Научная статья на тему 'Совершенствование начального профессионального образования в Германии'

Совершенствование начального профессионального образования в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / MODERNIZATION / INTEGRATION / PROFESSIONAL PREPARATION OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Николай Егорович, Марчук Екатерина Васильевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития начального профессионального образования в Германии, которое признано на международном уровне и является предпосылкой экономической продуктивности страны в процессе интеграции в европейское пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Николай Егорович, Марчук Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Elementary Professional Education in Germany

The article is concerned with basic tendencies in development elementary professional education in Germany which is recognised internationally and a prerequisite for the country's economic efficiency in the process of integration into the European community.

Текст научной работы на тему «Совершенствование начального профессионального образования в Германии»

111111 № 3, 2009 ШШШШШ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Н. Е. Воробьев, Е. В. Марчук

(Волгоградский государственный педагогический университет)

В статье рассматриваются основные тенденции развития начального профессионального образования в Германии, которое признано на международном уровне и является предпосылкой экономической продуктивности страны в процессе интеграции в европейское пространство.

Ключевыге слова: модернизация; интеграция; профессиональная подготовка специалистов.

В настоящее время в странах Европейского Союза набирают обороты процессы интеграции и интернационализации, на первый план выходит качество профессионального образования. Раньше определяющее значение имели условия, формирующие систему профессионального образования, и прежде всего национальный характер. Сегодня ситуация основательно изменилась в направлении от растущей глобализации экономики и ускорения процесса европейской интеграции к общему образованию и рынку труда. Высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки специалистов становится необходимой предпосылкой обмена информацией и продуктами человеческого труда, сотрудничества посредством создания различных совместных сетей, проектов и освоения новых технологий, требующихся для повышения качества продукции на мировом рынке.

Сложившаяся в Германии и признанная на международном уровне так называемая дуальная система (комбинация школьного и производственного обучения, т. е. теоретической и практической подготовки) хорошо себя зарекомендовала и является стержнем профессиональной подготовки специалистов, а также значительной предпосылкой экономической продуктивности страны. В рамках глобализации и интеграции Германия стремится к тому, чтобы ее система профессионального образования была лучшей и признанной во всем мире на про-

тяжении еще не одного десятка лет. В этой связи тенденция совершенствования и модернизации начального профессионального образования имеет под собой следующие основания: для обеспечения конкурентоспособности немецкой экономики в ситуации экономической глобализации необходимо повышение мобильности рабочей силы; стратегия обучения в течение всей жизни становится все актуальнее. Существенно выросли квалификационные и специальные требования к специалистам, включив в себя обширные знания нескольких специальностей определенной профессии, умения и навыки различного рода деятельности [4, с. 5].

В последние годы значительно улучшились условия для профессионального образования. В 2005 г. был принят закон о профессиональном образовании (Berufsbildungsgesetz), который в отличие от закона 1969 г. стал важным фактором достижения высокого качества профессионального образования. Прежний механизм регулирования процесса обучения по дуальной системе изжил себя. Согласно закону 1969 г. предприятия и профшколы не имели права голоса в вопросах, касающихся самого процесса обучения, недостаточно была представлена и значимость профессиональных школ в процессе обучения, а о поездке на стажировку за границу в период обучения не могло быть и речи [5, с. 148]. Глобальные социально-экономические изменения определили новые параметры функцио-

© Воробьев Н. Е., Марчук Е. В., 2009

3

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нирования и поставили новые задачи перед системой профессионального образования. Сегодня на первый план выдвигаются задачи подготовки людей, которые будут жить в эпоху информационных технологий, интенсивного обмена информацией, сотрудничества посредством создания различных совместных сетей, проектов, союзов, объединений. Растущая интеграция труда требует от системы образования подвижности работников, так как предполагается, что в перспективе часть специалистов будет сотрудничать с коллегами за границей. Эти существенные предпосылки и явились основанием для обновления закона о профессиональном образовании.

