Научная статья на тему 'Рынок спроса и предложения профессионального образования и обучения в Германии'

Рынок спроса и предложения профессионального образования и обучения в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / DUAL SYSTEM / КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / РЫНОК ТРУДА / УЧЕНИЧЕСКИЕ МЕСТА / DEMAND AND SUPPLY OF SKILLS / APPRENTICESHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Анна Александровна, Морозова Галина Александровна

В статье рассмотрены вопросы развития профессионального образования в Германии в контексте роста спроса на квалифицированную рабочую силу. Проанализированы особенности дуальной системы образования и ее текущее состояние в период с 2009 по 2013 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьева Анна Александровна, Морозова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supply and demand of skills on German Labour Market

The article looks into trends of VET development in Germany against the background of the growing demand for qualified workforce on the German labour market. Detailed analysis of the dual system and its current aspects are explored in the context of the changing demand and supply of skills on the German labour market, as well as the dynamic changes in the supply of the apprenticeship training during 2009-2013.

Текст научной работы на тему «Рынок спроса и предложения профессионального образования и обучения в Германии»

Рынок спроса и предложения профессионального образования и обучения в Германии

МУРАВЬЕВА Анна Александровна,

кандидат филологических наук, заведующая Лабораторией анализа потребности рынка труда в квалификациях, Москва

МОРОЗОВА

Галина Александровна,

научный сотрудник Московского института развития образования, Москва

Экономические изменения вызвали в Германии, как и во всех развитых странах, рост спроса на квалифицированную рабочую силу и, как следствие, еще раз подчеркнули необходимость укрепления системы профессионального образования и повышения внимания обеспечению баланса спроса и предложения квалификаций.

ритории Германии их 80) осуществляют непосредственное управление системой производственного обучения (обучения на предприятиях). зальное управление труда и рабочие сове-

Федера

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития профессионального образования в Германии в контексте роста спроса на квалифицированную рабочую силу. Проанализированы особенности дуальной системы образования и ее текущее состояние в период с 2009 по 2013 год.

Ключевые слова

Германия, дуальная система образования, квалификации, профессиональное образование, регулирование, рынок труда, ученические места

В данной статье рассмотрены вопросы развития дуальной системы, которая является основой среднего профессионального обучения и образования в Германии с точки зрения ее организации, предоставления ученических мест, регулирования отношений между предприятием, обучающимся и профессиональным учебным заведением, механизмов финансирования. Также предлагается аналитический обзор современной ситуации, проведенный на основе отчета Федерального института профессионального образования (BIBB) «Развитие рынка профессионального обучения в 2013 году» (Die Entwicklung des Ausbildungsmarktes im Jahr 2013).

Дуальная система в контексте профессионального образования: ученические места, правовое регулирование, механизмы финансирования

Децентрализация и регулирование

В Германии ответственность за профессиональное образование и обучение децентрализована. При рассмотрении механизма регулирования развития профобразования следует отметить тот факт, что государство определяет общее направление деятельности частных компаний и предприятий по осуществлению профессионального обучения и образования. Земельные комитеты консультируют правительства Земель по вопросам профессионального обучения и взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями. Торгово-промышленные палаты (всего на тер-

ты совместно с торгово-промышленными палатами отвечают за качество производственного обучения.

Такая модель сформировалась в ходе развития системы дуального обучения и объясняется традиционно высоким участием работодателей в профессиональном образовании.

Профобразование и особенности дуальной системы

Согласно федеральному закону (Berufsbildungsgesetz — BBiG) профессиональное образование в Германии включает профессиональную подготовку (Berufsausbildungs Vorbereitung), профессиональное обучение (Berufsausbildung), повышение профессиональной квалификации (berufliche Fortbildung) и профессиональное переобучение (berufliche Umschulung).

Дуальная система представляет собой сочетание обучения в профессиональной школе и непосредственно на производстве (betriebliche Berufsbildung). При этом основной акцент делается на производственной составляющей учебного процесса. Поэтому обучение в рамках дуальной системы часто называют также «производственным обучением» (betriebliche Berufsbildung). Производственное обучение чрезвычайно популярно среди молодежи, и в настоящее время в рамках данной системы обучается свыше 64% всех выпускников школ более чем на 500 000 предприятиях, где они приобретают одну из 350 официально признанных государством профессий.1

В дуальной, или производственной системе обучения, в процессе обучения участвуют три

1 RA Steffen G. Bayer Leiter des Referats Berufsbildung im Ausland, Bildungsexport Deutscher Industrie- und Handelskammertag, DIHK. Russland-Konferenz „Markt, Mittelstand, Modernisierung"

стороны: предприятие, которое предоставило ученическое место (Ausbildender), профессиональное учебное заведение, где изучаются теоретические основы профессии (Berufsschule), и обучающийся (Auszubildender), который именуется учеником.

