УДК 373.31
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
© 2013
О.А. Холомина, учитель начальных классов Н.Н. Баринова, учитель начальных классов
МОУ лицей №51, Тольятти (Россия)
Аннотация: Без чтения нет человека, нет личностного и инновационного развития человека. Книга является инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, а также формирует новую личность, необходимую в условиях инновационной экономики.
Ключевые слова: чтение, семья, воспитание, ценности, литература, школьник, выбор книг.
На современном этапе развития общества перед школой стоят важные, требующие радикальных решений задачи, обусловленные необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей и молодёжи в связи с преобразованиями, происходящими в России.
В условиях экономического, социального, политического, идеологического кризиса в России, всё чаще воспитание детей возлагается всецело на школу, в то время как родители заняты проблемами «выживания».
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личностного и инновационного развития человека. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.
Международное исследование РША-2009 показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Дети оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий зада-
нию материал. Не сумели они найти в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызвал переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.
Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.
Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом — дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.
Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.
Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло - «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.
Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Но социология даёт нам такие цифры: 65 процентов родителей считают, что чтение - это процесс рациональный, и только 35 процентов - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей - читателей.
Необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию. В МОУ лицеи №51 г.Тольятти ежегодно с целью популяризации чтения библиотекарем при поддержке учителей проводится
Неделя детской книги. В рамках недели в состоится читательская конференция, на которой ученики школы презентуют свои любимые произведения.
На сегодняшний день в читающей России можно заметить некий парадокс. Возникают крупные издательства, появляются молодые писатели, постоянно выходят новые книги. Но читают люди меньше, чем, скажем, двадцать лет назад. С ускорением темпа жизни многие просто не имеют времени для чтения. Даже образованные люди признаются, что последний раз читали книги в институтские годы, а если и обращаются к печатному слову, то это газеты, журналы или кулинарные рецепты. Другие же читают постоянно, только это литература для отдыха, над которой не нужно думать и можно «пробегать глазами» во время обеденного перерыва или поездки в метро. С другой стороны, даже наличие свободного времени не всегда направляет человека к литературе. Сейчас гораздо больше возможностей разнообразить свой досуг, чем в восьмидесятые годы. И человек выбирает Интернет и телевизор, а не погружение в вымысел автора.
На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать, а значит и не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.
Книга - самый древний, полезный и проверенный источник информации и носить с собой удобно (провода не тянутся следом), и вредных излучений нет, и с друзьями обменяться легко. Но самый популярный вопрос, задаваемый родителями психологам и учителям литературы: как заставить его (ее) читать? Дети также жалуются: «Трудно читать, не сосредоточится». Но не надо заставлять ребенка читать насильно, надо, прежде всего, задать себе вопросы: когда я сама последний раз держал (а) книгу в руках? Что это была за книга? Когда в последний раз малыш просил почитать, не отделались ли вы нажатием кнопки на телевизоре или игровой приставке? Если ответы вас смутили, самое время поработать над собой, а заодно показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения.
Чтение - как и любая другая деятельность - должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.
Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.
Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Можно сделать его успешность наглядной: вывесить на стене «Экран прочитанных в семье книг», где ребенок будет сам отмечать кто, когда, что и сколько прочел, или устроить домашнюю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте.
Формы побуждения интереса детей к чтению в семье:
1.Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка. Для младшего и среднего подросткового возраста характерна тяга к риску, к проверке своих возможностей быть взрослым, стремление
к независимости от опеки родителей и учителей, жажда приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи наиболее интересными для подростков литературными произведениями могут оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера. Из них целесообразно сосредоточиться на тех книгах, где приключения героев обусловлены не действием неких волшебных сил (вроде «Гарри Поттера»), а являются результатом активности самих героев (например, романы Ж. Верна, Ф. Купера). Еще полезнее произведения, где герои, с которыми идентифицирует себя подросток, не просто действуют в предлагаемых обстоятельствах, но сами творят их, создают свой особенный мир (например, «Таинственный остров» Ж. Верна). Читая такие книги, подросток получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни.
2. Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, - это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств. Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.
3. Попробовать «зацепить» подростка на «крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки. Например, предложить определить месяц, в который происходит знаменитый снежный буран в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Когда после внимательного исследования текста обнаружат, что это август, можно начать целое литературное исследование на тему «Почему автору понадобилось устроить буран именно в августе?».
4. Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие - нет? Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к чтению. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребёнку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надёжную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть — ребенок.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.
Разговаривать о прочитанном нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение к книге и чтению. Разработчики программы выходят с призывом — мобилизовать участников движения «Молодая Россия читает!». Чтение, как ядро культуры, может стать национальной идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным фактором социального и экономического прогресса. И одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.
Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий.
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие
вопросы. Книги, которые формируют « домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью. Книга должна войти в круг семейных хобби. Необходимо возродить забытые традиции семейного чтения - при таком время препровождении члены семья станут ближе друг к другу, а вечера эти запомнятся на всю жизнь. Чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше
— читающий вместе с ребенком родитель. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны читающие дети пробуждением интереса к книге.
Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье в МОУ лицеи №51 г.Тольятти считают:
- выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка;
- пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф;
- одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова И. А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотека. -2004. - № 1. - С.19-23.
2. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
3. Карпова, Н. Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.
4. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева; РНБ.
- СПБ, 2000. - 511
5. http://www.cbs.astrakhan.net/
6. http://www.birzhaplus.ru/
7. http://www.semya2008.ru/
8. http://library-gaidara.hotmail.ru/
© 2013
TO THE QUESTION ABOUT THE ROLE OF READING IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE CHILD
O.A. Holomina, the teacher of initial classes N.N. Barinova, the teacher of initial classes
Lyceum № 51, Togliatti (Russia)
Annotation: No read, no man, no personality and innovative development of the person. The book is a tool that helps to form moral principles, morals and cultural values, to master the information accumulated over the centuries, to develop imagination, learn to think, to analyze, evaluate their own and others ' actions, and also forms a new personality, necessary in the conditions of innovative economy.
Keywords: reading, family, education, values, literature, schoolboy, a selection of books.