Научная статья на тему 'Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии'

Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное профессиональное образование / дуальная система / обучающее предприятие / обучаемые / initial vocational training / dual system / training enterprise / apprentices

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина О. А.

На материале научных работ зарубежных и отечественных исследователей, посвящённых изучению системы профессионального образования Германии, нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в Германии, дана характеристика процесса обучения на предприятии, которое является необходимой составляющей дуальной системы. Показаны особенности интеграции предприятий в образовательный процесс и обозначены механизмы, регулирующие этот процесс. Сделан вывод о том, что обучающее предприятие выполняет важнейшую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех отраслей экономики Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a material of scientific works of the foreign and native researchers devoted to study of system of German vocational training, normative documents regulating educational process in Germany, the characteristic of training process at the enterprise is given which is the necessary component of dual system. The features of integration of the enterprises in educational process are shown and the mechanisms regulating this process are designated. The conclusion is made that the training enterprise carries out a major role in preparation of the highly skilled experts for all branches of German economics.

Текст научной работы на тему «Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

удк 370 (430)

ОБУЧАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

© О. А. ШилинА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского

кафедра немецкого языка е-mail: [email protected]

Шилина О. А. - Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009 № 12 (16). С. 243-248. - На материале научных работ зарубежных и отечественных исследователей, посвящённых изучению системы профессионального образования Германии, нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в Германии, дана характеристика процесса обучения на предприятии, которое является необходимой составляющей дуальной системы. Показаны особенности интеграции предприятий в образовательный процесс и обозначены механизмы, регулирующие этот процесс. Сделан вывод о том, что обучающее предприятие выполняет важнейшую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех отраслей экономики Германии. ключевые слова: начальное профессиональное образование, дуальная система, обучающее предприятие, обучаемые.

Shilina O. A. - Training enterprise as a major component of training process in dual system of vocational training of Germany // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 243-248. - On a material of scientific works of the foreign and native researchers devoted to study of system of German vocational training, normative documents regulating educational process in Germany, the characteristic of training process at the enterprise is given which is the necessary component of dual system. The features of integration of the enterprises in educational process are shown and the mechanisms regulating this process are designated. The conclusion is made that the training enterprise carries out a major role in preparation of the highly skilled experts for all branches of German economics.

Keywords: initial vocational training, dual system, training enterprise, apprentices.

За последние годы в нашей стране произошли значительные изменения, которые обозначили переход нашего общества к рыночной экономике и демократическому устройству. Построение нового типа государства, основанного на развитии рыночной экономики и формировании демократического общества, потребовало качественно новый тип личности, характеризующийся творческим складом ума, свободой мышления, инициативностью, ответственностью, высокой степенью социальной адаптивности и мобильности. Это серьёзно изменило цели, содержание, функции образования. Акцент смещается с объёма усвоенных знаний и умений на развитие личности, реализацию её возможностей, её подготовку к сложностям профессиональной деятельности, т. е. от знаниецентризма наше образование переходит к человекоцентризму. Это чётко отражено в ст. 14 Закона «Об образовании», где ведущей задачей выдвинуто самоопределение и самореализация личности. Именно высококвалифицированные, активные, творческие личности и должны создать качественно новую рабочую силу в сложившихся условиях.

Проблема формирования рынка труда является для нашей страны на современном этапе развития экономики и общества одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшей перспективе. Причём, как отмечает большинство специалистов в области экономики и, в частности Е. Ю. Кузнецова, условием успешного функционирования рыночной системы является развитие среднего предпринимательства и, прежде всего, создание высокопроизводительного ремесленного сектора, обеспечивающего удовлетворение самых разнообразных потребностей в товарах и услугах, создающие на этой основе надёжные рабочие места [1].

и в этой связи особо значимой становится роль системы начального профессионального образования, которая должна стать основой воспроизводства интеллектуального творческого потенциала рабочей силы для малых и средних ремесленных предприятий, что способствует расширению диапазона частного предпринимательства, а также базой для подготовки и переподготовки кадров нового типа.

