ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИКИ
© Людмила Егоровна Солянкина
Волгоградский филиал Международного славянского института, г. Волгоград, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и организации предпринимательства, директор, заслуженный учитель Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Определено понятие категории «профессиональная компетентность» и выявлены качественные характеристики, входящие в состав базовых, профессиональных и специальных компетенций экономиста, дано определение практико-ориентированной образовательной среды как основного условия успешного развития профессиональной компетентности специалиста.
Ключевые слова: базовые, профессиональные, специальные компетенции; практико-ориенти-рованная образовательная среда; акмеологическая модель.
Долгие годы образовательный процесс в системе российского профессионального образования строился на знаниевой парадигме, а приобретение опыта осуществлялось в рамках традиционной дидактической триады «знания - умения - навыки». В то же время кардинально изменилась экономическая ситуация в стране: появились фирмы, организации с различными формами собственности, где экономисты должны выполнять совсем другие функции, чем раньше. В результате -в избытке оказалось специалистов с высшим фундаментальным образованием, а современная инновационная экономика стала испытывать нехватку практико-ориентирован-ных компетентных специалистов. Знания и опыт - главное богатство экономиста, поэтому для экономиста важно качественное образование - его недостаток ничем не компенсируешь.
В этой связи для разрешения проблемы и обновления профессионального образования необходимо перейти к компетентностной практико-ориентированной модели образования, наибольшим образом отвечающей современным требованиям работодателей и нацеленной на достижение результативности в приобретении студентами профессионально значимых компетенций. Исходя из мнения ученых исследователей (А.А. Бодалев, В.А. Болотов, А.А. Деркач, Н.В. Кузьми-
на, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, В.В. Сериков, Д.А. Иванов, Г.К. Селевко, И.А. Зимняя, М.А. Чошанов и др.) и результатов исследований, проведенных нами, считаем: одним из необходимых детерминантов развития профессиональной компетенции специалиста является то, что процесс приобретения знаний, умений, навыков должен перейти в процесс приобретения профессионально и социально значимых компетенций еще в процессе обучения. А это, главным образом, обусловливается в результате приобретения студентами опыта профессиональной деятельности, что осуществимо только в условиях специально созданной в рамках компетентного подхода практико-ориентированной образовательной среды.
Поэтому в данном случае главной задачей психологии и педагогики является поиск акмеологической модели профессиональной компетентности, основная идея которой заключается в ясном представлении о состоянии и развитии качеств и поведенческих характеристик будущего компетентного специалиста, профессионала. Согласно проведенному нами исследованию, было установлено, профессиональная компетентность специалиста - это не просто сумма знаний, умений и навыков, связанных с профессией, профессиональная компетентность - это, прежде всего, системное качество, имеющее
сложное структурное строение. Профессиональная компетентность, будучи продуктом обучения, полностью таковым не является, это следствие и результат саморазвития, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностно-когнитивного опытов индивида, его личностного роста. Формирование компетентности происходит в определенной среде при выполнении различных видов деятельности, в процессе достижения некой конкретно поставленной цели. На наш взгляд, акмеологическая модель профессиональной компетентности специалиста-эко-номиста состоит из трех компонентов (компетенций) базовых, функциональных и специальных, рассмотрим более подробно их составляющие.
Базовые компетенции не привязаны к определенной профессии или группе профессий, а лишь отражают заказ общества подготовки молодого человека к современным жизненным условиям. Понятие «базовые компетенции» часто ассоциируют с ключевыми, а также с soft skills - «мягкими навыками», поэтому, на наш взгляд, базовые компетенции - это, прежде всего, набор знаний, умений и навыков личности в различной области ее деятельности, а также ее поведенческие характеристики. Базовые компетенции приобретаются через действия в различных формальных и неформальных ситуациях. Их развитие происходит за счет личностнокогнитивного и социального опытов. Базовые компетенции существенны для успеха в самых разных сферах жизни. В результате применения психолого-акмеологического,
компетентностного и целостного подходов нами был определен состав базовых компетенций, которыми должен обладать абитуриент (вчерашний школьник), ориентированный на приобретение профессиональных знаний в области экономики.
Информационно-мультимедийные компетенции:
- способность поиска, сбора информации, анализа и обработки полученных данных; осведомленность в вопросах доступности и достоверности информации, правовых и этических принципах интерактивного пользования технологиями информационного общения;
- знания о существующих общедоступных источниках информации (Интернет,
электронная почта, СМИ и т. п.), понимание их роли и возможности, а также потенциальных рисков в личной, общественной жизни. Знания основных компьютерных приложений (текстового редактора, таблицы, базы данных, хранение и управление информацией);
- умения использовать стандартное программное обеспечение, мультимедийные технологии при решении теоретических и практических задач, а также для создания новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций); находить пути доступа к базам данных, искать и использовать услуги Интернета, понимать различия форм и способов представления данных в вербальной, графической и числовой формах; иметь представления о технических устройствах (компьютер, оргтехника, цифровая техника, мультимедийный проектор).
Социально-поликультурные компетенции:
- способность выражать и понимать понятия, мысли, чувства, факты и мнения в письменной и устной формах, в соответствующем ряде социальных и культурных контекстов (в обучении, дома, на досуге и т. д.), критически осознавать поликультурную реальность, реконструировать ценности культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур. Готовность к социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры, ценности бытия, жизни, науки;
- знания словаря, функциональной грамматики и функций языка, типов вербального взаимодействия и языковых стилей, иностранных языков, культуры родного языка; культурно-этнического многообразия мира, понятийного аппарата, который обеспечивает возможность наиболее полно описать поликультурную среду, культурную самобытность каждого народа;
- умения владеть навыками устной, письменной коммуникации, различать и использовать различные тексты, владеть иностранными языками: понимать и производить тексты, устные послания, инициировать, поддерживать и завершать беседу. Понимание социальных норм и правил поведе-
ния, обеспечивающих эффективное участи личности в общественной и трудовой жизни.
Деятельностно-семиотические компетенции:
- способность отображать и преобразовывать учебный материал, выделяя в нем существенное, моделировать и структурировать различные повседневные ситуации, разрешать проблемные ситуации, ставить и решать познавательные задачи, использовать пространственное мышление и логику для решения жизненных проблем, а также, основываясь на элементах статистики и теории вероятности, охарактеризовать несложные реальные явления и процессы;
- знания цифр, мер и структур, базовых математических представлений, терминов, понятий, а также научных теорий и технологий и их применения, знание вычислительной техники, знаковых систем;
- умения проводить вычисления, извлекать и интерпретировать информацию, представленную в различных формах (таблиц, диаграмм, графиков, схем и т. п.), использовать основные знания для выявления проблем и выводов, основанных на доказательствах, применять базовые фундаментальные научные понятия, принципы и процессы в повседневном контексте, определять и выполнять различные виды деятельности, применять технологические инструменты и машины, научные данные для достижения целей, выводов, основанных на доказательствах.
Коммуникативно-интерактивные компетенции:
- способность конструктивно общаться в различных сферах, устанавливать и поддерживать необходимые контакты, психологическую совместимость в различных видах деятельности, на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями -лингвистическими (лексика, грамматика, фонетика, орфография), дискурсивными (построение устных и письменных текстов), прагматическими (успешное достижение коммуникативной цели), стратегическими (преодоление трудностей коммуникации), социокультурными (соответствие социокультурным нормам);
- знания норм поведения, общепринятых в разных обществах, о социальных и
межличностных ролях, способах и приемах взаимодействия с окружающими (с учителем, учащимися, проектной командой); средств коммуникаций (вербальные, невербальные), готовность к овладению стратегиями автономного обретения информации;
- умения и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями, умения устанавливать и поддерживать психологический контакт в межличностном общении, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения, создавать атмосферу доверия, влиять на поведение партнера, убеждать, внушать, поддерживать, заражать, адекватно понимать и реагировать на сообщения, преодолевать специфические коммуникативные барьеры общения.
Личностно-позиционные:
- способность к физическому, духовному и интеллектуальному саморазвитию, саморегулированию личностной и предметной рефлексии, к организации и управлению собственным обучением, преодолению препятствий на пути к успешному обучению, готовность к творчеству, новаторству, рискам, сотрудничеству, активному и демократическому участию в гражданской жизни;
- знания о гражданском долге и обязанностях гражданина, о символах государства, о здоровом образе жизни, об экологической безопасности среды обитания, знания экономики, права в области профессионального самоопределения, иметь представление о знаниях, навыках, квалификации будущей профессии, а также представление о целях, ценностях и политике общественных и политических движений;
- умения справляться со стрессом и чувством фрустрации, выражать их конструктивным образом, конструктивное участие в общественной деятельности. Соблюдать права и обязанности гражданина, гордость за символы государства, уверенность в себе, своих жизненных позициях, собственное достоинство, критическая и творческая рефлексия, уважение ценностей и частной жизни других людей, ответственность выбора образа жизни, навыки личной гигиены.
