Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и пути совершенствования организации производственной практики в УО БГСХА'

Состояние, проблемы и пути совершенствования организации производственной практики в УО БГСХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / HIGHER EDUCATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / WORK EXPERIENCE / HIGHLY QUALIFIED SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко А. Н.

В статье дается анализ основных показателей, характеризующих состояние организации производственной практики в УО БГСХА, вскрывается ряд проблем, способствующих снижению качества прохождения ее студентами. Сформулированы основные направления совершенствования организации производственной практики путем улучшения законодательной базы и усиления взаимодействия в процессе практико-ориентированной подготовки специалистов учреждений высшего образования и заказчиков кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an analysis of the main indicators characterizing the state of the organization of production practice in the education establishment ‘BSAA’, reveals a number of problems that contribute to a decrease in the quality of its passing by students. We have formulated the main directions of improving the organization of production practices by improving the legislative frame-work and enhancing interaction in the process of practice-oriented training of specialists of higher education institutions and employers.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и пути совершенствования организации производственной практики в УО БГСХА»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ № 2 2019_

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.147.88:[378.095:63](476.4)

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В УО БГСХА

А. Н. КУРИЛЕНКО

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 12.02.2019)

В статье дается анализ основных показателей, характеризующих состояние организации производственной практики в УО БГСХА, вскрывается ряд проблем, способствующих снижению качества прохождения ее студентами. Сформулированы основные направления совершенствования организации производственной практики путем улучшения законодательной базы и усиления взаимодействия в процессе практико-ориентированной подготовки специалистов учреждений высшего образования и заказчиков кадров.

Ключевые слова: высшее образование, агропромышленный комплекс, образовательный процесс, практико-ориентированное обучение, производственная практика, высококвалифицированный специалист.

The article provides an analysis of the main indicators characterizing the state of the organization of production practice in the education establishment 'BSAA ', reveals a number ofproblems that contribute to a decrease in the quality of its passing by students. We have formulated the main directions of improving the organization of production practices by improving the legislative framework and enhancing interaction in the process of practice-oriented training of specialists of higher education institutions and employers.

Key words: higher education, agro-industrial complex, educational process, practice-oriented training, work experience, highly qualified specialist.

Введение

Высшее образование является одной из важнейших стадий профессионализации человека, способствующей освоению им избранной профессии до уровня готовности к самостоятельной трудовой активности, а также стратегическим направлением социального развития любого государства. Оно должно оперативно реагировать на изменение потребностей производства, так как набор актуальных профессий и специальностей, а также объем и содержание знаний, умений и навыков, которыми должны обладать специалисты, сегодня меняется чрезвычайно быстро. Такое положение дел требует значительного усиления взаимосвязи между образованием и производством путем практико-ориентированной направленности образовательного процесса.

В связи с этим перед академией стоит значимая и сложная задача, связанная с развитием практи-ко-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей ее интеграцию с производством, и подготовкой специалистов, готовых включиться в профессиональную деятельность с минимальным периодом адаптации.

Основная часть

Одним из важнейших элементов практико-ориентированной подготовки специалистов является производственная практика, которая включает практику по специальности (технологическую, инженерную, организационно-экономическую и др.) и преддипломную практику [1].

Основными местами прохождения студентами академии производственной практики традиционно выступают сельскохозяйственные предприятия Республики Беларусь, предприятия перерабатывающей промышленности, РУП «Учхоз БГСХА», научно-исследовательские учреждения, рыбхозы, агро-комбинаты, агрофирмы, племенные заводы, филиалы кафедр на производстве и другие предприятия, организации и учреждения в зависимости от профиля специальности.

За последние три учебных года на производственную практику было отправлено от 3,9 до 4,5 тыс. студентов, из них от 2,2 до 2,4 тыс. студентов очной формы обучения (табл. 1).

Как видно из данных таблицы, в 2017/2018 учебном году на производственную практику были направлены 2221 студент очной формы обучения и 1723 студента заочной формы обучения, что ниже уровня 2015/2016 учебного года на 7,2 % и 16,5 % соответственно. По причине ежегодного сокраще-

ния контингента студентов количество направляемых на производственную практику обучающихся в целом по академии за последние три года снизилось на 11,5 %.

Таблица 1. Количество направляемых на производственную практику студентов, чел.