По инициативе федеральных земель Баден-Вюртемберг, Баварии и Саксонии в июне 2003 г. начался процесс совершенствования профессионального образования в Германии. Он преследовал сначала политическую цель — показать и отразить значимость профессиональных школ в процессе профессиональной подготовки специалистов по дуальной системе в законе о профессиональном образовании.

Федеральное правительство Германии в июле 2004 г. представило проект закона, который обновил и дополнил предыдущие законы о профессиональном образовании 1969 и 1981 гг. По окончании парламентских слушаний бундестаг 27 января 2005 г. большинством голосов утвердил, а Федеральный Совет 18 февраля 2005 г. принял законопроект, в силу же новый закон вступил 1 апреля 2005 г.

Целями реформы являются повышение качества профессионального образования для всех молодых людей независимо от социального или регионального происхождения, увеличение учебных мест на производстве, предоставление большей свободы действий и гибкости предприятиям и профессиональным школам на местах. В результате введения нового закона начальное профессиональное образование претерпело значительные изменения: сократился срок обуче-

ния по дуальной системе (зачисление школьной профессиональной подготовки в основной период обучения по дуальной системе); некоторые этапы обучения стали проходить и заканчиваться за границей; утвердилось новое урегулирование полномочий и обязанностей, связанных с системой профессионального образования; повысилась квалификация выпускников, окончивших обучение по дуальной системе при промышленных палатах [5, с. 152].

К инновациям, произошедшим в профессиональной школе с момента внедрения закона, следует отнести:

— допуск преподавателей профессиональных школ к аттестационным экзаменам, проводимым промышленными палатами;

— учет достигнутых учащимися успехов в профессиональных школах на выпускных экзаменах;

— право решающего голоса преподавателей профессиональных школ на выпускных экзаменах;

— улучшение качества процесса обучения [3, с. 19].

Согласно новому закону о профессиональном образовании обучение за границей становится равноценной частью признанной во всем мире профессиональной подготовки специалистов по дуальной системе. Это связано с начавшимся процессом интеграции профессионального образования Германии в европейское пространство с целью признания в Европейском Союзе дипломов выпускаемых специалистов и профессионального образования Германии в целом.

В рамках процесса интеграции начального профессионального образования становится возможным получение диплома об окончании профессиональной подготовки по дуальной системе за границей. Закон 2005 г. предусматривает: «Составные части профессиональной подготовки (производственное обучение и обучение в профессиональной школе) могут проводиться за границей, если это способствует достижению цели обуче-

№ 3, 2009

ния. Общий срок обучения за границей не должен превышать четверти общего срока обучения» [7, с. 15]; «если срок пребывания за границей больше четырех недель, то требуется программа обучения, которая должна быть согласована с основной программой обучения на предприятии в Германии» [7, с. 37].

Таким образом, командировка за границу законно считается частью профессиональной подготовки специалистов, если это служит достижению цели обучения и согласовано обеими сторонами. Возможны также заграничные командировки от предприятия с целью повышения интеркультурной, лингвокультурологической компетенций как основы будущей трудовой деятельности за границей, знакомства с культурой, традициями, опытом работы в других странах.

В рамках процесса модернизации значительно упростилась процедура сдачи экзаменов при промышленных палатах. Раньше, согласно закону 1969 г., в экзаменационную комиссию входили в равной пропорции представители работодателей и учащихся, а также минимум один преподаватель профессиональной школы, не имеющий права решающего голоса. Порядок проведения экзаменов готовила палата, но его обязательно утверждал компетентный вышестоящий земельный орган [1]. На сегодняшний день промышленные палаты предоставили большому числу предприятий право принимать выпускные квалификационные экзамены. Преподаватели профессиональных школ получили возможность участвовать в выпускных экзаменах. Учитываются достижения учащихся в профшколе, что до сих пор не было обязательным. В определенных случаях преподаватели профшкол имеют право решающего голоса в процессе государственной аттестации [7, с. 6]. Кроме того, двойная профессиональная подготовка (в профессиональной школе и на предприятии) увеличивает шансы для молодых специалистов продолжить обучение в высших учебных заведениях, быстрее повысить

свою квалификацию при промышленных палатах.