Функциональные компетенции экономиста напрямую зависят от его функциональных обязанностей, выбранной специализации и требований инновационной экономи-
ки. Функциональная компетентность - это характеристика, которая требуется от сотрудника, занимающего определенную позицию.
Очевидно, что акмеологическая модель состава функциональных компетенций экономиста зависит не только от требований профессиональной деятельности, но и от тех проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Состав функциональных компетенций экономиста нами был выявлен в результате анализа трудограммы, профес-сиограммы и психограммы, а также на основе тех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать специалист согласно образовательному стандарту и предъявляемым требованиям со стороны работодателей. Функциональные компетенции являются основанием, исходной точкой в построении карьеры и достижении вершин профессионализма. Как небоскребу необходим фундамент, так и профессионалу-экономисту необходим следующий состав компетенций.
Предметно-исполнительские компетенции:
- способность полученные в результате обучения в вузе знания и умения применять на практике, управлять знаниями, поиск новых знаний, различных интерпретаций, создание условий для реализации идей, использование нетрадиционных решений, ориентация на обучение и повышение квалификации;
- готовность к исполнению профессиональных функций и обязанностей экономиста на основе полученной специализации и с учетом квалификационных характеристик; к выполнению профессиональных действий, а также действий, выходящих за рамки профессии (социальных, межличностных и пр.), информированность о профессиональной деятельности;
- умения выполнять работу в соответствии с требованиями должности: разрабатывать и применять различные системы учета и затрат для оценки доходов и расходов, разрабатывать кредитные операции, выполнять контроль, планировать финансовые операции с недвижимостью, бюджет, проводить расчеты налогов, их начисление, отчисление, инвестировать и вести внешнеэкономическую, страховую и нормативно-методическую работу, проводить анализ, решать задачи, работать с литературой.
Организационно-прогностические компетенции:
- способность самостоятельно организовать свою профессиональную деятельность, прогнозировать возможные профессиональные и межличностные ситуации, экономические риски;
- готовность к прогнозированию траектории своего карьерного роста, оценке своей роли в организации труда, определению своего места и значения в компании, влиянию на происходящие в организации события;
- умения планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему и решать ее, владеть приемами совместной профессиональной деятельности, организовывать людей, создавать команду, организовывать и прогнозировать личностный вклад в трудовую деятельность, проектировать свое участие в развитии компании.
Информационно-аналитические компетенции:
- способность выбирать стратегии поиска информации, получать необходимую информацию из разных источников, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решения кризисных экономических задач на основе знаний современной экономики; критическое и рефлексивное отношение к доступной информации, умение оценивать и обрабатывать имеющиеся данные с различных точек зрения, пользоваться приемами анализа информации;
- готовность анализировать работу организации, политической системы, грамотно формулировать образовательные и информационные запросы на основе знаний специальной экономической терминологии, работать с офисной техникой (компьютер, телефон, факс, сканер, цифровая техника, мультимедийный проектор), проводить презентации;
- уметь осуществлять поиск и оценивать значимость кризисной информации о банке с использованием различных технических средств, использовать, обрабатывать и учитывать информацию о кризисных явлениях в банковской сфере при планировании
работы, а также принятии и реализации экономических и управленческих решений.
Личностно-креативные компетенции:
- способность к выражению идей, новаторству, самоанализу, самопознанию,
формированию лидерских качеств, постановке и решению нестандартных производственных задач и развитию собственной компетентности в профессии;
- готовность к гармоническому раскрытию своего природного творческого потенциала, самостоятельному приобретению новых знаний и использованию их на практике, к самоидентификации в новой группе и приспособлению в самоизменяющейся профессиональной среде согласно своего личностного статуса и должностного уровня, поиску себя в профессии, к риску, ответственности, подотчетности;
- умения работать над собой, влиять на события, происходящие в профессиональной сфере, используя их для эффективного взаимодействия инновационной экономики и окружающей среды, владеть приемами противостояния профессиональной деформации, уметь четко и ясно излагать мысли, сознательно контролировать результаты своей деятельности, умения организовывать свой труд и отдых, работать без перегрузок и надрывов.
Административно-управленческие:
- способность содействовать формированию климата поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы, адекватно воспринимать свою роль и роли других работников в организации и в обществе в целом, создавать трудовую, благоприятную атмосферу, работать как индивидуально, так и в сотрудничестве;
- готовность проявлять различные ви-
ды мобильности: социальной, культурной, конкурентноспособной, социокультурной,
академической, профессиональной, создавать комфортные психологические условия, принимать административные решения и нести ответственность за них, вести переговоры, заключать договора, используя знания нормативно-правовой базы, использовать в работе различные стили руководства, ориентация на обучение и наставничество;
- умения управлять, руководить людьми и делегировать, постоять за интересы
коллектива, разбираться в людях, уметь убеждать, вести совместную профессиональную деятельность и сотрудничать со всем окружением (социальным, профессиональным, природным).
Специальные компетенции более узкие и конкретные. Специалист, обладающий такими компетенциями, в тех редких случаях, когда возникает экстремальная, нестандартная ситуация, способен мобилизовать свои внутренние когнитивно-моделирующие и социально-психологические резервы и выполнить необходимые антикризисные действия, которые кроме него не сможет сделать никто. Специальные компетенции - это качественно-личностные способности и готовности профессионала, которые обеспечивают ему успешность решения различного вида задач в редко встречающихся нестандартных профессиональных ситуациях.
Для определения набора специальных компетенций экономиста нами была изучена специфическая профессиональная деятельность работников банка административного аппарата и выявлены основные их компетенции. Например, финансовый директор должен уметь читать балансовый отчет, а руководитель банковской группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования экономических документов. В результате анализа профессиональных функций экономиста банка, а также реальных кризисных (форс-мажорных) ситуаций, возникающих в процессе его труда, был выявлен следующий набор компетенций, которыми должен обладать настоящий профессионал.
Профессионально-стратегические компетенции:
- способность автоматически выполнять следующие действия и операции независимо от уровня экстремальности банковских рисков: выявлять кризисные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать кризисную информацию, готовить справки и обзоры экономического содержания;
- готовность организовать продуктивное общение субъектов банковского процесса в ситуации кризиса средствами адекватной экономической аргументации;
- умения работать в программах 1С и М8 Ехсе1; использовать основные и специальные методы кризисных явлений в экономике и банковской сфере, разбирать стандартные и нестандартные кризисные ситуации в банковской сфере и смежных видах экономической деятельности.
Кризисно-ориентировочные компетенции проявляются в:
- способности к самозанятости и эффективному поведению на рынке экономических профессий в условиях системного кризиса;
- готовности к адекватной оценке и развитию своих предпринимательских способностей и задатков, экономически целесообразному поведению в обществе и на производстве, освоению основных экономических ролей, адаптации на новом рабочем месте;
- умении анализировать экономические возможности предприятия в ситуации кризиса и определять свою роль в его развитии.
Экстремально-управленческие компе-
тенции:
- способность принимать стратегическое решение в экстремальной ситуации, анализировать кризисную ситуацию для эффективного управления (например, осуществление антикризисного анализа банковской сферы с целью принятия своевременных управленческих решений);
- готовность к модернизации и усовершенствованию механизмов управления банковской сферой (например, усовершенствование учетной политики и системы бухгалтерского учета экономического субъекта в период кризисных явлений экономики с позиций законодательной базы);
- умения планировать антикризисные действия (к примеру, разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности организации с позиций эффективного менеджмента, управления производством и кадрами, финансового оздоровления).
Форс-мажорные компетенции:
- способность оптимизации экстремальных факторов (например, прогнозирование рисковых операций, разработка схемы минимизации налогов за счет модернизации структуры доходов и расходов банка; минимизация банковских издержек производства в рамках «СУР»-анализа, с целью увеличе-
ния налогооблагающей прибыли и налога на прибыль);
- готовность к экстремально-регули-рующим действиям (к примеру, когда банк находится в состоянии потери и утраты ликвидности, профессионал может разработать рекомендации по продаже активов и восстановлению текущей ликвидности);
- умение мобилизоваться и найти выход в трудной форс-мажорной ситуации (например, в ситуации близкой к банкротству разработать схему погашения кредиторской задолженности благодаря привлечению собственных векселей и финансовых резервов и др.).
Индивидуально-психологические компетенции:
- способность прогнозировать, кон-
центрироваться, проводить диагностику эмоционального состояния партнера, стиля общения партнера, потребностей и целей партнера, способность к выявлению и нейтрализации влияния партнера, стратегическому целеполаганию и видению, установлению контакта, предвидению результатов деятельности, инициативность, самомотивация,
управление работоспособностью;
- готовность всегда бороться за профессиональный успех, к саморегуляции эмоций, уравновешенность, позитивность и аналитическое мышление, готовность к созданию командной мотивации достижения успеха и выхода из кризисной ситуации, проведению стратегических совещаний, разрешению конфликтов в команде, синергии; проявлять высокие моральные качества;
- умения владеть собой, управлять процессом, конструктивно влиять на партнеров, формировать командное видение и стратегию, навыки уверенного поведения, разрешения конфликта интересов, умения диагностировать ситуацию, проводить индивидуальный и групповой коучинг (развивающее консультирование), предприимчивость.
Таким образом, чтобы экономисту стать конкурентоспособным, одних только знаний, умений и навыков не достаточно. Востребован тот специалист, который не только знает особенности своего дела, но и способен мобилизовать в определенной ситуации полученные знания и опыт, а это говорит о том, что личностные качества специалиста являются гарантом его успеха, причем не только
в своей профессиональной области, но и за ее рамками.
Если каждый экономист будет профессионально компетентным и будет стремиться к
профессионализму, то наша страна встанет на путь стабильного и эффективного развития.
Поступила в редакцию 13.05.2010 г.
UDC 378
ACMEOLOGIC MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ECONOMICS EXPERT
Lyudmila Yegorovna Solyankina, Volgograd Branch of International Slavonic Institute, Volgograd, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Economics and Organization of Enterprise Department, Director, Honored Teacher of Russian Federation, e-mail: [email protected]
The concept of category “professional competence” and the qualitative characteristics which are included in base, professional and special competencies of the economist are defined, and practice’s focused educational environment as main condition of successful development of professional competence of the expert is given.
Key words: base, professional, special competences, practice’s focused educational environment; acmeologic model.
УДК 371+614.23/.25
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
© Карина Михайловна Лопата
Курский государственный университет, г. Курск, Россия, соискатель кафедры непрерывного профессионального образования; Курский государственный медицинский университет, старший преподаватель кафедры иностранных языков, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются цели, задачи, методологические подходы, критерии и показатели, технология и комплекс ведущих педагогических условий формирования дискурсивной компетентности у будущего медицинского работника. Теоретическая модель опирается на идеи субъектно-ориентированной подготовки будущего медицинского работника.
Ключевые слова: дискурсивная компетентность будущего медицинского работника; теоретическая модель формирования дискурсивной компетентности; технологическое обеспечение.
Разработка теоретической модели формирования дискурсивной компетентности студентов-медиков определяется положением, согласно которому названный процесс является сложным, динамичным, развивающимся. Для его исследования могут быть использованы модели различного уровня, описанные в соответствии с поставленными целями. С учетом этого моделирование процесса формирования дискурсивной компетентности будущих врачей можно интерпретировать как построение модели, адекватной профессиональным задачам, специфическим для медицинского работника. Создание данной модели поможет сделать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов-медиков более управляемым, целенаправленным, эффективным и качественным [1].
Построение теоретической модели формирования дискурсивной компетентности студента-медика осуществляется на основе коммуникативного, пропедевтического, интегративного, социокультурного, компетент-ностного подходов.
Согласно коммуникативному подходу, на занятиях по иностранному языку в медицинских вузах создаются необходимые условия для формирования дискурсивной компетентности будущих врачей, т. к. дискурс включает обучение стратегии использования в речи языковых, речевых и экстралингвис-тических средств профессиональной направленности, обеспечивает развитие способности к анализу и синтезу практических ситуаций взаимодействия врачей и пациентов, способствует систематизации всех знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе