Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 3 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 3 _www.kid-journal.ru
Статьи
УДК 316.46 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-3-207-215
Особенности участия детей, оставшихся без попечения родителей, в принятии решений, связанных с их повседневностью
А. А. Стекольщикова™ 1 Дальневосточный федеральный университет, 690922, Россия, о. Русский, пос. Аякс, д. 10
Аннотация. Тема участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, является особенно актуальной в современном обществе. Особое внимание исследователей привлекают дети групп социальной эксклюзии — сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетние правонарушители. Ученые и практики заняты разработкой методов сбора данных (получение детского мнения), вовлечением детей в экспертизу и оценку социальных программ, а также соучаствующими исследованиями. Целью данного исследования выступает выявление возможностей и специфических черт участия детей, оставшихся без попечения родителей, в решении разных вопросов. Методами исследования стала серия фокус-групп и индивидуальных интервью с детьми, проживающими в замещающих семьях и учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего было проведено три фокус-группы и девять индивидуальных интервью. Общее количество детей — участников исследования составило 34 человека в возрасте от 12 до 17 лет, в ходе экспресс-анкетирования опрошены еще 72 ребенка. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в детских домах и приемных семьях дети принимают активное участие в решении вопросов, связанных с учебой, но при этом большинство детей ограничены в выборе форм развлечений и отдыха. Чем старше становятся дети, тем больше взрослые к ним прислушиваются. Появляется больше аргументов для того, чтобы отстаивать свое собственное мнение, свою собственную позицию. Подростки, воспитывающиеся в семьях или государственных учреждениях, как правило, всегда высказывают свою точку зрения, но многие не знают, как корректно ее аргументировать, что иногда приводит к конфликтным взаимодействиям. Мнение детей в семье или государственном учреждении в основном учитывается по вопросам, связанным с учебой, выбором дополнительных занятий секций, кружков, организацией внеучебной деятельности в детском учреждении. В приемных семьях участие детей часто принимает форму выполнения различных домашних обязанностей, в выполнении которых детям предлагается определенная свобода выбора.
Ключевые слова: участие детей, оставшихся без попечения родителей, право ребенка, выражение собственного мнения, замещающие семьи, фокус-группа, интервью.
Сведения об авторе
Анастасия Александровна Стекольщикова, e-mail: [email protected] Для цитирования: Стекольщикова, А. А. (2020) Особенности участия детей, оставшихся без попечения родителей, в принятии решений, связанных с их повседневностью. Комплексные исследования детства, т. 2, № 3, с. 207-215. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-207-215
Получена 21 августа 2020; прошла рецензирование 23 сентября 2020; принята 23 сентября 2020.
Права: © Автор (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Features of engaging children without parental care in decision-making related to their daily lives
A. A. Stekolshchikova™
1 Far Eastern Federal University, 10 Ajax Bay, Russky Island 690922, Russia
Abstract. The issue of children's participation in solving questions affecting their interests is particularly relevant at present. Certain groups of children subject to social exclusion, such as orphans, children with disabilities, and juvenile delinquents, consistently attract researchers' attention. Scientists and practitioners are engaged in developing methods for collecting data (children's opinions), involving children in the assessment and evaluation of social programs, and participating in research.
The purpose of this study is to assess the possibilities and specific features of engaging children without parental care in solving various issues. The research method involved a series of focus group and individual interviews with children living in foster families and institutions for orphans and children left without parental care (3 focus groups and 9 individual interviews). A total of 34 children aged 12-17 years participated in the study; 72 more children were interviewed during an express survey.
The empirical data obtained indicate that in orphanages and foster families children are actively involved in solving issues related to their education, while most of them are limited in the choice of entertainment and recreation. The older the children become, the more adults listen to them; the children develop arguments in order to prove their opinions. Teenagers who are brought up in foster families or government agencies, will always express their point of view, but many do not know how to argue it correctly, which may lead to conflicts in their interactions.
The children's opinions are generally considered in regard to their studies, choice of additional classes in certain fields of study and student clubs, and the organization of extracurricular activities in a child care institution. In foster families, a child's engagement in home life often takes the form of various household chores, in which the children are offered some freedom of choice.
Keywords: engagement of children left without parental care, the child's right, expression of one's own opinion, foster families, focus group, interview.