На современном этапе перед начальным профессиональным образованием стоит ряд важных задач, как то:

- обеспечение воспроизводства и развития кадрового потенциала общества;

- гарантированность получения профессии и соответствующей квалификации;

- гарантированность степени соответствия получаемой квалификации содержанию и характеру труда на производстве;

- обеспечение возможности повышения квалификации и переквалификации;

- воспроизведение и развитие социальной структуры общества за счёт подготовки специалистов начального и среднего звена;

- формирование социально мобильного человека, готового к смене деятельности, места жительства, профессии;

- формирование гармоничной личности и развитие её творческих способностей;

- изучение сущности, специфики и эффективности социализации личности в этом образовательном звене и её связи с процессами социализации в общей системе образования.

Однако система начального профессионального образования в её сегодняшнем состоянии не способна успешно решать эти задачи. Об этом свидетельствует низкий уровень профессионализма выпускников профтехучилищ и соответственно их неконкурентоспо-собность на рынке труда. Чтобы обеспечить современное производство, и прежде всего ремесленный сектор, который испытывает наибольший кадровый голод, компетентными специалистами, необходимо реформировать систему начального профессионального образования. По мнению многих учёных, это является наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития нашего общества.

В поисках наиболее эффективных путей реформирования отечественной системы профобразования многие отечественные учёные обращаются к опыту зарубежных профессиональных систем, и в частности немецкой, т. к. сложившаяся система профессионального образования в Германии на протяжении многих десятилетий успешно обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов для нужд собственной экономики.

Профессиональное образование в германии ведётся в рамках так называемой «дуальной системы», «дуальность» или «двойственность» которой заключается в разделении ответственности между школой и предприятием в вопросе профессионального обучения молодёжи (трактовка по Д. А. Торопову) [2]. Ссылаясь на работы Х. Беннера, А. Келля, Й. Мюнха, в своей докторской диссертации С. Райхенбах говорит о том, что понятие «дуальности» проявляется не только в двух местах обучения - профшколе и предприятии, -но и в сосуществовании частного и государственного, частноправовой и общественноправовой сфер [6].

Так, производственное образование - это частная ответственность предприятий и предпринимате-

лей, которые и финансируют эту часть образования, а профшколы - это государственные органы, которые финансируются и контролируются федеральными землями. Отношения ученик - предприятие носят частноправовую природу, основанную на договорном соглашении, а отношения ученик - профшкола регулируются положениями общественного права.

Особый интерес представляет организация обучения на предприятии, так как она не имеет аналогов в образовательных системах других стран. Исходя из Закона о профессиональном образовании (Вегufsbildungsgesetz: BBiG ч. 1, § 1), профессиональное образование в дуальной системе имеет целью дать общее основное профессиональное образование и сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения квалифицированной профессиональной деятельности и обеспечить получение обучаемым требуемого в дальнейшем сферой занятости трудового опыта [5].

Таким образом, в Законе о профессиональном образовании за предприятием и профшколой в равной мере закреплены обязанности по передаче теоретических знаний и практических умений, требуемых в той или иной профессии, причём формирование профессиональных навыков, накопление профессионального опыта - это прерогатива только предприятия, так как вне трудовой деятельности невозможно получить опыт работы. По мнению Г. А. Федотовой и других исследователей немецкой образовательной системы, именно ведущая роль предприятий в профессиональном обучении молодёжи и отличает «дуальную систему», так как формирование умений и навыков возможно только при особой организации обучения в условиях реального производства, где теория и практика сливаются в единое целое, что и приводит к квалификации [3].

