УДК 37.018.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
EDUCATION IN CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS
©2020
А.В. Железин A.V. Zhelezin
Целесообразность специальной организации воспитания учащихся в детской школе искусств определяется необходимостью концентрации внимания педагогов на формировании личности культурного, духовно богатого, нравственно развитого члена общества. В статье определены цели, задачи, принципы и основные направления организации воспитания средствами искусства в контексте личностного развития учащихся. Акцентируется внимание на компетентностном развитии педагогов как условии организация воспитания учащихся, которое невозможно без грамотных, высококвалифицированных специалистов.
Практика воспитания в ДШИ определяется как целенаправленный, специально организованный, интегрированный процесс, целью которого является использование возможностей искусства в развитии способностей и потребности учащихся проявлять себя в социуме как активную личность. Главным субъектом воспитательной деятельности школы искусств является сам учащийся. Акцент делается на специфику воспитания как личностно ориентированного процесса, организованного в воспитывающей среде, работу с инновациями, развитие социального сотрудничества.
Ключевые слова: воспитание; воспитывающая среда; организация; взаимодействие; искусство; детская школа искусств; педагоги; практика; принципы, учащиеся.
Particular attention to education in children's school of arts is predetermined by teachers' raising cultural, spiritual, moral awareness of their students. The article defines goals, objectives, principles and main aspects of education by means of arts in terms of students' personal development. It draws attention to the competences of the teachers as a crucial constituent of education that must be provided by competent, highly qualified educators.
Education in the children's school of arts is a purposeful, targeted, integral process aimed at using arts as a means of developing students' abilities and their striving for active self-expression. The main subject of education within the school is a student. The paper foregrounds education in terms of the student's personality-oriented process, that is carried out in educational environment, innovations and social collaboration.
Keywords: education; educational environment; organization; interaction; arts; children's school of arts; teachers; practice; principles; students.
Актуальность проблемы воспитания определяется необходимостью активизировать процесс личностного развития учащихся, результатом которого становится способность позиционировать себя как активную, творческую личность [1]. В этом контексте важны и вопросы воспитания как общественного явления, которое определя-яет необходимость и значимость воспитания человека в обществе [2].
В детской школе искусств (ДШИ) воспитание учащихся организуется как системный, многогранный процесс духовно-нравственного развития личности. Ставится задача воспитывать учащихся с помощью искусства, совершенствовать компетенции педагогов ДШИ в сфере воспитания.
Воспитание учащихся в детской школе искусств - это целенаправленно органи-
зованный, многогранный, интегрированный, системный процесс. Оно основано на реализации возможностей искусства, обеспечивающего духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие учащихся.
Процесс организации воспитания учащихся базируется на фундаментальных научных положениях концепции развития человека как личности, действующего и взаимодействующего духовно развивающегося субъекта [3-5]. Такое понимание опирается на теоретические положения культурно-исторической психологии о сотрудничестве ребенка и взрослого, а также на опыт практической помощи учащимся как реализация рефлексивно-дея-тельностного подхода [6].
Организация процесса воспитания учащихся в ДШИ включает в себя: определение стратегии воспитательного процесса; постановку цели, разработку программы, выбор технологий, диагностику и анализ результата.
В реализации процесса воспитания в ДШИ учитывается единство личности и деятельности, сознания и деятельности, деятельности и социума [7]; используются современные концепции, технологии, практики воспитания, разработанные в педагогике и психологии [5 ; 8-10].
Организация воспитания в ДШИ ориентирована на развитие компетенций педагогов и включает формирование «понятийного пространства» для того, чтобы установить единство представлений педагогов:
- воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки к активному участию в общественной и культурной жизни путём передачи общественно-исторического опыта от старших поколений к младшим;
- организация - упорядочивание системы, приведение её в соответствие с поставленными целями и задачами.
Организация воспитания в ДШИ включает использование разнообразных подходов, разработанных в науке: целостного; личностно и гуманитарно ориентированного. Особое место занимает процесс освоения педагогами ДШИ технологий воспитания учащихся, в том числе технологий субъектной самореализации личности [10].
Процесс организация воспитания в ДШИ осуществляется поэтапно. Первый этап - стратегический, включающий разработку стратегии, формулирование цели, составление программы воспитания. Второй этап - технологический, включающий освоение технологий, определение воспитывающих ресурсов. Третий этап - рефлексивно-диагностический, включающий диагностику и рефлексию результатов воспитания.
Анализ процесса организации воспитания учащихся в детской школе искусств показал, что этот процесс осуществляется
успешно в том случае, если он ориентирован на формирование особой воспитывающей среды, в которой используются возможности искусства. В этой среде организуется сотрудничество педагогов, учащихся, родителей; расширяются знания учащихся об искусстве; организуется обучение игре на музыкальных инструментах; корректируется поведение учащихся; практикуется презентация достижений учащихся: в познании, общении, художественно-творческой деятельности. Мы солидарны с Е.И. Тихомировой в том, что «воспитывающая среда существует в личностях, ими создается, в том числе личностью руководителя образовательного учреждения. Личность существует в среде, и в ней реализует свой личностный потенциал. Такова суть взаимодействия и взаимозависимости среды и личности. В организованной воспитывающей среде такая зависимость проявляется наиболее ярко, интенсивно и более значима, так как речь идет о становлении растущего человека, познающего и осваивающего законы социального существования» [11].
