ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
АКАДЕМИИ № 2 2017_
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378
СОВРЕМЕННАЯ АСПИРАНТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)
П. А. САСКЕВИЧ, Н. Г. ТРАПЯНОК
(Поступила в редакцию 14.04.17)
Основываясь на материалах социологического исследования, в статье дается анализ основных компонентов образовательной подготовки аспирантов и поднимается ряд проблем, имеющих место в процессе их работы над диссертацией. Рассматриваются модели аспирантуры и то, как они преломляются в представлениях аспирантов. Обосновывается тезис, что аспирантура по-прежнему остается востребованной, но как институт новой генерации ученых нуждается в модернизации.
Ключевые слова: диссертация, стиль научного руководства, мотивация, модель аспирантуры, образовательная и исследовательская компоненты.
Based on the materials of sociological research, the article analyzes the main components of the educational preparation of graduate students and raises a number ofproblems that occur in the process of their work on the thesis. We have examined models of postgraduate study and the way they are refracted in postgraduate students' views. We have substantiated the thesis that postgraduate studies are still in demand, but it needs modernization as an institution for the new generation of scientists.
Key words: dissertation, style of scientific management, motivation, model ofpostgraduate study, educational and research components.
Введение
Нынешнее состояние образования и науки в сельскохозяйственной отрасли во многом связано с качеством послевузовской подготовки, в системе которой накопилось немало проблем, требующих специального рассмотрения и решения: потребности агропромышленного комплекса в научных кадрах высшей квалификации удовлетворяются далеко не полностью, к тому же качество подготовки обучающихся в аспирантуре оставляет желать лучшего. Необходимость в поиске путей и форм совершенствования механизма подготовки в аспирантуре научных кадров для АПК назрела давно.
Долгое время этот институт подготовки научных кадров находился как бы в тени. С одной стороны, - это образование, с другой стороны, - это наука. Что же такое аспирантура у нас и не у нас? К какой модели аспирантуры мы должны идти? Каковы перспективы ее выпускников? Эти и другие вопросы поднимаются в данной статье. Направленность ее скорее разведывательная, поисковая, и представляет собой проект, в котором основное внимание уделяется генерации идей и выяснению позиций, способствующих уточнению видения ситуации и путей решения проблемы, что, вполне возможно, послужит началом дискуссии на эту тему. К анализу привлекались материалы социологического опроса, проведенного в 4-х аграрных вузах (январь-март 2017 г., n = 115), основной задачей которого было выяснить: как нынешнее состояние основных компонентов и проблем, связанных с обучением в аспирантуре, отражается на восприятии респондентов [3].
Основная часть
1. Научно-практический потенциал, приобретенный аспирантами до поступления в аспирантуру. Более 60 % аспирантов до поступления в аспирантуру имели стаж практической работы (43 % - производственный, 18 % - работали в сфере науки и образования), еще 27 % - поступили в нее сразу после окончания магистратуры. Многие из них имели ряд статей в изданиях, включенных в перечень ВАК (41 %) или в нерецензируемых научных изданиях (46 %). Наибольшую активность аспиранты, ещё студентами, проявляли в публикациях и выступлениях с докладами на внутривузовских семинарах и конференциях. Кроме того, четверть из них участвовала в республиканских конкурсах научных работ, сотрудничестве с руководителем подготовили в студенческие годы заявки на изобретения 3,5 % (технического профиля - 10 % и сельскохозяйственного - 3 %). Каждый пятый аспирант в НИРС не участвовал.
Публикационную активность аспирантов до поступления в аспирантуру можно в целом охарактеризовать как удовлетворительную, тем не менее научно-практический потенциал, приобретённый ими за эти годы, невысок. Вопрос, тех ли аспирантов отобрали, в том ли количестве и качестве, по-прежнему остается открытым.
