Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ПРАКТИКИ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ / ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Э.А.

Актуальность. Область детского неблагополучия имеет широкие рамки. Достижение эффективной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних зависит как от профессионализма работников социальных приютов для детей и подростков, так и от активного участия в этом процессе всех субъектов системы профилактики детской безнадзорности органов и учреждений здравоохранения, образования, полиции, миграционной службы, культуры, спорта, опеки и попечительства. Цель статьи: раскрыть возможные пути социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних через практику приобщения к труду в социальных приютах. Методологией исследования выступает гуманитарная парадигма социального образования, базирующаяся на свободном и духовном развитии личности, помощи и поддержке в саморазвитии и самосовершенствовании обучаемым на разных этапах социального становления. Базой исследования выступили социальные приюты для детей и подростков Республики Татарстан. В работе использованы теоретические (анализ передового отечественного и зарубежного опыта, сравнение методов и методик работы с несовершеннолетними, синтез полученных результатов) и эмпирические (анализ статистических данных форм, методов и результатов работы с несовершеннолетними в республике) методы исследования. В результате проведенной работы были выявлены наиболее эффективные практики приобщения к труду как эффективной формы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, разработан алгоритм действий сотрудников приютов при поступлении несовершеннолетнего и дальнейшее его сопровождение. Установлено, что поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних обеспечивает восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи. В результате проводимой социально-реабилитационной работе более 90% воспитанников приютов выбывают с семейными формами жизнеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зарипова Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES OF INTRODUCING MINORS TO WORK IN SOCIAL SHELTERS FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Relevance. The sphere of child distress has a wide scope. The achievement of effective socio-pedagogical rehabilitation of minors depends both on the professionalism of employees of social shelters for children and adolescents, and on the active participation in this process of all subjects of the system of prevention of child neglect - health authorities and institutions, education, police, migration service, culture, sports, guardianship and guardianship. The purpose of the article is to reveal possible ways of socio-pedagogical rehabilitation of minors through the practice of initiation to work in social shelters. The methodology of the research is the humanitarian paradigm of social education, based on the free and spiritual development of the individual, assistance and support in students’ self-development and self-improvement at different stages of social formation. The research was based on social shelters for children and adolescents of the Republic of Tatarstan. The paper uses theoretical (analysis of advanced Russian and foreign experience, comparison of methods and techniques of work with minors, synthesis of the results obtained) and empirical (analysis of statistical data of forms, methods and results of work with minors in the republic) research methods. As a result of the conducted work, the most effective practices of introduction to work as an effective form of socio-pedagogical rehabilitation of minors were identified, an algorithm of actions of employees of shelters when a minor is admitted and his further support was developed. It was established that the phased implementation of individual and group programs of socio-pedagogical rehabilitation of minors ensures the restoration of lost contacts with the family and within the family. As a result of the ongoing social rehabilitation work, more than 90% of the children of orphanages leave with family forms of life arrangement.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 376

Практики приобщения к труду несовершеннолетних в социальных приютах для детей и подростков Республики Татарстан

Practices of introducing minors to work in social shelters for children and adolescents of the Republic of Tatarstan

Зарипова Э.А., Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики

Татарстан (г. Казань), elmira.zaripova@tatar.ru

Zaripova E., Ministry of Labour, Employment and Social Services of the Republic of Tatarstan

(Kazan), elmira.zaripova@tatar.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.036

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, несовершеннолетний, социальный приют, гуманитарная парадигма.

Keywords: socio-pedagogical rehabilitation, minors, social shelter, humanitarian paradigm.

Аннотация. Актуальность. Область детского неблагополучия имеет широкие рамки. Достижение эффективной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних зависит как от профессионализма работников социальных приютов для детей и подростков, так и от активного участия в этом процессе всех субъектов системы профилактики детской безнадзорности - органов и учреждений здравоохранения, образования, полиции, миграционной службы, культуры, спорта, опеки и попечительства. Цель статьи: раскрыть возможные пути социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних через практику приобщения к труду в социальных приютах.