В своём исследовании, посвящённом определению путей обеспечения качества профобразования в Германии, Д. А. Торопов указывает на то, что рынок образовательных услуг ФРГ по своему характеру является рынком предложения, на котором продавцами образовательных мест являются промышленность и торговля, ремесло, сельское хозяйство, государственная служба, свободные профессии, домашнее хозяйство и морское судоходство [2]. Продавцы, т. е. предприятия, предлагают места на добровольной основе, не существует каких-либо обязательств у предприятий оказывать образовательные услуги. но многие предприятия заинтересованы в предоставлении образовательных услуг и последующем трудоустройстве обучаемых, так как в данном случае они готовят будущих специалистов с необходимой им квалификацией и опытом работы, экономя при этом на затратах. Конечно же, для участия в процессе подготовки рабочих кадров одного желания мало, необходимо иметь определённые образовательные мощности: соответствующее оснащение, квалифицированный обучающий персонал и т. д. В отличие от крупных предприятий малые предприятия не достаточно хорошо оснащены, им в помощь даются учебные мастерские. Возможно также объединение нескольких предприятий в рам-

ках одного образовательного союза. Следует отметить, что в конце 20 века в ФРГ появились межпроизводс-твенные учебные центры, призванные формировать у учащихся профессионально-практические знания и навыки, которые обучаемые не имеют возможности получить на малых и средних предприятиях. Они осуществляют также выравнивание различий в уровне профессионального обучения, трансферт инноваций на предприятия, а в новых федеральных землях предлагают дополнительные места для дуальной системы, способствуя развитию мощностей профессионального обучения. Покупателями образовательных услуг могут стать все желающие вступить в дуальную систему. Они порождают спрос на образовательные услуги предприятий. Процесс предоставления образовательных услуг предприятием в рамках дуальной системы регламентирован законодательно. Согласно § 25 и § 28 Закона о профессиональном образовании учебное предприятие может готовить специалиста только по признанным государством профессиям, список которых ежегодно публикуется федеральным министерством образования и науки ^ааШЛ аппегкап^е Аш-bildungsbeгufe) [5]. Все профессии разбиты на группы (в последние годы приводится список, содержащий 93 группы профессий), которые охватывают 4 сферы народного хозяйства: промышленность и торговлю, ремесло, сельское хозяйство, сферу услуг, домашнее хозяйство, свободные профессии. В связи с изменениями в правилах ведения ремесла от 25. 03. 1998 многие профессии объединены одним названием: например, газовщик, водопроводчик, сантехник, установщик вентиляционных и отопительных систем - техник и установщик отопительных систем.

Как видно из списка, подготовка специалистов ведётся практически для всех отраслей экономики. Здесь стоит отметить, что список профессий в системе профобразования не является полным отражением профессий в системе занятости. Так, список профессий содержит примерно 355 наименований, в то время как на рынке труда насчитывается около 29500 различных профессий (данные приведены в работе С. Райхенбах) [6].

Это связано с тем, что профессиональное образование готовит к выполнению разнообразных квалификационных деятельностей внутри одной группы профессий и создаёт основу для дальнейшего профессионального образования, которое расширяет спектр потенциальных рабочих мест, то есть в списке признанных профессий даны образцы квалификаций.

В соответствии с требованиями, которые содержатся в Законе о профессиональном образовании и в «Положениях о ремесле» (Handweгksoгdnung: Н^О), профессиональное обучение проводится только в соответствующим образом оснащённых производственных учреждениях с квалифицированным обучающим персоналом (§ 27 ВВiG, § 21 HwO) [5]. Сюда относятся предприятия или мастерские, сотрудники которых имеют право участвовать в процессе профессионального обучения. Предприятие обучает само или нанимает обучающий персонал со стороны. К профессиональному образованию допускаются лишь те лица, которые

имеют соответствующие личные и профессиональные качества (§ 28, 1 абзац ВВІС, § 22, 1 абзац HwO). Так, по Закону об охране труда молодёжи (Jugendarbeitss-chutzgesetz: JArbSchG) не имеет право заниматься с молодёжью тот, кто за последние 5 лет привлекался к уголовной ответственности за разбой и получал срок или привлекался к уголовной ответственности за преступление на сексуальной почве, а также тот, кто повторно или серьёзно нарушил Закон о профессиональном образовании [5]. Большое внимание уделяется и профессиональной пригодности обучающего персонала. По Закону о профессиональном образовании под профпригодностью понимается владение соответствующими профессиональными, профессионально-педагогическими, практическими знаниями, умениями, навыками (§ 30 BBiGG). Какие квалификации должен иметь обучающий персонал прописано в «Положениях о ремесле» [5].

По Закону обучающий должен выдержать экзамен в дуальной системе (иметь законченное образование в дуальной системе) по той же специальности, по которой будет преподавать. При обучении специалистов для врачебной практики, аптек или юридических консультаций в качестве обучающего персонала могут быть допущены врач, аптекарь и юрист. В ремесле к обучению допускается тот, кто сдал экзамен на мастера в том виде ремесла, которому он собирается обучать. За соответствием обучающих предприятий и их обучающего персонала следят компетентные органы, например палаты. Соответствие в норме, если прописанные в «Положениях о ремесле» профессиональные знания, умения и навыки передаются обучаемым в полной мере. Если есть нарушения, то предприятию запрещается вести процесс обучения. Те предприятия, которые не имеют разрешения, но набирают учащихся и обучают их или же нанимают некомпетентный обучающий персонал, могут быть оштрафованы на сумму 5000 евро (§ 102 BBiG).

кроме Закона о профессиональном образовании, списка признанных профессий правовую основу для обучения на предприятиях составляют «Положения об организации профессиональной подготовки» (Ausbildungsordnungen). Они издаются Федеральным правительством для каждой профессии. В соответствии с § 1 Закона о профессиональном образовании данные положения устанавливают, какие конкретно знания, умения и навыки должны передаваться обучаемым в процессе овладения той или иной профессией. Положение содержит также название профессии, срок обучения (2 - 3 года), рамочный план обучения. Это является основой для составления обучающим предприятием своего подробного производственного плана обучения [4].

Перед началом профессионального обучения должен быть заключён договор о профессиональном образовании (§ 10 BBiG). Он заключается между предприятием, которое обучает или направляет на обучение, а затем предоставляет рабочие места (АшЬіІ-dender) и обучаемым, вступающим в дуальную систему (Auszubildender). В случае если обучаемый - несовер-

шеннолетний, то для заключения договора необходимо согласие его законного представителя - родителей или опекунов. После устных договорённостей составляется письменный договор. Договор подписывается перед началом обучения (§ 4 BBiG).

Текст договора содержит следующие пункты:

1. Цель профессионального обучения, в том числе вид деятельности;

2. Начало и продолжительность профессионального образования;

3. Образовательные мероприятия помимо работы в учебных мастерских;

4. Продолжительность регулярных ежедневных занятий;

5. Продолжительность испытательного срока;

6. Оплата и размер вознаграждений, возмещение ущерба;

7. Продолжительность отпуска;

8. Условия, по которым договор может быть расторгнут;

9. Общее указание на тарифную сетку, производственные договорённости или договорённости со сферой обслуживания, которые имеют отношение к процессу обучения.

После подписания договора каждая сторона получает один экземпляр на руки (§ 4 BBiG). Недействительными являются соглашения, которые обязывают обучаемых к оплате штрафов, возмещению расходов на обучение и т. д. После подписания договора всеми сторонами обучающее предприятия отсылает его в компетентный орган, например палату, которая регистрирует договор. Компетентный орган (die zustan-dige Stelle) - это специально созданное учреждение, в компетенции которого находятся вопросы ведения и развития профессионального образования. Компетентный орган обязан осуществлять контроль за ведением образовательного процесса посредством консультаций с обучаемыми и обучающими предприятиями (§ 76 BBiG, § 41a HwO). Кроме того, компетентный орган выступает в качестве источника информации по проблемам профессионального образования и в качестве апелляционной комиссии по спорным вопросам между обучающими предприятиями и обучаемыми. В роли компетентного органа выступают как правило палаты, например промышленная и торговая палаты, ремесленная, сельскохозяйственная палаты, врачебная, зубоврачебная и аптекарская палаты и т. д., а также другие учреждения, предусмотренные правовыми постановлениями, которые финансируются за счёт средств своих членов - предприятий. Как указывает в своём исследовании Д. А. Торопов, с точки зрения гражданского права они являются товариществами, объединениями, которые подлежат правовому надзору со стороны высших земельных органов, но специального порядка надзора за палатами не существует [2].

