Научная статья на тему 'Влияние практико-ориентированной образовательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося'

Влияние практико-ориентированной образовательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGIC MECHANISMS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солянкина Людмила Егоровна

Обоснована актуальность проблемы развития профессиональной компетентности у обучающихся, поскольку профессиональная компетентность до сих пор регулярно декларируется, но не всегда достигается. Представлен анализ историко-научных знаний о взаимодействии окружающей среды и человека, особо подчеркивается важность воздействия социальной среды на развитие и образование личности, а также практической деятельности человека в приобретении им социально-значимого опыта. В связи с этим приводится доказательная база о необходимости создания в вузе практико-ориен-тированной образовательной среды как детерменанты развития у обучающихся профессиональной компетентности. Раскрыта сущностная характеристика практико-ориентированной образовательной среды и дано ее определение как специально организованного самодвижущегося образовательного пространства, обладающего акмеологической сущностью, при этом указаны отличительные признаки традиционной образовательной среды от практико-ориентированной. Отмечено, что не все образовательные среды способствуют эффективному развитию у будущего специалиста требуемых качеств, поскольку в результате несоответствия готовности обучаемого требованиям среды может возникнуть эффект «блокады» взаимодействия в системе «среда субъект». Приведены результаты эмпирических исследований, доказывающих положительное влияние практико-ориентированной образовательной среды на процесс развития профессиональных компетенций и профессионально важных личностных качеств будущего специалиста (на примере экономиста) в условиях «вуз коммерческое предприятие». Дана сущностная характеристика психолого-акмеологических механизмов, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солянкина Людмила Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PRACTICAL-ORIENTED EDUCATIONAL SPHERE ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE STUDENT

The urgency of the problem of student’s professional competence development is founded because professional expertise is still regularly declared, but not always achieved. The analysis of historical and scientific knowledge about the interaction of environment and humans is presented, the importance of the influence of the social environment on the development and education of personality and also practical human activity in the purchase of socially-meaningful experience are emphasized. In this regard, the evidence base about the necessity of establishing at the university a practice-oriented educational environment as determinant development of students’ professional competence is given. The essential characteristic of practice-oriented educational environment is revealed and its definition is given as a self-propelled specially organized educational space with acmeological essence, distinctive features of the traditional educational environment of practice-oriented are also highlighted. It is noted that not all of the educational environment contribute to the effective development of the future specialist required qualities, because as a result of discrepancies the readiness of a trainee to the requirements of the environment, may be the effect of the “blockade” of interaction in the system “environment subject”. The results of empirical studies proving the positive influence of the practice-oriented educational environment on development of professional competence and professionally important personal qualities of the future specialist (by the example of the economist) in the “university business” are presented. The essential characteristic of psychological-acmeologic mechanisms for the development of professional competence in the practice-oriented educational environment is given.

Текст научной работы на тему «Влияние практико-ориентированной образовательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося»

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 159.922

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

© Людмила Егоровна СОЛЯНКИНА

Международный славянский институт, Волгоградский филиал, г. Волгоград, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, директор, заслуженный учитель РФ, e-mail: uda_saf@mail.ru

Обоснована актуальность проблемы развития профессиональной компетентности у обучающихся, поскольку профессиональная компетентность до сих пор регулярно декларируется, но не всегда достигается. Представлен анализ историко-научных знаний о взаимодействии окружающей среды и человека, особо подчеркивается важность воздействия социальной среды на развитие и образование личности, а также практической деятельности человека в приобретении им социально-значимого опыта. В связи с этим приводится доказательная база о необходимости создания в вузе практико-ориен-тированной образовательной среды как детерменанты развития у обучающихся профессиональной компетентности. Раскрыта сущностная характеристика практико-ориентированной образовательной среды и дано ее определение как специально организованного самодвижущегося образовательного пространства, обладающего акмеологической сущностью, при этом указаны отличительные признаки традиционной образовательной среды от практико-ориентированной. Отмечено, что не все образовательные среды способствуют эффективному развитию у будущего специалиста требуемых качеств, поскольку в результате несоответствия готовности обучаемого требованиям среды может возникнуть эффект «блокады» взаимодействия в системе «среда - субъект». Приведены результаты эмпирических исследований, доказывающих положительное влияние практико-ориентированной образовательной среды на процесс развития профессиональных компетенций и профессионально важных личностных качеств будущего специалиста (на примере экономиста) в условиях «вуз - коммерческое предприятие». Дана сущностная характеристика психолого-акмеологических механизмов, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде.

Ключевые слова: практико-ориентированная образовательная среда; психолого-акмеологические механизмы; компетентность.