Методологией исследования выступает гуманитарная парадигма социального образования, базирующаяся на свободном и духовном развитии личности, помощи и поддержке в саморазвитии и самосовершенствовании обучаемым на разных этапах социального становления. Базой исследования выступили социальные приюты для детей и подростков Республики Татарстан. В работе использованы теоретические (анализ передового отечественного и зарубежного опыта, сравнение методов и методик работы с несовершеннолетними, синтез полученных результатов) и эмпирические (анализ статистических данных форм, методов и результатов работы с несовершеннолетними в республике) методы исследования.

В результате проведенной работы были выявлены наиболее эффективные практики приобщения к труду как эффективной формы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, разработан алгоритм действий сотрудников приютов при поступлении несовершеннолетнего и дальнейшее его сопровождение. Установлено, что поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних обеспечивает восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи. В результате проводимой социально-реабилитационной работе более 90% воспитанников приютов выбывают с семейными формами жизнеустройства.

Abstract. Relevance. The sphere of child distress has a wide scope. The achievement of effective socio-pedagogical rehabilitation of minors depends both on the professionalism of employees of social shelters for children and adolescents, and on the active participation in this process of all subjects of the system of prevention of child neglect -health authorities and institutions, education, police, migration service, culture, sports, guardianship and guardianship. The purpose of the article is to reveal possible ways of socio-pedagogical rehabilitation of minors through the practice of initiation to work in social shelters.

The methodology of the research is the humanitarian paradigm of social education, based on the free and spiritual development of the individual, assistance and support in students' self-development and self-improvement at different stages of social formation. The research was based on social shelters for children and adolescents of the Republic of Tatarstan. The paper uses theoretical (analysis of advanced Russian and foreign experience, comparison of methods and techniques of work with minors, synthesis of the results obtained) and empirical (analysis of statistical data of forms, methods and results of work with minors in the republic) research methods.

As a result of the conducted work, the most effective practices of introduction to work as an effective form of socio-pedagogical rehabilitation of minors were identified, an algorithm of actions of employees of shelters when a minor is admitted and his further support was developed. It was established that the phased implementation of individual and group programs of socio-pedagogical rehabilitation of minors ensures the restoration of lost contacts with the family and within the family. As a result of the ongoing social rehabilitation work, more than 90% of the children of orphanages leave with family forms of life arrangement.

Введение. Детское и семейное неблагополучие - одна из острейших проблем современного общества, которая несмотря на принимаемые меры государственной поддержки, на создание множества общественных организаций, благотворительных фондов по работе с семьей и неблагополучным ребенком, остается пока нерешенной. Любая кризисная ситуация в обществе, как правило, вызывает негативный рост преступлений в детской среде, острое неблагополучие в семьях, которая часто отражается на детях, и к сожалению, те превентивные меры, принимаемые социальными, педагогическими службами не всегда способны купировать те или иные вспышки детского и семейного неблагополучия. В данном контексте только системная работа всех органов власти, некоммерческих организаций, благотворителей способна минимизировать риски и обеспечить таким семьям и детям безболезненный выход из кризисных ситуаций. В Республике Татарстан работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации строится по такому сценарию.

Методология. Для решения задач социально-педагогической реабилитации

несовершеннолетних использована гуманитарная парадигма, для исследовательского

инструментария которой характерно

использование системного подхода,

необходимого для проектирования алгоритма социально-педагогической работы на основе имеющихся и вновь разрабатываемых содержательных и процессуальных

характеристик социально-педагогической

реабилитации несовершеннолетних. С точки зрения технологий поддержки для несовершеннолетних гуманитарная парадигма дает основания для разработки нормативных моделей деятельности сотрудников социальных служб, а также для герменевтического понимания интерпретации и понимания исследуемых явлений. В рамках гуманистической парадигмы социально-педагогическую реабилитацию

несовершеннолетних возможно рассматривать традиционными когнитивными и

гуманистическими методами (метод создания диагностических ситуаций, групповые занятия и индивидуальное консультирование), которые в

данном контексте приобретают ярко выраженную специфику [1].

