Петухова Т.П., Мясникова Т.И.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
СПЕЦИАЛИСТОВ В ГЕРМАНИИ
В статье рассмотрены основные аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в Германии. Детально представлена дуальная система профессиональной подготовки, участие торгово-промышленных палат земель Германии в процессе обучения, описаны нормативно-правовые основания образовательной деятельности и возможности, предоставляемые для реализации академической мобильности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов в Германии, дуальная система профессионального обучения, практико-ориентированная подготовка, академическая мобильность.
В настоящее время в российском профессиональном образовании одной из главных целей является «подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1]. Исследование отечественного [2] и зарубежного опыта профессиональной подготовки будущих специалистов дает возможность выявить эффективные компоненты взаимодействия субъектов образовательного процесса. В рассматриваемом ракурсе определенный потенциал имеет система подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по специальностям профессионального образования в Германии.
Развитие школьного и профессионального образования в Германии исторически обуславливалось потребностью общества в подготовленном к социальной и профессиональной жизни подрастающем поколении. На рисунке 1 представлена структура системы образования в Германии. Школьное образование находится в компетенции земель, и школьная политика координируется в рамках Постоянной конференции министров образования и культуры.
Профессиональное образование в Германии охватывает второй этап обучения (ЗекипёаМиГе II) молодежи в 15-16-летнем возрасте с 10 или 11 года обучения. По Положению об обязательном профессиональном обучении (ВешГззсШрШсЬ!) ученик, закончивший первую школьную ступень (реальную или основную школы Sekundarschule I) и не достиг-
ший совершеннолетия (18 лет), обязан получить профессиональную подготовку или продолжать обучение в других учебных заведениях (вторая ступень обучения, напр., гимназия) [3].
Подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена осуществляется на втором уровне обучения (Sekundarbereich II) в профессиональном учебном заведении на базе предприятия (Berfsschule und Betrieb), профессиональном лицее (Berufsfachschule) или специализированной гимназии (Fachoberschule).
Дуальная система профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена реализуется предприятием и профессиональным учебным заведением. Условием для получения данного вида профессионального обучения является либо свидетельство об окончании основной школы (Hauptschule), либо свидетельство о неполном среднем образовании (Realschule). По завершению обучения в дуальной системе профессиональной подготовки выпускник получает профессиональную квалификацию.
В профессиональный лицей обучающийся поступает на условиях, аналогичных дуальной системе профессиональной подготовки. На основании успешного завершения полного курса обучения выпускник профессионального лицея получает свидетельство о среднем образовании (Fachhochschulreife).
Для зачисления в специализированную гимназию необходимо иметь свидетельство о неполном среднем образовании. В данном учебном заведении обучающийся приобретает общие, специально-теоретические и специально-практические знания и навыки. После полу-
повышение квалификации
общее, профессиональное и научное повышение квалификации в различных формах
ученая степень получение профессиональное о высшего дипломиро- образования
ванныгй (диплом,
бакалавр магистр,
государственный экзамен, бакалавр, мастер)__________
ля аи ан м
ск
фе ак ор п
свидетельство для повышения квалификации
аттестат зрелости
специализированное учебное заведение Fachschule
вечерняя гимназия/колледж Abendgymnasium/Kolleg
университет, технический университет/ технический институт, педагогический институт, институт искусств, музыкальный институт, специализирова нный институт, специализирова нный институт федеральной администрации
19
15
17
16 15
13
l2
11
10
е
и «
д 'Є й 03 « чз Л Д о §
м
со
in
получение
профессиональной
свидетельство о среднем
профессиональное
учебное заведение
и предприятие 3B
(дуальная система ы le X 3
профессиональной й A Ч О
подготовки) а й s В ш -в о ц c
Berfsschule und Betrieb ио иц fa «И
(duales System ес u ■& £
der Ausbildung) а w X
рз и ан зн им
свидетельство о среднем профильном образовании
ал нед
я
сс а ш
ф ол оо рп
аттестат
зрелости
кс пу
ечс ут
ц S3 ои к аз
ш на
х м ыл
й s 5 к feS к
тош х рп й
ы п, е
н и, щ
ич ии б
ил аз о
за н
рм CQ и
свидетельство об окончании основной школыг свидетельство о неполном среднем образовании
16 10 ,
15 14 13 9 8 7 £.3 £ rv <u (U о основная школа Hauptschule реальная школа Realschule общая школа Gesamtschule гимназия Gymnasium
12 6
11 5 начальный ориентировочная ступень
10 4
9 8 7 3 2 1 начальная школа Grundschule
Рисунок І. Система образования в Германии 66 ВЕСТНИК ОГУ №12 (161)/декабрь'2013
чения свидетельства о среднем образовании в профессиональном лицее или специализированной гимназии обучающиеся имеют право на учебу в институте [4], [5].