Author
Anastasia A. Stekolshchikova, e-mail: [email protected]
For citation:
Stekolshchikova, A. A. (2020) Features of engaging children without parental care in decisionmaking related to their daily lives. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 3, pp. 207-215. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-207-215
Received 21 August 2020; reviewed 23 September 2020; accepted 23 September 2020.
Copyright: © The Author (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Право на собственное мнение имеют как взрослые, так и дети. Участие детей в принятии решений, связанных с их повседневностью, подтверждается Конвенцией ООН, а также Семейным кодексом РФ.
Конвенция о правах ребенка — это договор, обязательный для исполнения всеми подписавшими его государствами. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (Конвенция о правах ребенка 1989), вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами,
административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».
Согласно Семейному кодексу РФ (статья 57 «Право ребенка выражать свое мнение»), ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет (Статья 57 СК РФ...).
Таким образом, в нормативно-правовой базе в Российской Федерации дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, имеют право на участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, что отображено нормативными актами.
Исследователи по-разному определяют понятие участия, используют разные подходы для его обоснования.
Так, например, Г. Лансдаун считает, что участие детей является частью принадлежности в семье или сообществе (Lansdown 2010). Дети участвуют в беседах, в играх, в культурных мероприятиях, в экономической составляющей семьи.
Согласно KidsRights (Фонд всемирного движения за права детей), дети участвуют во всех вопросах, которые непосредственно касаются их, в таких областях, как семья, школа, общество, социальные службы, учреждения, государственная политика и правовые процедуры (Children's rights). Участие детей — это важное условие реализации прав ребенка и один из основных принципов соответствующей Конвенции ООН. Согласно Конвенции, дети имеют право быть услышанными, а также имеют право на доступ к информации (Конвенция о правах ребенка... 1989).
Рассмотрим основные факторы участия детей, приведенные в работе Дж. Штайн "Child Participation" (Stein 2014). Участие детей положительно влияет на их развитие. Оно поднимает самооценку и веру в себя; поддерживает возможность выражать свои взгляды, благодаря этому доверие ребенка, вероятно, будет расти. Через участие дети развивают чувство ответственности, которое, в свою очередь, может оказать положительное влияние на их будущее просоциальное поведение, поможет сформировать практические навыки, такие как командная работа, навыки действия в проблемных ситуациях, навыки ведения переговоров.
В отечественной литературе ведется дискуссия о целесообразности привлечения детей к процессу принятия решений. Выдвигаются следующие аргументы относительно способности детей эффективно принимать участие в этом процессе. У детей есть интерес к участию в принятии решений; дети обладают способностями к исследовательской работе, аналитическому мышлению и проектированию; у детей высокий уровень навыков общения, а способность воспринимать чужую точку зрения и способность к выработке коллективных решений часто более развита, чем у взрослых. Вне зависимости от возраста гражданина его обязанности не могут быть оторваны от прав. Кроме того, участие позволяет детям привлечь внимание взрослых к своим потребностям, по-
вышает качество жизни детей, улучшает доступ к услугам образования, здравоохранения и социальной защиты.
По словам Э. Гарифулиной, участие детей — подход, нацеленный на активное вовлечение ребенка в процесс принятия решений о планировании и реализации программ, услуг и др. для самого ребенка и/или других детей, а также предложений по их улучшению (Гарифулина 2017). Существуют барьеры в развитии эффективного участия детей: низкий уровень компетенций взрослых, работающих с детьми; культура, при которой ребенка воспринимают как объект приложения усилий, воздействия, а не субъект, самостоятельную личность.
Г. В. Семья в своей работе «Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь» представила основные факторы, определяющие участие детей в принятии решений. «К внешним факторам относятся: законодательство, механизмы реализации, подготовленные специалисты. Внутренние факторы — это психологическая готовность ребенка к выбору (когнитивный, эмоционально-волевой, практический), а также его внутренняя позиция (жизненные планы, ориентации, цели — ближние, средние, отдаленные; ожидания) и психологическая защищенность. Наиболее важным фактором является психологическая защищенность» (Семья 2011, 10). «Сформированная в условиях институализации психологическая квазизащищенность разрушается: выпускники переживают чувство психологической незащищенности. В результате наблюдается социально-психологический феномен: в условиях формальной социальной защиты выпускник оказывается психологически и социально незащищенным, что минимизирует эффективность нормативно-правовых актов и усилий специалистов по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Семья 2011, 14).