Проблема развития профессиональной компетентности специалиста на стадии его подготовки всегда была и остается в центре внимания ученых, обнаруживая сложность и многогранность исследования. Значимость данной проблемы обусловлена, на наш взгляд, тем, что профессиональная компетентность как деятельностное и личностное явление до сих пор регулярно декларируется, но не всегда достигается, поскольку не до конца известны психологическая структура и функции компетентности, акмеологическое проявление и особенности организации процесса ее развития в условиях современности. Для преодоления указанного противоречия обратимся к историко-научным знаниям.

В ходе культурно-исторического развития человека и общества первоначально в философской, а впоследствии и в психологической мысли сформировались представления о взаимодействии человека и окружающей среды. Идеи о физическом влиянии среды на человека развились в теории об объективном воздействии социальной среды на развитие и образование личности, о важности практической деятельности человека в приобретении им социально-значимого опыта. Изучение процесса взаимодействия человека и образовательной среды позволило психологам выявить деятельностную характеристику среды, а это значит, что одним из эффективных условий развития профессио-

ISSN 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 4 (4), 2015

нальной компетентности специалиста является практико-ориентированное образование.

В ходе дальнейшего развития концепций о практической подготовке специалиста, обладающего высокой степенью профессионализма, инициировало нас на идею создания в вузе практико-ориентированной образовательной среды на основе акмеологических принципов (А.А. Деркач и др.), которая будет сопровождать и поддерживать процессы и акме-ситуации профессионально-личностного развития специалиста [1].

В результате теоретического анализа психолого-акмеологической литературы и эмпирических исследований нами установлено, что практико-ориентированная образовательная среда - это специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, обладающее акмеологиче-ской сущностью. В ходе изучения влияния взаимодействия обучающегося и образовательной среды мы обратили внимание на то, что не все среды способствуют эффективному развитию у будущего специалиста требуемых качеств, часто возникает эффект «блокады» взаимодействия в системе «среда -субъект», вызываемый несоответствием готовности обучаемого требованиям среды. Об этом писали В.В. Рубцов, В.И. Панов, Д.Б. Эльконин и др. [2]. Мы предположили, чтобы избежать выпускнику вуза такой «блокады» при включении в профессиональную деятельность, характеризующуюся прежде всего практической доминантой, необходимо в ходе обучения погружать будущего специалиста именно в практико-ориентиро-ванную образовательную среду, приближенную к профессии как по содержанию, так и по формам обучения. Отметим, что основной характеристикой образовательной среды является ее векторность, т. е. «выраженность обучающего эффекта в определенном спектре задач» [3, с. 47-50]. Именно в этой связи особую значимость и приобретает практико-ориентированная образовательная среда, способствующая учебно-научно-производственной интеграции и обеспечивающая развитие профессиональной компетентности специалиста как практико-ориентированного конструкта.

Отметим, что традиционная образовательная среда, в отличие от практико-ориентированной, не обладает возможностя-

ми интеграции вуза с производством, когда на основе договорных отношений и в результате погружения студентов в производственный процесс вуз решает проблему трудоустройства выпускников, а партнерские предприятия получают компетентных специалистов, готовых включиться в профессиональную деятельность без доучивания.

Таким образом, детерминантой развития профессиональной компетентности является практико-ориентированная среда вуза, поскольку взаимодействие студента с профессиональной средой, а также ориентация процесса обучения на практическую применяемость и востребованность формируемых компетенций возможны только в условиях функционирования вуза как учебно-научно-производственного комплекса.

Развитие профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде обеспечивается психолого-акмеологическими механизмами, а именно профессиографическим, акмеографическим, персонографическим и картерографическим. Профессиографический механизм - это достижение соответствия личности субъекта труда основным требованиям к профессии с профессиональными компетенциями в условиях практико-ориентированной образовательной среды. Акмеографический механизм - взаимодействие процессов развития, личностно-профессионального роста и прак-тико-ориентированной образовательной среды, отражает векторную направленность на профессиональное совершенствование. Пер-сонографический механизм - это взаимодействие индивидуального развития личности, практико-ориентированной образовательной среды и профессиональной компетентности, построение плана внутреннего самосовершенствования. Карьерографический механизм - это взаимодействие траектории карьерного роста, личностных притязаний и практико-ориентированной образовательной среды, выстраивание перспектив своей жизни в связи с профессией [2].

К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным дать полную характеристику практико-образовательной среде и ее влиянию на процесс развития профессиональной компетентности будущего специалиста.

Поэтому приведем результаты нашего эксперимента, направленного на исследование влияния практико-ориентированной образовательной среды на процесс развития профессиональной компетентности будущего специалиста (на примере экономиста) в условиях «вуз - коммерческое предприятие».

Экспериментальное исследование осуществлялось в двух группах: экспериментальной и контрольной. Общий объем выборки составил 110 человек, что позволило оценить результативность развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде.