Дуальная система профессионального обучения в Германии - это нечто особенное по сравнению с другими странами. Примерно половина молодых людей после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством профессий.
Обучение профессии отличается от чисто школьного профессионального обучения, характерного для многих стран. График учебного процесса в рамках дуальной системы профессиональной подготовки выглядит следующим образом:
- практическое обучение осуществляется на предприятии в течение 3-4 дней в неделю;
- теория специальности преподается в профессиональной школе в течение 1-2 дней в неделю.
Таким образом, практическое обучение на предприятии составляет не менее 60% времени. Практическая подготовка на предприятии дополняется межпроизводственными и другими практико-ориентированными учебными курсами (ВешГ88сЬи1е).
Профессиональное обучение финансируют совместно предприятия, участвующие в нем, и государство, берущее на себя расходы по обучению в профессиональной школе. Обучающимся во время прохождения практического обучения на предприятии (практики) выплачивается денежное вознаграждение. Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию рабочих и служащих среднего звена [6]. В настоящее время в профессиональном обучении молодых людей участвуют около 500 тыс. предприятий, система государственной службы и представители свободных профессий (напр., медицинская сестра по уходу за пожилыми, ИТ-специалист). Более 80% рабочих мест для практического обучения предоставляют малые и средние фирмы.
Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом НИ-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать
собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.
Для молодых людей Германии дуальное обучение - это хорошая возможность рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Оно позволяет им не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность [7].
Основные аспекты нормативно-правовой базы осуществления дуальной системы профессиональной подготовки в Германии выражены следующим образом:
- образовательный процесс (АизЫИи^) на предприятии регулируется Федерацией, в основе лежит Договор об учебно-профессиональных отношениях (Ausbi1dungsvertrag), содержательно определяется образовательным стандартом профессионального образования (Ausbi1dungsordnung), контролируется посредством торгово-промышленных палат, ремесленных палат, профессиональными палатой и др., финансируется предприятием (Ausbi1dungsbetrieb);
- образовательный процесс в профессиональном учебном учреждении регулируется на уровне федеральных земель, в основе лежит Положение об обязательном профессиональном обучении (Berufsschu1pf1icht), содержательно определяется основным учебным планом (Rahmen1ehrp1an), контролируется посредством надзора за школьным образованием (Schu1aufsicht), финансируется федеральными землями.
Обучающийся заключает договор с учебнопроизводственным предприятием об учебно-профессиональных отношениях (Ausbi1dungsvertrag). Если он не достиг 18 лет, то наряду с ним договор подписывают его родители или законные представители. Составной часть договора являются профессиональный образовательный стандарт и учебно-производственный план, которые определяют содержание, структуру и график профессиональной подготовки. Продолжительность ежедневной профессиональной подготовки студента определяется следующими документами: положением, регулирующим рабочее время, законом об охране труда несовершеннолетних, коллективным договором и тарифным соглашением [8].
Закон о профессиональном образовании (Berufsbi1dungsgesetz), принятый в 1969 году и обновленный в 2005 году, определяет требования, предъявляемые к профессии, приобретаемой в процессе профессионального образования, описывает знания, умения и навыки квалифицированной профессиональной деятельности, исходя из запросов рынка труда. Этим самым в соответствии с «Законом о защите прав молодежи» формируется нормативный стандарт качества.
