УДК 005.584.1:[378.095:63]
Е. В. ДУБЕЖИНСКИЙ, Н. Н. ДОБРОЛЮБОВ
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Высшее образование нашей страны развивается в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике, является основным источником обеспечения ее кадрового потенциала. В условиях возрастания требований потребителей образовательных услуг к качеству подготовки специалистов все большее значение приобретает оценка образовательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учреждений высшего образования. Одним из наиболее объективных средств оценки и развития образовательных процессов сегодня выступает мониторинг, который способен не только выявить существующие проблемы в состоянии объекта, но и определить их реальные причины, а также тенденции развития с целью корректировки и прогнозирования развития данных процессов. Мониторинг становится важнейшей составной частью образовательного процесса и востребованной услугой по оцениванию комплексной деятельности вуза, обеспечивающей участникам образовательного процесса получение своевременной информации о качестве подготовки специалистов. Объектами мониторинга могут быть абитуриенты, студенты, выпускники, специалисты, педагогические работники, заказчики, наниматели, а также содержание образования, программы и технологии обучения, ресурсное обеспечение и др. Являясь эффективным инструментом управления качеством образования, мониторинг выполняет функции получения оперативной информации, доступной потребителям образовательных услуг, и обеспечения обратных связей. Главная цель мониторинга качества образования - диагностика, прогнозирование и коррекция учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных несоответствий.
В сентябре 2000 г. на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия обсуждалась Программа развития аграрного образования и кадрового обеспечения АПК Республики Беларусь на 2000-2005 гг. Один из пунктов постановления коллегии по этому вопросу гласил: «Изучить возможность создания на базе БГСХА научно-исследовательской лаборатории мониторинга учебного процесса и качества подготовки специалистов». Через год, по решению Департамента образования, науки и кадров Минсельхозпрода, приказом ректора академии от 1 октября 2001 г. была создана и начала функционировать лаборатория с таким названием. Заведующим научно-исследовательской лаборатории мониторинга был назначен Н. Н. Добролюбов, кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник народного образования БССР, проработавший в этой должности 10 лет. Создание лаборатории было вызвано необходимостью системного отслеживания процессов, происходящих в студенческой, преподавательской и в целом в вузовской среде. На первом этапе деятельности лаборатории была поставлена задача: разработать и внедрить систему внутривузовского мониторинга качества подготовки специалистов на примере БГСХА. Выполнение этой задачи было посильным делом, так как база для ведения мониторинговых исследований была заложена в академии еще в 1985 г., когда при кафедре философии была создана лаборатория социологических исследований.
У истоков плановых социологических исследований, связанных с различными аспектами жизнедеятельности академии были Н. П. Демях, Г. М. Гринберг, А. А. Скикевич, В. С. Щур, Н. М. Сапожников. Активно участвовали в исследованиях М. И. Медведев, В. В. Скобялко, В. Д. Дергунов, В. В. Ивчик, Р. В. Попова, Т. И. Ивчик, Б. Я. Кондратов. Изучались проблемы профессиональной ориентации абитуриентов и мотивация их поступления на сельскохозяйственные специальности. В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса исследовались потребности студентов, их учебно-познавательный потенциал, уровень политической и правовой культуры, отношение к белорусской культуре и белорусскому языку. Изучались вопросы эффективности преподавания социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, профессиональных и личностных качеств преподавателей, уровень профессиональной подготовки студентов. Осуществлялось социологическое обеспечение принятия организаторами и руководителями учебно-воспитательного процесса предупреждающих мер и необходимых управленческих решений. По итогам исследований в декабре 1993 г. на базе академии была проведена республиканская научно-практическая конференция «Социологические и социально-психологические проблемы сельскохозяйственного образования», был издан сборник статей и докладов по данной проблеме.
В 1995 г. лаборатория социологических исследований обрела статус самостоятельного структурного подразделения академии. Продолжались исследования по актуальным проблемам в условиях реформирования системы аграрного образования. В феврале 1997 г. в Горках состоялась Междуна-
родная научная конференция по проблемам воспитательной работы в вузах республики, учредителями которой были Министерство образования, Государственный комитет по делам молодежи, Республиканский институт высшей школы и БГСХА. В сборнике материалов конференции было опубликовано 217 научных статей и докладов. В 1996-1998 гг. лаборатория по заказу Государственного комитета по делам молодежи приняла участие в выполнении темы «Социологическое и социально-психологическое исследование студенческой молодежи Республики Беларусь». По результатам исследования была издана монография, авторами которой являлись Л. И. Шумская, А. А. Скикевич, В. С. Щур, Б. Я. Кондратов.
За период с 1985 г. по 2000 г. в академии был накоплен значительный опыт в организации и проведении мониторинговых исследований. Это не осталось не замеченным со стороны руководства системой высшего аграрного образования. Поэтому базой для развития мониторинговых исследований в аграрных вузах и была определена академия.
Деятельность вновь созданной научно-исследовательской лаборатории мониторинга учебного процесса и качества подготовки специалистов и существующей лаборатории социологических исследований была сосредоточена на таких проблемах и вопросах:
- сбор, обобщение и анализ показателей образовательной и научной деятельности аграрных вузов;
- разработка и внедрение модульно-рейтинговой системы обучения студентов;
- социологический мониторинг процессов, происходящих в студенческой и преподавательской среде;
- физическая культура и здоровье студентов;
- заочное обучение: состояние и проблемы;
- педагогические измерения деятельности кафедр и их ранжирование по успешности работы;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта в высшей школе, обслуживание читателей периодических изданий по проблемам высшего образования, получаемых лабораторией.
Результаты мониторинговых исследований представлялись в виде издаваемых информационно-аналитических бюллетеней, предназначенных в качестве руководящих материалов для организаторов образовательного процесса. Кроме того, составлялись сводные аналитические обзоры по данным мониторинга, тенденциям в современной высшей школе, зарубежному опыту и по материалам Международных научно-методических и научно-практических конференций. Выполнялись также исследования составляющих образовательного процесса по заказам ректората и деканатов. Мониторинг проводился с применением современных методик и разрабатываемого на научной основе инструментария. Материалы исследований с выводами и рекомендациями доводились до широкой вузовской общественности, использовались при проведении различного рода совещаний, семинаров и научно-практических конференций.
В связи с востребованностью результатов мониторинговых исследований и необходимостью их расширения в аграрных вузах, Главное управление образования, науки и кадров Минсельхозпрода приняло решение о реорганизации лаборатории мониторинга академии. В соответствии с Программой развития аграрного образования на 2005-2010 гг., приказом Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 июня 2006 г., № 196, научно-исследовательская лаборатория мониторинга учебного процесса и качества подготовки специалистов была преобразована в межвузовскую научно-исследовательскую лабораторию мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования. В приказе были определены новые задачи и функции лаборатории: координация и проведение комплексного мониторинга в четырех аграрных вузах по плану, утверждаемому Главным управлением образования, науки и кадров; представление аналитических материалов и отчетов о работе в Минсельхозпрод и другим заинтересованным сторонам для коррекции образовательной деятельности и принятия управленческих решений. Приказ Министра был продублирован приказом по академии от 12 июля 2006 г., № 839 - ОД. Так начался новый этап в истории мониторинговых исследований образовательной деятельности аграрных вузов. Можно сказать, что эта работа приобрела «второе дыхание». За девять лет деятельности лаборатории в статусе межвузовской выполнен, совместно с лабораторией социологических исследований, широкомасштабный мониторинг по таким проблемам высшего аграрного образования:
- студент и аграрный вуз: ориентиры и оценки;
- преподаватель аграрного вуза в социологическом измерении;
- идейно-воспитательный процесс и социокультурная активность студентов аграрных вузов;
- производственная практика студентов;
- социологическое исследование «Выпускник, специалист, производство»;
- духовно-культурный облик студента;
- студент и культура здорового образа жизни;
- бюджет времени студентов аграрных вузов (пролонгированное исследование);
- информационные компьютерные технологии обучения в аграрных вузах;
- социологический портрет студента-первокурсника аграрного вуза;
- мотивация поступления молодежи в аграрные вузы и колледжи;
- проективные настроения студентов старших курсов аграрных вузов и колледжей;
- учебные практики студентов аграрных вузов;
- студенты-заочники и вуз (пролонгированное исследование);
- самостоятельная работа студентов;
- магистратура в аграрном вузе;
- молодой специалист: производство и жизненная среда;
- повышение квалификации специалистов сферы АПК;
- результативность системы менеджмента качества;
- практико-ориентированная подготовка специалистов для АПК;
- руководители СПК о компетентности выпускников УВО;
- мой профессиональный выбор;
- закрепляемость специалистов-выпускников УВО в организациях АПК.
