Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение в учреждениях высшего аграрного образования (взгляд преподавателей)'

Практико-ориентированное обучение в учреждениях высшего аграрного образования (взгляд преподавателей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П А. Саскевич, Е В. Дубежинский, Н Г. Трапянок

В статье дается анализ состояния практико-ориентированной подготовки специалистов в системе высшего аграрного образования, основанный на результатах социологического опроса преподавателей аграрных вузов. Отмечается, что ее применение способствует формированию знаний и умений у студентов, их адаптации и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Вместе с тем вскрывается ряд проблем, возникших в процессе практикоориентированного обучения, делается ряд выводов и даются некоторые рекомендации по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П А. Саскевич, Е В. Дубежинский, Н Г. Трапянок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-oriented training in higher agricultural education establishments (opinion of teachers)

The article analyzes the state of the practice-oriented training in higher agricultural education system, based on the results of a poll of teachers of agricultural universities. It is noted that its application contributes to the formation of knowledge and skills of students, their adaptation and readiness for independent professional activities. At the same time we have revealed a number of problems encountered in practice-based learning, made a number of conclusions and some recommendations to improve it.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение в учреждениях высшего аграрного образования (взгляд преподавателей)»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ № 2 2015_

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 320.147

П. А. САСКЕВИЧ, Е. В. ДУБЕЖИНСКИЙ, Н. Г. ТРАПЯНОК

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

(Поступила в редакцию 01.04.2015)

В статье дается анализ состояния практико-ориенти- The article analyzes the state of the practice-oriented train-

рованной подготовки специалистов в системе высшего аг- ing in higher agricultural education system, based on the results

рарного образования, основанный на результатах социологи- of a poll of teachers of agricultural universities. It is noted that

ческого опроса преподавателей аграрных вузов. Отмечает- its application contributes to the formation of knowledge and

ся, что ее применение способствует формированию знаний и skills of students, their adaptation and readiness for independent

умений у студентов, их адаптации и готовности к самосто- professional activities. At the same time we have revealed a

ятельной профессиональной деятельности. Вместе с тем number of problems encountered in practice-based learning,

вскрывается ряд проблем, возникших в процессе практико- made a number of conclusions and some recommendations to

ориентированного обучения, делается ряд выводов и даются improve it. некоторые рекомендации по его совершенствованию.

Введение

Сегодня сфера массового высшего образования переживает значительные трудности под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя экономическая и трудовая ситуация. Основной лейтмотив этих требований - молодой специалист должен быть подготовлен учреждением высшего образования (УВО) настолько, чтобы он мог без особых проблем и «отсрочек» включаться в трудовой процесс, эффективно используя квалификацию и компетенции, полученные в ходе образовательной подготовки.

Анализ источников

Функционирование и развитие системы высшего образования осуществляется на основе реализации принципов государственной политики в области образования, которые отражены в Кодексе Республики Беларусь об образовании [1], Государственной программе развития высшего образования на 2011-2015 гг. [2], Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [3].

Перед УВО поставлена задача обеспечить модернизацию образовательного процесса, нацелив его на связь с производством, существенно обновить содержание образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики, всемерно способствовать усилению практической направленности обучения и подготовки специалистов.

Методы исследования

Данное исследование является продолжением начатого изучения эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов для АПК. Первый его этап был проведен в 2014 г. и касался того, как такая подготовка отражается на ценностно-смысловых установках, удовлетворенности, взглядах и представлениях студентов аграрных вузов (n=652; апрель, 2014) [6]. Нынешний этап посвящен изучению мнения профессорско-преподавательского состава (ППС) о состоянии, перспективах развития и совершенствовании практико-ориентированного обучения. С этой целью был проведен опрос преподавателей 4-х подведомственных Минсельхозпроду учреждениях (n=487; апрель, 2015) [7].

Данное исследование относится к типу разведывательных - оно предваряет более глубокое изучение проблем, состояния и перспектив практико-ориентированного обучения в аграрных УВО. Поисковый характер анализа проблем практико-ориентированной подготовки во многом предопределил применение в нем современных методологических подходов, основанных на социальных оценках и результатах социологических опросов.

