Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

ПРАКТИКИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПРАВО НА ВЫРАЖЕНИЕ МНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ / ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калабина Инна Александровна, Стекольщикова Анастасия Александровна, Филипова Александра Геннадьевна

Целью данной статьи является анализ успешных российских практик вовлечения детей социальной эксклюзии в решение вопросов их повседневности, а также выявление ресурсов и барьеров на этом пути. Методами исследования стали экспертное интервью и анализ социальных проектов, реализованных российскими НКО и учреждениями для детей-сирот в рамках конкурса, проведенного в 2019 году благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Полученные данные свидетельствуют о важности включения детей в исследования, социальное проектирование и оценку. Сложности участия детей-сирот часто бывают вызваны режимными моментами работы учреждений, а также стереотипной позицией взрослых по отношению к детям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калабина Инна Александровна, Стекольщикова Анастасия Александровна, Филипова Александра Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES OF INCLUDING CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE ADDRESSING ISSUES AFFECTING THEM

The purpose of this article is to analyze the successful Russian practices of involving children of social exclusion in solving issues of their everyday life, as well as to identify resources and barriers in this way. The research methods were expert interviews and analysis of social projects implemented by Russian NGOs and institutions for orphans in the framework of a competition held in 2019 by the Elena and Gennady Timchenko Charitable Foundation. The findings suggest the importance of including children in research, social design and evaluation. Difficulties in the participation of orphans are often caused by institutional regimes, as well as the stereotypical attitude of adults towards children

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 316.621 Калабина И. А., Стекольщикова А. А., Филипова А. Г.

Практики включения детей, оставшихся без попечения родителей, в решение вопросов, затрагивающих их интересы

Введение

Организация участия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в решение вопросов, затрагивающих их интересы в повседневности, является важной задачей как для специализированных учреждений (например, центров содействия семейному устройству), так и для приемных родителей.

Согласно статье 12 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его/ее интересы, причем взглядам ребенка должно уделяться внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

В Семейном кодексе РФ права детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под особой защитой. Помимо права на выражение собственного мнения и обязательный учет этого мнения, закон защищает права сирот в области их жизнеустройства, а также имущественные права. Согласно статье 57, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Также в отношении права на выражение собственного мнения ребенка-сироты можно отметить действие Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от l0.02.2020) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно п. 40, приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием самих детей. А п. 41 предполагает предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей [7].

В другом Постановлении Правительства РФ (от 19.05.2009 № 432, ред. от 19.12.2018) "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" в п.5 предусмотрено выявление пожелания ребенка, оставшегося без попечения родителей, при подборе семьи, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье. Также данным документом зафиксирована обязательность учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет [8].

Участие интерпретируется нами как выражение ребенком собственного мнения и учет этого мнения в принятии взрослыми решений, затрагивающих его интересы, начиная с семейных и школьных вопросов и заканчивая социальными программами в интересах детей [9, с. 411].

© Калабина И. А., Стекольщикова А. А., Филипова А. Г., 2020

КАЛАБИНА Инна Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). E-mail: innakalabina@mail.ru

СТЕКОЛЬЩИКОВА Анастасия Александровна, аспирант департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: Anas-yasT@mail.ru

ФИЛИПОВА Александра Геннадьевна, д-р социол. наук, зав. лабораторией комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: alexgen77@list.ru

В исследовании В. А. Одиноковой "Дети в организациях для детей-сирот в Санкт-Петербурге, Свердловской области и республике Башкортостан: участие в принятии решений и его влияние на благополучие" каждый пятый ребенок — участник исследования (19,5 %) сообщил, что при принятии решений взрослые прислушиваются к нему "редко" или "никогда" [5, с. 247].

Существенный задел в области вовлечения детей-сирот в решение разных вопросов сформировала Всероссийская онлайн конференция "Вместе с детьми", организованная Фондом Тимченко с партнерами, которая состоялась 1 июня 2020 г. Целью конференции стало развитие практики участия детей при проведении социальных преобразований, направленных на улучшение детского благополучия в Российской Федерации. В ней приняли участие дети из семей в трудной жизненной ситуации, приемных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских учреждений и приемных семей, специалисты сферы защиты детства, приемные родители, волонтеры-наставники, представители федеральных и региональных органов власти, науки [1, с. 216-217].

На конференции опытом детского участия делились не только взрослые, но и дети, которые примерили социальные роли журналистов, социологов и спикеров. Все участники, с одной стороны, отмечали важность "голоса ребенка", экспертность мнения детей в области детской повседневности, но, с другой — фиксировали всевозможные барьеры вовлечения детей в решение личностно и социально значимых вопросов в виде стереотипов восприятия ребенка как социально и психически незрелого, отсутствия действенных механизмов участия детей, в особенности детей групп социальной эксклюзии.

В России накоплен определенный опыт оценки детского участия и деятельности по включению детей (И. Е. Калабихина, О. В. Кучмаева, С. В. Кочнев, Н. В. Васильева, В. А. Одинокова, М. М. Русакова и др.), а научной школой С. Н. Майоровой-Щегловой развивается концепция социального конструирования детства.

Целью настоящей статьи выступает анализ успешных российских практик включения детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей с ограниченными возможностями здоровья в решение вопросов их повседневности, а также выделение региональных особенностей.

Методы и материалы исследования

Методами исследования послужили экспертное интервью и анализ социальных проектов, реализованных российскими НКО и учреждениями для детей. Эмпирические материалы исследования представлены тремя транскриптами экспертных интервью (Э1 — жен., руководитель, детские деревни SOS, Москва; Э2 — муж., воспитатель, Центр содействия семейному устройству, г. Санкт-Петербург: Э3 — муж., директор, Центр содействия семейному устройству, г. Владивосток), а также презентациями 15 социальных проектов, размещенными на сайте Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Выбор экспертов объясняется их опытом работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также владением методиками включения детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы.

В 2019 г. Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко был проведен конкурс прикладных и оценочных исследований с участием детей и молодых взрослых в области профилактики и преодоления последствий социального сиротства "Голос ребенка: дети как эксперты опыта" [2, с. 58]. Исследовательские проекты — победители конкурса являются примерами успешного внедрения и развития практик работы в данном направлении. Тематика и разнообразные группы участников исследовательских проектов позволяют увидеть весь спектр возможностей по включению детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы. Задачами анализа проектов выступают выявление сущностных характеристик проектов, выявление возможностей использования потенциала региона в развитии культуры участия определение роли детей в реализации проекта.

В 2019 г. на конкурс были поданы 42 заявки; 15 организаций-победителей из 10 регионов провели исследования с участием 329 детей. В 53,5 % дети выступали в роли информантов, в 73,3% — в рефлексивной позиции "экс-

пертов опыта", в 46,7 % — в роли партнеров-исследователей (несколько ролей могли присутствовать одновременно) [2, с. 58].

Что касается экспертных интервью, то они фокусировались на ресурсах и ограничениях участия детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях и в приемных семьях, в решении разных вопросов.

Результаты и их обсуждение

Эксперты, участвующие в исследовании, сравнивая возможности участия в решении вопросов повседневности детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и в приемных семьях, однозначно фиксировали сложности первой группы детей:

"Дети, например, в учреждениях - это большая проблема, потому что они в принципе ничего не решают, за них все время принимают решения, вот в этом главная проблема дальнейшего их самостоятельного существования... Когда ребенок в учреждении, людям в голову не приходит, что по каким-то вещам с ребёнком нужно советоваться" (Э1).

При этом эксперты в качестве главного барьера выделяли режимные моменты, регламентированность работы педагогов с детьми в условиях учреждения:

"В сиротских учреждениях очень четкий, регламентированный режим. В 8 проснулись, пошли в школу, вернулись со школы в четкое время. Отпускают на три часа или на несколько только по заявлению. Нарушение режима практически не допустимо. Оно очень жестко контролируется со стороны администрации" (Э2).