Гуманитарная парадигма в образовании, как одно из крупнейщих направлений современной педагогики исследовалась и исследуется в разных направлениях: аксиологическое (ценностное) направление (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.М. Розин, М.Н. Щедровицкий и др.), педагогика «духовности» (В.А. Сухомлинский Т.П. Днепрова, И.А. Соловцова и др.), культурологическое направление (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова и др.) [1-3]. Данные подходы определяют ценностный, смыслоориентированный, культурно организованный вид деятельности, лежащий в основе социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Вся система реабилитации, помимо ее основных смыслов - помощь, поддержка, индивидуальный подход к каждому, сопровождается ценностным смыслом в специфически организованном культурном образовательном пространстве.

Результаты и их обсуждение. Социально-педагогическая реабилитация

несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания - комплексное явление. В Республике Татарстан уделяется огромное внимание для решения задач приобретения позитивного опыта общения и поведения несовершеннолетними, находящимися в социальных приютах. В социальные приюты попадают чаще всего два типа несовершеннолетних: с запущенным

воспитанием, социально дезадаптированные, склонные к бродяжничеству, сироты и др. и несовершеннолетние, которые в результате генетического сбоя, рождения в неблагополучной семье попали в трудную жизненную ситуацию из-за неспособности к нормальной социальной адаптации [4].

В социально-педагогической реабилитации при работе с такими несовершеннолетними выделяется специфика: незавершённость личностного развития несовершеннолетних, нежелание или слабые потребности в собственной реабилитации, интенсивность эмоциональных переживаний личных проблем, недостаток внимания со стороны семьи или ее плохое материальное положение [5].

В 2021 году в 14 социальных приютах для детей и подростков находилось на обслуживании 1388 несовершеннолетних. В рамках социально-педагогической реабилитации

несовершеннолетних и предоставления социально-педагогических, и социально-трудовых услуг были реализованы и реализуются в настоящее время следующие практики социально-педагогической реабилитации,

направленные на предпрофессиональную подготовку, профориентацию и приобщение к труду несовершеннолетних:

- обучение навыкам самообслуживания;

- обучение хозяйственно-бытовому труду;

- приобщение к труду через творческую деятельность;

- обучение в трудовых мастерских;

- профессиональная ориентация несовершеннолетних.

Особенностью социальной среды, в которой воспитываются несовершеннолетние до поступления в социальный приют, является полное или частичное отсутствие условий для полноценного развития ребенка, в том числе воспитательной работы со стороны родителей и других взрослых членов семьи. В ходе проживания в социальном приюте педагогическая запущенность детей проявляется во всех сферах жизни, в том числе в области бытового самообслуживания. Самостоятельное выполнение простых гигиенических процедур, прием пищи, одевание - все эти простые навыки могут вызвать затруднение для детей из неблагополучных семей.

Соответственно, в социальных приютах для детей и подростков в рамках содействия воспитанию детей и приобщению их труду используются программы по формированию социально-бытовых навыков, как необходимый этап для социализации и вхождения в элементарную трудовую практику [6].

Данные программы реализуются

воспитателями с детьми от 3х лет и старше (в зависимости от уровня сформированности навыков самообслуживания). Занятия в рамках программ реализуются в индивидуальной и групповой формах по двум направлениям:

1. Обучение в естественных жизненных ситуациях в течение дня, в режимных моментах (умывание, подготовка к приему пищи, к прогулке и т.д.).

2. Обучение на специально организованных занятиях.

В социальных учреждениях республики реализуются следующие программы: программа «Социально-бытовое ориентирование»,

направленная на формирование и развитие навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости у несовершеннолетних в возрасте 7 - 17 лет; программа «Развитие личных гигиенических и полезных навыков детей», направленная на формирование

самостоятельности в совершении гигиенических процедур, навыков ухода за личными вещами (одеждой и обувью)» для детей в возрасте 3 - 17 лет.

