Научная статья на тему 'Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей'

Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
818
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / CHILDREN'S READING / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / FAMILY READING / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колосова Елена Андреевна

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка и подростка, таким образом влияя на социализацию и качественное формирование личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practices of family reading as factors of primary socialization modern Russian children

The role of the family in developing relationship with the book and reading is very significant. If reading concerns regular life of adult family members, child catches it and imbibes. Impressions got in parents' family becomes a certain pattern to compare, to estimate for whole life and realize in own family. The composition of family library reproducing taste, professional and amateur interests sometimes of several generations, substantially determines not only relationship with the book but also preferences in reading of child or youngster, by these influences on the process of socialization and versatile development of child's personality.

Текст научной работы на тему «Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей»

ПРАКТИКИ СЕМЕЙНОГО чтения КАК ФАКТОРЫ РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

Е.А. Колосова

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка и подростка, таким образом влияя на социализацию и качественное формирование личности ребенка.

Ключевые слова: детское чтение, семейное чтение, социализация.

Сегодня детское чтение остается все еще чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Исследователями признается наличие так называемого «слабого читателя»1, который обладает рядом вполне конкретных характеристик. У этого человека, как правило, нет времени для чтения. Он читает от случая к случаю и не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, т. е. информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят о книгах. Школьное литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы - во многом благодаря принудительному характеру обучения - и также не способствует развитию интереса к чтению и навыка самообразования.

© Колосова Е.А., 2010

Исследователи «слабого чтения» полагают, что причины развития такого явления лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребенка. И огромную, решающую роль здесь играет семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей.

Современные дети, да и все общество в целом, живет в период революционного изменения образа жизни, который обусловлен меняющимся информационным пространством. Особенно ярко эта ситуация проявляется в крупных городах, где дети часто имеют много возможностей для выбора того или иного вида медиа. Все больше детей живет в крайне насыщенной информационной и материальной среде, очень рано попадая в ситуацию выбора2.

Развивающаяся социокультурная медиасреда существенно влияет на досуговые предпочтения ребенка, его ориентацию в выборе вида медиа. Изменились отношение подростков к информации в целом, в том числе и к книге, их коммуникативные привычки и поведение. Резко возросла потребность школьников в получении ими разнообразной информации и литературы для учебы (как результат продолжающейся реформы образования).

Меняется отношение детей и подростков не только к информации в целом, но и к книге: изменились характер чтения и многие его характеристики. Влияние «экранной культуры» на чтение осуществляется разнопланово. Чтение становится более функциональным (инструментальным): книга может читаться для выполнения школьного задания или для отдыха.

Поскольку процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, в том числе семьи, школы, библиотеки, то читательская социализация будет развиваться по аналогичной схеме.

Современные родители единодушны, признавая благотворное влияние раннего чтения на развитие детей и отмечая, что как следствие у них проявляется интерес к самостоятельному чтению, развивается память, ассоциативное мышление, усидчивость, аккуратность, внимание и т. д. По мнению родителей, ранее чтение детям способствует развитию любознательности, расширению кругозора, развитию умения правильно излагать свои мысли, в конечном итоге такие дети, чтение для которых осуществлялось в самом раннем возрасте (от 2-х месяцев до года), вырастут грамотными и эрудированными3.

Мотивы привлечения детей к чтению в значительной степени определяются тем, как родители понимают смысл и значение чтения вообще и детского чтения в частности.

Детское чтение, с точки зрения родителей, это главным образом интеллектуально развивающее занятие. На втором месте стоит прагматический подход к чтению как способу формирования интеллектуальных способностей, умений и навыков. Чтение как занятие, обогащающее духовный мир, помогающее научиться переживать и сопереживать, понимать другого человека и себя самого осознается родителями в значительно меньшей степени4.