Далее эксперты приводили конкретные примеры этой детской заорга-низованности, восприятия ребенка исключительно как объекта педагогических воздействий со стороны воспитателя, сужения зоны личностного выбора ребенка. Это касается таких вопросов детской повседневности, как выбор одежды, еды, кружков:

"Еще одна проблема участия детей в этих учреждениях покупка одежды. Такие мелочи, но очень сильно деформируют детей. Как правило, эти дети спускаются вниз в подвал, где хранится целый склад этой одежды, они с воспитателем получают эту одежду на год или полгода и всё. Ребенок по факту даже теряет понимание стоимости вещи... То же самое происходит в детских столовых. Как правило, питание в сиротских учреждениях организуется в общей столовой по типу школы. Дети никаким образом не вовлечены в процесс приготовления, выбора блюда и т.п. ... Во многих центрах [имеются в виду Центры содействия семейному устройству] есть дополнительное образование, чтобы дети никуда не ходили в городе. Они, как правило, занимаются в этих учреждениях" (Э2).

В дальнейшем отсутствие выбора, ограничение возможности высказывания своей точки зрения приводит к инфантилизации, социальной пассивности и нежеланию брать на себя ответственность за собственное будущее со стороны выпускников учреждений.

На преодоление разрывов детско-взрослых отношений, вовлечение детей-сирот в решение повседневных вопросов, выработку практик высказывания мнения детьми и др. были направлены 15 проектов, получившие поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в 2019 г. Перейдем к анализу практик детского участия, представленных в данных проектах.

Большая часть социальных проектов затрагивает одну из самых важных и болезненных для ребенка, оставшегося без попечения родителей, тем — семью. Возможности детского участия в этой теме варьируются от вопросов, которые хочет прояснить ребенок и быть услышанным: проект "Хочу все знать о будущем приемном родителе" (Меркуль И.А., Бусыгина Н.П.) — до работы с детско-родительскими отношениями и оценки различных аспектов сопровождения приемных семей: "Взаимосвязь психологического благополучия матери и психологического здоровья подростка в трудной жизненной ситуации" (Шабельникова О.А., Ослон В.Н.), "Оценка влияния проекта "Семейный букет" на приемных детей: взгляд детей — участников проекта" (Горбунова Л. М., Подкладова Т.Д.), "Кто я": технология исследования и оценки изменения эмоционального состояния детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, в процессе театральной деятельности" (Пепелова Н.В, Бусыгина Н.П.), "Школа для родителей глазами детей" (Леонова Е., Литвинова С., Ко-шелева Н.), "Опыт становления ответственного материнства у выпускниц организаций для детей-сирот "Дневник мамы" (Илясова Т.В., Штейнберг И.Е.). Интересные аспекты и новые возможности работы с семьей и родителями глазами ребенка были также получены в проекте "Опыт получения социальных услуг семьей ребенка. С участием детей с использованием творческих методов" (Гонтаренко Ю.Э., Кузьмин А.И.). В последнем случае, несмотря на первоначальную ориентацию проекта именно на оценку процесса и результата оказания семье поддерживающих услуг, работа, проведенная с родителями, повлияла на улучшение семейной ситуации в целом и ощущение благополучия детьми.

Переход ребенка в самостоятельную взрослую жизнь или в учреждение, где живут уже взрослые, стал темой проектов "Социальный тренажер "Социальная квартира" (Шибанова Е.В., Штейнберг И.Е.), "Проблемы перехода из учреждения для детей-сирот в учреждение для взрослых (ПНИ) глазами самих подростков и молодых взрослых" (Серкина А.В., Кузьмин А.И.). По многим вопросам перехода система информирования детей недостаточно развита, что порождает множество тревог и страхов у выпускников. Выявление подобных трудностей дает возможность вовремя скорректировать работу специалистов, а ребенку — ощутить свое участие в выборе жизненной траектории.

Изучение проблем и ресурсов развития подростков, проявления их субъектной позиции по отношению к собственной жизни, затронуто в проектах "Наставничество: точка зрения детей" (Ершова Н.Н., Язневич Е.), "Исследование эффективности социальной программы "Всё в твоих руках!" на основе одного из базовых мероприятий программы — летнего лагеря для подростков 2018 года" (Гумирова Г., Балакирев В.), "Программа социально-психологической адаптации "Школа жизни" глазами подростков, воспитанников социальных реабилитационных центров" (Кутянова И.П. , Чиркина Р.В.), "Точка доступа: Подросток в интернете" (Андреева Н.В., Одинокова В.А.).

Особого внимания заслуживает проект "Необычные дети — обычное исследование" (Романова Е., Кошелева Н.) [4]. Авторы проекта провели колоссальную работу по включению детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в решение вопросов, затрагивающих их жизнь. Анализируя условия жизни детей, их влияние на рост самостоятельности воспитанников, постоянно в них проживающих, авторы не только разработали инструментарий для включения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в исследование как прямых источников информации, но и как участников его проведения.

Реализация права на участие в рассматриваемых проектах варьировалась от возможности ребенка выражать свое мнение и быть источником информации о разнообразных сторонах его жизни до оценки с участием детей с возможностью дальнейшего изменения ситуации как взрослыми, так и самими детьми. Как отмечают Т. Арчакова и Э. Гарифулина, "во всех исследованиях конкурса "Голос ребенка" участники (дети, подростки и молодые взрослые) были подробно информированы о целях и задачах исследований, о возможной пользе для них самих, для организаций и для других детей в аналогичной жизненной ситуации. Даже если участие сводилось к роли респондента, дети не были объектами экспертной оценки — у них выяснялись оценки и рекомендации; использовались методики, позволяющие выразить свое отношение к ситуации" [2, с. 60].

Проект "Наставничество: точка зрения детей" был реализован самими воспитанниками [3]. Применяя коллегиальную форму сотрудничества, авторы проекта вовлекли детей в исследовательскую деятельность: дети разрабатывали анкеты, проводили исследование в учреждении, обрабатывали полученные данные и представляли результаты исследования. Результаты своего участия дети почувствовали как в личностных изменениях, так и в сферах влияния наставника.

В анализируемых проектах проявляется разнообразие возрастных групп участников: от дошкольного возраста до выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно с дошкольного детства важно развивать активную позицию ребенка, учить понимать

себя, высказывать свои ощущения и мнение, формулировать свои запросы. Широкий охват возрастных групп позволяет увидеть, как могут развиваться компетенции ребенка и степень его участия. Существенный вклад в реализацию проектов вносили выпускники учреждений для детей-сирот. Имея опыт самостоятельной жизни, они могут дать качественную оценку существующим практикам и выработать рекомендации по поводу необходимых дополнений в организации жизни детей в учреждениях.

Главный, объединяющий все представленные проекты вывод можно выразить словами авторов одного из проектов: "Мнение детей можно и нужно спрашивать. Их представления очень часто являются "контрнарративом", то есть не совпадают с тем, что является важным для родителей и специалистов" (Гонтаренко Ю.Э., Кузьмин А.И.) [6]. Практически во всех исследованиях были получены данные, о наличии которых взрослые порой и не подозревали. Анализ высказываний детей позволил заметить, что часто дети, даже нуждаясь в помощи, не решаются заговорить первыми. Взрослые ассоциируются у них с нравоучениями и запретами, поэтому дети удивляются, когда их мнением начинают интересоваться и учитывают его при принятии решений, помогают в сложных ситуациях. Так, благодаря участию в проекте "Точка доступа: Подросток в интернете" стало известно, что один из детей пострадал от сексуального насилия в интернете и находится в острой фазе психологической травмы. Это позволило организовать своевременную и квалифицированную помощь специалистов ребенку.

Экспертное мнение детей позволило улучшить содержание работы, включить элементы программ по запросам детей или скорректировать существующую работу с учетом их мнения. Как результат дети отмечают улучшение благополучия в разных сферах жизни: семья, ближайшее окружение, учеба и пр. Вот примеры обратной связи — высказываний детей из разных проектов: "Вечерами стали собираться за столом и обсуждать прожитый день", "Мои родители стали лучше меня понимать", "Стало больше друзей", "Мы стали уважать интересы друг друга", "Есть изменения в характере ...в лучшую сторону", "Я меньше высказываю негативную эмоцию, перестал делать то, что делал." и т.д. Важность получения нового знания от детей подчеркивается и авторами разных проектов: "Не смогли узнать про услуги, но узнали об опыте ребенка в кризисной семье", "Критические замечания детей позволили определить проблемы предупреждения социального сиротства в процессе реализации программы" и т.д.

Авторы большинства проектов среди сложностей отмечали трудности в выражении детьми собственных мыслей и суждений: "Детям сложно рефлексировать, вербализировать свои чувства", "Дают односложные ответы", "Трудность выражения своих мыслей участниками". Это лишний раз подтверждает необходимость целенаправленной работы с детьми уязвимых групп, пошагового обучения детей анализу своей ситуации, высказыванию мнения, комментированию жизненных процессов с последующим влиянием на то, что они смогут изменить.

Положительные влияния всех представленных проектов связаны не только с улучшением жизни конкретных участников, но и с активизацией позиции специалистов учреждений и других взрослых, окружающих ребенка. Изменение позиции взрослых позволяет менять устоявшуюся практику работы учреждений и распространять этот опыт.

Анализ представленных практик с позиций регионального аспекта, позволяет выделить несколько характерных черт. В основном представленные практики были направлены на решение каких-либо общих вопросов в жизни ребенка, в его связях с ближайшим окружением и подготовкой к будущей жизни вне учреждения. Авторы не связывали содержание работы с какими-либо специфическими проблемами жизни в регионе или возможностью использования регионального потенциала. Только в одном проекте "Все в твоих руках!" авторы опираются на потенциал и специфику жизни региона и района проживания детей — участников, организуя лагерь на сельскохозяйственном предприятии. При этом в исследовании авторы анализируют целесообразность распространения своего опыта в других населенных пунктах и территориях района, а также выделяют факторы, которые необходимо учесть в этом процессе.

По географическому охвату большинство проектов были представлены учреждениями из Москвы и Московской области (5 проектов), Санкт-Петербурга (3 проекта, один из них с включение учреждения в Нижнем Новгороде) и по одному проекту из Кирова, Новосибирска, Тамбова, Томской, Омской, Оренбургской областей и Ярославля. Преимущественный охват европейской части России позволяет говорить о концентрации в ней методических и технологических ресурсов и необходимости распространения данного опыта на восточные регионы. Одним из направлений взаимодействия может стать привлечение специалистов из регионов, где развиты практики вовлечения детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы, для обучения специалистов других регионов и распространение лучшего опыта.

Заключение

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что для успешной социализации детей-сирот в обществе важно развивать их субъектную позицию вместе с социальной ответственностью и умением высказывать и отстаивать свою точку зрения. Формирование культуры участия связано также с работой с окружением ребенка.

Важно учитывать мнение ребенка в выборе замещающей семьи, в покупке личных вещей (одежда, обувь, декор для комнаты и т.д.), в приготовлении еды, посещении секций, кружков, в выборе будущей профессии, учитывать интересы ребенка при отправлении в лагерь и пр. Все это сложно реализуемо в условиях учреждения для детей-сирот с его режимом дня и жесткой регламентацией повседневных практик. Кроме того, вовлечению детей мешает устоявшаяся позиция взрослых с их авторитарным стилем взаимоотношений, а также невладение эффективными практиками детского участия. Чаще всего участие сводится к имитационным формам декорирования или манипулирования мнением ребенка. В случае декорирования взрослые, к примеру, вовлекают детей в организацию разных мероприятий в учреждении, дают им поручения, однако реального участия не происходит и дети ничего не решают. Манипулятивное воздействие взрослых приводит к навязыванию их мнения детям, использованию детского "подкорректированного" мнения в интересах взрослых.

Для детей социальной эксклюзии выражение мнения особенно важно, так как их жизненная ситуация усугубляется воздействием разных факторов: стойкое нарушение здоровья, отсутствие семьи, совершение противоправных действий и пр. Дети, живущие в учреждениях или кризисных семьях, зачастую лишены минимальных форм проявления участия, включая высказывание своего мнения, оценку условий жизни и, как следствие, возможности влиять на их улучшение. Получение обратной связи от ребенка помогает взрослому (социальному работнику, психологу, воспитателю) выстраивать доверительные отношения с ним, выбирать соответствующие ситуации реабилитационные/ адаптационные мероприятия, проводить их последующую оценку и пр.

