Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Евтюхова У.С., Дзирун И.А.

В настоящее время существование действенных механизмов взаимодействия государственных органов и бизнес-структур, является значимым рычагом влияния на развитие национальной экономики. Характер таких взаимоотношений должен соответствовать задачам социально-экономического развития страны и интересам бизнеса, способствуя формированию более благоприятной среды для роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных компаний на внешних рынках, развития внешнеторговой деятельности. Федеральная таможенная служба играет существенную роль в реализации экономической политики России, формируя условия, способствующие созданию внешнеэкономических связей и развитию предпринимательства. Взаимодействие таможенных органов с субъектами внешнеторговой деятельности является важнейшим фактором эффективного выполнения стоящих перед таможенными органами задач по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению экономической безопасности страны. В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия, выявлены некоторые проблемы, определены векторы дальнейшего развития сотрудничества таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF INTERACTION OF PARTICIPANTS IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES WITH CUSTOMS AUTHORITIES: CURRENT STATE AND VECTORS OF DEVELOPMENT

Currently, the existence of effective mechanisms of interaction between government agencies and business structures is a significant lever of influence on the development of the national economy. The nature of such relationships should correspond to the tasks of socio-economic development of the country and the interests of business, contributing to the formation of a more favorable environment for the growth of competitiveness and investment attractiveness of domestic companies in foreign markets, the development of foreign trade activities. The Federal Customs Service plays a significant role in the implementation of Russia's economic policy, creating conditions conducive to the creation of foreign economic relations and the development of entrepreneurship. The interaction of customs authorities with subjects of foreign trade activity is the most important factor in the effective implementation of the tasks facing the customs authorities to accelerate trade turnover, replenish the budget and ensure the economic security of the country. The article considers the main aspects of interaction, identifies some problems, and defines vectors for further development of cooperation between customs authorities and participants in foreign trade activities.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

EDN: QVJIOW

Е.В. Алексеева - к.э.н., доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, katkat@yandex.ru,

E.V. Alekseeva - candidate of economic sciences, associate professor, Tsiolkovskiy kaluga state university, Kaluga, Russia;

H.А. Ушакова - старший преподаватель, Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калуга, Россия, damanta1998@mail.ru,

N.A. Ushakova - senior lecturer, Kaluga branch of Bauman Moscow state technical university, Kaluga, Russia;

У.С. Евтюхова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, evtyukhovaus@studklg.ru,

U.S. Yevtyukhova - student, Tsiolkovskiy Kaluga state university, Kaluga, Russia;

И.А. Дзирун - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, dzirunia@studklg.ru,

I.A. Dzirun - student, Tsiolkovskiy Kaluga state university, Kaluga, Russia.

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ THE PRACTICE OF INTERACTION OF PARTICIPANTS IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES WITH CUSTOMS AUTHORITIES: CURRENT STATE AND VECTORS OF DEVELOPMENT

Аннотация. В настоящее время существование действенных механизмов взаимодействия государственных органов и бизнес-структур, является значимым рычагом влияния на развитие национальной экономики. Характер таких взаимоотношений должен соответствовать задачам социально-экономического развития страны и интересам бизнеса, способствуя формированию более благоприятной среды для роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных компаний на внешних рынках, развития внешнеторговой деятельности. Федеральная таможенная служба играет существенную роль в реализации экономической политики России, формируя условия, способствующие созданию внешнеэкономических связей и развитию предпринимательства. Взаимодействие таможенных органов с субъектами внешнеторговой деятельности является важнейшим фактором эффективного выполнения стоящих перед таможенными органами задач по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению экономической безопасности страны. В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия, выявлены некоторые проблемы, определены векторы дальнейшего развития сотрудничества таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности.

Abstract. Currently, the existence of effective mechanisms of interaction between government agencies and business structures is a significant lever of influence on the development of the national economy. The nature of such relationships should correspond to the tasks of socio-economic development of the country and the interests of business, contributing to the formation of a more favorable environment for the growth of competitiveness and investment attractiveness of domestic companies in foreign markets, the development of foreign trade activities. The Federal Customs Service plays a significant role in the implementation of Russia's economic policy, creating conditions conducive to the creation of foreign economic relations and the development of entrepre-neurship. The interaction of customs authorities with subjects of foreign trade activity is the most important factor in the effective implementation of the tasks facing the customs authorities to accelerate trade turnover, replenish the budget and ensure the economic security of the country. The article considers the main aspects of interaction, identifies some problems, and defines vectors for further development of cooperation between customs authorities and participants in foreign trade activities.