2. Мотивация аспирантов. Для каждого обучающегося в аспирантуре поступление в нее было делом далеко не простым и сопряжено с рядом причин и обстоятельств. Конечно, были и такие, кто поступал, чтобы «откосить» от армии, иметь много свободного времени, переждать сложный период в своей жизни, осмотреться и подобрать в перспективе достойную работу из-за нежелания работать в производственной сфере по полученной специальности. Это меньшинство (около 10 %) по сути является балластом (латентная мотивация). Вторую, самую большую группу поступающих (около двух третей) составили внешне мотивированные, которые в качестве жизненной перспективы выбирали научно-педагогическую деятельность как инструментальную наряду с теми возможностями и преимуществами, которые она давала (комфортные условия труда, продолжительность отпуска, перспектива жить и работать в городе, привлекательный имидж, социальный статус, престиж профессии). Внутренне мотивированных научными интересами среди поступающих оказалось не так уж и много - чуть более одной четверти от общего числа. Всё же доминирующие мотивы поступления в аспирантуру были связаны с дальнейшей научно-педагогической деятельностью, т. е. можно говорить, что она по-прежнему привлекает образованную молодежь.
3. Способы взаимодействия аспирантов с научным руководителем. Стили научного руководства. Определение научного руководителя являлось в основном результатом свободного выбора аспирантов. С определением темы диссертации всё обстояло несколько иначе, поскольку нужна была его помощь. Две трети аспирантов в опросе подтвердили, что тема была определена научным руководителем с учетом их собственных научных интересов и практического задела.
При выполнении темы диссертационной работы аспирант сталкивается с рядом сложностей. Основная из них связана, прежде всего, с трудоемкостью опытно-экспериментальной части работы и отсутствием соответствующего лабораторно-технического обеспечения из-за высокой стоимости оборудования и недостаточных материально-технических возможностей вуза. Поэтому неоценимую помощь в работе над диссертацией аспиранту может оказать научный руководитель. Нисколько не умаляя полноты ответственности соискателя ученой степени за выполнение им индивидуального плана, достоверность результатов и научную добросовестность, следует подчеркнуть, что эту ответственность с ним разделяет и его научный руководитель. Именно он, взяв на себя руководство, обязан помочь аспиранту не только с выбором темы, определением цели и задач исследования, но и в организации всей последующей его работы. В содействии в разработке плана и окончательной формулировке темы диссертационного исследования в большей степени нуждаются поступившие в аспирантуру с производства после соответствующей отработки, нежели те, за плечами которых магистратура. Очень важны оказываемые руководителями консультации по методике проведения исследования и анализу полученных данных. При необходимости научный руководитель организует консультации со специалистами и помогает в подготовке и опубликовании статей по теме диссертации. Такие консультации чаще проводятся на 2-м году обучения.
К сожалению, встречи аспирантов с научными руководителями не столь часты, как того требует ход выполнения задания. Регулярно встречаются для его проверки и корректировки менее половины аспирантов и руководителей. Можно было бы оптимизировать этот процесс, используя возможности телекоммуникаций. Однако лишь с 5 % научных руководителей для получения консультации можно связаться по телефону или через сеть Интернет. Переход на дистанционные формы консультирования во многом зависит от намерений и компетенций самих научных руководителей. Этот процесс сдерживает как их нежелание заниматься дополнительной работой вне вуза и приверженность к традиционным формам и каналам консультирования при недооценке новых возможностей, так и отсутствие элементарных навыков работы с соответствующими ГГ-технологиями.
Преобладающий стиль руководства аспирантами можно определить как демократический со значительным присутствием в нем либерализма и элементов директивности (авторитарности). Думается, что на данном этапе это оправдано и подтверждается результатами опроса: 70 % аспирантов полностью удовлетворены стилем и взаимоотношениями, сложившимися со своим научными руководителями; 18 % - хотелось чтобы он больше вникал в их проблемы, еще 8 % - считают, что он мало времени уделяет им на данном этапе, с чем в принципе они согласны; и совсем немного аспирантов (3 %) ответило, что руководитель мало обращает на них внимания.
Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют, что многие научные руководители стремятся оказывать разностороннюю помощь аспирантам как в подборе необходимой литературы, справочных, статистических и архивных материалов по теме диссертации, так и в анализе их содержания и обоснованности выводов аспиранта по изучению состояния вопроса; в составлении программы теоретических и эмпирических исследований, по внесению изменений в них по мере получения и анализа опытных данных и других результатов исследований; в организации методической помощи в других учреждениях.
Отдельно следует сказать о либеральном стиле научного руководства. В западных университетах широко практикуется именно либеральная модель. Научный руководитель часто не прилагает особых усилий к выбору аспирантом темы, а главным образом очерчивает перед ним область своих научных исследований, предлагая самому выбрать её для своей работы. Аспиранты, которые сами определяют
задачи и сами решают их, консультируясь с научным руководителем, несомненно, более самостоятельны. В результате они выходят более подготовленными к реальной жизни. Излишняя опека соискателя, равно как и авторитарность во взаимоотношениях с ним, вряд ли могут привести к желаемому результату. Такой выпускник сразу после защиты несколько проигрывает хотя бы в том плане, что ему требуется большее время, чтобы «оторваться» от своего руководителя и начать что-то делать самому.
4. Освоение образовательной программы. Работа над кандидатской диссертацией. Индивидуальный план обучения в аспирантуре является основным руководящим документом, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения аспиранта, формы его аттестации. В нем определяется порядок написания и представления разделов и других частей диссертации.
В опросе аспирантам предлагалось самим оценить в процентах объём имеющегося у них диссертационного задела. Рассчитанная как средняя по выборке величина проделанной аспирантами работы над диссерацией составила 1/3 от общего объема. Если на 1-м году обучения в аспирантуре данный показатель составил 14 %, на 2-м году - 34 %, то на 3-м - чуть более половины (52 %). По профилям средняя величина «задела» представлена следующим образом (в порядке убывания): по ветеринарному - 42 %, сельскохозяйственному - 36 %, техническому - 35 %, экономическому - 24 % и биологическому - 22 %. Даже, если исходить из того, что полученные данные абсолютно достоверны, а не несколько завышены, то всё равно эти показатели намного ниже ожидаемых.
Нельзя сказать, что аспиранты были перегружены кафедральной работой. Согласно данным проведенного опроса, менее половины из них (42 %) активно участвуют в ней, а каждый второй (50 %) -появляется на кафедре редко или практически не бывает (на первом году обучения удельный вес таких аспирантов составляет %). И только с возрастом, в последующие годы обучения и по мере накопления опыта удельный вес аспирантов, активно участвующих в педагогической и научно-исследовательской работе кафедр, достигает 2/3.
Трудности, с которыми сталкиваются аспиранты в процессе диссертационного исследования, уже отмечались выше. Более детальный анализ показывает, что основные причины затруднений, связанные с написанием диссертации, - это большой объем работ, запланированных в индивидуальном плане (17 %), трудоемкость экспериментальной части (21 %) наряду с указанием на отсутствие в вузе соответствующего лабораторно-технического оборудования (19 %), что наиболее ощутимо для аспирантов 3-го года обучения (29 %). Следующей по количеству ответов респондентов является позиция, связанная со значительными материальными затратами на проведение работ (16 %), примерно в одинаковой мере это касается практически всех категорий аспирантов. Из-за этого, как отмечают они, многие исследования, необходимые для выполнения диссертационной работы реализуются не в полном объеме или вовсе не проводятся.
Слишком большая загруженность общественной и учебно-методической работой, не связанной с обучением в аспирантуре (14 %), занимает пятое место в ранжире барьеров, препятствующих результативной работе аспирантов над диссертацией. На шестом месте - недостаточное обеспечение информационными ресурсами и трудности в поиске современной литературы по теме диссертации (12 %); на это чаще ссылаются аспиранты 1-го года обучения (18 %), ветеринарного (19 %) и экономического (17 %) профилей.
