Научная статья на тему 'Практика развития духовно - нравственного компонента здоровья студентов - аграриев'

Практика развития духовно - нравственного компонента здоровья студентов - аграриев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ / SPIRITUAL AND MORAL COMPONENT OF HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / КУРАТОРСКИЕ ЧАСЫ / CURATORIAL HOURS / КУРС ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ / METHODS AND TECHNIQUES / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ / SPIRITUAL NEEDS AND ABILITIES / БЕСЕДА / ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ / GROUP PROJECTS / ДНЕВНИКАХ САМОКОНТРОЛЯ / DIARIES / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / SELF-CONTROL DEBATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донич Павел Викторович

В статье представлена практика использования воспитательного потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, а также физической культуры (на занятиях воспитывается уважение к сопернику, достойное поведение в отношении проигравшего и т.д.). В укреплении духовно-нравственного ресурса наибольшую эффективность показали кураторские часы, проводимые на каждом курсе обучения в вузе с применением разнообразных способов и приемов: дневниках самоконтроля, дискуссия, беседа, групповой проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the practice of using the educational potential of the humanities disciplines, as well as physical culture (in the classroom foster respect for the opponent, worthy behavior towards the loser, etc.). The strengthening of spiritual and moral life have shown the most efficient curatorial hours spent in each course of study in high school with a variety of methods and techniques: self-monitoring diaries, discussion, conversation, group project.

Текст научной работы на тему «Практика развития духовно - нравственного компонента здоровья студентов - аграриев»

оздоровления, нравственного самосовершенствования. [10, с.15]

Психоэмоциональная среда вуза направлена на обеспечение личностного развития студента и сохранения его психического здоровья. В молодежной студенческой жизни нередки случаи психологического насилия, неудовлетворенность потребностей в личностном общении. Психоэмоциональная образовательная среда направлена на обеспечение и укрепление психического здоровья студентов через повышение стрессоустойчивости, занятий физкультурой и спортом, в спортивных секциях, участием в культурно-массовых мероприятиях, развитии коммуникативных способностей.

На уровне образовательного процесса нами было проведено тестирование со студентами 1 -4 курсов направления подготовки «Техносферная безопасность». Результаты анкетирования показывают, что студенты 1 курса не осознают понятие «экологическая образовательная среда вуза» и ее влияние на формирование личностных качеств студентов, социальной и психоэмоциональной безопасной среды. Студенты 1 курса не понимают значение «экологической образовательной среды» для формирования экологических знаний и сохранения здоровья. Ситуация меняется к 4 курсу, студенты понимают, что здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовательной сфере играют важную роль. На первое место вышла экологическая образовательная среда - 55% и на втором -психоэмоциональная образовательная среда - 47%, на третьем - социальная среда - 45,25%.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе определяются взаимосвязан-

ными факторами экологической образовательной, психоэмоциональной и социальной средами вуза, которые укрепляют здоровье студентов.

Список литературы

1. Брагина О. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Высшее образование в России. - 2007. - №9. - С. 113-115.

2. Белов Ю. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий и их использование в образовательной среде: материалы III региональной научно-практ. конф. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. - С. 20-29.

3. Даниленкова В. А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый. - 2015.

- №2. - С. 510-513.

4. Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. - 2014.

- №16. - С. 334-336.

5. Кисляков П. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоро-вьесберегающей среды вуза // Высшее образование сегодня. - 2010. - №7. - С. 86-90.

6. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 050711 (031300) - Социальная педагогика. - Москва: Академия, 2008. - 192с.

7. Николаева Н. И. Рекреационные технологии: учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - 451с.

8. Прохоров Б. Б. Социальная экология. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320с.

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ - АГРАРИЕВ

Донич Павел Викторович

Аспирант кафедры методологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского

АННОТАЦИЯ

В статье представлена практика использования воспитательного потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, а также физической культуры (на занятиях воспитывается уважение к сопернику, достойное поведение в отношении проигравшего и т.д.). В укреплении духовно-нравственного ресурса наибольшую эффективность показали кураторские часы, проводимые на каждом курсе обучения в вузе с применением разнообразных способов и приемов: дневниках самоконтроля, дискуссия, беседа, групповой проект. ABSTRACT

The article presents the practice of using the educational potential of the humanities disciplines, as well as physical culture (in the classroom foster respect for the opponent, worthy behavior towards the loser, etc.). The strengthening of spiritual and moral life have shown the most efficient curatorial hours spent in each course of study in high school with a variety of methods and techniques: self-monitoring diaries, discussion, conversation, group project.

Ключевые слова: духовно-нравственный компонент здоровья, физическая культура, кураторские часы, курс обучения, способы и приемы, духовные потребности и способности, беседа, групповой проект, дневниках самоконтроля, дискуссия.