С введением нового закона о профессиональном образовании дополнительные квалификации вводятся как самостоятельные, они сертифицируются и экзаменуются отдельно от основной признанной государством профессии. Разные профили и продолжительность обучения (от 2 до 3 лет) гарантируют молодым людям выбор профессии. Кроме того, в новом законе предусмотрено засчитывать двухгодичную профессиональную подготовку молодых рабочих по определенному виду профессии и так называемую «предквалификацию» по модернизированной профессии. Кто не имеет возможности продолжить обучение после двухгодичного курса, может сдать выпускной экзамен по модернизированной профессии после 2,5 года профессиональной деятельности [6, с. 5].

Предложения для модернизированных и новых профессий, которые предоставляют дополнительные возможности повышения квалификации и открывают хорошие деловые перспективы, реализуются в течение одного года. Новый закон о профессиональном образовании поддерживает быструю модернизацию путем сокращения консультационных советов. В результате процесса модернизации структура списка профессий претерпела существенные изменения. С 2000 г. были модернизированы примерно 100 профессий (и утверждены 26 новых), в 2004 г. — 30, в 2005 г. — 21 [6, с. 10]. Большинство новых контрактов сегодня заключается в недавно модернизированных профессиях.

Перечень признанных государством профессий постоянно находится в движении. Точный список паспортов профессий, требующих специальной подготовки на предприятии, уточненный и улучшенный в течение последних лет, ориентирует образование на производственные потребности и потребности рынка труда. Это не прописано в законе, а существует на уровне предписаний в учебных пла-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нах предприятии согласно спросу и свободе действий.

НовыИ закон о профессиональном образовании предоставляет предприятиям и профшколам возможность договориться на месте о незначительных изменениях в программах обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов. Также тесная кооперация предприятий с профшколами позволяет влиять на устранение регионального недостатка учебных мест на производстве. Предприятия, которые до сих пор не обучали, получили такое право без особых требований.

Произошли существенные изменения и в системе управления, что отразилось на уменьшении числа различных комитетов. Так, были упразднены земельные комитеты федерального института профессионального образования; остался только федеральный комитет по профессиональному образованию, в котором представлены промышленные объединения, профсоюзы и федеральные ведомства. Функции упраздненных организаций взял на себя комитет по координации федеральных земель [7, с. 7].

Согласно новому закону все участники процесса профессиональной подготовки по дуальной системе (работодатель, работник, учителя, инструкторы, государство) ответственны за планирование, проведение и совершенствование этого процесса на всех уровнях. Только вместе, взаимодействуя друг с другом, создавая тем самым систему, находя разумные решения из затруднительных ситуаций, можно избежать нежелательных последствий и потерь в процессе профессиональной подготовки специалистов. Положительные результаты в профессиональном обучении, достигнутые благодаря слаженной работе всех инстанций, задействованных в процессе обучения, от работодателя до государства, легче воспринимаются и принимаются на рынке рабочей силы. Такое сотрудничество — «принцип согласия» (Кошешргіпгір) — прослеживается на

всех уровнях (союзы, земли, регионы, учебные места) и оказывается очень эффективным на практике [2, с. 11—12].

Совершенствуется система финансирования образования Германии. Согласно фактам, финансирование начального профессионального образования осуществляется из налоговых средств федеральных земель и общин. Федеральные земли несут при этом издержки на внут-ришкольные дела (школьный надзор, урегулирование планов занятий, подготовку педагогических кадров, заработную плату преподавателей), общины отвечают за финансирование местных школьных дел (учреждение и обновление зданий школы, текущее управление, ликвидацию учебных пособий). Ответственность за финансовое обеспечение производственной части образования лежит на предприятиях. Каждое из них самостоятельно решает, как и по каким специальностям готовить учащихся, какое количество выпускников набирать для производственного обучения и какие средства на это расходовать. В некоторых отраслях имеется отдельное тарифно-договорное производственное финансирование (например, в строительстве отдельно финансируется профессия кровельщика). В этом случае все предприятия вносят начисления в общий фонд (тарифное финансирование фонда). Позже расходы целиком или частично возвращаются [3, с. 62].