Воспитывающая среда ДШИ объединяет все направления воспитательной работы: информационно-когнитивное; креативно-коммуникативное, действенно-практическое.
Осуществляя процесс воспитания учащихся в ДШИ, педагогический коллектив ставит перед собой цель, формулирует основные направления, методы, критерии и показатели результативности работы, решает задачи.
Цель воспитания учащихся в ДШИ -создать воспитывающую среду, систематизирующую и интегрирующую процесс воспитания средствами искусства.
Приоритетные задачи: целенаправленно организовать жизнедеятельность учащихся в режиме «наибольшего личностного благоприятствования»; системно развивать духовно-нравственные, художественно-эстетические, когнитивные и коммуникативные интересы и потребности;
стимулировать компетентностное развитие педагогов в сфере воспитания.
Основные направления организации воспитания учащихся ДШИ:
- ценностно-целевое, раскрывающее базовые ценности и цели воспитания учащихся;
- эмоционально-коммуникативное, ориентирующее на создание комфортной среды позитивного взаимодействия и развития сотрудничества учащихся, педагогов, родителей;
- духовно-нравственное, использующее искусство как средство воспитания учащихся;
- рефлексивно-диагностирующее, обеспечивающее диагностику и анализ результатов организации воспитания учащихся.
Воспитание в ДШИ осуществляется на основе определенных принципов организации воспитательного процесса. Эти принципы разработаны педагогическим коллективом ДШИ совместно с научно-исследовательской лабораторией Субъектной самореализации и инновационных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета (НИЛ ЛаСС СГСПУ). В число данных принципов входят:
- принцип социальной ценности и личностной значимости искусства как ресурса воспитания;
- принцип процессуальной цельности и субъектной целеустремлённости процесса самореализации средствами искусства как технологии воспитания;
- принцип содержательного разнообразия, интегрированности и традиционной устойчивости искусства как ресурса воспитания;
- принцип стратегической последовательности и тактической постепенности реализации воспитания;
- принцип индивидуальности саморазвития, коллективно-групповых достижений в искусстве.
В целях достижения результатов воспитания учащихся в ДШИ организуется целенаправленное и системное взаимодействие и сотрудничество педагогов и уча-
щихся. Педагогами осуществляется профессиональная поддержка учащихся. При этом учащиеся становятся субъектами познания, общения, деятельности, активно включаются в разнообразную деятельность ДШИ.
Организация воспитания направлена:
- на изучение индивидуальных потребностей и способностей учащихся (организуются творческие конкурсы, марафоны, самопрезентации);
- развитие интереса к искусству (организуются креативно-коммуникативные практики, экскурсии);
- позитивное взаимодействие и сотрудничество учащихся, их родителей, педагогов (проводятся встречи, концерты, создаются ансамбли);
- творческую самореализацию в активной деятельности (творческие акции, проекты, марафоны);
- сотрудничество, сотворчество (разрабатываются совместные с разными организациями творческие социально ориентированные проекты).
Перечисленные формы работы обеспечивают стабильность и успешность использования искусства как ресурса воспитания.
Осуществляя диагностику результатов воспитания, педагоги изучают интересы, потребности, мотивы, ценности, знания, умения учащихся; обобщают свой опыт воспитания в ДШИ с целью его систематизации и распространения, корректировки. В частности, опрос педагогов и учащихся ДШИ показал, что все опрошенные педагоги, отвечая на вопрос «Какие возможности имеет искусство в воспитании человека?», акцентировали внимание на том, что искусство развивает у человека способность духовно и нравственно совершенствоваться, расширяет границы познания мира, учит понимать смысл бытия человека как духовно-нравственного субъекта социума. Учащиеся отмечали, что искусство помогает почувствовать красоту природы своей Родины, учит воспевать эту красоту, познавать традиции народа, эстетически развиваться, расширяя и совершенствуя свои индивидуально-личностные способности, креативные
и коммуникативные возможности; проявлять свои художественно-творческие способности.
Проведённое в ДШИ лонгитюдное (два года) включённое наблюдение показало, что педагоги (87%) и учащиеся (73%) осознают особое значение искусства в личностном развитии и воспитании. По их мнению, искусство побуждает к познанию нового, развивает интерес к произведениям искусства, учит творчеству, развивает эмпа-тию, умение понимать музыку, живопись, танец, театр. Сравнение результатов воспитания учащихся первого и второго года обучения (2017/2018 и 2018/2019 учебный год) показало, что у учащихся второго года обучения, по сравнению с учащимися первого года обучения, на 51% повысился интерес к искусству, появилось желание самостоятельно его изучать и пропагандировать. В частности, учащиеся второго года обучения стали обращать особое внимание на телепередачи об искусстве, делиться своими впечатлениями о концертах и выставках, просмотренных тематических фильмах, телепередачах, спектаклях, прочитанных книгах об искусстве, о жизни знаменитых людей - известных музыкантов, художников, актеров, певцов, танцоров. Как показывают результаты наблюдения и анкетирования, учащиеся второго года обучения охотнее участвуют в тематических дискуссиях, организуемых в ДШИ, высказывают своё обоснованное мнение о значимости искусства в жизни человека в эссе, рефератах, в которых высказывают своё представление о значимости искусства в жизни человека.