Ключевые слова: взаимодействие, формы взаимодействия, информирование, консультирование, таможенные органы, участники внешнеторговой деятельности.

Keywords: interaction, forms of interaction, informing, consulting, customs authorities, participants in foreign trade activities.

Развитие экономики России на сегодняшний день характеризуется интеграцией различных форм внешнеэкономической деятельности в мировое сообщество, а также расширением международных связей и поиском взаимоотношений с новыми иностранными партнерами. Благодаря данным действиям внешнеторговая деятельность, главная цель которой заключается не только в стремлении добиться максимальной прибыли для ее участников, но и в решении проблем, носящих социально-экономический характер, становится все более значимой и выходит на первый план. Следовательно, увеличивается роль взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с таможенными органами.

Основными ориентирами таможенной политики Российской Федерации являются: повышение качества и результативности регулирования внешнеторговой деятельности России, создание и поддержка благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности, совершенствование таможенного регулирования и таможенного контроля с целью минимизации затрат участников внешнеторговой деятельности. Данные ориентиры характеризуют деятельность таможенной службы в соответствии с ее положениями стратегии развития.

Эффективное взаимодействие таможенных органов и субъектов внешнеторговой деятельности предполагает сокращение времени, требуемого для прохождения таможенных процедур и своевременную уплату таможенных платежей, минимизацию затрат. Таможенным органам такое взаимодействие дает возможность максимально эффективно выполнять одну из своих главных функций - фискальную, участникам внешнеторговой деятельности позволяет увеличить скорость товарооборота и, как следствие, прибыль. Сотрудничество таможенных органов с бизнес-структурами необходимо рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле взаимодействие таможенных служб с участниками внешнеторговой деятельности осуществляется путем проведения таможенного контроля, а также в виде оказания государственных услуг в сфере таможенного дела (таблица 1). В узком же смысле взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности представляется проведением мероприятий по решению текущих задач, относящихся к компетенции таможенных органов и осуществляемых как на уровне ФТС РФ, так и на уровне территориальных таможенных органов. Такое взаимодействие таможенных органов и коммерческих структур представлено в основном работой консультативных советов, рабочих групп, сформированных и координи-

руемых консультационными советами при соответствующих региональных таможенных управлениях, а также организацией ежегодных региональных конкурсов для участников внешнеэкономической деятельности.

Таблица 1 - Динамика показателей, характеризующих оказание государственных таможенных услуг

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к

2019 г. | 2020 г.

Консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

- количество юридических лиц, подавших заявления на получение государственной услуги, ед. 1384 770 720 52,0 93,5

- доля юридических лиц, подавших заявление на получение государственной услуги в электронной форме, % 0 1,2 2,6 2,6п.п. 1,4п.п.

- количество юридических лиц, получивших государственную услугу, ед. 1321 724 630 47,7 87,0

Принятие предварительных решений по классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС

- количество юридических лиц, подавших заявления на получение государственной услуги, ед. 1917 1932 1809 94,4 93,6

- доля юридических лиц, подавших заявление на получение государственной услуги в электронной форме, % 20 28,5 38,3 18,3п.п. 9,8 п. п.

- количество юридических лиц, получивших государственную услугу, ед. 897 747 799 89,1 107,0

Источник: https://customs.gov. ги/

Общее количество оказанных услуг по осуществлению консультирования в сфере таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов в 2021 году по сравнению с 2019 годом снизилось, что можно объяснить развитием электронного взаимодействия. Также следует отметить несущественное сокращение численности юридических лиц, подавших заявление и получивших государственную услугу по принятию решений в отношении классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Чаще всего консультирование осуществляется в форме запроса лица в региональное таможенное управление или таможню. Всего в течение 2021 года в ФТС России зарегистрировано 13703 письменных обращения граждан, что на 1,8 % больше чем в 2020 году (13457 обращений). Из общего количества поступивших в ФТС России обращений граждан 82,7 % подано в электронном виде (в 2020 году - 84,8 %).

По результатам рассмотрения по существу письменных обращений удовлетворено 1942 обращения, отказано в 24 случаях, даны разъяснения 8428 заявителям, 2865 обращений направлены на исполнение в таможенные органы, а также иные государственные органы по принадлежности, 54 обращения являются анонимными и не требуют ответа. Все обращения граждан исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В соответствии с приказом ФТС России от 13 августа 2014 г. № 1525 «О создании автоматизированной системы сетевого справочного телефонного узла ФТС России по работе с устными обращениями граждан и организаций» за 2021 год в ФТС России обработано 36419 звонков, что на 10,7 % больше, чем в 2020 году. Данная система предоставляет возможность приема, регистрации и перевода в режиме реального времени обращений граждан в устной форме в региональные таможенные управления, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Динамика количества юридических лиц, получивших государственные услуги, связанные с ведением реестров, за 2019-2021 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика показателей, характеризующих оказание государственных услуг по ведению реестров

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к

2019 г. | 2020 г.

