощью педагога. Наиболее сильные обучающиеся могут выполнять поставленные задачи самостоятельно, при необходимости пользуясь консультацией педагога.

Программа предполагает введение в

структуру занятий помимо константной (игры, задания, упражнения, рефлексия усвоенных знаний), вариативной части (артикуляционные гимнастики, пальчиковые игры, динамические паузы и т.д.), игры и упражнения которой могут проводиться не только после теоретической части занятия, но и вводной и практической части.

Таким образом, практико-

ориентированный центр безопасности дорожного

движения как ресурс формирования компетенций безопасного поведения учащихся является востребованным не только как максимально адекватный природе детства, но и чрезвычайно привлекательный для организации

образовательного процесса, обеспечивающего «выращивание» личности социально активной, уважающей законы Российской Федерации и правопорядок, готовой выполнять свои обязанности перед обществом и государством, способной внести посильный вклад в повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Список источников:

1. Буйлова Л.Н. Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/simpoz2/31.pdf, свободный.

2. Милинис О.А. Субъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности: дис...д-р пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2012. - 485 с.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ [от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ]//[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

1

4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ: [от 4 сентября 2014г. №1726-р]//[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/ obrazovanie-site-dok.html 2

Школа

публичной

дипломатии

Российская Ассоциация ГПТТПГ tlhWtmHNIIFTi ТТЛ Политической Науки cr i „ imiis

(£1 Ноября объявляем набор на

очно-заочное обучение по специальности:

специалист в сфере общественной дипломатии

специалист в области молодежного гуманитарного сотрудничества и миротворчества

72

64

часа

ИЗ ВОЛГОГРАДА НА АМУР. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ НАТО НАСТУПАЕТ

От редакции журнала

Пока Президент выступает на коллегии ФСБ о попытках провокации со стороны натовских военных и чиновников (февраль 2017), пока министр обороны докладывает о наращивании военных сил НАТО на наших границах (декабрь 2016), пока сами руководители блока признают Россию "врагом №1" - наше научно-образовательное сообщество запускает новый конкурс эссе о системе Европейской безопасности. Так ли нас должна волновать европейская безопасность, если за национальными границами сосредоточена многонациональная европейская армия (также как летом 1812, также как летом 1941...)?

Это вопрос первый, формальный. Вопрос же следующий в другом: так ли важно втягивать научно-педагогический состав России, причем в самом зрелом возрасте в проекты Управления общественной дипломатии НАТО? Они для нас не вводили санкции? Не наращивали военщину в мирных территориях? Не бомбили мирных граждан государств-партнеров, а порой и братьев России? Это что за лучшие друзья с ракетами? Очень важно организаторам конкурса знать, что на 26 миллиардов долларов увеличен бюджет стран Североатлантического альянса, который составил 918 миллиардов в 2017 году.

Чиновники управления общественной дипломатии НАТО

Руководством НАТО принято решение в 2017 году в Прибалтике и Польше развернуть четыре усиленных батальонно-тактических группы, а на территории нескольких стран Восточной Европы разместить и содержать бронетанковую бригаду американских сухопутных войск. Интересно, что в прошлом году конкурс организовали в Волгограде, городе герое, который очень многое значит для каждого из нас. В целевую группу конкурса входят молодые ученые, студенты и аспиранты российских вузов, преподаватели, молодые специалисты, журналисты, представители общественных объединений, молодые политики. Ну то есть все те, кому предстоит выбирать в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.