Факультет Вид практики 2015/2016 учебный год 2016/2017 учебный год 2017/2018 учебный год 2017/2018 уч. г. в % к 2015/2016 уч. г.

Агрономический техн. 84 66 69 82,1

преддип. 84 66 79 94,0

Агроэкологический техн. 84 65 71 84,5

преддип. 87 57 75 86,2

Биотехнологии и аквакультуры техн. 64 90 105 164,1

преддип. 99 43 70 70,7

Механизации сельского хозяйства техн., инж. 439 465 551 125,5

преддип. 169 149 92 54,4

Мелиоративно -строительный по спец. 153 169 179 117,0

преддип. 92 70 96 104,3

Землеустроительный по спец. 58 60 61 105,2

преддип. 74 60 60 81,1

Бухгалтерского учета по спец. 249 226 200 80,3

преддип. 172 131 112 65,1

Бизнеса и права по спец. 48 140 64 133,3

преддип. 96 124 95 99,0

Экономический по спец. 204 191 162 79,4

преддип. 137 123 80 58,4

Итого по очной форме обучения х 2393 2295 2221 92,8

Заочная форма обучения х 2063 2157 1723 83,5

Всего х 4456 4452 3944 88,5

Рост значения данного показателя наблюдается по таким факультетам как биотехнологии и аквва-культуры (технологическая практика - на 64,1 %), механизации сельского хозяйства (технологическая и инженерная практика - на 25,5 %), мелиоративно-строительный (производственная по специальности практика - на 17,0 %, преддипломная - 4,3 %), землеустроительный (производственная по специальности практика - на 5,2 %), бизнеса и права (производственная по специальности практика -на 33,3 %).

В 2017/2018 учебном году основная масса студентов очной формы обучения - 44,0 % (49,4 % - в 2016/2017 учебном году) - производственную практику проходила в организациях Могилевской области. Второе место заняла Витебская область - 15,3 % (15,2 % - в 2016/2017 учебном году), третье Брестская, Минская и Гомельская области - 12,4 %, 12,3 % и 11,0 % соответственно. В предыдущем учебном году на Минскую область приходилось 10,8 % студентов, Гомельскую - 10,7 %, Брестскую область - 9,8 %. В Гродненскую область было направлено 3,6 % студентов (1,9 % - в 2016/2017 учебном году). Наименьшее количество студентов было направлено на практику за рубеж - 1,4 % (2,2 % -в 2016/2017 учебном году).

На заочной форме обучения в Могилевской области производственную практику проходило 35,9 % студентов, в Гомельской - 21,0 %, в Витебской, Минской и Брестской - 16,3 %, 15,5 %, 10,3 % соответственно. Одним из показателей, характеризующих качество организации производственной практики, является количество студентов, прошедших ее в базовых организациях. В академии значение данного показателя колеблется от 92 до 95 %.

Данные о количестве студентов академии, прошедших производственную практику в базовых организациях в 2017/2018 учебном году представлены в табл. 2.

Таблица 2. Прохождение студентами академии производственной практики в базовых организациях в 2017/2018 учебном году, чел.

Факультет Количество направленных на производственную практику студентов Из них

в базовые организации другие организации за рубеж

Агрономический 148 139 2 7

Агроэкологический 146 140 - 6

Биотехнологии и аквакультуры 175 128 42 5

Механизации сельского хозяйства 643 632 10 1

Мелиоративно -строительный 275 207 68 -

Землеустроительный 121 121 - -

Бухгалтерского учета 312 288 19 5

Бизнеса и права 159 107 48 4

Экономический 242 242 - -

Итого по очной форме обучения 2221 2004 189 28

Заочная форма обучения 1723 1648 75 -

Всего чел. 3944 3652 264 28

% 100,0 92,6 6,7 0,7

Из таблицы видно, что 92,6 % студентов, направленных в 2017/2018 учебном году на производственную практику, прошли ее в базовых организациях, а 7,4 % - в других предприятиях и за рубежом.

От 25 % до 40 % студентов академии во время производственной практики работают на вакантных должностях по профилю получаемой специальности. Данные о прохождении студентами производственной практики на вакантных должностях в разрезе факультетов представлены на рисунке.

Прохождение студентамипроюводственных щкчктнк нл должностях (в " о от направленных на практику)

20 15/20 1 буч г "2016/2017 уч. г. ■ 2 0 17/2 0 1 8 уч г

Рис. Прохождение студентами академии производственной практики на вакантных должностях

На первом месте по данному показателю по данным за 2017/2018 учебный год находится агроэко-логический факультет: 70,5 % с ростом по сравнению с 2016/2017 учебным годом на 3,3 п.п., а с 2015/2016 учебным годом - на 2,7 п.п.; на втором месте - агрономический факультет (58,1 %, однако -28,3 п.п. по сравнению с 2016/2017 учебным годом и -30,0 п.п. по сравнению с 2015/2016 учебным годом), на третьем месте - факультет механизации сельского хозяйства (27,2 %, однако -44,8 п.п. по отношению к 2016/2017 учебному году и -45,2 п.п. по отношению к 2015/2016 учебному году). Факультет биотехнологии занимает четвертую позицию: 26,9 % с ростом по сравнению с 2016/2017 учебным годом на 12,6 п.п., с 2015/2016 учебным годом - на 2,4 п.п. Далее идет мелиоративно-строительный факультет - 24,4 % (23,4 % - в 2016/2017 учебном году, 21,6 % - в 2015/2016 учебном году). На землеустроительном факультете данный показатель составил 3,3 % (1,7 % - в 2016/2017 учебном году, 3,3 % - в 2015/2016 учебном году), на факультете бухгалтерского учета - 25 % (15,4 % - в 2016/2017 учебном году, 16,4 % - в 2015/2016 учебном году). На экономическом факультете и факультете бизнеса и права в 2017/2018 учебном году на должности производственную практику проходило порядка 5,0 % студентов.

Еще одним важным показателем, характеризующим качество прохождения производственной практики, является удельный вес студентов, проходивших преддипломную практику по месту распределения (будущей работы) (табл. 3).

Таблица 3. Прохождение студентами преддипломной практики по месту распределения

Факультет 2016/2017 учебный год 2017/2018 учебный год Изменение, +,- п. п.

количество студентов, направленных на преддипломную практику* в том числе в организации по месту распределения количество студентов, направленных на преддипломную практику* в том числе в организации по месту распределения

чел. % чел. %

Агрономический 25 14 56,0 79 51 64,6 8,6

Агроэкологический 58 12 20,7 75 18 24,0 3,3

Биотехнологии и аква-культуры 42 11 26,2 58 25 43,1 16,9

Механизации сельского хозяйства 149 99 66,4 92 81 88,0 21,6

Мелиоративно -строительный 107 - - 96 40 41,7 41,7

Землеустроительный 59 30 50,8 55 31 56,4 5,6

Бизнеса и права 24 24 100,0 37 37 100,0 0,0

Бухгалтерского учета 131 77 58,8 93 77 82,8 24,0

Экономический 105 19 18,1 64 16 25,0 6,9

Итого 700 286 40,9 649 376 57,9 17,0

В 2017/2018 учебном году 57,9 % студентов прошли преддипломную практику по месту распределения, 33,5 % - по запросам других организаций, 8,6 % - в организациях по месту жительства родителей. Наибольший удельный вес студентов, прошедших преддипломную практику по месту распределения в 2017/2018 учебном году наблюдается на факультете бизнеса и права - 100,0 %, факультете механизации сельского хозяйства (88,0 %, +21,6 п.п. по сравнению с 2016/2017 учебным годом), факультете бухгалтерского учета (82,8 %, +24,0 п.п. по сравнению с 2016/2017 учебным годом), агрономическом (64,6 %,+8,6 п.п. по сравнению с 2016/2017 учебным годом) и землеустроительном (56,4 %,%,+5,6 п.п. по сравнению с 2016/2017 учебным годом) факультетах. В целом по академии в сравнении с предыдущим годом данный показатель вырос на 17,0 п.п, а в сравнении с 2015/2016 учебным годом - на 51,0 п.п.

Оценка качества организации производственной практики студентами как потребителями образовательных услуг определяется в академии с помощью социологического исследования. Как показал опрос, проведенный в октябре 2016-январе 2017 гг. (опрошено 633 чел.), удовлетворенность студентов академии прохождением производственной практики составила 69,6 %, что превышает уровень 2012 г. почти в два раза (38,0 %) (табл. 4) [2].

Таблица 4. Удовлетворенность студентов прохождением практики (в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответов По всему массиву, 2017 г. В том числе По всему массиву, 2012 г.