Ученики и ученические места

Дуальная система не предполагает собственно поступление выпускника образовательной школы в профессиональную школу. Механизм зачисления на обучение имеет свои особенности. Желающие обучаться в рамках дуальной системы сами ищут для себя место ученика на производстве и должны заняться организацией поиска ученического места заранее. Для этого будущий ученик знакомится с Перечнем признанных государством профессий (Verzeichnis der staatlichanerkannten Ausbildungsberufe), где для каждой из профессий приведен список требуемых знаний, практических умений и особых требований.

Для получения ученического места на предприятии претенденты проходят комплексный тест на соответствие уровня знаний и профпригодность, далее следует испытательный срок. Цель испытательного срока — установить, подходит ли данный ученик для обучения на предприятии. По истечении испытательного срока предприятие может уволить ученика только при наличии каких-либо весомых причин.

Предприятие

Главная особенность дуальной системы Германии в том, что предприятия сами занимаются отбором кандидатов на ученические места, заключением договоров о профессиональном обучении (Ausbildungsvertrag), составленных в соответствии с гражданско-правовыми нормами, практическим обучением учащихся. Договор, заключенный между предприятием и учеником, регистрируется в Торгово-промышленной или Ремесленной палате или в соответствующем министерстве. Наличие аттестата об окончании школы формально не является обязательной предпосылкой для получения ученического места на предприятии. Отбор учеников является прерогативой предприятия, которое ориентируется при этом на свои внутренние правила.

Профессиональные учебные заведения

Третьим важным субъектом в системе дуального образования является профессиональная школа. Профессиональная школа рассматривается как равноправный партнер обучающего предприятия в подготовке кадров. Следует подчеркнуть, что профессиональная школа — это автономное место обучения. Задача школы состоит в предоставлении базового и специализированного профессионального образования и расширении полученного ранее общего образования. Профессиональные школы являются государственными учебными заведениями, предоставляющими обучение в течение неполной рабочей недели или неполного рабочего

В настоящее время в рамках дуальной системы обучается свыше 64% выпускников школ Германии, они приобретают одну из 350 официально признанных государством профессий.

дня. Обязательное посещение профессиональных школ по-разному регулируется в различных федеральных землях и зависит от уровня знаний и типа аттестата обучающегося. Обучающее предприятие обязано

проинформировать о приня- В Германии ответственность тых учениках профессиональ- за профессиональное образование ную школу, оно такжеобязано и обучение децентрализована.

освобождать их от работы для посещения занятий и обеспечивать обязательное посещение занятий в профшколе.

Механизмы финансирования

Механизмам и источникам финансирования обучения ученика в профессиональной школе и на производстве уделяется особое внимание. Обучение на базе учебного заведения финансируется соответствующей федеральной землей, округом и общиной (минимальная единица административного деления в Германии). Федеральная земля несет расходы по внутри-школьным мероприятиям, а местные власти отвечают за финансирование строительства, содержание и реконструкцию зданий учебных заведений, текущее руководство учебным процессом, подбор кадров и обеспечение необходимыми ресурсами для обучения.

Обучение на производстве финансируется самими предприятиями. Предприятия оплачивают инструкторов производственного обучения и стоимость учебных материалов. За это они получают определенные налоговые льготы от государства.

Таким образом, дуальная система не предполагает поступление выпускника образовательной школы в профессиональную школу, претендент сам ищет место ученика на предприятии, а предприятие после тестирования кандидата на профпригодность заключает с ним договор о профессиональном обучении.

В дуальной системе обучение в профессиональной школе и обучение на производстве имеют различный правовой статус, разных учредителей, разные органы контроля и разные источники финансирования.

Предложение и спрос на ученические места в системе дуального образования

Широко практикуемая в Германии дуальная система начального профессионального образования для получения массовых рабочих профессий, однако, не совсем идеальна и имеет свои слабые стороны, о чем свидетельствует наблюдаемый в настоящее время дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

В 2013 году, как отмечено в ежегодном официальном отчете Федерального института профессионального образования, фиксировалось падение как спроса, так и предложения ученических мест, и количество заключенных контрактов на обучение между предприятиями и учениками достигло исторически низких по-

В дуальной системе обучение в профессиональной школе и обучение на производстве имеют различный правовой статус, разных учредителей, разные органы контроля и разные источники финансирования.