Процесс обучения в дуальной системе профессиональной подготовки регламентируется образовательным стандартом профессионального образования (Ausbi1dungsordnung), учебным планом к образовательному стандарту (Ausbi1dungsrahmenp1an) и учебным планом (Rahmen1ehrp1an) для профессиональной школы (Berufschu1e).
Образовательные стандарты профессионального образования (Ausbi1dungsordnung) определяют основы профессиональной подготовки:
- определяют содержательные аспекты профессии;
- регулируют продолжительность обучения: не более трех лет и не менее двух лет;
- описывают основные знания, умения и навыки, компетенции в общепринятой форме;
- представляют рекомендуемый учебный план профессиональной подготовки;
- определяют требования к промежуточной аттестации.
Учебный план образовательного стандарта (Ausbi1dungsrahmenp1an) согласуется с соответствующим учебным планом для профессиональной школы, именуемым Rahmen1ehrp1an [9], [10].
Сайт Союза германских торгово-промышленных палат ф1НК) www.dihk.de позволяет субъектам образовательного процесса ориентироваться в профессиях, признанных государством, а также в требованиях к аттестации квалифицированных работников и служащих среднего звена. Вся информация представлена в открытом доступе и постоянно актуализируется [11].
Торгово-промышленные палаты при проведении и контроле профессионального образования выполняют следующие задачи:
- заключение, изменение, расторжение договора с учебно-производственным предприятием;
- осуществление промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- проведение аттестации учебного заведения и педагогического персонала;
- консультирование предприятий и обучающихся;
- контроль образовательного процесса в среднем профессиональном учреждении;
- содействие пребыванию обучающихся за рубежом и контроль за его практикой.
Обучение в профессиональной школе (Berufsschule) осуществляется в основном на содержании конкретной профессиональной деятельности и построено на разнообразных мыслительных операциях по анализу действий, выполненных лично обучающимся или другими учащимися, т. е. оно основывается на рефлексии совершенного действия (плана действия, процесса, результатов).
Согласно обновленному в 2005 году закону о профессиональном образовании студенты могут не более 9 месяцев обучаться за границей. При этом период обучения за границей засчитывается как часть профессионального обучения по соответствующей специальности. Необходимость профессионального опыта, приобретаемого обучающимся в ходе академической мобильности, все чаще рассматривается как одно из профессиональных квалификационных требований.
Для развития мобильности и приобретения международного профессионального опыта была разработана программа Leonardo da Vinci, финансируемая Европейским Союзом, которая проводится в рамках Программы обучения в течение всей жизни. Программу Leonardo da Vinci в Германии курирует Национальное агентство европейского образования (Nationale Agentur Bildung for Europa - NA) при Федеральном институте профессионального образования (Bundesinstitut for Berufsbildung - BIBB) по заказу Федерального министерства образования и научных исследований.
С одной стороны, программа поддерживает и развивает образовательную политику в среднем профессиональном образовании стран-учас-тниц программы, способствуя приобретению гражданами ЕС международных компетенций. С другой стороны, программа содействует внедрению инноваций в системах среднего профессионального образования в странах ЕС.
Целевой группой данной программы являются учебные заведения среднего профессионального образования, фирмы, предприятия, соци-
альные партнеры, профессиональные объединения и торгово-промышленные палаты. Основой программы является участие в проектах, направленных на повышение мобильности. Это организованное пребывание за границей в рамках ЕС любой целевой группы обучающихся, а также служащих и преподавателей системы профессионального образования. Академическая мобильность может быть реализована во время производственной практики, на этапе производственного обучения или в ходе повышения квалификации. Данные проекты в рамках программы могут инициироваться учебным учреждением среднего профессионального образования или последипломного
образования (например, фирмой, торгово-промышленной палатой, профессиональной школой и т. д.) [12].
В рамках происходящих перемен в российском профессиональном образовании определенный интерес представляют следующие аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в Германии:
- участие предприятий и фирм в профессиональной подготовке будущих специалистов;
- участие торгово-промышленных палат в образовательном процессе;
- наличие программ и проектов для реализации академической мобильности.