The practice of spiritual and moral component of students' health-farmers

Keywords: spiritual and moral component of health, physical education, curatorial hours, training, methods and techniques, spiritual needs and abilities, discussion, group projects, diaries, self-control debate.

Развитие духовно-нравственного компонента здоровья выражается в том, что необходимо изначально направлять свои мысли и поступки на добро людям, усмирять в себе раздражение и гнев, освобождаться от страха и подозрительности, беречь и приумножать красоту и любовь к людям, веру в себя и те созидательные силы, которые несут в себе природа и окружающие нас люди. В.И.

Андреев обращает внимание, что духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека само-реализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости [1].

В своей работе мы стремились использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного

цикла, а также физической культуры (на занятиях по которой воспитывалось уважение к сопернику, достойное поведение в отношении проигравшего и т.д.). Однако в укреплении духовно-нравственного адаптационного ресурса наибольшую эффективность показали кураторские часы.

На первом курсе была проведена проблемная беседа «Как я понимаю нравственность». Студенты высказывали свои мнения и представления о нравственности, нравственном и безнравственном поведении, нравственных и безнравственных чувствах. В результате была составлена памятка, в которой перечислены нравственные (гуманные) и безнравственные (антигуманные) качества, поступки, отношения.

В процессе бесед, регулярно проводившихся на протяжении всего первого курса, были определены показатели нравственной воспитанности. К ним студенты отнесли наличие гуманистических черт характера и поведения, уважительное и доброжелательное отношение к людям, уровень развития совести, чести, стыда, мера требовательности к себе и другим.

На втором курсе студенты выполняли групповой проект по проблемам нравственного поведения и принятия ценностей в обществе. В составе группы были выделены шесть подгрупп, каждая из которых прорабатывала одну из известных теорий нравственности: биологическую, интеллектуальную, духовную, социальную, поведенческую, деятельностную.

Проработав в подгруппах эти теории, студенты высказывали аргументы за и против каждой из них, определяли наиболее эффективные, с их точки зрения, направления в формировании нравственной позиции молодежи.

В процессе духовно-нравственного воспитания в течение всего периода обучения внимание акцентировалось на таких категориях, как свобода, ответственность, совесть, счастье, справедливость, достоинство, долг. Мы стремились организовывать дискуссии, чтобы стимулировать активную позицию обучающихся в отношении нравственных проблем. Так, была организована дискуссия по проблемам лжи. На ней обсуждались такие вопросы:

- Что такое ложь? Что такое «святая» ложь?

- Как ложь влияет на отношения людей?

- Каковы последствия лжи?

- Какое общество провоцирует человека на ложь?

- Долго ли ты переживаешь обман?

- Может ли ложь войти в привычку?

- Хотите ли вы считать себя честным человеком?

- Почему вы хотите, чтобы люди говорили правду?

Обсуждаемые вопросы казались на первый взгляд

простыми, рассчитанными на универсальность и долго-срочность. Тем не менее, они вызвали оживленное обсуждение в группах и действительно, как отмечали сами студенты, заставили их задуматься о том, как важно жить для других людей, учитывать их интересы при достижении собственных целей.

Был организован цикл бесед о нравственности, проводимых в течение всего периода обучения студентов в вузе. Для обсуждения предлагались такие темы, как нравственность и политика, нравственность и профессия агрария, нравственность и наука, совесть и власть, гуманность и жестокость и т.д.

В дневниках самоконтроля студенты записывали свои выводы и размышления после каждой из проведенных дискуссий, а на третьем курсе, опираясь на свои записи, анализировали динамику своей нравственной позиции, намечали пути дальнейшей работы над собой.

Темы для проведения бесед о проблемах нравственности определялись преподавателем заранее. Однако следует отметить, что их последовательность была свободной, и для очередной беседы отбиралась тема, актуальная в связи с некими общественными процессами, ситуацией в группе или другими обстоятельствами. Так, например, дискуссия о лжи затронула проблему совести, что стало темой отдельной беседы. Нам импонировало активное участие студентов в проведении подобных бесед.

Мы отметили, что они более осознанно стали подходить к анализу обсуждаемых ситуаций, учитывали возможные последствия своих предполагаемых поступков, пытались поставить себя на место другого человека. При этом студенты совершенно справедливо отметили, что совесть требует не только умения отличать правильное от неверного, добро от зла и т.д., но и активного действия в соответствии с этим умением.

Обратим внимание на то, что общение студентов и преподавателя по проблемам нравственности имело характер анализа и самоанализа, а не поучения: обучающиеся не могут стать нравственным по совету, а лишь по внутренней потребности.

