Научная статья на тему 'Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста'

Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1471
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRACTICALLY FOCUSED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUASI PROFESSIONAL SPACE / PRACTICE FUNCTIONS / ACMEOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PRACTICALLY FOCUSED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADVANCING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солянкина Людмила Егоровна

В статье определены основные функции практики как смыслообразующей категорией понятия практико-ориентированной образовательной среды, проведен анализ моделей традиционной и практико-ориентированной образовательной среды, смыслообразующей категорией понятия практико-ориентированной образовательной среды, выявлены ее признаки и принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солянкина Людмила Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICALLY FOCUSED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS DETERMINANT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERT

The article defines the basic functions of practice as meaning creating category of concept of the practically focused educational environment, the analysis of models of the traditional and practically focused educational environment, meaning creating category of concept of the practically focused educational environment, its signs and principles are revealed.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста»

УДК l59.922

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

© Людмила Егоровна Солянкина

Волгоградский филиал Международного славянского института, г. Волгоград, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и организации предпринимательства, заслуженный учитель РФ, e-mail: uda_saf@mail.ru

В статье определены основные функции практики как смыслообразующей категорией понятия практико-ориентированной образовательной среды, проведен анализ моделей традиционной и прак-тико-ориентированной образовательной среды, смыслообразующей категорией понятия практикоориентированной образовательной среды, выявлены ее признаки и принципы.

Ключевые слова: практико-ориентированная образовательная среда; квазипрофессиональное пространство; функции практики; акмеологические характеристики практико-ориентированной образовательной среды; опережающее профессиональное образование.

Профессионализм и творческое мастерство - вот те качества, которые обеспечат молодым специалистам, выпускникам учебных организаций, конкурентоспособность на рынке труда и успех в бизнесе. Вполне понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден и во многом зависит от профессиональной целенаправленности студента и профессиональной подготовки, поэтому так важно сегодня не просто дать знания, необходимо чтобы эти знания и умения переросли в профессиональную компетентность.

Поэтому теоретическое обоснование процесса развития профессиональной компетентности специалиста еще на этапе обучения в вузе с опорой на практико-ориентиро-ванную составляющую на сегодняшний момент выступает актуальной проблемой пси-холого-акмеологических исследований [1].

В акмеологии достаточно исследований, раскрывающих сущностные характеристики

и структуру профессиональной компетентности. Вместе с тем в науке и практике не достаточно работ, в которых построение модели идеального специалиста-профессионала осуществляется с учетом практико-ориентиро-ванной природы профессиональной компетентности. И совсем отсутствуют работы, в которых ведущим условием и фактором развития профессиональной компетентности специалиста является практико-ориентиро-ванная образовательная среда, которая включает в себя: социальный заказ на компетентного специалиста, внутрифирменные профессиональные ценности и ожидания работодателей, учебно-производственные комплексы, развивающиеся промышленные технологии.

Достижение высших результатов профессионального акме в образовательной среде исследовали: Б.Г. Ананьев, С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.К. Маркова,

Е.В. Селезнева, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, Н.В. Соловьева и др.

Достаточно полно, на наш взгляд, в трудах Б.Г. Ананьева представлено понимание среды вообще и образовательной среды в частности. Он обосновал процесс образования собственной среды развития посредством создания и изменения обстоятельств современной жизни своим поведением и трудом как проявление социальной активности человека.

Интересны идеи А.К. Марковой, которая считает, что важнейшим внешним условием достижений в личностном и профессиональном развитии специалиста является благоприятная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей, а также наличие акме-событий как основных побудителей к «пикам», кульминациям в профессиональном развитии. Успешность профессиональной деятельности специалиста во многом обусловлена профессиональной средой - пространством профессиональной деятельности, поведения и общения специалистов с коллегами в профессиональном сообществе, в реальной производственной ситуации, характеризующей ту или иную профессиональную сферу [2].

Если говорить об образовательной среде вуза, то, на наш взгляд, преломляясь в плоскости практико-ориентированных тенденций реализации компетентностного подхода, обладающего акмеологической сущностью, образовательная среда, в первую очередь, должна выступать в качестве квазипрофес-сионального пространства и ориентироваться на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях его обучения.

Для определения понятия дефиниции «практико-ориентированная образовательная среда» и выявления ее роли в развитии профессиональной компетентности специалиста рассмотрим понятие и функции практики как особой деятельности человека, направленной на преобразование себя и окружающего мира.