Важное место в развитии практик участия детей-сирот отведено региональному фактору, который предполагает включение особенностей территории проживания в процесс социальной адаптации, в т.ч. постинтернатной, детей, оставшихся без попечения родителей. Особенностями территории проживания в данном случае выступают организация хозяйственной деятельности, образовательная инфраструктура, плотность заселения территории и др. Учет социальных, экономических, природно-географических и других факторов в подготовке лиц из числа детей-сирот к самостоятельной жизни в регионе поможет им в профессиональном самоопределении и выборе образовательной траектории.

Литература

1. Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. "Вместе с детьми": диалог взрослых и детей в период пандемии // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 3. С. 216-228.

2. Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Дети в роли исследователей, оценщиков и со-авторов социальных практик: опыт конкурса "Голос ребенка: дети как эксперты

опыта" // Детские инициативы - путь в будущее. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2019, С. 56-76.

3. Наставничество: точка зрения детей [Электронный ресурс] // 10 лет фонд Тимченко: [веб-сайт]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/2019/08/14/nastavnichestvo-tochka-zrenija-detej/ (дата обращения: 20.11.2020).

4. Необычные дети - обычное исследование [Электронный ресурс] // Фонд Тимченко: [веб-сайт]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2019/09/

%80%D1%8B%b0%BB%D1%8C%D1%8F.pdf (дата обращения: 20.11.2020)°

5. Одинокова В.А. Дети в организациях для детей-сирот в Санкт-Петербурге, Свердловской области и Республике Башкортостан: участие в принятии решений и его влияние на благополучие // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург: Издательство "Реноме" ФНИСЦ РАН, 2019. С. 246-251.

6. Опыт получения социальных услуг семьей ребенка. С участием детей с использованием творческих методов [Электронный ресурс] // Фонд Тимченко: [веб-сайт]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9F%D0%B0 %D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0% BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B1%-D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%83.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

7. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 10.02.2020) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей") [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [веб-сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163487/2c12eff23748ae4d8fc4a0345444db59df893e03/ (дата обращения: 15.01.2021).

8. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 19.12.2018) "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации") [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [веб-сайт]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87945/ (дата обращения: 15.01.2021).

9. Филипова А.Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их жизнь // Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник / Отв. ред. С.Н.Майорова-Щеглова. М.: РОС, 2018. С. 411-419.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б

1. Archakova T.O., Garifulina EH. Sh. "Vmeste s det'mi": dialog vzroslykh i detej v period pandemii // Kompleksnye issledovarnya detstva. 2020. T. 2, № 3. S. 216-228.

2. Archakova T.O., Garifulina EH. Sh. Deti v roli issledovatelej, otsenshhikov i so-avtorov sotsial'nykh praktik: opyt konkursa "Golos rebenka: deti kak ehksperty opyta" // Detskie initsiativy - put' v budushhee. M.: Fond podderzhki detej, nakhodyashhikhsya v trudnoj zhiznennoj situatsii, 2019, S. 56-76.

3. Nastavnichestvo: tochka zreniya detej [EHLektronnyj resurs] // 10 let fond Tim-chenko: [veb-sajt]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/2019/08/14/nastavnichest-vo-tochka-zrenija-detej/ (data obrashheniya: 20.11.2020).

4. Neobychnye deti - obychnoe issledovanie [EHlektronnyj resurs] // Fond Timchen-ko: [veb-sajt]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp

0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C-%D0%BA%D1%80 %D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F.pdf (data obrashheniya: 20.11.2020).

5. Odinokova V.A. Deti v organizatsiyakh dlya detej-sirot v Sankt-Peterburge, Sverd-lovskoj oblasti i Respublike Bashkortostan: uchastie v prinyatii reshenij i ego vliyanie na blagopoluchie // Sem'ya v sovremennom mire: XI sotsiologicheskie chteniya pamyati V. B. Golofasta: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferentsii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Renome" FNISTS RAN, 2019. S. 246-251.