Таким образом, становится очевидным, что детское чтение рассматривается родителями в первую очередь как деятельность интеллектуально развивающая, как процесс передачи знаний, информации, во вторую - как способ формирования интеллектуальных способностей, учебных умений и навыков. При этом значительно меньше осознается родителями чтение как занятие, обогащающее духовный мир, помогающее научиться понимать мир человеческих отношений, других людей и самого себя, различать добро и зло. И совсем не представлено в ответах отношение к чтению как эстетической деятельности, литературному произведению как произведению искусства.

В первую очередь следует отметить, что в качестве основных источников информации по воспитанию детей у современных мам выступают специальная литература (книги - 72%) и Интернет (84%). То есть сами родители в первую очередь обращаются к печатному слову (в обычной книге или в ее электронном варианте) в процессе воспитания собственных детей. При этом использование Интернета можно трактовать по-разному - это и чтение статей, и общение на форумах, тогда как собственно советами сверстниц, родителей и других специалистов, по ответам самих респондентов, пользуется в среднем половина опрошенных мам. В связи с распространением Всемирной паутины межличностное общение уходит на второй план, и родители черпают информацию в виртуальных сообществах. И на последнем месте специальные теле-, радиопрограммы, а также специальные газеты и журналы5. Вероятно, сегодня и эти типы информации доступны в Сети, поэтому обращение к ним не выделяется в отдельный ответ респондентами.

Родители, заинтересованные в привлечении детей к чтению, -а это преимущественно женщины 26-45 лет, имеющие высшее и среднее специальное образование, любящие читать6, - приводят детей в библиотеку (75%), хотят, чтобы ребенок любил читать (98%). Из них 45% сами постоянно читают. Читают главным образом классику, газеты и журналы, детективы, поэзию, современную прозу, женские романы7.

Интересны были взгляды родителей на семейное чтение. Семейное чтение представляется большинству родителей так: «когда

все члены семьи заняты чтением»; но «книги для каждого члена семьи отдельно»; «обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью». На практике в современных семьях совместному обсуждению книг уделяется мало внимания. Это происходит лишь в 25% семей и в 13,5% семей их друзей и знакомых8. Этим еще раз подтверждается, что книга не является сейчас даже темой разговора в семье, между родителями и детьми, как это было раньше.

Серьезной проблемой является возможность проследить преемственность от родителей к детям читательских предпочтений. Как соотносятся (и соотносятся ли вообще) книги, которые любили родители в своем детстве, и любимые книги их детей; пожелания родителей, какие книги необходимо прочитать ребенку, их собственные любимые детские книги и литературные предпочтения самих детей, то есть влияют ли литературные предпочтения, представления и пожелания родителей на реальные читательские предпочтения детей.

Наиболее показателен в связи с этим будет портрет современного читающего родителя и его отношение к чтению в целом. Престиж чтения среди родителей современных детей, посещающих библиотеки, по-прежнему достаточно высок, и они считают неприличным демонстрировать равнодушие к чтению, особенно находясь в стенах библиотеки.

Семейное чтение как один из видов реализации досуговой функции не только способствует повышению культурного уровня, но и улучшению взаимоотношений в семье. Среди тех, кому читали в семье постоянно, нравится читать более 80% детей, а среди тех, кому никогда не читали, нравится читать 60% детей. Среди тех, кому «никогда не читали», читают потому, что заставляют 21%, ненавидят читать - 15%. При этом среди тех, кому родители читали, нет ни одного, кто отметил бы позицию - «ненавижу читать, скучное занятие»9. Таким образом, существует преемственность чтения в семье от поколения к поколению. Но в семьях, где не читают, вполне может сформироваться читающая личность, а значит, формирование и социализация будут протекать в том же русле, что и в семье, где чтение признается культурной практикой.

Ценность детского чтения осознается большинством взрослых, поскольку они являются представителями культуры, воспитанной на печатной литературе. Родители как могут пытаются следить за чтением своих детей, но при этом мир современной детской книги им знаком слабо, поскольку в своих рекомендациях они остаются весьма консервативными. Таким образом, представления родителей о значении и роли детского чтения находят свое отражение в их взглядах на то, какого рода литературу должны читать дети,

и в меньшей степени влияют на конкретные списки «обязательных» книг и практически не влияют на собственные литературные предпочтения детей.