В исследовании В. А. Одиноковой «Дети в организациях для детей-сирот в Санкт-Петербурге, Свердловской области и Республике Башкортостан: участие в принятии решений и его влияние на благополучие» детям задавались вопросы: «Прислушиваются ли взрослые к твоему мнению, когда принимают важные для тебя решения? Например, решения о том, где и с кем ты будешь жить, где будешь учиться и другие важные для тебя вещи?» Каждый пятый ребенок — участник исследования (19,5 %) сообщил, что при принятии решений взрослые прислушиваются к нему «редко, никогда». «Логистический регрессионный анализ показал, что
детское неблагополучие статистически значимо связано с опытом насилия, пережитого в стенах учреждения для детей-сирот, редким выходом за пределы территории, низкой удовлетворенностью отношениями с другими детьми в учреждении и ограниченным участием в принятии решений в вопросах, затрагивающих интересы ребенка. При условии включения других факторов благополучия участие в принятии решений сохранило значимость вклада в регрессионное уравнение на уровне р < 0,027» (Одинокова 2019, 249).
Таким образом, тема участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, на сегодняшний день не утратила своей актуальности. Особое внимание исследователей привлекают дети групп социальной эксклюзии — сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетние правонарушители. Ученые и практики заняты разработкой методов сбора данных (получение детского мнения), вовлечением детей в экспертизу и оценку социальных программ, а также соучаствующими исследованиями.
Цель исследования эксклюзии — выявить возможности и специфические черты участия детей, оставшихся без попечения родителей, в решении разных вопросов.
Методы исследования. Фокус-группы и индивидуальные интервью с детьми, проживающими в замещающих семьях и учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего было проведено три фокус-группы и девять индивидуальных интервью. Общее количество детей — участников исследования составило 34 человека в возрасте от 12 до 17 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Участникам исследования задавался вопрос, откуда они узнали о праве на выражение собственного мнения? Лучше всего информированы оказались дети, находящиеся в учреждениях, так как с ними проводятся специальные занятия. В детской деревне этими вопросами занимаются социальные педагоги:
Я живу в БОБ-деревне, и здесь есть социальные педагоги, которые работают с детьми. Они объясняют, какие права имеют дети и как ими можно воспользоваться, все зависит от ситуации (фокус-группа_1).
Среди других источников информации дети отмечали учителей в школе, родителей, специально приглашенных в школу гостей и пр.
В рамках фокус-групп ребятам было предложено разделиться на пары и провести небольшое интервью. Один подросток в паре был интервьюером, другой — респондентом. Задание для интервьюера: «Вспомните, пожалуйста, случай из жизни, когда Вы высказали собственное мнение по разным вопросам. Ваше мнение учли или нет? Как отреагировали окружающие на Ваше мнение?» После этого интервьюер рассказывал всем ту информацию, которую ему удалось получить.
Для анализа были отобраны шесть разных ситуаций.
Первая ситуация. Впервые свое мнение он высказал на футбольном поле. Он был участником команды. Это мнение касалось незасчи-танного гола. Кирилл сам решил высказать свое мнение. Окружающие на его мнение возмутились. Разыгралась дискуссия по поводу незасчитан-ного гола. Никто его не поддержал, и даже дали желтую карточку.
Вторая ситуация. Это было в школе, Оля была ответственная за мероприятие. Выбрала ученика, который не хотел участвовать в мероприятии. Он сказал, что не будет участвовать в мероприятии, класс не отреагировал. Ответственного за мероприятие поменяли.
Третья ситуация. Это было новогоднее мероприятие, которое происходило в школе. Необходимо было поставить номер, и Андрей предложил сценку, а руководитель предложил танец. Коллектив отреагировал отрицательно, поэтому поставили танец. Андрей не стал участвовать в мероприятии.
Четвертая ситуация. В школе Ульяне предложили сделать проект. Учитель предложил свою тему, Ульяна предложила свою. Учитель послушал Ульяну, помогли ей с проектом, после чего проводились игры и всем понравилось.