Количество юридических лиц, получивших государственную таможенную услугу

Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, ед. 997 1065 1182 118,6 111,0

Ведение реестра таможенных представителей 320 379 298 93,1 78,6

Ведение реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, ед. 23 5 8 34,8 160,0

Ведение реестра владельцев таможенных складов 121 176 370 305,8 210,2

Ведение реестра владельцев складов временного хранения 594 607 1124 189,2 185,2

Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли 112 111 146 130,4 131,5

Ведение реестра таможенных перевозчиков 24 37 30 125,0 81,1

Источник: https://customs.gov. ги/

За анализируемый период 2019-2021 гг. существенно сократились объемы услуг по ведению реестра банков с правом выдачи гарантий и реестра таможенных представителей. По другим видам реестров отмечено в основном увеличение показателей, что свидетельствует о растущем интересе бизнес-сообщества к развитию внешнеторговой деятельности.

Проведённая ФТС России работа над совершенствованием технологий таможенного контроля позволила сократить в 2021 году среднее время прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (таблица 3).

Таблица 3 - Среднее время прохождения таможенных операций в 2019-2021 гг.

Наименование 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Экспорт 45 мин 40 мин 34

Импорт 1 час 19 мин 1 час 16 мин 1 час 5 мин

Источник: https://customs.gov. ги/

По итогам 2021 года в автоматическом режиме зарегистрировано 4,48 млн деклараций на товары, автоматически выпушено более 1,4 млн деклараций на товары (рисунок 1).

Наблюдается тенденция роста оформленных деклараций на товары за период 2019-2021гг., что обусловлено тем, что сократилось время прохождения таможенных операций и для добросовестных участников внешнеторговой деятельности автоматический выпуск действительно снижает издержки и административную нагрузку.

Продолжено внедрение технологии декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме (рисунок 2).

4500000 ^-

4000000 ,-. Н

3500000 ^ .-

3000000 ^ .—^рЯЩШ

2500000 ^ ,—I

2000000 ^ —I

1500000 .—I I ^--

1000000 ^ —I I ^-^ ^-

I | ■—п ш

В автоматическом режиме зарегистрировано ДТ Автоматам: ески выпущено

2019 г. 2800000 643000

2020 г. 3800000 1088000

■ 2021 г. 4480000 1400000

Рисунок 1 - Динамика количества зарегистрированных и выпущенных деклараций на товары за 2019-2021 гг.

]091«8 1089401

2019 г. 2020 г, 2021 г

Количество ТД ■ Количество ЭТД

Рисунок 2 - Оформление процедуры транзита в электронной форме в 2019-2021 гг.

Эффективность таможенных проверок, проводимых после выпуска товаров, в 2021 году также повысилась:

- доначислено денежных средств на сумму 24,4 млрд рублей, что на 2 % больше, чем в 2020 году;

- довзыскано денежных средств на сумму 14,3 млрд рублей, что на 21 % больше, чем в 2020 году (рисунок 3).

Рисунок 3 - Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров за 2020-2021 гг.

По результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров:

- конфисковано товаров на общую стоимость 2,1 млрд. руб., что в 7 раз превышает значение показателя 2020 г. (304 млн руб.);

- таможенными и иными органами доначислено и наложено штрафов на общую сумму 6,6 млрд. руб. (в 2020 г. - 3,1 млрд руб.);

- возбуждено 7 049 дел об административных правонарушениях и 403 уголовных дела (в 2020 г. - 7 300 АД и 348 УД).

Мобильными группами таможенных органов в 2021 году: выявлены нарушения законодательства в отношении более

5,3 тыс. транспортных средств (в 2020 году - 5,6 тыс.); пресечен незаконный ввоз более 77 тыс. тонн товаров (в 2020 году -77 тыс.); возвращено в сопредельные государства более 47 тыс. тонн товаров (в 2020 году - 59 тыс.); уничтожено 1990 тонн товаров (в 2020 году почти 2 тыс.); изъято и передано иным контролирующим государственным органом более 28 тыс. тонн товаров (в 2020 году - 16 тыс.); во взаимодействии с правоохранительными и иными контролирующими органами возбуждено 2 189 дел об АП и 158 УД (в 2020 году - 1 291 дело об АП и 81 УД).

