111111 № 3, 2009 ШШШШШ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ
Н. Е. Воробьев, Е. В. Марчук
(Волгоградский государственный педагогический университет)
В статье рассматриваются основные тенденции развития начального профессионального образования в Германии, которое признано на международном уровне и является предпосылкой экономической продуктивности страны в процессе интеграции в европейское пространство.
Ключевыге слова: модернизация; интеграция; профессиональная подготовка специалистов.
В настоящее время в странах Европейского Союза набирают обороты процессы интеграции и интернационализации, на первый план выходит качество профессионального образования. Раньше определяющее значение имели условия, формирующие систему профессионального образования, и прежде всего национальный характер. Сегодня ситуация основательно изменилась в направлении от растущей глобализации экономики и ускорения процесса европейской интеграции к общему образованию и рынку труда. Высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки специалистов становится необходимой предпосылкой обмена информацией и продуктами человеческого труда, сотрудничества посредством создания различных совместных сетей, проектов и освоения новых технологий, требующихся для повышения качества продукции на мировом рынке.
Сложившаяся в Германии и признанная на международном уровне так называемая дуальная система (комбинация школьного и производственного обучения, т. е. теоретической и практической подготовки) хорошо себя зарекомендовала и является стержнем профессиональной подготовки специалистов, а также значительной предпосылкой экономической продуктивности страны. В рамках глобализации и интеграции Германия стремится к тому, чтобы ее система профессионального образования была лучшей и признанной во всем мире на про-
тяжении еще не одного десятка лет. В этой связи тенденция совершенствования и модернизации начального профессионального образования имеет под собой следующие основания: для обеспечения конкурентоспособности немецкой экономики в ситуации экономической глобализации необходимо повышение мобильности рабочей силы; стратегия обучения в течение всей жизни становится все актуальнее. Существенно выросли квалификационные и специальные требования к специалистам, включив в себя обширные знания нескольких специальностей определенной профессии, умения и навыки различного рода деятельности [4, с. 5].
В последние годы значительно улучшились условия для профессионального образования. В 2005 г. был принят закон о профессиональном образовании (Berufsbildungsgesetz), который в отличие от закона 1969 г. стал важным фактором достижения высокого качества профессионального образования. Прежний механизм регулирования процесса обучения по дуальной системе изжил себя. Согласно закону 1969 г. предприятия и профшколы не имели права голоса в вопросах, касающихся самого процесса обучения, недостаточно была представлена и значимость профессиональных школ в процессе обучения, а о поездке на стажировку за границу в период обучения не могло быть и речи [5, с. 148]. Глобальные социально-экономические изменения определили новые параметры функцио-
© Воробьев Н. Е., Марчук Е. В., 2009
3
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
нирования и поставили новые задачи перед системой профессионального образования. Сегодня на первый план выдвигаются задачи подготовки людей, которые будут жить в эпоху информационных технологий, интенсивного обмена информацией, сотрудничества посредством создания различных совместных сетей, проектов, союзов, объединений. Растущая интеграция труда требует от системы образования подвижности работников, так как предполагается, что в перспективе часть специалистов будет сотрудничать с коллегами за границей. Эти существенные предпосылки и явились основанием для обновления закона о профессиональном образовании.
По инициативе федеральных земель Баден-Вюртемберг, Баварии и Саксонии в июне 2003 г. начался процесс совершенствования профессионального образования в Германии. Он преследовал сначала политическую цель — показать и отразить значимость профессиональных школ в процессе профессиональной подготовки специалистов по дуальной системе в законе о профессиональном образовании.
Федеральное правительство Германии в июле 2004 г. представило проект закона, который обновил и дополнил предыдущие законы о профессиональном образовании 1969 и 1981 гг. По окончании парламентских слушаний бундестаг 27 января 2005 г. большинством голосов утвердил, а Федеральный Совет 18 февраля 2005 г. принял законопроект, в силу же новый закон вступил 1 апреля 2005 г.
Целями реформы являются повышение качества профессионального образования для всех молодых людей независимо от социального или регионального происхождения, увеличение учебных мест на производстве, предоставление большей свободы действий и гибкости предприятиям и профессиональным школам на местах. В результате введения нового закона начальное профессиональное образование претерпело значительные изменения: сократился срок обуче-
ния по дуальной системе (зачисление школьной профессиональной подготовки в основной период обучения по дуальной системе); некоторые этапы обучения стали проходить и заканчиваться за границей; утвердилось новое урегулирование полномочий и обязанностей, связанных с системой профессионального образования; повысилась квалификация выпускников, окончивших обучение по дуальной системе при промышленных палатах [5, с. 152].
К инновациям, произошедшим в профессиональной школе с момента внедрения закона, следует отнести:
— допуск преподавателей профессиональных школ к аттестационным экзаменам, проводимым промышленными палатами;
— учет достигнутых учащимися успехов в профессиональных школах на выпускных экзаменах;
— право решающего голоса преподавателей профессиональных школ на выпускных экзаменах;
— улучшение качества процесса обучения [3, с. 19].
