здоровье и безопасность.
Пока не все поняли, что курс БЖ - это действенный рычаг для планового решения целого ряда социальных и иных проблем стабилизации нашего общества через формирование культуры безопасности и личности безопасного типа поведения. Создать благоприятную среду для формирования культуры безопасности - актуальная задача любого современного образовательного учреждения [7].
Список использованной литературы
1. Гусейнова С.А. Задачи, методы обеспечения безопасности жизнедеятельности: Учеб.-метод. пособие/- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013.-5с.
2. Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Сибирское университетское изд-во, 2010. -14 с.
3. Гомзиков Э.А. Образовательный компьютерный проект «Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. ОКП-5(БЖД, ОТ)»: Учеб. пособие (обновлённое). - СПб.: СПГУВК,2010.
4. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Изд. 2-е, перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 58с.
5. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С.В. Белова. - 8-е изд., стереотипное. - М.: Высш. шк., 2009. - 616 с.
6. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / 13 изд., исправленное. - СПб. - Москва -Краснодар: Лань, 2010. - 672 с.
7. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Новосибирск - Москва, 2011. - 155с.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕРА СНИЖЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ДОРОГАХ
С.В. Дорохин, декан факультета, д.т.н., доцент, Воронежский государственный лесотехнический университет
им Г.Ф. Морозова», г. Воронеж
За последние десятилетия в стране произошел резкий рост автомобилизации. Автомобильный парк постоянно увеличивается, дополняется новыми брендами, происходит обновление модельного ряда. Средний возраст
автомобиля, находящегося в эксплуатации не превышает 5-7 лет. С каждым годом растут требования в динамическим и эксплуатационным характеристикам автомобиля, к его эргономике и системам, обеспечивающих безопасность движения.
Такое увеличение автотранспорта на дорогах негативно отражается на безопасности дорожного движения, так как существует большой временной интервал между увеличением транспортных единиц и реконструкцией имеющейся сети дорог, строительством новых дорог, отвечающих современным транспортно-эксплуатационным характеристикам.
К отрицательным последствиям автомобильного транспорта можно отнести проблемы безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, транспортные заторы в мегаполисах и перегруженность автомагистралей, вредное воздействие на окружающую среду [1].
Быть участником дорожного движения с каждым годом становится все опаснее. По подсчетам, ежегодно по всему миру в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет почти 1,2 млн. человек, а телесные повреждения получают до 50 млн., что равно общей численности населения пяти крупных городов [2].
Дорожно-транспортный травматизм находится на восьмом месте в списке ведущих причин смертности в мире и является главной причиной смертности среди молодежи в возрасте 15-29 лет. По сегодняшним прогнозам, без принятия неотложных мер дорожно-транспортные происшествия станут пятой ведущей причиной смертности к 2030 году [3].
Под «дорожно-транспортным происшествием» понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [4].
Согласно Правилам учета ДТП [5] в государственную статистическую отчетность включаются только сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
Согласно статистике за 9 месяцев 2015 года по Российской Федерации произошло 133203 дорожно-транспортных происшествий, из которых 16638 человек погибло и 168146 - ранено. Количество ДТП произошедшие по вине водителей транспортных средств составило 115302, это 86,6 % от общего количества ДТП. Погибших 14039 (84,4 % от общего количества), раненых 151929 (90,4 %). Количество ДТП, где пострадали дети в возрасте до 18 лет -18744 (14,1 % от общего количества ДТП), погибло 816 (4,9 %), ранено 20329 (12,1 %) [6].
По данным статистики видно, что в большинстве случаев виновниками дорожно-транспортных происшествий являются водители транспортных средств, которые сознательно нарушают правила дорожного движения или халатно относятся к своим обязанностям, и не задумываются о последствиях. Около 15 % аварий совершаются водителями с малым опытом вождения и стажем управления до трех лет.
Анализируя ДТП с участием детей в возрасте до 18 лет видно печальную статистику, где количество погибших соответствует количеству учеников среднестатистической школы, а количество раненых - примерно двадцати таким школам.
Таким образом, решение проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, требует принятия неотложных мер как отдельными органами власти, так и государством в целом. Поэтому была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», а после ее окончания - федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Одним из путей решения проблем, связанных с повышением безопасности дорожного движения является профилактика безопасности дорожного движения, особенно на стадии формирования личности у детей до 18 лет.
В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им Г.Ф. Морозова» был построен УМЦ «Автогородок ВГЛТУ» по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах [7].
Площадь асфальтированного покрытия (учебного автодрома) составляет
л
8245 м ., надстройка хозяйственно-технических помещений (учебно-
л
методический центр) - 368,2 м .
Автогородок имеет в наличии:
1. Автодром, на котором произведена дорожная разметка, установлено 8 светофоров, укомплектован дорожными знаками, необходимыми для изучения различных дорожных ситуаций.
