Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ'

ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / КЛУБ "ТВОИ ДРУЗЬЯ" / ЖИВОТНЫЕ / ЗАБОТА / ДОБРОТА / МИЛОСЕРДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грабовенко Марина Владимировна

Процесс воспитания и личностного развития детей и подростков в современных условиях организуется разнообразными средствами. Одним из них является общение с животными. В учреждениях дополнительного образования создаются для этой цели специальные клубы. В статье описывается практика общения детей и подростков в клубе «Твои друзья». Определена цель и задачи практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными. Описаны направления практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными. Проведен анализ результатов проделанной работы: развитие доброты и милосердия, заботы и внимания к животным, приобретение детьми и подростками знаний и опыта. Определены перспективы развития практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными в клубе «Твои друзья». Организуемая практика позволяет создавать условия успешной реализации цели и решения поставленных задач путем развития знаний и умений, приобретения опыта самореализации, побуждая детей и подростков быть активными, инициативными, позитивными, деятельными, заботливыми, отзывчивыми, сострадательными. Для этого практика организуется как целенаправленный и системный процесс, в котором участники делают свой выбор, проявляют себя, активно и самостоятельно общаются, действуют в реальной, полезной, востребованной духовно-нравственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS THROUGH DEALING WITH ANIMALS

The process of education and personal development of children and adolescents under modern conditions is organized in different ways. One of them is dealing with animals. In institutions of additional education special clubs open for this purpose. The article describes the practice of communication between children and adolescents in the club “Your friends”. The goal and objectives of education and personal development of children and adolescents in communicating with animals are defined, as well as the prospects of this process are revealed, too. The author analyses the results of the work: development of kindness and mercy, care and consideration towards children, gaining knowledge and experience. The prospects of children’s and adolescents’ communication with animals in the club “Your Friends” are described. This experience provides favorable conditions for successful implementation of goals and problem solution by developing skills, self-fulfillment, it encourages children and teenagers to be active, creative, positive, live, caring, responsive, compassionate. For those purposes the activities are arranged as a persistent and integral process in which children and adolescents make their choice, express themselves, communicate actively and independently, act in real, useful, meaningful spiritual and moral environment.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ»

УДК 37.013

ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS THROUGH DEALING WITH ANIMALS

©2020

М.В. Грабовенко M.V. Grabovenko

Процесс воспитания и личностного развития детей и подростков в современных условиях организуется разнообразными средствами. Одним из них является общение с животными. В учреждениях дополнительного образования создаются для этой цели специальные клубы. В статье описывается практика общения детей и подростков в клубе «Твои друзья». Определена цель и задачи практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными. Описаны направления практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными. Проведен анализ результатов проделанной работы: развитие доброты и милосердия, заботы и внимания к животным, приобретение детьми и подростками знаний и опыта. Определены перспективы развития практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными в клубе «Твои друзья».

Организуемая практика позволяет создавать условия успешной реализации цели и решения поставленных задач путем развития знаний и умений, приобретения опыта самореализации, побуждая детей и подростков быть активными, инициативными, позитивными, деятельными, заботливыми, отзывчивыми, сострадательными. Для этого практика организуется как целенаправленный и системный процесс, в котором участники делают свой выбор, проявляют себя, активно и самостоятельно общаются, действуют в реальной, полезной, востребованной духовно-нравственной деятельности.

Ключевые слова: воспитание; общение; личностное развитие; дети; подростки; клуб «Твои друзья»; животные; забота; доброта; милосердие.

The process of education and personal development of children and adolescents under modern conditions is organized in different ways. One of them is dealing with animals. In institutions of additional education special clubs open for this purpose. The article describes the practice of communication between children and adolescents in the club "Your friends". The goal and objectives of education and personal development of children and adolescents in communicating with animals are defined, as well as the prospects of this process are revealed, too. The author analyses the results of the work: development of kindness and mercy, care and consideration towards children, gaining knowledge and experience. The prospects of children's and adolescents' communication with animals in the club "Your Friends" are described.

This experience provides favorable conditions for successful implementation of goals and problem solution by developing skills, self-fulfillment, it encourages children and teenagers to be active, creative, positive, live, caring, responsive, compassionate. For those purposes the activities are arranged as a persistent and integral process in which children and adolescents make their choice, express themselves, communicate actively and independently, act in real, useful, meaningful spiritual and moral environment.

Keywords: education; communication, personal development; children; adolescents; club "Your Friends"; animals; care; kindness; mercy.

Актуальность проблемы воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными определяется приоритетной задачей, поставленной в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года -развитие высоконравственной личности. В Стратегии отмечается, что духовное и нравственное воспитание детей должно осуществляться на основе российских традиционных ценностей, за счет формирова-

ния выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, развития сопереживания [1]. В этом контексте процесс воспитания и личностного развития детей и подростков рассматривается как развитие их нравственных чувств, духовности, умения видеть и понимать проблемы, нужды окружающих, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в том числе и к животным. По мнению И.А. Ильина, духовность

человека проявляется в ее атрибутах (вере, любви, свободе и совести) [2, с. 367].

Практика воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными имеет свою цель - развивать потребность и способность проявлять свои духовно-нравственные качества.

Задачи:

- организовать реальное общение с животными;

- развивать знания о жизни животных и правилах ухода за ними, умения заботиться о животных, кормить их, правильно содержать, создавая условия для накопления позитивного опыта общения с животными;

- осмысливать результаты проводимой работы и определять новые перспективы развития практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными.

Организованная практика воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными целенаправленно и системно осуществляется в клубе «Твои друзья», реализуется на основе научно-методического сопровождения социального партнера клуба научно-исследовательской лаборатории Субъектной самореализации и инновационных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета (ЛаСС СГСПУ), возглавляемой доктором педагогических наук, профессором, академиком Международной академии акмеоло-гических наук, академиком Российской академии естествознания, основателем научной школы «Самореализация личности в социуме» Е.И. Тихомировой [3].

Подростковый клуб «Твои друзья» создан в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей центре внешкольной работы «Парус» г.о. Самара с целью воспитания детей и подростков как людей сострадающих и понимающих, способных оказывать помощь бездомным животным, умеющих научиться и научить сочувствию и доброте по отношению к животным и людям.

Общение как социальный и психолого-педагогический феномен характеризует особенность развивающейся личности детей и подростков, проявляющийся в их потребности активно взаимодействовать, обмениваться впечатлениями, сотрудничать.

Определяющей особенностью общения подростков является выраженный личностный характер. В этом контексте процесс взаимодействия с животными можно рассматривать как одно из средств формирования и развития личности подростка. Проблема психологического развития подростка - это проблема формирования его интересов. При этом все психологические функции в подростковом возрасте действуют в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. У подростков созревают новые биологические основы, на которых впоследствии развиваются новые интересы, и если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком ей [4]. В этом контексте важно отметить, что интересы детей и подростков, которые приводят их в клуб, основаны на потребности взаимодействовать, общаться с животными, со сверстниками, самореализовываться.

Взаимодействие с животными способно оказывать влияние на формирование личности детей и подростков. Мы солидарны с мнением А. Швейцера, который утверждал, что человек должен почувствовать свою близость и свой долг в отношении любой формы жизни, с которой он входит в соприкосновение. При этом очень ценно замечание автора о том, что добро заключается в том, чтобы поддерживать жизнь, сохранять ее, и зло в том, чтобы разрушать жизнь и препятствовать ей [5].