Пятая ситуация. Ситуация произошла в лагере. Влад решил организовать шоу для вожатых. Всю инициативу взял на себя. Спрашивал, кому понравилось, а кому нет. В итоге всем вожатым понравилось.
Шестая ситуация. Олег очень хотел собаку, он разговаривал с родителями, но они были против, он сказал, что будет за ней ухаживать, и родители согласились купить собаку.
Анализ вышеприведенных ситуаций показал, что, во-первых, респонденты чаще приводили примеры собственного участия, связанного со школьными мероприятиями, реже — внутрисемейные ситуации, совсем не было примеров, связанных с высказыванием ребенком собственного мнения в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, для
изучения было выбрано равное количество ситуаций, закончившихся учетом мнения ребенка, и противоположных, когда его мнение не было принято во внимание. Сопоставление данных ситуаций демонстрирует важность поддержки принятых решений другими детьми, а также взрослым, чаще всего педагогом. Детям сложно аргументировать свою позицию, часто они проявляют склонность к конфликтным взаимодействиям.
В ходе проведенного исследования были выявлены случаи, когда детям было сложно высказать собственную точку зрения, корректно ее аргументировать, что привело к негативным последствиям. Участники фокус-групп привели разные примеры, когда мнение ребенка не было услышано взрослыми, когда было сложно высказать собственное мнение.
Ситуация 1. Респондент:
До карантина нам задали вопрос по поводу выпускного, кто хочет участвовать, кто не хочет, но всех заставили. Я сказала, что не хочу, мне неинтересно там танцевать, петь песни, но ни к чему хорошему не привело, поругалась с учительницей. Она сказала прочитать стихотворение или что-нибудь сделать, но я сказала, чтобы меня не трогали, я в этом участвовать не буду. На выпускном я и не участвовала. Поэтому теперь мы с учительницей не общаемся, она немного злится на меня.
Ситуация 2. Респондент:
Мы с Наташей занимаемся танцами достаточно давно, и недавно у нас начались разногласия с хореографом. Мы всегда высказываем свое мнение, когда нам что-то не нравится. Недавно у нас была репетиция, и мы должны были выступать, и наш хореограф дал нам непонятные костюмы, и нам было очень некомфортно чувствовать себя в этих вещах, что привело к конфликту. В общем, мы высказали, что нам не нравится, почему нам неудобно, почему мы не хотим это надевать, в итоге хореограф на нас обиделась, что привело к конфликту, и мы ушли из танцев.
В обеих вышеописанных ситуациях подростки не смогли аргументировать свою точку зрения так, чтобы взрослые к ней прислушались и учли ее. В результате и в одном, и в другом случае возникли разногласия с учителями, переросшие в конфликтные взаимодействия.
Во второй ситуации респондент обсудил конфликт с воспитателями в детском доме:
.. .когда я поднялась в группу и рассказала воспитателям, так как я им доверяю, всегда
все рассказываю, что меня беспокоит, они меня поддержали, но сказали, что не нужно было принимать такое решение в гневе.
И девочка переосмысливает ситуацию, рассуждая, что если бы все повторилось, то она бы поступила по-другому, постаралась войти в положение руководителя кружка, «что она тоже устала, у нее рабочий день, мне кажется, мы бы не сорвались и не ушли, поддержали бы ее как-нибудь».
То есть подросткам, оставшимся без попечения родителей, так же как и подросткам, воспитывающимся в семьях, нужны навыки саморегуляции, управления своим поведением в разных ситуациях. Некоторые участники обсуждения приводили в качестве примера тренинги, которые проводились в их учреждении.
В ходе проведения фокус-групп на платформе Zoom были проведены два экспресс-опроса, касающихся позиции ребенка в замещающей семье / детском доме, а также участия детей в решении разных вопросов. Детям было предложено самим выступить в качестве интервьюеров и опросить других детей в своих учреждениях.
В исследовании приняли 72 ребенка в возрасте от 9 до 17 лет, проживающие в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Участникам был задан вопрос: «Как ты думаешь, кто ты в своей семье?» Распределение полученных ответов отображено на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что в целом взрослые прислушиваются к мнению детей, а дети ощущают себя важными участниками разных социальных процессов. Тем не менее примерно четвертая часть респондентов заявила, что взрослые не интересуются их мнением, либо дети затруднились с ответом.