Основная часть

1. Инновационные приоритеты преподавателей аграрных УВО. Результатом практико-ориентированного обучения должен стать специалист, способный эффективно применять в работе имеющиеся у него компетенции. Неспособность многих выпускников вузов эффективно выполнять свои профессиональные задачи обусловлена рядом причин, главная из которых видится в значительном преобладании «знаниевой» составляющей полученной профессиональной подготовки над практической. В этой связи преподавателям аграрных УВО был задан вопрос: Какой компонент из триады «знания - умения - навыки», на Ваш взгляд, является определяющим? (респонденты могли дать несколько вариантов ответа, но не более двух).

Опрос показал, что в триаде образовательных компонентов («знания - навыки - умения») выбрали только «знания» 30,6 % опрошенных, «знания и навыки» - 16,8 %, «знания и умения» - 42,5 %.

Выбор респондентами из предложенной триады только знаний или вместе с навыками, по сути, отражает традиционную точку зрения на образование; знаний и умений - практико-ориентированную, другого (навыки и/или умения) - несформировавшуюся («диффузную», размытую) позицию. Если привести полученные данные к 100 % (поскольку их значения в сумме превышают 100 %), то весомость той или иной позиции можно представить графически на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что сторонники традиционного «знаниевого» подхода к подготовке специалистов в высшей школе составляют среди опрошенных преподавателей агарных УВО относительное большинство (43 %). Практико-ориентированная позиция несколько ему уступает по числу сторонников (38 %). Отдельную группу составляют преподаватели, позиция которых не определена, слабо выражена либо носит противоречивый характер (19 %).

Переход высшего профессионального образования на практико-ориентированную подготовку означает смену образовательных парадигм. Традиционная («знаниевая») парадигма в образовании ориентирует на то, что преподаватель выступает в роли исключительного носителя информации, знающего пределы интерпретации материала и задающего их студентам. Живучесть этой прежней установки во многом связана с тем, что в сознании целых поколений преподавателей, сформировавшихся под ее влиянием, заложено значение, указывающее на образовательный процесс как на научение, в котором обучающемуся с самого начала определена роль пассивного объекта.

Практико-ориентированная подготовка предполагает смещение акцентов с обучения по принципу «готового знания» к обучению, основывающемуся на самостоятельности и ответственности обучающихся, и означает переход с предметно ориентированного к проблемно ориентированному образованию.

Вместе с тем опрос показал, что большинство ППС аграрных УВО, в том числе и среди приверженцев традиционного подхода, видит основные недостатки «знаниевой» подготовки в противоречии между сложившимся укладом высшего образования и жизнью, а также потребностями современного производства, в котором востребованы знания не сами по себе, а способность специалиста применять их на практике, выполняя определенные профессиональные задачи и социальные функции (73,9 %).

Респондентов, которые не видят недостатков знаниево-ориентированного подхода либо затрудняются ответить на этот вопрос оказалось немного - 12,3 %.

Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. Сами они представляют не что иное, как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективного взаимодействия в конкретной профессиональной среде и жизненной ситуации.

Компетентностный подход предполагает формирование нескольких уровней готовности специалиста-выпускника УВО к профессиональной деятельности - специальных и ключевых компетенций. Последние подразделяются на системные, инструментальные и межличностные. Если специальные компетенции определяются на основе содержания будущей профессии, то ключевые компетенции позволяют овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в

современном обществе. Следовательно, ключевыми образовательными компетенциями являются ценностно-смысловые, социокультурные, информационно-познавательные, социально-трудовые и компетенции личностного роста (самосовершенствования).

В опросе респондентам было предложено выбрать из перечня наиболее важные, по их мнению, системные (ключевые) компетенции. Отметим, что модель компетентностного подхода и данный перечень системных компетенций были разработаны в рамках программы TUNING (2000 г.), в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию. В ходе реализации проекта было выделено несколько групп основных компетенций: системные, инструментальные и межличностные. Полученные от респондентов ответы в виде процентных распределений приведены в табл. 1.

