Научная статья на тему 'Практико-ориентированная направленность обучения в учреждениях высшего аграрного образования'

Практико-ориентированная направленность обучения в учреждениях высшего аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П А. Саскевич

Приведен анализ состояния практико-ориентированного обучения специалистов в системе высшего аграрного образо-вания, основанный на результатах социологических исследова-ний. Его применение способствует формированию знаний и умений у студентов, их адаптации и готовности к самостоя-тельной профессиональной деятельности. Вскрывается ряд проблем, возникших в процессе практико-ориентированного обучения, делается ряд выводов и даются некоторые реко-мендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practically-oriented teaching in higher agricultural education establishments

We have presented analysis of practically-oriented teaching of specialists in the system of higher agricultural education, based on the results of sociological research. Its application helps to form knowledge and skills of students, and increase their adaptation and readiness to independent professional ac-tivity. We have identified a number of problems, which appeared in the process or practically-oriented teaching, and made a number of conclusions and recommendations.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная направленность обучения в учреждениях высшего аграрного образования»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ № 1 2015

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 320.147

П. А. САСКЕВИЧ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Поступила в редакцию 05.01.2015)

Приведен анализ состояния практико-ориентированного We have presented analysis of practically-oriented teaching

обучения специалистов в системе высшего аграрного образо- of specialists in the system of higher agricultural education,

вания, основанный на результатах социологических исследова- based on the results of sociological research. Its application

ний. Его применение способствует формированию знаний и helps to form knowledge and skills of students, and increase

умений у студентов, их адаптации и готовности к самостоя- their adaptation and readiness to independent professional ac-

тельной профессиональной деятельности. Вскрывается ряд tivity. We have identified a number of problems, which appeared

проблем, возникших в процессе практико-ориентированного in the process or practically-oriented teaching, and made a

обучения, делается ряд выводов и даются некоторые реко- number of conclusions and recommendations. мендации.

Введение

В настоящее время перед учреждениями профессионального образования ставится задача перехода на практико-ориентированную подготовку специалистов.

Особенностью применения практико-ориентированного подхода в системе высшего образования, является то, что он, не отрываясь от фундаментальных научных дисциплин, позволяет формировать у студентов знания и умения параллельно с приобретением опыта профессиональной деятельности.

Результатом практико-ориентированного обучения должен стать специалист, способный эффективно применять в работе имеющиеся у него компетенции. Это означает, что после окончания вуза его не надо доучивать, а, придя на работу в хозяйство, он будет иметь в багаже не только теорию, но и навыки практической работы, опыт внедрения современных технологий и новой техники в производство. Такой специалист должен сразу включится в рабочий процесс и видеть перед собой перспективу, по каким направлениям ему развиваться.

Анализ источников

Функционирование и развитие системы высшего образования осуществляется на основе реализации принципов государственной политики в области образования, которые отражены в Кодексе Республики Беларусь об образовании [1], Государственной программе развития высшего образования на 2011-2015 гг. [2], Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [3].

В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, данных 19 апреля 2013 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 10 июня 2013 г. № 11, в 2014-2015 учебном году учреждениям высшего образования необходимо обеспечить модернизацию образовательного процесса, нацелив его на связь с производством, существенно обновить содержание образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики, всемерно способствовать усилению практической направленности обучения и подготовки специалистов.

Методы исследования

Данное исследование является разведывательным. Оно предваряет глубокое изучение проблем, определение состояния и перспектив практико-ориентированного обучения. Поисковый характер анализа проблем практико-ориентированной подготовки во многом предопределил применение в нем современных методологических подходов, основанных на результатах социологических опросов и

социальных оценках, позволяющих зафиксировать то, как такая подготовка отражается прежде всего на ценностно-смысловых установках, удовлетворенности, взглядах и представлениях студентов.

В целях повышения эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов для АПК, осуществляемой в аграрных УВО, в апреле текущего года был проведен анкетный опрос студентов 3-5 курсов в 4 подведомственных Минсельхозпроду учреждениях (n = 652). При анализе использовались материалы социологических опросов и психодиагностики, связанные с изучением мотивации профессионального выбора студентов (n = 1000; декабрь, 2014), их самостоятельной подготовки (n = 652; май, 2012) и прохождения ими производственной практики (n = 1828; октябрь, 2012), а также компетентности и закрепляемости выпускников учреждений высшего аграрного образования в организациях АПК (т = 681, январь 2014).

Основная часть

1. Мотивация студентов и абитуриентов. В современных условиях особенно важно организовать процесс обучения так, чтобы его результат проявлялся в усилении внутренней мотивации, устойчивого познавательного интереса и формировании у студентов системы практически востребованных знаний, навыков и умений. При освоении исключительно теоретического материала учебный процесс становится излишне усложненным, но главное отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса студентов к обучению. Это не может не сказаться на их установках и жизненных планах: доля разочаровавшихся в своей профессии за годы обучения в вузе увеличивается примерно в 2,5 раза.

Задача заключается в том, чтобы заинтересовать и привлечь в аграрные вузы более мотивированных абитуриентов. Так, при опросе выявлено, что для каждого шестого поступившего в аграрные вузы в текущем году был важен сугубо прагматический мотив: необходимость получения документа об окончании вуза. Самую проблемную группу (12,5 %) составляют студенты, которым было безразлично, куда поступать. Из-за отсутствия профессиональной мотивации их обучение осложняется, а профессиональное самоопределение затягивается. Поэтому вопросы привития интереса к осваиваемой специальности по-прежнему остаются актуальными для этой части студентов.

Следует признать, что информационно-пропагандистская работа аграрных образовательных учреждений в СМИ за последние годы заметно ослабла. При недостаточной пропаганде аграрными вузами своих достижений в СМИ и «вялой» агитации преподавателей и студентов по привлечению потенциальных абитуриентов получается, что около трети вновь поступивших студентов не имеют четкого представления об особенностях работы в сельском хозяйстве и АПК. Поэтому привлекать в вузы в первую очередь нужно абитуриентов из сельской местности. Молодые люди, поступающие в аграрные УВО из деревень, поселков и маленьких городков изначально имеют лучшее представление о современном сельском хозяйстве и технологиях, используемых в нем. Такие абитуриенты понимают, куда идут и чем будут заниматься в организациях АПК. Это подтверждают данные, что более 90 % из тех молодых специалистов, которые закрепляется в сельскохозяйственных организациях после обязательных двух лет работы по распределению - выходцы из села.

Главную роль в профессиональном самоопределении молодежи играет семья и род занятости родителей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по результатам опроса именно советы родителей и семейные традиции имели первостепенное значение в выборе вуза у 42 % абитуриентов, поступивших в текущем году в высшие аграрные образовательные учреждения (рисунок).

1. Сове i родителей, семейная традиция

М 1111 м .р \ i . i 11 и -i помещенная i и web- сайте да иного...

3.Агитация преподавателей T',y i:L. друзей из числа ci и...

4. Сонет школь...... учителей.

преподавателей колледжа

5.Реклама Б СТчГТТ (гачеты, телевидение, радио)

б. Случайность

Рис. Обстоятельства, определившие профессиональный выбор респондентов

Однако семья, опыт и мнение родителей у одних формируют устойчивую проективную направленность следовать семейной традиции, жить и работать на селе, других ориентируют на то, чтобы не повторить их судьбу, а найти себе более достойное место в городе и урбанизированной профессиональной среде, а, следовательно, более престижное положение в обществе.

Это свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер не только по решению социально-экономических проблем развития села, но и по усилению профессиональной ориентации в сельских школах, которая должна начинаться уже с начальных классов. При этом руководители и специалисты организаций АПК должны быть частыми гостями в школе, проводить с учениками экскурсии на поля, фермы, в мастерские, рассказывать о перспективах развития хозяйства, привлекать к участию в мероприятиях и выполнению различного рода сельскохозяйственных работ.

Необходимо создать в каждом районе аграрные лицеи и профильные классы, которые будут закреплены за учреждениями профессионального образования. Причем набор в аграрные лицеи должен осуществляться с участием руководителей сельхозпредприятий, представителей областных комитетов и районных управлений по сельскому хозяйству и продовольствию.

Еще один дополнительный рычаг - это работа с абитуриентами, имеющими профессионально-техническое и среднее специальное образование.

Следует отметить высокий уровень подготовки абитуриентов-выпускников ассоциации колледжей «Аграрное образование, наука и производство», созданной на базе УО БГСХА. Многие из них поступили на сокращенный срок по программе НИСПО (непрерывная интегрированная система профессионального обучения). Практика убедительно доказала, что на сегодняшний день она является одной из наиболее эффективных форм подготовки для АПК специалистов с высшим образованием. Обучение в системе непрерывного, «сквозного» образования стимулирует наиболее способных и желающих приобрести высшее образование, дает им возможность с меньшими затратами времени и средств освоить специальность. Такие студенты больше нацелены на ее получение, среди них практически нет разочаровавшихся в своем профессиональном выборе.

Качество подготовки молодого специалиста зависит не только от знаний, полученных в школе, колледже и вузе. Здесь важен как профессионализм вузовских преподавателей, так и стремление самого студента, его мотивация.

Проведенные социологические опросы и результаты диагностики свидетельствуют, что практико-ориентированная подготовка усиливает ценностно-мотивационный компонент у будущих специалистов, привнося больший личностный смысл и определенные смысловые диспозиции (установки) в их профессиональное становление.

Студенты, прошедшие практико-ориентированную подготовку в большем объеме (экспериментальная группа) по сравнению со студентами контрольной группы (1-2 курсов), лучше представляют себе содержание своей будущей профессии и то, чем в первую очередь должно обеспечить их высшее образование, чтобы занять достойное место в обществе.

Анализ полученных результатов в двух обследованных группах студентов позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики самооценки, мотивации на достижение успеха и интерналь-ности (преобладание у индивида внутреннего контроля над внешним, в противоположность экстер-нальности) в группе студентов, прошедших практико-ориентированную подготовку в большем объеме (табл. 1).

Таблица 1. Динамика формирования позитивной самооценки, ориентации на достижении успеха и локализации контроля (в баллах, 1 до 5)

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа р р

Самооценка 3,52 3,41 4,76 0,04

Ориентированность на достижение успеха 3,87 3,62 3,50 <0,01

Интернальность/экстернальность 3,77 3,70 4,78 0,05

Студенты большей степени мотивированы на профессиональную деятельность, ориентированы на то, чтобы работать самостоятельно и применять получаемые знания на практике. У таких студентов выше уровень удовлетворенности компонентами практической направленности учебного процесса, а следовательно, социально-психологической комфортности в образовательной и профессиональной среде (табл. 2).

Таблица 2. Уровень удовлетворенности студентов компонентами образовательного процесса (индексные значения удовлетворенности, в баллах от 1 до 5)

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Эффект (разность индексов)

Теоретическая подготовка по специальности 4,15 4,11 +0,04

Формирование способности работать самостоятельно 3,83 3,12 +0,71

Практическая подготовка по специальности 3,76 3,43 +0,33

Формирование навыков общения, взаимодействия и адаптации в трудовом коллективе 3,72 3,51 +0,21

Формирование нацеленности на профессиональное самосовершенствование, самообразование, карьерный рост 3,69 3,63 +0,06

Формирование творческой активности (креативности) 3,64 3,48 +0,16

Формирование управленческих и организаторских навыков 3,58 3,48 +0,10

2. Организация учебной деятельности. Решение возникающих проблем в процессе применения прак-тико-ориентированного подхода возможно на уровне вуза через внесение определенных изменений в учебный план подготовки будущих специалистов и учебные программы. В этой связи ставится задача обновления их содержания путем усиления практической направленности при сохранении фундаментальности. Не уменьшая значимости теоретического блока, практико-ориентированный подход нацеливает на разработку тех компонентов учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать и широко применять активные формы и элементы проблемного обучения (тренинги, практикумы, фокус-группы, проектные методы, работа с кейсами и т.д.), индивидуальные и групповые задания.

Опросы показывают: из всех видов учебной деятельности студенты старших курсов отдают предпочтение видам, осуществляемым в реальных производственных, экспериментальных, лабораторных, полевых условиях (табл. 3). Наряду с этими видами ими также востребованы и аудиторные формы учебной работы, такие, как лекции, семинары и практические занятия. Студенты контрольной группы отдают предпочтение именно последним, но в активных способах их реализации - в виде деловых, ролевых и имитационных игр, решения ситуационных задач и т. д., а также выездным практическим занятиям на предприятиях, которые проводятся с ними крайне редко.

Таблица 3. Предпочтения в видах учебной деятельности (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Экспериментальная группа Контрольная группа

Практическим выездным занятиям на предприятиях 60,5 46,9

Лабораторным занятиям 57,2 56,3

Аудиторным практическим, семинарским занятиям 40,0 18,8

Лекциям 39,7 31,3

Занятиям на производственных, стажировочных площадках УВО 28,0 25,0

Работе в сети Интернет с информационными базами 27,7 15,6

Активным формам обучения (деловым играм, решению ситуационных задач и т.д.) 22,2 38,1

Круглым столам, обмену мнениями 13,5 12,5

Научно-исследовательской работе студентов 10,7 6,3

Самостоятельной управляемой, контролируемой работе 8,9 6,3

Консультациям, инструктажу 7,3 9,4

Работе в библиотеке с библиотечными фондами 7,3 3,1

Дистанционному обучению 5,6 6,3

Затрудняюсь ответить 2,5 3,1

Примечание: Сумма значений не равна 100 %, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

Поэтому уже на начальных этапах обучения при проведении со студентами аудиторной работы важно отдавать приоритет активным ее формам, а занятия на производственных, стажировочных площадках УВО и выездные занятия на предприятиях нужно проводить со студентами, начиная уже с 1-го года обучения.

В современных условиях востребованы и актуальны все виды подготовки специалистов как в организованных формах - аудиторной, лабораторной, научно-исследовательской, экспериментальной, дистанционной путем прохождения практик и стажировок, так и самостоятельных, в том числе управляемых или контролируемых педагогом.

3. Самостоятельная работа студентов. Интенсификация процесса подготовки специалистов на современном этапе вызвала необходимость переноса центра тяжести в образовательном процессе с передачи знаний непосредственно преподавателем на организацию и управление самостоятельной подготовкой студентов.

Результаты проведенных исследований в рамках мониторинга качества образования в аграрных вузах позволили сделать вывод о том, что управляемая самостоятельная работа студентов на сегодняшний день является одной из самых эффективных форм их подготовки. Как важная составная часть

учебного процесса, она должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.

Однако вызывает обеспокоенность тот факт, что немногие студенты отдают предпочтение самостоятельной работе. Следует согласиться с тем, что организация самостоятельной учебной деятельности студентов в УВО поставлена далеко не лучшим образом. Конечно, наиболее продуктивными условиями для неё являются библиотека, учебно-методические кабинеты, лаборатории при кафедрах, интернет-классы, где наличествует необходимая учебная и методическая литература, создана должная материально-техническая база (компьютерная, копировально-множительная техника, оборудование и т.д.). Однако данные опроса студентов свидетельствуют, что в подавляющем большинстве она протекает «в комнате общежития», «дома», «на съемной квартире» (четверть студентов готовится в интернет-классах, только каждый пятый «облюбовал» для себя читальный зал общежития, а вот в читальном зале вузовских библиотек предпочитают заниматься только каждый шестой опрошенный). Методическая помощь, руководство и управление ею преподавателями часто сводится к раздаче лекционного материала и выдаче заданий для самостоятельной подготовки, реже осуществляется действенный контроль за их выполнением, и очень редко студентов знакомят с основами и правилами научной организации такой деятельности.

Разработка и применение нового методического инструментария, внедрение в учебную работу современных технических средств, прежде всего - дистанционных, электронных учебно-методических комплексов, а также студенческих электронных билетов позволили бы оптимизировать процесс самостоятельной подготовки студентов, обеспечив его постоянным каналом прямой и обратной связи с УВО и во взаимодействии преподаватель-студент, преподаватель и студенческая аудитория.

4. Научно-исследовательская работа студентов. Формирование у будущих специалистов навыков исследовательской деятельности - одна из самых острых и актуальных проблем современного высшего образования. Традиционные формы реализации этой цели, связанные с выполнением заданий на период производственной практики, написанием рефератов и курсовых работ, согласно данным опросов, в ряде случаев большинством респондентов с НИРС не идентифицируются, поскольку, по их мнению, зачастую формальны и не всегда достигают поставленной цели - дать возможность им самим по-настоящему реализовать свой научно-исследовательский потенциал. Вместе с тем практи-ко-ориентированная подготовка специалистов в УВО предполагает, что студенты должны вести научно-исследовательскую работу на протяжении всего периода обучения.

Слабую включенность студентов в научную жизнь и недостаточный их охват НИРС нельзя объяснить только отсутствием в УВО надлежащей опытно-экспериментальной базы и слабой связью с практикой. Главные причины, препятствующие большей вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу, им самим видятся в слабой ее мотивации и недостаточном стимулировании. Далее следуют их мотивировки (мотивировки - мотивы, которыми индивид объясняет свое поведение), связанные с нехваткой времени, усталостью из-за загруженности учебой, инертностью, нежеланием излишне напрягаться, которые, как показал анализ, тесно связаны с главными причинами -слабой мотивацией и недостаточным стимулированием НИРС.

Думается, что широкое внедрение 1Т-технологий, модернизация системы курсового и дипломного проектирования, повышение уровня технической оснащенности и совершенствование методик пробудят интерес студентов к научной деятельности, существенно повысят их охват и активность в ней.

5. Производственная практика студентов. Формирование профессиональных компетенций, основанных на соединении посредством опыта фундаментальных и практических знаний, является целью практико-ориентированной подготовки специалистов. Поэтому неслучайно из числа проблем, которые требуют в УВО первостепенного решения для повышения качества образования, студенты выбрали, прежде всего, повышение качества производственных практик. Следует признать, что в системе аграрных вузов качество организации и прохождения студентами производственных практик с каждым годом постепенно улучшается, об этом свидетельствуют и результаты мониторинга, проводимого в системе высшего агарного образования на протяжении ряда лет [4-6].

Фактором, существенно влияющим на качество производственной практики, является наличие на предприятии современных технологий и техники, эффективной системы организации труда и управления производством. Несмотря на то, что в последние годы технико-технологическая оснащенность АПК заметно возросла, каждый второй опрошенный студент во время прохождения производственной практики не имел дела с инновационными технологиями, современной техникой, эффективной организацией производства для приобретения умений и навыков высококвалифицированного труда.

Большую роль для повышения качества и эффективности производственной практики играет хорошо организованная и постоянно действующая система контроля. В силу целого ряда причин многие руководители практик от вузов не выполняют должным образом контрольно-консультационные и организационно-методические функции. Здесь сказывается, прежде всего, ограниченность финансовых средств у образовательных учреждений на поездки в места прохождения студентами практик ввиду их удаленности и большого рассеивания студентов по различным хозяйствам. Незнание отдельными преподавателями-руководителями практик конкретных реалий и проблем, с которыми сталкиваются студенты во время их прохождения, отрицательно сказывается на подведении итогов.