На страницах словаря по социальной философии В.Е. Кемеров дает такое определение: «Практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах закрепления, воспроизводст-

ва и развития человеческого опыта, процесс перехода накапливаемого и накопленного опыта людей в условия их жизни, в условие их деятельности, в схемы их самоутверждения. Практика связывает жизни людей, она выявляет проблему социального бытия как многомерного движения и взаимодействия различных форм человеческого опыта» [3]. Несомненно, что такое взаимодействие осуществляется в процессе социальной коммуникации, т. е. при непосредственном общении людей. В данном случае речь идет о важнейшей социально-коммуникативной функции практики в жизнедеятельности человека.

Особенно важен тезис о том, что практика - это «особого рода социальная связь, обеспечивающая не только накопление человеческого опыта, но и его трансляцию от поколения к поколению, от эпохи к эпохе» [3]. Именно благодаря практике социально-значимая информация и когнитивный опыт человечества транслируется в ходе непрерывного цивилизационного развития человечества. Безусловно, эта информационно-транс-лирующая функция практики необходима для развития у компетентного специалиста практической направленности, форм самореализации и самосовершенствования человека, а также его знаний и умений, способности и готовности эти знания и умения применить на производстве.

При сближении с материальным производством, деловой активностью и деятельностью человека акцент в понимании практики «переносится на действие систем, складывающихся из предметных условий, средств и результатов человеческой деятельности» [3, с. 370]. Причем, деятельность представляется как «... деятельность заинтересованная, осознанная, «заряженная» потребностями, эмоциями, нравственными и эстетическими предпочтениями» [3, с. 371]. Эта производственно-деятельностная функция практики указывает на то, что, существуя в процессе, практика носит системный характер и наиболее целостно проявляется в профессиональной деятельности человека.

В профессиональном образовании практика определяется как вид учебных занятий, в процессе которых студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задания, определенные учебной задачей. Таким обра-

зом, практика является важным интегрирующим и связующим видом подготовки специалиста, при которой учащийся (студент) изучает в действии условия производства, технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и пр. [4]. В данном аспекте выделим еще одну очень важную функцию практики - профессионально-ориентированную.

Безусловно, практика является смыслообразующей категорией понятия практикоориентированной образовательной среды, и именно включение студента в практическую деятельность позволяет развивать у него профессиональную компетентность, функции практики: социально-коммуникативная, информационно-транслирующая, производственно-деятельностная и профессионально-ориентированная опредмечиваются в практико-ориентированной образовательной среде, и, следовательно, практико-ориенти-рованная образовательная среда обязательно должна их выполнять. Заметим, что эти же функции должны быть положены в основу построения акмеологической модели практи-ко-ориентированного процесса формирования профессиональной компетентности специалиста.

Процесс подготовки компетентного специалиста в вузе на современном этапе строится на основе сочетания теоретического и практического обучения, т. е. синтеза теории и практики. Традиционно практическая подготовка будущего специалиста осуществляется в ходе практикумов и различных видов практик: учебной, производственной, преддипломной и пр. Именно под этими формами профессиональной подготовки обычно и понимают практико-ориентированную образовательную среду в вузе.

Считаем, что это очень узкий подход и он не соответствует современным требованиям. Основная цель практической подготовки студента на сегодняшний момент - это закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, а также формирование таких качеств личности будущего специалиста, как профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, самоконтроль, и других качеств, необходимых для выполнения профессиональных функций на должном

уровне. Однако в процессе прохождения практики осуществляется также формирование новых знаний, умений и навыков, связанных со спецификой предприятий, баз практик и приобретение практического опыта. В период прохождения практики студент пытается применить и апробировать первичные профессиональные умения и навыки. Поэтому считаем, что важной задачей производственных практик является профессиональная адаптация студентов-практикан-тов к производству.

Е.А. Леванова отмечает, что знания, умения, навыки - не конечная цель формирования компетентного специалиста, а один из его этапов. Итоговым результатом, по ее мнению, является формирование на базе специалиста компетентной во многих сферах личности, способной многогранно, творчески действовать и разносторонне, многопланово воспринимать, а также оценивать свою деятельность, прогнозировать воздействие своего труда и его характер на внешние структуры во всем их многообразии и взаимосвязи. Лишь в этом случае возможна реализация идеи устойчивого развития компетентного специалиста и его социально-профессиональной направленности [5].