Таблица 1. Приоритеты в выборе преподавателями и студентами УВО ключевых компетенций (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов ППС Студенты

Способность применять знания на практике 71,2 80,3

Способность работать самостоятельно 8,4 58,2

Способность адаптироваться к новым ситуациям 36,7 56,5

Инициативность и стремление к успеху 29,3 48,9

Способность порождать новые идеи (креативность) 24,0 39,8

Способность учиться 44,8 28,4

Разработка и управление проектами 7,2 27,3

Навыки проведения исследований 29,0 19,6

Примечание: сумма значений не равна 100 %, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

Для сравнения в табл. 1 содержатся данные опроса студентов аграрных вузов, проведенного в апреле 2014 г. Как видно из результатов двух опросов, и в группе III 1С, и в группе студентов подавляющее число выборов приходится на такую компетенцию, как способность применять знания на практике. Ей отдает предпочтение соответственно 71,2 % и 80,3 % опрошенных. Для наглядности сравнительного анализа полученные данные были проранжированы в каждой из групп в зависимости от количества выборов и представлены графически на рис. 2.

ППС Студенты

Способность применять знания на практике 1 t 1 Способность применять знания на практике

Способность учиться 2 -1 Способность работать самостоятельно

Способность адаптироваться к новым ситуациям 3 г"\ \ " 3 Способность адаптироваться к новым ситуациям

Инициативность и стремление к успеху 4 4 Инициативность и стремление к успеху

Навыки проведения исследований 5 5 Способность порождать новые идеи (креативность)

Способность порождать новые идеи (креативность) 6 6 Способность учиться

Способность работать самостоятельно 7 V 7 Разработка и управление проектами

Разработка и управление проектами 8 t > ^8 Навыки проведения исследований

Рис. 2. Приоритеты в выборе ключевых компетенций в группах преподавателей и студентов

Обращает на себя внимание, что второе ранговое место в группе преподавателей занимает способность учиться (44,8 %), в то время как у студентов это место отведено способности работать самостоятельно. Если относительно 3-го и 4-го ранговых мест в обеих группах рейтинги совпали (инициативность, стремление к успеху и умение адаптироваться к новым ситуациям), то относительно следующих мест в ранжире приоритетов между студентами и ППС имеются расхождения. Так, студенты более важной считают для себя такую компетенцию, как креативность, способность порождать новые идеи (5 место); преподаватели на это место ставят исследовательские навыки.

Вызывает определенную обеспокоенность тот факт, что немногие педагоги (8,4 %) отдают предпочтение способности молодого специалиста работать самостоятельно - 7-ое место в ранжире значимых компетенций. Это может косвенно свидетельствовать о неуверенности преподавателей в высокой готовности своих вчерашних студентов - выпускников вуза к профессиональной самостоятельности, а это значит, «на выходе» вуз пока что имеет «полуфабрикат», который нуждается в дальнейшей доработке. Поэтому, видимо, неслучайно второе место среди наиболее важных компетенций выпускника вуза в ранжире преподавателей стоит способность учиться. Между тем практико-ориентированная подготовка означает, что молодого специалиста не нужно доучивать после окончания вуза, а придя на производство, он должен сразу включиться в рабочий процесс и видеть перед собой перспективу: где и по каким направлениям ему развиваться? [5].

Относительно того, насколько возможно в настоящее время формирование профессиональных компетенций у студентов агарных УВО на качественно высоком уровне мнение преподавателей разделилось поровну: 44,8 % из них ответили положительно, что для этого в вузе имеются все необхо-

димые условия, 44,9 % - что такие условия отсутствуют либо недостаточны. Респонденты считают, что практико-ориентированная подготовка позволяет существенно сократить период адаптации выпускника к условиям производства (46,8 %), дает возможность ему приобрести опыт самостоятельной работы по подготовке реальных заданий, формирующих способность видеть проблемы и находить пути их решения (32,8 %), а также сформировать компетенции, обеспечивающие ему высокий уровень профессиональной готовности и востребованности на рынке труда (31,8 %). Современное производство оценивает выпускников вузов по качественно новым критериям. В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть построено нетрадиционным образом. В современной научной литературе сложилось несколько подходов к пониманию того, что собой представляет практико-ориентированная подготовка специалистов в высшей школе: средовой, технологический, контекстуальный и компетентностно-деятельностный [4].