Более подробная информация об этом содержится в §§ 72-75 Закона о профессиональном образовании [5].

C началом производственного обучения обучаемый и обучающее предприятие наделяются определёнными правами и обязанностями.

К обязанностям обучающего предприятия относится:

1. Организация процесса обучения в соответствии с рамочным планом, что должно способствовать достижению цели обучения за предусмотренный срок (§ 16 BBiG).

2. Личная и профессиональная компетентность обучающего персонала.

3. Бесплатное предоставление производственных средств обучения, как например инструменты и материалы, спецодежда.

4. Освобождение обучаемых от производственных работ для посещения профессиональной школы и других образовательных мероприятий вне предприятия.

5. Поручение обучаемым только тех заданий, которые служат для достижения цели обучения и соизмеримы с их физическими возможностями.

6. Предупреждение обучаемых о действующих на предприятии порядках, которые, однако, не должны ущемлять их права.

Обучаемый обязан:

1. Проявлять старание в процессе овладения профессией.

2. Принимать участие во внепроизводственных образовательных мероприятиях.

3. Вести производственные тетради, наличие которых является допуском к выпускному экзамену.

4. Следовать указаниям обучающего персонала.

5. Соблюдать порядок на предприятии.

6. Соблюдать служебную тайну.

7. Пройти медицинское обследование перед началом обучения и в конце первого года обучения.

Обязанности обеих сторон подробно расписаны и закреплены в Законе о профессиональном образовании.

Профессиональное обучение в дуальной системе начинается с испытательного срока, продолжительность которого составляет 1-4 месяца (§ 20 BBiG). Это время даётся на определение профпригодности обучаемого. В течение этого срока обучающее предприятие может расторгнуть договор. Инициатором расторжения договора может выступить и обучаемый, если он придёт к выводу о неправильности сделанного выбора (§ 22 BBiG).

Если испытательный срок пройден успешно, обучаемый продолжает своё обучение. Регулярный ежедневный процесс обучения подробно расписан в договоре. Существует 2 типа организации процесса обучения в дуальной системе: одновременное обучение на предприятии и в профшколе или обучение блоками, например месяц в профшколе сменяется месяцем практики на производстве. на производственное обучение отводится s всего времени, это примерно 3-4 дня в неделю, в то время как на обучение в профшколе приходится 1-2 дня. При организации процесса обучения должны соблюдаться ограничения в соответствии с Законом об охране труда молодёжи. Так, в соответствии с этим законом рабочее время для молодёжи составляет 8 часов в день и 40 часов в неделю (§ 8 JАгbSchG). Для взрослых обучаемых действует Закон о трудовом времени, предписывающий

8-часовой рабочий день и 48 рабочих часов в неделю (§ 3 Агbeitszeitgesetz: АгbG). Также законодательно запрещена работа обучаемых между 22.00 и 6.00. Однако возможны небольшие отклонения от законодательных положений в определённых рамках через производственные договорённости, если они не представляют угрозы физическому и психическому состоянию здоровья обучаемых (§ 21 JАгbSchG). Эти договорённости заключаются на предприятиях, работающих в несколько смен, например сюда относятся пекарни, где рабочий день для обучаемых может начинаться с 5.00, или предприятия гостиничного бизнеса с продолжительностью рабочего дня для обучаемых до 22.00.