Для нынешнего поколения аспирантов уходят в прошлое сложности, связанные с публикацией своих работ и переводом с иностранного языка. Вместе с тем трудно опубликовать научную работу в центральных республиканских, российских и зарубежных журналах с импакт-фактором хотя бы потому, что такие исследования должны быть выполнены на высоком уровне. Поэтому нередки случаи, когда статьи аспирантов публикуются только в региональных журналах и сборниках, которые издаются непосредственно в УВО, где было проведено исследование. По-прежнему основная масса аспирантов знает иностранный язык на уровне чтения и перевода со словарём в режиме on-line или с электронным переводчиком. Разумеется, такая ситуация нуждается в дополнительной корректировке.
На отсутствие в учреждении высшего образования совета по защите диссертаций по данной специальности указали 10 % аспирантов различного профиля. Ниже 10 %-й отметки количества выборов в ранжире разместилась позиция, связанная с недостатком общения аспирантов со специалистами и аспирантами данной специальности других вузов, ограниченностью возможностей посещения научно-практических конференций, производственных семинаров, выставок (7 %). В этом больше других испытывают потребность аспиранты 2 года обучения (15 %), экономического профиля (24 %).
Надо признать, некоторую оторванность наших аспирантов от международной научной жизни, затрудненность их доступа к зарубежным электронным ресурсам, библиотекам. Помимо всего прочего, западных аспирантов выгодно отличает от них высокая коммуникабельность и мобильность. Они много общаются, принимают участие в совместных мероприятиях (летних школах, конференциях по тематике своей работы и др.), вхожи в различные европейские союзы и ассоциации, имеют возможность посетить мастер-классы, прослушать курсы лекций ведущих специалистов в своей области. Наши аспиранты поневоле автаркичны, не имея таких возможностей «варятся в собственном соку», что отодвигает их на периферию научных коммуникаций.
Последние ранговые места занимают позиции, связанные с проблемами научного руководства аспирантами. Одна из них - это несоответствие темы научным интересам аспиранта (5 %), на которую сослались опрашиваемые 2-го и 3-го годов обучения (13 %). Замыкает данный ранжир отсутствие хорошо проработанного индивидуального плана, на это сослались лишь 3,5 % аспирантов.
На вопрос: »Когда вы планируете защитить диссертацию?» - были получены следующие ответы: лишь 3,5 % опрошенных отметили, что намерены это сделать досрочно; каждый третий аспирант (34 %) считает, что ему всё же удастся защититься к концу учебы; каждый второй (52 %) - планирует это сделать с задержкой до 5 лет после окончания аспирантуры и 10 % аспирантов не включают защиту в свои среднесрочные планы. В то же время при ответе на вопрос: «Достаточно ли 3 лет учебы в аспирантуре, чтобы написать и защитить диссертацию? - половина аспирантов не исключает такую возможность: 26 % из них ответили утвердительно и еще 24 % - считают, что по их специальности это сделать довольно сложно, но можно. Возможно, они полагают, что за три года хорошая диссертация не делается. Очевидно, здесь надо учитывать сложность работ, связанных с экспериментальными исследованиями или технологическими разработками.
Подводя итог, следует сказать, что при освоении содержания образовательной программы аспиранты сталкиваются с большими сложностями. Индивидуальные планы работы по темам диссертаций выполняются хотя и в запланированные сроки, но в силу целого ряда причин организационного, экономического и психологического (мотивационного) характера не всегда в полном объеме и того качества, которое хотелось бы видеть.
5. Обучение в аспирантуре. Формирование научно-исследовательских качеств и компетенций. Обучение в аспирантуре, работа над темой и подготовка к защите диссертации - это формирование и развитие исследовательских и испытание личных качеств человека, решившего связать свое будущее с наукой. Кандидатская диссертация должна быть квалификационной работой, которая подтверждает навыки исследования, умения работы с проектами, знания охраны разработок в области интеллектуальной собственности и др.