2. Игровой класс, оборудованный 12 компьютерами с наушниками для индивидуального просмотра тематических фильмов и игр по правилам дорожного движения, двумя тренажерами с электронным управлением, двумя магнитно-маркерными досками с макетами дорожных знаков и светофоров для рассмотрения и обсуждения различных ситуаций на дороге.
3. Велосипедный класс, оборудованный моделью велосипеда со средствами защиты (шлем, наколенники, налокотники), наглядными пособиями по управлению, устройству и обслуживанию велосипедов, двумя магнитно -маркерными досками с планом автогородка и переносными магнитными дорожными знаками для обучения юных велосипедистов правилам дорожного движения в городе. Имеются 30 велосипедов, 3 веломобиля.
4 Мультимедийный класс, снабженный проектором, переносными колонками, четырьмя электронными звуковыми стендами «Виртуальный учитель» с дистанционным управлением по правилам дорожного движения.
5. Класс оказания доврачебной медицинской помощи, оборудованный манекеном «Максим - III» с электронным управлением и двумя торсами для отработки упражнений по искусственному дыханию. В наличии также имеется комплект плакатов по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в
ДТП.
В 2012 году в автогородке прошло обучение 2853 школьника (127 групп), в 2013 году - 2542 чел. (100 групп), в 2014 году - 3300 чел. (110 групп), в 2015 году - менее 1000 чел.
Автогородок может принять при работе в две смены в течение 200 рабочих дней не менее 10000-12000 чел. в год.
Такая малая загруженность автогородка связана с недостаточным финансированием.
Для снижения аварийности на дорогах предлагаются следующие мероприятия:
- выделение финансирования для обеспечения эффективной работы автомобильного городка со школьниками по программам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- создание на базе автомобильного факультета ВГЛТУ общественных организаций, занимающихся пропагандой безопасности дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (Дружина ГИБДД, педотряд, ВОА и т.д.);
- возобновление работы дружины автомобильного факультета ВГЛТУ в совместных мероприятиях с ОГИБДД УМВД по г. Воронежу.
- создание на автомобильном факультете в рамках общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» первичной организации;
- организация профилактической работы и обучения правилам безопасного поведения в транспортной среде с возрастными группами населения:
1. дошкольники (до 7 лет);
2. младшие школьники (1-4 класс, 7-11 лет);
3. школьники среднего звена (5-9 класс, 11-14 лет);
4. старшеклассники (10-11 класс, 15-17 лет);
5. студенты (17-25 лет);
6. возрастные группы от 25 до 60 лет;
7. возрастные группы от 60 лет и старше.
Список использованной литературы
1. Сараев А.В. Общие вопросы экспертизы дорожно-транспортных происшествий: монография [Текст] / А.В. Сараев, Е.А. Новописный, С.В. Дорохин, И.А. Новиков. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 102 с.
2. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма [Текст] / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004. - 280 с.
3. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013: поддержать десятилетие действий [Текст] / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2013. - 282 с.
4. О правилах дорожного движения [Эл. ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 30.06.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий [Эл. ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (ред. от 04.09.2012) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Госавтоинспекция МВД России [Эл. ресурс]: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения URL: http://www.gibdd.ru/stat (дата обращения: 20.10.15).
7. Сподарев Р.А. Пути снижения ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет благодаря реализации образовательной программы на базе УМЦ «Автогородок ВГЛТА» [Текст] / Р.А. Сподарев, С.В. Дорохин, В.А. Зеликов // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2013): Сб. статей 5 Междунар. науч.-тех. конф., Курск, 30 ноября 2013 г. / отв. ред. Е. В. Агеев; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 213-217. - Библиогр.: С. 216-217 (3 назв.).
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ТИПА
В.Г. Дрига, доцент, к.х.н., Г.М. Докторов, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Формирование новых подходов к обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности в современном обществе связано с опасностью техногенных аварий и катастроф, локальными военными конфликтами и прогнозируемыми террористическими актами с применением токсичных химикатов, биологических рецептур и радиоактивных веществ.
Современные радиационные, химические, биологические угрозы обусловливают развитие подсистемы РХБ защиты в общей системе защиты. Целевой направленностью данной подсистемы является обеспечение жизнедеятельности наиболее уязвимых к негативным воздействиям физиологических систем организма человека, включая органы дыхания, зрения, осязания, без нормального функционирования которых военнослужащие не смогут качественно выполнять поставленные боевые задачи [1].
В связи с этим актуальным остается вопрос о совершенствовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), которые в зависимости от конструктивного решения могут одновременно обеспечивать физическую защиту органов зрения, слуха, кожи лица и шеи.
Противостояние современным РХБ угрозам формирует новый уровень требований к разрабатываемым средствам индивидуальной защиты органов дыхания. Эти требования можно разделить на три группы: