Научная статья на тему 'Практико-ориентированная профессиональная подготовка специалистов в Германии'

Практико-ориентированная профессиональная подготовка специалистов в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ГЕРМАНИИ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN GERMANY / DUAL SYSTEM OF THE VOCA-TIONAL TRAINING / PRACTICE-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Татьяна Петровна, Мясникова Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены основные аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в Германии. Детально представлена дуальная система профессиональной подготовки, участие торгово-промышленных палат земель Германии в процессе обучения, описаны нормативно-правовые основания образовательной деятельности и возможности, предоставляемые для реализации академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петухова Татьяна Петровна, Мясникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN GERMANY

The main aspects of the practice-oriented vocational training of experts in Germany are considered in the article. The dual system of vocational training, the participation of Chambers of Commerce and Industry of Germany lands in the course of training are represented in details, legal and regulatory framework of educational activity and the afforded grounds for realization of the academic mobility are de-scribed.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная профессиональная подготовка специалистов в Германии»

Петухова Т.П., Мясникова Т.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

СПЕЦИАЛИСТОВ В ГЕРМАНИИ

В статье рассмотрены основные аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в Германии. Детально представлена дуальная система профессиональной подготовки, участие торгово-промышленных палат земель Германии в процессе обучения, описаны нормативно-правовые основания образовательной деятельности и возможности, предоставляемые для реализации академической мобильности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов в Германии, дуальная система профессионального обучения, практико-ориентированная подготовка, академическая мобильность.

В настоящее время в российском профессиональном образовании одной из главных целей является «подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1]. Исследование отечественного [2] и зарубежного опыта профессиональной подготовки будущих специалистов дает возможность выявить эффективные компоненты взаимодействия субъектов образовательного процесса. В рассматриваемом ракурсе определенный потенциал имеет система подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по специальностям профессионального образования в Германии.

Развитие школьного и профессионального образования в Германии исторически обуславливалось потребностью общества в подготовленном к социальной и профессиональной жизни подрастающем поколении. На рисунке 1 представлена структура системы образования в Германии. Школьное образование находится в компетенции земель, и школьная политика координируется в рамках Постоянной конференции министров образования и культуры.

Профессиональное образование в Германии охватывает второй этап обучения (ЗекипёаМиГе II) молодежи в 15-16-летнем возрасте с 10 или 11 года обучения. По Положению об обязательном профессиональном обучении (ВешГззсШрШсЬ!) ученик, закончивший первую школьную ступень (реальную или основную школы Sekundarschule I) и не достиг-

ший совершеннолетия (18 лет), обязан получить профессиональную подготовку или продолжать обучение в других учебных заведениях (вторая ступень обучения, напр., гимназия) [3].

Подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена осуществляется на втором уровне обучения (Sekundarbereich II) в профессиональном учебном заведении на базе предприятия (Berfsschule und Betrieb), профессиональном лицее (Berufsfachschule) или специализированной гимназии (Fachoberschule).

Дуальная система профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена реализуется предприятием и профессиональным учебным заведением. Условием для получения данного вида профессионального обучения является либо свидетельство об окончании основной школы (Hauptschule), либо свидетельство о неполном среднем образовании (Realschule). По завершению обучения в дуальной системе профессиональной подготовки выпускник получает профессиональную квалификацию.

В профессиональный лицей обучающийся поступает на условиях, аналогичных дуальной системе профессиональной подготовки. На основании успешного завершения полного курса обучения выпускник профессионального лицея получает свидетельство о среднем образовании (Fachhochschulreife).

Для зачисления в специализированную гимназию необходимо иметь свидетельство о неполном среднем образовании. В данном учебном заведении обучающийся приобретает общие, специально-теоретические и специально-практические знания и навыки. После полу-

повышение квалификации

общее, профессиональное и научное повышение квалификации в различных формах

ученая степень получение профессиональное о высшего дипломиро- образования

ванныгй (диплом,

бакалавр магистр,

государственный экзамен, бакалавр, мастер)__________

ля аи ан м

ск

фе ак ор п

свидетельство для повышения квалификации

аттестат зрелости

специализированное учебное заведение Fachschule

вечерняя гимназия/колледж Abendgymnasium/Kolleg

университет, технический университет/ технический институт, педагогический институт, институт искусств, музыкальный институт, специализирова нный институт, специализирова нный институт федеральной администрации