нарушение Закона о труде молодёжи в зависимости от степени тяжести карается штрафом в размере до 15 000 евро или тюремным заключением (§ 58 JАгb-SchG).

Ежегодно обучающее предприятие предоставляет обучаемым отпуск, продолжительность которого определяется их возрастом: до18 лет - 25 рабочих дней, до 17 лет - 27 рабочих дней и до 16 лет - 30 рабочих дней (§ 19 JАгbSchG). Во время отпуска обучаемому запрещено вести какую-либо трудовую деятельность.

Так как обучаемые заняты в производственном процессе, обучающее предприятие выплачивает им ежемесячно денежные вознаграждения, размер которых зависит от тарифной сетки, принятой на предприятии, возраста обучаемых, объёма выполняемых работ, и указывается в договоре о профессиональном обучении. Если из вознаграждения вычитываются натуральные выплаты, например питание, съём жилья и т. д., то в любом случае должно выплачиваться денежное вознаграждение не менее 25 % от установленной суммы. Производственная деятельность в сверхурочное время (за рамками основного времени, отведённого на обучение) оплачивается по повышенному тарифу. Вместо оплаты сверхурочных часов возможна компенсация свободным временем (§§ 17, 18, 21 JАгb-SchG). Оплачивается также время, отведённое для посещений занятий в профшколе и для сдачи экзаменов, а также больничные листы.

По окончании процесса обучения сдаются выпускные экзамены для присвоения профессиональной квалификации. Допуском к экзамену является законченное профессиональное обучение в дуальной системе, сдача предусмотренных «Положением об организации процесса обучения» промежуточных экзаменов, ведение в течение процесса обучения производственных тетрадей и регистрация договора компетентным органом. Экзамен принимается экзаменационной комиссией, состоящей как минимум из 3 членов. Это представители работодателей, рабочего коллектива и учитель профшколы. Экзаменационная комиссия создаётся компетентным органом, им же устанавливается время проведения экзамена. Всю подробную информацию о структуре, порядке проведения экзамена содержит «Положение об экзаменах» (Pгйfungsoгdnung), которое издаётся компетентным органом [4]. Как правило, экзамен состоит из 2 частей: проверки знаний

и проверки умений. 1-я часть экзамена проводится в письменной форме, она может дополняться устным опросом, если этого требует «Положение об организации процесса обучения» по данной профессии. 2-я часть состоит из выполнения какого-либо практического задания, производственного поручения. Экзаменационная комиссия оценивает каждую часть экзамена, а затем выдаёт общее заключение о том, выдержан экзамен или нет.

После сдачи выпускного экзамена компетентным органом выдаётся экзаменационное свидетельство. По заявлению обучаемых в это свидетельство может быть занесена оценка за экзамен, сданный в профшколе, однако эта оценка не влияет на результат выпускного экзамена, принимаемого компетентным органом. Кроме того, после окончания обучения обучающим предприятием выдаётся свидетельство, которое содержит данные о виде, длительности и цели профобучения, а также сведения о полученных профессиональных знаниях, умениях и навыках. По заявлению выпускника ему выдаётся свидетельство с переводом на английском и французском языках, что способствует преодолению границ при устройстве на работу в рамках Европейского Союза.

Особый интерес вызывает вопрос о том, как выстраивает обучающее предприятие свои отношения с обучаемыми после окончания процесса обучения. В исследовании Д. А. Торопова отмечается, что предприятия, которые предоставляют высококачественное образование, как правило, стремятся различными способами удержать у себя подготовленных специалистов. Мелкие и средние компании, которые руководствуются стремлением молодёжи получить недорогое образование, как правило, в услугах своих выпускников не нуждаются, и они трудоустраиваются самостоятельно. По данным Федерального министерства образования и науки Германии (Bundesministeгium &г ВМи^ und БогеЛи^) в последние годы показатель безработицы среди закончивших обучение в дуальной системе составляет лишь 4 %, т. е. 96 % успешно трудоустраиваются [7]. Таких показателей не имеет ни одна образовательная модель в Европе.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1. При подготовке специалистов в дуальной системе ведущая роль отводится обучающим предприятиям.

