Научная статья на тему 'Начальное профессиональное образование Германии в контексте социально исторического развития'

Начальное профессиональное образование Германии в контексте социально исторического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальное профессиональное образование Германии в контексте социально исторического развития»

РАЗДЕЛ VIII СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 377.35

Марчук Екатерина Васильевна

Магистр педагогического образования, аспирантка Волгоградского государственного педагогического университета, [email protected], Волгоград

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Marchuk Ekaterina Vasilyevna

Post-Graduate Student, Pedagogy Department, Volgograd State Pedagogical University, katja230582@mail. ru, Volgograd

INITIAL VOCATIONAL TRAINING IN GERMANY IN THE SITUATION OF SOCIAL AND HISTORICAL DEVELOPMENT

Интенсивно развивающиеся процессы глобализации, интеграции, интернационализации изменили структуру международного рынка труда и предъявляют новые требования к квалификации кадров. От специалистов требуются обширные знания нескольких специальностей определённой профессии, умения и навыки различного рода деятельности. Сегодня экономика нуждается в высококвалифицированных специалистах и может успешно функционировать, если система профессионального образования способна готовить рабочие кадры современного уровня. Становится очевидным, что сложившаяся система начального профессионального образования в России нуждается в модернизации и совершенствовании в соответствии не только с требованиями рыночной экономики страны, но и мировых процессов.

В связи с этим представляется целесообразным и необходимым обратиться к имеющемуся опыту реформирования начального профессионального образования в других Европейских странах, в частности в Германии, история формирования которой богата и многогранна, а современное развитие отличается устойчивостью и эффективностью. Со своими многовековыми традициями профессиональной подготовки рабочих кадров по дуальной системе Германия является сегодня ориентиром и примером для подражания. Благодаря единственному в своем роде сочетанию теоретического обучения в профессиональной школе и практического на предприятии, а также широкому участию и поддержке немецкой экономики, система начального профессионального образования создает учащимся наилучшие предпосылки для профессионального будущего и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Становление и развитие начального профессионального образования в Германии является многогранным, многоэтапным процессом. Каждый этап вносил значительный вклад в совершенствование профессиональной подготовки рабочих кадров, которая берёт свои корни из средневековой цеховой системы, характеризующейся подготовкой мастером «себе подобного» ученика [2, с. 43]. После отмены в начале XIX в. монополии ремесленных цехов на обучение профессии, был введен свободный выбор занятия любым видом труда, что привело к снижению уровня профессиональной подготовки, в связи с чем, возникла необходимость сохранения основных позиций ремесленничества в сфере профобразования [14, с. 31].

Развитие промышленности потребовало большого числа рабочих, поэтому ремесленники, прошедшие традиционный курс обучения и получившие квалификацию подмастерья, включались в производственный процесс, и постепенно система обучения ремесленников стала вводиться и в промышленности с учетом специфики индустриального производства [3, с. 7], а затем получила распространение во всех отраслях и секторах промышленности Германии.

Что касается профессиональной школы, то её предшественницей являлись воскресные школы XVI-XVII вв. для трудящейся молодёжи, преследовавшие цель религиозно-нравственного воспитания [4, с. 247]. Ведение в 1801-1820 гг. обязательного посещения воскресных школ привело к созданию профессиональных учебных заведений, [6, с. 127], в последствии переименованных в дополнительные школы (Fortbildungsschule) [4, с. 247], которые являлись общими учебно-воспитательными заведениями для молодежи, окончившей народную школу, а также учреждениями для получения профессии. В 90-е г. содержание образования в дополнительных школах было ориентировано на нужды отдельных профессий, что привело к появлению профессионального образования в данных учебных заведениях, а их посещение было объявлено обязательным молодёжью в возрасте от 14 до 18-20 лет.

Таким образом, развитие производственного обучения, обязательное посещение дополнительных школ, ориентация содержания образования на нужды профессий привели к разграничению общего и начального профессионального образования в Германии [14, с. 31].

В конце XIX в. в связи с вступлением Германии на новую стадию развития (бурное развитие науки и техники, усложнение производства, увеличение потребности в квалифицированных рабочих), глобальными изменениями в немецком обществе (обострение классовых противоречий: деятельность различных политических партий, влияние на рабочих социал-демократических идей, рост организованного рабочего движения, распад патриархального семейного уклада, занятость женщин), недовольством общества состоянием школы (несоответствие профессиональной подготовки уровню экономического и общественного развития страны, архаический характер школы, новые исследования о природе ребёнка, увеличение числа педаго-

гических центров) появилась необходимость повышения уровня технического и общего образования рабочих. Профессиональная подготовка должна была решать задачи: готовить ловких, умелых, обладающих определенными естественнонаучными знаниями рабочих для промышленности и осуществлять целенаправленное воспитание рабочих в духе существовавших общественных отношений.

В этих условиях перед дополнительными школами была поставлена новая задача - обеспечить «гражданское» воспитание юношества, воспитание в духе преданности «немецкому отечеству» и кайзеру [1, с. 435], которая была решена с помощью педагогической концепции Георга Кершенштейне-ра, характеризующейся приближением содержания обучения к потребностям практической деятельности; ручным трудом, являющимся средством воспитания характера и подготовки к практической деятельности; идеей «гражданского» воспитания тесно связанной с идеей «трудовой школы», воспитанием нравственности, производительным трудом; воспитанием индивидуализма.

Дополнительные школы Г. Кершенштейнера в начале XX в. обеспечивали не только профессионально-техническое обучение, но и вырабатывали навыки выполнения гражданских обязанностей, в результате чего государство получало «готовый продукт» этой воспитательной системы, свободный от низменных влечений и инстинктов, освобожденный от ложных идей и стремлений. В них были значительные положительные стороны: связь с окружающей трудовой жизнью, дифференциация групп учащихся по профессиям, использование наглядных пособий, экскурсий, практических и лабораторных работ

Нацистская идеология и подготовка молодёжи к военным действиям нанесли ущерб начальному профессиональному образованию, в результате чего профессиональная подготовка рабочих кадров ушла на второй план. После 1945 г. наблюдается тесная взаимосвязь и координация предприятия с профессиональной школой с целью согласования учебных программ, вследствие чего, практическое образование на предприятии стало доминирующим, а учебный материал в профессиональной школе стал ориентироваться на производственное содержание предприятия.

Для развития системы начального профессионального образования Германии большое значение имело разделение единого государства на два (ФРГ и ГДР) с разным общественно-политическим строем. ФРГ развивалась по западному образцу, американцы стремились создать в своей зоне парламентско-демократическую систему [2, с. 45]. Необходимость восстановления экономики страны в послевоенные годы, низкий уровень научно-технической базы учебных заведений, возрастающие требования к общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочих кадров привели к значительным изменениям профессионального образования [2, с. 55].

В результате, в ФРГ была восстановлена профессиональная подготовка по дуальной системе, и без изменений принята организационная структура учебных заведений времён Веймарской Республики [2, с. 45]. Большие изменение в начальном профессиональном образовании ФРГ про-

изошли 14 августа 1969 г. после вступления в силу Закона о профессиональном образовании, который базировался на двух компонентах. Первый из них - правовые полномочия промышленных палат, второй - институт государственного признания профессии. Для начального профессионального образования в промышленности, торговле, сельском хозяйстве были закреплены соответствующие структуры как компетентные органы, которые решали вопросы получения профессий - торгово-промышленная, ремесленная, сельскохозяйственная палаты [5, с. 29].

Кроме того, этот закон урегулировал права и обязанности учеников и работодателей, что дало право союзу работодателей, организациям и органам власти разрабатывать производственные учебные программы. Союз работодателей и профсоюзы имели большое влияние на развитие учебных программ для профессиональных школ. Эти учебные программы утверждались не федеральным правительством, а органами власти отдельных федеральных земель посредством юридического акта.

В ходе своего развития профессиональная подготовка рабочих кадров ФРГ сохранила следующие структурные признаки: концентрация на профессии (в зависимости от осваиваемой профессии формировался состав учебной группы); определённое количество часов в неделю отводилось на теоретическую подготовку по профессии; закреплённая в законе обязанность для молодых людей учиться до достижения 18-летнего возраста.

Начальное профессиональное образование в ГДР являлось прерогативой и задачей государства. Теоретическая подготовка учеников проходила в общественных профессиональных школах (die kommunale Berufsschule) и заводских профессиональных школах (die Betriebsberufsschule), которые являлись ведущей и основной формой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в ГДР и представляли собой альтернативу профессиональной подготовки по дуальной системе [15, с. 71]. В послевоенное время для организации обучения в них были взяты за образец дополнительные профессиональные школы времён Веймарской Республики.

Большая образовательная политика 60-х г., не смотря на идеологические и воспитательные цели, ставившиеся перед профессиональным образованием, позволила выйти системе начального профессионального образования ГДР на новый, более высокий, уровень развития и создать такую структуру профессионального образования, которая гарантировала пополнение квалифицированными рабочими кадрами экономику страны, создавала предпосылки для повышения квалификации, получения среднего и высшего образования. Ключевая роль в данной системе отводилась заводским профессиональным школам.

Профессиональную подготовку рабочих кадров ГДР характеризуют следующие структурные признаки: перенос профессионального образования на промышленное производство, отход от узкой специализации к широкому профессиональному образованию, установление государственного перечня профессий, обязательное посещение занятий в профшколе, согласованность учебных планов и программ по основным профессиям.

Таким образом, для этих двух, ставших независимыми друг от друга государств, было характерно сохранение и совершенствование традиций профессиональной подготовки рабочих кадров времён Веймарской Республики, создание концептуальных основ, системы регулирования, финансирования, которые послужили основой для расцвета начального профессионального образования. На данном этапе произошло формирование современного начального профессионального образования (обучение на предприятии и в профшколе, лидирующее место отведено предприятию, введение различных по срокам программ обучения специалистов в зависимости от уровня требуемой квалификации, обязательное теоретическое обучение в профессиональной школе).

После объединения ФРГ и ГДР начался процесс интеграции двух систем начального профессионального образования [9, с. 537], хотя ещё до объединения двух государств, в ГДР была заложена основа процесса трансформации заводских профессиональных школ в систему профессиональной подготовки рабочих кадров в ФРГ [15, с. 83]. Ещё до 3 октября 1990 г. в ГДР вступили в силу новые правовые основы. Особое значение имел закон «О вступление в силу Закона о профессиональном образовании Федеративной Республики Германии в Германской Демократической Республике» (das Gesetz über die Inkraftsetzung des Berufsbildungsgesetzes der Bundesrepublik Deutschland in der Deutschen Demokratischen Republik) от 19 июля 1990 г. [11, с. 907]. Следующий важный документ «Закон о профессиональных школах» (das Gesetz über Berufsschulen) от 19 июля 1990 г., регулирующий задачи, учреждение и финансирование профессиональных школ, опиравшийся на школьные законы федеральных земель [11, с. 919].

Стоит отметить, что в 1990 г. производственной подготовкой занималось приблизительно 30% заводов, в 2003 г. их число составило лишь 23% (примерно 2,1 млн. предприятий) [9, с. 537]. В результате сокращения ассортимента и количества учебных мест, увеличилось количество претендентов на производственное обучение [13, с. 51]. В 1993 г. соотношение учебных мест и заявлений на профессиональную подготовку составило 655.857 к 587.879, в 2004 на 586.374 учебных места претендовали 617.556 молодых человека [13, с. 52]. Из-за нехватки учебных мест многие ожидали своей очереди в течение нескольких лет, в так называемом «списке ожидания» (Warteschleifen). В результате, количество ожидающих достигло 46% от общего количества всех претендентов [13, с. 53].

Наряду с нехваткой учебных мест оставляло желать лучшего и качество профессиональной подготовки. Концентрация внимания на количественном ассортименте учебных мест пренебрегла вопросом качества начального профессионального образования (недостаточное равенство возможностей предприятий и профессиональной школы, большие различия между процессом обучения на предприятиях).

В 90-е годы внимание заострилось и на организационных недостатках профшколы [8, с. 563]. Обычное распределение ролей и обязанностей между профшколой и предприятием, ввиду новых форм организации труда, которые

требовали «ориентации на действие» без разделения на теоретическое и практическое обучение, становилось менее рациональным [12, с. 54]. В результате, некоторые предприятия стали сотрудничать в сфере теоретического обучения со средними профессиональными учебными заведениями [10, с. 537].

Из-за количественных и качественных недостатков профессиональной подготовки рабочих кадров к концу 20 и началу 21 веков наблюдался спад значимости и престижа начального профессионального образования в ФРГ. Согласно статистике, проведённой в федеральных землях Германии, количество желающих получить профессиональную подготрвку по дуальной системе в начале 90-х годов сократилось на 20%, в 1995 г. количество учащихся составило 51,2% от общего количества окончивших общеобразовательную школу, в 2000 году - 47,8%, а в 2003 г. достигло наименьшего количества за всю историю начального профессионального образования -41,1% [7, с. 22]. С 2004 года наблюдается постепенное повышение количества учащихся - 43,3%.