19

15

17

16 15

13

l2

11

10

е

и «

д 'Є й 03 « чз Л Д о §

м

со

in

получение

профессиональной

свидетельство о среднем

профессиональное

учебное заведение

и предприятие 3B

(дуальная система ы le X 3

профессиональной й A Ч О

подготовки) а й s В ш -в о ц c

Berfsschule und Betrieb ио иц fa «И

(duales System ес u ■& £

der Ausbildung) а w X

рз и ан зн им

свидетельство о среднем профильном образовании

ал нед

я

сс а ш

ф ол оо рп

аттестат

зрелости

кс пу

ечс ут

ц S3 ои к аз

ш на

х м ыл

й s 5 к feS к

тош х рп й

ы п, е

н и, щ

ич ии б

ил аз о

за н

рм CQ и

свидетельство об окончании основной школыг свидетельство о неполном среднем образовании

16 10 ,

15 14 13 9 8 7 £.3 £ rv <u (U о основная школа Hauptschule реальная школа Realschule общая школа Gesamtschule гимназия Gymnasium

12 6

11 5 начальный ориентировочная ступень

10 4

9 8 7 3 2 1 начальная школа Grundschule

Рисунок І. Система образования в Германии 66 ВЕСТНИК ОГУ №12 (161)/декабрь'2013

чения свидетельства о среднем образовании в профессиональном лицее или специализированной гимназии обучающиеся имеют право на учебу в институте [4], [5].

Дуальная система профессионального обучения в Германии - это нечто особенное по сравнению с другими странами. Примерно половина молодых людей после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством профессий.

Обучение профессии отличается от чисто школьного профессионального обучения, характерного для многих стран. График учебного процесса в рамках дуальной системы профессиональной подготовки выглядит следующим образом:

- практическое обучение осуществляется на предприятии в течение 3-4 дней в неделю;

- теория специальности преподается в профессиональной школе в течение 1-2 дней в неделю.

Таким образом, практическое обучение на предприятии составляет не менее 60% времени. Практическая подготовка на предприятии дополняется межпроизводственными и другими практико-ориентированными учебными курсами (ВешГ88сЬи1е).

Профессиональное обучение финансируют совместно предприятия, участвующие в нем, и государство, берущее на себя расходы по обучению в профессиональной школе. Обучающимся во время прохождения практического обучения на предприятии (практики) выплачивается денежное вознаграждение. Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию рабочих и служащих среднего звена [6]. В настоящее время в профессиональном обучении молодых людей участвуют около 500 тыс. предприятий, система государственной службы и представители свободных профессий (напр., медицинская сестра по уходу за пожилыми, ИТ-специалист). Более 80% рабочих мест для практического обучения предоставляют малые и средние фирмы.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом НИ-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать

собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это хорошая возможность рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Оно позволяет им не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность [7].

Основные аспекты нормативно-правовой базы осуществления дуальной системы профессиональной подготовки в Германии выражены следующим образом:

- образовательный процесс (АизЫИи^) на предприятии регулируется Федерацией, в основе лежит Договор об учебно-профессиональных отношениях (Ausbi1dungsvertrag), содержательно определяется образовательным стандартом профессионального образования (Ausbi1dungsordnung), контролируется посредством торгово-промышленных палат, ремесленных палат, профессиональными палатой и др., финансируется предприятием (Ausbi1dungsbetrieb);

- образовательный процесс в профессиональном учебном учреждении регулируется на уровне федеральных земель, в основе лежит Положение об обязательном профессиональном обучении (Berufsschu1pf1icht), содержательно определяется основным учебным планом (Rahmen1ehrp1an), контролируется посредством надзора за школьным образованием (Schu1aufsicht), финансируется федеральными землями.

Обучающийся заключает договор с учебнопроизводственным предприятием об учебно-профессиональных отношениях (Ausbi1dungsvertrag). Если он не достиг 18 лет, то наряду с ним договор подписывают его родители или законные представители. Составной часть договора являются профессиональный образовательный стандарт и учебно-производственный план, которые определяют содержание, структуру и график профессиональной подготовки. Продолжительность ежедневной профессиональной подготовки студента определяется следующими документами: положением, регулирующим рабочее время, законом об охране труда несовершеннолетних, коллективным договором и тарифным соглашением [8].

Закон о профессиональном образовании (Berufsbi1dungsgesetz), принятый в 1969 году и обновленный в 2005 году, определяет требования, предъявляемые к профессии, приобретаемой в процессе профессионального образования, описывает знания, умения и навыки квалифицированной профессиональной деятельности, исходя из запросов рынка труда. Этим самым в соответствии с «Законом о защите прав молодежи» формируется нормативный стандарт качества.

Процесс обучения в дуальной системе профессиональной подготовки регламентируется образовательным стандартом профессионального образования (Ausbi1dungsordnung), учебным планом к образовательному стандарту (Ausbi1dungsrahmenp1an) и учебным планом (Rahmen1ehrp1an) для профессиональной школы (Berufschu1e).

Образовательные стандарты профессионального образования (Ausbi1dungsordnung) определяют основы профессиональной подготовки:

- определяют содержательные аспекты профессии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регулируют продолжительность обучения: не более трех лет и не менее двух лет;

- описывают основные знания, умения и навыки, компетенции в общепринятой форме;

- представляют рекомендуемый учебный план профессиональной подготовки;

- определяют требования к промежуточной аттестации.

Учебный план образовательного стандарта (Ausbi1dungsrahmenp1an) согласуется с соответствующим учебным планом для профессиональной школы, именуемым Rahmen1ehrp1an [9], [10].

Сайт Союза германских торгово-промышленных палат ф1НК) www.dihk.de позволяет субъектам образовательного процесса ориентироваться в профессиях, признанных государством, а также в требованиях к аттестации квалифицированных работников и служащих среднего звена. Вся информация представлена в открытом доступе и постоянно актуализируется [11].

Торгово-промышленные палаты при проведении и контроле профессионального образования выполняют следующие задачи:

- заключение, изменение, расторжение договора с учебно-производственным предприятием;

- осуществление промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

- проведение аттестации учебного заведения и педагогического персонала;

- консультирование предприятий и обучающихся;

- контроль образовательного процесса в среднем профессиональном учреждении;

- содействие пребыванию обучающихся за рубежом и контроль за его практикой.

Обучение в профессиональной школе (Berufsschule) осуществляется в основном на содержании конкретной профессиональной деятельности и построено на разнообразных мыслительных операциях по анализу действий, выполненных лично обучающимся или другими учащимися, т. е. оно основывается на рефлексии совершенного действия (плана действия, процесса, результатов).

Согласно обновленному в 2005 году закону о профессиональном образовании студенты могут не более 9 месяцев обучаться за границей. При этом период обучения за границей засчитывается как часть профессионального обучения по соответствующей специальности. Необходимость профессионального опыта, приобретаемого обучающимся в ходе академической мобильности, все чаще рассматривается как одно из профессиональных квалификационных требований.

Для развития мобильности и приобретения международного профессионального опыта была разработана программа Leonardo da Vinci, финансируемая Европейским Союзом, которая проводится в рамках Программы обучения в течение всей жизни. Программу Leonardo da Vinci в Германии курирует Национальное агентство европейского образования (Nationale Agentur Bildung for Europa - NA) при Федеральном институте профессионального образования (Bundesinstitut for Berufsbildung - BIBB) по заказу Федерального министерства образования и научных исследований.

С одной стороны, программа поддерживает и развивает образовательную политику в среднем профессиональном образовании стран-учас-тниц программы, способствуя приобретению гражданами ЕС международных компетенций. С другой стороны, программа содействует внедрению инноваций в системах среднего профессионального образования в странах ЕС.

Целевой группой данной программы являются учебные заведения среднего профессионального образования, фирмы, предприятия, соци-

альные партнеры, профессиональные объединения и торгово-промышленные палаты. Основой программы является участие в проектах, направленных на повышение мобильности. Это организованное пребывание за границей в рамках ЕС любой целевой группы обучающихся, а также служащих и преподавателей системы профессионального образования. Академическая мобильность может быть реализована во время производственной практики, на этапе производственного обучения или в ходе повышения квалификации. Данные проекты в рамках программы могут инициироваться учебным учреждением среднего профессионального образования или последипломного

образования (например, фирмой, торгово-промышленной палатой, профессиональной школой и т. д.) [12].

