Научная статья на тему 'Здоровье студентов в экологической образовательной среде вуза'

Здоровье студентов в экологической образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна

Мероприятия по охране здоровья студентов предусматривают пересмотр отношения к экологической образовательной среде с позиции «человек профессия здоровье», «природа жизнь здоровьесберегающие технологии». Качество здорового образа жизни студента при обучении в вузе определяется его средой обитания, т.е. экологической образовательной, социальной и психоэмоциональной средами. Проведение анкетирования и тестирования студентов в период обучения в вузе с применением здоровьесберегающих технологий и учетом характеристики экологической образовательной, психоэмоциональной и социальной сред показывают положительную динамику формирования у студентов активной жизненной позиции по сохранению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actions for health protection of students provide revision of the relation to the ecological educational environment from a position «the person-a profession-health», «nature-life-health saving technologies». Quality of a healthy lifestyle of the student when training in higher education institution is defined by its habitat, i.e. ecological educational, social and psychoemotional environments. Carrying out questioning and testing of students during training in higher education institution with application of health saving technologies and the accounting of the characteristic ecological educational, psychoemotional and social environments show positive dynamics of formation at students of active living position on preservation of health.

Текст научной работы на тему «Здоровье студентов в экологической образовательной среде вуза»

что такие средства оптимизации деловой игры, как планирование, отбор средств и обратная связь взаимосвязаны между собой, а также они влияют на формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

Развивающий эффект деловой игры и продуктивность её управлением достигается только тогда, когда средства оптимизации обучения используются в системе.

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Даниленкова Валентина Анатольевна

к.п.н., доцент, Калининградский государственный технический университет, г.Калининград

АННОТАЦИЯ

Мероприятия по охране здоровья студентов предусматривают пересмотр отношения к экологической образовательной среде с позиции «человек - профессия - здоровье», «природа - жизнь - здоровьесберегающие технологии».

Качество здорового образа жизни студента при обучении в вузе определяется его средой обитания, т.е. экологической образовательной, социальной и психоэмоциональной средами. Проведение анкетирования и тестирования студентов в период обучения в вузе с применением здоровьесберегающих технологий и учетом характеристики экологической образовательной, психоэмоциональной и социальной сред показывают положительную динамику формирования у студентов активной жизненной позиции по сохранению здоровья. ABSTRACT

Actions for health protection of students provide revision of the relation to the ecological educational environment from a position «the person-a profession-health», «nature-life-health saving technologies».

Quality of a healthy lifestyle of the student when training in higher education institution is defined by its habitat, i.e. ecological educational, social and psychoemotional environments. Carrying out questioning and testing of students during training in higher education institution with application of health saving technologies and the accounting of the characteristic ecological educational, psychoemotional and social environments show positive dynamics of formation at students of active living position on preservation of health.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, экологическая образовательная среда вуза.

Keywords: health saving technologies, ecological educational environment of university.

«Здоровье - это самое ценное, что есть у человека». - Н. А. Семашко.

Здоровье студентов - это самое важное в экологической образовательной среде вуза. Экологическая образовательная среда технического вуза направлена на создание экологически здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Экологическая образовательная среда в техническом вузе - комплекс мер и мероприятий, направленных на организацию экологического образовательного процесса с точки зрения экологии среды, выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни, формирования ответственности за свое здоровье. [см.:3] Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-воспитательный процесс в вузе, но и занятия спортом, питание, медицинское обслуживание, освещение, вентиляцию, санитарно-гигиеническое состояние помещений и др.

Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают разработку новых образовательных технологий, более здоровьесберегающих и экологичных.

Экологическая образовательная среда вуза зависит от расположения вузов, которые, как правило, располагаются в крупных промышленных центрах с плохой экологией, что также влияет на здоровье студентов.

В наибольшей степени в период обучения в вузе у студентов снижены показатели качества жизни, обусловленное эмоциональным состоянием, психическим и общим состоянием здоровья, что согласуется с интенсивной учебной нагрузкой и общей заболеваемостью студентов в период обучения. [см.:1]

Оптимальный эффект в улучшении качества жизни и в воспитании здорового человека достигается экологи-

ческим обучением и воспитанием, проводимым в определенной образовательной среде, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий экологического и педагогического характера. Экологическое воспитание и обучение включает в себя систематическое изучение основных сведений по экологии человека, охране здоровья и привитии гигиенических навыков на занятиях, проводимых на основе здоровьесберегающих технологий. Экологическая образовательная среда вуза включает в себя контроль за применением на практике приобретенных знаний и умений по экологии человека, привлечение студентов к участию в проведении мероприятий по экологии, охране здоровья (день здоровья и т.д.), а также диагностику среды и здоровья студентов с последующим мониторингом.