Это подтверждается и результатами опроса: 84 % аспирантов считают что аспирантура нацелена прежде всего на формирование научно-исследовательских качеств и компетенций; 42 % - приобретение глубоких специальных знаний. Далее, судя по ответам респондентов, её влияние сказывается на развитии общего кругозора будущего исследователя (34 %), в меньшей степени обучение в ней связано с углублением и систематизацией знаний по циклу изучаемых дисциплин (28 %) и приобретению навыков и умений преподавательской деятельности (19 %).
О том, нужны ли дополнительные занятия аспиранту, можно судить по результатам проведенного исследования.
Подавляющее большинство опрошенных считает, что дополнительные занятия с ними необходимы, и только в среднем каждый шестой аспирант (17 %) ответил, что они не нужны. В «тройку» наиболее востребованных входят занятия по иностранному языку - 31 %, специальности - 30 %, методологии науки и основам подготовки и написания научной работы - 24 %. Близко к ним по рейтингу стоят дополнительные занятия по организации научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь - 22 %. Следующие места в данном ранжире заняли лекции по патентоведению и интеллектуальной собственности - 21 % (к слушанию которых наибольший интерес проявляют аспиранты 3-го года обучения - 26 %, ветеринарного профиля - 25 %) и занятия по математическому анализу и моделированию - 18 % (в которых больше заинтересованы аспиранты 3-го года обучения - 36 %, технического профиля - 28 % и экономического - 24 %).
Занятия по информационным технологиям и поиску научной информации в рейтинге предпочтений респондентов хотя и несколько уступают другим - 10 %, но входят в принятую в социологиии значимую децильную (десятипроцентную) группу по количеству сделанных в их пользу выборов; в них особо нуждаются аспиранты 3-го года обучения - 19 %, экономического профиля - 31 %.
Последнее ранговое место в этом ряду заняли основы педагогики и психологии высшей школы -только 7 % респондентов нуждаются в них. Думается, вряд ли кто-то станет серьёзно оспаривать их значимость и необходимость для подготовки аспирантов, но чтобы быть высоко востребованными, они нуждаются в существенной переработке и дополнении, на наш взгляд, такими важными разделами, как психология науки и творчества, социальная педагогика, социология и социальная психология труда и трудовых коллективов.
Современный аспирант должен овладеть основательной научной базой и методологией научного поиска, быть в курсе событий современной жизни и проблем своей отрасли науки, освоить ГГ-технологии и методы обработки и анализа с их помощью научной информации, научиться умению аргументированно излагать свою точку зрения и вести публичную дискуссию, эффективно взаимодействовать в составе научного коллектива, обладать высокой мотивационной составляющей исследовательской работы [4].
Тем не менее, этого не происходит в силу ряда причин, затрудняющих процесс подготовки аспирантов и формирования у них необходимых качеств и компетенций.
Первыми в ряду отрицательных факторов стоят материальные трудности (28 %) и неуверенность в завтрашнем дне (28 %), что вынуждает аспирантов искать возможность подработки. При этом им приходится постоянно лавировать между работой и учебой, уделяя внимание диссертации лишь время от времени. В целом к подработке аспиранты относятся положительно, отрицательное отношение к ней высказали лишь 4 % их них. Свое позитивное отношение к ней респонденты аргументируют тем, что на сегодняшний день стипендия аспиранта крайне низкая и нужно искать любые возможности для приработка (44 %). Следующие ранговые места в ранжире занимают семейные проблемы, которые отнимают много времени, в основном на воспитание детей (26 %). И замыкают перечень наиболее весомых факторов, препятствующих более результативной учебной деятельности аспирантов, их нежелание прилагать чрезмерные усилия для получения послевузовского образования (15 %) и отсутствие навыков систематической самостоятельной работы (13 %).