Отсюда следует, что мнение ребенка в семье, государственном учреждении не всегда учитывается. Хотя в данном случае детское участие наряду с другими задачами решает проблему получения обратной связи от ребенка, оказавшегося в социально уязвимом положении.
В таблице 1 представлено распределение ответов детей на вопрос: «В решении каких вопросов ты участвуешь?»
Таким образом, основной процент детей участвует в решении вопросов, связанных с учебой — 18 %; в организации общения с родственниками (родителями, бабушкой, дедушкой и пр.) — 17 %; в приобретении личных вещей — 15 %.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как ты думаешь, кто ты в своей семье / детском доме?»
Исходя из полученных результатов, в детских домах и семьях опрошенным детям разрешено общаться с родственниками, дети принимают активное участие в решении вопросов, связанных с учебой, но при этом большинство детей ограничены в выборе форм развлечений и отдыха, что, вероятно, связано с финансовыми ограничениями.
Свои ответы дети подкрепляли высказываниями, иллюстрирующими их включенность в решение вопросов повседневности: «В детском доме мы сами выбираем, что поесть, что носить, что купить, на что потратить деньги», «мы придумываем развлекательные программы для мелких» и др.
Чем старше становятся дети, тем больше взрослые к ним прислушиваются. Появляется больше аргументов для того, чтобы отстаивать свое собственное мнение, свою собственную позицию. Взрослые чаще всего прислушиваются к детям по вопросам, связанным со школой, школьными мероприятиями, дополнительными занятиями, отдыхом, досугом.
Дополнительным методом сбора эмпирических данных стали индивидуальные интервью с подростками, проживающими в приемных семьях.
Необходимо отметить, что в ходе проведения интервью разговор об участии в жизни семьи часто выходил в плоскость обсуждения домаш-
Табл. 1. Распределение ответов на вопрос «В решении каких вопросов ты участвуешь?»
Варианты ответов респондентов Кол-во ответов, %
Решение вопросов, связанных с учебой 18
Решение бытовых вопросов (еда, уборка, перестановка мебели, ремонт и пр.) 10
Выбор дополнительных занятий (кружки, секции) 11
Организация общения с родственниками (родителями, бабушкой, дедушкой и пр.) 17
Выбор форм развлечения и отдыха 5
Выбор места обучения после окончания школы 12
Приобретение личных вещей 15
Организация праздников и других мероприятий в детском доме; школе 12
них обязанностей детей. Также это коррелирует с исследованиями отечественных авторов: А. Г. Филипова, Е. Е. Абросимова, И. Н. Бухти-ярова «Участие детей в решении семейных вопросов: анализ материалов родительских форумов» (Филипова, Абросимова, Бухтиярова 2020); А. Г. Филипова, Е. М. Скрыпникова «Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью» (Филипова, Скрыпникова 2019).
На вопрос: «В решении каких вопросов в семье ты принимаешь участие?» были получены следующие ответы:
Я учу с детьми уроки. Езжу в магазин за продуктами на квадроцикле (Андрей, 15 лет).
Помогаю по дому, в строительстве, что-то подчинить, собрать (Даниил, 15 лет).
В решении разных вопросов, для общего блага семьи. Например, я отвечаю за стирку, участвую в приготовлении еды. Это моя ответственность. Я хотела бы принимать участие, взяв на себя ответственность по состоянию машины мамы, ухаживать за ней, иногда мне мама разрешает (Мария, 15 лет).
Во время прогулки я слежу за маленькими детьми. Также я помогаю по дому, участвую в приготовлении еды и уборке (Евгения, 15 лет).
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в приемных семьях, имеют свои обязанности, а значит, участвуют в семейных делах. Через организацию семейного быта ребенок набирается опыта для самостоятельной жизни. Однако дети ничего не говорили о выражении собственного мнения и учете этого мнения в решении вопросов семейной повседневности.
Также ребятам задавался вопрос, откуда они получают информацию для формирования собственного мнения по спорным вопросам:
Мое собственное мнение формируется из того, чему нас учат родители, а также из собственного мнения. Если у меня возникли сомнения, я могу посоветоваться с мамой или папой (Евгения, 15 лет).
Спрашиваю мнение родителей и брата Андрея (Александр, 15 лет).
