Решетневскуе чтения. 2014
УДК 37.013.78
ПРАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
М. А. Проходская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Исследовательская оптика теории практик выявляет еще один подход к потреблению образовательных услуг. На анализе рутинизированных практик поведения студентов и преподавателей в учебной среде выявляются основные формы их взаимодействия.
На основании теоретического подхода одной из социологических школ дается вывод о закономерном процессе ухудшения качества получаемого образования.
Ключевые слова: практики, социальные институты, практики потребления, технический университет.
CONSUMER PRACTICES OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE TECHNICAL UNIVERSITY
M. A. Prokhodskaya
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The research optics of practice theory reveals another approach to the consumption of educational services. The analysis of routinized practices of students and teachers' behavior in the learning environment identifies the main forms of interaction. Conclusion based on the theoretical approach of one of the sociological schools makes clear that deterioration in the quality of education is a regular process.
Keywords: practices, social institutions, consumption practices, technical university.
Современный подход к предназначению высшего образования все чаще определяет его через категории «практики», «полезности», «потребления», «технологии», «рынки». Это задает характерный, принципиально иной тон в реализации основных функций образования. Большое число исследователей (Н. Е. Покровский, Д. Л. Константиновский, Л. Н. Банникова [2, с. 149] и др.) неоднократно это подчеркивали. Майкл Стронг в своей недавней лекции высказался о «смерти университетов» и привел ряд аргументированных доводов.
Рассматривая профессиональное высшее образование как услугу, потребляющие его субъекты используют различные критерии оценки форм и качества его получения. Нередко смысл получения услуги сводится к понятию «польза» как в частном аспекте -«какую пользу мне принесет данный предмет», так и в общем - «польза университета, польза диплома данного университета». Оценка услуги часто становится субъективна. Поведение студента - потребителя образовательной услуги сводится к требованиям обеспечить удовлетворение его потребностей.
Теория практик - один из подходов, который может объяснить представленное поведение / действие как традиционное или, как объясняет Андреас Реквиц, сложившееся в результате длительной привычки [1, с. 245]. Единичная практика понима-
ется им как «рутинизированный тип поведения», состоящий из форм телесных действий, форм ментальных действий, вещей и их использования, а также фонового знания в форме понимания, эмоций и мотиваций [1, с. 249].
Зададимся вопросом, как в современном вузе формальная рациональность, выраженная в форме рациональных норм, инструкций, запретов, предписаний и императивов, отличается от практической рациональности потребления образовательных услуг. Теория практик может наглядно продемонстрировать разницу между тем, как студенты должны получать образование, и что они делают в действительности для получения диплома о высшем образовании в привычных нерефлексивных действиях.
Студент, приходящий на первое вводное занятие по предмету, выявляет для себя механизмы успешной сдачи дисциплины, а не ее освоения. Стремление получить знания отсутствует. Потребление вызывает желание получить комфортные бытовые условия (красивую аудиторию, оснащенную современным оборудованием), но не качественные знания. Возникает инициатива студентов отпроситься/сбежать с занятий. Студенты, изучающие предмет, вовлекаются и начинают посещать ленты только при включении в лекции развлекательного компонента в виде примеров, шуток, отвлечений от основной темы.
Международное научно-техническое и академическое сотрудничество в современном вузе
Развитая инфраструктура готовых реферативных работ в открытом доступе демотивирует от добросовестной подготовки к занятиям. Преподаватель, воспринимаемый как обслуживающий персонал, оказывающий образовательную услугу, теряет свой авторитет и рычаги легитимного управления дисциплиной на занятии.
Таким образом, социальный порядок, стихийно складывающийся в телесных и ментальных действиях студентов, формирует естественное понимание ими процесса получения образования как практики потребления образовательной услуги, результатом которой становится получение диплома о высшем образовании. Получение диплома, но не знаний. С точки зрения социологической школы Бурдье, задача наблюдения за данным феноменом состоит не в облечении, а в объяснении этого социального феномена [3, с. 157]. Переход от описания практик к выявлению закономерностей. В данном случае, теория практик не объясняет, а интерпретирует описываемый социальный факт, т. е. не дает нам знание причинно-следственных связей, а лишь новое понимание ситуации, которое в свою очередь, можно использовать для разработки новых методик преподавания в университете.
Библиографические ссылки
1. Reckwitz A. Toward a Theory of Social Practices // European J. of Social Theory, 2002. Vol. 5:2, P. 245.
2. Банникова Л. Н. Студенты как потребители образовательных услуг: компромисс стремлений и реальных практик // Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки. Екатеринбург, 2009. C. 149.
3. Волков В., Хархордин О. Теория практик. СПб., 2008. С. 157.
References
1. Reckwitz A. Toward a Theory of Social Practices // European J. of Social Theory, 2002. Vol. 5:2, P. 245.
2. Bannikova L. N. Students as consumers of educational services: compromise of aspirations and real practices // Russian education in terms of social transformations: sociological essays. Ekaterinburg, 2009. P. 149.
3. Volkov V., Harhordin O. Theory of practices. SPb., 2008. P. 157.
© Проходская М. А., 2014
УДК 378.1
МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Е. В. Фибих
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В настоящее время международное сетевое сотрудничество рассматривается как реализация совместных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров, международные стажировки, совместные международные научные проекты, летние школы, совместные международные образовательные проекты. Однако необходимо расширять спектр профессиональных возможностей будущих выпускников, обеспечивать гибкость и мобильность российского образования, в том числе в международном масштабе. Рассматриваются примеры сетевого взаимодействия вузов.
Ключевые слова: вузы, сетевое взаимодействие, интеграция, модель международного взаимодействия университетов.
INTERNATIONAL NETWORKING AS ONE OF THE INTEGRATION WAYS INTO THE GLOBAL EDUCATION
E. V. Fibikh
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
Currently, international networking is regarded as the implementation of joint training programs for bachelors, specialists and masters, international internships, international collaborative research projects, summer schools, joint international educational projects. However, we must expand the range of professional opportunities for future