Развитие у учащихся интереса к искусству - важный результат воспитания в ДШИ. Кроме того, отмечается развитие способности учащихся к эмоциональному восприятию произведений искусства, расширение знаний в области искусства, активизация художественно-эстетической, музыкально-исполнительской и социально ориентированной деятельности.
Успешность организации воспитания зависит от профессионализма педагогов. В детской школе искусств востребован не
просто педагог, а грамотный профессионал, владеющий знаниями, технологиями воспитания и соответствующими профилю детской школы искусств профессиональными компетенциями.
Процессе воспитания в ДШИ ориентирован на развитие духовной культуры учащихся, активности личности, сотрудничества. Развиваются личностные достижения учащихся в освоении искусства: когнитивные (система знаний об искусстве, понимание семантики языка искусства), регулятивные (умение отличать подлинное искусство от неподлинного), ценностно-смысловые (проявление интереса к искусству, осознанное позитивное отношение к различным видам искусства). Отвечая на вопрос «Какие организованные в детской школе искусств мероприятия оставили у тебя наиболее сильное впечатление?», более 70% опрошенных учащихся назвали лектории, концерты, праздники, экскурсии, которые регулярно проводятся в ДШИ. Учащиеся отметили, что эти мероприятия запомнились потому, что позволили больше узнать о Родине, о людях искусства, о значении его в жизни человека, вдохновили на собственную творческую работу.
Организуя процесс воспитания учащихся в ДШИ, мы развиваем социальное партнерство и сотрудничество с учреждениями образования, культуры, социальными учреждениями, исследовательскими структурами. В частности, налажено сотрудничество с НИЛ ЛаСС СГСПУ. На обучающих семинарах педагогов ориентируют не только на реализацию процесса воспитания, но и на диагностику и анализ его результатов. Педагоги ДШИ совершенствуют свои компетенции в сфере воспитания, учатся исследовать этот процесс, изучают интересы и потребности учащихся, организуют тематические воспитательные мероприятия, участвуют в научно-практических конференциях, педагогических форумах, публикуют свои статьи.
В настоящее время воспитание учащихся в ДШИ характеризуется инновационными преобразованиями: развитие страте-
гии воспитания - духовно-личностное развитие коллектива педагогов и учащихся средствами искусства в условиях вынужденной изоляции; сотрудничество и сотворчество; индивидуально-групповые достижения; самореализация с целью художественно-эстетического и духовно-нравственного самосовершенствования; интенсивное развитие профессиональных компетенций педагогов ДШИ в области воспитания. Этот процесс конкретизируется в целенаправленном, системном и профессионально организованном художественно-эстетическом и духовно-нравственном личностном развитии как учащихся, так и педагогов, в их сотрудничестве.
Таким образом, можно констатировать, что организация воспитания учащихся в детской школе искусств как специально организованный целенаправленный, интегрированный процесс требует формирования воспитывающей среды на основе взаимодействия и сотрудничества, реализации возможностей искусства в личностном развитии учащихся. Стабильно успешное воспитание учащихся и компетентностное развитие педагогов позволяет ДШИ достигать поставленных целей, решать сложные педагогические задачи, определять новые перспективы воспитания.
* * *
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань : КГУ, 1988. 228 с.
2. Бехтерев В.М. Избранные произведения : статьи и доклады. М. : Медгиз, 1954. 528 с.
3. Модернизация современного образования на основе духовно-личностной парадигмы (аспект оптимизации образовательного процесса) : монография / под ред. В.А. Черкасова. Челябинск : Образование, 2005. 274 с.
4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М. : Инноватор-Bennet college, 1997. С. 177-184.
5. Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). М. : МПСУ, 2016. 816 с.
6. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М. : Индрик, 2007. С. 298-308.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 191 с.
9. Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы всерос. науч.-практ. конференции. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова ; под ред. Л.И. Тимониной ; Костром. гос. ун-т. Кострома : Костром. гос. ун-т, 2017. 320 с.
10. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда образовательного учреждения как объект управления // Письма в Emissia.Offline (The Emissia.Offline Letters) : электронный научный журнал. ART 925 июль - декабрь 2003 http://www.emissia.org/offline/2003/925.html (дата обращения: 24.09.2020).
11. Тихомирова Е.И. Проблемы совершенствования практики воспитания обучающихся в современных образовательных организациях // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). М. : МПСУ, 2016. С. 601-604.