Но мало изучить чтение самих родителей и младших школьников, чтобы понять, как чтение влияет на развитие ребенка, его социализацию и формирование полноценного члена общества. Стоит обратить внимание на такое явление, как чтение для самых маленьких. В этой ситуации тоже существует немало проблемных моментов. Современные мамы, занимающиеся воспитанием детей дошкольного возраста, в первую очередь обращаются к жанру детских стихов (80%), во вторую - к детским сказкам (68%)10. Эти два жанра литературы наиболее подходят для самых маленьких в силу того, что зарифмованные тексты легче усваиваются и запоминаются малышами, и способствуют тренировке памяти в столь юном возрасте. Они также помогают изучению окружающего мира по картинкам, которыми изобилуют сказки для малышей, и с этим согласны 82% мам.

Особое внимание стоит уделить оформлению книг для самых маленьких и отношению родителей к этим видам литературы. Прочные книги из толстого картона, на пластике есть в домашней библиотеке большинства современных российских детей (94%)11. Родители говорят не только о преимуществах, но и о недостатках такого типа литературы. Положительными качествами этих книжек родители называют долговечность, наличие ярких рисунков, возможность использования книг из пластика в ванной, безопасность для ребенка. Недостатками такого вида книг признается, наряду с тем, что в прочную книгу входит меньше содержательного текста, ее дороговизна, тяжесть и нетранспортабельность, а также невозможность приучить ребенка к аккуратному обращению с книгой.

Следовательно, можно сказать, что данный тип книг далеко не полностью соответствует требованиям родителей, которые выбирают их для своих детей, хотя наряду с видимыми преимуществами данного типа книг перед обычными существует немало недостатков и недоработок. Например, удобство / неудобство листать в равной степени считается и недостатком, и преимуществом. Такие книги, так же как и содержательная литература, должны проходить глубокую, всестороннюю экспертизу, так как ими будет пользоваться категория самых маленьких читателей.

При выборе книг современные родители руководствуются в первую очередь книгами из «бабушкиной» библиотеки, которые они сами читали в своем детстве. То есть несмотря на засилье в книжных магазинах модной и дорогой современной литературы,

родители не перестали доверять книгам, на которых сами выросли, а как раз из-за слишком широкого выбора предпочитают обращаться к уже известным авторам и произведениям, проверенным, так сказать, на себе.

Возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились: издается много названий, типов и видов книжной продукции, функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам и т. п. Но, с другой стороны, книги очень дороги, тиражи резко сократились, исчезла сеть книжных магазинов, особенно в сельской местности. А главное, информация о книгах, готовящихся к печати, выпущенных, имеющихся в продаже малодоступна для большинства населения12.

Современные родители в целом хорошо знакомы с читательскими предпочтениями своих детей: больше половины могут назвать конкретные журналы, меньше - книги. При этом родители не знают современную литературу для детей и юношества, лишены информации о ней, ориентируются на проверенную временем классику. К сожалению, семья и библиотека оказывают незначительное влияние на формирование читательских интересов. Источниками информации о книгах, по ответам детей, выступают лишь 26% взрослых13.

Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения. Ядро этих собраний составляют, как правило, приобретения бабушек и дедушек. Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское время), советские книги для детей, немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания. В свое время они отвечали последним достижениям науки и техники, готовились очень основательно, но сейчас требуют критического подхода и обязательно дополнительного использования современной информации по тому или иному вопросу.

Мы обратились к школьным учебникам и детским развивающим энциклопедиям с целью выявить особенности детского чтения как фактора ранней социализации современных младших школьников. Автором исследования была предпринята попытка выявления процессов и механизмов социализации детей посредством чтения, к которым в итоге были отнесены образование, самообразование и воспитание.