В условиях практико-ориентированной образовательной среды целью профессионального образования является компетентный специалист, обладающий практикоориентированными компетенциями, позволяющими ему решать определенный круг профессиональных задач, добиваться успеха и обеспечивающими карьерный рост. Достижение цели во многом зависит от содержания образования, которое в условиях создания в вузе практико-ориентированной образовательной среды, согласно нашим исследованиям, должно строиться в соответствии с деятельностной структурой личности и отражать ее:

- потребность в деятельности и практическом преобразовании себя и окружающего мира;

- стремление к творчеству, самосовершенствованию и познавательной активности;

- мотивацию личных и профессиональных достижений;

- внутреннее единство когнитивного,

предметно-практического и личностно-

профессионального опыта.

Безусловно, в данном случае ведущую роль играет формирование у студентов практического опыта, в виду его интегративности и компетентностной сущности. Поэтому содержание подготовки компетентного специалиста должно опираться на материал, включающий практические задачи, которые он должен будет решать в своей будущей профессиональной деятельности, а именно:

- задачи, которые должны уметь решать все специалисты, независимо от конкретной профессии или страны проживания (они определяются характером данной исторической эпохи и могут быть условно названы задачами века: экологические, задачи непрерывного послевузовского образования, задачи, вытекающие из коллективного характера большинства видов современной деятельности и др.);

- задачи, специфичные для данной страны (в нашей стране сейчас особенно актуальны задачи, связанные с развитием рыночных отношений, с проблемами межнациональных отношений, управленческие и экономические задачи в условиях демократии, гласности, открытости и религиозной терпимости);

- собственно профессиональные задачи (исследовательские задачи, т. к. требуют умения планировать и проводить исследовательскую работу именно в данной области знания или сфере деятельности; практические задачи, т. к. направлены на получение конкретного результата - сделать расчет зарплаты, подготовить смету и т. п.).

Содержание теоретических занятий необходимо строить в соответствии с теми компетенциями, которые необходимы будущему специалисту для успешной социализации, компетентной производственной деятельности и неуклонного личностного самосовершенствования и развития профессионального мастерства. Поэтому важнейшим условием для оптимального отбора содержания обучения должен стать логический анализ и соотнесение компетенций с содержанием учебной дисциплины, с целью выделения фундаментальных знаний и вариативных компонентов. Это позволит сократить объем теоретического материала и ввести более важную практическую составляющую обучения.

Таким образом, организация профессиональной подготовки компетентного специалиста, обладающего практико-ориентирован-ными компетенциями, будет успешной если:

1) вся организация образовательного процесса (содержание учебных дисциплин и всех видов практик, информационные технологии и технические средства обучения) обладает практико-ориентированной направленностью. Иными словами, в вузе необходимо создать такие условия, в результате которых студент будет самостоятельно обращаться к анализу своих собственных ресурсов (прежнему личностному опыту и приобретенным компетенциям) и стремиться к их совершенствованию. Для этого преподаватель на учебных занятиях создает проблемные ситуации, ориентирует студентов на решение практических профессионально важных задач, организует акме-события, акме-ситуации профессионального характера. Очень важно при этом в ходе прохождения студентами учебной и производственной практик организовать психолого-педагоги-ческое консультирование и тьюторское сопровождение;

2) знакомство студента с реальной производственной ситуацией будет осуществляться до его выхода на практику. С этой целью в качестве полноправных субъектов образовательного процесса в вузе следует привлекать представителей партнерских организаций, руководителей и сотрудников баз практик, что позволит не только стереть грань между теорией и практикой, но и поможет студентам преодолеть психологический барьер, а именно:

- неуверенность в достаточности своей теоретической подготовке,

- страх перед встречей с незнакомой обстановкой и новыми людьми,

- боязнь наказания за неверно сказанное слово, невыполненную работу.