В этой связи при опросе преподавателей предстояло выяснить, какому из подходов они отдают предпочтение. Результаты опроса в виде процентных распределений ответов респондентов по позициям в целом по всему массиву и в разрезе образовательных учреждений приведены в табл. 2.

Таблица 2. Предпочтения преподавателей в подходах к практико-ориентированному образованию (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов По всему массиву БГСХА ВГАВМ БГАТУ ГГАУ

Средовой 54,9 57,8 58,0 51,9 52,1

Технологический 53,0 57,3 48,0 50,0 50,0

Контекстный 10,7 7,0 11,0 11,3 16,7

Компетентностно-деятельностный 24,6 24,9 16,0 26,4 31,2

Другое 2,3 1,6 2,0 4,7 1,0

Затрудняюсь ответить 2,3 2,1 5,0 0,9 1,0

Примечание: сумма значений не равна 100 %, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

Данные опроса свидетельствуют, что как в целом, так и в разрезе отдельных аграрных УВО предпочтения преподавателей отдаются двум подходам - средовому и технологическому, причем первому в несколько большей степени (54,9 % против 53,0 % соответственно).

Если при реализации средового подхода основной акцент делается на организации практик студентов с целью погружения их в профессиональную среду (53,0%), то в применении технологического - на внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию значимых для будущей профессиональной деятельности качеств. Эти два подхода дополняют друг друга. Анализ показывает, что предпочтения отдаваемые преподавателями тем или иным моделям в реализации практико-ориентированного обучения, зависят от отраслевого профиля преподаваемых ими дисциплин (табл. 3). Так, деятельностно-компетентностному подходу, при котором весь процесс обучения приобретает характер активной деятельности по формированию профессиональных компетенций, в целом отдает предпочтение лишь каждый четвертый педагог (24,6 %). Однако среди преподавателей социально-гуманитарных дисциплин число его приверженцев вдвое выше -48,5 % (табл. 3). Тоже самое можно сказать относительно использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных учебных предметов - число его сторонников среди преподавателей естественнонаучных дисциплин намного превышает среднее по выборке (35,4 % против 10,3 %).

Таблица 3. Предпочтения, отдаваемые преподавателями дисциплин различного отраслевого профиля подходам к практико-ориентированному образованию (в % от числа опрошенных)

Отраслевой профиль преподаваемых дисциплин Подходы к практико-ориентированной подготовке

средовой технологический контекстный деятельностный

Специальные и общепрофессиональные сельскохозяйственные 59,8 53,8 7,7 22,0

Специальные и общепрофессиональные несельскохозяйственные 55,0 60,3 10,8 21,8

Социально-гуманитарные 35,9 33,6 10,5 48,5

Естественнонаучные 22,6 20,9 35,4 30,9

Примечание: сумма значений не равна 100 %, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

2. Реализация практико-ориентированного подхода в учреждениях высшего аграрного образования. Система высшего аграрного образования призвана обеспечивать достаточно высокий качественный уровень выпускаемых специалистов. Определяющим критерием качества такой подготовки должен стать инновационно-ориентированный путь развития, который позволит модернизировать современную систему высшей школы и настроить не просто на учебную деятельность, но и на наукоемкую технологически выдержанную систему подготовки и переподготовки специалистов.

В этой связи респондентам предстояло ответить на вопрос: «Какие из последних нововведений в организации высшего профессионального образования являются для Вас наиболее важными?».

Ответы участников опроса свидетельствуют, что модернизация высшего аграрного образования прежде всего коснулась применения в обучении инновационных форм (активных, креативных, дистанционных), образовательных технологий (блочной, модульной, рейтинговой и др.) и методов преподавания (проблемно-ориентированного обучения, кейсов, проектов и т.д.) - так считает каждый третий опрошенный (32,8 %).