Таким образом, несмотря на целый ряд мер, предназначенных для более успешной трансформации системы начального профессионального образования ГДР и её интеграции в структуру профессиональной подготовки по дуальной системе ФРГ, и схожие черты, разница между ними оказалась слишком значительной.

Объединение ФРГ и ГДР, экономический кризис в ФРГ в 90-х г., приватизация государственных предприятий, участвовавших в процессе профессиональной подготовки рабочих кадров, процесс трансформации заводских профессиональных школ в систему начального профессионального образования ФРГ, нехватка и низкий ассортимент производственных учебных мест, спад значимости профессиональной подготовки рабочих кадров, безработица привели к кризису профессиональной подготовки рабочих кадров по дуальной системе ФРГ (1990-2004 гг.).

Таким образом, на развитие системы начального профессионального образования Германии оказали влияние исторический, политический, педагогический факторы, уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Профессиональная подготовка рабочих кадров по дуальной формировалась под влиянием политических, социальных, экономических требований времени, общества, развиваясь вначале из сначала отдельных и независимых друг от друга педагогических систем и позже оформленных в единую - дуальную систему профессиональной подготовки рабочих кадров, которая возникла как социальное партнерство, представляющее собой взаимодействие государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.

Можно выделить следующие закономерности совершенствования начального профессионального образования в Германии:

1) экономический, общественный и технический прогресс ведут за собой изменения в системе начального профессионального образования;

2) политика государства и интересы различных сословий оказывают огромное влияние на развитие системы профессионального образования;

3) процессы, происходящие в Европе, такие как интеграция, глобализация и интернационализация оказывают большое влияние на совершенствование системы профессионального образования.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли. Трудовое воспитание [Текст]/ сост. Кузьмин H. H.- М., 1989. - Т. 2.- 462 с.

2. Даурова, X. М. Интеграция системы образования бывшей ГДР в общегерманскую систему [Текст]: дисс. канд. пед. Наук / X. М. Даурова. - Майкоп, 2002,- 169 с.

3. Мельникова, JI. И. Начальное профессиональное образование в Германии: историко-структурный анализ [Текст]/ JI. И. Мельникова. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. -239 с.

4. Пискунов, А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18-20 веков [Текст]/ А. И. Пискунов - М.: Педагогика, 1976. - 296 с.

5. Торопов, Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии [Текст]: автореф. дисс. - пед. наук / Д. А. Торопов. - Казань, 2005. -39 с.

6. Bader, R. Fachdidaktik Metalltechnik / R. Bader, В. Bonz. - Schneider -Verlag Hohengehren, 2001. - 374 S.

7. Baethge, M. Berufsbildung im Umbruch. Signale eines überfälligen Aufbruchs / M. Baethge, H. Solga, M. Wieck. - Bonn, 2007. -112 S.

8. Cortina, S. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland / S. Cortina, J. Baumert - Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2003- 905 S.

9. Cortina, S. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen und Entwicklungen im Überblick. 2. Auflage. Reinbek b / S. Cortina, J. Baumert, A. Leschinsky, K. U. Mayer, L. Trommer. - Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2005,- 895 S.

10. Douillet, J. Handbuch Kompetenzbox - Methoden zur Eignungsanalyse und Kompetenzentwicklung / J. Douillet, J. Müller, S. Schäfer. - Bamberg, 2004. - 75 S.

11. Gesetzblatt der DDR I. veröff. ам 13.8=1990,- №50. -1310 S.

12. Greinert, W.-D. Realistische Bildung in Deutschland. Ihre Geschichte und ihre aktuelle Bedeutung / W.-D. Greinert. -Baltmannsweiler: Schneider, 2003.

13.NehIs, H. Die Krise der beruflichen Ausbildung und der Ausbildungspakt der Bundesregierung: Chancengleichheit qua Geburt? Bildungsbeteiligung in Zeiten der Privatisierung sozialer Risiken / H. Nehls // BdWi / fzs. - Marburg, 2005 - Studienheft 3-S. 51-54.

14. Reinisch, H. Zwischen Schule und Betrieb. Aspekte der historischen Entwicklung beruflicher Bildung in den Niederlanden und in Deutschland aus vergleichender Sicht / H. Reinisch, D. Frommberger // Berufsbildung - 2001.- № 32. - S. 27-34.

15. Wehrmeister, F. Betriebsberufsschulen in der ehemaligen DDR: Die Koordinierung der Berufsausbildung in der Kultusministerkonferenz / K. illerhaus, F. Wehrmeister.— Bonn, 2005 - S. 71-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.