Научная статья на тему 'Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах'

Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1073
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах»

здоровье и безопасность.

Пока не все поняли, что курс БЖ - это действенный рычаг для планового решения целого ряда социальных и иных проблем стабилизации нашего общества через формирование культуры безопасности и личности безопасного типа поведения. Создать благоприятную среду для формирования культуры безопасности - актуальная задача любого современного образовательного учреждения [7].

Список использованной литературы

1. Гусейнова С.А. Задачи, методы обеспечения безопасности жизнедеятельности: Учеб.-метод. пособие/- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013.-5с.

2. Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Сибирское университетское изд-во, 2010. -14 с.

3. Гомзиков Э.А. Образовательный компьютерный проект «Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. ОКП-5(БЖД, ОТ)»: Учеб. пособие (обновлённое). - СПб.: СПГУВК,2010.

4. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Изд. 2-е, перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 58с.

5. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С.В. Белова. - 8-е изд., стереотипное. - М.: Высш. шк., 2009. - 616 с.

6. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / 13 изд., исправленное. - СПб. - Москва -Краснодар: Лань, 2010. - 672 с.

7. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Новосибирск - Москва, 2011. - 155с.

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕРА СНИЖЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

НА ДОРОГАХ

С.В. Дорохин, декан факультета, д.т.н., доцент, Воронежский государственный лесотехнический университет

им Г.Ф. Морозова», г. Воронеж

За последние десятилетия в стране произошел резкий рост автомобилизации. Автомобильный парк постоянно увеличивается, дополняется новыми брендами, происходит обновление модельного ряда. Средний возраст

автомобиля, находящегося в эксплуатации не превышает 5-7 лет. С каждым годом растут требования в динамическим и эксплуатационным характеристикам автомобиля, к его эргономике и системам, обеспечивающих безопасность движения.

Такое увеличение автотранспорта на дорогах негативно отражается на безопасности дорожного движения, так как существует большой временной интервал между увеличением транспортных единиц и реконструкцией имеющейся сети дорог, строительством новых дорог, отвечающих современным транспортно-эксплуатационным характеристикам.

К отрицательным последствиям автомобильного транспорта можно отнести проблемы безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, транспортные заторы в мегаполисах и перегруженность автомагистралей, вредное воздействие на окружающую среду [1].

Быть участником дорожного движения с каждым годом становится все опаснее. По подсчетам, ежегодно по всему миру в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет почти 1,2 млн. человек, а телесные повреждения получают до 50 млн., что равно общей численности населения пяти крупных городов [2].

Дорожно-транспортный травматизм находится на восьмом месте в списке ведущих причин смертности в мире и является главной причиной смертности среди молодежи в возрасте 15-29 лет. По сегодняшним прогнозам, без принятия неотложных мер дорожно-транспортные происшествия станут пятой ведущей причиной смертности к 2030 году [3].

Под «дорожно-транспортным происшествием» понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [4].

Согласно Правилам учета ДТП [5] в государственную статистическую отчетность включаются только сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Согласно статистике за 9 месяцев 2015 года по Российской Федерации произошло 133203 дорожно-транспортных происшествий, из которых 16638 человек погибло и 168146 - ранено. Количество ДТП произошедшие по вине водителей транспортных средств составило 115302, это 86,6 % от общего количества ДТП. Погибших 14039 (84,4 % от общего количества), раненых 151929 (90,4 %). Количество ДТП, где пострадали дети в возрасте до 18 лет -18744 (14,1 % от общего количества ДТП), погибло 816 (4,9 %), ранено 20329 (12,1 %) [6].

По данным статистики видно, что в большинстве случаев виновниками дорожно-транспортных происшествий являются водители транспортных средств, которые сознательно нарушают правила дорожного движения или халатно относятся к своим обязанностям, и не задумываются о последствиях. Около 15 % аварий совершаются водителями с малым опытом вождения и стажем управления до трех лет.

Анализируя ДТП с участием детей в возрасте до 18 лет видно печальную статистику, где количество погибших соответствует количеству учеников среднестатистической школы, а количество раненых - примерно двадцати таким школам.

Таким образом, решение проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, требует принятия неотложных мер как отдельными органами власти, так и государством в целом. Поэтому была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», а после ее окончания - федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Одним из путей решения проблем, связанных с повышением безопасности дорожного движения является профилактика безопасности дорожного движения, особенно на стадии формирования личности у детей до 18 лет.

В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им Г.Ф. Морозова» был построен УМЦ «Автогородок ВГЛТУ» по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах [7].

Площадь асфальтированного покрытия (учебного автодрома) составляет

л

8245 м ., надстройка хозяйственно-технических помещений (учебно-

л

методический центр) - 368,2 м .

Автогородок имеет в наличии:

1. Автодром, на котором произведена дорожная разметка, установлено 8 светофоров, укомплектован дорожными знаками, необходимыми для изучения различных дорожных ситуаций.