Важным нововведением 27,9 % опрошенных считает интеграцию учебных предметов для приближения учебной аудиторной работы к реальной, фактической и создания у обучающихся целостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее крупных фрагментов, а также увеличение общего количества часов, отведенных на практическое обучение (20,9%).

Не менее значимым достижением последних лет для 26,1% респондентов стало внедрение и развитие непрерывной интегрированной системы профессионального обучения по сокращенной программе (НИСПО).

Разумеется, внедрение практико-ориентированного подхода в образовательный процесс не обходится без определенных трудностей. При его реализации УВО столкнулись и с рядом противоречий. Наиболее существенными, по мнению подавателей, являются противоречия между увеличением часов на самостоятельную работу студентов и их слабой познавательной мотивацией, лежащей в основе самообучения (33,5 %); между высокими требованиями к подготовке высококвалифицированных кадров и невысокой готовностью выпускников аграрных вузов реализовать в полном объеме эти требования (32,2 %), а также связанные с недостаточной материально-технической базой УВО для выполнения этих задач в необходимом объеме (29,6 %).

Педагогические работники считают, что переходу преподавания в вузах на практико-ориентированную подготовку мешает целый ряд факторов, которые можно разделить на 4 группы.

Группу факторов первого, финансового и материально-технического порядка составляют низкая оплата труда ППС и недостаток материальных стимулов - на это указывает каждый второй опрошенный (51,1 %); ограниченность финансовых возможностей у вуза - каждый третий (33,2 %); отсутствие необходимой лабораторно-экспериментальной базы - около одной трети ППС (31,4 %).

К факторам субъективного порядка, затрудняющим процесс перехода преподавания на практико-ориентированные формы и методы работы, отнесены недостаток времени, физических сил, усталость из-за большой загруженности работой - по мнению 19,9 % опрошенных, инертность самих преподавателей и нежелание что-то менять - 5,7 %, а также консерватизмом мышления и их приверженность традиционным подходам - 17,0 %.

Факторы третьего порядка связаны с качественным составом преподавательских кадров - недостаточным уровнем их профессиональной подготовки (8,6 %) и отсутствием гибкой системы повышения квалификации и переподготовки (11,9 %).

К четвертой группе факторов отнесены причины организационно-методического плана: отсутствие необходимого научного и методического обеспечения внедрения практико-ориентированного подхода (5,3 %) и недостаточное внимание к нему со стороны руководства УВО (3,9 %).

3. Организация учебного процесса при переходе на практико-ориентированную подготовку специалистов. Как показывают исследования, практико-ориентированная подготовка, в противоположность «знаниевому» образованию, привносит личностный смысл в учебный процесс, что усиливает ценностно-мотивационный компонент в профессиональном мышлении будущих специалистов [5-7]. Она предполагает прежде всего формирование у выпускника вуза умения работать самостоятельно на успех и применять знания на практике, способности адаптироваться к новым ситуациям, осознание значимости и ценности профессии и специальности в современном обществе, овладение специфическим творческим подходом в решении различных, в том числе и непрофессиональных, задач.

Компетентностная модель выпускника УВО отражает ожидаемые результаты, которые следует достигнуть по окончании процесса образования и включает в себя как универсальные компетенции, так и предметно-специализированные. Это достигается путем подготовки будущего специалиста по целому комплексу дисциплин: специальных и общепрофессиональных, естественнонаучных и социально-гуманитарных. Между тем практико-ориентированный подход тесно связывает профессиональную компетентность специалиста с особым свойством личности. Это «особое свойство» можно рассматривать как личностные качества индивида, необходимые ему для успешного выполнения профессиональных задач.

В настоящем исследовании была предпринята попытка выяснить у преподавателей в чем заключается применение практико-ориентированного подхода при обучении студентов по их учебной дисциплине. Относительное большинство респондентов (39,4 %) указало на то, что у них имеются задания и методические указания по самостоятельной работе студентов на период производственной практики, ими проводятся практические и лабораторные работы на базе предприятий (28,9 %).