Проведенный автором совместно с научно-исследовательской лабораторией Субъектной самореализации и инноваци-

онных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета (НИЛ ЛаСС СГСПУ) опрос детей и подростков, их родителей и учителей показал, что общение с животными для современных детей и подростков является ценностным и значимым (39,3% ответов опрошенных), востребованным и предпочитаемым (60,7% ответов опрошенных). Общение с животными привлекает подростков тем, что позволяет взаимодействовать с животными, заботиться о них, проявлять свои духовно-нравственные качества: заботу, доброту, внимательность, толерантность, чувствовать себя нужным и важным. Опрос членов клуба «Твои друзья», проведенный в 2018-2019 учебном году, показал, что 81,5% из числа опрошенных с большим удовольствием посещают клуб, так как в нем есть любимые животные, с которыми «можно играть, гулять»; для которых можно «устраивать свой уголок, чистить клетку, готовить еду»; которых можно «гладить, трогать, расчесывать, украшать». Подобные ответы доказывают, что дети и подростки в клубе «Твои друзья» активно общаются с животными, ликвидируя имеющийся дефицит общения, реализуют свой коммуникативный потенциал.

Многие дети и подростки нередко неосознанно стремятся активно взаимодействовать с животными (гладят, кормят, играют). Зачастую в этом проявляется дефицит внимания к детям и подросткам со стороны взрослых. Во многих семьях далеко не всегда есть возможность содержать животных дома. Именно в клубе «Твои друзья» решается эта проблема, когда дети и подростки осваивают практики доброго отношения к животным, милосердия, заботы, внимания, понимания. В клубе дети и подростки имеют возможность общаться, развиваться, видеть животных и наблюдать, изучать их жизнь, ухаживать за животными и заботиться о них. Практика воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными реализуется в разнообразных социально-гуманитарных проектах, которые позволяют в разных

направлениях осуществлять организуемый процесс. В частности, в информационно-коммуникативном направлении осуществляется познание детьми и подростками основ взаимодействия, общения с животными, ухода за ними; освоение практик манипуляций и действий с животными.

Руководствуясь Распоряжением Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», мы обобщаем и осмысливаем имеющийся опыт воспитания в целях решения возникающих проблем практики воспитания. В клубе «Твои друзья» процесс общения с животными реализуется в разнообразных проектах, которые разрабатывают как сами дети, так и в содружестве с родителями и педагогами. Это позволяет целенаправленно организовывать воспитание и развитие детей и подростков в активной самостоятельной когнитивной, коммуникативной и практической деятельности. Мы учим детей разного возраста на примере внимательного отношения к животным доброте и милосердию, состраданию и сопереживанию, радости общения и достижений, умению преодолевать трудности, действовать, заботиться о животных и людях, проявлять духовность и душевность в процессе общения с животными. В содержании практики мы выделяем основные векторы, руководствуясь концептуальными положениями теории и практики воспитания. В число векторов, определяющих содержание практики воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными, входят:

- информационно-когнитивный, устанавливающий направление практики развития знаний детей о животных, о способах ухода за животными, о технологиях взаимодействия и общения с животными;

- креативно-коммуникативный, определяющий содержание практики взаимодействия детей между собой и с животными;

- праксеологический, регулирующий основные виды деятельности детей и подростков в процессе общения с животными.

Изучая практику воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными в клубе «Твои друзья», мы использовали технологии субъектной самореализации личности (ССЛ), разработанные профессором Е.И. Тихомировой, которые помогают решать возникающие проблемы воспитания. На основе технологий ССЛ выделены особенности организации социально-гуманитарных проектов в практике воспитания и личностного развития детей и подростков в процессе общения с животными: информационно-когнитивная направленность проектов («хочу узнать - могу рассказать»); креативно-коммуникативная востребованность проектов («интересно, полезно, увлекательно»); праксеологическая значимость проектов («делаю, изучаю, созидаю») [см. подробнее: 6].

Клуб «Твои друзья» как объединение по интересам позволяет развивать детей в содружестве с другими увлеченными детьми и взрослыми. Организуя социально-гуманитарные проекты клуба как взаимодействие детей и подростков с животными, изучая практику воспитания подростков в процессе взаимодействия с животными, мы ставим педагогическую задачу осмыслить имеющийся у нас опыт, расширять социальные контакты, изучать результаты организуемой нами практики социально-гуманитарного проектирования и определять ее перспективы. Решение поставленной задачи осуществляется комплексно в сотрудничестве с различными организациями, объединениями, с семьей, научно-исследовательской лабораторией ЛаСС СГСПУ. Мы активно включаемся в исследовательский процесс, участвуя в научно-практических конференциях [7]. Это позволяет решать и проблемы, возникающие в практической деятельности.