Эмпирические исследования показали, что на эффективность развития у студентов профессиональной компетентности влияют:

- педагоги предметники, которые, передавая студентам профессионально важные знания, создают встречные информационные потоки между вузом и студентом;

- педагоги-тьюторы, организующие работу студентов на практикумах;

- представители баз практик и наставники, которые, раскрывая перед студентами особенности профессии, ориентируют их на практическую применяемость формируемых профессиональных компетенций;

- информационные технологии и технические средства обучения, обеспечивающие условия для самостоятельной адаптации студентов в профессиональной среде и постоянное воспроизводство знаний и развитие профессиональных компетенций у всех субъектов практико-ориентированной образовательной среды за счет их постоянного взаимодействия друг с другом в условиях специально организованной квазипрофес-сиональной деятельности;

- предметы труда, рабочее место, материально-техническая база партнерской организации, которые, создавая реальные условия будущей профессиональной деятельности, выступают стимулами преодоления стрессовых ситуаций, связанных с вхождением в профессию.

Таким образом, практико-ориентиро-ванная образовательная среда предполагает взаимодействие и взаимовлияние всех субъектов и объектов профессиональной подготовки как в вузе, так и на производстве.

Опросы педагогов-предметников, педа-гогов-тьюторов, руководителей баз практики и наставников показали, что при погружении в практико-ориентированную образовательную среду они также ощущали на себе влияние студентов. В ходе квазипрофессиональ-ных ситуаций, имитирующих реальную производственную деятельность, студенты более открыто вступали в диалог со своими будущими «коллегами», высказывали сомнения, несогласие и даже неудовольствие рядом позиций. В результате чего многие субъекты практико-ориентированной образовательной среды со стороны обучающих признавали, что им необходимо было добывать дополнительную информацию, чтобы отвечать на вопросы студентов, повышая тем самым свой уровень профессиональных знаний и мастерства.

Более того, руководители баз практик, благодаря внедрению в их производственный процесс субъектов практико-ориентирован-ной образовательной среды из вуза (студентов и педагогов-тьюторов), изменили свое отношение не только к работе своих лучших специалистов, выступающих, как правило, в

роли наставников, но и к объектам практикоориентированной образовательной среды (предметам труда, рабочему месту, материально-технической базе). В результате многие объекты были модернизированы: дополнено оборудование, усовершенствовано рабочее место, созданы комнаты психологической разгрузки, введены дополнительные ставки.

Очевидно, что практико-ориентирован-ная образовательная среда выступает как некое постоянно изменяющееся пространство, характеризующееся направленностью на самосовершенствование и саморазвитие всех участников, вступающих во взаимодействие, продвигающееся и развивающееся вместе со своими субъектами и объектами деятельности.

Взаимодействие объектов и субъектов созданной образовательной среды друг с другом, а также взаимовлияние объектов и субъектов на саму среду подчеркивает ее развивающий характер. Практико-ориентированная образовательная среда, детерминируя саморазвитие всех своих объектов и субъектов, предстает как динамическое пространство, ориентированное на акмеологиче-ское взаимодействие всех участников разворачивающегося внутри процесса.

Проведенный выше анализ позволил нам выявить сущность практико-ориентиро-ванной образовательной среды, которая:

- во-первых, определяется как специально организованное образовательное пространство, представленное единством целевого, содержательного, процессуального, оценочно-корректировочного компонентов, реализующих социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производственно-деятельностную и профессиональноориентированную функции, обеспечивающих внутренний и внешний механизмы развития профессиональной компетентности специалиста;

- во-вторых, опирается на деятельностный, преобразующий и творческий характер человеческих практик, детерминированный изменяющими среду акме-событиями и ситуациями, в результате которых происходит самореализация и саморазвитие человека в профессии и жизни;

- в-третьих, отличается акмеологиче-ской сущностью, которая проявляется в дуа-

листическом характере самодвижения самой практико-ориентированной образовательной среды, ее субъектов и объектов, детерминирующем саморазвитие специалиста и его продвижение к личностному и профессиональному самосовершенствованию за счет интеграции приобретенных в процессе обучения профессиональных компетенций с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности.

Заметим, что для организации акмеоло-гической практико-ориентированной образовательной среды в вузе наиболее эффективным является опережающее профессиональное образование, которое определяется нами как процесс и результат взаимодействия будущего специалиста с практико-ориенти-рованной образовательной средой, построенной на основе следующих принципов:

1) взаимодействия будущего специалиста с вузом через практико-ориентированную образовательную среду (наличие встречных информационных потоков между вузом и студентом);

Таблица 1

Традиционная и практико-ориентированная модели образовательной среды: сравнительный анализ