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что профессионально важные компетенции и личностные качества являются важными показателями развития профессиональной компетентности специалиста. Влияние практико-ориентированной

образовательной среды на развитие профессионально важных личностных качеств оценивалось следующим образом: измерение достижения мотивации диагностировалось по методике теста-опросника А. Мехрабиана (ТМД); коммуникативные и организаторские склонности - по методике «КОС-1»; уровень творческого потенциала специалиста и умение принимать нестандартные решения оценивались с помощью теста «Творческий потенциал»; наличие цели и способности к самоактуализации - методикой «САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина [4, с. 426-433]. Результаты диагностик показали значительный рост личностных качеств у студентов экспериментальной группы, тем самым подтвердили положительное влияние практико-ориентированной среды на развитие профессионально важных личностных качеств студентов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностик исследования студентов контрольной и экспериментальной групп на начало и окончание эксперимента (с использованием методик «ТМД», «КОС-1», «САМОАЛ»)

Показатели Начало эксперимента, % Окончание эксперимента, %

КК ЭК КК ЭК

Мотивация достижения 45 42 77 96

Коммуникативные и организаторские склонности 47 46 74 98

Уровень творческого потенциала специалиста и умения принимать нестандартные решения 46 44 76 95

Наличие цели и способности к самоактуализации 44 43 72 94

Примечание. КК - контрольная группа; ЭК - экспериментальная

□ мотивация

□ КОС

□ творчество

□ самоактуализация

Рис. 1. Сравнительный анализ развития профессиональной компетентности у студентов контрольной и экспериментальной групп

ISSN 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 4 (4), 2015

На рис. 1 наглядно отражено значительное развитие личностных качеств студентов экспериментальной группы, построенное на основании данных исследования. При анализе развития личностных качеств и профессиональных компетенций было установлено, что с ростом личностных качеств происходит рост профессиональных компетенций. Таким образом, развитие профессионально важных компетенций специалиста и его личностных качеств в условиях практико-ориентирован-ной образовательной среды взаимозависимы, что, по нашему мнению, и составляет внутренний психологический механизм развития профессионала.

1. Деркач А.А., Зазыкин B.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. М., 2000.

2. Солянкина Л.Е. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориентированный конструкт: психолого-акмеоло-гический аспект: монография. Тамбов, 2010.

3. Дрофа В.М. О возможностях интегрированных курсов в системе повышения квалификации // Психо лого-педагогические проблемы повышения квалификации работников обра-

зования: межвузовский сборник научных трудов. М., 1994. Вып. 3: в 2 ч. Ч. 2.

4. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калинина) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

1. Derkach A.A., Zazykin B.G., Markova A.K. Psikhologiya razvitiya professionalizma. M., 2000.

2. Solyankina L.E. Professional'naya kompetentnost' spetsialista kak praktiko-orientirovannyy konstrukt: psikhologo-akmeologicheskiy aspekt: monografiya. Tambov, 2010.

3. Drofa V.M. O vozmozhnostyakh integrirovannykh kursov v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Psikhologo-pedagogicheskie problemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. M., 1994. Vyp. 3: v 2 ch. Ch. 2.

4. Diagnostika samoaktualizatsii lichnosti (A.V. Lazukin v adaptatsii N.F. Kalinina) // Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M., 2002.

Поступила в редакцию 23.11.2015 г.

UDC 159.922

THE INFLUENCE OF PRACTICAL-ORIENTED EDUCATIONAL SPHERE ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE STUDENT

Lyudmila Egorovna SOLYANKINA, International Slavonic Institute, Volgograd branch, Volgograd, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Director, Honoured Teacher of Russian Federation, e-mail: uda_saf@mail.ru

The urgency of the problem of student's professional competence development is founded because professional expertise is still regularly declared, but not always achieved. The analysis of historical and scientific knowledge about the interaction of environment and humans is presented, the importance of the influence of the social environment on the development and education of personality and also practical human activity in the purchase of socially-meaningful experience are emphasized. In this regard, the evidence base about the necessity of establishing at the university a practice-oriented educational environment as determinant development of students' professional competence is given. The essential characteristic of practice-oriented educational environment is revealed and its definition is given as a self-propelled specially organized educational space with acmeological essence, distinctive features of the traditional educational environment of practice-oriented are also highlighted. It is noted that not all of the educational environment contribute to the effective development of the future specialist required qualities, because as a result of discrepancies the readiness of a trainee to the requirements of the environment, may be the effect of the "blockade" of interaction in the system "environment - subject". The results of empirical studies proving the positive influence of the practice-oriented educational environment on development of professional competence and professionally important personal qualities of the future specialist (by the example of the economist) in the "university - business" are presented. The essential characteristic of psychological-acmeologic mechanisms for the development of professional competence in the practice-oriented educational environment is given.

Key words: practice-oriented educational environment; psychological-acmeologic mechanisms; competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.