12.10.2013
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного задания вузам на 2013 г. 10.7062.2013 «Разработка научно-методического обеспечения разработки модульных компетентностно-ориентированных основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом требований рынка труда»
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: федеральный портал. - Электрон. дан. - Москва. -Режим доступа: http://минобрнаyки.рф/докyмeнты/2974.
2. Белоновская, И. Д.; Ковалев, А. В.;Петухова Т. П. О проектировании профессиональных образовательных программ в системе «колледж - университет» // Высшее образование в России, - 2012, - №7. - С.72-78.
3. Berufsschulpflicht [Электронный ресурс] // Jugend in Bewegung: der Blog zur Orientierung in Schweinfurt / Vertretungsberechtigte Geschдftsfьhrerm Gertrud Тык - Электрон. дан. - Schweinfurt, 2013. - Режим доступа: http:// jib.gbf-sw.de/?page_id=434.
4. Grund- und Strukturdaten 2001/2002 [Электронный ресурсі: BMBF Bericht / Bundesministerium for Bildung und Forschung. -Электрон. дан. - Bonn, 2002. -Режим доступа: http://www.bmbf.de/pub/GuS2002_ges_dt.pdf.
5. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland 2010/2011 [Электронный ресурс]: Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und bildungspolitischen Entwicklungen for den Informationsaustausch in Europa / Bearbeitung: B. Lohmar, T. Eckhardt // Konferenz der Kultusminister. - Электрон. дан. - Bonn, 2013. - Режим доступа: http://www.kmk.org/ Fileadmin/doc/Dokumentation/Bildungswesen_pdfs/dossier_de_ebook.pdf.
6. Tatsachen ьЬєг Deutschland [Электронный ресурс] / Chefredakteur: Peter Hintereder ; Frankfurter Sociefats-Medien GmbH. -Электрон. дан. - Frankfurt am Main, 2011. - Режим доступа: http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/de/gesellschaft.html.
7. Брылевич, А. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система [Электронный ресурс] / А. Брыле-вич, С. Кранц // Управление производством. - 2008. - №1. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/ personnel_management/training/dyalnoe_obychen.html.
8. Checkliste mit Hinweisen zum Vertragsabschluss [Электронный ресурс] // IHK: Industrie-und Handelskammer Frankfurt am Main. - Электрон. дан. - Frankfurt am Main, 2013. - Режим доступа: http://www.frankfurt-main.ihk.de/berufsbildung/ ausbildung/beratung/ausbildungsvertrag/checkliste/.
9. Ausbildungsordnungen und wie sie entstehen..[ЭлeктронньIЙ ресурс]: Schriftenreihe des Bundesinstituts for Berufsbildung / redaction: Anna Maria Kuppe, Barbara Lorig, Andreas Stuhr ; Bundesinstitut for Berufsbildung. - Электрон. дан. - Bonn, 2011. -Режим доступа: www.bibb.de/veroeffentlichungen/.
10. Rahmenlehrplan for den Ausbildungsberuf Fachinformatiker / Fachinformatikerin (BeschluЯ der Kultusministerkonferenz vom 25. April 1997) [Электронный ресурс] // Konferenz der Kultusminister. - Электрон. дан. - Berlin, 2013. - Режим доступа: http://www.kmk.org/bildung-schule/berufliche-bildung/rahmenlehrplaene-zu-ausbildungsberufen-nach-bbighwo/liste.html.
11. Deutscher Industrie- und Handelskammertag [Электронный ресурс] / Redaktion: Uta Illguth mediamit GmbH. - Электрон. дан. - Berlin, 2013. - Режим доступа: www.dihk.de.
12. Bildung for Europa Die Nationale Agentur beim Bundesinstitut for Berufsbildung) [Электронный ресурсі / NA beim BIBB. -Электрон. дан. - Bonn, 2013. - Режим доступа: http://www.na-bibb.de/leonardo_da_vinci/mobilitaet.html.
Сведения об авторах:
Петухова Татьяна Петровна, проректор по учебно-методической работе Оренбургского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, телефон: (3532) 912104, e-mail: [email protected] Мясникова Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка Оренбургского государственного университета,
кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, телефон: (3532) 372434, e-mail: [email protected]