На постоянное использование инновационных форм (активных, креативных и дистанционных) обучения в своей работе сослался только каждый шестой опрошенный преподаватель и лишь каждый десятый - на то, что применяемые им учебные программы соответствуют требованиям работодателя и развитию предприятия.

Тем не менее, около одной трети респондентов (31,4 %) при опросе подтвердили, что часто используют в своей работе лекции с элементами проблемности; 18,1 % - обсуждение проблем в небольших фокус-группах; 14,4 % - мастер-классы, практические демонстрационные занятия; 43,3 % -решение ситуационных задач, анализ производственных ситуаций.

Исследования показывают, что в преподавании учебных дисциплин в аграрных вузах сегодня активно используются презентации при проведении лекций и семинаров. Значительное место отводится практическим занятиям на производственных, стажировочных площадках УВО и выездным занятиям на предприятиях [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочно входят в активный арсенал дидактических средств обучения в аграрных вузах такие формы проведения занятий, как семинары-диспуты, коллоквиумы, конференции. В то же время дидактические возможности деловых, ролевых игр, теле-, интернет-конференций, проблемного обучения, тренингов, кейс-технологий и т.п. еще недостаточно освоены.

Практико-ориентированные образовательные технологии призваны оказывать решающее влияние на весь учебный процесс: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения. При этом должны обеспечиваться такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальных особенностей, постоянный контроль и самоконтроль усвоения материала, высокий эффект использования преподавательских ресурсов.

Опрос показал, что почти две трети преподавателей (62,6 %) регулярно выдают студентам задания для самостоятельной работы на аудиторных занятиях; три четверти (73,7 %) - предоставляют материалы (курс лекций, опорный конспект, презентация, литература) для самостоятельной подготовки студентов, большинство (61,0 %) - осуществляет контроль над самостоятельной работой студентов. Однако только 30,8 % из них подтвердили, что проводят инструктаж и консультации со студентами на аудиторных занятиях, и совсем немного - 9,0 % - знакомят студентов с основами и правилами научной организации такой работы.

Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, - интерактивность, позволяющая развивать компетентностно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы. Следует отметить особое достоинство электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), заключающееся в возможности технически просто проводить актуализацию, дополнение и расширение курса.

Более половины преподавателей аграрных вузов (58,1 %) при опросе подтвердили, что используют в своей работе ЭУМК, почти каждый второй (48,9 %) - размещенные в сети опорные конспекты, курсы лекций, практикумы и т.д., но только каждый четвертый (26,3 %) - электронный учебник. И совсем незначительное их число проводят лабораторные занятия с помощью автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом (2,7 %), практические занятия и консультации в интерактивном режиме on-line (1,2 %) и off-line (электронная почта, форумы на сайтах УВО) (4,7 %).

Эффективной формой формирования и развития творческих способностей студентов выступает организации студенческой научно-исследовательской деятельности, одной из составляющей триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами решать профессиональные, научные и другие задачи, применять в своей деятельности достижения научно-технического прогресса. Система профессиональной подготовки в УВО предполагает формирование у будущих специалистов навыков исследовательской деятельности. Между тем, это одна из самых острых проблем и актуальных задач современного высшего образования.

Традиционными формами реализации этой цели являются задания на период производственной практики, написание рефератов и курсовых работ. Подобный подход к исследовательской деятельности студентов зачастую формален, и он не всегда реализует поставленные цели, не давая студенту проявить инициативу и самостоятельность. Вместе с тем практико-ориентированная подготовка специалистов в УВО предполагает, что студенты должны вести научно-исследовательскую деятельность на протяжении всего периода обучения.

В ответах респондентов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, препятствует большей вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу?» на первом месте стоит недостаток стимулов, чтобы привлечь студентов (46,8 %), далее (2-е и 3-е места) со значительным отрывом следуют недоста-

точная теоретическая и практическая подготовка студентов (28,5 %), отсутствие надлежащей лабора-торно-экспериментальной базы в УВО (27,5 %) и др.