6. Opyt polucheniya sotsial'nykh uslug sem'ej rebenka. S uchastiem detej s is-pol'zovaniem tvorcheskikh metodov [EHlektronnyj resurs] // Fond Timchenko: [veb-sajt]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9F%D0%B0 %D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%-BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B1%-D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%83.pdf (data obrashheniya: 20.11.2020).

7. Postanovlenie Pravitel'stvaRF ot 24.05.2014 N 481 (red. ot 10.02.2020) "O deya-tel'nosti organizatsij dlya detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej, i ob

ustrojstve v nikh detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej" (vmeste s "Polozheni-em o deyatel'nosti organizatsij dlya detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej, i ob ustrojstve v nikh detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej") [EHlek-tronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: [veb-sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163487/2c12eff23748ae4d8fc4a0345444db59df893e03/ (data obrashheni-ya: 15.01.2021).

8. ^ Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.05.2009 N 432 (red. ot 19.12.2018) "O vre-mennoj peredache detej, nakhodyashhikhsya v organizatsiyakh dlya detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej, v sem'i grazhdan, postoyanno prozhivayushhikh na territorii Rossijskoj Federatsii" (vmeste s "Pravilami vremennoj peredachi detej, nakhodyashhikhsya v organizatsiyakh dlya detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej, v sem'i grazndan, postoyanno prozhivayushhikh na territorii Rossijskoj Federatsii") [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: [veb-sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_87945/ (data obrashheniya: 15.01.2021).

9. Filipova A.G. Uchastie detej v reshenii voprosov, zatragivayushhikh ikh zhizn' // Detstvo ХХГ veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar'-spravochnik / Otv. red. S.N.Majorova-ShHeglova. M.: ROS, 2018. S. 411-419.

Калабина И. А., Стекольщикова А. А., Филипова А. Г. Практики включения детей, оставшихся без попечения родителей, в решение вопросов, затрагивающих их интересы: региональные особенности.

Целью данной статьи является анализ успешных российских практик вовлечения детей социальной эксклюзии в решение вопросов их повседневности, а также выявление ресурсов и барьеров на этом пути. Методами исследования стали экспертное интервью и анализ социальных проектов, реализованных российскими НКО и учреждениями для детей-сирот в рамках конкурса, проведенного в 2019 году благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Полученные данные свидетельствуют о важности включения детей в исследования, социальное проектирование и оценку. Сложности участия детей-сирот часто бывают вызваны режимными моментами работы учреждений, а также стереотипной позицией взрослых по отношению к детям.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, право на выражение мнения, социальные проекты, участия детей в решении вопросов, .затрагивающих их интересы, учреждения для детей-сирот

Kalabina I. А., Stekol'shhikova А. А., Filipova А. G. Practices of including children without parental care addressing issues affecting them.

The purpose of this article is to analyze the successful Russian practices of involving children of social exclusion in solving issues of their everyday life, as well as to identify resources and barriers in this way. The research methods were expert interviews and analysis of social projects implemented by Russian NGOs and institutions for orphans in the framework of a competition held in 2019 by the Elena and Gennady Timchenko Charitable Foundation. The findings suggest the importance of including children in research, social design and evaluation. Difficulties in the participation of orphans are often caused by institutional regimes, as well as the stereotypical attitude of adults towards children.

Key words: orphans and children left without parental care, the right to expression, social projects, participation of children in matters affecting them, institutions for orphans

Для цитирования: Калабина И. А., Стекольщикова А. А., Филипова А. Г. Практики включения детей, оставшихся без попечения родителей, в решение вопросов, затрагивающих их интересы: региональные особенности // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2021. № 1. С. 142-149. DOI: 10.24866/1998-6785/2021-1/142-149

For citation: Kalabina I. А., Stekol'shhikova А. А., Filipova А. G. Practices of including children without parental care addressing issues affecting them // Ojkumena. Regional researches. 2021. № 1. P. 142-149. DOI: 10.24866/1998-6785/2021-1/142-149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.