В трудовом воспитании несовершеннолетних большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, участие детей в котором способствует формированию общественно значимых мотивов трудовой деятельности и таких качеств, как работоспособность, бережное отношение к труду, трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим и чужому труду. Дети осваивают элементарные навыки рациональной организации труда, предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремления сделать работу хорошо и своевременно [7].

В социальных приютах для детей и подростков хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его повторяются не только трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации, такие как уборка игрушек, комнаты, сервировка стола перед приемом пищи и т.д. Обучение хозяйственно-бытовой деятельности ведется с детьми от 4х лет и включает в себя ежедневные практические занятия в рамках режимных моментов и по отдельным программам. Занятия проходят в индивидуальной и групповой формах с использованием наглядных и практических методов обучения.

По данному направлению созданы и реализуются следующие программы: программа «Трудолюбик» по формированию трудовых социально-бытовых навыков у детей в возрасте 4

- 6 лет; программа по трудотерапии «Доброта и труд рядом живут» для несовершеннолетних в возрасте 5 - 17 лет; программа по домоводству «Маленькая хозяйка» для несовершеннолетних 7

- 17 лет; программа «Экологический десант» для детей 4 - 17 лет.

Важнейшим направлением социально-педагогической реабилитации

несовершеннолетних является приобщение несовершеннолетних к труду через творческую деятельность, предусматривающее обучение детей самостоятельному изготовлению поделок и изделий с применением простейших

инструментов. В процессе выполнения простых действий у детей формируется способность планировать свою деятельность, проектировать алгоритм действий, представлять результат своего труда, появляется умение работать с художественным материалом разного типа. Такая деятельность позволяет ребенку усвоить взаимосвязь между качеством трудового процесса и его результатом, развивает творческие способности, фантазию.

Творческая деятельность в социальных приютах для детей и подростков включена в общеобразовательные программы дошкольного образования, а также ведется в рамках кружковой и клубной работы, в частности разработаны и используются программы «Лоскуток за лоскутком», «Художественная лепка из соленого теста»; ведутся кружки дополнительного образования «Умелые руки»; «Рукоделие».

В социальных приютах для детей и подростков Республики Татарстан реализуются программы, связанные с формированием ремесленных навыков: столярное дело, швейное дело, парикмахерское дело, садоводство.

В мастерских проводятся занятия по обучению детей трудовым навыкам по изготовлению тех или иных изделий с использованием специализированного

оборудования.

Занятия в мастерских предполагают приобщение детей к производительному труду, что позволяет расширить профессиональные интересы воспитанников, их склонности, потребности в труде. По итогам 2021 года в 14 социальных приютах к занятиям в мастерских были привлечены 574 воспитанника в возрасте 11 - 17 лет.

Всего за 2021 год несовершеннолетним, прошедшим социально-педагогическую

реабилитацию в социальных приютах Республики Татарстан, оказано 37214 социально -трудовых услуг, в том числе по профориентации.

Формирование профессионального

самосознания и интереса к будущей профессии -необходимое условие для успешной социальной адаптации воспитанников социальных приютов. Для принятия решения в выборе профессии детям необходимо ориентироваться в мире профессий, знать их требования к человеку и рейтинг на рынке труда.

Профориентационная работа в социальных приютах ведется в рамках специализированных программ и планов, в которые входят:

- профориентационная диагностика (в том числе с привлечением специалистов центров занятости населения);

- обучающие занятия с использованием презентаций;

- тематические мероприятия (конкурсы, практикумы, викторины и т.д.);

экскурсии на производство; мастер-классы с привлечение специалистов различных сфер трудовой деятельности.