Больше всех финансовых средств отдается предприятиям (27,7 млрд евро в год). По сравнению с другими видами профессионального обучения — школой полной учебной недели, специальными гимназиями, межпроизводственными учебными центрами — приоритет в финансировании принадлежит профессиональной школе как незаменимому партнеру производственного обучения на предприятиях (2,8 млрд евро в год) [3, с. 62]. Кроме того, в последнее время в рамках модернизации начального профессионального образования большое количество средств выделяется на все-

111!111Й1И1!Ш № 3,

возможные программы, обеспечивающие повышение качества профессионального образования в Германии. Федеральные земли финансируют различные программы по созданию дополнительных учебных мест. Примером служит программа 2005 г. «ГОВЗТАЯТЕЯ» («Обучение для будущего»), главная идея которой — содействие инновациям и развитию структуры профессионального образования. Программа имеет своей целью региональное обеспечение производственными местами молодых людей и увеличение числа обучающих предприятий и фирм. На ее осуществление с 2005 по 2010 г. выделяется 125 млн евро [3, с. 62].

25 тыс. молодых рабочих ежегодно обучаются по «особой программе по повышению квалификации молодежи» (программа Ер1). В 2005/06 учебном году это число возросло до 31 718 чел. Из-за высокого спроса программу продлили до конца 2008 г. и увеличили общее число участников к 1 октября 2006 г. на 40 000 чел. [3, с. 65].

Кроме того, федеральное ведомство по вопросам труда предоставляет молодым людям в определенных случаях пособия для профессионального образования. Выделение больших средств на профессиональное образование (особенно на дуальную систему), создание всевозможных программ повышения качества образования, предоставление различных пособий обучающимся — все направлено на поддержание престижа и качества профессионального образования в Германии.

Таким образом, целью модернизации профессиональной подготовки являются последовательное улучшение ситуации на рынке труда и предоставление возможности всем молодым людям получить профессиональное образование, место обучения или начальную квалификацию.

Итак, в рамках модернизации системы начального профессионального образования Германии проводится подготовка квалифицированных кадров рабочих и специалистов для предприятий и организаций всех отраслей экономики, что играет важную роль в обеспечении стабильного экономического развития страны, а также выполняет существенную социальную функцию, обеспечивая молодежи получение доступного высококачественного начального профессионального образования. Не менее важное значение имеют ориентация на интеграцию в европейское образовательное пространство и разработка соответствующей стратегии по улучшению качества профессиональной подготовки с учетом особенностей собственной системы образования при формировании реальных путей сближения с Европой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Торопов, Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Д. А. Торопов. — Казань, 2005. — 39 с.

2. Berufliche Bildung in Deutschland und Frankreich / Bundesinstitut fur Berufsbildung. — Bonn, 2005. — 45 S.

3. Hippach-Schneider, U. Berufsbildung in Deutschland / U. Hippach-Schneider. — Luxemburg : Amt fur amtliche Veroffentlichungen der Europaischen Gemeinschaften, 2007. — 91 S.

4. 10 Leitlinien zur Modernisierung der

beruflichen Bildung — Ergebnisse des

Innovationskreises berufliche Bildung / Bundesministerium fur Bildung und Forschung. — Bonn, 2007. — 30 S.

5. Lorenz, K. Das neue Berufsbildungsgesetz — Chancen und Grenzen fur die berufsbildenden Schulen in Deutschland / К. Lorenz // Die Koordinierung der Berufsausbildung in der Kultusministerkonferenz. — Bonn, 2005. — S. 146—164.

6. Neue und modernisierte Ausbildungsberufe.

Kurzbeschreibung / Bundesinstitut fur

Berufsbildung. — Bonn, 2007. — 33 S.

7. Die Reform der beruflichen Bildung. Berufsbildungsgesetz 2005 / Bundesministerium fur Bildung und Forschung. — Bonn, 2005. — 51 S.

Поступила 17.02.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.