Сочетание количественного пересчета и качественного, смыслового и содержательного анализов позволяет сделать вывод о наличии в текстах энциклопедий для мальчиков или девочек клише,

соответствующих гендерным стереотипам распределения ролей в семье и ожиданий от детей разного пола. При этом, обращаясь к развивающей литературе, ребенок не только выясняет то, что его действительно интересовало, но и получает установки сегрегации социальных сфер и доминирования, как правило, мужского пространства. Эту функцию развивающей литературы стоит обозначить как латентную, поскольку очевидно, что авторы данных пособий не ставили данную цель перед собой намеренно14.

Таким образом, развивающая литература в большинстве случаев выступает внешним консервативным социальным фактором, усиливающим и поощряющим стереотипные модели поведения в обществе. Некоторые такие языковые схемы снабжают ребенка программами их повседневной жизни «здесь и сейчас», так же как в случае с детскими учебниками, другие предназначены для более поздних биографических ступеней, в частности для выбора будущей профессии.

В свою очередь стереотипы, обнаруженные в учебниках, доказали, что распространено явление профессиональной сегрегации как воплощение в реальной жизни действия гендерных стереотипов. Профессиональная сегрегация - это асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре, где мужчинам отдается предпочтение. В настоящее время - хотя эти стереотипы все еще устойчивы - под влиянием некоторых факторов наметилась тенденция к их ослаблению15.

Итак, несмотря на то что в современном мире гендерные стереотипы начинают постепенно ослабевать и отходить на второй план, некоторые из них в литературе, которой пользуются младшие школьники, прослеживаются настолько четко и ясно, что не могут не влиять на детское сознание своих читателей, а соответственно на их предпочтения и жизненные позиции.

Но несмотря ни на что роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Таким образом, при явной неоспоримости роли детских библиотек, учителей, воспитателей детского сада в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения является семья. Именно родители читают ребенку его первые книжки, выбирают и покупают их, формируя домашнюю библиотеку, позже советуют ребенку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Именно родители продолжают оказывать наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития.

Примечания

1 Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения. Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. [М., 2004]. URL: http://www.rusreadorg.ru/ issues/chudinova/l.htm (дата обращения: 30.04.2009).

2 Она же. Чтение «компьютерных мальчиков»; результаты исследования [Электронный ресурс] // Там же.

3 Исследование «Воспитательные практики в современных российских семьях», проведено в рамках исследовательского проекта ГНИИ семьи и воспитания РАО «Среднесрочный прогноз развития воспитательной ситуации в России» (рук. проекта - д-р социол. наук, профессор РГГУ С.Н. Майорова-Щеглова ), март-июнь 2008 г., метод - интернет-опрос, № 100.

4 Малахова Н.Г. Родители как руководители детского чтения [Электронный ресурс] // Психолог в детской библиотеке: Сборник. Вып. 4. Ребенок и чтение. [М., 2004]. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php? a_uid=146 (дата обращения: 27.04.2009).

5 Исследование «Воспитательные практики в современных российских семьях».

6 Малахова Н.Г. Родители как руководители детского чтения.

7 Там же.

8 Исследование «Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры», Волгоградская детская библиотека, 2001-2003 гг., метод - опрос, № 59 // Дети и чтение на рубеже XXI века. Литературные пристрастия современных подростков. Волгоград: ВОДБ, 2001. С. 5-6.

9 Икингрин Е.Н., Никулина Н.А., Пронина Е.И., Чудинова В.П. Детское чтение в малых северных городах: реализация Национальной программы поддержки и развития чтения. Нижневартовск, 2008. С. 21-29.

Исследование «Воспитательные практики в современных российских семьях».

11 Там же.

12 Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - наша общая задача специалистов [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения.

13 Исследование «Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры».

14 Колосова Е.А. Чтение как фактор ранней социализации детей младшего школьного возраста. М., 2007.

15 Там же.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.