казателей со времен воссоединения Германии. В соответствии с § 86 Закона о профессиональном обучении (BBiG) количество предложений ученических мест рассчитывается как сумма новых заключенных договоров, включая количество свободных на 30 сентября ученических мест, предлагаемых биржей труда. Количество спроса на ученические места определяется как сумма новых заключенных договоров и количества лиц, находящихся в поиске ученических мест и обратившихся на биржу труда на 30 сентября. В то же время обострились проблемы другого характера, а именно усилился разрыв между спросом и предложением (Passungsproblem). Большая часть предложенных предприятиями ученических мест осталась незаполненной, в то время как большое количество потребителей образовательных услуг не смогли найти для себя ученические места.

В этой связи основные субъекты рынка — предприятия, профессиональные школы, государственные органы — активно разрабатывают меры по оперативному реагированию на изменение ситуации в сфере спроса и предложения ученических мест.

Производственное и внепроизводственное обучение

При подготовке отчета Федеральным институтом профессионального образования в рамках дуального образования учитывались ученические места как производственного обучения (betriebliche Berufsbildung), так и вне-производственного обучения (außerbetriebliche Ausbildung). Под непроизводственным обучением в Федеративной Республике Германия понимается обучение, которое финансируется полностью или почти полностью из средств государственных программ или из средств Федерального агентства занятости. В рамках такого обучения предполагается отношение между тремя субъектами — учеником, центром образования (Ausbildungsträger) и так называемыми объединенными / кооперативными предприятиями (Kooperationsbetrieben).

Инициатива предоставления внепроизвод-ственных ученических мест в большинстве случаев исходит от государства. Цель таких программ — содействие профессиональной подготовке проблемных молодых людей. Различие между производственным и непроиз-

водственным профессиональным обучением касается именно форм финансирования (Finanzierungsform), а не мест обучения (Lernort) — на предприятии или вне предприятия. Непроизводственное обучение — это необходимая мера, целью которой является улучшение ситуации в сфере профессионального обучения молодежи. Эта форма профессиональной подготовки возникла в 1980-х как часть программы по поддержке людей, находящихся в неблагоприятном положении.

В 2013 году в Германии в рамках дуальной системы образования было зарегистрировано 564 200 предложений ученических мест от предприятий по обучению рабочим профессиям (на 3,5% меньше по сравнению с предыдущим годом). Из них 542 600 — на обучение на предприятии (betriebliche Berufsbildung) и 21 700 мест на внепроизводственное обучение (außerbetriebliche Ausbildung).

Спрос на ученические места

Спрос на ученические места снизился по всей стране на 13 000 мест или на 2,1% по сравнению с 2012 годом. Это самый низкий показатель, начиная с 2007 года. Относительно 2007 года спрос на ученические места упал на 142 600, или на 18,8%. Причиной этому явился прежде всего демографический фактор и, как следствие, — хроническое снижение численности молодежи.

Определение спроса и предложения на ученические места и их соотношение

Для улучшения ситуации на рынке труда и предоставления возможности всем молодым людям получить профессиональное образование немецкие эксперты постоянно отслеживают динамику спроса и предложения на ученические места и их соотношение.

Анализ количества претендентов, которым не удалось найти ученические места в период с 2012 по 2013 год (91,9 предложения на 100 заявок), позволяет заключить, что в большинстве профессий часто происходит как увеличение вакантных мест обучения, так и увеличение кандидатов, находящихся в поиске ученического места в рамках этой профессии. Среди большого количества профессий в рамках одной и той же профессии часто отмечается одновременно две тенденции: как увеличение количества вакантных мест, так и повышение числа

Таблица 1. Динамика изменения рынка предложений ученических мест в Германии в период с 2009 по 2013 год

Область деятельности Общее количество предложений ученических мест

2009 2010 2011 2012 2013 2013 по отношению к 2012

1 2 3 4 5 6 7

Германия (западная и восточная часть) 581562 579564 599070 584532 564249 20283 - 3,5%

Торгово-промышленный сектор 343254 342282 360321 351066 336882 -14184 -4,0%

Ремесленный сектор 160158 160863 162579 157677 152997 -4680 -3,0%

Государственная служба 13782 13725 12498 12258 12348 90 0,7%

Сельское хозяйство 14865 14205 13764 13617 13614 -3 0,0%

Другие позиции 49503 48492 49908 49914 48408 -1506 -3,0%

Таблица 2. Типы проблем на рынке профессионального образования

Количество кандидатов, находящихся в поиске ученического места

Низкое Высокое

Количество вакантных мест низкое нет проблем Проблема обеспечения ученическими местами Versorgungsproblem

высокое Проблема заполняемости вакантных мест Besetzungsproblem Проблема несоответствия Passungsproblem

Источник: Федеральный институт профессионального образования

лиц, находящихся в поиске ученических мест в этой профессии. При этом прогнозы были другими: ожидались или проблема заполняемое™ вакантных мест (Besetzungsproblem), или проблема обеспечения ученическими местами (Versorgungsproblem).