Респондентам был также задан вопрос о том, какие из факторов будут способствовать реализации практико-ориентированной подготовки. Ответы респондентов указывают на то, что решающими в этом деле станут уровень профессиональной компетентности самих преподавателей (47,8 %), мотивированность студентов, их ответственность (43,4 %), оснащенность учебно-материальной базы вуза современными образцами техники (30,8 %), активность и заинтересованность самих преподавателей в ее внедрении и реализации (25,0 %).

Высшая школа отличается от средней своей специализацией, уровнем преподавания, методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную активность студентов, студент сам должен осуществлять познание. Однако для этого преподаватель должен обеспечить мотивацию каждого студента к учебному заданию, заинтересовать четкой постановкой познавательных задач, алгоритмом или методом выполнения работы, определением форм отчетности, объема работы, сроков ее представления, консультационной помощью (консультации - установочные, тематические, проблемные), критериями оценки, отчетности и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.). Конечным итогом такой работы должно стать формирование интереса к познавательной деятельности и навыков исследовательской работы в профессиональной сфере; развитие творческого мышления, способности принимать ответственное решение, находить выход из нестандартной ситуации и др. Следовательно, правильно организованная работа студента имеет не только учебное, но и профессионально-личностное значение.

4. Интеграция высшего аграрного образования с сельскохозяйственным производством. Для осуществления полного перехода к практико-ориентированной подготовке специалистов для АПК необходимо создание системы, при которой работодатель сможет влиять на содержание образовательных программ и заказывать себе выпускников, ориентированных на конкретное производство, а УВО будет иметь постоянный «полигон», на котором в процессе обучения сможет «апробировать» качество и степень подготовки студентов. При этом используемые методология и методы образовательной деятельности должны базироваться не только на фундаментальных научных знаниях, но и отражать требования реальной действительности, а знания, получаемые студентами, должны носить практико-целевой характер и строиться на овладении инновационными производственными технологиями, передовым отечественным и зарубежным опытом.

Опрос показывает, что у каждого второго преподавателя аграрного УВО (49,1 %) уже сложились тесные деловые контакты с руководителями сельхозорганизаций, их заместителями и главными специалистами, у 22,1 % - с руководителями и специалистами их функциональных подразделений. Однако лишь у каждого шестого они установились с наставниками молодежи, руководителями практик студентов и каждого седьмого - с линейными руководителями.

Совместно со специалистами АПК преподавателями вузов чаше всего обсуждаются и разрабатываются графики прохождения практики и учебного процесса (23,2 %), рабочие программы практик (18,5 %) и учебных дисциплин (17,0 %), но меньше всего - материалы государственной итоговой аттестации (4,7 %).

В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями производства сегодня должны предприниматься конкретные шаги.

Респонденты считают, что в плане осуществления оптимального сочетания фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки должны быть предприняты меры по достижению привлекательности системы профобразования для корпоративных и частных инвесторов путем повышения самостоятельности, прозрачности образовательных учреждений и предоставления налоговых преференций предприятиям в части средств, направляемых на повышение и переподготовку, либо инвестируемых в образовательные учреждения (37,4 %).

УВО должны предоставляться права и возможности разрабатывать свои оригинальные программы, а работодателям - возможность участия и влияния на их разработку для обучения и формирование конкурентоспособных, мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов (35,5 %).

Опрос показал, что половина преподавательского корпуса аграрных вузов (51,1 %) в той или иной степени не удовлетворены ролью своего вуза, которую он выполняет в обществе и в соответствующей профессиональной области. По мнению респондентов, для более полного перехода вузов на практико-ориентированное обучение студентов требуют первоочередного решения следующие проблемы: улучшение лабораторно-экспериментальной базы УВО (38,0 %), совершенствование организации производственной практики (31,8 %), учет запросов потребителей образовательных услуг и заинтересованных сторон (23,2 %), повышение степени оснащенности преподавателей современными информационными технологиями и ТСО (19,9 %), активизация научно-исследовательской работы сотрудников (16,2 %), усиление практической ориентированности и прикладной направленности учебно-методического обеспечения (16,0 %).