2. Игровой класс, оборудованный 12 компьютерами с наушниками для индивидуального просмотра тематических фильмов и игр по правилам дорожного движения, двумя тренажерами с электронным управлением, двумя магнитно-маркерными досками с макетами дорожных знаков и светофоров для рассмотрения и обсуждения различных ситуаций на дороге.

3. Велосипедный класс, оборудованный моделью велосипеда со средствами защиты (шлем, наколенники, налокотники), наглядными пособиями по управлению, устройству и обслуживанию велосипедов, двумя магнитно -маркерными досками с планом автогородка и переносными магнитными дорожными знаками для обучения юных велосипедистов правилам дорожного движения в городе. Имеются 30 велосипедов, 3 веломобиля.

4 Мультимедийный класс, снабженный проектором, переносными колонками, четырьмя электронными звуковыми стендами «Виртуальный учитель» с дистанционным управлением по правилам дорожного движения.

5. Класс оказания доврачебной медицинской помощи, оборудованный манекеном «Максим - III» с электронным управлением и двумя торсами для отработки упражнений по искусственному дыханию. В наличии также имеется комплект плакатов по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в

ДТП.

В 2012 году в автогородке прошло обучение 2853 школьника (127 групп), в 2013 году - 2542 чел. (100 групп), в 2014 году - 3300 чел. (110 групп), в 2015 году - менее 1000 чел.

Автогородок может принять при работе в две смены в течение 200 рабочих дней не менее 10000-12000 чел. в год.

Такая малая загруженность автогородка связана с недостаточным финансированием.

Для снижения аварийности на дорогах предлагаются следующие мероприятия:

- выделение финансирования для обеспечения эффективной работы автомобильного городка со школьниками по программам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- создание на базе автомобильного факультета ВГЛТУ общественных организаций, занимающихся пропагандой безопасности дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (Дружина ГИБДД, педотряд, ВОА и т.д.);

- возобновление работы дружины автомобильного факультета ВГЛТУ в совместных мероприятиях с ОГИБДД УМВД по г. Воронежу.

- создание на автомобильном факультете в рамках общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» первичной организации;

- организация профилактической работы и обучения правилам безопасного поведения в транспортной среде с возрастными группами населения:

1. дошкольники (до 7 лет);

2. младшие школьники (1-4 класс, 7-11 лет);

3. школьники среднего звена (5-9 класс, 11-14 лет);

4. старшеклассники (10-11 класс, 15-17 лет);

5. студенты (17-25 лет);

6. возрастные группы от 25 до 60 лет;

7. возрастные группы от 60 лет и старше.

Список использованной литературы

1. Сараев А.В. Общие вопросы экспертизы дорожно-транспортных происшествий: монография [Текст] / А.В. Сараев, Е.А. Новописный, С.В. Дорохин, И.А. Новиков. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 102 с.

2. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма [Текст] / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004. - 280 с.

3. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013: поддержать десятилетие действий [Текст] / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2013. - 282 с.

4. О правилах дорожного движения [Эл. ресурс]: Постановление

Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 30.06.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий [Эл. ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (ред. от 04.09.2012) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Госавтоинспекция МВД России [Эл. ресурс]: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения URL: http://www.gibdd.ru/stat (дата обращения: 20.10.15).

7. Сподарев Р.А. Пути снижения ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет благодаря реализации образовательной программы на базе УМЦ «Автогородок ВГЛТА» [Текст] / Р.А. Сподарев, С.В. Дорохин, В.А. Зеликов // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2013): Сб. статей 5 Междунар. науч.-тех. конф., Курск, 30 ноября 2013 г. / отв. ред. Е. В. Агеев; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 213-217. - Библиогр.: С. 216-217 (3 назв.).

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ТИПА

В.Г. Дрига, доцент, к.х.н., Г.М. Докторов, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Формирование новых подходов к обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности в современном обществе связано с опасностью техногенных аварий и катастроф, локальными военными конфликтами и прогнозируемыми террористическими актами с применением токсичных химикатов, биологических рецептур и радиоактивных веществ.

Современные радиационные, химические, биологические угрозы обусловливают развитие подсистемы РХБ защиты в общей системе защиты. Целевой направленностью данной подсистемы является обеспечение жизнедеятельности наиболее уязвимых к негативным воздействиям физиологических систем организма человека, включая органы дыхания, зрения, осязания, без нормального функционирования которых военнослужащие не смогут качественно выполнять поставленные боевые задачи [1].

В связи с этим актуальным остается вопрос о совершенствовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), которые в зависимости от конструктивного решения могут одновременно обеспечивать физическую защиту органов зрения, слуха, кожи лица и шеи.

Противостояние современным РХБ угрозам формирует новый уровень требований к разрабатываемым средствам индивидуальной защиты органов дыхания. Эти требования можно разделить на три группы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.