6 Современная аспирантура как институт новой генерации ученых. Учитывая сложность проблем, стоящих перед аспирантурой по подготовке молодых ученых, способных решать инновационные задачи сельскохозяйственного производства, на первый план выдвигаются требования поиска оптимальных путей, инструментов и механизмов совершенствования ее работы.
В этой связи аспирантам был задан вопрос: «В полной ли мере аспирантура в том виде, в котором она существует, выполняет свои задачи и функции?» - их ответы на него распределились по всему массиву следующим образом: 60 % - ответили утвердительно, что в полной мере, 36 % - далеко не в полной и лишь около 2 % респондентов высказались категорически, что нет, не выполняет (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В полной ли мере аспирантура в том виде, в котором она существует, выполняет свои задачи и функции?»
Варианты ответов По всему массиву Типы мотивации:
внешняя внутренняя латентная
Да, в полной мере 60,0 % 68,5 % 33,3 % 75,0 %
Далеко не в полной мере 35,7 % 30,1 % 56,7 % 16,7 %
Нет, совершенно не выполняет 1,7 % 0,0 % 6,7 % 0,0 %
Нет ответа 2,6 % 1,4 % 3,3 % 8,3 %
Итого: 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 %
Казалось бы, на первый взгляд, аспирантура в том виде, в котором она существует, устраивает большинство аспирантов. Однако в разрезе мотивационных типов распределение ответов респондентов представляется в несколько ином свете. Существующее положение устраивает больше всего аспирантов латентного (выжидательного, неопределившегося) мотивационного типа (троих из каждых четверых этой группы), составляющих так называемый балласт, а также внешне мотивированных теми возможностями и преимуществами, которые предоставляет окончание аспирантуры и получение ученой степени (две трети из них). В группе аспирантов, внутренне мотивированных профессиональными интересами и целями, только 1/3 респондентов считает, что нынешняя аспирантура справляется со своими задачами и функциями. Исходя из этого, становится ясным то, что наиболее активная и мотивированная часть аспирантов поддерживает модернизацию ее деятельности. Складывается впечатление, что существующая аспирантура воспроизводит не совсем эффективную дисциплинарную структуру, в том числе не вполне отвечающую мировым трендам, что во многом обусловливает малый процент защищающихся и невысокое качество диссертационных исследований.
Поэтому респондентам был также задан следующий вопрос: «Какая из нижеописанных моделей аспирантуры Вам представляется наиболее эффективной?». В качестве вариантов ответа было предложено три модели: I - обучающая, или англосаксонская, взятая из опыта этих стран, II - практикующая, или германская и III - констатирующая, близкая к ныне существующей. Ответы аспирантов на него в виде процентных распределений приведены в табл. 2.
Таблица 2. Распределение ответов респондентов при выборе предпочтительной модели аспирантуры
Варианты ответов По всему массиву Типы мотивации:
внешняя внутренняя латентная
I. Обучающая. Для основательной и системной подготовки к научной деятельности необходим больший объем читаемых лекционных курсов и практических занятий, что позволит сделать процесс обучения более напряженным и регулируемым. Аспиранту выплачивается стипендия, которая может существенно варьировать в зависимости от его учебных достижений 13,9 % 6,8 % 33,3 % 8,3 %
II. Практикующая. Формирование компетенций, необходимых для научной деятельности достигается путем реального участия аспиранта в научных проектах. Вместо стипендии ему выплачивается зарплата, размер которой существенно зависит от величины его трудового вклада 47,8 % 50,7 % 50,0 % 25,0 %
III. Констатирующая. Для подготовки научных работников высшей квалификации определяющими являются собственные устремления личности, предпочитаемые ею и удобные для неё формы, способы и время подготовки. При этом аспиранту гарантируется невысокая, но стабильная стипендия 34,8 % 41,1 % 13,3 % 50,0 %
Другое 2,6 % 1,4 % 3,3 % 8,3 %
Нет ответа 0,9 % 0,0 % 0,0 % 8,3 %
Итого 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 %
Предпочтительной моделью аспирантуры для почти половины респондентов (48 %) является 11-ая, практикующая, каждый третий (35 %) из них выбрал Ш-ю, констатирующую модель и последнее место в ряду предпочтений аспирантов заняла 1-я, обучающая.