Заключение

Переход высшей школы на практико-ориентированную подготовку специалистов ставит ряд стратегических задач перед учреждениями высшего аграрного образования республики, связанных с модернизацией всей работы в подготовке кадров для АПК.

Между тем у многих преподавателей вузов преобладают консерватизм мышления, инертность, приверженность традиционным схемам и установкам, прежде всего опора на «знаниевый» подход к преподаванию учебных дисциплин в высшей школе.

Проведенные исследования показывают, что в современных условиях востребованы все виды практико-ориентированного обучения, как в организованных формах (аудиторной, лабораторной, научно-исследовательской, экспериментальной, дистанционной, путем прохождения практик и стажировки), так и самостоятельных управляемых или контролируемых педагогом.

Формирование профессиональных компетенций, основанных на соединении посредством опыта фундаментальных и практических знаний, является целью практико-ориентированной подготовки специалистов. Как показал опрос, из числа факторов, которые являются решающими для более полного переход на нее, выступают профессиональная компетентность преподавателей, мотивация студентов, их ответственность и сознательность, оснащенность учебно-материальной базы вуза современными образцами техники, оборудованием и инструментами, организация практик студентов, а также заинтересованность и активность самих преподавателей, в ее внедрении и реализации.

Решение вопроса подготовки нужных сельскому хозяйству кадров возможно лишь в тесном взаимодействии вузов с сельхозпредприятиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 398 ^

2. Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 гг. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - № 79, 5/34104.

3. Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - № 29, 5/33370.

4. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа педагогика / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 8-14.

5. Саскевич, П. А. Практикоориентированная подготовка в системе высшего аграрного образования: состояние и перспективы / П. А. Саскевич // Вестник БарГУ. Серия: Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. - 2015. - Выпуск 3. - С. 12-18.

6. Дубежинский, Е. В. Практико-ориентированная подготовка специалистов для АПК (взгляд студентов) / Е. В. Ду-бежинский, Н. Г. Трапянок // Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академии. - Горки, 2014. - 54 с.

7. Трапянок, Н. Г. Практико-ориентированная подготовка специалистов для АПК (взгляд преподавателей) / Н. Г. Трапянок, Е. В. Дубежинский // Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. - Горки, 2015. - 49 с.

8. Щур, В. С. Производственная практика студентов: информационное издание / В. С. Щур, В. В. Ивчик // Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. - Горки, 2011. - 18 с.

УДК 330.01:316.472.4

О. К. РАВОВАЯ, В. П. РАВОВОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

(Поступила в редакцию 09.04.2015)

В статье рассмотрены вопросы овладения студентами The article examines the problems of students' mastering the

способностью к межличностными коммуникациям и соци- ability for interpersonal communication and social interaction, альному взаимодействию, раскрыты содержание межлич- shows the content of interpersonal communication, basic func-

ностных коммуникаций, основные функции и формы об- tions and feedback forms used in the process of education. We

ратной связи, используемые в процессе образования. Про- have analyzed the elements of bilateral interpersonal communi-

анализированы элементы двухсторонних межличностных cation that allow to 'decompose ' the communication process

коммуникаций, которые позволяют «разложить» процесс and to assess the role of each member. We have generalized the

коммуникации и оценить роль каждого элемента. Обобщен experience of the department of economic theory on the for-

опыт кафедры экономической теории по формированию mation of the capacity for interpersonal communications. способности к межличностным коммуникациям.

Введение

В экономике как важной сфере человеческой деятельности экономические отношения поддерживаются и развиваются средствами коммуникации. Процесс коммуникации становится своеобразным элементом социальной технологии, способным изменить и обогатить уровень знаний, культуры, мировоззрения. Вместе с этим современное экономическое образование может упорядочить и повысить эффективность процесса коммуникации, поскольку напрямую связано с информацией и ее носителями, методами и способами ее переработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.