Главная особенность здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде - это формирование мотивации студентов на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Сохранение здоровья молодого поколения представляет собой не только социальную, но и нравственную проблему. Образовательная среда должна научить студента сохранять свое здоровье, чтобы в последствии студент мог перенести полученные знания и опыт на сохранение и приумножение качества жизни. Здоровье студента зависит от его образа жизни, привычек, питания, условий труда, то есть от факторов здоровьесберегающих технологий: - экологической, социальной, психоэмоциональной сред.

Социальная среда в техническом вузе - это все, что окружает студента, это проявление отношений между студентами, преподавателями, администрацией вуза, направленные на формирование у студентов социально значимых и одобряемых норм поведения, сознания, самоосознания своей жизненной позиции в отношении своего

оздоровления, нравственного самосовершенствования. [10, с.15]

Психоэмоциональная среда вуза направлена на обеспечение личностного развития студента и сохранения его психического здоровья. В молодежной студенческой жизни нередки случаи психологического насилия, неудовлетворенность потребностей в личностном общении. Психоэмоциональная образовательная среда направлена на обеспечение и укрепление психического здоровья студентов через повышение стрессоустойчивости, занятий физкультурой и спортом, в спортивных секциях, участием в культурно-массовых мероприятиях, развитии коммуникативных способностей.

На уровне образовательного процесса нами было проведено тестирование со студентами 1 -4 курсов направления подготовки «Техносферная безопасность». Результаты анкетирования показывают, что студенты 1 курса не осознают понятие «экологическая образовательная среда вуза» и ее влияние на формирование личностных качеств студентов, социальной и психоэмоциональной безопасной среды. Студенты 1 курса не понимают значение «экологической образовательной среды» для формирования экологических знаний и сохранения здоровья. Ситуация меняется к 4 курсу, студенты понимают, что здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовательной сфере играют важную роль. На первое место вышла экологическая образовательная среда - 55% и на втором -психоэмоциональная образовательная среда - 47%, на третьем - социальная среда - 45,25%.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе определяются взаимосвязан-

ными факторами экологической образовательной, психоэмоциональной и социальной средами вуза, которые укрепляют здоровье студентов.

Список литературы

1. Брагина О. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Высшее образование в России. - 2007. - №9. - С. 113-115.

2. Белов Ю. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий и их использование в образовательной среде: материалы III региональной научно-практ. конф. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. - С. 20-29.

3. Даниленкова В. А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый. - 2015.

- №2. - С. 510-513.

4. Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. - 2014.

- №16. - С. 334-336.

5. Кисляков П. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоро-вьесберегающей среды вуза // Высшее образование сегодня. - 2010. - №7. - С. 86-90.

6. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 050711 (031300) - Социальная педагогика. - Москва: Академия, 2008. - 192с.

7. Николаева Н. И. Рекреационные технологии: учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - 451с.

8. Прохоров Б. Б. Социальная экология. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320с.

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ - АГРАРИЕВ

Донич Павел Викторович

Аспирант кафедры методологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского

АННОТАЦИЯ

В статье представлена практика использования воспитательного потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, а также физической культуры (на занятиях воспитывается уважение к сопернику, достойное поведение в отношении проигравшего и т.д.). В укреплении духовно-нравственного ресурса наибольшую эффективность показали кураторские часы, проводимые на каждом курсе обучения в вузе с применением разнообразных способов и приемов: дневниках самоконтроля, дискуссия, беседа, групповой проект. ABSTRACT

The article presents the practice of using the educational potential of the humanities disciplines, as well as physical culture (in the classroom foster respect for the opponent, worthy behavior towards the loser, etc.). The strengthening of spiritual and moral life have shown the most efficient curatorial hours spent in each course of study in high school with a variety of methods and techniques: self-monitoring diaries, discussion, conversation, group project.

Ключевые слова: духовно-нравственный компонент здоровья, физическая культура, кураторские часы, курс обучения, способы и приемы, духовные потребности и способности, беседа, групповой проект, дневниках самоконтроля, дискуссия.

The practice of spiritual and moral component of students' health-farmers

Keywords: spiritual and moral component of health, physical education, curatorial hours, training, methods and techniques, spiritual needs and abilities, discussion, group projects, diaries, self-control debate.

Развитие духовно-нравственного компонента здоровья выражается в том, что необходимо изначально направлять свои мысли и поступки на добро людям, усмирять в себе раздражение и гнев, освобождаться от страха и подозрительности, беречь и приумножать красоту и любовь к людям, веру в себя и те созидательные силы, которые несут в себе природа и окружающие нас люди. В.И.

Андреев обращает внимание, что духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека само-реализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости [1].

В своей работе мы стремились использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.