Конечный итог практики определяется тем, в какой мере ее прохождение способствовало пополнению багажа знаний и приобретению навыков и умений будущей профессии. Как показывают исследования, для подавляющего большинства студентов производственная практика - это процесс накопления практического опыта и начало адаптации к новым условиям жизни и условиям производства, возможность пополнения багажа своих практических знаний, приобретения и развития профессиональных качеств, навыков и умений, а также пробной самореализации в профессиональной сфере.

Однако сегодня процесс подготовки в вузах квалифицированных специалистов для современного высокотехнологичного производства сталкивается с рядом проблем. К ним относится в первую очередь несоответствие уровня инженерного образования современным потребностям производства, т.е. зачастую это реализация образования «вчерашнего дня» [7, с. 71]. Технологическое отставание образовательного учреждения от потребностей производства вызвано как имеющим место недостаточным финансированием образования по сравнению с производством, сокращением широко распространенной ранее системы хоздоговорных отношений с предприятиями в рамках НИР, так и с внутренними проблемами, в частности, ухудшением качественного состава преподавателей - сменой поколений, увеличением среднего возраста профессорско-преподавательского состава, и, как следствие, ослаблением участия преподавателей вузов в реальном производственном процессе, их профессиональной стагнацией [7;8]. Морально устарела значительная часть вузовского учебно-лабораторного оборудования, в том числе на выпускающих кафедрах.

Отсутствие необходимой заинтересованности руководителей организаций в практикантах и сбалансированности интересов различных сторон оборачиваются формальным прохождением практики и в конечном итоге снижением уровня профессиональных навыков у выпускников. Наблюдается отток молодых кадров из сельхозпредприятий, их трудоустройство не по полученной в вузе специальности, зачастую не требующей высшего образования. И это несмотря на растущие потребности в молодых специалистах организаций АПК, которые в большинстве своем не готовы платить достойную заработную плату за высококвалифицированный труд.

Слабая заинтересованность руководителей организаций в том, чтобы иметь студентов-практикантов, нередко является следствием их недальновидности и ориентации на сиюминутные выгоды. Однако гораздо перспективнее принять и обучить студента-практиканта с целью дальнейшего его трудоустройства, чем нанимать «готового» специалиста со стороны [9, с. 9]. Обобщая изложенное, можно сказать, что, с одной стороны, аграрным УВО, с другой, - работодателям необходимо использовать различные варианты организации производственной практики, и только комплексный подход позволит решить эту проблему на достаточно высоком уровне.

6. Взаимосвязь аграрных УВО с организациями АПК. Инновационно и динамично развивающемуся АПК необходима гибкая система подготовки кадров, способная дифференцированно и в оптимальные сроки осуществлять обучение по различным специальностям с ориентацией на потребности рынка труда, аграрной сферы, отдельного индивида и общества в целом [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее успешная практика закрепления специалистов на селе - целевая подготовка специалистов путем заключения с заказчиком договора на обучение в вузе. Набор таких абитуриентов на специальности сельскохозяйственного профиля с текущего года увеличен до 60 %.

Кроме того, сельскохозяйственные организации с учетом потребностей производства могут обучить своего студента-целевика дополнительно по более узким профильным направлениям. Например, по специальности «зоотехния» изучаются племенная работа и биотехнология и селекция; «техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» - эксплуатация и техническое обслуживание импортной сельскохозяйственной техники, «ветеринарная медицина» - болезни копыт и гинекология. В свою очередь хозяйства могут и должны организовать и обеспечить студентам-целевикам прохождение технологической и преддипломной практик непосредственно на будущем рабочем месте.

