ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
© Людмила Егоровна СОЛЯНКИНА
Волгоградский филиал Международного славянского института, г. Волгоград, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, заслуженный учитель РФ,
e-mail: [email protected] © Алексей Викторович СОЛЯНКИН Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, аспирант кафедры педагогики, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена проблема создания и реализации информационно-образовательной среды в вузе, сформулировано определение и раскрыта ее практико-ориентированная сущность. Авторами определены компетенции будущего специалиста, формируемые информационной образовательной средой вуза, обоснованы современные требования к применению информационных технологий в вузе, приведены примеры информационных акме-технологий.
Ключевые слова: информация; информационно-образовательная среда; практико-ориентирован-ная сущность.
Информатизация образовательной среды стала возможна благодаря многовековому развитию цифровой вычислительной техники и становлению информатики, как науки о принципах ее построения и проектирования. Интенсивное развитие информационных процессов, на современном этапе, представляет большой научный интерес, поскольку они востребованы во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, в т. ч. и в образовании.
Очевидно, что «процессы компьютеризации и информатизации играют основополагающую роль в становлении информационного общества, когда главным объектом управления оказываются не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когда большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации...» [1, с. 63]. Влияние этих процессов на образовательную среду вузов, решающих задачу профессиональной подготовки компетентного специалиста не вызывает сомнений. Это обусловлено тем, что «позиционирование человека в профессии зависит от информационного взаимодействия субъектов друг с
другом и их действий с объектами познания в информационной среде» [2, с. 115].
В связи с этим главной задачей образовательного учреждения становится формирование новой высокоразвитой информационной образовательной среды, необходимой для подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей требованиям современного информационного общества. Решение этой задачи требует значительной организационно-методической перестройки образовательного процесса, в т. ч. и создания в вузе информационной образовательной среды, обладающей практико-ориентированными свойствами.
Именно практико-ориентированный характер образования в вузе позволяет сформировать компетентного специалиста, способного к приему, переработке, выдаче и преобразованию информации (чтение, конспектирование), владеющего компьютерной грамотностью, массмедийными, мультимедийными технологиями, интернет-технологиями и пр. Немаловажную роль в этом про-
цессе играет информационная образовательная среда, ориентированная на развитие информационно-мультимедийной компетен-
ции, которая проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных профессионально-значимых задач и производственных ситуаций. Под информационной компетентностью чаще всего понимают способность овладения информационными технологиями и работать со всеми видами информации. В свою очередь, профессиональная информационно-коммуникационная компе-
тентность позволяет решать информационные задачи в профессиональной области, пользуясь современными информационными ресурсами (инструментами и источниками).
Анализ исследований Е.В. Данильчук, Е.А. Климова, А.М. Короткова дает возможность сформулировать определение информационно-мультимедийной компетенции
специалиста, как компетенции, относящейся к сфере использования информационных и мультимедийных технологий, главными составляющими которой являются индивидуальные способности и качества выпускника, определяющие его возможности и умения: самостоятельно искать, анализировать, представлять и передавать информацию; моделировать и проектировать объекты и процессы, в т. ч. собственную индивидуальную деятельность и деятельность коллектива; творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности; ориентироваться в среде, созданной на базе современных информационных и коммуникационных технологий; квалифицированно использовать в своей практической профессиональной деятельности современные средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих многократное увеличение производительности труда.
Для определения информационной образовательной среды в вузе необходимо учитывать, что в настоящее время в науке встречается ряд близких по сущности к термину «информационная среда» понятий, например: «информационные технологии», «информационное общество», «информационная культура», «информационное мировоззре-
ние» и др. Все эти понятия объединены достаточно содержательными терминами - «информация» и «информатика». Информация в
самом общем смысле обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Определение сути информации долгое время оставалось прерогативой философов, пока не появилась новая наука - информатика, обозначающая с одной стороны, разработку, проектирование и производство компьютеров, периферии и элементной базы для них, сетевого оборудования, алгоритмического и системного программного обеспечения, а с другой - их применение в информационных системах самого различного назначения.
Отметим, что ученые (Е.В. Данильчук, Л.Н. Кечиев, Ю.Г. Коротенков, А.М. Коротков, Г.П. Путилов, С.Р. Тумковский и др.) информационную образовательную среду определяют как основанную на использовании компьютерной техники программнотелекоммуникационную среду, реализующую качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
Данная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых. Информационная образовательная среда строится как интегрированная многокомпонентная система и обладает максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей. Компоненты данной среды соответствуют учебной, внеучебной, научноисследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие будущего специалиста с вузом может быть более эффективным в информационной образовательной среде в связи с наличием встречных информационных потоков между вузом и студентом [3]. Безусловно, информационные технологии и технические средства обучения создают условия для самостоятельной адаптации студентов в профессиональной среде и обеспечивают постоянное воспроизводство знаний и развитие профессиональных компетенций у всех субъек-
2QQ
тов образования, за счет их постоянного взаимодействия друг с другом в условиях специально организованной информационной образовательной среды, обладающей практикоориентированными характеристиками.
Наличие у информационной образовательной среды практико-ориентированных характеристик обусловлено моделью деятельности человека, которая представляет собой психическую сторону организации деятельности, формирующейся во внутреннем плане ее субъектов [4]. Совокупность информации, получаемой будущим специалистом разными способами, также несет в себе практико-ориентированные свойства, поскольку получена в ходе творческой, преобразующей деятельности.