Кроме того, проводился ежегодный мониторинг основных показателей образовательной деятельности аграрных вузов по итогам работы за учебный год и научной деятельности - за календарный год, создан информационный фонд показателей комплексной деятельности вузов за 2002-2015 гг. Сравнительный анализ показателей и выявленные несоответствия способствовали своевременному принятию руководителями и организаторами учебно-воспитательного процесса адресных решений по совершенствованию профессиональных и деловых качеств у выпускников аграрных вузов.
За период деятельности с 1985 г. по 2015 г. сотрудниками лабораторий социсследований и мониторинга было выполнено 152 социологических исследования, проведено 11 международных и республиканских научно-практических конференций, 11 практических семинаров, опубликовано 385 научных статей и докладов. Сделано 106 докладов на международных и республиканских научно-практических конференциях с обширной их географией: Минск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Полоцк, Горки, Москва, Санкт-Петербург, Курск, Псков, Брянск, Иваново, Ашхабад, Ереван. Издано 64 информационно-аналитических бюллетеня по результатам мониторинговых исследований, 11 пособий и методических рекомендаций, 6 сборников материалов международных и республиканских научно-практических конференций, 6 сборников статей «Педагогика высшей школы». Мониторинговые исследования проводились в тесном сотрудничестве с Главным управлением образования, науки и кадров, с лабораторией инновационных образовательных технологий обучения, воспитания и мониторинга УМЦ Минсельхозпрода, с секторами мониторинга аграрных вузов. Мониторинговые службы аграрных вузов укомплектованы квалифицированными опытными кадрами: Н. Г. Трапянок, А. Л. Киреев, Е. И. Сарвиро, Т. М. Новогродская, Е. И. Вильдфлуш, Т. В. Серякова (БГСХА); И. В. Золотарева, Е. В. Залеская, О. Н. Матвеева (БГАТУ); С. В. Петровский (ВГАВМ); С. И. Юргель, Т. В. Снопко (ГГАУ). Большую помощь в деле развития мониторинговых исследований и внутреннего аудита оказывают ректоры аграрных вузов, взявшие на себя лидирующую роль в этом процессе.
Результаты мониторинга позволяют делать выводы о качестве обучения, способствуют пониманию сущности происходящих процессов в той или иной сфере деятельности и выработке конструктивных управленческих решений. К процессам в системе высшего аграрного образования, нуждающимся в радикальной коррекции следует отнести: повышение престижности сельскохозяйственных специальностей, перестройка профориентационной работы в регионах среди молодежи на сельскохозяйственные специальности, повышение мотивации студентов к учебе и профессиональной деятельности в сельскохозяйственной отрасли, обеспечение закрепляемости на селе молодых специалистов, обеспечение результативного взаимодействия сельскохозяйственных организаций и вузов по приему на первый курс и совместному, практическому обучению студентов, разработка и внедрение модели кооперированного обучения студентов по остродефицитным сельскохозяйственным специальностям, как высшей формы существующей вариантной модели целевой подготовки специалистов по заказу реальных адресных нанимателей, развитие инновационных образовательных технологий. Наличие перечисленных проблем, нуждающихся в решении, подтверждено обширными фактологическими материалами мониторинговых исследований.
При функционировании в вузах в настоящее время сертифицированных систем менеджмента качества, адаптированных к требованиям международных стандартов ISO 9001, актуальность ведения
мониторинга основных и вспомогательных рабочих процессов еще более возрастает. Применение системы менеджмента качества значительно расширяет возможности для интеграции белорусских учреждений высшего аграрного образования в мировую образовательную систему, способствует повышению их престижа.
В заключение отметим, что качество образования - категория не постоянная, не статичная, а динамичная, меняющаяся во времени с изменением экономики, требований социальных заказчиков, с изменением требований самой жизни. Поэтому мониторинг должен быть систематическим, а механизм определения качества образования гибким.
