ПРАКТИКА ВЫДВИЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ
Е.С. Соколов, магистрант А. Гасымов, студент
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Россия, г. Калининград)
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные для криминалистической науки вопросы выдвижения и проверки следственных (криминалистических) версий. Исследуются вопросы взаимосвязи субъектов выдвижения и содержания криминалистической версии, а также принципы и правовые основы создания и реализации познавательной деятельности в рамках расследования по уголовному делу. Также внимание уделено стадиям, которые проходит следственная версия в процессе ее создания и реализации.
Ключевые слова: предварительное расследование, криминалистические версии, следственные версии, производство по уголовному делу, криминалистика, преступления.
Для увеличения эффективности поисково-познавательной деятельности необходимо выстроение криминалистических версий в ретроспективном масштабе. В процессе предварительного расследования версии реализуют объединяющую, переходящую функцию умозаключений от отсутствия знаний к истине. Значение построения криминалистических версий заключается в том, что в рамках первоначального этапа следователь (дознаватель) не имеет фактической информации, исследование которой позволило бы ему выйти на достоверные данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию в рамках расследования уголовного дела.
Данный этап, являясь всего лишь началом расследования, характеризуется отсутствием полного спектра сведений, логически выстроенной системы доказательств, так также взаимно противоречивым характером обнаруженной информации. По данной причине субъектом доказывания высказываются предположения о событии в целом или о его частных фактах и обстоятельствах, а в последующем он проверяет свои версии и убеждается, какие из предположений правильны, какие нет. На первоначальном этапе предварительного расследования при установлении фактических обстоятельств сущностные характеристики познавательного процесса принуждают следователя и руководителя следственного органа к активному анализу и проверке доказательств (выдвижение
версий, разработка плана расследования). Разумеется, что границы возможного и должного поведения лиц, которые участвуют в доказывании, регулируется и ограничивается действующим законодательством законом. Информация, которая поступает от различных источников (любых источников) является основанием для построения следственных версий на всех стадиях расследования.
Построение и проверка версий являются взаимосвязанными и неотделимыми элементами. Каждая версия подвергается проверке независимо от степени разработанности и логической обоснованности (верность или ложность должны быть определены экспериментально). Во всех случаях деятельность по проверке криминалистических версий должна проходить на основе неукоснительного соблюдения принципа законности. Стоит отметить, что следственная версия представляет из себя ядро, начало процесса расследования преступления. В данном вопросе Бахтеев Д.В. подмечает, что версия в процессе проверки достоверности первоначальной информации о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении путем собирания, анализа и оценки новой информации, являющейся основой для принятия соответствующих правовых решений, может помочь более эффективно построить дальнейший ход расследования по делу [1, С. 147]. На начальном этапе предварительного расследования следственная версия дает
возможность группировки и систематизации имеющейся информации об обстоятельствах деяния, проведения проверки и выявления значимой уголовно-правовой информации (это помогает следователю в решение организационных вопросов связанных с расследование - сбор наиболее важных улик или вещественных доказательств).
Стоит отметить, что версионное обеспечение, зачастую, может быть выстроено только на материалах оперативно-розыскной деятельности либо интуиции следователя (дознавателя) и так далее. Что касается уголовно значимых выводов, которые являются основанием возбуждения уголовного дела, то стоит обратить внимание на отсутствие возможности их базирования на интуиции, необоснованных предположениях, материалах оперативно-розыскной деятельности (объективная, подтвержденная информация из предусмотренных законом источников).
Одним из ключевых направлений, в рамках которых выдвигаются следственные версии, являются субъекты и их связи.
Исследователи выделяют три стадии, которые проходит в своем развитии следственная версия: выдвижение предположения; разработка на основе предположения версии; проверка причин и следствий и соотношение с установленными обстоятельствами [2, С. 127].
Версия признается достоверной (подтвердившейся) в том случае, когда следы, факты, обстоятельства, модели которых выведены, установлены на основе доказывания.
Как и говорилось ранее, версии могут выстраиваться на основании любой поступающей к следователю (дознавателю) информации, в том числе и из анонимного источника. Однако версия должна представлять из себя результат аналитического размышления, выстраивающего предположение на основе выявления, сравнительного анализа различного рода данных. В случаях, когда следователем выдвигается объективно верная теория, результатом ее проверки будет предположительное (модельное) знание превращенное в достоверное положительное знание.
Интересным является мнение по принципам построения и проверки следственных версий высказывает Баев О. Я., который говорит, что: в случае нуждаемости обоснования по определенным фактам и обстоятельства уголовного дела, требующим незамедлительного объяснения необходимо выдвигать и проверять всю информацию, которая имеет хоть какое-либо объективное, логическое основание (даже маловероятное); неоднозначный характер версии, заключающийся в том, что более логичная версия оказывается ошибочной, а противоположная верной; интенсивность проверки различных версий должна строиться по принципу от менее вероятной к более вероятной; версии, которые направлены на пресечение преступной деятельности, должны быть безотлагательно проверены [3, С. 81].
Важным моментом является проведение проверки следственных версий в определенной очередности. Версии, связанные с проведением неотложных следственных действий должны занимать приоритетное место в плане расследования, в том числе розыск, задержание подозреваемого и так далее. Результативным проявлением проверки все совокупности версий по уголовному делу будет являться подтверждение одной из них.
При коллегиальном расследовании уголовного дела (в случае его сложности группой следователей) необходимо четкое и своевременное выполнение данных следователями поручений, за исполнением которых следует осуществлять постоянный контроль (данные поручения отражаются в протоколе соответствующего оперативного совещания). В случае выявления их ненадлежащего исполнении, недобросовестного отношения к порученной работе, виновные должностные лица должны быть привлечены к установленной законом ответственности.
При выдвижении версии предполагается анализ происшествия во взаимосвязанной структуре вероятностных событий. В данном аспекте Л.Я. Драпкин подмечает, что осмысливая обстановку места происшествия, следователь формирует ряд сменяющих друг друга динамических мысли-
тельных моделей происшествия и как бы следствия, которые подлежат проверке, примеряет к ним имеющиеся данные. При следователь мыслит в направлении от об-выводе из предположительной версии все щего к частному [4, C. 91].
Библиографический список
1. Бахтеев, Д.В. О роли логических следствий в проверке следственных версий / Д.В. Бахтеев // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2017. - № 6 (35). - С. 145-153.
2. Шмонин, А.В. Методика расследования преступлений: Учебное пособие / А.В. Шмонин. - М.: Проспект, 2012. - 267 с.
3. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие. - М.: Экзамен, 2012. - 432 с.
4. Криминалистика. В 3 ч. Часть 1: учебник для вузов / под ред. Л.Я. Драпкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 246 с.
PRACTICE OF NOMINATION OF CRIMINALISTIC VERSIONS
E.S. Sokolov, graduate student A. Gasymov, student Kant Baltic federal university (Russia, Kaliningrad)
Abstract. In this article are considered relevant for forensic science issues of nomination and verification of investigative (forensic) versions. The questions of interrelation between the subjects of the nomination and the contents of the forensic version, as well as the principles and legal foundations for the creation and implementation of cognitive activity within the framework of the investigation in the criminal case are investigated. Attention is also paid to the stages that the investigative version is undergoing in the process of its creation and implementation.
Keywords: preliminary investigation, forensic versions, investigative versions, criminal proceedings, criminalistics, crimes.