биологический профиль инженерный профиль экономический профиль

1. В полной мере 69,6 68,3 74,0 67,5 38,0

2. Не совсем 25,7 27,3 20,6 28,1 50,0

3. Не удовлетворен (а) 4,7 4,4 5,4 4,4 12,0

Нет ответа 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Производственная практика, являясь одним из важнейших этапов профессиональной подготовки специалистов, не лишена многих недостатков. К причинам, снижающим качество прохождения студентами академии производственных практик, можно отнести: отсутствие должной заинтересованности организаций АПК в предоставлении мест практики; недостаточность реальной базы сельскохозяйственных предприятий (оснащение новой техникой и применение современных технологий, эффективная организация и управление производством и т.д.) для приобретения навыков и умений высококвалифицированного труда; трудности в установлении необходимой взаимосвязи и должного взаимодействия сельскохозяйственных организаций и академии по совместной организации практического обучения студентов; ослабленный контроль со стороны предприятий АПК за прохождением студентами производственной практики; низкая мотивация студентов к профессиональной деятельности в аграрной сфере; несовершенство нормативной базы, регулирующей отношения и обеспечивающей сбалансированность интересов различных субъектов, участвующих в этом процессе.

В связи с этим для повышения качества организации производственных практик в УО БГСХА требуется реализация следующих мероприятий:

I. Корректировка нормативно-правовых актов.

1. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим организацию практического обучения в учреждениях высшего образования в Республике Беларусь, является «Положение о практике студентов, курсантов, слушателей», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 3 июня 2010 г. № 860. На наш взгляд, в нем необходимо четко определить мотивацию и ответственность организаций при проведении производственной практики, а также условия, размер оплаты труда и ответственность за результаты руководителя производственной практики от производства.

2. Считаем необходимым разработку на уровне министерства образования нормативно-правового акта, регламентирующего порядок создания и функционирования филиалов кафедр учреждений высшего образования на производстве, а также определяющего их юридический статус и взаимоотношения между УВО и организацией, на базе которой создан филиал кафедры, в том числе в вопросах организации производственной практики.

II. Организационные мероприятия на уровне «академия - заказчики кадров».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Совершенствование программ производственных практик с привлечением руководителей базовых организаций АПК и руководителей практик от производства.

2. Увеличение числа студентов, проходящих производственную практику, работая на вакантных должностях по профилю получаемой специальности.

3. Обеспечение прохождения преддипломной практики студентами по месту их распределения и согласование тематики дипломных работ (проектов) с руководителями организаций.

4. Формирование комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов перечня организаций АПК, выступающих базами практик, совместно с академией.

5. Участие в профориентационной работе среди школьников руководителей организаций АПК, включая отбор кандидатов на подготовку в академии на целевой основе.

7. Проведение занятий с руководителями практик от базовых организаций АПК на базе института повышения квалификации и переподготовки кадров УО БГСХА.

8. Создание учебно-практических центров для прохождения производственной практики лучшими студентами на базе 3-5 высокоэффективных предприятий АПК каждой области с обучением управлению основными отраслями аграрного производства (студент закрепляться за конкретным должностным лицом организации, курирующим определенную отрасль, и работает с ним в течение дня, изучая основные аспекты управления отраслью).

9. Организация системного мониторинга качества прохождения производственной практики.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий будет способствовать улучшению практико-

ориентированной подготовки студентов в УО БГСХА и формированию высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Заключение

В академии основной упор при подготовке специалистов делается на практико-ориентированный подход в организации образовательного процесса. Немалая роль при этом отводится производственной практике. Однако анализ качества ее организации показывает, что существует ряд проблем, решение которых необходимо начинать с разработки на законодательном уровне механизма мотивации и ответственности организаций АПК за конечные результаты практико-ориентированной подготовки специалистов, а также системы взаимодействия между ними и учреждениями высшего образования с учетом не только сложившихся традиций в организации практического обучения, но и требований современного аграрного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Положение о практике студентов, курсантов, слушателей [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 03 июня 2010 г., № 860 : в ред. постановления Совмина от 15.08.2017 г. № 613 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

2. Трапянок, Н. Г. Производственная практика студентов БГСХА / Н. Г. Трапянок // Информационно-аналитический бюллетень. - Горки: БГСХА, 2017. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.