В рамках происходящих перемен в российском профессиональном образовании определенный интерес представляют следующие аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в Германии:

- участие предприятий и фирм в профессиональной подготовке будущих специалистов;

- участие торгово-промышленных палат в образовательном процессе;

- наличие программ и проектов для реализации академической мобильности.

12.10.2013

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного задания вузам на 2013 г. 10.7062.2013 «Разработка научно-методического обеспечения разработки модульных компетентностно-ориентированных основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом требований рынка труда»

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: федеральный портал. - Электрон. дан. - Москва. -Режим доступа: http://минобрнаyки.рф/докyмeнты/2974.

2. Белоновская, И. Д.; Ковалев, А. В.;Петухова Т. П. О проектировании профессиональных образовательных программ в системе «колледж - университет» // Высшее образование в России, - 2012, - №7. - С.72-78.

3. Berufsschulpflicht [Электронный ресурс] // Jugend in Bewegung: der Blog zur Orientierung in Schweinfurt / Vertretungsberechtigte Geschдftsfьhrerm Gertrud Тык - Электрон. дан. - Schweinfurt, 2013. - Режим доступа: http:// jib.gbf-sw.de/?page_id=434.

4. Grund- und Strukturdaten 2001/2002 [Электронный ресурсі: BMBF Bericht / Bundesministerium for Bildung und Forschung. -Электрон. дан. - Bonn, 2002. -Режим доступа: http://www.bmbf.de/pub/GuS2002_ges_dt.pdf.

5. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland 2010/2011 [Электронный ресурс]: Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und bildungspolitischen Entwicklungen for den Informationsaustausch in Europa / Bearbeitung: B. Lohmar, T. Eckhardt // Konferenz der Kultusminister. - Электрон. дан. - Bonn, 2013. - Режим доступа: http://www.kmk.org/ Fileadmin/doc/Dokumentation/Bildungswesen_pdfs/dossier_de_ebook.pdf.

6. Tatsachen ьЬєг Deutschland [Электронный ресурс] / Chefredakteur: Peter Hintereder ; Frankfurter Sociefats-Medien GmbH. -Электрон. дан. - Frankfurt am Main, 2011. - Режим доступа: http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/de/gesellschaft.html.

7. Брылевич, А. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система [Электронный ресурс] / А. Брыле-вич, С. Кранц // Управление производством. - 2008. - №1. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/ personnel_management/training/dyalnoe_obychen.html.

8. Checkliste mit Hinweisen zum Vertragsabschluss [Электронный ресурс] // IHK: Industrie-und Handelskammer Frankfurt am Main. - Электрон. дан. - Frankfurt am Main, 2013. - Режим доступа: http://www.frankfurt-main.ihk.de/berufsbildung/ ausbildung/beratung/ausbildungsvertrag/checkliste/.

9. Ausbildungsordnungen und wie sie entstehen..[ЭлeктронньIЙ ресурс]: Schriftenreihe des Bundesinstituts for Berufsbildung / redaction: Anna Maria Kuppe, Barbara Lorig, Andreas Stuhr ; Bundesinstitut for Berufsbildung. - Электрон. дан. - Bonn, 2011. -Режим доступа: www.bibb.de/veroeffentlichungen/.

10. Rahmenlehrplan for den Ausbildungsberuf Fachinformatiker / Fachinformatikerin (BeschluЯ der Kultusministerkonferenz vom 25. April 1997) [Электронный ресурс] // Konferenz der Kultusminister. - Электрон. дан. - Berlin, 2013. - Режим доступа: http://www.kmk.org/bildung-schule/berufliche-bildung/rahmenlehrplaene-zu-ausbildungsberufen-nach-bbighwo/liste.html.

11. Deutscher Industrie- und Handelskammertag [Электронный ресурс] / Redaktion: Uta Illguth mediamit GmbH. - Электрон. дан. - Berlin, 2013. - Режим доступа: www.dihk.de.

12. Bildung for Europa Die Nationale Agentur beim Bundesinstitut for Berufsbildung) [Электронный ресурсі / NA beim BIBB. -Электрон. дан. - Bonn, 2013. - Режим доступа: http://www.na-bibb.de/leonardo_da_vinci/mobilitaet.html.

Сведения об авторах:

Петухова Татьяна Петровна, проректор по учебно-методической работе Оренбургского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, телефон: (3532) 912104, e-mail: [email protected] Мясникова Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка Оренбургского государственного университета,

кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, телефон: (3532) 372434, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.