Таким образом, мнение ребенка формируется под влиянием семьи, образовательных учреждений, окружающей его среды. В случае возникновения спорных вопросов ребята чаще всего советуются с родителями или друзьями.
Ребята — участники исследования приводили примеры ситуаций, когда взрослые
не учитывали мнение ребенка, дистанцируясь от собственной семьи:
У моей одноклассницы есть маленькая сестра, она попросила на Новый год купить ей большую куклу Лол, но ей купили Барби. Я считаю, что это не очень хорошо, потому что она надеялась, что получит куклу Лол и верила в чудо, поскольку была послушна... Учитывать мнение, значит, послушать и принять решение ребенка (Евгения, 15 лет).
Мой друг хотел продать свой мотоцикл, но отец был против. И не разрешил. Я считаю, что мнение ребенка должно учитываться, иначе у ребенка мнение об этом человеке будет совсем другое, не доверительное (Даниил, 15 лет).
Когда детей записывают на кружок, куда ребенок не хочет ходить. Я думаю, это неправильно, потому что положительного результата не будет. Учитывать мнение, значит действовать в интересах ребенка (Андрей, 15 лет).
Таким образом, по результатам исследования встречаются ситуации, когда взрослые не учитывали мнение ребенка. Дети рассказывали ситуации своих друзей или знакомых, личные ситуации не приводили. Так или иначе, дети считают, что мнение ребенка должно учитываться, и обосновали это следующим образом: «иначе у ребенка мнение об этом человеке будет совсем другое, не доверительное»; «положительного результата не будет».
Итак, высказать свою точку зрения и быть услышанным взрослыми очень важно для ребенка. А значит, ребенка нужно учить корректно выражать собственное мнение, а также аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Респондентам также задавался вопрос: «Как ты учитываешь мнение других, если оно не совпадает с твоим?»
Полученные ответы свидетельствуют о неумении детей совмещать разные точки зрения, прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссные решения:
Я считаю, что не нужно обращать внимание на мнение, которое не совпадает с твоим. Если ты будешь учитывать только мнение других, то ты перестанешь быть собой (Евгения, 15 лет).
Я спрошу, почему он так считает, а потом скажу свою точку зрения (Мария, 15 лет).
Не буду принимать чужую точку зрения, если знаю, что это неправильно (Андрей, 15 лет).
Заключение
Согласно результатам исследования, подростки, оставшиеся без попечения родителей, так же как и подростки, воспитывающиеся в семьях, осведомлены о праве на участие в принятии решений, связанные с их повседневностью; тем не менее дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях, лучше информированы, так как педагоги и психологи просвещают детей.
Подростки, воспитывающиеся в семьях или государственных учреждениях, как правило, всегда высказывают свою точку зрения, но многие не знают, как корректно ее аргументировать, что иногда приводит к конфликтным взаимодействиям.
Мнение детей в семье или государственном учреждении в основном учитывается по вопросам, связанным с учебой, выбором дополнительных занятий секций, кружков, организацией внеучебной деятельности в детском учреждении.
В приемных семьях участие детей часто принимает форму выполнения различных домашних обязанностей, в выполнении которых детям предлагается определенная свобода выбора.
Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, является неотъемлемой частью детской повседневности, оно необходимо для развития, уверенности в себе, социализации в обществе.
При этом учить выражать собственное мнение нужно не только детей, но и окружающих их взрослых.
Литература
Гарифулина, Э. (2017) Подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/resources/conferencematerials/45/ GarifulinaES.pdf (дата обращения 19.08.2020).
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (1989) Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 17.08.2020).
Одинокова, В. А. (2019) Дети в организациях для детей-сирот в Санкт-Петербурге, Свердловской области и Республике Башкортостан: участие в принятии решений и его влияние на благополучие. В кн.: Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28-31 марта 2019 г.). СПб.: Реноме, с. 246-251.
Статья 57 СК РФ. Право ребенка выражать свое мнение. Семейный кодекс РФ 2020. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 18.05.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://skodeksrf.ru/rzd-4/ gl-11/st-57-sk-rf (дата обращения 17.08.2020).
Семья, Г. В. (2011) Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь. Социальная педагогика, № 6, с. 9-14.