Всего разработано или адаптировано более 20 программ для работы с несовершеннолетними в приютах. В каждом социальном приюте реализуется свое направление. Необходимо отметить, что большинство социальных приютов республики находится в сельской местности, данная специфика определяет направление трудовых практик, прививаемых воспитанникам. В городах практика оказания профориентацинной работы опирается на разветвленную сеть предприятий, тесно работают приюты со всеми службами муниципалитетов, организуются экскурсии на предприятия, приглашаются квалифицированные специалисты. Так, в социальных приютах реализуются следующие программы профориентации для

несовершеннолетних:

Программа «Уроки выбора профессии», цель: изучение личностных особенностей подростков и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление их с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных слуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Программа «Азбука профессий», цели которой: расширение представлений о профессиях; формирование добросовестного, положительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества; формирование установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

Программа «Мой выбор», цель: создание системы действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными

особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране. Целевая группа: несовершеннолетние 10 -18 лет;

Профориентационные экскурсии для воспитанников в возрасте 12 - 18 лет, организуемые социальным приютом для детей и подростков «Асылташ» в городском округе «г. Набережные Челны», например, экскурсия ООО «Челны-Хлеб» - знакомство с профессией пекарь, кондитер; экскурсия в пожарную часть №56 -

знакомство с профессией пожарного; экскурсия в Ведомственную охрану железнодорожного транспорта - знакомство с профессией машиниста и др.

В отделениях и центре социальной помощи семье и детям, профориентационная работа с несовершеннолетними и приобщение детей к труду включает в себя следующие направления:

- диагностическая работа, направленная на выявление профессиональных склонностей и предпочтений ребенка;

- психолого-педагогические занятия с несовершеннолетними и членами их семей по данному направлению;

- трудовые мастерские;

- взаимодействие со сторонними организациями.

Всего за 2021 год обслужено в отделениях (центре) социальной помощи семье и детям 10143 несовершеннолетних.

Для работы с несовершеннолетними был разработан алгоритм действия специалистов социальных приютов при поступлении несовершеннолетнего и дальнейшее его сопровождение, см. рисунок 1. Алгоритм разработан на основании п 6.3. «Требования к деятельности поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан» Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2014 г. N 1100 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в республике Татарстан», Приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Об утверждении форм рабочих документов, применяемых социальными приютами для детей и подростков» от 21.07.2016 №429 (далее - Приказ) [8].

В целях разработки и утверждения индивидуальных программ социальной реабилитации в отношении

несовершеннолетнего, оценки хода

осуществления и контроля реализации реабилитационных мероприятий в социальных приютах для детей и подростков создается социальный консилиум (приложение

реабилитации несовершеннолетнего,

координации деятельности специалистов отделений учреждения по реализации индивидуальных и групповых №21 к Приказу), который утверждается приказом директора социального приюта. В ходе заседания консилиума разрабатывается и утверждается индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего (далее - ИПР) - это комплекс оптимальных социально-

реабилитационных мероприятий,

основывающийся на результатах первичного диагностического обследования

несовершеннолетнего (состояние здоровья, психологические, педагогические особенности и особенности социализации) и поставленных целей и задач исходя из выявленных проблем. ИПР состоит из 3 этапов: начальный, основной и заключительный. На каждом этапе проводится диагностические процедуры, для уточнения специфики социально-психологической

дезадаптации, определения структуры отклонений в психическом развитии, изучения индивидуальных особенностей личности подростков [9]. Сроки реализации этапов устанавливаются на консилиуме. На каждом этапе реализуются определенные задачи согласно потребности и очередности. Поэтапное выполнение ИПР несовершеннолетнего обеспечивает эффективное оказание социальных услуг, что благоприятно влияет на процесс реабилитации в целом. Также в ходе выполнения намеченных мероприятий в индивидуальных программах социально-педагогической

реабилитации специализированное учреждение для несовершеннолетних взаимодействует с органами и организациями здравоохранения, образования, внутренних дел, общественными и другими организациями, осуществляет социальный патронаж семей

несовершеннолетних. С целью оценки эффективности реализации социальных услуг и реабилитационных мероприятий, прописанных в ИПР, заполняется лист динамики. Полученные результаты служат индикатором эффективности реализации услуг и правильности подобранных реабилитационных мероприятий.