Компо- ненты Традиционная среда Практико-ориентированная среда

ЦЕЛЬ Подготовка человека к выполнению профессиональных ролей в сложившихся социальноэкономических условиях на основе приобщения к заранее запрограммированным знаниям, умениям и навыкам Компетентный специалист, обладающий базовыми, функциональными и специальными компетенциями, позволяющими решать ему определенный круг задач и добиваться успеха и роста достижений в профессии

СОДЕРЖАНИЕ Энциклопедичный характер знаний, перегруженность информационным и фактическим материалами, которые не связаны с изменениями и тенденциями современного общества. Программы начального, среднего и высшего образования наполнены определенными знаниями, умениями, навыками, направленными на прочное усвоение и применение в профессиональной деятельности Строится в соответствии с необходимыми компетенциями, на основе единства когнитивного, предметно-практического и личностно-профессионального опыта. Профессиональные знания, умения, навыки отражают опыт их приобретения и практического применения и включают пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования и саморазвития

С С Е Ц О ё Традиционная лекционно-семинарская система, коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения. В связи с доминированием репродуктивных методов обучения, ориентированных на воспроизводство образцов прошлого опыта, навыки самостоятельной работы и поиска информации у студентов развиты слабо Практико-ориентированные образовательные технологии: индивидуальный образовательный маршрут; учебно-методический комплекс студента для всех уровней образования; технологии личностнопрофессионального развития (предпринимательское обучение, социальный диалог, профессиональноориентированная ситуация)

2) функционирования вуза как научно-образовательно-производственного комплекса;

3) ориентации на практическую применяемость и востребованность формируемых компетенций;

4) акмеологического роста практикоориентированных компетенций будущего специалиста;

5) взаимодополнения практико-ориен-тированной образовательной среды и формируемого в ней специалиста.

В рамках нашего исследования сравним традиционную и практико-ориентированную модели образовательной среды через структурные компоненты образовательного процесса в вузе: цель, содержание, процесс (табл. 1).

Итак, рефлексия указанных выше признаков и проведенный сравнительный анализ моделей образовательной среды позволили нам сформулировать следующее определение категории «практико-ориентированная образовательная среда».

Практико-ориентированная образовательная среда - это специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, представленное единством целевого, содержательного, процессуального, оценочно-корректировочного компонентов и реализующее социально-коммуникативную, информационно-транслирующую,

производственно-деятельностную и профессионально-ориентированную функции, обеспечивающие развитие у специалиста прак-тико-ориентированных профессиональных компетенций.

Признаками практико-ориентирован-ной образовательной среды являются:

- направленность на развитие практи-

ко-ориентированных профессиональных

компетенций специалиста как показателя личностной и профессиональной зрелости;

- ориентация на акмеологические процессы в развитии практико-ориентированных компетенций;

- наличие акмеологических механизмов, обеспечивающих развитие практикоориентированных профессиональных компетенций;

- возможность применения акмеологических технологий, способствующих саморазвитию практико-ориентированных компетенций специалиста;

- наличие условий и факторов, детерминирующих стремление студента к развитию и саморазвитию практико-ориентиро-ванных компетенций;

- акмеологический уровень преподавательской деятельности (включение в образовательный процесс педагога-акмеолога и тьютора);

- следование определенным ценностям, нормам и принципам, составляющим, в целом, акмеологическую культуру развития специалиста.

Таким образом, практико-ориентированная образовательная среда является детерминантом развития профессиональной компетентности будущего специалиста, поскольку создает условия для самодвижения студента от освоения профессиональных компетенций к их применению и развитию в процессе взаимодействия со всеми объектами и субъектами среды.

1. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М., 1972.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

3. Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. Екатеринбург, 2006. С. 369.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебов и др. М., 2003. С. 112.

5. Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.

Поступила в редакцию 8.08.2010 г.

UDC 159.922

PRACTICALLY FOCUSED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS DETERMINANT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERT

Lyudmila Yevgenyevna Solyankina, Volgograd branch of International Slavic Institute, Volgograd, Russia, Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Economy and Business Organizations Department, Honored Teacher of Russian Federation, e-mail: uda_saf@mail.ru

The article defines the basic functions of practice as meaning creating category of concept of the practically focused educational environment, the analysis of models of the traditional and practically focused educational environment, meaning creating category of concept of the practically focused educational environment, its signs and principles are revealed.

Key words: practically focused educational environment; quasi professional space; practice functions; acmeological characteristics of practically focused educational environment; advancing professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.