В 2021 году была продолжена работа по развитию интерактивного направления взаимодействия ФТС России с деловыми кругами - проведение вебинаров по актуальным вопросам таможенного администрирования на официальной странице ФТС России в социальных сетях. Интерактивный формат вебинаров представляет собой современный и удобный способ проведения мероприятий для широкой аудитории заинтересованных представителей бизнес-структур и позволяет сформировать постоянную обратную связь с участниками внешнеторговой деятельности. В течение 2021 года было проведено 26 вебинаров. Количество просмотров записей вебинаров варьируется от 1000 до 7000 в зависимости от рассматриваемой темы. Для удобства участников внешнеторговой деятельности на официальных страницах ФТС России в социальной сети «ВКонтакте» и видеохостинге (канале) YouTube размещаются видеозаписи вебинаров, а также ответы на вопросы, поступавшие в ходе прямых эфиров.

Также позиция ФТС России по актуальным вопросам таможенного дела доводилась до общественности посредствам личных выступлений руководства ФТС России в ведущих федеральных СМИ (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты участия ФТС России в различных СМИ

Наименование 2019 2020 2021

Пресс-конференции и подходы к прессе 14 5 5

Интервью федеральным телеканалам и радиостанциям 22 18 23

Интервью и комментарии для печатных сетевых изданий 17 25 53

Источник: https://customs.gov. ru/

В 2021 г. при содействии Пресс-службы ФТС России вышло 210 сюжетов на федеральных телеканалах (в 2020 г. -296). В течение 2021 гг. Федеральная таможенная служба России приняла участие в форумах федерального значения, таких как Большой Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум - 2021», V Московский финансовый форум 2021, Деловой форум «Стратегия опережающего развития Евразийского экономического союза», Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ - 2021), Восточный экономический форум (ВЭФ - 2021), Второй Евразийский Конгресс, Международный экспортный форум «Сделано в России», Международный таможенный форум - МТФ 2021. В 2021 году продолжило расти число подписчиков на официальные аккаунты ФТС России в социальных сетях (рисунок 4).

еоооо

50 000 48 071

«ООО

30 000 20 000 IS 896 26 850 ■

10 000 0 л

2019 год 2020 год 2021 гол

Рисунок 4 - Общее число подписчиков на официальные аккаунты ФТС России в социальных сетях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время таможенные органы РФ осуществляют применение практики удаленной уплаты таможенных платежей, концентрации учета платежей на федеральном уровне с использованием единых счетов, использование современной технологии удаленного выпуска товаров, а также сформированы условия, которые позволяют реализовывать применение мобильных, «облачных» и прочих информационно -коммуникационных и цифровых технологий.

Важным шагом в развитии сотрудничества является поддержание постоянного диалога с добросовестными участниками внешнеторговой деятельности, для чего рекомендуется производить постадийную оценку результативности такого взаимодействия. На стадии получения запроса на предоставление государственных таможенных услуг - фиксировать время принятия запроса и определять степень комфорта участников ВТД, предоставивших таможенным органам документы; в ходе реализации взаимодействия - регистрировать время обработки документов; по итогам оказания государственной услуги - оценивать качество и удовлетворенность полученным результатом. При таком подходе к оценке результативности взаимодействия таможенной службы с коммерческими структурами на выходе появляется возможность определить узкие места в целях разработки мер по устранению выявленных проблем.

Сотрудничество таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности оказывает прямое воздействие на качество реализации государственной политики в области таможенного дела, делает таможенную сферу удобной и доступной за счет развития информационных ресурсов таможенной службы и уменьшения административной нагрузки на бизнес-структуры. Гармонизация такого взаимодействия представляет собой одно из приоритетных направлений создания благоприятных условий для развития международных торговых связей.

Источники:

1. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 14. С. 70-71.

2. Алексеева, Е. В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Е. В. Алексеева, Р. Р. Ахмедзянов, И. В. Кондрашова // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. - N° 6. - С. 18-21.

3. Алексеева, Е. В. Особенности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности / Е. В. Алексеева, С. В. Кузнецова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. -2018. - № 12. - С. 97-98.

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87.

5. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнесклимата на территории ЕАЭС // Modern Economy Success. 2020. № 2. С. 110-114.

6. Захаров, А. А. Современные векторы развития взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности / А. А. Захаров, А. А. Мигел // Russian Economic Bulletin. - 2021. - Т. 4. - № 2. - С. 188-192. - EDN JBHFPG.

7. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 158-162.

8. Сайт Федеральная таможенная служба «Итоговые доклады о результатах деятельности» [Электронный ресурс]. https://customs.gov.ru/ storage/document/document_info/2022-03/03/itog_2021.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.