Здесь также имеется ряд нерешенных проблем. Менее половины целевых договоров заключаются непосредственно с сельхозорганизациями, из них лишь треть предусматривают денежные доплаты к стипендии, а большинство - с областными комитетами и районными управлениями по сельскому хо-

зяйству и продовольствию. К сожалению, такие договоры не предусматривают материального стимулирования и гарантии дальнейшего трудоустройства. Уже сейчас приемные комиссии столкнулись с нежеланием абитуриентов заключать их из-за длительности отработки (5 лет), отсутствия гарантий и дополнительного стимулирования.

Нужна система интегрированного взаимодействия организаций-заказчиков кадров с вузами, предусматривающая равную ответственность организации за выполнение обязательств по адресным договорам на подготовку специалистов: от набора и полученным направления абитуриентов на целевую подготовку до обеспечения надлежащих условий для прохождения производственных практик.

Необходимо создание таких условий, при которых работодатель сможет влиять на содержание образовательных программ и заказывать себе выпускников, ориентированных на конкретное производство, а УВО будет иметь постоянный «полигон», на котором в процессе обучения сможет «апробировать» качество и степень «готовности» специалистов [11, с. 30] .

Для осуществления полного перехода к практико-ориентированной подготовке высококвалифицированных кадров для АПК нужны и новые концептуальные подходы в модернизации высшего аграрного образования. По опыту и примеру ряда развитых стран оптимально перейти на кооперированное обучение с учетом специфики сельскохозяйственных специальностей. Это не реформирование, а практическое развитие концепции, содержащейся в статье 210 Кодекса Республики Беларусь об образовании «Взаимодействие учреждений высшего образования с организациями - заказчиками кадров».

Заключение

Подготовка в вузе составляет сложный комплекс многообразных форм, условий, путей формирования и развития конкурентоспособной целостной личности специалиста. В образовательном контуре «вуз-предприятие-вуз» должна формироваться не просто наделенная специальными знаниями, умениями и навыками образовательная или производственная «единица», а полноценная личность с высокой мобильностью и конвертируемостью на рынке труда, способная в силу полученного образования легко профессионально перестраиваться и свободно перемещаться от одного вида деятельности к другому, удовлетворяя тем самым свои потребности, запросы вуза и работодателя, а в конечном счете, отвечая интересам общества и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск, 2011. - 398 ^

2. Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 гг. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Минск, 2011. - № 79. - 5/34104.

3. Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Минск, 2011. - № 29. - 5/33370.

4. Ивчик, В. В. Производственная практика студентов: информационное издание / В. В. Ивчик, В. С. Щур // Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. - Горки, 2008. - 20 с.

5. Щур, В. С. Производственная практика студентов: информационное издание / В. С. Щур, В. В. Ивчик // Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. - Горки, 2011. - 18 с.

6. Трапянок, Н. Г. Производственная практика студентов аграрных вузов / Н. Г. Трапянок, О. Г. Цикунова. - Горки: БГСХА, 2012. - 28 с.

7. Жук, А. И. О повышении уровня практической подготовки специалистов / А. И. Жук // Высшая школа: проблемы и перспективы. - Минск: РИВШ, 2012. - №4. - С. 3-9.

8. Организация практического обучения в высших и средних специальных учреждениях образования по 3-уровневой системе: методическое пособие. - Минск: Учебно-методический центр Минсельхозпрод, 2009. - 67 с.

9. Киселева, М. В. Мониторинг качества производственных практик в вузе / М. В. Киселева // Проблемы качества образования (Материалы XXII Всероссийской научн.-методич. конф.). - Уфа-Москва, 2012. - С. 70-73.

10. Саскевич, П. А. Практико-ориентированное образование в аграрных УВО - ориентация на потребителя / П. А. Саскевич, В. И. Караба // Перспективы развития высшей школы: материалы V Международной научн.-метод. конф. / редкол. В. К. Пестис [и др.]. - Гродно: ГГАУ, 2012. - С. 145-147.

11. Дубежинский, Е. В. Практико-ориентированная подготовка специалистов для АПК / Е. В. Дубежинский, Н. Г. Трапянок. - Горки: БГСХА, 2014. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.