В большинстве случаев субъект, находящийся в поиске ученического места, и предприятие, предлагающее ученическое место, находят друг друга на образовательном рынке. Однако имеется значительная часть участников образовательного рынка, которая не может реализовать свои желания/запросы на профессиональное обучение. В случае если доля невостребованных ученических мест в организации или на предприятии оказалась условно высокой, а количество неудовлетворенных претендентов — низкое, данная проблема для предприятий квалифицируется как проблема заполня-емости вакантных мест (Besetzungsproblem). Если же свободных мест остается крайне мало, но при этом фиксируется большое количество лиц, находящихся еще в поиске, данная проблема классифицируется как проблема обеспечения ученическими местами (Versorgungsproblem). Но также есть случаи, когда фиксируется как большое количество незанятых ученических мест, так и большое количество лиц, находящихся в поиске ученических мест. В этом случае речь идет о несоответствии спроса и предложения (Passungsproblem).

В таблице 2 приведена классификация типов выявленных проблем.

***

Система профессионального образования Германии предлагает молодежи разнообразные возможности получения профессиональной квалификации и трудоустройства. В 2013 году были рассмотрены заявки 816 500 заинтересованных в ученических местах лиц. Из этого числа 65% молодых людей после окончания школы выбрали дуальное образование и стали обучаться одной из 350 официально утвержденных профессий.

Принимая во внимание экономические изменения, в профессиональном образовании Германии реализуется комплекс мер по отслеживанию компетентными органами ситуации на образовательном рынке с целью своевременного обеспечения социальных партнеров и будущих учеников достоверными сведениями о состоянии рынка профессионального образования и труда для регулирования спроса и предложения квалификаций.

В России идея организации дуального профессионального образования чрезвычайно популярна. Однако следует подчеркнуть, принимая решение о заимствовании отдельных элементов дуального образования или встраивании этой формы профессионального обучения в российскую

действительность, необходимо помнить, что российская и германская модели профессионального образования имеют свои глубокие национальные и исторические корни и отличия. Система профессионального образования России в настоящее время еще не интегрирована в производство, в то время как немецкая система зависит и полностью ориентирована на производство. В России практически стопроцентное финансирование профобразования осуществляется за счет государства, в Германии же (по данным на 2012 год) 75% финансирования предоставляется компаниями (23,8 млрд. евро), 15% — Федеральным агентством занятости (4,7 млрд. евро), 10% — федеральными землями (3,1 млрд. евро). В России во время обучения государством выплачивается стипендия. В Германии предприятия оплачивают труд учеников1.

Литература

1. Die Entwicklung des Ausbildungsmarktes im Jahr 2013 Zahl der neu abgeschlossenen Ausbildungsverträge fällt auf historischen Tiefstand. BIBB-Erhebung über neu abgeschlossene Ausbildungsverträge zum 30. September (Fassung vom 20.01.2014) URL: http://www.bibb.de/ dokumente/pdf/a21_beitrag_naa-2013.pdf (Дата обращения 27.02.2014).

2. Exportschlager duale Ausbildung. URL: http:// www.bundesregierung.de/Content/DE/ Artikel/2013/04/2013-04-24-exportschlager-duale-ausbildung.html (Дата обращения 27.02.2014).

3. Fachglossar — Betriebliche Ausbildung / Толковый словарь «Профессиональное обучение» Herausgeber — Programmstelle beim Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB) für das Programm JOBSTARTER des Bundesministeriums für Bildung und Forschung (BMBF).

4. Was ist unter «duale Ausbildung» zu verstehen? URL: http://www.s-hb.de/duale-ausbildung-de (Дата обращения 27.02.2014).

5. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Управление учебными заведениями профессионального образования в странах Европейского союза. М.: Ано Центр ИРПО, 2011.

Российская система профобразования еще не интегрирована в производство, в то время как немецкая система зависит и полностью ориентирована на производство.

1 Dr. H.Kress BIBB Russland-Konferenz «Markt, Mittelstand, Modernisierung»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.