В разрезе мотивационных типов аспирантов все они, кроме латентной группы, отдают приоритет практикующей модели с той лишь разницей, что внешне мотивированных аспирантов вполне устраивает и констатирующая, в то время как одна треть внутренне мотивированных отдает свой «голос» обучающей.
Между тем, Болонским процессом предусматривается функционирование аспирантуры по обучающей модели, и вхождение в него связано с усилением в ней образовательной компоненты - объема читаемых лекционных курсов и практических занятий, что позволит сделать процесс обучения более напряженным и регулируемым.
На сегодняшний день подготовка научных кадров в аспирантуре включает лишь незначительную обучающую составляющую при дефиците ресурсообеспечения по отдельным направлениям и специальностям. Вхождение в Болонский процесс изменяет роль образовательной компоненты в такой подготовке и ставит ее в один ряд с исследовательской.
На данном этапе развития общества сложилась ситуация, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля. Между тем слабо используются их возможности для проведения исследований и консультаций с аспирантами -лишь 5% опрошенных отметили, что обращаются за ними по сети и телефону.
Переход на сетевые формы ускорит объединение человеческих, материально-технических, исследовательских, дидактических, других ресурсов УВО и иных организаций. Эффективным может стать вариант проведения совместных научных мероприятий и занятий магистрантов и аспирантов. Создание межвузовских форм взаимодействия и интеграции в рамках реализации образовательной программы аспирантуры будет способствовать оптимизации процесса обучения в условиях недостатка ресурсов в каждом УВО по отдельным направлениям. Конечно, процесс совершенствования аспирантуры должен, в первую очередь, основываться на детальной проработке всех ее компонентов. Всё это требует самостоятельного и комплексного изучения.
В завершении опроса попытались выяснить планы респондентов относительно трудоустройства после окончания аспирантуры. Как оказалось, лишь незначительная часть аспирантов (15,6 %) планирует заниматься научно-исследовательской работой в соответствии с присвоенной квалификацией «Исследователь». Относительное большинство из них нацелено на преподавание - 57 %. Стать специалистом, консультантом другой отрасли по полученной специальности - 10 %; по специальности иного профиля - 3 % и 14 % опрошенных не видят для себя перспективу по ее окончании.
Отсутствие в аспирантуре селективного подхода к приёму в неё и адресного выпуска является, пожалуй, определяющим моментом того, что аспирантура остается всё время как бы в тени, а её выпускники в лучшем случае «оседают» в вузе из-за несформированности других предложений от работодателей.
Кадровый вопрос в системе аграрных вузов стоит достаточно остро. Констатируя невысокий процент имеющих ученые степени преподавателей (50 %), нужно понимать, что эта проблема должна решаться и путем пополнения их рядов выпускниками аспирантуры.
Заключение
Послевузовское образование сегодня переживает сложный переходной период поиска и апробации различных вариантов и схем. Поэтому вариативный тип аспирантуры заслуживает пристального внимания и изучения. Такая модель предполагает многообразие в выборе форм и программ подготовки научных кадров высшей квалификации и будет содействовать реализации мероприятий по им-плементации механизмов Болонского процесса в нашу образовательную практику. Она может показаться излишне свободной, но именно это обстоятельство делает её адекватной профессиональной траектории молодого человека, избравшего для себя научную карьеру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 398 с.
2. Положение о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь: утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2011 г., № 561 «О некоторых вопросах подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 N 621).
3. Трапянок, Н. Г. Мониторинг качества обучения в аспирантуре (опрос аспирантов) / Н. Г. Трапянок, Е. И. Виль-дфлуш - Горки: БГСХА, 2017. - 57 с.
4. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: Монография / Под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - С. 129-130.