I 1оСI \ ПЛСШ1С н/л в приют

-

Социально-психолою-нееча! отческая диагностика воспитанника

с N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение социального консилиума (на каждом этапе реабилитации)

(заполнение протокола заседания социального консилиума, разработка ИПР,

заполнение листа динамики)

V У

Устройство ребенка в ДОУ или МБОУ при необходимости

*

Знакомство н/л с порядками, правилами социального учреждения и с другими воспитанниками

Оказание воспитаннику необходимых услуг:

Социально -психологические, социально -педагогические, социально-правовые,

социально-трудовые, социально-

медицинские

Постепенное вовлечение н/л к участию в групповых занятиях, кружках, клубах по интересам, в зависимости от проблематики конкретного ребенка

О О

Ч>

Заполнение необходимой документации:

- ИПР воспитанника;

- журнал наблюдения;

- индивид. карта клиента;

- методическая карта группы;

- журнал индивидуальных, групповых форм работы;

- журнал учета кружковой (клубной) работы с детьми

По истечению срока пребывания воспитанника в приюте или определение в другое учреждение или в семью, необходимо заполнение следующих документов: - акт о передаче н/л из соц. приюта в иное учреждение или в семью

Рисунок 1. -Алгоритм действий сотрудников приютов при поступлении несовершеннолетнего и дальнейшее

его сопровождение

Коррекция психоэмоционального состояния несовершеннолетнего осуществляется в ходе индивидуальных занятий и консультаций с использованием социальных программ и технологий, разрабатываемых специалистами учреждения, либо из Банка инновационных технологий, размещенном на сайте ГКУ «Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты».

Хочется отметить еще одно направление в рамках социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними с целью профориентации и приобщения к труду — это воспитание общественно-активной личности, приобщение несовершеннолетних к общественно-полезной трудовой деятельности. С этой целью Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «город Казань» проводит круглые столы и интерактивные мероприятия «Волонтер - звучит гордо!» с участием волонтеров вузов и колледжей г. Казани. В муниципальных районах Республики Татарстан организовывают деятельность «тимуровских отрядов» из числа несовершеннолетних получателей социальных услуг в возрасте от 12 лет и старше. Так, например, Комплексный центр социального обслуживания населения в Мензелинском муниципальном районе создал «тимуровский отряд» в целях развития положительных черт характера у несовершеннолетних, таких как, трудолюбие, отзывчивость, оказывая посильную помощь одиноко проживающим пенсионерам, инвалидам.

Заключение. Таким образом, можно выделить основные проблемы, связанные с социально-педагогической реабилитацией

несовершеннолетних в социальных приютах:

1. Проблемы ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего, нарушение социального статуса, проблемы в нравственном, психологическом, психическом здоровье [10].

2. Нерешенность задач комплексной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних (медицинской, психологической, социально-педагогической и др.) для восстановления социального статуса, развития коммуникативных качеств, овладения социальными ролями, привития навыков социального поведения.

3. Отсутствие специалистов всего спектра для необходимой реабилитации в отдельно взятом социальном приюте.

Все перечисленные проблемы

целенаправленно решаются в Республике Татарстан. Программы социально-педагогической

реабилитации много лет являются предметом для исследовательской работы и ее практической реализации автором. Под патронажем министерства создана региональная социально-педагогическая инфраструктура, которая в совокупности способна решать комплекс задач, связанных с пребыванием несовершеннолетних в социальных приютах:

1. Направленность на защиту прав несовершеннолетних, обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки, комплекс медицинских услуг, помощь специалистов для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, предоставление спектра образовательных услуг.

2. Привлечение к деятельности в социальных приютах всех социальных партнеров, специалистов муниципальных, межотраслевых, общественных организаций, с координаций действий компонентов деятельности сложившейся инфраструктуры.

3. Постоянное обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в социальных приютах.

4. Обеспечение взаимосвязи, взаимодействия социальных учреждений для сохранения сложившейся инфраструктуры социально педагогической реабилитации, ее целостности.

Разработанный автором алгоритм действий сотрудников приютов при поступлении несовершеннолетнего и дальнейшее его сопровождение обеспечивает поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социально-педагогической

реабилитации несовершеннолетних, а также восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи. В результате проводимой комплексной работы более 90% воспитанников приютов выбывают с семейными формами жизнеустройства.