В процессе экспериментального изучения возможности укрепления нравственного здоровья, обучающихся мы стремились отойти от излишней теоретизации, проводили практические упражнения и тренинговые занятия. При их использовании мы опирались на требования абсолютного морального закона И.Канта - воспринимать свои поступки с точки зрения других людей, руководствоваться принципом «я хочу, чтобы со мной поступали также».

В частности, на третьем курсе были проведены занятия на развитие нравственного эмпатийного отношения к представителям других культур и преодоление стереотипов в общении с ними. При подготовке практических занятий мы опирались на материалы, предложенные Л.И.Гришаевой и Л.В. Цуриковой [2]. Для этого необходимо было, прежде всего, определить отличительные черты представителей своей культуры. Мы предложил на обсуждение тему: «Какими чертами характера обладает типичный русский?». Студенты отметили, что само выражение типичный русский непривычно на слух, поскольку традиционно говорят о типичных немцах/ англичанах/ американцах и т.д. При этом они сочли, что наиболее характерными чертами для русских людей являются простота, открытость, доверчивость, гостеприимство, отзывчивость, готовность помочь. Затем мы предложили им результаты опроса американцев, согласно которым наиболее характерными чертами для русских являются терпение, гордость, усталость, суровость, напряженность, ненадежность и предложили прокомментировать разницу. Обучающиеся обратили внимание, что более позитивные характеристики о той или иной культуре дают сами ее представители, в то время как представители других культур склоны к генерализации, оперировании стереотипными категориями.

Далее был проведен тренинг на определение роли стереотипов в общении с представителями других культур. Студенты выполняли упражнение «Отгадай, о ком идет речь». Каждый член группы получал листок с набором прилагательных - характеристик, традиционно приписываемых той или иной нации (общий для всех или каждому свой). Участники должны определить, к каким национальностям эти характеристики относятся.

- Бесшабашный, щедрый, ленивый, необязательный,

простодушный, бестолковый, неорганизованный,

бесцеремонный, широкая натура, любитель выпить.

- Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный.

- Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинтересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный.

Затем внимание было привлечено к необходимости выстраивать свои отношения на «надстереотипном» уровне. Для этого мы сделали подборку практических рекомендаций, содержащихся в путеводителях и руководствах, предлагаемых в туристических компаниях, например: в Египте нельзя спрашивать местных жителей про отношения между мужчинами и женщинами; в Италии не следует подробно рассказывать деловому партнеру о целях своей командировки; в Швеции с собеседником лучше вести разговор о музыке, машинах, детях; в Англии добрым знаком будет беседа о погоде или футболе. Обсуждение этих рекомендаций сопровождалось вопросом -

имеют ли они какое-либо отношение к стереотипам? Стереотипы какого рода принимают во внимание издатели подобных рекомендаций?

Результатом проведенной работы стало стремление обучающихся избегать обобщения и генерализованных выводов, оценивать личность, а не культурную группу, к которой она принадлежит. В любом случае, какой бы способ усвоения ценностей мы е рассматривали, принципиальным является то, что ценности, являясь регуляторами социального и профессионального поведения обучающегося.

Список литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студентов лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Зайцева Наталья Васильевна, Коробкова Екатерина Николаевна,

учителя истории и обществознания МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района Волгограда»

Душанова Айслу Хасановна,

учитель истории и обществознания МОУ «СШ №76 Краснооктябрьского района Волгограда»

REALIZATION OF THE REGIONAL COMPONENT BY EDUCATIONAL CREATING THE SCHOOL MUSEUM Zaytseva Natalia, teacher of history and social science, Lyceum №7, Volgograd Korobkova Ekaterina, teacher of history and social science, Lyceum №7, Volgograd Dushanova Aislu, teacher of history and social science, School №76, Volgograd

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается суть национально - регионального компонента образования, его важность в изучении истории. Авторы показывают способ реализации этого компонента, через создание школьного музея. Школьный музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Будучи тесно связанным с судьбами выдающихся личностей, он воспитывает у школьников любовь и уважение к ним, к своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.

Цели проекта: через создание музея способствовать формированию у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество. ABSTRACT

In the article the essence of national regional educational component and its importance in history learning is described. The authors demonstrate the way of realizing this component by creating the school museum. School museum, according to its profile increases and improves students' knowledge.Being connected with famous people's lives, it cultivates love and respect to them, to their motherland and its historical past.

The purpose of the project is to contribute to forming young generation's independence and pride for the native country (by means of the school museum)

Ключевые слова: музей, патриотическое воспитание, краеведение.

Keywords: museum, patriotic education, local history

Вся история России - это история каждого, даже самого маленького населенного пункта. На уроках истории в полной мере осветить даже некоторые аспекты развития того или иного региона достаточно сложно, времени для этого очень мало. Понимание хода исторического процесса немыслимо без усвоения истории края.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Понимание хода исторического процесса немыслимо без усвоения истории края. Изучение региональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.