Согласно новому закону о профессиональном образовании обучение за границей становится равноценной частью признанной во всем мире профессиональной подготовки специалистов по дуальной системе. Это связано с начавшимся процессом интеграции профессионального образования Германии в европейское пространство с целью признания в Европейском Союзе дипломов выпускаемых специалистов и профессионального образования Германии в целом.
В рамках процесса интеграции начального профессионального образования становится возможным получение диплома об окончании профессиональной подготовки по дуальной системе за границей. Закон 2005 г. предусматривает: «Составные части профессиональной подготовки (производственное обучение и обучение в профессиональной школе) могут проводиться за границей, если это способствует достижению цели обуче-
№ 3, 2009
ния. Общий срок обучения за границей не должен превышать четверти общего срока обучения» [7, с. 15]; «если срок пребывания за границей больше четырех недель, то требуется программа обучения, которая должна быть согласована с основной программой обучения на предприятии в Германии» [7, с. 37].
Таким образом, командировка за границу законно считается частью профессиональной подготовки специалистов, если это служит достижению цели обучения и согласовано обеими сторонами. Возможны также заграничные командировки от предприятия с целью повышения интеркультурной, лингвокультурологической компетенций как основы будущей трудовой деятельности за границей, знакомства с культурой, традициями, опытом работы в других странах.
В рамках процесса модернизации значительно упростилась процедура сдачи экзаменов при промышленных палатах. Раньше, согласно закону 1969 г., в экзаменационную комиссию входили в равной пропорции представители работодателей и учащихся, а также минимум один преподаватель профессиональной школы, не имеющий права решающего голоса. Порядок проведения экзаменов готовила палата, но его обязательно утверждал компетентный вышестоящий земельный орган [1]. На сегодняшний день промышленные палаты предоставили большому числу предприятий право принимать выпускные квалификационные экзамены. Преподаватели профессиональных школ получили возможность участвовать в выпускных экзаменах. Учитываются достижения учащихся в профшколе, что до сих пор не было обязательным. В определенных случаях преподаватели профшкол имеют право решающего голоса в процессе государственной аттестации [7, с. 6]. Кроме того, двойная профессиональная подготовка (в профессиональной школе и на предприятии) увеличивает шансы для молодых специалистов продолжить обучение в высших учебных заведениях, быстрее повысить
свою квалификацию при промышленных палатах.
С введением нового закона о профессиональном образовании дополнительные квалификации вводятся как самостоятельные, они сертифицируются и экзаменуются отдельно от основной признанной государством профессии. Разные профили и продолжительность обучения (от 2 до 3 лет) гарантируют молодым людям выбор профессии. Кроме того, в новом законе предусмотрено засчитывать двухгодичную профессиональную подготовку молодых рабочих по определенному виду профессии и так называемую «предквалификацию» по модернизированной профессии. Кто не имеет возможности продолжить обучение после двухгодичного курса, может сдать выпускной экзамен по модернизированной профессии после 2,5 года профессиональной деятельности [6, с. 5].
Предложения для модернизированных и новых профессий, которые предоставляют дополнительные возможности повышения квалификации и открывают хорошие деловые перспективы, реализуются в течение одного года. Новый закон о профессиональном образовании поддерживает быструю модернизацию путем сокращения консультационных советов. В результате процесса модернизации структура списка профессий претерпела существенные изменения. С 2000 г. были модернизированы примерно 100 профессий (и утверждены 26 новых), в 2004 г. — 30, в 2005 г. — 21 [6, с. 10]. Большинство новых контрактов сегодня заключается в недавно модернизированных профессиях.
Перечень признанных государством профессий постоянно находится в движении. Точный список паспортов профессий, требующих специальной подготовки на предприятии, уточненный и улучшенный в течение последних лет, ориентирует образование на производственные потребности и потребности рынка труда. Это не прописано в законе, а существует на уровне предписаний в учебных пла-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
нах предприятии согласно спросу и свободе действий.
НовыИ закон о профессиональном образовании предоставляет предприятиям и профшколам возможность договориться на месте о незначительных изменениях в программах обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов. Также тесная кооперация предприятий с профшколами позволяет влиять на устранение регионального недостатка учебных мест на производстве. Предприятия, которые до сих пор не обучали, получили такое право без особых требований.
Произошли существенные изменения и в системе управления, что отразилось на уменьшении числа различных комитетов. Так, были упразднены земельные комитеты федерального института профессионального образования; остался только федеральный комитет по профессиональному образованию, в котором представлены промышленные объединения, профсоюзы и федеральные ведомства. Функции упраздненных организаций взял на себя комитет по координации федеральных земель [7, с. 7].
Согласно новому закону все участники процесса профессиональной подготовки по дуальной системе (работодатель, работник, учителя, инструкторы, государство) ответственны за планирование, проведение и совершенствование этого процесса на всех уровнях. Только вместе, взаимодействуя друг с другом, создавая тем самым систему, находя разумные решения из затруднительных ситуаций, можно избежать нежелательных последствий и потерь в процессе профессиональной подготовки специалистов. Положительные результаты в профессиональном обучении, достигнутые благодаря слаженной работе всех инстанций, задействованных в процессе обучения, от работодателя до государства, легче воспринимаются и принимаются на рынке рабочей силы. Такое сотрудничество — «принцип согласия» (Кошешргіпгір) — прослеживается на
всех уровнях (союзы, земли, регионы, учебные места) и оказывается очень эффективным на практике [2, с. 11—12].