2. Процесс предоставления образовательных услуг предприятиями носит рыночный характер, но при этом строго регулируется законодательно.

3. Сложившийся в Германии порядок получения квалификации в дуальной системе начального профессионального образования способствует раннему приобретению трудового опыта, что положительно сказывается на ускорении процесса вхождения в профессию и социализации молодых специалистов.

4. Подготовка обучающими предприятиями высококвалифицированных специалистов и их последующее трудоустройство многим из них значительно

облегчает переход от системы образования к участию в рынке труда Германии.

Высокая эффективность дуальной системы профессионального образования Германии за счёт производственного обучения определённо представляет интерес для зарубежных образовательных систем, в том числе и российской.

Стоит отметить, что похожая система подготовки рабочих кадров существовала в Советском Союзе. Она была представлена учебно-производственными объединениями (УПО), в состав которых входили базовое предприятие, ПТу, несколько общеобразовательных школ, тесно сотрудничающих между собой. на базе крупных предприятий создавались также учебно-производственные центры, активно проводящие профориентационную работу среди учащейся молодёжи. Эта система была направлена на образование и воспитание рабочих кадров, в которых нуждалась страна, и полностью поддерживалась государством. Однако в 90-х гг. XX века в условиях глобальных политических и социально-экономических преобразований, когда предприятия были переведены на хозрасчётную основу, а система образования реформирована, система подготовки трудовых кадров, основанная на сотрудничестве предприятий, ПТу и школ, полностью разрушилась. Она оказалась недееспособной в рыночных условиях.

немецкая же модель начального профессионального образования успешно справляется с задачей производственной подготовки рабочих кадров на основе рыночных отношений. Поэтому ответы на вопросы: каковы педагогические условия формирования высококомпетентных специалистов и их профессиональной адаптации в рамках дуальной системы немецкого профессионального образования, и каковы возможности переноса положительного опыта Германии на нашу действительность, помогут, на наш взгляд, способствовать положительному решению имеющихся проблем отечественного начального профессионального образования.

Мы считаем идею активного привлечения предприятий для участия в образовательном процессе очень перспективной и вполне реализуемой в масштабах всей страны и на региональном уровне в современных условиях. Внедрение этой идеи в систему начального профессионального образования позволит предприятиям контролировать процесс подготовки кадров для своих нужд, удешевит труд и повысит качество образовательного процесса.

В перспективе возможно изучение необходимых условий для приравнивания дипломов о законченном начальном образовании в нашей стране к европейским стандартам, что выведет отечественную систему образования на качественно новый уровень.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецова Е. Ю. Профессиональное образование в современной экономике. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2005. 31 с.

2. Торопов Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии. Дис. ... д-ра пед. наук. 2005: РАО Институт педагогики и психологии профессионального образования, 301 с.

3. Федотова Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: Издат. центр АПО, 2001. 71c.

4. Ausbildung und Beruf: Rechte und Pflichten wahrend der Berufsausbildung. Bonn: Bundesministerium fur Bildung und Forschung. 2000. 162 S.

5. Ausbildung und Beruf: Rechte und Pflichten wahrend der Berufsausbildung. Bonn, Berlin: Bundesministerium fur Bildung und Forschung. 2005(veranderter Ausdruck 2007). 181 S.

6. Reichenbach S. Die Ausbildungsentscheidung im Dualen System der Berufsausbildung. Inauguraldissertation zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktors der Wirtschaftswissenschaften. Munchen. 2001. 278 S.

7. Duale Ausbildung sichtbar gemacht. Bonn, Berlin: Bundesministerium fur Bildung und Forschung // www. bmbf. de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.