Творческий, преобразующий характер образовательной среды отмечают Е.А. Кор-сунский и М.В. Пронин. В целях придания информационной образовательной среде вуза практико-ориентированного характера информационные технологии должны соответствовать следующим требованиям: отсутствие правил, регламентирующих действия обучающихся, ход их мысли, пути познания; предоставление обучающимся свободы и самостоятельности; наличие большой информационной базы, обеспечивающей получение всех необходимых сведений; наличие положительных передовых образцов творческой деятельности и возможности оценить ее результаты; создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося в ходе активной поисковой деятельности, стимулированной стремлением добиться результата не худшего, чем образцовый; отсутствие ограничений во времени, не позволяющих создать свободную, непринужденную атмосферу творчества [5].
Для совершенствования процесса преподавания в вузе необходимо применять информационные акме-технологии. Деятельность преподавателя при использовании информационной акме-технологии предполагает распредмечивание знаний, выделение обобщенной, абстрагированной информации, формирование научной картины мира, построение теоретических концепций на доступном уровне, перенос теоретического знания на решение практических задач. Компьютер в такой деятельности выступает как средство поиска и обработки информации,
«машина, которая помогает думать», как средство интеграции деятельности всех субъектов дидактической системы. Объектом познания при этом становится теоретическое содержание предмета, объектом самоизуче-ния - собственные способности выделять главное, систематизировать и интерпретировать информацию, делать теоретические обобщения. Основные алгоритмы деятельности - сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, систематизация и классификация, логические операции, операции формирования понятия - определение, обозначение в символьной форме, построения индуктивного, дедуктивного, продуктивного умозаключения. Основные методы обучения - эвристический, проблемно-исследовательский.
Активное применение в учебном процессе информационной акме-технологии позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению будущих специалистов. А использование локальной сети обеспечивает выход в интернет в режиме on-line с каждого рабочего места. Используя возможности интернета при разработке курсовых и дипломных работ (поиск необходимой информации по теме), составляя аналитические справки и т. д., студенты приобретают опыт поиска, сбора и анализа информации, оценки ее достоверности, актуальности, а также учатся получать на ее основе новые знания. Выполняя практические задания, а именно: поиск профессиональной информации, передачу данных по электронной почте, участие в тематических телеконференциях (по экономической и правовой тематике) и др., студенты приобретают опыт сетевой деятельности, что также способствует их саморазвитию, формирует готовность к самообучению в течение всей жизни.
В практике Международного славянского института информационные акме-техно-логии применяются на бинарных занятиях с будущими экономистами, в ходе которых осуществляется межпредметная связь, а также происходит закрепления знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, с максимальным использованием компьютерных сетевых технологий. Этому способствуют используемые в процессе обучения, компьютерные деловые игры, в частности, экономическая игра КОББИ - уникаль-
ное средство изучения основ рыночной экономики, предпринимательства, менеджмента и маркетинга. Применение данной деловой игры активизирует развитие практических навыков студентов в их профессиональной деятельности. На бинарном занятии по дисциплинам «Информационные технологии в управлении» и «Финансирование» студенты, разделенные на две подгруппы, находясь в разных кабинетах, смоделировали работу предпринимателей и работников банка, их взаимодействие. Данное занятие демонстрировалось на мастер-классе с участием представителей предприятий и преподавателей других вузов, где были отмечены его эффективность и практическая значимость, а также то, что данная технология в учебном процессе реализуется впервые в городе.
В ходе проведения открытого семинара, (по дисциплинам «Информатика» и «Экономическая теория»), проводимого в виде деловой игры «Потребление, инвестиции, правительство» были задействованы инновации в области информационных технологий, такие как: поиск экономической информации в интернете, поиск нормативных документов в справочно-правовой системе Консультант Плюс, взаимодействие между «предпринимателями» и «правительством» с помощью видеоконференций.
Кроме того, при кабинете информатики создан научный студенческий кружок «Сканер», члены которого ведут активную работу: занимаются установкой и исследованием возможностей нового программного обеспечения, выполняют ремонт компьютеров, разрабатывают мультимедийные программы для их последующего использования в учебном процессе и т. п., что способствует саморазвитию студентов, их самообучению. Большими
практико-ориентированными возможностями в организации информационной образовательной среды в вузе обладает специализированная программа «Статистика», которая позволяет определить тесную связь между показателями и коэффициентами корреляции и детерминации, а также основными тенденциями развития производственной деятельности организаций Волгограда и Волгоградской области.
Как показывает анализ психолого-педа-гогической литературы и опыт образовательной практики в вузе, дидактический ресурс информационной образовательной среды значительно повышает качество подготовки специалистов и способствует овладению студентами информационно-мультимедийными компетенциями, благодаря практикоориентированному характеру данной среды.
1. Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Изв. ВГПУ. № 8 (62). С. 62-68.
2. Бодалев А.А. О субъектном акме человека и факторах, его определяющих // Вопросы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Р.М. Шамионова. Саратов, 2001. Вып. 2. С. 4-9.
3. Солянкина Л.Е. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориен-тированный конструкт: психолого-акмеоло-гический аспект: монография. Тамбов, 2010.
4. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
5. Корсунский Е.А., Пронин М.В. Психологический практикум по изучению особенностей личности. Воронеж, 2002.
Поступила в редакцию 12.12.2011 г.
UDC 159.922
PRACTICAL ORIENTED CHARACTER OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN UNIVERSITY Lyudmila Egorovna SOLYANKINA, Volgograd Branch of International Slavic Institute, Volgograd, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Honoured Teacher of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Aleksey Viktorovich SOLYANKIN, Volgograd State Socio-pedagogical University, Volgograd, Russian Federation, Post-graduate Student Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
The article deals with the problem of creating and implementing informational and educational environment at the university, in defining and disclosed its practice-oriented nature. The authors determined the competence of the future specialist, information generated by the educational environment of the university, the modern requirements for the application of information technology in high school are proved, examples of information acme technology are given.
Key words: information; information-educational environment; practice-oriented nature.
2Q2