Практика взаимодействия подростков с животными организуется разнообразно, в частности уже почти 20 лет реализуется долгосрочный проект «Мир животных -мир друзей». Цель проекта: научить детей и подростков доброму и ответственному отношению к животным. В связи с этим

системно развивается умение детей и подростков быть внимательными и заботливыми по отношению к животным. Реализуется также традиционный социально-гуманитарный проект «Найди друга». Цель проекта: включать подростков в поиск и устройство бездомных животных в добрые семьи горожан. Результаты проведенного нами включенного лонгитюдного наблюдения подтверждают, что социально-гуманитарные проекты клуба «Твои друзья» влияют на развитие детей и подростков, активизируя их познавательную мотивацию; актуализируя потребность охотно и самостоятельно трудиться, познавать, узнавать новое; стимулируют духовно-нравственное развитие, общение и деятельность. В процессе реализации плана мониторинга изучены интересы детей и подростков как важной составляющей практики воспитания и личностного развития в процессе общения с животными. В частности, опрос подростков (10-16 лет), постоянно участвующих в работе клуба «Твои друзья», показал, что подростков интересует вопрос о том, как правильно заботиться о животных (более 42% мнений опрошенных подростков). 33,5% опрошенных подростков в процессе взаимодействия, общения с животными интересуются тем, как научиться дрессировать животных, чтобы «участвовать с ними на выставках, получать награды и призы». Около 20% обследованных нами подростков не проявили интереса и потребности узнавать что-то новое в процессе общения с животными. Таких подростков в основном привлекает непосредственно сам процесс взаимодействия, общения с животными. Эти подростки отметили, что им нравится «гулять с собакой», «играть с кошкой», «наблюдать за попугаем», «разглядывать смешного хомяка» и т.п. В процессе общения с животными у детей и подростков формируется потребность быть активными, инициативными, самостоятельными, деятельными, добрыми. Доброта на практике закрепляется как личностное качество, обеспечивающее формирование духовности, нравственности, граж-

данственности, социально адаптированной личности. Важно подчеркнуть, что практика воспитания и личностного развития детей и подростков реализуется педагогами в особой воспитывающей среде, в которой целенаправленно организуется непосредственное взаимодействие и общение с животными в режиме «свободного выбора», «реального взаимодействия». Это положительно влияет на изменения общей мотивации познания, общения и деятельности детей и подростков, формируя в них сочувствие и сострадание, потребность и стремление быть соучаствующими и полезными.

Таким образом, организуемая практика создает условия успешной реализации цели и решения задач, закрепляет приобретенные знания и умения, помогая накапливать опыт, побуждая детей и подростков быть активными, инициативными, позитивными, деятельными, заботливыми, отзывчивыми, сострадательными. Практика организуется как целенаправленный и системный процесс, в котором дети и подростки делают свой выбор, проявляют себя, активно и самостоятельно общаются, действуют в реальной, полезной, востребованной духовно-нравственной деятельности.

* * *

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. 8 июня. № 6693(122).

2. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Путь духовного обновления: основы христианской культуры: кризис безбожия. М. : Русская книга, 1993. 398 с.

3. Тихомирова Е.И. Проблемы совершенствования практики воспитания обучающихся в современных образовательных организациях // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар.науч.-практ. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). М. : Московский психолого-социальный университет, 2016. С.601-609.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 479 с.

5. Швейцер А. Культура и этика. М. : Прогресс, 1973. 342 с.

6. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 144 с.

7. Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы : материалы III междунар. науч.-практ. конференции (27-28 ноября 2014 г.) / сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. Самара : Асгард, 2015. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.