На основании данных, полученных за 2021 год, необходимо отметить, что социально-педагогическая реабилитация

несовершеннолетних, ее эффективность зависит не только от наличия специалистов, программ реабилитации, а от рационального и квалифицированного использования имеющихся кадров, отбора и последовательности оказываемых услуг на основе реальной потребности несовершеннолетних. Социально-педагогическая реабилитация

несовершеннолетних приобретает характер качественной помощи в случае ее последовательности, систематичности,

своевременности, целесообразности,

преемственности, гибкости.

Литература

1. Соловцова И.А. Гуманитарная педагогическая парадигма как модель исследовательской деятельности / И.А. Соловцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2008. - № 6. - С. 11-15.

2. Толстикова С.Н., Никитина Н.И. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как междисциплинарная проблема / С.Н. Толстикова, Н.И. Никитина // Прикладная юридическая психология. -2016. - № 4. - С. 29-35.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - М., 1997. - № 4. - С. 1117.

4. Котельникова И.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта [Электронный ресурс] / И.М. Котельникова // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. -С. 75-77. - Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23160

5. Маврина Э.А. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях: на примере Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Маврина Эльмира Амировна. - Казань, 2009. - 24 с.

References:

6. Зарипова Э.А. Разработка и реализация программ социально-трудового обучения несовершеннолетних с учетом региональных особенностей (на примере Республики Татарстан) [Электронный ресурс] / Э.А. Зарипова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=13043

7. Метлина Т.А. Организация хозяйственно -бытовой деятельности в условиях пансиона / Т.А. Метлина // Интернаука. - 2018. - № 5(39). - С. 10-15.

8. Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года № бЗ-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mtsz.tatarstan.ru/zakonodatelstvo-Л^Ш?риЬ^=3248745

9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.

10. Файзуллина К.А. Социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / К.А. Файзуллина // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29815

1. Solovtsova I.A. Humanitarian pedagogical paradigm as a model of research activity / I.A. Solovtsova // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2008. - № 6. - S. 11-15.

2. Tolstikova S.N., Nikitina N.I. Socio-pedagogical rehabilitation of minors in difficult life situations as an interdisciplinary problem / S.N. Tolstikova, N.I. Nikitina // Applied Legal Psychology. - 2016. - № 4. - S. 29-35.

3. Bondarevskaya E.V. Humanistic paradigm of personality-oriented education / E.V. Bondarevskaya // Pedagogy. - M., 1997. - No. 4. - S. 11-17.

4. Kotelnikova I.M. Socio-pedagogical rehabilitation of pupils with deviant behavior in a social shelter [Electronic resource] / I.M. Kotelnikova // Modern science-intensive technologies. - 2008. - № 2. - S. 75-77. - Access mode: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23160

5. Mavrina E.A. Socio-pedagogical rehabilitation of minors in specialized institutions: based on the example of the Republic of Tatarstan: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Mavrina Elmira Amirovna. - Kazan, 2009. - 24 p.

6. Zaripova E.A. Development and implementation of social and labor training programs for minors, taking into

account regional characteristics (based on the example of the Republic of Tatarstan) [Electronic resource] / E.A. Zaripova // Modern problems of science and education. -2014. - № 3. - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13043

7. Metlina T.A. Organization of household activities in a boarding house / T.A. Metlin // Internauka. - 2018. - № 5(39). - S. 10-15.

8. Law of the Republic of Tatarstan dated December 08, 2004 No. 63-ZRT "On targeted social support of the population in the Republic of Tatarstan" [Electronic resource]. - Access mode: https://mtsz.tatarstan.ru/ zakonodatelstvo-rt.htm?pub_id=3248745

9. Diagnosis and correction of social maladaptation of adolescents. - M.: Editorial and Publishing Center of the Consortium "Social Health of Russia", 1999.

10. Fayzullina K.A. Socio-pedagogical rehabilitation in psychological and pedagogical research [Electronic resource] / K.A. Fayzullina // Modern problems of science and education. - 2020. - № 3. - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29815

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Зарипова Эльмира Амировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, министр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, e-mail: elmira.zaripova@tatar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.