Филипова, А. Г., Абросимова, Е. Е., Бухтиярова, И. Н. (2020) Участие детей в решении семейных вопросов: анализ материалов родительских форумов. Социология, № 3, c. 222-233.
Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2019) Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью. Социальная педагогика, № 4, c. 89-96.
Children's rights. KidsRights. [Online]. Available at: https://kidsrights.org/childrens-rights/ (accessed 17.08.2020).
Lansdown, G. (2010) The realisation of children's participation rights: Critical reflections. In: B. Percy-Smith, N. Thomas (eds.). A handbook of children and youngpeople's participation. Perspectives from theory and practice. New York: Routledge Publ., pp. 11-23.
Stein, J. (2014) Child participation: From rights to reality. [Online]. Available at: https://resourcecentre.savethechildren. net/node/8717/pdf/kidsrights_report_-_child_participation_website.pdf (accessed 17.08.2020).
References
Children's rights. KidsRights. [Online]. Available at: https://kidsrights.org/childrens-rights/ (accessed 17.08.2020). (In English)
Filipova, A. G., Abrosimova, E. E., Bukhtiyarova, I. N. (2020) Uchastie detej v reshenii semejnykh voprosov: analiz materialov roditel'skikh forumov [Participation of children in solving family issues: Analysis of materials of parent forums]. Sotsiologiya — Sociology, no. 3, pp. 222-233. (In Russian)
Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2019) Osobennosti uchastiya detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: po materialam ekspertnykh interv'yu [Features of children's participation in issues affecting them: Based on expert interviews]. Sotsial'nayapedagogika, no. 4, pp. 89-96. (In Russian)
Garifulina, E. (2017) Podkhody k uchetu mneniya rebenka pri prinyatii reshenij, zatragivayushchikh ego interesy [Approaches to taking into account the opinion of the child when making decisions that affect his interests]. [Online]. Available at: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/resources/conferencematerials/45/GarifulinaES. pdf (accessed 19.08.2020). (In Russian)
A. A. CmeKOAb^uKOBa
Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Convention on the rights of the child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) Organizatsiya Ob'edinennykhNatsij[UnitedNations]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 17.08.2020). (In Russian)
Lansdown, G. (2010) The realisation of children's participation rights: Critical reflections. In: B. Percy-Smith, N. Thomas (eds.). A handbook of children and youngpeople's participation. Perspectives from theory and practice. New York: Routledge Publ., pp. 11-23. (In English) Odinokova, V. A. (2019) Deti v organizatsiyakh dlya detej-sirot v Sankt-Peterburge, Sverdlovskoj oblasti i respublike Bashkortostan: uchastie v prinyatii reshenij i ego vliyanie na blagopoluchie [Children in institutional care in St. Petersburg, Sverdlovsk Region and the Republic of Bashkortostan: Participation in decision-making and its impact on well-being]. In: Sem'ya vsovremennom mire:XIsotsiologicheskie chteniyapamyati VB. Golofasta: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 28-31 marta 2019 g.) [Family in the modern world: XI Sociological Readings in memory of V. B. Golofast: Proceedings of the All-Russian scientific conference (Saint Petersburg, 28-31 March 2019)]. Saint Petersburg: Renome Publ., pp. 246-251. (In Russian) Stat'ya 57 SK RF. Pravo rebenka vyrazhat' svoe mnenie [Article 57 of the Family Code of the Russian Federation. The child's right to express his or her opinion]. Semejnyj kodeks RF2020. Aktual'naya redaktsiya s Kommentariyami po sostoyaniyu na 18.05.2020 [Family Code of the Russian Federation 2020 Current version with Comments as amended on 18 May 2020]. [Online]. Available at: http://skodeksrf.ru/rzd-4/gl-11/st-57-sk-rf (accessed 17.08.2020). (In Russian)
Sem'ya, G. V. (2011) Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy uchastiya detej v prinyatii reshenij, vliyayushchikh na ikh zhizn' [Socio-psychological foundations of children's participation in the decisions affecting their live]. Sotsial'naya pedagogika, no. 6, pp. 9-14. (In Russian) Stein, J. (2014) Child participation: From rights to reality. [Online]. Available at: https://resourcecentre.savethechildren. net/node/8717/pdf/kidsrights_report_-_child_participation_website.pdf (accessed 17.08.2020). (In English)