УДК 82-02:378.095(476.4-18)
А. М. ПУГАЧ, Т. I. СК1КЕВ1Ч
АКАДЭМ1Я У ТВОРЧАСЦ1 «ПАРНАСАУЦАУ»
Здесь по тихим, ласковым улицам Ветры бродят только весенние. Здесь причал моей давней юности -Академия, академия. То седым припорошена инеем, То умыта дождями осенними, Все глядится в озера синие Академия, академия.
Т. Редкозубова
Селета Беларуская дзяржауная сельскагаспадарчая акадэмiя адзначае свае 175-годдзе. А у 2013 г. народнае лгаратурнае аб'яднанне «Парнас» адзначыла два сваiх юбiлеi: 60-годдзе з дня стварэння i 10-ю гадавiну прысваення яму звання «народны калектыу».
Гiсторыя ВНУ - гэта не толькi псторыя станаулення i развiцця аграрнай адукацьп i сельскагаспадарчай навукi, гэта i гiсторыя фармiравання культурных i духоуна-маральных традыцый, якiя выпрацоувалюя дзесяцiгоддзямi выкладчыкам^ супрацоунiкамi i студэнтамi акадэмii. Багатыя культурныя, лiтаратурныя i моуныя традыцып зараджалiся тут яшчэ у Х1Х стагоддзi, працягвалi развiвацца у пачатку ХХ стагоддзя, i асаблiва актыуным лiтаратурным жыццем вызначаюцца 20-я гады малага стагоддзя, калi у Горках была створана лгаратурная арганiзацыя шсьменшкау Беларусi - фiлiя «Аршанскага маладняка». З акадэмiяй звязаны старонкi жыцця i нават лес многiх паэтау i пiсьменнiкау. Аб Горках, акадэмп i яе выхаванцах пiсалi у свой час Г. Дзяржавiн, А. Чэхау, П. Мельнiкау, сюды дасылалi свае лiсты Т. Шаучэнка i I. Тургенеу. З Горак пiсалi Л. Талстому, тут вучылiся щ працавалi вучнi М. Чарнышэускага, беларусюя пiсьменнiкi М. Гарэцкi, Л. Чарняуская, С. Фамiн, Ю. Гаурук, М. Ганчарык, А. Вечар, А. Тулупава, З. Марозау. Сюды прыязджалi Я. Купала, Я. Колас, У. Караткевiч, I. Эрэнбург i iншыя вядомыя лiтаратары.
Узнауленне лiтаратурнай дзейнасцi у Беларускай сельскагаспадарчай акадэмii у пасляваенныя гады адносiцца да пачатку 50-х гадоу мiнулага стагоддзя. Напрыканцы 1953 г. лгаратурнае аб'яднанне узнавiла сваю дзейнасць i прыняло назву «Парнас» у знак таго, што, па адной з версiй, вядомая паэма «Тарас на Парнасе» была натсана студэнтам Горацкага земляробчага iнстытута Канстанцшам Веранiцыным.
Лiтаратурныя традыцыi, закладзеныя у пачатку станаулення акадэмii i асаблiва у 20-я гады ХХ стагоддзя, беражшва захоУвалiся i развiвалiся у другой палове мiнулага стагоддзя. З 2000 г., калi лiтаратурнае аб'яднанне «Парнас» прыняло свой Статут i стала працаваць як грамадскае аматарскае лгаратурнае аб'яднанне пры кафедры рускай i беларускай моу, у iм больш увагi сталi удзяляць лгаратурнай творчасцi таленавiтай моладзi, выданню кшг, прапагандзе лiтаратурнай спадчыны i творчасщ сучасных паэтау i пiсьменнiкау. Тут у 70-я, 80-я гады мшулага стагоддзя пачыналi сваю лiтаратурную дзейнасць А. Тулупава i З. Марозау, яюя пазней сталi вядомымi паэтамi Беларусi.
Тое, што у Горках, у старэйшай вышэйшай навучальнай установе Рэспублт Беларусь, узнiкла i атрымала развiцце лiтаратурнае аб'яднанне «Парнас», хутчэй заканамернасць, чым выпадковасць. «Парнас» аб'яднау аднадумцау, творчых людзей, якiя словам умеюць дастукацца да сэрцау чытачоу. Акадэмiя можа ганарыцца сваiм лгаратурным аб'яднаннем, якое ужо 12 гадоу носщь званне