Совершенствуется система финансирования образования Германии. Согласно фактам, финансирование начального профессионального образования осуществляется из налоговых средств федеральных земель и общин. Федеральные земли несут при этом издержки на внут-ришкольные дела (школьный надзор, урегулирование планов занятий, подготовку педагогических кадров, заработную плату преподавателей), общины отвечают за финансирование местных школьных дел (учреждение и обновление зданий школы, текущее управление, ликвидацию учебных пособий). Ответственность за финансовое обеспечение производственной части образования лежит на предприятиях. Каждое из них самостоятельно решает, как и по каким специальностям готовить учащихся, какое количество выпускников набирать для производственного обучения и какие средства на это расходовать. В некоторых отраслях имеется отдельное тарифно-договорное производственное финансирование (например, в строительстве отдельно финансируется профессия кровельщика). В этом случае все предприятия вносят начисления в общий фонд (тарифное финансирование фонда). Позже расходы целиком или частично возвращаются [3, с. 62].
Больше всех финансовых средств отдается предприятиям (27,7 млрд евро в год). По сравнению с другими видами профессионального обучения — школой полной учебной недели, специальными гимназиями, межпроизводственными учебными центрами — приоритет в финансировании принадлежит профессиональной школе как незаменимому партнеру производственного обучения на предприятиях (2,8 млрд евро в год) [3, с. 62]. Кроме того, в последнее время в рамках модернизации начального профессионального образования большое количество средств выделяется на все-
111!111Й1И1!Ш № 3,
возможные программы, обеспечивающие повышение качества профессионального образования в Германии. Федеральные земли финансируют различные программы по созданию дополнительных учебных мест. Примером служит программа 2005 г. «ГОВЗТАЯТЕЯ» («Обучение для будущего»), главная идея которой — содействие инновациям и развитию структуры профессионального образования. Программа имеет своей целью региональное обеспечение производственными местами молодых людей и увеличение числа обучающих предприятий и фирм. На ее осуществление с 2005 по 2010 г. выделяется 125 млн евро [3, с. 62].
25 тыс. молодых рабочих ежегодно обучаются по «особой программе по повышению квалификации молодежи» (программа Ер1). В 2005/06 учебном году это число возросло до 31 718 чел. Из-за высокого спроса программу продлили до конца 2008 г. и увеличили общее число участников к 1 октября 2006 г. на 40 000 чел. [3, с. 65].
Кроме того, федеральное ведомство по вопросам труда предоставляет молодым людям в определенных случаях пособия для профессионального образования. Выделение больших средств на профессиональное образование (особенно на дуальную систему), создание всевозможных программ повышения качества образования, предоставление различных пособий обучающимся — все направлено на поддержание престижа и качества профессионального образования в Германии.
Таким образом, целью модернизации профессиональной подготовки являются последовательное улучшение ситуации на рынке труда и предоставление возможности всем молодым людям получить профессиональное образование, место обучения или начальную квалификацию.
Итак, в рамках модернизации системы начального профессионального образования Германии проводится подготовка квалифицированных кадров рабочих и специалистов для предприятий и организаций всех отраслей экономики, что играет важную роль в обеспечении стабильного экономического развития страны, а также выполняет существенную социальную функцию, обеспечивая молодежи получение доступного высококачественного начального профессионального образования. Не менее важное значение имеют ориентация на интеграцию в европейское образовательное пространство и разработка соответствующей стратегии по улучшению качества профессиональной подготовки с учетом особенностей собственной системы образования при формировании реальных путей сближения с Европой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Торопов, Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Д. А. Торопов. — Казань, 2005. — 39 с.
2. Berufliche Bildung in Deutschland und Frankreich / Bundesinstitut fur Berufsbildung. — Bonn, 2005. — 45 S.
3. Hippach-Schneider, U. Berufsbildung in Deutschland / U. Hippach-Schneider. — Luxemburg : Amt fur amtliche Veroffentlichungen der Europaischen Gemeinschaften, 2007. — 91 S.
4. 10 Leitlinien zur Modernisierung der
beruflichen Bildung — Ergebnisse des
Innovationskreises berufliche Bildung / Bundesministerium fur Bildung und Forschung. — Bonn, 2007. — 30 S.
5. Lorenz, K. Das neue Berufsbildungsgesetz — Chancen und Grenzen fur die berufsbildenden Schulen in Deutschland / К. Lorenz // Die Koordinierung der Berufsausbildung in der Kultusministerkonferenz. — Bonn, 2005. — S. 146—164.
6. Neue und modernisierte Ausbildungsberufe.
Kurzbeschreibung / Bundesinstitut fur
Berufsbildung. — Bonn, 2007. — 33 S.
7. Die Reform der beruflichen Bildung. Berufsbildungsgesetz 2005 / Bundesministerium fur Bildung und Forschung. — Bonn, 2005. — 51 S.
Поступила 17.02.09.